Евангелие да руководить нас к добрым делам, а не движение крови и нервов. Научимся совершать добродетели со смирением, а не с разгорячением, которому непременно сопутствуют и содействуют тщеславие и высокомудрие или гордыня. Когда Господь прольет в нас святой холод смирения и от действия его остановятся волны чувств сердечных: тогда познаем, что разгорячение, совершающее возвышенные и громкие человеческие добродетели есть плоть и кровь, немогущие наследовать Царства Небесного 144 . Спасайтесь, возлюбленные братия, спасайтесь! Спасайтесь из сего развращенного рода 145 , говорил святой Апостол Петр тем современным ему иудеям, которые из среды враждебного христианству народа склонялись принять христианство. Спасаяй, спасешь свою душу , говорили древние великие иноки об истинных христианах последнего времени 146 . Это значит: спасение для них будет очень затруднительно по причине особенного умножения греховных соблазнов и по причине всеобщего уклонения человеков ко греху. Для спасения потребуется особенных усилий, особенного тщания, особенной осторожности и самосохранения, особенного благоразумия, особенного терпения. Но всемогущий Вождь и Наставник наш, наша Жизнь, наша Сила, наше Спасение, Господь Иисус Христос, предвозвестивший нам, что мы в мире скорбни будем , вместе и ободряет нас: дерзайте, говорит Он, яко Аз победих мир 147 . Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь 148 . Примечания 1 Требник. Последование святого Крещения. 2 Послание святого Григория Паламы к монахине Ксении. 3 Быт.1:27 . 4 Быт.5:3 . 5 О различии между образом и подобием Божиим в человеке, см. сочинения св. Димитрия Ростовского , Летопись, том 4, стр. 15. 1840 г. 6 Пс.50:7 . 7 Рим.5:10 . 8 Ин.1:29 . 9 Ин.6:29 . 10 Ин.17:3 . 11 Ин.3:19-21 . 12 Деян.10:34, 35 . 13 Беседа 23 на Деяния Апостольские. 14 Деян.10:3-6 . 15 Гал.5:4 . 16 Ин.10:1 . 17 Беседа 31, гл. 4. 18 Беседа 37, гл. 2. 19 Ис.64:6 . 20 Ис.1:6 . 21 Преподобный авва Дорофей , Поучение 1, об отвержении мира. 22 Прп. Марк Подвижник .

http://azbyka.ru/apokalipsis/ignatij-bry...

О Божественности Христа свидетельствовали и апостолы. Известно свидетельство ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога живого!». По словам Христа Сам Бог открыл Апостолу эту истину. (Mm.,XVI, 16–17)… Ап. Иоанн говорит о Божественности Христа и в Прологе к своему Евангелию и во многих других местах. В первом Послании он, например, пишет: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» (IV, 15; ср. I, 3, 7, II, 22, V, 5, 9–13, 20)… Ап. Павел свидетельствует о Сыне Божием, Который «родился от Семени Давидова по плоти» и был послан в мир для его спасения. (Рим., I, 3–4, VIII, 3). «В Нем обитает вся полнота Божества телесно», говорит он (Кол., II, 9; ср., I Тим., III, 16). Христос есть Творец мира (Кол., I, 12–20), Сияние Славы и Образ Ипостаси Божией (Евр., 1,3)… Апостол говорит, что его учение не от людей, но от Христа (Гал., I, 1, 12); он молится Христу, как Богу (И Кор., XII, 8–9 и др.)… Ап. Фома восклицает, видя Христа по воскресении: «Господь мой и Бог мой!» (Ио. XX, 28)… К этому можно было бы прибавить еще свидетельства архангела Гавриила, святых Захарии и Елизаветы, Иоанна Крестителя, Нафанаила, Марфы и даже бесов. Божественность Св. Духа не менее достоверна, в частности исходя из ряда текстов Деяний Апостольских (V, 4,39, X, 19, 28, VII, 51)… Непонятно, почему хула на Св. Духа была бы непростительна, если бы Он не был Богом (Мт., XII, 31)… Всё что говорится о явлениях и деятельности Духа также говорит о Его Божественности. Можно принимать Божественность всех трех Лиц Св. Троицы и не верить в то, что Они в подлинном смысле — личности. Никто не отвергал ипостасности Бога Отца, ибо это значило бы отвержение личного характера Бога. Можно даже сказать, что Бог Отец есть в преимущественном смысле личность: если личность есть начало жизни, то Бог Отец есть абсолютный Первоисточник жизни… Нет основания отрицать и того, что Христос есть личность, но можно оспаривать, что Он есть Божественная личность, считая, что Христос — Человек, в Котором Бог пребывает безлично.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

