«Работы писателя по традиционной народной культуре и составление им первого словаря кубанского диалекта – большой вклад в локальную кубанскую культуру. Благодаря трудам Ткаченко кубанский казачий мир обрёл уста и выразил себя в конце ХХ – начале XXI века. Такой талант, как Пётр Иванович Ткаченко, не случайно рождён самой почвой, самой казачьей землёй, пропитанной духом истории и патриотизма» (В. Богданов, отзыв на странице библиотеки им. П.А. Павленко города Новороссийска). «…Накануне Рождества – шестого января варят кутью из риса. Пекут пироги (разрезать же пирог разрешалось только на следующий день – седьмого января). Пекут так же пирожки с фасолью, горохом, маком, творогом, потрибкой, фруктами; бублики, пряники. Пряники раньше выпекали из теста, замешанного на тростниковом меду. Вечер шестого января – Рождественский сочельник. На Кубани он называется вэчерей. В этот вечер дети носили вэчерю своим крёстным родителям, а также – дедушкам и бабушкам. Иногда и наиболее близким родственникам. Посещать родителей своих «з вэчерей» могли и взрослые. «Вэчеря» готовилась так. В тарелку накладывалась кутья. Сверху – пирожки, бублики, конфеты, пряники. Тарелка ставилась на белый платок, в центре. И концы платка связывались крестом. С таким угощением дети несли вэчерю. Пришедший вечерник говорил: «Здравствуйте! Со святым вечером! Кланялись папа и мама. Прислали вам вэчерю». Вечерника благодарят: «Спасибо. Давай вэчерю». Обязательно её пробовали, куштувалы. Сажали вечерника за стол и угощали. Хозяева оставляли принесённую кутью себе, а взамен вечернику накладывали новую, свою. Потом вечерника одаривали. Это могли быть какие-то вещи: гребни для волос, ленты в косы, носовые платки, карандаши, ручки. Если крёстные были состоятельными людьми, могли подарить нечто более дорогое, скажем, отрез на платье, деньги. Первую вэчерю дети несли обычно дедушкам и бабушкам. При этом, кроме кутьи брали и хлеб, хлибыну. Вечерник возвращался домой, до дому, а потом уже нёс вечерю своим крёстным родителям.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/06/se...

Встречается и резкое несоответствие между “шапкой” и подзаголовком или врезом, как в “Независимой газете” от 6 января 1994 г.: на первой полосе под “шапкой” “С Рождеством, Россияне!” крупным кеглем напечатан следующий подзаголовок: “Правительство нашло полмиллиарда долларов на строительство второго белого дома”. За логикой повествования не мешало бы проследить и в самих текстах, особенно если они находятся под рубриками, пользующимися наибольшей популярностью. Если бы этим советом воспользовались выпускающие номер “Московского комсомольца” от 6 января 1992 г., то следующая заметка в “подвале” “Срочно в номер” имела бы совершенно иной вид: “СЕГОДНЯ — СОЧЕЛЬНИК. Сегодняшний день, последний день перед Рождеством Христовым, именуется рождественским Сочельником. И если вы получаете нашу газету к завтраку (кое-где это все же случается), то рекомендуем перенести его на вечер. И кроме того, исключить из своего рациона скоромное. Ибо в Сочельник едят только сочиво — постную пищу: кашу и овощи”. И еще одна печальная особенность статей поздравительного типа в российской прессе: даже в них журналисты умудряются делать фактические ошибки. 6 января 1994 г. газета “Сегодня” напечатала следующую информацию, по поводу которой любой мало-мальски сведущий в церковных делах человек сказал бы, что это что-то новенькое: “«Рождество Господне — радость настает. Богу вся природа славу воздает. Радость всех роднит отныне, Ангел явится в долине, к пастухам за лесом, где пасется скот». — …Эта польская колядка — одна из тех, что недавно были переложены на русский язык Александром Зориным и поются ныне в православных храмах Москвы. Календарные различия между конфессиями и поместными церквами не столь уж существенны. С Рождеством Христовым!”. Здесь даже консультанта звать не нужно было — можно было лишь спросить у любой православной старушки, поют ли вообще в храмах колядки. По поводу колядок высказались и “Известия” 7 января 1991 г. в заметке “Колядуй, коляда”. Здесь в качестве колядок цитируются два текста — и не надо быть специалистом по фольклору, чтобы понять, что ни тот, ни другой таковыми не являются:

http://pravmir.ru/pressa-rossii-i-german...

