3. Большое значение в практике современных обителях имеют такие формы воспитательной и просветительской работы как проведение духовных бесед в детских домах и тюрьмах, организация катехизаторских курсов и воскресных школ, издание и публикация душеполезной литературы. 4. Глубокое значение, формирующее мировоззрение человека и его круг ценностей имеет миссия монастырей по сохранению духовной культуры, через возрождение в обителях традиционных церковных искусств (иконопись, церковное пение и др.), а также разнообразных рукоделий и мастерских (вышивка, художественная резьба и пр). III. В условиях духовного и материального кризиса современного общества особое значение приобретает деятельность монастырей по оказанию помощи и заботе о наиболее социально незащищенных членах общества- престарелых, инвалидах и детях-сиротах. Такая деятельность, являющаяся по своей сути традиционной, в современных условиях имеет определенные, новые формы. При многих обителях существуют богадельни, приюты, некоторые монастыри духовно окормляют и осуществляют уход за тяжелыми больными в больницах и хосписах. Острой, наиболее актуальной была признана проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Многие монастыри, откликаясь на эту проблему, создают детские приюты. Однако, существуют определенные трудности в организации и деятельности таких приютов в связи с отсутствием правовой базы. На заседании круглого стола «Миссионерское служение монастырей» было высказано предложение о разработке и принятии правовой юридической базы РПЦ совместно с государственными законодательными органами законодательства, позволяющего создать полноправные детские церковные учреждения (в т.ч. в монастырях и на приходах), в случае необходимости брать нуждающихся в защите детей, получать от государства равные с государственными учреждениями правовые и материальные возможности для обеспечения социальных прав и гарантий детей-сирот. По окончании работы стала очевидной необходимость продолжить обсуждение вопросов и проблем устроения внутренней жизни монастырей и их общественного служения, для чего представляется целесообразным регулярное проведение встреч руководства монастырей для взаимного обогащения живым духовным опытом монашеской жизни.

http://pravmir.ru/monashestvo-v-sovremen...

Рождественский пост: афонские рецепты Хотя еда — это не самое главное, на что нужно обращать внимание в пост, заботу о пропитании никто не отменял. Предлагаем вам приготовить два простых и сытных блюда по книге ‘Афонские рецепты: собрание традиционных рецептов афонской кухни, предоставленные ставропигиальным монастырем Кутлумуш’. 3 декабря, 2012 Хотя еда — это не самое главное, на что нужно обращать внимание в пост, заботу о пропитании никто не отменял. Предлагаем вам приготовить два простых и сытных блюда по книге ‘Афонские рецепты: собрание традиционных рецептов афонской кухни, предоставленные ставропигиальным монастырем Кутлумуш’. Хотя еда — это не самое главное, на что нужно обращать внимание в пост, заботу о пропитании никто не отменял. Предлагаем вам приготовить два простых и сытных блюда по книге «Афонские рецепты: собрание традиционных рецептов афонской кухни, предоставленные ставропигиальным монастырем Кутлумуш». Фасолевый суп с лимоном 500 г фасоли, 4 мелко порезанные луковицы, 6 стеблей сельдерея, 4 средние моркови, порезанные дольками, 1 стебель лука-порея, 2 чайные чашки измельченной капусты, 150 г растительного масла, мята, перец, соль. Фасоль перебираем, промываем и замачиваем на 6–8 часов в тёплой воде. Затем сливаем воду, добавляем новую и варим 15–20 минут. Когда фасоль станет мягкой, снимаем её с огня и сливаем. В другой кастрюле ставим вариться мелко порезанные лук, сельдерей, лук-порей, капусту и морковь, порезанную на кружочки. Доводим всё до полуготовности, после чего кладём туда процеженную фасоль и варим, помешивая, чтобы не пригорело. За 10 минут до конца варки кладём мяту, соль, перец по вкусу и добавляем растительное масло. Отдельно к супу подаётся половинка лимона. При желании суп можно готовить и без масла. Рыба с соусом по-святогорски 3 кг рыбы (каменный окунь, крупная треска), 8 луковиц, 15 долек чеснока, 2 стебля сельдерея, 2 картофелины, 230-250 г раст. масла, соль, перец, тмин, корица, душица, красный сладкий перец, 3 ст. ложки томатной пасты.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-a...

