41) Страдание Христово (на польском языке). 42) Служба и житие св. Филиппа, митрополита московского. Ркп. XVII в., в 4-ку. 43) Книга св. Феодора Авукара, епископа Карийского. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 119 лл. 44) Служба пресвятой Богородице на Толге и др. статьи. Ркп. Х1и1 в., в 4-ку, на 110 лл. 45) Чудеса образа пресвятыя Богородицы Знамение в Новегороде. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 99 лл. 46) Тропник папы Иннокентия. Перевод Гозвинского 1609 г. Ркп. XVII в., в 4-ку. 47) Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым (Лихудов). Ркп. XVII в., в 4-ку, на 116 лл. 48) Хлеб животный. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 40 лл. 49) Выписки из сочинений Григория Назианзина . Ркп. ХЦ в., в 4-ку, на 134 лл. 50) Беседа Белоцерковская Иоанникия Голятовского с иезуитом Пекарским. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 27 лл. 51) Служба преподобному Александру Свирскому . Ркп. XVII в., в 4-ку. 52) О чудотворном образе Богородицы Донской. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 15 лл. 53) Служба и житие св. Корнилия Комельского нового чудотворца. Ркп. XVII в., в 4-ку. 54) Житие преподобного Савватия пустынностяжателя. (Патерик Соловецкий). Ркп. XVII в., в 4-ку. 55) Служебник (Святцы). Ркп. XVII в., в 4-ку. 56) Житие и подвиги святого блаженного Андрея Христа ради юродивого. Ркп. XII в., в 4-ку. 57) Толкование на евангелия Матфея и Марка. Ркп. XV в., в 4-ку. 58) Избрание Кирилова на Иулияна (богословское сочинение, толкующее разные места Библии). Ркп. XVI в. в 4-ку. 59) Житие и страдание св. великомученицы Екатерины. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 74 лл. 60) История о Московском патриархе Никоне . («Не оказалось в библиотеке» в 1832 г.). 61) Хронограф, 107 глав, без конца. Ркп. XVII в., в 4-ку. 62) Служба и житие Филиппа, митрополита московского и всея России чудотворца. Ркп. XVII в., в 4-ку. 63) Приклады нравоучительные. Ркп. в 4-ку продолговатую, на 94 лл. 64) Книга, глаголемая Соборник, 54 главы. Ркп. XVII в., в 4-ку. 65) Феофилакта, архиепископа Болгарского предисловие, еже от Матфея евангелия (выписки из четвероевангелия).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По возвращении моём в Афины в 1877 г., удостоенный философским факультетом Университета звания доцента по преподаванию греческой истории и греческой палеографии, я счёл долгом своим заняться всеми силами образованием студентов, которые могли бы потрудиться со мною в этом деле» (κϑεσ., σελ. 8:9). Такими сотрудниками по составлению каталога оказались студенты-филологи: Филипп Георганта (Γεωργαντ), ныне профессор в школе в Триполи, Иоанн Пархирид, ныне директор трапезундской греческой гимназии, и студент-юрист Гувела (Γουβλην) 104 . К ним г. Ламброс для снимков с памятников византийского искусства 105 , сохраняющихся на св. Горе, присоединил учителя рисования королевских детей, швейцарца Жильерона (Gillieron). Плодом его трудов на св. Горе явился Каталог 5.766 афонских рукописей, более чем в 2.500 страниц, в ¼ (κϑεσ., σελ. 23) или, как ныне заявляет г. Ламброс, заключающей в себе «более ста восьмидесяти типографических (печатных) листов» (Κατολογ. προλ. σελ. 6). В этом Каталоге описаны рукописи следующих двадцати монастырей или мест: Иверского (1.366 рукописей), Дионисиевского (588 рук.), Кутлумушского (461 ркп.) 106 , Дохиарского (395 ркп.), Ксиропотамского (342 ркп.), Есфгменского (320 ркп.), русского св. Пантелеимоновского (264 107 ркп.), Филофееевского (250 ркп.), Каракалловского (250 ркп.), Симоно-Петрского (245 ркп.), Пандократорского (234 ркп.), Ставроникитского (162 ркп.), Ксенофского (163 ркп.) 108 , Григориатского (155 ркп.), Костамонитского (111 ркп.), Зографского (107 