И вот снова лежат перед Анною «картинки с царем». Три банковых билета — полторы тысячи рублей… Меньше, чем пять, но зато это ее деньги, ее собственные, ее по праву! Отовсюду был слышен радостный звон колоколов. Анна опустилась на колени и, прижимая к сердцу ребенка, повернулась с ним к образу в углу. По ее бледному лицу снова неудержимо потекли слезы, но в этот раз не горем вызваны они, а радостью, — тихой радостью, полной благодарности к Всевышнему. И торжественно гудели колокола, напевая священный гимн свой, и весь воздух был наполнен их ликующим звоном. Сережа застыл на минутку в объятиях матери, вдумчиво прислушиваясь к перезвону колоколов. Потом вдруг высвободился из ее рук. — Мама, мама! А ведь Христос меня очень любит: он мне двух новых лошадок принес! — воскликнул он совершенно неожиданно. — Вот хорошо-то! Николай Николаевич Туроверов Сочельник Темнее стал за речкой ельник. Весь в серебре синеет сад, И над селом зажег сочельник Зеленый медленный закат. Лиловым дымом дышат хаты, Морозна праздничная тишь. Снега, как комья чистой ваты, Легли на грудь убогих крыш. Ах, Русь, Московия, Россия, Простор безбрежно снеговой, Какие звезды золотые Сейчас зажгутся над тобой. И все равно, какой бы жребий Тебе ни бросили года, Не догорит на этом небе Волхвов приведшая звезда. И будут знать и будут верить, Что в эту ночь, в мороз, в метель Младенец был в простой пещере В стране за тридевять земель. 1926 «Выходи со мной на воздух…» Наташе Туроверовой Наташе Туроверовой Выходи со мной на воздух, За сугробы у ворот. В золотых дрожащих звездах Темно-синий небосвод. Мы с тобой увидим чудо: Через снежные поля Проезжают на верблюдах Три заморских короля; Все они в одеждах ярких, На расшитых чепраках, Драгоценные подарки Держат в бережных руках. Мы тайком пойдем за ними По верблюжьему следу, В голубом морозном дыме На хвостатую звезду. И с тобой увидим после Этот маленький вертеп, Где стоит у яслей ослик И лежит на камне хлеб. Мы увидим Матерь Божью, Доброту Ее чела, — По степям, по бездорожью

http://predanie.ru/book/221299-khristov-...

Суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя – все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это – другая вера. Потому что это – грустно. Потому что это – страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать детей . С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование – и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет. Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема. …После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах – белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе – белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом – подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. Сочельник , Рождественская ночь, святки, Крещение – все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

http://pravoslavie.ru/76213.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Сочельник Рождества Стихотворение Алексей Бекорюков   00:05 06.01.2017 435 «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе» (Ангелус Силезиус) Заглатывая модные клише, Люд обречён пленяться суетою, Что не дает израненной душе Соприкасаться с вечной красотою. Провозглашает мир пустых затей Души и духа вечную разлуку, Лишь видит в обречённости своей Тщеславием залатанную скуку. В скабрёзности и похоти страстей Толпа не замечает Пилигрима... Как Ирод, мир не жалует детей; Волхвы с дарами вновь проходят мимо. Глас ангельский пронзает небосвод, Но в сердце не находит отголоска. Пустой вертеп. Сомнение... Но вот Блеснула в небе яркая полоска. Чудесный свет Рождественской звезды Нас возвращает к преданному Богу, Прокладывая в недрах пустоты От сердца к небу светлую дорогу. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть СМИ: В Москве в общежитии РУДН произошел взрыв В Кокошино найдены истлевшие останки человека: жуткое дело Стало известно что станет с тарифами за ЖКХ Пол ТЦ в крови: бывший муж чуть не убил девушку Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/06/...