32. χωρον ‘селение’, точнее — ‘участок земли’ или ‘усадьба’. В Ин 18:1 место названо κπος ‘сад’. Γεθσημαν ‘Гефсимания’ — может быть, транслитерация евр. ga t š mnîm ‘давильня маслин’. 33. κθαμβεσθαι ‘ужасаться’. Это слово означает чувство, охватывающее человека перед лицом чего-то страшного, что должно или может случиться. δημονεν ‘тосковать’ в НЗ встречается только здесь, в параллели у Мф и в Флп 2:26, но представлено в классических греческих памятниках и в папирусах. Оно означает тревогу (обычно — внезапную) и скорбь в такой ситуации, когда нельзя ждать избавления, утешения или помощи. 34. Περλυπς στιν ψυχ μου ως θαντου ‘душа Моя скорбит смертельно’. Ср. в ВЗ Пс 42:5; Иона 4:9, а также Пс 21:15; 114:3. Поразителен контраст между состоянием Иисуса перед лицом смерти и радостью ветхозаветных и христианских мучеников, так же как и просветленным спокойствием Сократа. В Ин 12:31 и, возможно, также в Лк 22:53 нам приоткрывается роль сатаны в событиях Страстей. Пораженный Иисусом в пустыне, сатана является здесь вновь во всей силе князя мира сего, дабы взять реванш за свое унижение 54 . 35. πιπτεν π τς γς ‘пал на землю’. Ср. параллельное место в Мф, а также Быт 17:3,17. У Луки более сдержанно (θες τ γνατα ‘прек­лонив колени’). ρα ‘час’. Это слово особенно часто употребляется в книге Даниила (8:17,19; 11:35,40,45). Ср., кроме того, ст. 41 и 13:11,32. Большое значение ρα имеет в Евангелии от Иоанна: Ин 2:4; 5:25; 7:30; 12:23 и в особенности 12:27. 36. ββ ‘Авва’. В арамейском языке I в. ’abb’, слово, первоначально обозначавшее отца в детской речи, уже вытеснило ’ bî ‘мой отец’ в обычном “взрослом” употреблении 55 . Однако оно не употреблялось по отношению к Богу — этому препятствовало его бытовое, “домашнее” происхождение. Поэтому в устах Иисуса оно знаменательно, особенно в этот момент в Гефсимании. Он мог употреблять слово ’abb’ не только в тех случаях, когда Евангелист цитирует арамейскую форму (ср. Рим 8:15; Гал 4:6), но и в тех случаях, когда мы видим греч. Πατρ ‘Отец’.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Все события и переживания в Его жизни по своей видимости и очевидности – весьма человеческие, людские, по-земному осязаемые и зримые. Его враги оспаривали Его Божество, но никто не оспаривал Его человечества. Настолько было оно вне всяких споров, что Его враги жаждали только одного – убить Его и, таким образом, освободить себя от страшной реальности и присутствия Его тела. В какой мере Господь Иисус Христос есть истинный, настоящий, полнозначный человек, легко удается обнаружить, если, хотя бы в общих чертах, рассмотреть факты Нового Завета, факты, выраженные в событиях, переживаниях, делах, словах Господа Иисуса Христа и Его святых учеников. Родословие Иисуса Христа, в котором участвуют люди, т. е. самые очевидные исторические лица, ясно свидетельствует о том, что Иисус Христос – и вправду Сын Человеческий, и впрямь человек, человеческое естество которого простирается даже до Адама ( Мф.1:1–17 ; Лк.3:23–38 ; ср. Лк.1:32 ; Рим.1:3, 9:5 ; Гал.4:4 ; Евр.7:14, 12:24 ). Христово зачатие от Святой Девы Марии, Ее девятимесячная беременность, самое Его рождение, повивание пеленами, положение в яслях, поклонение Новорожденному пастырей и мудрецов – всё это ясно говорит о том, что перед собой мы имеем подлинное человеческое существо ( Лк.1:31, 35, 42, 2:5, 7, 8 ; Мф.1:18, 25, 2:1–12 ). Обрезание Иисуса в восьмой день, принесение Его в храм в сороковой день, желание Ирода убить Новорожденного, бегство в Египет – разве всё это не явные признаки того, что Иисус был существом истинно человеческим, существом из плоти и крови ( Лк.2:21, 22–38 ; Мф.2:13–23 )? Так как Иисус и в самом деле был полнозначным человеческим существом, то о Нем в Евангелии и написано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» ( Лк.2:40 ; ср. Лк.2:52 ). Господь Иисус поселяется в Назарете и именуется Назарянином не потому, что Он будто бы невидимый дух, а потому, что Он видимый, реальный человек, живущий в категории времени и пространства ( Мф.2:23 ). Его как зримого и несомненного человека крестит на Иордане