ркп.), Хиландарского (105 ркп.), Свято-Павловского (94 ркп.), библиотеки протатского Успенского собора в Карее (81 ркп.) и библиотеки скита св. Анны (46 ркп.). Остались неописанными, по признанию самого г. Ламброса, две самые лучшие, благоустроеннейшие на всём Афоне, богатейшие рукописями и древнейшие по времени своего основания библиотеки именитых царских обителей св. Афанасия и Ватопедской 109 . Окончательному завершению этого великого предприятия помешали следующие весьма уважительные причины в подобного рода трудах, а именно: поздняя пора года, требовавшая возвращения профессора к обычным университетским занятиям, истощение сил трудившихся и глазная болезнь самого профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

131 Рукописи эти были следующие: Сочинение Симеона архиепископа Фесалонникийского, в переводе 1697 г. Николая Спафария. Ркп. XVIII в., в л., на 749 лл. 2) О небесном священноначальстве Дионисия Ареопагита . Ркп. XVII в., на 358 лл. Принадлежала Андрею Артем. Матвееву. 3) Гласы из апокалипсиса. (Хронограф и летописец русских царей). Ркп. XV в., в л., на 540 лл. 4) Диоптра или Зерцало. Ркп. XVII в., в л., на 194 лл. 5) Летопись келейная Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского. С портретом автора. Ркп. XVIII в., в л., на 286 лл. 6) История о царе и великом князе Иоанне Васильевиче Московском. («Не оказалось в библиотеке» в 1832 г.). 7) Житие преподобного Антония Сийского. Ркп. XVII в., в л., на 418 лл. В 190 г. игум. Феодосием подарена Артемону и Андрею Матвеевым. 8) Апостол печатный на грузинском языке. 9) Предисловие кратчайшее юношам, вступающим в учение веры. (Богословское сочинение неизвестного автора). Ркп. XVII в., в л., на 771 л. 10) Книга Косьмы Индикоплова. Ркп. XVII в., в л., на 101 л. 11) Предложение еже от Псалтыря разум. (Псалтырь толковая). Ркп. XVI в., в л. Принадлежала Андрею Арт. Матвееву. 12) Сказание о Максиме иноке святогорце Вотопецкие обители. (Слова Максима грека , 101 глава). Ркп. XVII в., в л. 13) Книга, глаголемая Богословная. Ркп. XVII в., в л., на 504 лл. 14) Священная книга (Епитоми) божественных правил и градских законов (Конст. Арменопула, в переводе Епиф. Славинецкого). Ркп. XVII в., в л., на 643 л. Подарена была Афанасием архиеп. Холмогорским Андрею Матвееву. 15) Книга без заглавия (сочинение богословского содержание). Ркп. в 4-ку. 16) Первое послание Коринфяном. ( Иоанна Златоустог о 44 беседы на сие послание). Ркп. XVII в., в 4-ку. 17) Главы Антиоха черноризца к Евстафию игумену монастыря Атталины и др. статьи религиозного содержания. Ркп. XVII в., в л., на 315 лл. 18) О крещении и о кроплении (Прение о вере с датским королевичем Вальдемаром). Ркп. XVII в., в 4-ку, на 256 лл. 19) Житие и чудеса св. праведного Прокопия юродивого, Устюжского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Оригинал того же издания. Сказания о Максиме греке никакого нет. 97) Ркп. 198, по стар, катал. 1552 (87). Те же беседы на Евангелие Иоанна, в л., XVII в., 714 лл. Оригинал печатного издания 1665 г. Сказания о Максиме греке никакого нет. В ркп. имеется только предисловие издания 1665 г. 98) Ркп. 434, по стар, катал. 1613 (88). Те же беседы, в л., 610 лл., XVIII в. Сказания о Максиме греке никакого нет. В числе рукописей, хранящихся в Московской епархиальной библиотеке (ркпп. Иосифова Волоколамского монастыря), нет содержащих слова Максима грека . (Сообщено Е. И. Соколовым ). См. также ниже стр. CCLXVI-CCLXVII о ркпп. сего монастыря в библиотеке Московской духовной академии. По отписным книгам 160 года в монастыре была между прочим «книга Максима грека ». См. Опись книг, в степенных монастырях находившихся, 2190, стр. 38. II. В Сергиевом посаде Московской губернии а) в библиотеке Московской духовной академии: 99) Ркп. 143. Часть Псалтири Толковой, в переводе Максима грека , XVI в. Сказания о нем никакого нет. Описание ркп. см. в «Сведении о славян, рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троице-Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духов, семинарии в 1747 г.», архим. Леонида. М. 1887 г., вып. II, ркп. 3, стр. 17. 