Потом выведите его за город и побейте камнями». Нечестивые начальники города не задумались исполнить волю нечестивой царицы. Навуфей был оклеветан и побит камнями. Когда об этом было донесено Иезавели, она вошла к царю и сказала: «Поди, теперь возьми во владение виноградник Навуфея, который не хотел тебе уступать его за деньги; этого Навуфея нет больше в живых». – И Ахав не побоялся Бога – пошел в виноградник Навуфеев, чтобы взять его во владение. Но видно не напрасно обида ближнему называется грехом, вопиющим на небо! Много терпел Господь беззаконий нечестивого царя Ахава, ожидая его покаяния; но этой неправды не потерпел, и вот, только что царь вошел в виноградник, как является пред ним грозный обличитель, Пророк Божий Илия. «Как? – говорит он, – Ты сделал убийство и теперь дополняешь его грабительством? Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь. Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и истреблю у тебя все, что живет и дышит. Псы съедят и Иезавель. Кто умрет из твоих домашних в городе, того съедят псы, а кто на поле, того расклюют птицы небесные. Подобного не было еще Ахаву, который, по наущению жены своей Иезавели, делает злое пред Господом». Грозное слово Пророка поразило Ахава. На этот раз он смирился, разорвал на себе одежды, облекся во вретище, и наложил на себя пост. Но это покаяние было временное, потому и наказание Божие отложено было только на время. Ахав пошел войной против царя Сирийского и был ранен в сражении. Кровь из раны текла в колесницу, при закате солнца он умер. Его привезли для погребения в Самарию, и когда обмывали колесницу, то действительно, псы лизали кровь его, по слову Господа, изреченному устами Илии. – А Иезавель? И над ней слово Господне сбылось во всей точности: когда новый царь, Ииуй, истреблял весь дом Ахава, Иезавель была выброшена, по его приказанию, из окна; кровь ее обрызгала стены; она упала под ноги коням и была растоптана. Когда чрез несколько часов вышли слуги Ииуя, чтобы похоронить ее, то нашли от нее только череп, ноги и ладони...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Предание хранит и Святая Церковь в песнопениях передает нам, что переживала Матерь Господа, пока носила во чреве Своем Богомладенца. В умилении, не помня ничего, кроме того что в Нее вселился Сам Господь, ушедши вся в Себя и ощущая в Себе живущего Бога, молитвенно взывала: «Како вселился в Мя еси, како ношу Тя, Боже Мой, како воплощаешься от Меня, сотворивший Меня Самое, како родиться хощеши, сотворивый все Собою?!» Все девять месяцев, со дня зачатия и до дня рождения Сына Божия, Пресвятая Дева ничего не вкушала и даже, когда ангел приносил Ей пищу, отказывалась и не принимала. Поэтому и Рождественский пост установлен в память поста Пресвятой Матери Господа нашего Иисуса Христа. Изображение «Умиление» Божией Матери показывает Ее в то время, когда Она молится Сыну Своему, воплощенному в Ней. Только девство способно было дать Богочеловека. Без сомнения [Иосиф] сто раз закрывал глаза, чтобы не видеть этого, сто раз хотел думать, что он обманывается, но каждый день приносил ему новое мучение, подтверждал с большею ясностию его подозрение». Оказалось: итак, не простирайся далее, не требуй ничего более сказанного и не спрашивай, каким образом Дух образовал младенца в Деве, ибо если при естественном действии невозможно объяснить способа сего рождения, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух. По закону Моисееву жена, родившая младенца, по окончании дней очищения своего должна была за родившегося принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех . Если же она не в состоянии была привести агнца, то могла ограничиться двумя горлицами или двумя молодыми голубями: одного отдать во всесожжение, а другого в жертву за грех (См.: Лев. 12:6–8 ). Пречистая Дева Мария в сороковой день по рождении Богомладенца принесла Его в храм Иерусалимский, чтобы «поставити Его пред Господем» ( Лк. 2:22 ). При этом агнец во всесожжение Богоматерию принесен не был, а лишь два птенца голубиных. Почему так? Неужели так бедна была Она, что не нашла «рука Ея довольнаго на агнца» ( Лев. 12:8 )? Конечно, нет. Тут сокрыта великая тайна: Пречистая принесла истинного Агнца Божия, Которого те жертвенные агнцы служили только прообразом. Она принесла Сего Агнца во всесожжение за падший род человеческий. И еще прежде Голгофского алтаря Крестного над Сим Агнцем занесен был уже нож жертвенный праведным Симеоном Богоприимцем в день Сретения, когда Богоматерь услышала из уст праведного старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израили и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

