27), как будто отклонил прославление Своей Матери, потому что «блаженными» назвал слышащих слово Божие и соблюдающих его (Лк 11. 28). Однако мнимость этих противоречий со всей очевидностью обнаруживается в свете Предания. Правосл. экзегетическая традиция объяснение евангельского текста Мф 11. 11 ищет в продолжении 11-го стиха, где содержатся следующие слова Христа: «...но меньший в Царстве Небесном больше его» (т. е. Иоанна Крестителя). Согласно этой традиции, рассматриваемый текст имеет в виду разные степени духовного совершенства, какие могли быть достижимы ветхозаветным человеком, к-рому еще не было доступно состояние обожения, и человеком НЗ, для к-рого в Искуплении, совершенном Иисусом Христом, открылась возможность приобщения к полноте благодати Св. Духа и вхождения в Царство Небесное ( Лопухин. Толковая Библия. С. 216). Св. Иоанн Предтеча был величайшим пророком; своей святостью он превзошел «рожденных женами» ветхозаветных праведников; однако он был сыном ВЗ и жил лишь надеждой на исполнение обетованных благ. Жизнь Девы Марии проходит в двух Заветах; и хотя ветхозаветный период Ее жизни являет собой предельную высоту Ее святости, какая была возможна до пришествия Христова, духовное совершенство Девы Марии во всей полноте осуществляется лишь в НЗ и несравненно превосходит Ее ветхозаветную праведность. Литургическое предание усматривает в Лк 11. 27-28 не умаление, а прославление Богоматери: этот текст включен в евангельское чтение во время всенощного бдения в Богородичные праздники. Объяснению этого, на первый взгляд, странного факта помогают др. евангельские места, в к-рых, как и в анализируемом тексте, говорится об отношении к слову Божию. В одном из них повествуется о том, как однажды пришли «Матерь и братья» Иисуса Христа, желая встретиться с Ним. Однако не могли этого сделать, т. к. Христос был окружен множеством народа. «И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

357 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды (священники были разделены Давидом на 24 чреды, и во главе одной из них был поставлен Авия) и мужем Елизаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. После наречения рожденного сына он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было пророка в Израиле. Предание о смерти Захарии изложено ниже (см. стр. 1). 361 Имя Елизавета означает “Бог есть клятва ее”. В Ветхом завете так звали жену первосвященника Аарона, брата Моисеева. В Новом Завете Елисаветой называется жена священника Захарии, из рода Аарона, мать Иоанна Крестителя и родственница Пресвятой Девы Марии Богоматери. 362 Иоанн Предтеча и Креститель Господень был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его. Он родился за 6 месяцев до рождения Господа Иисуса. Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Святая Церковь совершает 7 раз в году: 23 сентября (6 октября) – в честь его зачатия, 24 июня (7 июля) – в день его рождения, 29 августа (11 сентября) – в день усекновения его главы, 7/20 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля (9 марта) в память 1 и 2 обретения его главы, 12/25 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799 году десной его руки. 363 При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. 364 Иосиф не захотел обличить Ее мнимого преступления перед всеми, чтобы не подвергнуть ее позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву ( Втор. 22, 23–24 : “Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя”). Он намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