100) Ркп. 42. Слова Максима грека , XVI в., 52 + 4 добавочные главы. Сказания о Максиме греке никакого нет. На 407 об. канон св. Параклиту, ни до, ни после него никакого известия о Максиме греке нет. Отмечаю это потому, что в ркп. Синодальной библиотеки 850 (см. выше ркп. 15, стр. CCXXXIX) перед этим каноном помещено небольшое известие о Максиме греке. Внизу по листам: «сиа книга Троицкого Сергиева монастыря митроп. Иосафа». Описание ркп. см. ibidem, ркп. 19, стр. 224–232. 101) Ркп. 153. То же, XVI в., 52 слова. Полагают, что эта ркп. есть автограф преп. Максима. Записей о принадлежности ркп. нет. Сказания о Максиме греке также никакого нет. Описание ркп. см. ibidem, ркп. 20, стр. 232–233. В начале рукописи, на 1 немеченом листе, заметка о гор. Арте и родителях Максима грека , приведенная выше на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

CCXXXVIII, ркп. 6. 102) Ркп. 39. Творения Иоанна Дамаскина , XVII в. На 1 канон св. Параклиту. Перед ним и после него никакого известия о Максиме греке нет. См. ibidem, ркп. 22, стр. 117–121. 103) Ркп. 138 (по дополнительному временному каталогу, составленному в 1895 г.). Слова Максима грека , конца XVI – начала XVII вв., в лист, 236 лл. Первых листов нет, ркп. начинается с продолжения 5-ой главы; последняя глава по старинному счету – 47-ая. Сказания о Максиме греке никакого нет. Записей о принадлежности ркп. также нет. На листе, приклеенном к переплету, новые 1582, 35 и 17 (более древний). В нескольких рукописях есть по местам 1–2 слова Максима грека , но сказания о нем никакого нет. П. М. Строев в Библиологич. словаре, стр. 207, указывает еще за 131 ркп. в 4-ку, скорописью XVII в., на 565 лл., содержащую слова Максима грека , в количестве 46. В настоящее время в фундамент. Академической библиотеке, кроме отмеченных, других рукописей Максима грека нет, а за 131 числится ркп., совсем не подходящая к описанию Строева. Быть может Строев за 131 указывает ркп. 153? Последняя тоже в 4-ку и на 566 лл. Ср. ниже ркп. 159, стр. CCLXXVII-CCLXXVIII. 104) Ркп. 488 Волоколамского монастыря. Сборник XVI в., в числе статей своих имеющий ок. 6 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. См. «Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии», составленную Иеромон. Иосифом (М. 1882 г.), ркп. 133, стр. 99–101. В Библиологич. Словаре П. М. Строева эта ркп. указывается за 30. См. также его Описание ркпп. монастырей Волоколамского и др., изд. общества древней письменности. Спб. 1891 г., стр. 32–33, XXX. 105) Ркп. 522 того же собрания. Сборник XVI в. Ок. 5 слов Максима грека , но сказания о нем никакого нет. См. ibidem, ркп. 198, стр. 169–171. В Библиологич. Словаре эта ркп. указывается за 361. В Описании ркпп. монастырских, Спб. 1891 г., стр. 158–160, CCCLXI. В ркпп. 145, 151, 159, 219 (по Описи иеромон. Иосифа; в Описании ркпп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

