Владыка Евфимий провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря и показал его достопримечательности. Представители Коптской Церкви поклонились главным святыням обители — кресту с частицей Животворящего Креста Господня, Влахернской иконе Божией Матери, мощевикам с частицами честных останков первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Петра, митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского и сонма святых Успенской Киево-Печерской лавры. В Сергиевском храме паломники присутствовали на молебне с акафистом Толгской иконе Божией Матери и приложились к чтимому Высоко-Петровскому списку этого Богородичного образа, который по сложившемуся обычаю в этот день был доставлен в обитель из Государственного исторического музея. В тот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместник обители игумен Иоанн (Лудищев) показал паломникам из Египта монастырские храмы — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и собор Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, где почивают мощи небесного покровителя обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Благочинный Сретенской обители иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказал об истории и современной жизни монастыря и ответил на ряд вопросов гостей, интересовавшихся различными аспектами организации общежительной жизни в русских монастырях. Братское общение продолжилось за совместной трапезой. В честь прибытия высоких представителей Коптской Церкви был дан концерт с участием хоров учащихся Сретенской духовной академии и воспитанников воскресной школы монастыря. В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой). Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов.

http://radonezh.ru/2023/08/23/delegaciya...

На территории последнего возведена часть укреплений Брестской крепости. Фактически накануне празднования тысячелетия города возродилась монашеская жизнь на Брестчине. Первый молебен на территории современного монастыря был отслужен 4 декабря 2001 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако по-настоящему годом рождения обители стал 2002 г. С одной стороны, в соответствии с определением Священного Синода Белорусского Экзархата 20 февраля 2002 г. Рождество-Богородицкое сестричество было преобразовано в монастырь официально. С другой — ровно через год после первого молебна — 4 декабря 2002 г. состоялось освящение престола домовой одноименной церкви монастыря. Если в момент открытия в 2002 г. в монастыре было 11 насельниц, то в 2009 г. их насчитывается уже 26, а в 2013 г. — более 30. Заметно увеличилось количество прихожан, которых домовая церковь просто не способна вместить. В 2011 г. появился летний храм. Несмотря на то, что в 2005 г. городские власти выделили Свято-Рождество-Богородичному женскому монастырю в постоянное пользование бывший «казематированный редут» Брестской крепости (двухэтажное здание) и 88 соток земли, однако для постоянно растущей обители этого не достаточно. В одном тесном корпусе находятся церковь, жилые помещения и все службы монастыря. В 2006 г. по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви Святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Богомольцев сюда привлекает древний Никольский храм (1771 г.) и источник, освященный в честь Святителя. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря, как и всей Брестской земли, является преподобномученик Афанасий (Филиппович). Именно в его честь она и возрождалась. Кроме того, накануне принятия решения о воссоздании монастыря 31 января 2002 г. в Белорусской Православной Церкви был прославлен священномученик архидьякон Никифор (Кантакузен), Экзарх патриарха Константинопольского, который в 1596 г. возглавил Брестский антиуниатский собор. Он стал вторым покровителем обители. Судьбы этих святых переплелись, как и судьбы двух монастырей в одно единое целое. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13540

Монастырь был закрыт в 1923 г. Разрушен Тихвинский собор и церковь Иоанна Крестителя. Монастырские постройки разбиты на щебень для дорог. Остался только Троицкий собор. Материал из книги В.М. Неделин, В.М. Ромашов " Архитектурные древности Орловщины " В настоящее время обитель передана верующим. Идет восстановление Троицкого Рождество-Богородичного, но уже женского монастыря. По словам очевидцев, Троицкий собор уже практически полностью отремонтирован. Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь в километре от города Болхова - один из известнейших древнерусских монастырей. Называли его и Царским монастырем, потому как во все времена имел он царственных покровителей. Обители оказывали помощь преемники царя Алексея - цари Иван, Петр и царевна Софья, посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I, благодетельствовали и монастырю, и городу. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Несколько веков были известными жертвователями знаменитые русские фамилии: Шеншины, Хотетовские, Горчаковы, Милославские, где и погребались по завещанию. Троицкий собор монастыря построен в 1668 г., исполнен как миниатюра Успенского храма Московского Кремля пожертвованиями царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской, их же родственники погребались в монастыре. Уникальный памятник архитектуры 17 века. Собор включен в список Федеральных памятников культуры и архитектуры. С 2002 года в обители монастыря медленно возрождается монашеская жизнь. Восстановлены келейный корпус, Троицкий собор и усыпальница у стен собора - место погребения в 1847 году преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года открыта усыпальница для молитвенного поклонения. Город Болхов - Орловский Суздаль. В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области - один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск - это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей - за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд. И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали - картина...»