преп. отцов Киево–Печерских, Псково–Печерских, Афонских, Синайских, Оптинских старцев), а также новомучеников (С. новомучеников и исповедников Российских, С. новомучеников, в Бутове пострадавших). Соборование – см. елеосвящение. Солея ( греч. σολα – возвышение) – пространство между иконостасом и средней частью храма, возвышающееся на одну или несколько ступеней от пола храма и огражденное невысокой решеткой. Часть С. напротив царских врат, выдающаяся полукружием в направлении середины храма, называется амвоном. На концах С. располагаются клиросы. Сочельник – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский С.) или Богоявления (Крещенский С.). В С. установлен строгий пост, полагается ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Название С. происходит от слова сочиво – пища, которой питались в этот день верующие (размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; ныне – вареная пшеница с маковым молочком или конопляным маслом и медом). Сретение Господне ( слав. – встреча) – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым; установлен в память принесения Пресвятой Богородицей и Праведным Иосифом Обручником Иисуса Христа на 40-й день по Его рождении (поэтому С. Г. и празднуется 2 февраля ст. ст., т. е. на 40-й день после 25 декабря) в Иерусалимский храм, чтобы представить Младенца Богу как первенца и выкупить Его в соответствии с иудейским законом ( Исх. 13,15 ). В это же время по вдохновению свыше в храм пришел праведный Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа» ( Лк. 2, 26 ). Взяв Младенца Иисуса на руки, Симеон возблагодарил Господа и сказал; «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Пресвятой Богородице Симеон предрек: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2, 34–35 ; этими словами предуказан и крестный путь Девы Марии от Вифлеема до Голгофы).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Прихожанка. И как же надо поступать? Пресвитер. Если вы соблюдаете все установленные посты: Великий, Рождественский, Успенский, Петров, среду, пятницу и другие, то вам не нужно дополнительно еще держать пост перед причащением, за исключением евхаристического, состоящего в том, чтобы не вкушать еду после полуночи. Так что приходите причащаться, чтобы мне не пришлось говорить вместе со святителем Иоанном Златоустом , что опять напрасно приносилась Жертва, и напрасно мы предстояли пред алтарем Господним! 221 Прихожанка. Вы хотите сказать, что это может быть из-за меня? Пресвитер. Из-за вас и всех тех, кто только будет присутствовать на Литургии, а не участвовать в ней… Прихожанка. Да как же это возможно, чтобы не было пользы от совершения Божественной Литургии? Ведь на Литургии совершается сугубое поминовение и молитва за весь мир, а приносимая Жертва освящает все вокруг и особенно нас, присутствующих при Ее приношении! Пресвитер. Все это так и в то же время не так! Вы знаете, что Литургия – это общее дело? Прихожанка. Да, так и переводится слово «литургия». Пресвитер. И знаете, какое это дело? Прихожанка. Прежде всего молитва! Пресвитер. Нет. Господь Сам объявил цель Литургии, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22, 19 ). А именно: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ). Никакой другой цели Им больше не было указано. На эту же цель как единственную указывает и Святая Церковь через чин Божественной Литургии, установленные правила и высказывания своих учителей. Прихожанка. Простите, а какие правила вы имеете в виду? Пресвитер. Например, правило святых апостолов гласит: «Если епископ, пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка при совершении приношения не причастится, пусть представит причину, и, если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал Приношение» 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах. 7, 9–10 ), ( Зах. 8, 16–17 ) – вот, что благоугодно Богу и невыполнение чего навлекает Его гнев; поэтому, наказание, которое постигло предков современного пророку поколения, может разразиться и над головами тех, от лица которых предложен пророку вопрос о постах. (См. Kaamz, Ss. 81–84). Исполнение заповедей требует Господь, но когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце.., для Меня ли вы постились?.. И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?