Первоначальное обучение Иродион получил в семье, а позже в городе Ливны у диакона Игнатия, который так хорошо подготовил мальчика для поступления в семинарию, что он в 1810 году поступил сразу в четвертый класс Севской семинарии. Бурса и семинария находились в Троицком Севском монастыре, где тогда был и архиерейский дом, поэтому учащиеся всегда находились перед взором правящего владыки. На благочестивого отрока обратило внимание семинарское начальство – ректор семинарии архимандрит Владимир и правящий владыка, и 21 ноября 1814 года владыка Досифей (Ильин; † 1827) посвятил юного семинариста в чтеца и книгодержца. Обратили на него внимание и его соученики, но откровенная набожность Иродиона была им неприятна: по диавольскому наущению они в ней видели ханжество и лицемерие, часто понося его, а иногда даже нанося ему побои. Но не так к нему относились мальчики, так же, как и он, устремленные всем сердцем к Богу. В старших классах семинарии он сидел за одной партой с будущим святителем Иннокентием (Борисовым; † 1857; память 25 мая/7 июня), а тогда еще просто Ваней, дружбу с которым он сохранял всю жизнь. Нельзя не вспомнить зримую помощь Господа юноше Иродиону даже в самых простых студенческих проблемах, о которых позже владыка писал в своем дневнике. Всегда хорошо учившийся, он с трудом воспринимал другие воззрения на мир, которые изучались философией. Этот предмет ему давался с трудом, и он даже вознамерился оставить семинарию. Сговорившись с двумя сотоварищами подать прошение об уходе из семинарии, он приступил к написанию его, предварительно помолившись и призвав Спасителя на помощь, как и всегда он поступал перед началом любого дела. Но при написании этого прошения он сделал ошибку, и ему пришлось переписывать. Иродион еще более усердно помолился с земными поклонами и приступил к делу. Но опять, уже в другом слове, он сделал ошибку. Так он переписывал свое прошение с молитвой и поклонами семь раз и, устав от поклонов и безнадежного переписывания, объявил товарищам, что отдаст свое прошение позже. «Не теряя времени, они подали прошения, а я остался. Но они получили резолюцию, чтоб наказать их публично за своеволие, а я спасся от сего позора, о котором, услышав, родители тяжко бы болели» . В другой раз возникли у него сложности перед сдачей экзамена по церковной истории. Не надеясь его сдать, он попросил Бога, чтобы достался ему билет 24, единственный, на который он мог хорошо ответить. С замиранием сердца вытаскивал билет юный семинарист, и чудесным образом он вытащил именно билет 24. «Нечто подобное было с Иннокентием , Пензенским епископом: ему пред экзаменом было во сне приказано выучить статью, которую он не знал; он послушался, выучил – и диво! Она спрошена была на экзамене», – вспоминал в своем дневнике преосвященный Иеремия.