Прохоров Псаломщик В.Молчанов Моск. Городское Кредитное Общество Вознесенской, на Большой Никитской, церкви, протоиерея Н.Делекторского: Воскресенской, на Успенском Вражеке, церкви, священника Н.А.Поспелова: Пот. Поч. гр. А.А.Андреева —15— 38. Георгиевской, на Красной Горке, церкви, священника Н.А.Скворцова: Косьмо-Дамианской, в Шубине, церкви, священника П.Постникова: А.Чуксина Никитской, в Никитском монастыре, церкви, священника Н.И.Разумовского: Параскевиевской, в Охотном Ряду, церкви, протоиерея С.М.Маркова: Прот. С.М.Марков Сибиряков М. Громов Сергиевской, на Большой Дмитровке, церкви, свящ. С.И.Лебедева: А.Каютов Спасской, на Песках, церкви, священника Н.И.Луневского: Свящ. Н.Луневский Свящ. Н.Соколов Π.Н.Соколов Дьякон В.Руднев Псаломщик В.Делекторский Псаломщик А. Воскресенский Успенской, на Вражеке, церкви, священника А.П.Поройкова: Г.Смирнов Священник А.П.Поройков —16— Никитского сорока 3-го отд. Благовещенской, в Петровском парке, церкви, священника Π.В.Сперанского: В.Быков И. Михайлов Богородице-Рождественской, на Малой Дмитровке, церкви протоиерея Н.С.Виноградова: Прот. Н.С.Виноградов N., N., N. Богородице-Рождественской, на Бутырках, церкви, протоиерея Н.Ф.Вознесенского: Прот. Η.Ф.Вознесенский Прот. Μ.Г.Невский Прот. Х.К.Максимов Свящ. Η.Г.Соколов Георгие-Богословской, на Большой Дмитровке, церкви, священнике П.Шумова: Свящ. П.П.Шумов Знаменской, за Петровскими воротами, церкви, священника Н.Н.Пшеничникова: Свящ. Н.Н.Пшеничников Казанской, в Сущеве, церкви, протоиерея Ф.Черткова: Свящ. В.Марков 5 В кап. Н.Ф. Сергиевского Н.Кротов Крестовоздвиженской, при Ямском училище и Богадельне, церкви, Священника М.П. Сперанского: Свящ. Μ.П.Сперанский —17— 53. Митрофаниевской, при Приюте Принца Ольденбургского, церкви, священника А.Розанова: Петропавловской, в Сельскохозяйственном Институте, церкви, священника И.А.Артоболевского: Свящ. И.А.Артоболевский Скорбященской, в женском Скорбященском монастыре, церкви, протоиерея И.П.Сперанского: Свящ. C. М. Орлов Церковный староста Я. М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, дважды в год проводятся благотворительные выставки изделий прикладного искусства - Рождественская и Пасхальная. апреля 2005 Просим включить в число участников православной благотворительной (Пасхальной или Рождественской) выставки (указать дату проведения) прихожан храма (указать какого прихода или учащих и учащихся церковно-приходской, воскресной школы при каком храме, монастыре, членов какой общины, братства и т.д.) 1. На выставку будет представлено: Председателю Отдела религиозного образования и духовного просвещения протоиерею Александру Зелененко ПРОШЕНИЕ Просим включить в число участников православной благотворительной (Пасхальной или Рождественской) выставки (указать дату проведения) прихожан храма (указать какого прихода или учащих и учащихся церковно-приходской, воскресной школы при каком храме, монастыре, членов какой общины, братства и т.д.) 1. На выставку будет представлено: (следует подробно перечислить все, что будет представлено: - изготовленные прихожанами храма и детьми приходской школы изделия прикладного искусства, в том числе традиционные русские игрушки, костюмы, подарки к празднику; - работы старинных мастеров, предметы домашней и церковной утвари, старинные игрушки, праздничные старинные открытки; - детские рисунки, живописные работы, миниатюры; - газеты и стенды (стенды должны быть легкими), посвященные жизни прихода, школы, истории и святым покровителям храма, школы, церковным праздникам, истории традиционных ремесел и рукоделий, др.) Предполагается продажа некоторых изделий, приходских изданий (желательно перечислить) . Можем обеспечить свое выставочное место следующим оборудованием (Перечислить. Например, столы, стулья, ширмы, вертикальные витрины, стойки, полочки и т.д.). 2. Силами прихожан можем провести уроки рукоделия с детьми (указать по какому направлению, дату и время проведения, Ф.И.О. мастера, педагога полностью, телефон для связи) Примечание: Если есть возможность оказать помощь в устроении выставки, тогда следует указать И.Ф. священника, Ф.И.О. (полностью) педагога, помощника и телефон для связи:

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

   Ср. также: Рождественский С. Сельское население Московского государства в XVI-XVII вв., в: Русская история в очерках. Изд. М. Довнар-Запольского. 3 (1912). С. 41—44.    Ср. примеч. 503, а также следующие работы: Одинец Д. Потеря права перехода владельческими крестьянами Московского государства, в: Сборник в честь П. Н. Милюкова. Paris, 1929; Михайлов П. Институт старожильства и крепостное право, в: ЖМНП. 1912. 1; он же. К вопросу о происхождении земельного старожильства. Там же. 1910. 6.    ААЭ. 1. 48; ДАИ. 1. 198. О роли Юрьева дня в русском крестьянском календаре см.: Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси, в: Записки Географического общества по отделу этнографии. 1 (1877). С. 325.    АИ. 1. 59; ААЭ. 1. 64, 83.    Об отступлениях от него на практике см., например: АЮ. 186 и 290.    Стоглав (Казанское изд. 1862). С. 412—414; АИ. 1. 165; ААЭ. 1. 257.    ААЭ. 1. 234 (по уездам Важскому и Шенкурскому, 1552); АИ. 1. 193 (по Троицкому монастырю в Астрахани, 1575); Дьяконов. Очерки (1898). 6 (по Богородицкому монастырю в Свияжске, 1576). Материал по этому вопросу содержится также в писцовых книгах XVI в. Ср.: Неволин. О пятинах и погостах. С. 167.    Дебольский. Ук. соч., в: ЖМНП. 1895. 1. С. 99; Греков. Юрьев день. С. 78; он же. Очерки хозяйства Новгородского Софийского Дома, в: ЛЗАК. 34 (1927). С. 113; Одинец. Ук. соч. С. 205.    РИБ. 14. С. 135. По XVII в. у нас масса документов о таких тяжбах: АИ. 3. 286 (1621). 160 (1629); ААЭ. 3. 141 (1623); РИБ. 35. 263 (1616). Ср. также: Дьяконов. Очерки (1898). С. 52—59.    Этот указ ранее ошибочно считался началом окончательного прикрепления крестьян к земле и крепостного права. Указ не сохранился и восстановлен на основе позднейших документов. Ср.: Владимирский-Буданов. Ук. соч. С. 139.    Там же. С. 139; Рождественский. Ук. соч., в: Русская история в очерках. 3. С. 63. Определения 1597 г. были в последующие годы подтверждены и дополнены новыми указами: от 28 ноября 1601 г., от 1 февраля 1606 г. и от 9 марта 1607 г. Владимирский-Буданов. Там же. С. 139 и след.; Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 342—344; Дьяконов. Очерки (1898). С. 49.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ср. также: Рождественский С. Сельское население Московского государства в XVI–XVII вв., в: Русская история в очерках. Изд. М. Довнар-Запольского. 3 (1912). С. 41–44. Ср. примеч. 503, а также следующие работы: Одинец Д. Потеря права перехода владельческими крестьянами Московского государства, в: Сборник в честь П. Н. Милюкова. Paris, 1929; Михайлов П. Институт старожильства и крепостное право, в: ЖМНП. 1912. 1; он же. К вопросу о происхождении земельного старожильства. Там же. 1910. 6. ААЭ. 1. 48; ДАИ. 1. 198. О роли Юрьева дня в русском крестьянском календаре см.: Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси, в: Записки Географического общества по отделу этнографии. 1 (1877). С. 325. АИ. 1. 59; ААЭ. 1. 64, 83. Об отступлениях от него на практике см., например: АЮ. 186 и 290. Стоглав (Казанское изд. 1862). С. 412–414; АИ. 1. 165; ААЭ. 1. 257. ААЭ. 1. 234 (по уездам Важскому и Шенкурскому, 1552); АИ. 1. 193 (по Троицкому монастырю в Астрахани, 1575); Дьяконов. Очерки (1898). 6 (по Богородицкому монастырю в Свияжске, 1576). Материал по этому вопросу содержится также в писцовых книгах XVI в. Ср.: Неволин. О пятинах и погостах. С. 167. Дебольский. Ук. соч., в: ЖМНП. 1895. 1. С. 99; Греков. Юрьев день. С. 78; он же. Очерки хозяйства Новгородского Софийского Дома, в: ЛЗАК. 34 (1927). С. 113; Одинец. Ук. соч. С. 205. РИБ. 14. С. 135. По XVII в. у нас масса документов о таких тяжбах: АИ. 3. 286 (1621). 160 (1629); ААЭ. 3. 141 (1623); РИБ. 35. 263 (1616). Ср. также: Дьяконов. Очерки (1898). С. 52–59. Этот указ ранее ошибочно считался началом окончательного прикрепления крестьян к земле и крепостного права. Указ не сохранился и восстановлен на основе позднейших документов. Ср.: Владимирский-Буданов. Ук. соч. С. 139. Там же. С. 139; Рождественский. Ук. соч., в: Русская история в очерках. 3. С. 63. Определения 1597 г. были в последующие годы подтверждены и дополнены новыми указами: от 28 ноября 1601 г., от 1 февраля 1606 г. и от 9 марта 1607 г. Владимирский-Буданов. Там же. С. 139 и след.; Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 342–344; Дьяконов. Очерки (1898). С. 49.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