    Слава и ныне, гл. 8: «Дева, уневестившаяся Богу Владычица! По рождестве Своем Ты пришла в храм Господень, чтобы воспитаться во Святом Святых, как освященная. Тогда и Гавриил был послан к Тебе Пренепорочной, принося Тебе пищу. Все небесные силы удивлялись, видя Святого Духа, вселившегося в Тебя. Поэтому, Пречистая и Непорочная, на небесах и на земле прославляемая Божия Матерь, спаси род наш».     Стихира на литии, гл. 4: «Ныне Боговместимый Храм — Богородица приводится в храм Господень и Захарий принимает Ее; ныне Святое Святых радуется и все Ангелы таинственно торжествуют; с ними и мы, ныне празднуя, воззовем с Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеющий великую милость».     Стихира на стиховне: «Сегодня мы, верные, во множестве собравшись, духовно будем праздновать, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, приводимую в храм Господень, благочестно восхвалим, как предызбранную из всех родов в жилище Царя всех, Христа Бога. Девы, держа в руках светильники, идите вперед, почитая честное вхождение Вечнодевы. Матери, отложивши всякую печаль, сопутствуйте радостно, воспевая имеющую быть Богоматерью и Виновницею радости мира. Поэтому все радостно вместе с ангелом «Радуйся» воскликнем. Благодатной, всегда молящейся о душах наших».     Тропарь, гл. 4: «Ныне вступление к исполнению милости Божией и предвестие о спасении людей, в храме Божием торжественно появляется Дева и всем Христа предвозвещает, Ей и мы громко воскликнем: радуйся, исполнение предначертания о нас Создателя».     Величание: «Прославляем Тебя, Богом избранная Отроковица и почитаем Твой вход в храм Господень».     Стихи псалмов:     «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на Святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли» (Пс. 47:2-3). «Славное возвещается о Тебе, град Божий» (Пс. 86:3). «Город великого Царя, как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит Его на веки» (Пс. 47:3, 9). «Святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5). «Сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Стала Царица по правую сторону Тебя в Офирском золоте. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Дочери царей между почетными у Тебя. Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю, за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя. Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего и возжелает Царь красоты Твоей. Сделаю имя Твое памятным в род и род. Поэтому народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс. 44:10-16, 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Очищение уст пророка Исайи” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 11 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Как ветхозаветный прообраз евхаристии в храмовых росписях христианского востока Очищение уст Исайи — часть видения Пророка, ветхозаветный прообраз Евхаристии. Кроме того, оно символизирует Воплощение Господне, возвещает Рождество Христово. Исайя — один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7). Глубоко и значительно это место книги Пророка; его многократно толковали Отцы Церкви. Его евхаристическое значение раскрывается в том, что причащальная лжица была названа тем же словом, что и клещи (labj), которыми Серафим берет уголь с жертвенника (по тексту Септуагинты). Тексты евхаристических молитв святителя Иоанна Златоуста и преподобного Симеона Метафраста говорят о символической тождественности угля жертвенника и Святых Даров: Но да будет ми угль Пресвятого Твоего Тела; Давый пищу мне плоть Твоею волею, огнь сый и опаляяй недостойныя ; Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего; Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть . О значении этой сцены как знака Пришествия Господня во плоти и Рождества говорит большая часть текстов, отмечая при этом ясность и очевидность евхаристического смысла. В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11) 1 . Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону 2 ; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа 3 ; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный 4 .

http://pravmir.ru/ochishhenie-ust-prorok...

Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. 6 апреля, 2012 В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Благовещение. XIV век. Охрид Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г. Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Благовещение. Армянская рукопись Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Синайская икона Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников. Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий Благовещение. Франческо Албани Благовещение. Бальдоовинетти Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-kartiny...

Богоматерь с младенцем на престоле, Поклонение волхвов VI в. Византия. 12.4 х 21.7 см. Британский музей, Лондон, Великобритания В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении пастухов и ангелов. Евангелие от Луки отличается особой точностью и строгой хронологической последовательностью. Его рассказ о Рождестве начинается с описания исторической обстановки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Аавидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» ( Лк. 2:1–5 ). Действительно, упоминаемый эдикт о переписи вышел в 746 г. от основания Рима, а в Иудее перепись началась приблизительно в 750 г., в последние годы царствования Ирода. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, причем, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому-то Дева Мария и Иосиф пришли в Вифлеем: их предок, царь Давид, родился именно там. Дата этого события, указываемая историками «от основания Рима», – неточная. В республиканском Риме чаще считали года по именам правивших консулов. Только в правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), когда республиканская форма государственного устройства стала сменяться на имперскую, началось летоисчисление «ab urbe condita» – «от основания города». Традиционно считается, что Рим был основан в 753 году до н. э. Таким образом, 753 год ab urbe condita стал 1-ым годом от Рождества Христова, или новой эры. Вифлеем встретил путешественников неласково: им не нашлось места в гостинице, поэтому семейству пришлось устроиться на ночлег в пещере, куда в ненастье загоняли скот. " Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк.2:6–7 ).Один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия, блж.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