http://pravoslavie.ru/33197.html

Отец же Иван раскрыл глаза и благословил его, а потом, ослабев, лег паки ; но Илько пошел к нему в дом и, позвав человека из домашних, отнесли его и прибрали. Вскоре за сим отец Иван умер, благословив всех, а также и отца Иродиона, отвергавшего его от благодати, и добрые прихожане над могилою его долго служили панихиды, а Иродиона не любили. Излишняя материнская нежность Асессорша , вдова, оставшись с малолетним сыном Игнатием при хороших средствах, все внимание на воспитание его обратила, сохраняя его от простуды и болезней, а также и от всяких бесед и слов несовместных, от которых ум детский растлевается и узнает о пороках. С той целию к ней в дом никто, ни один мужчина, кроме разносчика и булочника, не входил, да еще вхож был каждое первое число месяца для молебна и назидания духовник ее, отец Павел. Этот был роста высокого, острого понимания и в разговорах нередко шутлив. Он в обстоятельства сей своей почитательницы вникал и, оставаясь у нее после молебнов на чае и закуске, скромность и бережливость асессорши постоянно похвалял, но не одобрял, что она так Игнашу взаперти, при себе и одних домашних прислужницах, держит, до того, что он ничего мужескому полу сродного в характера не имел, а стал подобен как бы девчонке, или, лучше сказать, — ни к тем, ни к сем не относится. А Игнаше тогда шел уже шестнадцатый год, и он еще нигде не учился. Асессорша же, во всем отца Павла признавая, на этот счет его полезных советов не слушала и против его разных доказательств приводила примеры из своей прошлой жизни. Наичаще она вспоминала, что, состоя в браке с асессором, многое от него перенесла, ибо он имел такое обыкновение, что если с каким-либо просителем запирует, то несколько дней домой не возвращался, а удалялся по разным местам, пел и играл и под органную музыку разные танцевальные па представлял. Это танцевание асессорше столько в жизни огорчения сделало, и было понятно, что она опасалась, как бы и сын ее по стопам родителя своего не последовал. Отец же Павел, имея здравое суждение, говорил: «Сударыня, никакого плода дальше его лет не убережешь, а если убережешь, то выкинешь». И указывал ей, что может быть такой слепой случай, когда вдруг юноше нечто необычайное в жизни откроется, и тогда он хуже не узнает, как себя повести, и еще более пострадать может. Но недоумевшая асессорша стояла на своем и отцу Павлу не верила, и так благополучно сберегла Игнашу до двадцати лет и приучала его к хозяйству, водя его с собою всегда по саду и по амбарам, дабы минуты один не оставался. А между тем случай, которого она не допускала, подкрался в самой неожиданности и очень скоро обнаружился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но гетман и сам часто вступался в церковные дела, кроме того находил выгоднейшим для себя держаться стороны полковников, чем стороны попов, да едва ли был и в силах унять старшину от своевольных поступков 606 . Столкновениями своими с светскими начальствами здесь особенно сделался известен Черниговский архиерей Иродион Жураковский. Вот одна его грамота (1729 г.), из которой можно видеть, какой произвол дозволяли себе эти власти в отношении к духовенству. „З некоторых епархии нашей местиц донеслося нам ведать, что панове властители мирскии инних с духовенства на неякихся ведомостях подписоватись усиловуют, а которые не хотят без нашего архиерейского указу, таковым чинятся бесчестие, укорение и против чести разно именуемая досады; инде в духовные касаются дела и понуждают дачею небывалых сборов, якие вновь бывшею малороссийскою коллегиею были положены на монастыри и церкви, а после, по пунктам гетмана Б. Хмельницкого, в 1727 г. всемилостивейшим его имп. в-ва указом и высоце по важным рейментарским ясне-вельможного добродея его милости пана гетмана универсалом отставлены. Сего ради, донеле на писания наши обще от всего духовенства до ясневельможного милостивую получим резолюцию, судили за благо предварить во все епархии нашей места обычными листами с таковым предложением: первое, аби с духовенства ни в жадных делех, мирскими властьми предъявляемых, не отписавшись до нас и не получив указу, нихто з духовенства не