Как поститься Переходный возраст веры «Постимся постом приятным?» – спросила меня как-то на заре моего церковнослужительства одна монахиня. Я тогда только начинал читать на клиросе и не знал, откуда эти слова. «Приятность», помню, я истолковал тогда в том смысле, что пост приятен душе христианина. Весна души Сдаваться нельзя. Это точно. Не мириться со своей «отчужденностью» от поста, как с некоей нормой. В Очереди Рождественского поста Пост начинается в конце ноября, там, у Воробьевых гор. Кто-то неуверенно и нехотя – разве возможно отсюда дойти до Кропоткинской? Кто-то радостно и с надеждой – вот как быстро тут пошли! Уж этот пост я точно проведу так, чтобы не было потом стыдно. Кто-то за компанию: раз жена, то и мне придется. Мера поста: как поститься детям, беременным и больным На вопросы о мере поста отвечают протоиереи Александр Ильяшенко, Игорь Пчелинцев, и многодетные мамы Инна Викторовна Асмус, Ольга Дмитриевна Гетманова, Елена Карпенко. Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно Никто и не пытался составить хотя бы примерные указания о дисциплине поста для людей, живущих в миру. Попытки мирян, не подготовленных к этому их предшествующим церковным опытом, примерить на себя всю строгость монашеской аскезы, приводят зачастую к плачевным последствиям Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/kak-postitsya/page...

Не стоит насильно навязывать телесный пост членам своей семьи. Если они не постятся, можно, например, предложить им побороться с какими-то вредными привычками или отказаться от каких-то любимых яств – например, ограничить себя в сладком. Рождественский пост, как и любой другой, призван стать периодом сосредоточенной молитвы, а следовательно, и воздержания от излишней информации, которой все мы перегружены. Отказаться на какое-то время от социальных сетей, просмотра телевизора и роликов в интернете, отказаться от бездумного поглощения ненужной информации – это тоже вид поста, и для современного человека он может оказаться весьма полезным. Отказаться от бездумного поглощения ненужной информации – это тоже вид поста Случается крайность, когда человек чересчур ретиво берется за пост, практически ничего не ест и тем самым наносит серьезный ущерб и своему телу, и своей душе. Этого нужно избегать. Основа поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост – аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. На соблюдение в определенные дни более строгой меры поста, чем это положено монастырским уставом, нужно брать благословение у священника. И напомним очевидное: пост без молитвы – не больше чем лечебная диета. Как быть с празднованием Нового года? Один из самых распространенных вопросов Рождественского поста: как быть с празднованием Нового года? На него опытные пастыри уже дали ответы , их можно прочитать, например, на портале «Православие.ru» . От себя добавим следующее. Промыслительно, что гражданское новолетие предшествует Рождеству Христову. Нам повезло, что мы живем по Юлианскому календарю и благодаря этому можем встретить гражданское новолетие так, как это подобает верующему человеку. То есть дав отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели прошедшие 365 дней. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, чтобы затем причаститься Святых Христовых Таин.

