Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл призывает воздержаться от " лживой критики " законопроекта о религиозном имуществе 09.11.2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) считает, что принятие закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения восстановит справедливость. " Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы " , - сказал патриарх по окончании литургии, которую совершил накануне в освященном им храме в честь Казанской иконы Божьей Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы. Напомнив, что сейчас готовится принятие упомянутого закона, он отметил, что, " попросту говоря, речь идет о возвращении храмов " . " Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости " , - подчеркнул предстоятель, которого цитирует его пресс-служба. Он выразил надежду на то, что " тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону " . " И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви " , - сказал патриарх Кирилл. Он указал на то, что Церковь возвращает свои порушенные храмы " не для того, чтобы деньги на них зарабатывать, как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить " . " Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию? " - задал вопрос патриарх.

http://drevo-info.ru/news/9592.html

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года) /      Монашество, как доказано и самой историей, представляет собой попытку деятельно и досконально претворить в жизнь Евангелие Христово – с настроем на жертвенность и полное посвящение себя Богу, сходное с таковым у святых мучеников. Монашество получило развитие в основном после провозглашения свободы вероисповедания византийским императором Константином Великим – как реакция на обмирщение и расслабленность, которые начали проявляться в Церкви после прекращения гонений. Эта абсолютная форма жизни постепенно обрела устойчивость и упорядочилась, войдя в определенные рамки посредством правил и наставлений, составленных старцами – людьми опытными в этом образе жизни, – в виде трактатов или писем к новоначальным и просто интересующимся данным поприщем; или же в виде формальных указаний. Таким образом, с течением времени сформировалось не только чинопоследование монашеского пострига, которое подтверждает решимость кандидата следовать монашескому состоянию на весь остаток жизни, но и целое собрание текстов на эту тему, называемое обычно аскетической литературой. Трактовка нашей темы будет следовать этим текстам, то есть словам старцев и отцов Церкви, которые говорят с нами, исходя из своего опыта, а также из божественных откровений, полученных ими на пользу души своей собственной, своих послушников и всех последующих поколений. Святитель Василий Великий – первый, кто систематически занялся правилами, которые регламентировали бы монашескую жизнь, направляя ее к достижению цели, высказывается об этом следующим образом: «Служение, как думаю, есть напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к тому, кому служишь». Святитель Василий также проводит одно любопытное разделение: «Различие служения разумного от неразумного показывает Апостол, говоря в одном месте: когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас (1 Кор. 12; 2), а в другом месте: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12; 1). Ибо кто как ведомый ведется, тот совершает служение неразумное, потому что, с одной стороны, он не руководствуется собственным стремлением и произволением, движимым разумом, а с другой – действует не по своему желанию, ведомый авторитетом того, кто его вовлекает. Но кто по здравому разуму и благому изволению с великою заботливостью всегда и во всем имеет в виду и совершает угодное Богу, тот исполняет заповедь о словесном (разумном) служении, согласно с сказавшим: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс.118; 105); и еще: и совет мой оправдания Твои (Пс.118; 24)».

http://pravoslavie.ru/68608.html

Если Господь известил тебя о том, моли Его, чтобы мне за тебя умереть... Знает и зверь, где скрыться, когда взойдет солнце, и ложится в логовище свое ( Пс. 103:20, 22 ). И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих ( Пс. 83:4 ). Ты же шесть лет живешь в монастыре, и не знавал я места твоего». Блаженный же сказал ему: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека: ведает Господь, как пропитать всю тварь, и может заступать и спасать бедных. А братья мои пусть не обо мне плачут, а о себе и о детях своих. Во врачевании же я при жизни не нуждался, а мертвых и врачи не могут воскресить». И князь сошел с врачом в пещеру, вырыл себе могилу и сказал сириянину: «Кто из нас более желает этой могилы?» И сказал сириянин: «Пусть будет, как кто хочет; но ты живи еще, а меня здесь положи». Тогда блаженный сказал ему: «Пусть будет, как ты хочешь». Итак, постригся врач и три месяца день и ночь пребывал в постоянном плаче. Блаженный утешал его, говоря: «Брат Петр! Хочешь ли, я возьму тебя с собой?» Он же со слезами отвечал ему: «Хочу, чтобы ты пустил меня, чтобы мне за тебя умереть. Ты же молись за меня». И сказал ему блаженный: «Итак, дерзай, сын мой, будь готов: в третий день отойдешь ко Господу». По прошествии трех дней врач причастился Божественных, Животворящих Таин бессмертных, лег на постель свою, оправил одежды и, протянув ноги, предал душу в руки Господа, как предсказал блаженный. Князь же Святоша жил после того тридцать лет, не исходя из монастыря до самого преставления в вечную жизнь. Когда же он умер, едва не весь город был на погребении его. Брат же блаженного Святоши, узнав о смерти его, прислал с мольбой к игумену, прося себе на благословение крест от парамана святого, его подушку и кладку, на которой он преклонял колена. Игумен дал князю, сказав: «Да будет тебе по вере твоей». Изяслав же, приняв, честно держал у себя и дал игумену три гривны золота, чтобы не даром взять знамение братнее. Однажды так разболелся этот князь, что все уже отчаялись за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Календарь Материалы 12 апреля 2007 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Мы живем в трудное, смутное время. Люди перестают жить в Церкви, забывают, каковы наши духовные предки – святые Божии – были, теряют способность даже понимать суть духовной жизни, понимать сказания о житиях и подвигах святых. Широкой мутной волной разливается в жизни практическое язычество… Каково же должно быть служение пастырское в наше время? [Гость сайта] Мария Иванова Известный немецкий профессор лютеранин Карл Христиан Фельми принял Православие. Профессор – автор многих богословских трудов, переведенных на разные языки и изданных во многих странах. Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» вышла в минувшем году. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Иеромонах Иоанн (Лудищев) В книге устами духовников XX века говорится о насущных проблемах духовного водительства в современном обществе. Она учит на основе правильного понимания духовной жизни строить отношения в семье и между людьми, в различных житейских обстоятельствах видеть Промысл Божий и совершать свой ежедневный жизненный выбор. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Всякое слово Его есть истина и дело. Таково же должно быть и наше слово (ибо мы во образ Божий сотворены), равно как и слово всех словесных существ, то есть должно быть истиною и делом (слово благовестия Архангела Деве Марии); у Ангелов и святых людей это так и есть; но у диавола, отпавшего от Бога, осталась одна тень мысли и слова, без истины, без сущности дела, ложь, призрак.