http://sobory.ru/article/?object=03009

Церковь Рождества Богородицы на Болоте построена в 1690 г. на месте Богородичного женского монастыря как церковь при кладбище. Церковь была одноглавой и имела трехчастую осевую структуру, решенную в виде «корабля». В XIX в. ее шатер был заменен шпилем. В 1872 г. на средства купца Зызыкина вокруг этой церкви на месте болота был разбит сад. В 1930 г. в церкви запрещены богослужения, в 1932 г. сняты колокола и разобран иконостас, в этом же году в помещении церкви открыт зернозаготовительный пункт. В 1936 г. церковь полностью разрушена. http://kashin.ortox.ru/khramy_kashina На территории Кремля, в конце владычного конюшенного двора писцы отметили кладбище, а неподалеку церковь " Рождество Пресвятыя Богородицы, что наболоте " . Писцовая книга дает очень скудный материал для восстановления ее внешнего вида. Известно только, что она имела трапезу и паперть, на паперти - колокольню с пятью колоколами, а " весу в них неведомо сколько " . Теперь обратимся к плану Твери начала XVIII века, названному " Фасат города Твери " . Церковь на нем выглядит очень высокой и стройной. На основную ее клеть поставлены еще две, убывающие по ширине. По классификации академика Игоря Грабаря такие церкви относятся к типу ярусных, а в старинных строительных актах обозначались термином " четверик на четверике " . Внутренность церкви хорошо освещалась многочисленными окнами в основной клети и верхних четвериках. К сожалению, план не дает дополнительных сведений о конструкции колокольни или паперти. По богатству Рождественская церковь не уступает находившимся в кремле Никольской или домовой архиепископской. Убранство ее, по описаниям, очень красочно. Преобладала позолота и любимый нашими предками красный цвет. " Писаные на золоте " царские двери, золотой фон части образов иконостаса, позолоченные оклады и преимущественно красные пелены у икон из привозных тканей - киндяка, дороги, атласа. Несмотря на частые пожары в кремле, церковь сумела сохранить старинные иконы, такие, как находившийся в иконостасе образ Рождества Богородицы, написанный на золотом фоне, с позолоченными венцами и теми украшениями, что " прикладывали " в старину прихожане к почитаемым иконам: позолоченными гривенками и копейками, крестами, жемчужными рясками и серьгами.

http://sobory.ru/article/?object=40071

В 1691 г. строителем Екатерининского монастыря Савватием освящена построенная на старом месте новая деревянная церковь Святителя Николая с приделом Василия Блаженного. В 1710 г. селом владел Александр Данилович Меншиков. В 1812 г. начато возведение ныне существующей каменной церкви. Первоначально построены трапезная и колокольня. В 1821 г. в трапезной освящён придел Василия Блаженного. Главный престол освящён в 1827 г., во 2-й половине XIX в. - придел преподобного Нила Столбенского. Белокаменная ограда устроена в 1830 г. Храм в советское время не закрывался и сохранил внутреннее убранство. Протоиерей Олег Пэнэжко Храм не закрывался в советские годы, поэтому стал приютом для святынь из уничтоженных и поруганных церквей округи. Среди таких икон есть одна необычная – это список знаменитой Ченстоховской Божией Матери, оригинал которого находится в католическом монастыре Ясная Гора в Польше. О том, какими путями польский образ оказался среди чтимых икон подмосковной церкви, пойдет речь в этой статье. Ченстоховская Божия Матерь – самая известная икона католической Польши, хотя почитается не только католиками, но и православными. Несмотря на то, что польский образ Божией Матери является общей святыней двух христианских конфессий, ее списки в Российской империи распространялись в основном в соседних с Польшей губерниях на западе Белоруссии и Украины. Вот почему странно встретить этот чудотворный лик в подмосковном сельском храме. Оказывается, почитаемая в Ермолино старинная икона преодолела долгий путь, прежде чем попала в окрестности города Видное. История подмосковной святыни начинается в белорусском городе Гродно – на стыке двух этно-конфессиональных миров: польского католического и русского православного. В этой пограничной местности монастыри и храмы в ходе истории не раз переходили из одной конфессии в другую, следуя политическому влиянию то Польши, то Российской империи. Такая судьба была и у Рождество-Богородичной обители в Гродно, откуда родом подмосковный список Ченстоховской иконы. Считается, что еще в XVI столетии, до Брестской унии 1596 года, на месте обители находился православный Пречистенский храм. Гродно в то время находился под властью Речи Посполитой, где православие активно заменялось унией. В XVII веке храм отдали униатам, а затем при нем поселилась небольшая женская община монахинь-базилианок. Почти двести пятьдесят лет в этих краях господствовала католическая уния, но в 1839 году состоялся знаменитый Полоцкий собор униатского духовенства, по итогам которого большая часть населения западных губерний Российской империи воссоединилась с Российской церковью. Вскоре после этого вместо униатского женского монастыря в Гродно была учреждена православная Рождество-Богородичная обитель.