http://pravoslavie.ru/125932.html

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 5. Обратный путь: Модавия и Валахия. Малая Азия и Сирия От переводчика Арабская рукопись Путешествия патриарха Макария, по которой я сделал свой перевод, оканчивается нижеприведенным отрывком, мною опущенным в тексте, с заменой его переводом с английского, так как в этом последнем обратный путь патриарха от Молдавии на родину передан несравненно полнее, чем в нашей рукописи. Вот окончание нашей рукописи, составляющее, как я думаю, набросок в первоначальном черновике, замененный впоследствии обстоятельным описанием, которое мне пришлось заимствовать из английского перевода: «Возвращаемся. Мы снарядились в Галац и выехали из Букарешта 9 сентября 7167 г. от сотв. мира. Вечером прибыли в селение, по имени Сулеймани, а 17 сентября, в. пятницу вечером, приехали в Галац, и здесь пробыли 22 дня, ища судно, на котором мы могли бы отправиться по Черному морю в Синоп, но не находили. Наконец, с помощию Божиею, мы наняли судно и были вне себя от радости, когда наш багаж и все наши вещи были на него доставлены. Рано утром, в среду 13 октября, мы выехали из Галаца и по Дунаю вошли в пролив Черного моря 678 . Мы проехали 300 миль, миновав Константинопольский пролив, т. е. переехали из Румелийской области в Караманскую. В воскресенье заговенья Рождественского поста мы прибыли в Инеболи в радостной надежде достигнуть в ту же ночь Синопа, чтобы там заговеться, но этому не суждено было исполниться, так как лишь поздним утром в первый день Рождественского поста мы прибыли в Синоп. На судне мы пробыли 35 дней, из коих 20 на Дунае и 15 на море. От Галаца до Синопа мы прошли 1400 миль: от Галаца до пролива Черного моря 500 миль, а от пролива до Синопа 900, как исчислили это знающие люди. В субботу рано поутру, в последний день января, мы простились с жителями Синопа, которые плакали, расставаясь с нами. Со всем своим багажом и вещами мы вошли в каик и в воскресенье мясопуста прибыли в город Энос, т. е. город вина. Все жители вышли нам навстречу. Путешествие наше от Синопа до названного города продолжалось 9 дней. Здесь я начал приготовлять вьюки, приспособляя их для перевозки на мулах. С нами был вьюк из восьми больших 679 собольих мехов, восьми ногат и двух с половиною горлатных. Из предосторожности, я, увязавши их, вложил в прочный холстинный мешок, а этот в другой, клеенчатый, и обернул все кожей. Из большого же тюка беличьих мехов я сделал другой вьюк. Равным образом я приспособил для вьюка ящик с кусками материи, парчей, венецианской камки, атласа и т. ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смотришь на клеточки — и проще становится выработать привычку внимания к внутренней жизни и внимательности к ближним. Первое (внимание к внутренней жизни) — источник добродетели, говорит святой Серафим Саровский: «Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, или быть кротким и смиренным, или алкать и жаждать правды, или быть милостивым и миротворцем, или изгнанником правды ради». А без второго (чуткости, внимания и любви к ближним) вообще трудно говорить о качественной духовной жизни. И вот тут мы переходим к еще одной семейной нашей традиции Рождественского поста. С 19 декабря мы ежевечерне зажигаем масляную лампу и ставим посередине стола. Эта лампа становится и образом семейного очага и тепла, и средоточием домашнего уюта, и напоминанием о звезде Вифлеема. И, что очень важно, каждый год мы обязательно договариваемся, что этот огонек символичен. Иначе он останется просто красивым украшением. Попробуйте поднести к губам свечу и на повышенных тонах объяснить домочадцам, что разбрасывать носки по дому нельзя. Что случится со свечой? Она погаснет. Как-то преподобного Паисия Святогорца спросили: — Геронда, как правильно строить спасение в семейной жизни? Святой ответил: — Закрывайтесь от сквозняка. От всего, что выстужает дом. Правда же, метко? Если бы только исполнить... Закрыть двери дома и сердца от недовольства и резкости, черствости и глухоты, нервозности и занудства. Закрыть двери дома и сердца от недовольства и резкости, черствости и глухоты, нервозности и занудства Мы люди слабые: в одно ухо влетело, в другое вскоре вылетит, поэтому в духовной жизни так важна аскетика, то есть постоянное упражнение. А вот такая лампа-свечка-лампадка, которая горит в центре дома, становится прекрасным подспорьем в духовной жизни. Она очень наглядна, она осязаема, она ярка. В нашей семье даже своего рода присловье сложилось: — Ой, дует. Сквозит, чувствуете? — говорит кто-то, не указывая пальцем на виновного. Но тот уже сам смекает, что к чему. И если вернуться к мысли о подарках для Богомладенца, то ведь если мы (хотя бы) оставшиеся 20 дней проведем так, чтобы не потухла наша личная семейная звезда, то разве это не станет прекрасным подарком для Христа и для наших домашних?