232 Сборн., ркп. Парижск. Национ. библ. (du fonds) 393, 127–190; Номок., греч. ркп. Моск. Синод, библ 214, ср. 272–273 об. Впрочем, и в русских переводных списках мы также встречаем иногда отсутствие указываемой молитвы. См., напр. Псалтырь с возсл., ркп. Кирилло-Белозерск. библ. 43 / 300 , л. 467 об.–468. (Устав представляет нарочитое извлечение из псевдо-зонарина номоканона и надписан «Правило сты х ап с л. и сты х се д ми собор вселенскы х ») и Требн., ркп. Соф. Библ., 1080, л 14 об.–15 (также). 233 Известный сборн., ркп. 1482 г., Кирилло-Белоз. библ. 6 / 1083 , л. 165–166 об. Устав помещен изолированно от других, имеющихся здесь и относящихся к исповеди, статей и надписан: «Сие писано в никонове послании слов г7.-е». 243 Так в ркп. Афинск. универс. 14, он занимает гл. 249, в ркп. же Святогроб. библ. 667, – гл. 277–278. 244 В ркп. (Богослуж. сборн. XVI в.) Святогробской библ. 762 он составляет особую тетрадку, писанную другою рукою и очень бывшую в употреблении. 245 Номокан., ркп. Святогробск. библ. 136 (XV в.), φ. 26–27, 30 об–36 об.; сборник, ркп. библ. Barberini 245, φ. 9–20. Оба списка почти без всяких вариантов друг от друга. (См. прилож. отд. I, 8) 247 А не применительно к порядку Десятословия, как говорит проф. Горчаков в своей книге «К истории епитимийных номоканонов» (См. отчет о XVI присужд. наград, гр. Уварова. Спб. 1874 г.). «И прочие, – читаем мы в конце этой статьи, – воспоминает грехи смертные. Гордость, лихоимание... и вся грехи седми матерей раждающияся, со всяким разсудным испытанием...» и пр. (См. в Больш. требнике последование о исповедании). 250 Посему-то она и заменялась иногда этою последнею (т. е.– πνευματικ! βλε...») См. номокан., ркп. библ. Пантелеимоновск. монастыря, 143, φ. 134–145 об. 251 Таковы ркпп. – υχολ . Румянцевск. музея (из собр. Севастьянова) и Номок. библ. мон. св. Пантелеимона, 149, σελ. 25–42. 252 Номоканон, – ркп. нач. XVII в., библ. Vaticanae 1545, φ. 1–18; ркп. библиот. Barberini 71, φ. 13–27 (номокан. в 235 гл.); библиот. Афинского университ. (σ. ε».) 118 (XVII в., без начала; номоканон при евхологии; чин написан другою рукою); (σ. ε».) 123 (XVII в.; при евхол. номоканон), (σ. θ».) 153 (1571 г.; среди ркп. номоканон; чин с незначительными вариантами); 242 (XVII в.; собственно типик, среди коего номоканон; чин исповеди на 15-ти листах); библиот. Афонского Пантелеимоновск. монаст. – 312 (XV–XVI в.), φ. 15–30 об.; 314 (пис. в 1782 г.), φ. 15–36 об.; 315 (XVII в.), φ. 7 об.–15; Святогробск. библ. 596 (XVI–XVII в.), φ. 1–14 (устав исповеди – только по тираду о женах); 603 (1628 г.), φ. 9–14 об.; 606 (XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Всех ево сочинений и переводов, как печатных, так и писменных есть до 40, из которых знатнейшия его труды Грамматика, также переведенная и истолкованная Псалтырь. Но находятся в некоторых рукописях подметныя сочинения, которых св. Максим не писал, и потому сожалеть должно, что достались они монаху Курлятеву, которой был ему друг. Благоволением великого господина Святейшаго правительствующого Синода члена преосвященнейшого Платона архиепископа московского и калужского и свято-Троицкия (л. 300) Сергиевы лавры священноархимандрита поставил сию надпись оныя лавры семинарии ректор и богословии учитель соборный иеромонах Аполос 1808 года декабря 8 дня, а дщицу делал собственным иждивением московский купец Семен Алексеев.» Тропарь препод. отцу нашему Максиму греку . Глас 8. Зарею духа облистаем и пр. то же, что выше стр. XLI-XLII… отечества вождь, странник российским странам… чтущим память свою. Кондак. Глас 8. Богодухновенным писанием и пр., см. выше стр. XLII. Далее (л. 301) следуют выписки из Библии Скорины и пр. 56) Ркп. 1803 (из Олонецкой семинарии). Сборник XVIII в., в числе многочисленных и мелких статей своих имеющий ок. 5 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. 57) Ркп. 2840 того же собрания. Копии, сделанныя собственноручно А. Е. Викторовым : а) лл. 1–64, части жития Максима грека – из ркп. В. М. Ундольского 338, б) лл. 65–69, сказаний о Максиме греке – «осьмой убо тысящии из ркп. библиотеки Троице-Сергиевой лавры 201 (к 1843), с вариантами ркп. той же библиотеки 200, лл. 75–76, известия дьякона Исаии из ркп. той же библиотеки 62 (к 853), и в) лл. 71–74, выдержки «из летописныя книги Троице-Сергиева монастыря»ркп. его 662 (544). См. Отчет музеев за 1883–1885 гг., М. 1886 г., стр. 48, ркп. 7. 