http://sobory.ru/article/?object=06559

По благословению архиепископа Феогноста доклад «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века» епископа Лидского и Сморгонского Порфирия , председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата , зачитал наместник Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей). Епископ Порфирий напомнил о наиболее характерных эпизодах из жизни святого Патриарха Тихона, святителя Луки Крымского, священномученика Петра (Полянского) и других исповедников веры, сознательно принявших страдания за Христа. Автор доклада особо подчеркнул, что в каждом таком жизнеописании засвидетельствован урок, имеющий для нас большое значение: история святости в ХХ веке — «несокрушимый фундамент», на котором Церковь выстояла в жестоких испытаниях. Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия представил аудитории исследование «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия». В своем выступлении митрополит Исаия заострил внимание слушателей на том факте, что интенсивность репрессий в отношении Церкви в послереволюционной России была сопоставима с гонениями в первые века христианства. Русские новомученики оказывают огромное влияние на весь мир. Они приводят к вере, укрепляют и вдохновляют множество людей, в том числе в тех странах, где христиане и ныне претерпевают преследования. Пленарное заседание направления завершилось выступлением митрополита Горийского и Атенского Андрея на тему «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь». Владыка Андрей познакомил участников Чтений с судьбами грузинских подвижников и напомнил, что путь исповедания веры и подвиг возрождения вековых устоев Церкви Христовой Русская и Грузинская Церкви прошли вместе. «Новомученики, какой Поместной Церковью они ни были бы прославлены, — это наши общие святые, наши общие покровители, наши общие отцы и матери», — сказал докладчик. Работа направления продолжилась на заседании секции «За Христа пострадавшие: значение опыта новомучеников и исповедников Церкви Русской для современного монашества» под председательством митрополита Святогорского Арсения (куратор — настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова)).

http://patriarchia.ru/db/text/4792532.ht...

По окончании Литургии было совершено славление празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Владыка Вениамин огласил Патриаршее поздравление , а затем обратился к верующим со словом назидания. Настоятельница монастыря игумения Гавриила (Глухова) была удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги I степени. В дар обители Патриарший экзарх передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С приветственным словом к присутствующим обратились председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и председатель Гродненского облисполкома. Далее Предстоятеля Белорусской Православной Церкви приветствовали настоятельница обители и воспитанники монастырской воскресной школы. Митрополит Вениамин поздравил всех с юбилейной датой обители, поблагодарил за совместную молитву и преподал архипастырское благословение. В тот же день состоялась церемония открытия памятника митрополиту Филарету (Вахромееву ; † 2021 ), первому Патриаршему экзарху всея Беларуси. Также была открыта мемориальная комната, посвященная приснопамятному архипастырю. Рождество-Богородичный монастырь расположен на территории, где в средние века стоял Пречистенский храм — «ровесник» знаменитой Коложской церкви. Женская обитель здесь действовала с 1633 года. В 1960 году власти выселили монахинь в Жировичи Гродненской области. Треть века обитель пустовала, в ее помещениях был устроен музей атеизма и истории религии. 10 мая 1992 года на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря и о назначении настоятельницы. 1 июля 1992 года, в праздник Боголюбской иконы Божией Матери, в обители состоялось первое богослужение, которое возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). 14 января 1993 года был освящен восстановленный храм преподобного Сергия Радонежского. 1 июля 1993 года монастырю был возвращен главный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы обители были возвращены все монастырские здания.

http://patriarchia.ru/db/text/5961737.ht...