http://pravoslavie.ru/157886.html

Рецепты кухни Рождественского поста. Супы рыбные Смотри, в пост поступай с разумом. Не насилуй слишком плоть, а береги ее, насколько требует рассудок, вообще не утрируй и не делай ничего выше сил и больше того, что позволяет здоровье.   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Из рыбы можно приготовить вкусные и разнообразные первые блюда. Есть два вида рыбных супов: уха, т.е. чистый рыбный отвар, или бульон, и заправочный рыбный суп, т.е. рыбный отвар, приправленный мукой с маслом и разными гарнирами. Уха приготовляется из нескольких сортов рыбы: из ершей, окуней, нали­ма и сига. Чтобы получилась вкусная и крепкая уха, необходимо брать одно­временно несколько сортов рыбы, обладающей клейкостью, нежностью и сла­достью. Скажем, ерши и окуни придают ухе приятный вкус и клейкость, а сиг и налим — нежность и сладость. Самая вкусная уха получается из свежей, только что выловленной рыбы. Если же рыба пролежит хотя бы несколько часов, то вкус ухи уже не тот. Если уха приготовляется из живой рыбы, то в нее для вкуса ничего не надо класть, разве что одну луковицу. Если же употребляется уже сонная рыба, то следует класть белые коренья, соль, перец, лавровый лист, лук, пучок зеле­ни, укроп, ломтики лимона без зерен и корицу. Чем больше рыбы в ухе, тем она вкуснее. Для отменной ухи на 6—8 тарелок надо брать не менее 2,4 кг рыбы, для обычной —1,2 кг. Если в уху кроме белых кореньев, лука и специй кладутся ерши, то их надо заранее варить часа два, пока они совершенно не разварятся и не пре­вратятся в кайлу, а затем процедить. Если рыба для ухи цельная и крупная, то ее опускают в остывший отвар, а если мелкая или разрезанная на порции, то — в кипящий, а затем доваривают на медленном огне. Варится рыба от 20 до 30 минут. Если вилка легко проходит в рыбу, значит, она уже готова. Манная крупа, вермишель, макароны должны вариться сразу в общем, но процеженном уже бульоне, который должен уже едва-едва кипеть на самом малом огне. Если рис варится для супа-пюре, так что нужен рисовый отвар, то перемытый рис опускается в холодную воду и варится, пока не разварится. Если же нужен рассыпчатый рис, то нужно перемыть его, бланширо­вать в соленом кипятке, слить, опустить рис в свежую кипящую воду или молоко, сварить.

http://pravoslavie.ru/1824.html

Рецепты кухни Рождественского поста. Салаты и закуски без рыбы Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в  том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом. Преподобный Серафим Саровский Салат картофельный с чесноком Картофель, чеснок, растительное масло, уксус, соль. Очищенный картофель нарезать кубиками, отварить до полуготовности в подсоленной воде, воду слить, закрыть крышкой и довести до готовности на пару. Картофель ох­ладить и положить в салатник. Очищенный чеснок расто­лочь с солью, заправить растительным маслом и уксусом, перемешать, полученным соусом приправить картофель, посыпать мелко нарезанным зеленым луком. Луковый салат ст. л. риса, 4средние луковицы, 10—75 грецких орехов, 3 ст.л. растительного масла, 2 ст. л. Винного или столового уксуса, соль, перец, морковь. Испечь неочищенные луковицы в духовке, нагретой до 190°С, примерно 1,5 ч. Остудить, очистить и мелко наре­зать. В глубокой сковороде разогреть масло, обжарить рис, затем долить 200 мл воды и тушить его на слабом ог­не до готовности, остудить. Соединить рис с нарезанным луком и измельченными грецкими орехами. Взболтать мас­ло с уксусом, солью, перцем и залить заправкой салат. Ук­расить мелко натертой сырой морковью. Салат из фасоли 1 По 100 г разной фасоли (красной, белой и т.д. — 3—4 сорта), 2 яблока, 100 г. нарезанного зеленого лука, 1 небольшая луковица, 1зубчик чеснока, зелень петрушки, 4 ст. л. Растительного масла, 2 ст. л. лимонного сока, 1 ч. л. горчицы, соль, сахар, перец. Смешать фасоль и замочить на ночь. Затем сварить без со­ли до готовности (30—40 мин.). Остудить, мелко нарезать репчатый и зеленый лук, смешать с порубленной зеленью, дробленным чесноком, мелко нарезанными яблоками. Влить растительное масло и лимонный сок с сахаром, до­бавить горчицу, посолить, поперчить, как следует взбол­тать и залить этим соусом фасоль.