http://pravoslavie.ru/archive/070412

Календарь Материалы 16 апреля 2007 г. [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! А можно ли расценивать Слова Христа «Много званых, но мало избранных», как то, что спасутся очень немногие? Извините. Спасибо. [Вопросы священнику/Исторические] Иеромонах Иов (Гумеров) Расскажите, пожалуйста, как умерла Мария Магдалина? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? [Встреча с Православием/Апологетика] Протопресвитер Фома Хопко Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «При наступлении дня Пятидесятницы апостолы все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Игорь Винниченко Действие остросюжетной повести «Обет нестяжания» происходит в наши дни в монастыре. Главный герой, послушник Димитрий, стоит перед выбором: остаться в обители или уйти в мир. Именно в это время ему приходится углубиться в драматическое расследование, сопряженное с криминальными стихиями. И только духовная закалка не позволяет ему поддаться эмоциям и помогает спокойно завершить расследование, хотя его собственных духовных проблем это, конечно, решить не может. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Живу я на краю Москвы: уголок сравнительно тихий… и воздух куда лучше Москвы. Зелени много, могилы Гоголя, Хомякова, Самарина, Языкова и многих других писателей – перед глазами. Сегодня, наприм[ер], был директор Учит[ельского] института, я подвел его к краю своей терраски и сказал: «Вот могилы Гоголя и Хомякова, поклонитесь этим носителям русских заветов христианских…»

