С появлением монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к постничеству. Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты. К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу каждой недели, установленный в воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы, святки – от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника, седмица мытаря и фарисея и сырная седмица. Пост в праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых. Пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.). Пост в навечерие праздника Крещения – 5 января, установленный ради величия дня и освящения в этот день воды. В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся, подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 19–20 ). Смысл этих слов не исчерпывается лишь указанием на время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной жизни и борьбы со грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле, вверженным во тьму кромешнюю. Средствами освобождения человеческой души от подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя, лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сейчас паремии читаются на большие праздники. Обычно паремий немного. Но на такие праздники, как Рождество, Богоявление и Пасха, их значительно больше. На Рождество Христово читается восемь паремий. Итак, Рождественский Сочельник, и на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» мы слышим первую паремию (Быт 1:1–13): 1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. Фрагмент фрески «Сотворение мира» В какого Бога мы верим? Бог, обладающий абсолютной полнотой бытия, ни в чем не нуждающийся, творит наш мир. Единственной причиной творения мира является совершенная и бесконечная любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости». Бог творит мир Своим Словом в Духе Святом. Творит из ничего. Он мог бы создать весь мир в его полноте в одно мгновение, но хотел, чтобы он жил и развивался постепенно. Творение показано бытописателем как процесс во времени, от простого к сложному, к своей вершине — человеку. И первое, что Бог дает Своему творению, — это свет. Он рассеивает мрак и открывает величие и чудо дел Божиих. Первое Божие слово «разогнало тьму, рассеяло уныние, обвеселило мир, всему дало вдруг привлекательный и приятный вид. Явилось небо, покрытое дотоле тьмою, открылась красота его в такой мере, в какой еще и ныне свидетельствуют о ней взоры» (святитель Василий Великий). Еще нет солнца, звезд, но уже возможно появление жизни. Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32:9). Для Всемогущего достаточно сказать слово, чтобы дать бытие той или иной твари. Мир создается одним словом и повелением Божиим — «да будет», «да соберется вода», «да произрастит земля». Святые Отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия. Евангелист Иоанн пишет о сотворении мира: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…» (Ин 1:1–3).

http://blog.predanie.ru/article/v-kakogo...

Толкование паремий на Рождество Христово Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник): в этот день Святая Церковь завершает подготовку к великому празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На вечерней службе читаются несколько паремий. Вот некоторые из них. Книга пророка Михея (V, 2–4) Рождество Христово И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. Данная паремия, читаемая на первом часе, посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов, был родиной Давида. Располагается он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1 Пар. IV, 1—4). Город этот был незначительным по количеству жителей, но именно в нем надлежало родиться Спасителю, Мессии. Его ждали не просто как царя, царствующего над Своим народом, но как Избавителя, Который объединит тех, кто мечтает не о земном владычестве, а способен увидеть в Нем посланника Божия, Которому дано Царство над всеми народами. То, что Он родится на древней земле царя Давида, — особая радость для всех, ожидающих Его явления. Все уверовавшие будут единым стадом, у которого один Пастырь. Он будет стоять на страже, зорко следя за тем, чтобы никто не потерялся, не отстал, не заблудился. Он будет беречь и защищать Свою паству, поэтому для верных Ему будет радостью жить с Ним, разделять Его славу и величие. Он в конце концов одолеет всякое сопротивление и будет сиять «даже до конец земли». Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу. За неверность Богу этот народ будет разбросан, как разбрасывает ветер поломанные ветви, но впоследствии Господь пожалеет их (если смирится народ и покается), сохранит остаток верных. Но это относится не к одним иудеям, а ко всем уверовавшим. Вера во Христа дает права избранного народа всем, и потому говорится о новом Израиле, то есть о Церкви Христовой. «Остаток», то есть духовные наследники верных Христу израильтян вместе с уверовавшими в Христа народами составят Церковь, которую не одолеют врата ада, так как сохранять и беречь ее будет Сам Христос.