http://pravoslavie.ru/1812.html

День Благодарения в США приходится в этом году на 28 ноября и совпадает с началом Рождественского поста. Литургия в Никольском соборе (Нью-Йорк) 28 ноября, ПРАВМИР. Православные США отметили День Благодарения накануне официального  общегосударственного праздника, который приходится в этом году на  28 ноября и совпадает с началом Рождественского поста. Воскресная литургия 24 ноября в Николаевском соборе Нью-Йорка была посвящена  празднеству 111-ой годовщины освящения храма и традиционному празднику американцев — Дню Благодарения, сообщает сайт Русской Церкви в США . По окончании Божественной литургии архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, возглавивший службу, обратился к собравшимся со словом проповеди: «…Для нас, православных, естественно быть благодарными Богу, нашим близким, тем людям, с кем мы идем по жизни вместе, с кем вместе учимся, трудимся. По научению нас Апостолом Павлом стараемся быть благодарными тому краю, где мы живем, тому государству, верными гражданами которого мы в настоящее время являемся. И сегодня накануне национального праздника США — Дня Благодарения, в воскресный день,  мы с особым чувством обращаем к Богу слова благодарности  за гостеприимство, с которым эта земля приняла многие миллионы людей, прибывших раньше и прибывающих сюда сегодня». Владыка Юстиниан также поздравил прихожан с днём освящения Николаевского собора, совершенного 111 лет назад Святителем Тихоном,  бывшим тогда Архиепископом Алеутским и Североамериканским, и пожелал каждому с радостью в сердце в меру сил приступить к Рождественскому посту. По окончании литургии общение духовенства, прихожан и гостей собора продолжилось за общей праздничной трапезой, приготовленной согласно американской традиции Дня Благодарения. Воскресная школа Николаевского собора представила концертно-развлекательную программу.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-ssha-otme...

Давайте спроецируем эти чтения на сегодняшний день и зададим себе вопрос: что должна делать душа во время поста? Что должна делать наша душа для того, чтобы быть богоугождающей, чтобы быть верной служительницей Бога? Достаточно ли воздержания от яств и довольствования тем, что потребно? Когда мы вступаем на поприще Рождественского поста, тогда синергия с Богом должна становиться еще сильнее. Тогда наше движение к Богу и стремление к встрече с Богом через постовое воздержание, через служение ближнему, через дела милосердия, с одной стороны, и через молитву, созерцание, самососредоточение, с другой, должны быть еще более сильными и глубокими. Одно из самых сильных средств, которые полезны во все сроки, во все времена и тем более во время поста, – это дела милосердия, так или иначе направленные на благо ближнего. А вместе с ними – любовь, прощение, служение, готовность отказаться от себя, и пойти в мир, и служить где бы то ни было, не ради самого себя, но, конечно, только ради Бога. Милосердный самарянин из притчи о блудном сыне – пример неформального подвига, который должен еще более усилиться во время поста. А другая добродетель, добродетель монашеская, добродетель подвижническая, добродетель, о которой писали отцы, – это внимание самому себе, которое выражается формулой «внемли себе». Для того, чтобы внимать себе, подобает более заниматься нехождением в мир, самососредоточением, молитвой, уединенным подвигом. Призыв «прииди и виждь» призывает и нашу душу к созерцанию и уединению. Будем брать пример с апостола Филиппа, и с Нафанаила, и с великих святых для того, чтобы наше движение к Богу было угодно Ему. Будем брать пример святых для того, чтобы мы действительно шли к Богу и видели свое греховное состояние и чтобы Господь приходил к нам и видел нашу кающуюся душу. Наша жизнь – это жизнь в синергии с Богом. Мы должны идти и видеть Бога, Который Сам приходит и видит нас. Мы должны откликнуться на Божественный призыв и встать на путь спасения, следуя примеру Того, Кто Сам смиряется и Кто оказывается не просто Целью этого пути, но самим Путем, и Призывом, и Примером, оказывается Тем, Кто приходит к нам, Тем, Кто нас видит, Тем, Кто нас терпит, Тем, Кто нас прощает, и Тем, Кто нас ведет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