Потом в литературе я, конечно, много читала об украшении ёлки именно перед Рождеством. Даже тогда, когда в советские годы Рождество было запрещено праздновать, верующие люди все равно его отмечали. Наталья Соколова, в своей книге «Под кровом Всевышнего», в которой описывается жизнь верующих в 30–60х годах ХХ века, вспоминала: нам неизменно привозила в Сочельник Ольга Серафимовна – сестра закрытой в те годы Марфо-Мариинской обители. Рискуя своей свободой, она собственноручно срубала ёлочку в лесу, убирала её в наш огромный чемодан, везла поездом, тащила по улицам. До 36-года елки были запрещены как «буржуазный предрассудок». Однако Ольга Серафимовна считала своим долгом доставить нам, детям, это рождественское удовольствие. Мы благодарили её и с замиранием сердца всегда слушали её рассказы о том, как она, утопая в сугробах, добывала нам ёлочку: «Ночь, луна, волки воют…» Или вот еще одно воспоминание Натальи Соколовой уже о своих детях: «В школах уже все отпраздновали новогоднюю ёлку, но дома я ёлочку не ставила. Я говорила детям: «Сейчас последняя неделя Рождественского поста. Наш христианский праздник еще впереди. Будем же послушны уставам Православной Церкви, веселиться и праздновать Рождество Христово будем 7го января. Накануне Сочельника и мы поставим ёлочку в доме. У нас запахнет смолою, хвоей, украсим деревце, почувствуем Праздник. А пока – гуляйте, клейте игрушки, украшайте дом и с нетерпением ждите праздника…» С того самого года, когда мы услышали проповедь старенького, уже почившего, священника мы всегда наряжаем ёлочку перед Рождеством. Может, кто-то скажет, что это не так уж важно. Не буду с ним спорить. Но мне кажется, это то самое малое, что мы можем сделать в память о тех, кто рисковал, наряжал елочку и праздновал Рождество даже в безбожные годы. Когда мы украшаем ёлку на Рождество, мы радуемся рождающемуся Христу, вспоминаем всех верных Ему, и обязательно вспоминаем почившего батюшку Евгения, который с любовью служил Богу и людям, много наставлял нас в вере и учил, что ёлочку надо наряжать в Сочельник, перед самым Рождеством…

http://azbyka.ru/deti/kak-novogodnyaya-e...

В частности, с суточным кругом богослужения связан евхаристический пост, который заключается в полном воздержании от воды и пищи до конца литургии (о чем уже было сказано в параграфе 1 настоящей главы). Этот тип поста удивительно похож на ветхозаветную практику поста (в обоих случаях пост – полный отказ от пищи, а не ограничение ее качества). Однако на практике ежедневный евхаристический пост встречается только в монастырях, где первая трапеза данного дня действительно имеет место после литургии. Далее, для седмичного круга богослужения характерен пост в среду и пятницу (это уже пост в церковном, а не ветхозаветном смысле, то есть ограничение количества и качества пищи), так как эти дни связаны с воспоминанием предательства Иуды и смерти Спасителя на Кресте. Наконец, большинство постов (все многодневные и три однодневных, см. далее) связано с годичным кругом богослужения. Многодневных постов всего четыре: Рождественский пост – первый многодневный пост в церковном году (так как церковный год начинается с сентября). Рождественский пост длится 40 дней (потому еще называется в церковной традиции «малой Четыредесятницей», в отличие от Великой Четыредесятницы). Дата начала поста – 15 ноября (сразу после праздника апостола Филиппа (14 ноября), почему пост иногда и называется Филипповым постом), последний день поста – 24 декабря (Рождественский сочельник). Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября) главах Типикона. По степени строгости Рождественский пост является умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея») 54 . В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Он поцеловал его ножку и тихо вышел из пещеры. Мальчик же лежал и смотрел ему вслед большими удивленными глазами. Э.Т.А. Гофман Щелкунчик и Мышиный король (Перевод А. Соколовского) Сочельник Целый день двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума было запрещено входить в гостиную, а также в соседнюю с нею комнату. С наступлением сумерек дети, Мари и Фриц, сидели в темном уголке детской и, по правде сказать, немного боялись окружавшей их темноты, так как в этот день в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц под величайшим секретом рассказал своей маленькой семилетней сестре, что уже с самого утра слышал он в запертых комнатах беготню, шум и тихие разговоры. Он видел также, как с наступлением сумерек туда потихоньку прокрался маленький закутанный человек с ящиком в руках, но что он, впрочем, наверное знает, что это был их крестный Дроссельмейер. Услышав это, маленькая Мари радостно захлопала ручонками и воскликнула: – Ах, я думаю, что крестный подарит нам что-нибудь очень интересное. Друг дома советник Дроссельмейер был очень некрасив собой; это был маленький, сухощавый старичок, с множеством морщин на лице; вместо правого глаза был у него налеплен большой черный пластырь; волос у крестного не было, и он носил маленький белый парик, удивительно хорошо сделанный. Но, несмотря на это, все очень любили крестного за то, что он был великий искусник, и не только умел чинить часы, но даже сам их делал. Когда какие-нибудь из прекрасных часов в доме Штальбаума ломались и не хотели идти, крестный приходил, снимал свой парик и желтый сюртук, надевал синий передник и начинал копаться в часах какими-то острыми палочками, так что маленькой Мари даже становилось их жалко. Но крестный знал, что вреда он часам не причинит, а наоборот, – и часы через некоторое время оживали и начинали опять весело ходить, бить и постукивать, так что все окружающие, глядя на них, только радовались. Крестный каждый раз, когда приходил в гости, непременно приносил в кармане какой-нибудь подарок детям: то куколку, которая кланялась и мигала глазками, то коробочку, из которой выскакивала птичка, – словом, что-нибудь в этом роде. Но к Рождеству приготавливал он всегда какую-нибудь большую, особенно затейливую игрушку, над которой очень долго трудился, так что родители, показав ее детям, потом всегда бережно прятали ее в шкаф.

http://predanie.ru/book/221301-rozhdestv...