http://pravoslavie.ru/1565.html

Эти тексты (тропарь и кондак) неоднократно будут звучать и в Сочельник, и в сам праздник Рождества, и в попразднство (которое длится до 13 января). Время служения праздника в разных храмах отличается. У нас в храме Всенощное бдение начинается 6 января в 23:00 и плавно перетекает в Литургию. Служба заканчивается примерно в 3:00 ночи. На Всенощном бдении читается Евангелие о Рождестве Христовом по Матфею (Мф. 1:18-25). На Литургии читается продолжение: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока…» (Мф. 2:1-12). Также читается отрывок из послания апостола к Галатам: 4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление. 6 А поскольку вы – сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!». 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник – благодаря Богу. (Апостол: Гал. 4:4-7). Этот отрывок раскрывает ключевую идею, которая проходит через все послание к Галатам – усыновление. Все люди, все верующие, получают статус детей Божьих, и по этому праву обращаются к Богу как к отцу. Особый день попразднства – Собор Пресвятой Богородицы (8 января). Особым днем также является первое воскресенье после Рождества Христова – день памяти святых праведных Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Господня. Читается Евангелие о бегстве Святого Семейства в Египет, об избиении Иродом младенцев в Вифлееме, о возвращении из Египта и поселении в Назарете во исполнении пророчеств (Мф. 2:13-23: «Когда волхвы отошли…»). Однако, когда Рождество выпадает на воскресение, то этот день памяти празднуется 8 января и совпадает с Собором Пресвятой Богородицы. 19 января празднуется Богоявление (подразумевается праздник Крещения Господня, хотя, как сказано выше, словом Богоявление можно обозначить оба праздника: Рождество и Крещение, которые ранее отмечались в один день). 15 февраля (на 40-й день после Рождества Христова) мы замыкаем Рождественский цикл, начатый Рождественским постом, и празднуем Сретение Господне.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. Источник: www.portal-slovo.ru «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Откр. 22:16) В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда  загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды. Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.) Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая  яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера  Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

http://pravmir.ru/tainstvo-rozhdestvensk...

6 января в Православной Церкви — день Рождественского Сочельника. 6 января, ПРАВМИР. 6 января в Православной Церкви — день Рождественского Сочельника. В этот день верующие стараются быть утром на Божественной Литургии. Как правило, Сочельник — день строгого поста, когда верующие не едят ничего «до первой звезды», но в воскресенье пост ослабляется. В этом году в Рождественский Сочельник позволяется есть пищу с маслом, потому что устав Церкви принципиально отрицает строгий пост в воскресенье. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Само название Сочельник происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана. Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/u-pravoslavnyx-nastupi...

Сочельник О-ё-ия-иёй, батаре-эйка-а-а, или Случай под «нерусское» Рождество Весь вечер мы ехали, куда нам не надо было. Но попали все же туда, куда нам было нужно. Там встретили тех, кого не ожидали. И сделали для них то, чего не хотели. Но ради того, похоже, и было все в нашей жизни сегодня устроено. Рождество в Гулаге. «Бог был среди нас» Было чувство, что ты на небесах. Среди нас было абсолютное духовное единство, как будто все мы из разных групп слились в один голос, величающий Иисуса Христа и величайшее на земле событие. Пели латышки, пели немки свое Stille Nacht , а также полячки, китаянки, эстонки, украинки, армянки, француженки, американки. Все они пели колядки своих стран. Ангел (+видео: читает автор) Той зимой я как-то хронически замерзла: на дворе было морозно так, что в нашем ветхом переделкинском домике комнаты не прогревались выше 12 градусов, и то и дело замерзали трубы. Рождественский Сочельник. «Бог открывается людям в ответ на чистоту и простоту их сердца». Слово Патриаршего местоблюстителя митрополита Кирилла в Рождественский Сочельник Конечно, трудно было принять такого Спасителя тем, кто связывал с Его пришествием политические успехи, экономическое процветание, власть, победу над римлянами, которые тогда оккупировали Палестину. Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. Рождественский сочельник как правильно провести? Что значит поститься до первой звезды?Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/sochelnik/page/2/

«Пастухи уже в поле». Почему скорбеть в сочельник неуместно Пост в сочельник — предвкушение Рождества 6 января, 2022 Пост в сочельник — предвкушение Рождества В Рождественский сочельник постятся обычно даже те, кто весь Рождественский пост пропустил. Из-за этого да еще и из-за богослужебных особенностей (чтение Царских часов) этот день воспринимается покаянным и чуть ли не траурным, как Великая Пятница. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Хотя тематически он гораздо ближе к Великой Субботе — ведь как в ней звучит весть о Воскресении, так и в Навечерии Рождества мы уже празднуем приход Спасителя в мир. Что же касается поста, то никакого отношения к скорби, ни покаянной, ни какой-то еще, сам по себе он не имеет. Пост — это упражнение, способствующее «утишению» как плоти, так и души, а с точки зрения богословия, пожалуй, его можно рассмотреть как указание на Христово истощание — Его умаление до собственного творения, до маленького и слабого человека. Тогда да, тогда можно и с Великой Пятницей сравнить. Только скорбеть тут все же неуместно. И вот почему. Смерть Спасителя на Голгофе — следствие греха, греха первородного и греха конкретных людей, она бы не состоялась без падения наших прародителей. А вот Его воплощение — следствие Его милосердия и любви к нам — как и акт творения. Ведь и он, этот акт творения — это Его снисхождение к творению, находящемуся в тот момент в небытии, Его любовь к нему и призыв в бытие. И в этом нет ни одного мгновения скорби (как казалось философам-неоплатоникам — именно потому, что для них само творение — это унижение Нетварного, Высшего, нематериального). Это непреходящая радость дарованной нам жизни, хотя дальше будет и грехопадение, и смерть. В седальне канона Предпразднства Рождества читаем: «Небо мне показася днесь земля,/на ней бо раждается Творец/и в яслех восклонияется в Вифлееме Иудейстем./Со Ангелы поют пастырие непрестанно:/в Вышних слава, мир в мире;/видеша бо звезду, путешествующу с волхвы,/скоро же текуще принести дары, злато, смирну и ливан,/яко всех сущему Богу, и Царю вечному, и Зиждителю всяческих,/в вертепе за милосердие рождшемуся».

http://pravmir.ru/pastuhi-uzhe-v-pole-po...