— Да какие фрески. Тут еще и храма-то нет! — Будет. Сделаем. С Божьей помощью все сделаем! Господь послал ему это испытание в виде послушания — восстановление Рождественского монастыря. И он с благодарностью принял. Но отец Герасим был в этом послушании один. Ни помощников, ни советчиков. Даже сторожа не было. То есть он был, но он охранял организацию, которая выехала из монастыря, и вот оказался без работы. Поэтому он был не сторожем, а врагом. Если надо было что-то приобрести, например, лопату, отец Герасим покупал на свои деньги, не надеясь на их возвращение. Никогда не писавший официальных бумаг, теперь научился: «Ваше Высокопреосвященство, благословите выдать рабу Божьему протоиерею Герасиму стремянку или деньги на ее приобретение в размере двухсот десяти рублей». Ему по телефону говорили, что писать надо не тому и не так. Он снова переписывал. Объясняли, что для того, чтобы получить такую сумму, надо просить больше, потому что есть налоги. Он снова переписывал и посылал. Чиновники читали не сразу, отвечали, выждав. Через некоторое время отец Герасим был завален бумагами, но реального ответа так и не было. Он приходил на развалины, зажигал принесенные свечи и молился. Один. Вокруг никого. Одни разрушенные, оскверненные стены. Ни средств, ни материала, ни одного христианина. Но со временем нашлись помощники, жертвователи, Бог помог, и восстановление Рождественского монастыря пошло. Вскоре прислали туда группу монахинь во главе с настоятельницей. А отцу Герасиму указано было быть их духовником. — Но не могу не писать! Столько планов! Приходи ко мне в студию! В старом, страшном снаружи доме, определенном под снос, на четвертом этаже он арендовал себе место для занятий. Когда я впервые пришел к нему, долго ходил вокруг, проверяя, соответствует ли этот развалившийся дом тому адресу, что дал мне отец Герасим. Соответствует, сказали из соседнего дома. Я вошел в покосившуюся, туго открывавшуюся дверь. Пахнуло сыростью и стойким, уже въевшимся в стены запахом кошек. Когда-то сложенная из каменных плит лестница, уже покривившаяся, с разбитыми или совсем вынутыми ступеньками, коварно предлагала пройти по ней, освещенной лампочкой, висящей на третьем этаже.