святой Иоанн Креститель ( Мф.3:13–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Итак, подумай, можешь ли превозноситься благами, которыми по милости Божией обладаешь? Ведь не ты их произвел. Вместо превозношения себя исповедай благодарность Подателю благ. «Что ты имеешь, чего бы не получил» ( 1Кор.4:7 )? Не сам ты познал Бога благодаря своей праведности, но Бог сообщил тебе познание о Себе по благости ( Гал.4:9 ). Не ты приобщился Христу чрез добродетель, но Христос приобщил тебя Себе Своим пришествием ( Флп.3:12 ). «Не вы Меня избрали, – говорит Господь, – а Я вас избрал» ( Ин.15:16 ). Но ты высоко думаешь о себе потому, что другие оказывают тебе преимущественное почтение. Уразумей же, наконец, кто ты: ты – Адам, изгнанный из рая; ты – Саул, оставленный Духом Божиим; ты – Израиль, отсеченный от святого корня. Сказано: «Ты держишься верою: не гордись» ( Рим.11:20 ). За милостью следует суд, и Судия исследует, как воспользовался ты тем, что дано тебе по милости. Быть может, впрочем, ты не понимаешь того, что сподобился милости, и в избытке бесчувствия милость обращаешь в собственную свою заслугу. Но ты, конечно, не более имеешь заслуги, чем святой апостол Петр. Ведь любовью к Господу не сможешь превзойти того, кто так сильно любил Господа, что желал и умереть за Него. И что же? Так как он думал о себе высокомудренно, сказав: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ), то и был предан человеческому страху и пал до отречения. Его падение научило его не полагаться слишком на себя. Опытом собственной немощи он научился щадить немощных. Когда-то, утопая в море, он был поддержан десницею Христовою; теперь, в буре соблазна, подвергшись опасности погибнуть от недостатка веры, также охранен был силою Христа. Господь и предсказал ему, что случится с ним: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ). Апостол Петр не напрасно получил помощь, потому что был вразумлен оставить высокомерие и щадить немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

§ 175. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека Частный суд, как учит православная Церковь , бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 62, 64, 67), здесь довольно представить в следующих главных чертах: 1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в Св. Писании разными именами, как-то: исходом ( Лк. 9:31 ), концем ( Мф. 10:22 ), изведением души из ее темницы ( Пс. 141:8 ), разрешением от уз тела ( Фил. 1:23 ), отшествием ( 2Тим. 4:6 ), успением ( Деян. 13:36 ) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть возвращается в землю, якоже бе, а Дух возвращается к Богу, Иже даде его ( Екк. 12:7 ) и остается всегда живым и бессмертным (§ 58). 2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении ( Быт. 2:17; 3:19 ). Ибо Бог созда человека в неистление ( Прем. 2:23 ), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни ( Быт. 2:9 ). 3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на всё их потомство, смерть необходимо сделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим. 5:12 ). 4. Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что, по смерти, невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель Своей притчей о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой, немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился во аде, не мог, через покаяние, освободиться от своих страданий ( Лк. 16:26 ). Выразил потом св. Апостол Павел, когда писал о самом себе: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды ( 2Тим. 4:8 ) и когда наставлял христиан: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:2 ); темже убо Дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем ( Гал. 6:10 ). § 176. Действительность частного суда