поиск:   разделы   рассылка Марина Кюхен " Die Welt " : Семейные драмы на Рождество Источник:  InoPressa.ru Для большинства немцев Рождество стало не столько религиозным праздником, сколько семейным. Как показал опрос, проведенный социологическим институтом Emnid, для добрых 84% немцев самое важное в рождественский сочельник – быть вместе со своей семьей, а религиозные мотивы и посещение рождественской службы имеют решающее значение только для каждого 14-го опрошенного. Поэтому ожидания, возлагаемые на рождественский праздник, соответственно высоки: он должен пройти гармонично, все хотят, по возможности, отметить его в семейном кругу и с детьми. Однако нередко надежды не оправдываются, так как реальность может выглядеть совсем по-другому: именно в сочельник в семьях и в парах происходят серьезные ссоры. Так и в этом году: во время ссоры 54-летняя женщина из города Рюссельхайм облила своего спутника жизни воспламеняющейся жидкостью и подожгла его. 55-летний мужчина получил сильные ожоги и нуждается в лечении в специализированной клинике, сообщила полиция. Очевидно, оба – и преступник, и жертва – находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Причина ссоры до сих пор не выяснена. Также в сочельник во время сцены ревности 27-летний молодой человек из Зигбурга, под Бонном, покончил жизнь самоубийством. Он с помощью лома проник в квартиру своей бывшей спутницы жизни, когда там находился ее новый друг. 27-летний житель Бонна в коридоре облил себя жидкостью для разведения краски и поджег. Он скончался от ожогов. Женщина и ее новый друг также получили повреждения. В городе Ольпе в земле Зауэрланд 29-летний молодой человек в ночь с воскресенья на понедельник заколол свою мать ножом. По первым сведениям из полиции, во время рождественского праздника в доме матери дело дошло до серьезной ссоры. Полицейские нашли 54-летнюю женщину с ножевыми ранениями и следами побоев в ванной комнате. В Дармштадте отец пытался убить свою 14-летнюю дочь, в Висбадене кикбоксер изнасиловал свою бывшую подружку. В Миддельбурге в Голландии отец в сочельник убил двух своих дочерей в возрасте трех и четырех с половиной лет и себя самого. Дети, которые жили с матерью, в субботу были в гостях у своего отца. Когда отец, как было условлено, не привез их вечером обратно к матери, женщина позвонила в полицию.

http://religare.ru/2_24403.html

Рождество Христово в стране выходных Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). 4 января, 2012 Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). В Испании отмечают не только сам день Рождества; весь период с 24 декабря по 6 января называется Navidades . Здесь празднуют Рождество, потом Новый Год, а затем, 6 января День Королей, или Богоявление . Сам праздник Рождества проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). В этот вечер главное – постараться собраться всей большой испанской семьей. Подарки традиционно в это день не дарились. Сейчас детям их дарят, хотя главные подарки принесут на день Королей-Волхвов. Есть одно событие, с которого начинается период Рождественских праздников — это розыгрыш рождественской лотереи, которая существует с 1812 года. Билеты покупает 98% населения,  они продаются уже с августа-месяца, а 22 декабря происходит священнодействие, за которым следит по телевизору вся страна. Ученики школы св. Ильдефонсо в Мадриде нараспев возглашают номера , которые написаны на небольших деревянных шариках, помещенные в две большие золоченые сферы. Действо длится более трех часов: поющие дети сменяют друг друга, идет прямая трансляция по телевидению, все смотрят, затаив дыхание. Хотя шанс выиграть небольшой (по пессимистическим прогнозам около 5%, по оптимистическим – около 10%), многие надеются на чудо. Поклонение золотому тельцу объединяет страну и заставляет забыть о кризисе . Ликования выигравших (а это могут быть целые коллективы на работе или группы знакомых по бару, купивших один билет в складчину) и залпы шампанского 22 декабря окончательно переводят Испанию с рабочего режима в праздничный. При всей любви испанцев к публичности, Рождество – чисто семейный праздник. Другое дело, что собравшаяся в доме, слегка расширенная испанская семья по количеству и уровню шума может сравниться с переполненным автобусом. На праздничном столе – морепродукты и сухофрукты, а также туррон — сладости на основе миндаля. Возможно, это отголоски поста в сочельник, в любом случае, эта традиция соблюдается неукоснительно, поэтому ежегодно в этот период цены на морепродукты повышаются.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010