подписовалися; второе, входить им, мирским властям, в дела духовные не допущать, и буде якое насилие чинитися начнется, о том подлинно и обстоятельно давать нам ведать, почему мы писати меем до ясневельможного; третье, духовенства в суды мирских не попущать, ибо если до кого что касатися меет, то будет о том писано до нас от ясневельможного. Писалисмо, аби им до монастырей и церквей жадного не имети дела». Но всего через месяц после этой грамоты Иродион опять велел духовенству платить все сборы, которые будут спрашивать сборщики, потому что ясновельможный отвечал, что отрешить этих сборов не может без получения монаршего милостивого указа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Израильские археологи обнаружили могилу царя Ирода 08.05.2007 Группа ученых из Еврейского университета в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem) в понедельник вечером, 7 мая, объявила, что им удалось обнаружить место захоронения царя Ирода , сообщает Haaretz. Подробности открытия будут обнародованы на специальной конференции, запланированной на утро 8 мая, до этого момента вся информация о находке держится в секрете. Однако Haaretz удалось узнать некоторые подробности открытия, сделанного профессором Еврейского университета Эхудом Нетцером (Ehud Netzer), считающимся крупнейшим в мире специалистом по периоду правления царя Ирода I Великого. На основании хроник принято считать, что Ирод I был захоронен на Иродионе — искусственно насыпанном в годы его правления холме в 12 километрах от Иерусалима. На территории Иродиона, начиная с 1956 года, проводились раскопки, однако ничего похожего на захоронение царя ранее обнаружить не удалось. По данным Haaretz, профессор Нетцер провел археологические раскопки в той части Иродиона, которую его предшественники не рассматривали в качестве места захоронения Ирода I. Он предположил, что могила может находиться в месте, расположенном между так называемым Верхним Иродионом и двумя дворцами, выстроенными на искусственно насыпанном холме. Именно в этой части холма в итоге и было найдено захоронение царя, сообщает издание. Ирод I Великий , родившийся около 73 до Р.Х., был царем Иудеи с 40 года до нашей эры. Во время его правления территория Иудеи была расширена почти до пределов древнего царства Давида. Ирод I, демонстрируя во внешней политике лояльность Римской империи, сумел добиться ослабления вмешательства Рима во внутренние дела Иудеи. Имя царя Ирода, упоминающееся в Евангелии, стало нарицательным для жесткого и властолюбивого правителя. Lenta.ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 08.05.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2911.html

9) Дело черниговского епископа Иродиона Жураковского с бунчуковым товарищем Лизогубом. Доношение Иродиона св. Синоду: «В доношении епархии моей шостовицкого попа Алексея Незридовича написано: ездил-де он с писмом из консистору к Семену Лизогубу в обиде своей просить, чтоб он заграбленные его кони войтом Лизогубовым ему, попу, возвратил, и, когда о возвращении грабежа только помянул Лизогубу, тогда без всякой причины начал бранить его, попа Алексея, м..., называя блазном и скурвым сыном, злодеем, послежде велел наготовити киов и батожья и принести оные, в яком разе два его, Лизогуба, служители великороссийской породы тыя до побою инструмента принесли и, взяв его, попа, за руки, распяли и держали распятого, сам же он, Лизогуб, многократно прискаковал и порывался с кулачьем хотя бить, но не бил, плювал во очи и, отошедчи в комнаты, велел вести до тюрьмы, но, не ведучи, толко выбить в шию с двора приказал, и выбито. Он же, Лизогуб, моего смирения называл бездельником, чортом и прескаредными поносил словами и те слова велел попу, чтобы мне сказал. Убо хотя на те слова священника отца Алексея и донос его уповати не для чего б, обаче понеже неединократно уже Лизогубом пред паствою поносится имя мое, чрез что и во исправлении церковном кого-либо о том известного наклонити пастырски потрудно, здесь же честь архиерейская в Малой России дешева, и хотя просить, то веема не у кого. Да он же, Лизогуб, возбраняет роковщини по древнему обычаю на препитание давать священникам, виновных, к