— Если в пост у человека обостряется ведущая страсть, пресекать которую на подходе просто не получается, это уважительная причина, чтобы ослабить пост? Если нет, то возможно ли дать какой-то универсальный совет? — Нет, здесь надо смотреть индивидуально. Что за страсть? Не скрывается ли тут то, что вне поста мы «законно» разрешаем ей действовать, а постом это вроде неудобно, и поэтому именно постом она обостряется? Но борьба со страстями совершается у христианина в ежедневном порядке и требует, как я уже говорил, ровности и постоянства, и пост тут вовсе не причём. — Четыре многодневных поста чем-то отличаются друг от друга по влиянию на жизнь христианина? В частности про Рождественский пост можно сказать что-то особенное? — Да, я заметил некую особенность. Вот уже почти двадцать лет мне приходится подвизаться на ниве катехизации, и десять лет я занимаюсь церковной публицистикой. И все эти десятилетия каждый год происходит одно и то же. В начале Рождественского поста начинают спрашивать: в чём смысл поста, как надо поститься, и можно ли встречать Новый год, и если можно, то как. Складывается впечатление, что в течение года контингент церковных людей меняется полностью, и всякий раз приходится говорить ровно одно и то же – как будто за двадцать, десять и даже пять лет церковной жизни человек не может усвоить какие-то очень простые вещи… Насчёт Нового года – конечно же, можно спокойно отметить Новый Год , который давно стал в нашей стране семейным праздником. Даже если брать Устав, то всегда или 31 декабря или 1 января разрешается вкушать рыбу, так что новогодний стол может быть вполне праздничным, а текущий пост побуждает к умеренности в еде, питии и развлечениях. Совсем не по-христиански будет гордо отказываться от общения с ближними под предлогом того, что «я пощусь». Со 2-го января начинается предпразднство Рождества, и все православные из-за выходных дней имеют возможность подвизаться более усердно и посещать храмы (и тем самым противопоставить всероссийскому пьянственному десятидневию пост и молитву) и радостно встретить Рождество, когда во всём мире уже угасла лихорадка хождения по распродажам и покупания подарков.

http://pravmir.ru/mozhet-li-post-byt-vo-...

Великая музыка Великого поста Если брать баховское время, то на периоды поста (Великого и Рождественского) в церквях так называемая «фигуральная», «большая» музыка прекращалась. Последний раз кантата звучала на Прощеное воскресение, потом, как исключение, на Благовещение, и затем на Вход Господень и на Страстную. Все остальное время община пела простые хоралы, ни кантат, ни хоральных прелюдий не было. – Значит ли это, что и мы должны на время поста воздержаться от слушания музыки? – Мы с вами живем уже ведь не в баховское время. Тогда кроме музыки не было ничего, в чем можно было себя ограничить. А сейчас я бы на другие вещи обратил внимание: телевидение, интернет... Музыка в сравнении с ними – это невиннейшая вещь! – Есть гениальные художественные произведения, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи или «Пьета» Микеланджело, посвященные темам Великого Поста, а есть ли музыкальные? – Страстная неделя – одна из главных тем в церковной и духовной музыке. «Страсти» Баха, «Семь слов Спасителя на Кресте» – оратория Йозефа Гайдна... перечислять можно очень много. Если брать музыку более отдалённой от нас эпохи, то очень ярким произведением являются респонсории Карло Джезуальдо. Они мало известны широкой аудитории, а это необычная музыка начала XVII века, звучащая весьма авангардно даже и сегодня. " Музыка научила меня чувствовать фальшь советской системы, показывала ее ложь и двоемыслие. И сегодня, если человек вникает в классическую музыку, он не попадется просто так на удочку всяких теле-шоу киселевых-соловьевых. " Услышать классику! Петр Мещеринов. Архивное фото Фото: Владимир Смолий – В Вашу жизнь музыка вошла, как я понимаю, очень рано... – Я вырос в семье музыкантов, поэтому – еще до рождения. Моя бабушка пела в хоре Большого театра, дедушка был концертмейстером вторых скрипок там же, мама – скрипачка, папа контрабасист, и до сих пор он преподает, и брат у меня скрипач. Помню, как в детстве мы музицировали, играли Гайдна: мама на скрипке, папа на контрабасе, а я на фортепиано.

http://pravmir.ru/creative/igumen-petr-m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010