58) Ркп. 3010 того же собрания (от Ф. Н. Хитрова). Слова Максима грека , с 26 по 74-е (по оглавлению и на самом деле), в 4°, начала XVII века, на 271 листе. См. Отчет музеев за 1886–1888 годы, стр. 93, ркп. 7. Сказания о Максиме греке никакого нет. Главы те же и следуют в том же порядке, что и в оглавлении, находящемся в ркп. Хлудова 73 и напечатанном А. Поповым в описании сих рукописей, стр. 150–153; только после 73-й главы, той же рукою, в оглавлении, находящемся в музейской рукописи, приписана еще 74-я глава: «сказание о рукописании греховнем», каковая глава и действительно находится в ркп. на последних листах 268–271. Писана другой рукой, чем ркп. Хлудова 73; ширина и длина столбца письма иная, чем в Хлудовской ркп.; в последней по 19 строк, здесь по 20 строк на странице. Записей владельцев никаких нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

633 Cp. ibid, и Εχολ., ркп. (XIV в.) Парижск. Нац. библ. fonds) 324, φ. 111–об.; л. 194; библ. Barberini φ. 18 об.–19; φ. 115–об.; библ. Vatican. (по исповеди), и др. 635 Служебн. и Требн., ркпп.: Соф. библ. л. 127 об.–128 об.; л.246–247; л. 184 об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 207 об.–208 (гл. 52), л. 159 об.; л. 286 об.–288; л. 248 об.–249 об. (гл. 6); л. 217 об.–218 (гл.40); л. 160–161 (гл. 13); л. 231 об.–232 об. (гл. 12); л. 282 об.–284; л. 91–92; л. 151–152; л. 450–451 об.; л. 354–355; л. 93–об.; Кирилло-Белоз. библ. л. 192–193 об.; л. 202–об.; л. 217–218; л. 112–113; Импер. Публ. Библ. I.) 110, л. 144–об.; собр. Погодина л. 304; л. 171–172 об.; Общ. Древн. Письм. (Q) IX, л. 288–289. 641 Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 120 (гл. 92). Буквальный текст надписания: «Mo л на [#разлчение#] души, архиепископа Константина гр д кир Михаила томже» (т. е. глаголена попа). См. прилож. отд. III. 643 Εχολ., ркп. (Алляция) библ. Barberini φ.18 об.–19 – «Εχ τρα» (вообще ες ψυχορραγοντας (sic). Ερνη πσιν. Του Κυρου δεηϑμεν); библ, Афинск. Унив. ε».) 123; (σ. ε».) 110 (к концу). 646 Εχολ., ркп. той же библ. φ. 161–162 (конец рукописи); ркп. библ. Vatican. (просто «Εχ τρα το γου Εστρατιου»). 648 В параллель этой молитве, как молитве чисто субективной, в греческих рукописях встречается еще одна молитва с надписанием «Εχ το γου Νφωνος ες ψυχορραγοντας – Κριε Θες τν δυναμων, μγας κα φοβερς...». При субективном характере, данная молитва со вне отличается пространностью, а по происхождению, как связанная с именем Нифонта, (разумеется епископа Кипрского IV в.) она едва ли может быть отнесена к разряду молитв, признанных Церковью (Сбора., ркп. XV в., библ. Афонск. Пантелеим. мон. φ. 113–116). 651 Ср. Требнн.:ркп. Румянц. муз. 47–об., ркп. Соф. библ. л. 246–247; л. 184–об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 248 об.–249; л. 160–161 (гл. 13); л. 450–451 об.; л. 355–об. (гл. 89), ркп. собр. Погод. л.171 об.–172; Кирилло-Белоз. библ. л. 111–112 (в обратном порядке с указываемою – сопутствующею); Постригальщик, ркп. той же библ. л. 194; Канонник, ркп. той же библ. л. 203–об.; л. 218 (во всех последних трех случаях в заглавии так – ...«[# отца во браз афесима сиречь поуста#]»); Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 144 об.–145. См. прилож. отд. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