суду духовному подлежащих, не выдает людей, посилает венчатися людей своих вне епархии моей, за границу, в Польшу, иные ж обвенчани и живых имущие жен; говорил же еще многим людем и сие по некоторым делам: что-де ваш Синод? И он сице архиерею своему в силе, яко не над ним Синод и я не его пастырь; того ради прошу святейшества вашего не мене ради, старца, но чести ради архиерейской в юрода место Лизогубом без зазрения вменяемой и в прочиих церкве противных действиях милостивый его императорского величества указ учинить, без зазрения бо совести мне донесено, и аз доношу». Лизогуб заперся во всем, дело же с священником объяснил так, что священник сам прежде пограбил у его мужиков четырех лошадей и воз с солью, которые, лошади и соль, до сих пор у епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

- Нам повезло лишь потому, что мы начали копать на новом месте, - делится секретом успеха израильский профессор. - Могила иудейского царя оказалась в той части Иродиона, которую не рассматривал в качестве места захоронения ни один из моих предшественников. Мы нашли ее между двумя дворцами, выстроенными на искусственно насыпанном холме. Кроме того, все думали, что Ирод был погребен в пещере. А мы были уверены, что его тело поместили в мавзолей. В результате долгих исследований археологам удалось установить, что золотая кровать с телом иудейского царя была помещена в гигантский саркофаг. Ценой неимоверных усилий он был перенесен в двухъярусное строение. Нижний этаж мавзолея был прямоугольным, верхний - круглым. Находкой ученых, добравшихся до гробницы, стали, однако, лишь осколки саркофага Ирода Великого. - Судя по всему, саркофаг был разбит во время Великого восстания евреев против римлян в 66 - 72 годах нашей эры, - рассуждает Эхуд Нецер. - Иудеи считали деспотичного Ирода марионеткой Римской империи и сделали все, чтобы стереть память о нем с лица земли. Царскую могилу восставшие разграбили, а останки Ирода попросту раскидали среди руин. До наших дней они, естественно, не сохранились. Ирод - первый и единственный Отсутствие золотой кровати и царской короны древней Иудеи, впрочем, нисколько не расстроило исследователей. По словам Эхуда Нецера, Ирод Великий стал первым библейским персонажем, могилу которого удалось найти археологам. - Для науки наша находка бесценна, - продолжает свой рассказ профессор. - Результаты раскопок позволят проверить достоверность рассказов историков древности и поведают массу нового о строительных технологиях тех далеких времен. Пока Ирод единственный герой библейских сказаний, до которого добрались археологи. Шансов найти места захоронения других иудейских царей - Соломона, или, к примеру, Давида - практически нет. По словам Эхуда Нецера, археологические исследования на месте Иродиона продлятся еще несколько лет. Впоследствии там мог бы открыться прекрасный музей под открытым небом, экспозиция которого была бы интересна туристам со всего мира.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   К концу жизни Никиты Филимоновича его стало огорчать то обстоятельство, что живший долгое время в скиту сын его Иродион Никитич, во всем исправный послушник, не получает мантии. Многих, после него поступивших, братий постригали в мантию, а его все обходили. Каждый такой раз Никита Филимонович обращался к сыну с горьким вопросом: «Иродион! А нас-то когда же?». От Иродиона же слышался только один ответ: «Потерпим!». Так ждал Никита Филимонович пострига своего сына до самой своей кончины и все-таки не дождался. Он скончался 28 декабря 1849 года, 76 лет от роду, с напутствием Святых Христовых Таин, предварительно приняв постриг в мантию с именем Нифонт. Монах Нифонт     (†14/27 мая 1826)    Родом из мещан города Карачева Орловской губернии. Сначала проводил жизнь монашескую по разным обителям, потом в рославльских лесах Смоленской губернии с подвизавшимися там старцами, наконец поступил в Оптинский скит, где прожил только пять месяцев. Был болен 70 дней и 14 мая 1826 года преставился ко Господу. Это был, с основания скита, первый покойник, обновивший скитское кладбище. От роду ему было 47 лет. Неизвестно, где был пострижен в мантию. Послушник