В сороковой день по рождестве Господа нашего Иисуса Христа, Он был принесен Матерью Своею и Иосифом в Храм Иерусалимский. Этого требовал закон Моисеев, по которому, со времени избавления первенцев Израильских от поражения в ночь исхода Евреев из Египта, всякий младенец мужеского пола, перворожденный у матери, приносим был ко святилищу для представления пред Господа. При этом случае мать приносила к священнику, на жертву Господу, единолетнего агнца и молодого голубя или горлицу; если же она была не в состоянии принести агнца, то от нее требовались две горлицы или два молодых голубя. Пресвятая Дева Мария могла принести в Иерусалим только последнюю жертву. Когда Она с Иосифом принесла Младенца Иисуса во храм, чтобы совершить над Ним законный обряд, их встретил один святый старец, по имени Симеон. В своих преклонных летах он желал только одного утешения – видеть Христа Избавителя, и, может быть, скорбел, что смерть похитит его прежде, чем сбудется это всемирное ожидание. Но Духом Святым возвещено было ему, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И теперь Дух Святый внушил ему войти во храм для сретения Богомладенца. Симеон взял Его на руки свои, воздал славу Богу, и сказал: «Ныне (теперь-то наконец) отпущаеши (из сей жизни) раба Твоего, по глаголу (по обещанию) Твоему, с миром (с радостным духом), яко (ибо вот) видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал (Спасителя, Которого Ты воздвиг) пред лицем всех людей (всех народов земных) – Свет во откровение языков (свет для просвещения язычников) и славу людей Твоих – Израиля!» Иосиф и Богоматерь удивились этим словам. Симеон благословил и их, и сказал Марии Богоматери: «Вот, из-за Него многие (соблазнившись) падут и (многие раскаявшись) восстанут во Израиле; Он будет в предмет противоречий, так что у многих откроется их образ мыслей. И Тебе Самой будет некогда так тяжко, как бы меч пронзил сердце Твое». Тут же была одна восьмидесятичетырехлетняя вдова, Анна, дочь Фануилова. Более шестидесяти лет вдовства своего она посвятила посту и молитве, и не отходила от храма. Конечно она не могла не знать Пресвятой Девы Марии, и, может быть, была одной из собеседниц Ее отрочества. Подошла и она, стала благословлять Господа, и говорить, что все ожидающие избавления в Иерусалиме найдут Избавителя в этом Младенце. Совершивши все по закону Господню, Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Богомладенцем возвратились в Вифлеем. Как нам смотреть на свою смерть?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого 258 . Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат ( Мф. 19:12 ; Лк 8:8 ). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству 259 . Свидетель тому Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ). Слово «ныне» не имеет отношения к предвечному рождению 260 , которое вне времени. 4 . Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, врата, через, которые Христос войдет и выйдет и ворота (сии) будут затворены ( Иез. 44:1–3 ). В вратах этих Христос – дверь овцам ( Ин. 10:7 ) и Восток – имя Того ( Зах. 6:12 ), через Кого мы имеем доступ к Отцу ( Еф. 2:18 ), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры -предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля, да шумит море и что наполняет его (Пс, 95:11), ибо в нем рождается раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына – драгоценнейшую жемчужину – Христа ( Мф. 13:46 ) 261 . Из этой [раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение ( Пс. 27:3 , Ис. 61:1 ). Да ликует природа, ибо рождается Агница, [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности 262 , Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исайи, во чреве приимет, и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: «с нами Бог» ( Ис. 7:14 , Мф, 1:23). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог. Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас 263 ( Ис. 8:8–9, 63:9 ). Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам ( Пс. 117:26–27 ). Устроим праздник в честь рождества Богородицы. Возвеселись, Анна, неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами ( Ис. 54:1 ; Гал. 4:27 ). Радуйся, Иоаким, ибо от твоей дочери Младенец родился нам, Сын и дан нам, и нарекут имя Ему: Великого Совета о всемирном спасении ангел, Бог Крепкий ( Ис. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова. Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились ( Деян. 13:2, 3 ). Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан ( Мф. 17:2 ; Флп. 3:20, 21 ) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских? Потому, что они – не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя ( Мф. 17:21 ), «изгоняется постом». Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 )? Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе – ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9ср. 7:5) Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 )? Нет, не оправдывают, потому что, если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Во-вторых, это про царский род, где все свои, каждый другому родственник, семья с длинной и красивой историей. При чем здесь я, у которого даже в русском дворянстве нет ни родственников, ни связей? Мысли честные. Но предельно далекие от Евангелия. Ведь для христиан первых веков это скучное родословие было не просто доказательством легитимности Христа, но и нашей семейной историей. Христос усыновил Себе каждого человека, а для призванных Он не просто Бог Воплощенный, не только Пророк и Учитель, но и Брат — единокровный и единотелесный. Через Крещение и Евхаристию мы становимся с Отраслью Давида буквально единой крови — мы самые ближайшие родственники и Христу, и Богоматери, мы самые настоящие давидиды — через Иисуса мы прямые потомки царя Давида и родственники премудрого Соломона. Подумайте: еврей из евреев апостол Павел был всего лишь из колена Вениаминова, а самый скромный и простой христианин — подлинный потомок Давида, царских и мессианских кровей! Сам Христос говорит о Себе и о нас: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5). Последняя фраза звучит как предостережение от высокомерия любого рода, о котором и апостол Павел писал: … если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня из сока маслины, то не превозносись перед ветвями (Рим 11:16-17). Гордость многогранна, но нередко она проявляется в виде комплекса неполноценности, и очень грустно видеть, как христианин, потомок Давида, единокровный брат Христа и Девы Марии, ищет себе каких-то степеней, баронских титулов, выпрашивает одобрения то у «белых господ» европейцев, то среди своих ищет ту самую белую кость и голубую кровь, которая, как уверяют, делает наполовину человеком. — А вот говорят: в интеллигенте обязательно должна быть хотя бы капля еврейской крови… — Да у меня что ни капля — чистый Израиль! — Как это вы так управились? — Хожу туда, где самые еврейские евреи! Евреистей уже просто не бывает — сплошные потомки Давида!

http://pravmir.ru/czvety-i-zvezdy-rozhde...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010