–вопрошает пророк ( Зах. 7, 5–6 ). Таким решением вопроса о постах пр. Захария, следовательно, как бы предвосхищает новозаветное учение о том же (ср. Мф. 6, 16–18 ); ( 1Кор. 8, 8 ) и др. Если бы пророк признавал неуместность постов именно в виду ожидаемой им в близком будущем в судьбе иудеев перемены к лучшему, как полагает, напр., Дум (S. 316), мы едва ли встретились бы в глл. 7–8 с неоднократным напоминанием о необходимости выполнение заповедей, о наказании за упорство и противление ясно выраженной воле Божией и, наконец, с общим замечанием ( Зах. 7, 5–6 ) о том, что пост сам по себе никакого отношение к Богу не имеет. Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояние в жизни временной с благочестием, говорит в ( Зах. 8. 12 ): посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведение свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему ср. ( Зах. 3, 10 ); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных – о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками при посредстве иудеев, как результате полного обращение их на путь исполнение заповедей ( Зах. 8, 16–23 ). 75 По мнению Кейля, в ( Зах. 8, 8 ) под Иерусалимом нельзя разуметь земного Иерусалима, а только мессианское царство: земной Иерусалим не мог бы вместить иудеев, собранных со всей земли (S. 585). Но во всяком случае, возможно относить это обетование и к земному Иерусалиму, так как к буквалистическому пониманию подобного рода выражений ничто не обязывает: прямой смысл этого стиха тот, что Иерусалим, обезлюдевший в период плена, снова будет заселен. 76 Иегова, как Творец всего мира, должен быть Владыкой и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для избранного народа, и только чрез его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются для вступление в устрояемое Богом царство, достигает полной ясности лишь у пророков (Oehl. Ss. 216–217). Читать далее Источник: Сергиев посад. Типография Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. 1910 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Пророк Михей примерно за семьсот лет до описываемого события предсказал, что Мессия родится в Вифлееме , и, таким образом, римский властитель Август, сам не зная этого, послужил Божественному Промыслу. Этот же Промысел раскрылся в том, что Великий Властитель, пришедший на землю ради спасения людей, начал Свое служение в уничижении и бедности. Убогая пещера – таким оказалось единственное место, где смог найти пристанище Спаситель мира. Это яркий образ того, что в сердце людей, порабощенном страстями, часто не остается места для Любящего и Спасающего Бога. Пророк Исаия говорил об этом великом дне: Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). Тот же пророк, предвидя жестокосердие людей и сокрушаясь об этом, сказал: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1: 3). Удивительно, но евангелист Лука повествует о том, что Богородица, спеленав Младенца, положила Его в ясли – кормушку для животных, укрывавшихся от непогоды в вифлеемской пещере. Все эти события поражают своей глубиной и символичностью: то, чего люди ожидали так долго и напряженно, происходит тайно от всего мира. Первыми о долгожданном приходе Мессии узнали самые простые люди. Пастухам, пасшим стада в тех краях, явился Ангел Господень и возвестил им о рождении Спасителя и о великой радости не только для их народа, но для всего мира. Вслед за простецами поклонение Богомладенцу совершили и мудрецы. Три волхва, узнавшие о рождении Великого Царя по явлению на востоке необычной звезды, прибыли в Иерусалим, чтобы найти Его, воздать поклонение и принести дары. Рождество Христово – второй по значимости праздник после Пасхи – это день Пришествия в мир Господа. Празднику предшествует длительный Рождественский пост. Празднование Господнего Рождества – Святки – продолжается одиннадцать дней и завершается в Крещенский сочельник – постный день накануне праздника Крещения Господня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святого Илию накрыло отчаяние такой силы, что он — кто бы мог подумать! — испугался угроз вредной царицы Иезавели и скрылся в пустыню, путая следы. Эта история деликатно и лаконично описана в Третьей книге Царств. Мало слов, но картина сама встает перед глазами: бесконечно уставший от борьбы старик сидит среди угрюмых песков под можжевеловым кустом и призывает свою смерть, молясь словами, которые в любом другом случае приняли бы за кощунство и малодушие: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». А потом он просто заснул прямо под кустом можжевельника. Сколько привыкли спать пророки, Писание не сообщает, хотя, возможно, именно здесь кроется самый страшный секрет святости. Спал бы святой Илья и дальше, если бы не