105 Ркп. библ. А. И. Хдудова 273; разночтения приводятся по печатному изданию в раскольническом Сборнике. 138 Ркп. биб. А. И. Хлудова 260. Разночтения приводятся ко списку Казнской Академической библиотеки. 176 их же виде Иоанн Богослов, и седящие на них имущи броня огненны, иакинфы и жупелы, и главы коней их яко лвовы, из уст исходяще огнь и дым и жупел, то есть рыкание их зверское являет… 224 Ркп. библ, A. И. Хлудова 259. Немногие разночтения приводятся по Погодинскому списку (Ркп. Имп. Публич. Библ. 1256). 243 За сим в ркп. стоит пометка киноварью: ниже, показывающая, что здесь в списке против подлинного послания сделан пропуск. 244 Далее в ркп. следуют в непосредственной связи с предыдущим два перемешанные отрывка из стали, составляющей, как надобно полагать, действительное продолжение письма и печатаемой вслед за сим. 245 Ркп. Казан. Д. акад.; разночтения в двух местах приводятся по двум отрывкам в ркп. А. И. Хлудова, 259. 249 Засим начинается второй отрывок в хлуд. ркп. (л.84–91), по которой далее приводятся разночтения. 294 Якоже и в Стоглаве написано. За сим в хлуд. ркп. приписано другим, позднейшим почерком: Потребник Большой, приятия от латин, во отрицании ияковит: аще кто не крестится двумя персты, якоже и Христос, да будет проклят. Зри: яковиве еретики единым перстом лице свое крестяще, и знамение полагаху преже на левое рамо, потом на правое, и едину волю во Христе исповедаху. Этими словами хлуд. ркп. и кончается. 310 В хлуд. ркп. на поле приписано другим почерком против слова тма – диавола, против слова свете – Исус. 350 Аще бы лепо вам треми персты шепотъю мотатися... На поле: И печать полагати противную 666. Зри. 482 Не погрешиша, но святии мученищы от всех верных, в законе и благодати ныне, почитаеми суть по вссленной... 532 И братия, иноцы и бельцы, побиени Быша и замучены разными лютыми и необычными муками, и Никонор преподобный старец… 653 Тако древле до 7 вселенских соборов святых бысть и 9 поместных, на разных еретиков и на разные ереси собирахуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Следующий лист начинается словами Давыдов 40: очевидно не достает слова Псалом, бывшего последним на утраченном листе. 13 Здесь в ркп. кончается л. 21. За сим, очевидно, один лист также утрачен: толкования 13 ст. нет, а следует окончание толкования на 14 ст. 14 Здесь, очевидно, пропуск, – нет замечания о второй просоре, которое, несомненно, было, как видно из дальнейших слов, а говорится прямо о третьей. 15 Здесь кончается в ркп. л. 91. Далее опять недостает нескольких листов. Идет толкование паремии: Праведницы во веки живут и в Господе мзда их ( Прем. 5:15 и след.). На листе, помеченном 92-м, идет толкование 19-го стиха. 16 Ркп. Хлудовской библ. по прибав. к каталогу. Послание это в ркп. имеет такое заглавие: Исповедание вкратце о настоящем времени и противу отступников правословия сказание нового страдальца Христова, священнопротопопа Аввакума. 17 Все, отмеченное кавычками, в Хлудовской ркп. составляет особую статью: «О сложении перст» (См. Мат. т. V, стр. 256–258). Вместо: обе тайны пребеззаконны, в Хлуд. ркп. написано: обитанный пребеззаконный. 21 За сим в ркп. следует таже самая статья о сложении перст, которая напечатана выше (см. стр. 70–73) по другой ркп. Хлудовской библиотеки и в несколько сокращенном виде в V т. Материалов (стр. 256–258). 31 Так было в ркп. сначала, и напечатанное курсивом писано кинварью; но потом все эти слова частию зачеркнуты, частию выскоблены, и послание начато таким обращением: Братия отцы… 32 Аввакум разумеет здесь своего соузника – дьякона Федора, с которым были у него прения между прочим и о сошествии И. Христа во ад (См. т. VI, стр. 96–98). 35 Здесь в ркп. четыре строки зачеркнуты; можно только разобрать слова: а ты, старец, не покидай их, отрасли моей… 37 Так было в ркп. сначала; потом слова: игумен Сергий выскоблены и поправлено так: А что вы выпись из Псалтыри прислали… 40 Свит. Синод. Библ. На обороте надпись: Государю преосвященному Александру епископу Вятскому и Великопермскому. 41 Ркп. Императорской публичной библиотеки Q.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010