Павел Бородин     (†28 мая/10 июня 1914)    Указный послушник Павел Яковлевич Бородин. Из крестьян Орловской губернии Ливенского уезда Вышне-Ольшанской волости села Студеный Колодезь; запасный писарь Амурской речной флотилии. Родился 1 июня 1884 года. Обучался в сельской школе чтению и письму. Холост. Записан в братскую книгу 5 мая 1904 года, 19 лет от роду. 5 октября 1905 года выехал на родину для отбывания воинской повинности. Возвратился с военной службы и вновь поступил в обитель 22 ноября 1913 года. Определен в число братства (приукажен) по указу Духовной консистории от 25 ноября 1913 года за 20096. В 1913 году проходил разные послушания в скиту. Скончался 28 мая 1914 года от туберкулеза легких, 28 лет от роду. Исповедовал и приобщал [его] перед смертью иеромонах Дионисий. Погребен 30 мая на скитском кладбище. Совершали погребение скитские — иеромонах Осия и иеродиакон Зосима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЦЕР [Англ. Netzer] Эхуд (13.05.1934, Иерусалим - 28.10.2010, там же), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию. Магистр архитектуры (1959, Хайфский Технион), доктор философии (1978, Иерусалимский ун-т, тема дис.- «Архитектурный и археологический анализ иродианских построек Иерихона и Иродиона»). Архитектор в Ин-те археологии Иерусалимского ун-та (1969-1981), преподаватель (1981-2001), профессор археологии (2001-2010). Основоположник направления, изучающего архитектурные проекты хасмонейского и иродианского времени, исследователь набатейской архитектуры и пустынных крепостей - дворцов, древних синагог. В качестве архитектора вместе с Э. Дунаевским принимал участие в работе экспедиций И. Ядина в Асоре (1956) и на Масаде (1963-1965) и в исследованиях М. Дотана в Тивериаде (1961) и Ашдоде (1962). Участвовал в архитектурном планировании и реставрации Еврейского квартала в Старом Иерусалиме (1968-1970) и др. исторических районов города. Десятки лет преподававший в Иерусалимском ун-те Н. подготовил неск. поколений израильских археологов. Автор популярных книг, переведенных на неск. европ. языков, он был хорошо известен и широкой публике. На протяжении почти 50 лет Н. возглавлял археологические экспедиции, работавшие на всех главных палестинских памятниках, связанных с именем Ирода Великого : в Кесарии Приморской (1975-1976, совместно с Л. И. Левином; 1990-1992, совместно с К. Глисон и Б. Баррел), в Иерусалиме (1972, 1977, совместно с С. Бен-Арье), в Иерихоне (1972-1987), Кипросе (1974-1975, совместно с Э. Дамати), в крепости Масада (1989, 1995-1997, совместно с Г. Штибелем) и в Иродионе (1997-2000, 2005-2007). Возглавлял также раскопки в Сепфорисе в Галилее (1985-1989, совместно с Э. и К. Майерсами; 1990-1994, совместно с З. Вайсом). Раскопки Иродиона, 1-го крупного иродианского памятника, исследованного Н. (с перерывами, с 1972 по 1987), выявили дворцовые здания у подножия искусственного холма, парадные и хозяйственные помещения, сложную систему водосборников, бани и фонтаны. Было также обнаружено неск. построек визант. периода, в т. ч. 2 ранние базиликальные церкви.

http://pravenc.ru/text/2565174.html

Был однажды и противный тому случай. Бродя по лесу, отец Варлаам увидел лесную караулку и, вошедши в нее, нашел там караульщика старика. Поздоровавшись с хозяином, отец игумен по своему обыкновению начал расспрашивать, как он поживает. Старик начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь, что он постоянно терпит и голод, и холод. Желая направить старика на путь духовной жизни, отец Варлаам начал убеждать его, что это — его крест, посланный ему Господом для его душевного спасения, что все это необходимо терпеть ради Бога в благодушии и с благодарением, но сколько ни убеждал, не мог убедить. После, возвратившись в скит, отец Варлаам с сожалением рассказывал о сем иеромонаху, впоследствии старцу, отцу Амвросию, приговаривая: " Добра-то было бы, добра-то сколько! И голод, и холод! Только бы терпеть с благодарением. Нет, не понимает старик дела, ропщет " . Имея, по слову святого Исаака Сирина, сердце, растворенное жалостью ко всякой твари, отец Варлаам при виде страданий не только человеческих, но и животных