http://pravoslavie.ru/61695.html

Мы можем говорить в настоящее время уверенно только об иконографической стороне самого нижнего яруса иконостаса. Решающие данные на этот счет представлены начатой реставрацией Московского Успенского Собора и законченным ремонтом Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря близь Звенигорода. В обоих случаях нижний ярус предалтарных преград оказался занятым ликом преподобных. Как известно, фрески Московского Успенского и Рождественского Саввина монастыря соборов датируются в пределах самого начала XV века и 1482 г. Но тот же распорядок, очевидно, применялся и в XIV веке, когда восточные столпы также соединялись невысокой стенкой, заменявшей иконостас. Особенно показательными в этом отношении для нас служат фрески на обоих столпах алтарных —64— Успенского собора в Звенигороде, закрытый иконостасом XVII века посредственной работы. Истекшим летом, по моей просьбе, были вынуты из нижнего яруса иконы Спасителя и Богоматери, и я имел возможность осмотреть эти фрески. Покойный арх. Леонид сообщил о них в «Сб. общ. др.-р. иск. на 1873 г.». К сожалению, слишком краткое и неверное в художественно-историческом отношении описание этих памятников древнерусского живописного искусства, лишенное каких бы то, ни было репродукций, не дает никакого представления об их месте в истории стенописи. Поэтому, я позволю себе подробнее остановиться на них. К этому же побуждает и состояние, в котором они теперь находятся. Многовековая история собора наложила свой тяжелый отпечаток на этот древнейший памятник. Краски сильно полиняли и потеряли свой первоначальный колер. В некоторых местах штукатурка отстала от камня столпов, постепенно крошится и отпадает целыми кусками. Особенно сильно пострадали лики персонажей, и в настоящее время нет почти никакой возможности восстановить их в первоначальном виде. Самый внимательный осмотр площади восточных столпов собора убедил в том, что в настоящее время уже не существует каменной предалтарной преграды. Фрески, о которых будет речь, сохраняются на столпах, составлявших продолжение этой преграды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имеется в виду Александр Николаевич, будущий император Aлekcahдp II. Имеется в виду Александр Николаевич, будущий император Aлekcahдp II. Паскевич Иван Федорович (1782–1856), князь Варшавский, граф Эриванский — генерал-фельдмаршал, прославившийся в Персидской кампании 1826–1827 гг., в Турецкой кампании 1828–1829 гг., Польской кампании 1831 г. Паскевич Иван Федорович (1782–1856), князь Варшавский, граф Эриванский — генерал-фельдмаршал, прославившийся в Персидской кампании 1826–1827 гг., в Турецкой кампании 1828–1829 гг., Польской кампании 1831 г. В Коренной Рождественской пустыни недалеко от Курска, рядом с монастырем, проходила ежегодная (сентябрьская) ярмарка, оборот которой в описываемые времена достигал 7 миллионов рублей. В Коренной Рождественской пустыни недалеко от Курска, рядом с монастырем, проходила ежегодная (сентябрьская) ярмарка, оборот которой в описываемые времена достигал 7 миллионов рублей. Маркитант — мелочной торговец, сопровождающий войска. Маркитант — мелочной торговец, сопровождающий войска. Современное название города — Могилев-Подольский. Современное название города — Могилев-Подольский. Баташаны — ныне г. Ботошаны на северо-востоке Румынии. Баташаны — ныне г. Ботошаны на северо-востоке Румынии. На этой территории общины старообрядцев появились в 1720х гг. На этой территории общины старообрядцев появились в 1720х гг. Это хлеб, приготовляемый из кукурузы, на вкус довольно неприятный. Это хлеб, приготовляемый из кукурузы, на вкус довольно неприятный. Черновии, (ныне Черновцы) на реке Прут, главный город Буковины. В описываемые времена входил в состав Австро-Венгрии. Черновии, (ныне Черновцы) на реке Прут, главный город Буковины. В описываемые времена входил в состав Австро-Венгрии. Приказ общественного призрения — учреждение, образованное в 1772 г. Ekamepuhoй II для заведования народными школами, сиротскими домами, богадельнями, работными и смирительными домами. Приказ общественного призрения — учреждение, образованное в 1772 г. Ekamepuhoй II для заведования народными школами, сиротскими домами, богадельнями, работными и смирительными домами.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Архив Пн Монашеству надлежит учиться всю жизнь 20 января 2015 г. 13:35 Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятель московского подворья Оптиной пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в интервью сайту «Монастырский вестник» рассказал о предстоящей работе монашеского направления XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. — Отец Мелхиседек, 22-23 января в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы начнет свою работу направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». Синодальный отдел по монастырям и монашеству на протяжении трех лет выступает организатором этого направления. Скажите, какие задачи стоят на этот раз перед участниками предстоящего форума? — В Патериках мы читаем, что главное делание монахов — это исполнение заповедей Божиих, покаянная молитва и вопрошение старцев. Монашеское направление Международных Рождественских чтений, как и другие наши форумы, по сути, и есть вопрошение старцев, людей, умудренных опытом духовной жизни, — с Афона, из Греции, с Кипра, из Франции, Германии, Великобритании и других уголков земного шара. Кто-то мудрый сказал, что все знает только невежда. Для монашествующих жизнь по совету — необходимая составляющая духовного подвига. Общение с игуменами, игумениями, духовниками монастырей дает нам возможность узнавать новое, полезное не только из книг, но и из личного духовного опыта этих людей. Один из наших богословов сказал, что все последователи Христовы назывались Его учениками, и если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. А учиться, в том числе и монашеству, надлежит всю свою жизнь. В Киккском монастыре, который по своему значению для Кипрской Церкви сравним со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой для России, символом обители является пчела. У этого символа есть, конечно, своя история, но общежительные монастыри вообще часто сравнивают с пчелиным ульем. Пчелы — общественные (социальные) насекомые, они живут большой семьей, в которой есть глава, строго распределены обязанности между всеми членами. Монаха тоже нередко сравнивают с пчелой. Пчела собирает нектар с цветов и перерабатывает его, чтобы получить мед. Подобно пчеле, инок призван брать все доброе из внешней среды, с которой соприкасается. Монашеское общение на форумах такого уровня — это и есть собирание духовного нектара. Удобство для нас заключается в том, что нам не приходится, образно говоря, летать за нектаром: цветы приносят на нашу землю, и «пчелам» надо только выбрать необходимое, чтобы перенести в свои ульи.

http://patriarchia.ru/db/text/3956788.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010