Даровал нам в сердца Благодать, Возвестил для нас Усыновленье – Во Христе жить и не умирать! Славьте ж Бога народы и страны, Воздавая всю Славу Отцу! Что простил вас, рабы и тираны, Он детей Сам готовит к венцу! Вифлеемской звезды Светильник С каждым годом всё светит сильней. Божий Сын – Агнец и не насильник Всё стучится в сердца людей. Снег идет на Рождество Ива Афонская Снег идет на Рождество, падает, как милость Божья. Снег идет — и волшебство в этот день случиться может. Тишина и чистота, ничего их не нарушит. Верь: не даром красота, раз она спасает душу. Свыше послана тебе, чудодейственная сила, это — смысл в твоей судьбе и разгадка тайны мира. Снег идет – и, чуть дыша, смотрим мы на мир крылатый. Пробуждается душа, омертвевшая когда-то. Снег идет, снимая боль, у земли обледенелой. Ты подставь ему ладонь: приземлится ангел белый. Рождественское Саша Черный В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лен Его волос… Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть Дитя бочком… Присмиревший белый козлик На чело Его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал: «Посмотреть бы на Ребенка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине… А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!» Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал Ф. М. Достоевский Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал: “Как пойдешь ты через ельник, — Он с улыбкою сказал, — Елку срубишь, и малютке Самой доброй на земле, Самой ласковой и чуткой Дай, как память обо Мне”. И смутился ангел-крошка: “Но кому же мне отдать? Как узнать, на ком из деток Будет Божья благодать?” “Сам увидишь”, — Бог ответил. И небесный гость пошел. Месяц встал уж, путь был светел

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-stixi/

Царь внимательно смотрит на гостей.) А что вы такие невеселые, гости дорогие? 4й принц Нам бы хотелось, ваше величество, откушать гуся или индюшку. Мы как-то к кашам и варенным яблокам не привыкли. Царь Славянии А вы, принцы, привыкайте, коль в Славянию приехали. У нас обычаи древние, святые, Богом данные, предками нам завещанные. Мы их сохраняем – и детям, и внукам нашим передаем. (4му принцу) У себя, принц, ты можешь жить, как хочешь, а в нашей земле наши обычаи соблюдай. (царевне Алене) Алена, внученька, а ты не забыла первый блин овцам отдать? Царевна Алена Нет, дедушка, не забыла. Я еще в полдень его овечкам отнесла. Царь Славянии (принцам) А кто из вас, принцы, скажет, почему первый блин в Сочельник овцам отдают? 1й принц Наверное, потому, что он подгорел? Царевна Алена (Улыбается.) Что вы, принц! Овечкам дают хороший блин, а не подгорелый, ведь овечки были в одной пещере с Богомладенцем в Рождественскую ночь. 2й принц Ваше величество! А когда начнется смотр принцев? Царь Славянии Да он уже начался с того момента, как вы приехали в Славянию! (Принцы переглядываются.) Я ведь все подмечаю, да на ус мотаю. И у Алены моей глазок остёр, научена она в принцах разбираться, чтобы земле нашей польза была, а не вред. (царевне Алене) Ну-ка, Аленушка, испытай-ка принцев, знают ли они обычаи наши рождественские, а я их завтра испытывать буду – по делам царским, государственным. Царевна Алена Вот вы, гости дорогие, на кашу пожаловались, а не знаете того, что кушать надо то, что Бог послал. Да не просто кушать, а с благодарением Богу за всякое яство и питие. Тогда и каша в утеху будет, и лица-то ваши не будут хмурыми. Да в Сочельник и не кашу вовсе едят. А что? – это я у вас хочу спросить. (Принцы пожимают плечами. Принц Филипп обращается к царю.) Принц Филипп Позвольте мне ответить, ваше величество! Царь Славении Говори, принц Филипп. Принц Филипп Это блюдо, царевна, называется кутья или сочиво. Готовят ее из зерен пшеницы и добавляют к варенным зернам мед. Зерно нам указывает на нарождение новой жизни. Когда его бросают в землю, оно вырастает и дает колос.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010