Мироточение Владимирской иконы Божией Матери продолжалось полгода. Святое миро по благословению игумении было собрано в ковчежец в виже креста, и сейчас хранится в киоте при иконе. Владимирская-Мироточивая икона (так стали называть святыню) прославилась чудесами, в том числе чудом исцеления бесноватой женщины. В ХХ в. в честь Владимирской-Мироточивой иконы Божией Матери составлен Акафист. История Гродненской обители в ХХ в. началась с необычайного расцвета монастыря. В 1900 г. Священный Синод постановил перенести Св.-Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток, что вблизи г. Гродно, с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Св.-Рождество-Богородичного женского монастыря. Подворья этого монастыря были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине. Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовал приют для сирот, школа, сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские. Земельные угодья монастыря обрабатывались на самом образцовом уровне, так что на сельскохозяйственных выставках продукция монастыря отмечалась медалями и дипломами. Готовился приезд в монастырь Императора Николая II. Этим планам помешала Мировая война. В связи с приближением фронта монастырь был эвакуирован в 1914 г. в Москву, где сестры во главе с игуменией пережили революцию, гражданскую войну и начало большевистских гонений на Церковь. В 1921 году сестры во главе с игуменией приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был частью Польской республики, и польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Поэтому сестры вернулись в стены древней Гродненской обители, которая в годы расцвета была подворьем Красностоцкого монастыря. С тех пор до самого своего закрытия в 1960-м году монастырь оставался действующим, не смотря на все события мировой истории: воссоединение с Советской Белоруссией в 1939 году, начало Великой Отечественной войны и немецкую оккупацию, и послевоенные советские репрессии против священнослужителей. Именно в Гродненской Св.-Рождество-Богородичном монастыре совершил свое последнее богослужение священномученик Серафим Жировицкий.

http://pravicon.com/info-719

В сентябре 1950 г. советская власть скит расформировала. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был преобразован в приходской. Жилищные помещения с теплым храмом использовала местная власть под сельсовет и культурнопросветительные заведения села, магазин и контору колхоза, хата-читальня и школу. Перед открытием монастыря власть использовала помещение как фельдшерско-акушерский пункт и библиотеку. Скит имел еще один жилой деревянный дом, который в 70-е г.г. XX в. сельский совет продал как строительный материал. 14 августа 1990 г. Бронниковский сельсовет народных депутатов своим решением удовлетворила просьбу жителей Билевских Хуторов о передачи бывшего дома скита церковной Общине села. В свою очередь члены церковной общины в 1992 г. решили передать возвращенное им помещение женскому монастырю. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 1 сентября 1992 г. было принято открыть женский монастырь в селе Билевские Хутора. С 1992 г. в святой обители снова возродилась иноческая жизнь. К жилому корпусу с теплой церковью в честь иконы Богоматери " Достойно есть " пристроен двухэтажный дом, построен трехэтажный жилой корпус с гостиницей и теплым храмом. На протяжении 2003 г. Свято-Рождества Богородицы женская обитель жила своей полной жизнью. По благословению архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея (Ващука) архимандритом Савватием (Хомазюком), наместником Свято-Успенского мужского монастыря, был совершен иноческий постриг в мантию над двумя насельницами святой обители. Главная святыня Рождество-Богородичного монастыря - чудотворная икона Божией Матери " Взыскание погибших " , которая находится над Царскими Вратами в Рождество-Богородичном храме. Празднуется в обители дважды в год: 18 февраля и в среду Светлой Седмицы. 24 июня в обители отмечается праздник в честь благодатной иконы Божией Матери " Достойно есть " . Сия икона с Афонской Горы находится на Горнем месте в Свято-Рождества Богородицы храме и для поклонения недоступна. В святой обители также находится список Почаевской иконы Божией Матери и Святой Крест, в котором находится камень из Гроба Господня и частица святых мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского.

http://sobory.ru/article/?object=29474

С приветствием к участникам конференции также обратился председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского городской епархии, ответственный секретарь московского регионального этапа Чтений иеромонах Онисим (Бамблевский), который выразил надежду, что нынешняя встреча останется не только в сердцах ее участников, которые помнят о отце Гаврииле и его подвиге, но и послужит к дальнейшему прославлению старца и его общероссийскому признанию. В организации и работе конференции приняла участие и выступила с докладом сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Балашова, куратор регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений. Также с докладами выступили секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии протоиерей Алексей Колчерин, преподаватель Калужской духовной семинарии протоиерей Андрей Лобашинский, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Одесской епархии протоиерей Димитрий Яковенко, руководитель Отдела образования и катехизации Абаканской епархии, директор Православной гимназии святителя Иннокентия Московского протоиерей Александр Горбатов, настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии игумения Евфросиния (Головнева), клирик Крестовоздвиженского храма г. Вязники Муромской епархии диакон Виктор Маряшин, заместитель главного редактора издательства московского Данилова ставропигиального мужского монастыря «Даниловский благовестник», научный сотрудник Отдела новейшей истории ПСТГУ Татьяна Петрова, руководитель музея преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Марфо-Мариинской обители милосердия Наталья Матошина, судебно-психиатрический эксперт ФМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Любовь Пищикова, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов, доцент Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Вадим Семенков; видео-доклад прислала ответственный редактор журнала Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей «Весна духовная» (США) Зоя Градова (Врублевская). О чудесах от мощей преподобного Гавриила свидетельствовали насельница, прихожане и паломники Седмиезерной Богородичной пустыни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4628913...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010