проливал обильные слезы, ибо, несмотря на свою внешнюю суровость, был прост и добр, как ангельское дитя. Рассказывал сожительствующий с ним послушник Иродион, впоследствии скитоначальник отец Иларион: " Увидит он, бывало, птичек в лесу и скажет: " Вот, бедные, хлопот-то им сколько, чтобы кормиться! " . Или завоют волки — он и их жалеет: " Вот им холодно и поесть хочется, а где им пищи достать? " — и даже заплачет. Или видит — едет мужик в телеге и хлеб черный ест. " Вот,— скажет мне,— смотри, сухим хлебом питается. А мы? Наварят нам щей, каши, наготовят целую трапезу, и едим готовое. Древние отцы трудами снискивали себе пищу. Выработает и через несколько дней ест, да и то еще не все — чтобы оставить нищим. Жалостливы и сострадательны они были, а мы едим до полной сытости " " . Впрочем, этими смиренными словами он только прикрывал свое крайнее воздержание. Держась уединения и крайнего молчания, по слову, слышанному преподобным Арсением Великим: " Всех люби и всех бегай " , отец игумен со всеми и всегда был миролюбив. Беседа же его была отрывистая и краткая от желания краткими словами выразить многое и сократить беседу. Уклоняясь по смирению вообще от учительства в случаях обыкновенных, он с радостью и готовностью спешил на помощь смущенному чем-либо брату, и беседа его действовала всегда успокоительно. Впрочем, и кроме таких случаев отец Варлаам не всегда уклонялся дать полезный совет какому-либо новоначальному брату. Вышеупомянутый послушник Иродион, как только еще начинавший монашескую жизнь, по мирской привычке сообщал иногда отцу Варлааму новости дня. " Придешь, бывало, к нему,— так он рассказывал,— начнешь передавать: " Батюшка! То и то я слышал, то и то я видел " ,— а отец игумен в ответ: " Что же от этого пользы-то? Лучше ничего не видеть и не слышать. Старайся чаще проверять свои мысли, свое сердце " " . Такие и подобные замечания духовно-опытного старца служили для молодого послушника одним из средств приобучения к монашескому благочинию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

В 10 км к востоку от Вифлеема возвышается посреди Иудейской пустыни странный холм в форме правильно усеченного конуса вулкана. Если не знать заранее, никогда не догадаешься, что это не вулкан и не обычный холм, а творение рук человеческих, осуществленная древняя сказка об обитателях «полых холмов». Это Иродион – дворец-крепость Ирода Великого, воздвигнутый им в 24–15 гг. до P. X. Иосиф Флавий пишет: «Эта крепость отстоит от Иерусалима на расстоянии около 60 стадий и самой природой предназначалась быть удобным укреплением, так как поблизости находился довольно значительный холм, искусственно увеличенный человеческими руками и наверху срезанный и выровненный. На нем возвышались круглые башни, к которым вела крутая лестница из 200 отесанных камней. Внутри этих башен находятся красивые царские покои, сооруженные не только в целях безопасности, но и для красоты. Здания эти сооружены с огромными издержками. Равнина (у подножья) покрыта домами наподобие целого города, а на холме возвышается крепость, господствующая над всей этой местностью» (Иудейские древности. Кн. XV, гл. 9). Историки назвали Ирода «Великим», археологи же благодарны ему за множество археологических и архитектурных памятников. Именно он, Ирод, само имя которого стало нарицательным, обновил Иерусалимский Храм, оставил дворцы в Иерихоне и Самарии, основал город Кесарию и обнес циклопическими стенами гробницы праотцов в Хевроне. «Ироды» вообще, во всех временах и народах, много строят. Но Иродион является в известном смысле «вершиной» иродианских архитектурных фантазий. Невдалеке от Вифлеема, райского оазиса, ставшего местом рождения Богочеловека, «человекобог» строит для себя личную модель ада. Поднявшись на холм (от 200 ступеней, насчитанных Иосифом Флавием, осталось сейчас 40 верхних – да и те, конечно, не древние, а новые, сделанные для удобства туристов) и заглянув в жерло вулкана, мы можем увидеть, как представлял себе Ирод «благосостояние и безопасность». Крепость окружена двойной стеной с четырьмя сторожевыми башнями: одна круглая и три полукруглых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010