http://pravoslavie.ru/archive/070416

Кто из посещавших первопрестольную нашу столицу, златоглавую Москву, не любовался у самых врат ее священного Кремля древним собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву? Собор этот представляет чудный образец нашего старинного зодчества; он известен в народе более под именем собора Василия Блаженного, потому что под его сводами почивают святые мощи этого великого праведника, проходившего самый тяжкий из всех подвигов – подвиг юродства, Христа ради, в течение целых семидесяти двух лет. Блаженный Василий родился близ Москвы; с шестнадцати лет он уже стал юродствовать, ради Бога. Без крова и пристанища, едва прикрытый рубищем, ходил он по Москве; летом жарился на солнце, зимой терпел такие морозы, от которых трескалась земля; днем ходил по улицам, безответно принимая толчки и насмешки, а ночь проводил на паперти церковной в усердной молитве. Ни дружбы, ни знакомства у него не было ни с кем, для всех он был чужой; только у одной бедной вдовы иногда приклонял он голову. Его ум был постоянно занят молитвой и богомыслием; на теле носил он тяжелые вериги, которые и теперь висят над его гробницей. Говорил он очень мало, памятуя слова Священного Писания : При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, – разумен ( Притч. 10:19 ); кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ( Притч. 13:3 ). Так живите, чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода ( Флп. 2:15 ). Такова была жизнь блаженного Василия! Он жил в то страшное время, когда, за малолетством Иоанна Васильевича Грозного, бояре своевольничали, и можно представить себе, каким укором была его жизнь для людей развратных, и как утешал его пример невинно страдавших от произвола сильных мира сего! Нелегко было праведнику смотреть на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и своими слезами призывал их к покаянию. В 1547 году Василий пришел в Воздвиженский монастырь, встал перед входом в церковь и, вознося к Богу умиленную сердечную молитву, плакал неутешно. Проходившие мимо невольно останавливались и смотрели на него с удивлением. На следующий день в Москве произошел страшный пожар, который начался с Воздвиженского храма; оба города, и старый и новый, сгорели; церкви, дома, дворец великого князя – все погибло в огне, от которого медь, растопившись, лилась как вода...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Митрополит Владимир поздравил клириков, монашествующих и мирян Санкт-Петербургской епархии с Рождеством Христовым января 2012 Этот праздник сегодня вновь, как и в прежние времена на Руси и во всем мире, стал не только сугубо церковным. Его глубокое богословие соседствует с общенародным гуляньем, - отмечает владыка. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2011/2012 год Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради? Из службы Рождества Христова Вступая в новое лето благости Господней, с радостью и трепетом мы празднуем святое торжество, смысл которого выражается боговдохновенным речением святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: " И Слово плоть бысть… " - " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " (Ин. 1,14). Если два других евангелиста - святые Матфей и Лука - повествуют о различных исторических обстоятельствах Святого Рождения: об Иосифе и Марии, о любознательных волхвах и внимательных пастухах, о коварном Ироде и младенцах-мучениках, то святой Иоанн проникает в самую богословскую суть происходящего. Перед нами начало свершения великой тайны снисхождения Бога к человеку, воплощение Слова, вочеловечение Сына Божия, " Имже вся быша " . Это тайна сопричастия Божественного естества человеческому. Она начинается в рождении Младенца от Пречистой Девы Марии. И Бог пройдет человеческую жизнь полностью, от начала до конца, от младенческой колыбели до смерти и погребения. Причастие к жизни станет для Него, как для всякого человека, и причастием к смерти, чтобы затем в Его славном воскресении совершилось причастие смертного человека к жизни вечной. Праздник Рождества Христова сегодня вновь, как и в прежние времена на Руси и во всем мире, стал не только сугубо церковным празднованием. Его глубокое богословие соседствует с общенародным гуляньем.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=239...

Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву). Еммануил — с нами Бог (версия для печати)/Православие.Ru Еммануил — с нами Бог Православие.Ru , 8 января 2013 г. Рождественское послание митрополита Молдовы и Буковины Феофана (Саву) перевела с румынского Зинаида Пейкова Высокопреосвященный Феофан (Саву) — митрополит Молдовы и Буковины, доктор богословия, член Священного Синода Румынской Православной Церкви. Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Возлюбленным приходским священникам, преподобным насельникам святых монастырей и всему православному народу Божию Ясской архиепископии — благодать, радость, прощение и помощь от Бога, в Троице Славимого, Отца, Сына и Духа Святого. Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия Возлюбленные братия иереи, благочестивые христиане, Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова , Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. Великая благочестия тайна, — восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе . Для чего же это произошло? В чем смысл сошествия Бога на землю? Что значит эта неизреченная и вызывающая трепет тайна?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

о. Иоанн говорит про себя, что он на литургии молится за весь мир: ему дана благодать священства на это! И мы все должны бы поступать подобным же образом… Теперь, в заключение, хочется поделиться мыслями и о пользе грехов. Странно читать об этом; но дальнейшее покажет правду. Известный богослов епископ Феофан, Затворник Вышенский, говорит: “Не дивись, когда человек грешит, а дивись, когда он перестает грешить, ибо хотя грех не природен нам (т.е. Бог не создал нашу природу греховной), но уже стал (благодаря наследственности и нашей свободе) прирожденным нам”. И действительно, не нужно дивиться греху, как чему-то ужасному и необратимому. До Христа ещё было страшно и безнадёжно, а после Его пришествия – Он спасает нас. Ведь для того Он и пришёл на землю, как Сам сказал, для спасения нашего: “Я пришел не судить мир, но спасти мир” (Ин. 12, 47). И пришёл спасти именно грешников, а не праведников. Так возвестил и ангел пастухам в рождественскую ночь: “Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 10-II). “Он спасет людей Своих от грехов их”, – сказал ангел и Иосифу (Мф. 1, 21). Потому и имя дано Ему: Иисус, что значит – “Спаситель” (Лк. II, 21). И апостол Павел пишет: “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5, 8). Беда не в том, говорит святитель Иоанн Златоуст, что ты пал, а в том, что, павши, не встаешь. И преподобный Пимен Великий говорит падшему: “Ты пал? Встань!” – “А если еще упаду?” – “Еще встань!” – “Так до коих же это пор?” – “До самой смерти!” Точно то же самое говорят и другие святые отцы, наставляемые Духом Святым. Святой Иоанн Лествичник пишет: “Один приходит в монастырь – по любви к Богу, другой – ради грехов своих, а третий – ища покойной жизни. Но не знаем, кто из них опередит других”. И батюшка о. Иоанн также свидетельствует: грех не есть неприступная стена, и Господь пришел ради того, чтобы спасать

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010