ангелы. Простым людям мешает спать детвора, святым — бесплотные духи. Жаль, конечно, что Библия не говорит, как именно ангел будил пророка и долго ли он просыпался, это тоже тайна духовной жизни. Сказано просто: «Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей)». Рассказ очень сдержанный: «И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел, и напился, и опять заснул». — Такое чувство, что он на ангела даже и не взглянул! Как это похоже на людей в депрессии! — Вот именно: ни слова, ни взгляда! Просто поел, напился и снова спать! Но именно так ангел лечил депрессию пророка! Заботливо накормил, не отягощая разговором, не требуя внимания или ответной улыбки, и дал человеку хорошенько выспаться. Но это еще не конец истории. «И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей); ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» ( 3Цар. 19:8 ). Дважды выспался пророк, дважды подкрепил себя ангельской пищей. И все это для того, чтобы приступить к большому делу, которое ожидало его впереди, — созерцание великих откровений Божиих. Рождественский пост — это путь паломника, он требует и сил, и бодрости. Обычно мы сразу говорим о смысле этих постных дней, о том, на что следует обратить внимание, какие взять на себя обязательства, но жизнь показывает, что в некоторых случая полезнее всего сделать шаг назад и позволить себе «ангельскую терапию», разрешить себе отдохнуть, набраться сил перед долгим путем.

http://azbyka.ru/fiction/priblizhaetsja-...

Содержание Как произошло рождение Спасителя   Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.       В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что " мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.       Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город.       В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).       Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: " повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». " Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» - поет Церковь в Каноне на Рождество Христово.       Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. " Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тим.3:16) . Вот с чем мы вступали в святой Рождественский пост: с твердой верой в то, что совершилась великая благочестия тайна – Бог явился во плоти. Один из величайших учителей Церкви, святой Афанасий Александрийский, сказал дерзновенные слова: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Трудно вместить нашему обычному сознанию это великое предначертание, сказанное апостолом Павлом и подтвержденное святителем Афанасием в IV веке. Но, братья и сестры, ведь и Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный» ( Мф.5:48 ) . И о совершенстве постоянно Господь говорил – и в притчах Своих, и прямо говорил. «Никто, кто не возьмет своего креста, – сказал Он юноше, который спросил Его: «Что мне делать, чтобы быть совершенным?» – «и не идет вслед за Мной, не может быть Моим учеником» (См.: Мк.10:17 ; Мф.5:21; 10, 38 ; Лк.14:27; 18, 20 ) . Поэтому о совершенстве постоянно напоминает нам и слово Божие, и богослужение, и наша совесть. И вот сейчас, когда осталось уже совсем немного дней до праздника Рождества Христова, когда мы будем говорить эти праздничные слова, и песнопения огласят нашу церковь, задумаемся о том, так ли мы приняли эти наставления и Господа нашего Иисуса Христа, и святых апостолов. Напомню, что святой апостол, в свои последние дни, находясь в заключении в Риме, подводя итог своей апостольской проповеди, пишет ученикам своим, епископам, поставленным в Церкви: Тимофею, которого он называет любимым своим сыном, (См.: 2 Тим.1:2 ) и Титу, поставленному епископом в очень сложном народе – критянах. Вот, пишет он апостолу Тимофею, ученику своему: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое я тебе пророчествовал с возложением рук апостольских. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (См.: 1 Тим.4:14–16 ) . Отчего же, в чем, почему такая забота апостола Павла? Да, он, предвидя уже и свой отход от жизни, и будущие трудности Церкви, продолжая, говорит Тимофею: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству — Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков — повелеваем извергать из священного сана, а мирян — отлучать от общения церковного». В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22,5). Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Сретенский монастырь «Новая книга» — «Ковчег» Москва — 1997 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010