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Блаж. Феофилакт Болгарский : «Как в теле дух есть начало все связывающее и объединяющее, хотя члены различны; так и в верующих есть Дух Святый, который объединяет всех, хотя мы разнимся друг от друга и родом, и нравами, и занятиями» 12 . По мысли Апостола, вся жизнь церковная есть проявление именно Св. Духа Божия; всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух. Люди, по выражению ап. Петра, лишь строители многоразличной благодати ( 1Пет. 4:10 ). Дух Божий, проникающий Собою все Тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Он-то и соединяет всех в одно тело, и соединяет именно тем, что вливает в сердца любовь, которая в естественном состоянии человека не может быть принципом его жизни и его отношений к другим людям. «Любовь от Бога» – это изречение ап. Иоанна ( 1Ин. 4:7 ) можно назвать как бы общей темой целого ряда апостольских рассуждений. Любовь называется Божией 13 . Любовь Христова объемлет членов Церкви ( 2Кор. 5:14 ). Господь направляет сердца всех в любовь Божию ( 2Сол. 3:5 ). Любовь – плод Духа ( Гал. 5:22 ). Любовь Божия излита в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Бог спас нас обновлением Духа Святого, которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:5 ). Таким образом, в Церкви живущий Дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новой тварью, в жизни своей руководиться любовью. Учение ап. Павла о Церкви неразрывно связано с его учением о любви, как начале христианской жизни. Эта связь мало замечается современными учеными толковниками, но ее указывают святые отцы Церкви. Так блаж. Феодорит об апостольском сравнении Церкви с телом говорит: «Уподобление сие прилично учению о любви» 14 И св. Иоанн Златоуст , толкуя слова: «едино тело», – говорит: «Павел требует от нас такой любви, которая бы связывала нас между собою, делая неразлучными друг от друга, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро» 15 . Читая послания ап. Павла, можно заметить, что о Церкви и о любви он говорит обыкновенно рядом, и это, конечно, потому, что в самой системе Апостола обе эти идеи неразрывно связаны между собою. Вся христианская мораль у Апостола зиждется на догматическом учении о Церкви. Так, в последних главах послания к римлянам Апостол подробно говорит о христианской нравственности. Эта речь начинается с 9-го стиха 12-й гл., а в пяти предыдущих (4–8) стихах Апостол кратко изложил учение о Церкви, как о теле. В первом послании к коринфянам за учением о Церкви, изложенным в 12-й главе, непосредственно следует «новозаветная песнь любви» ( 1Кор. 12:31–13:13 ). Нечто подобное можно заметить и в посланиях к ефесянам и колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

также бл. Феофилакта «Благовестник» ч. 1, стр. 424. Казань, 1855. Из новых: о А. Михаила. Толк. Ев. кн. 1 стр. 476–477. С. К. Смирнова цит. соч. стр. 64 и дал. и др. из западных Мейера, (Коттепт. 1 / 4 , S. 506 и др.). Срав. сказанное при исследовании об основоположениях новозаветного толкования и именно о тесной связи типических отношений в царстве Божием – ветхозаветном, Христовом благодатном и славном. 179 Там же, стр. 218–219. В этих, по обыкновению кратких, но чрезвычайно точных и сильных изречениях почившего святителя, из которых каждое слово не лишне и вместе с тем глубоко коренится в общебиблейском воззрении, выражена вся сущность отеческого учения о том же предмете, которое смотр. в подлинных изречениях их цит. сочинения С. К. Смирнова, стр. 58–65. 183 Срав. св. Златоуста на Иоанн. 8:33 стр. 241 цит. издан., – срав. также Еп. Михаила Тол. Ев. кн. 3, стр. 305 и др. срав. еще Лехлера цит. статью и журнал, стр. 817. 191 «Это было издревле предначертано как бы в образе: Авраам был патриархом тех и других, т. е. – не обрезанных и обрезанных. Но там только образ, а здесь истина». Св. Златоуст , на Псалом 117, стр. 125. Т. 2. Спб. 1860 г. 195 Блаженный Феодорит на Евр. стр. 632–633. Через это новозаветным толкованием, очевидно, не только не уничтожается, а, напротив, и ясно утверждается первоначальный и ближайший смысл обетования о наследовании именно самой земли обетованной – Палестины, что особенно ясно высказал в речи своей св. Стефан Деян. 7:5–7,17 срав. также Евр. 6:13–15 и на Ев. 11:13 св. Златоуста, стр. 259, цит. изд. вслед за приведенными выше изречениями этого св. отца. Но только именно в Новом Завете воспомянута, вполне согласно этому толкованию, милость, обещанная Аврааму и семени его ( Луки 1:55 ) – Мессия и Божия клятва, данная ему (ст. 73) касательно этого обетования. В это-то время получило совершенное свое исполнение данное ему обетование в обширнейшем его смысле. сн. Рим. 4:13–17 ; Гал. 3:8–9, 14,16,18,29; 4:22–31 ; Евр. 1–1, 8–19 , сн. 39–40, сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«По всему этому мы считаем сочинение г. Мышцына вполне заслуживающим искомой степени магистра богословия». Б) Доцента Митрофана Муретова : «Сочинение начинается Введением (стр. I–XXXI), содержащим общие пояснительные замечания касательно основных понятий темы: νμος τν ργων и νμος πστεως. Соответственно этим двум основным понятиям и применительно к ним, самый предмет исследования раскрывается в двух частях. Первая часть посвящена исследованию закона дел и закона веры в Ветхом Завете. Она распадается на три главы. Глава первая, озаглавленная «Закон Моисеев», в четырех частных параграфах (стр. 1–50) раскрывает учение Апостола о Моисеевом законе в посланиях к Гал.4:24 ср. Рим.7:5–6 (§ 1 стр. 1–13), Рим.9:31 (§ 2 стр. 14–22), Рим.3:27 (§ 3 стр. 23–41) и Гал.3:12 (§ 4 стр. 41–50). Вторая глава под заглавием «действие закона» раскрывает: Рим.7:19 (§ 5 стр. 50–69), понятия σρξ (§ 6 стр. 60–71), νος πνεμα, σω νθρωπος (§ 7 стр. 72–88), Рим.3:20 (§ 8 стр. 89–94), 1Кор.15:56 (§ 9 стр. 95–127) и Рим.7:24 (§ 10 стр. 127–138). Глава третья, носящая заглавие: «закон веры в период обетований и отношение его к закону дел» трактует о следующих предметах: α παγγελαι (§ 11 стр. 139–143), πστις (§ 12 стр. 143–151), μ ργαζμενος πιστεων δε Рим.4:5 (§ 13 стр. 152–164), νμος παιδαγωγς ες Χριστν Гал.3:24 (§ 14 стр. 164–184). Вторая часть сочинения занята раскрытием закона веры в Новом Завете в четырех главах. Первая глава в шести частных параграфах (15–20 стр. —44— 185–283) раскрывает: «явление правды Божией», уясняя понятия: κ Θεο δικαιοσνη, λγος το σταυρο, λαστριον, γιασμς, δικαιοσνη (μν), λγος τς καταλλαγς. Вторая глава – «о способе и условиях усвоения правды Божией» имеет три параграфа: объяснение Рим.5:12–19 (§ 21 стр. 292–325) и раскрытие понятий χρις и πστις по отношению к новозаветному закону веры (§§ 22–23 стр. 325–368). Третья глава – «усвоение правды Божией» посвящена изъяснению Рим. 6:2–7 и Ефес.4:24 и параллельных мест (§§ 24–25 стр. 368–420). Глава четвертая, озаглавленная: «новая жизнь» в четырех параграфах (26–29 стр. 421–496) раскрывает боговдохновенные мысли Ап. Павла об обновлении жизни, о любви, о добрых делах и о смерти закону. В конце сочинения имеются три приложения: 1) краткий разбор некоторых, кажущихся автору несправедливыми, догматических теорий освящения, принадлежащих западным ученым (Устери, Пфлейдерер и др.); 2) указатель раскрытых в сочинении понятий из посланий Ап. Павла; 3) указатель изъясненных в сочинении мест из посланий Ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выражение (в чём его мысли) 506 70 перевели выражением: τν Χιστν ατο, – вместо очевидно прочитав: . На эту неточность перевода, которой лучше всего мог бы опровергнуть своих противников св. Афанасий, он не обратил внимания; но он защитил православный смысл этого трудно поддающегося толкованию, по переводу 70, места силой своего глубокого ума и знанием св. Писания. Приводя это место по 70, духоборцы говорили: «так как изречение сие упоминает о Христе, то сообразно с сим и наименованного Духа надобно представлять себе не иным как Духом Св.»; а из того, что о Нём говорится, как о созданном, они выводили далее заключение о тварности Его. Св. Афанасий до подробности разобрал эту аргументацию духоборцев, наглядно показал её несостоятельность и дал своё собственное объяснение означенного места. Прежде всего он обратился к слову πνεμα и рассмотрел различные его значения, чтобы определить тот смысл, в каком нужно понимать это слово у пророка Амоса в 4 гл. 13 ст. В результате его глубокого и обширного исследования различных значений слова πνεμα в св. Писании и рассмотрения различных добавлений к нему, когда оно употребляется для означения Св. Духа, оказалось 507 , что πνεμα в Писании означает дух человеческий ( Пс.76:7 ; Вар.3:1 ; Деян.3:86 ; Рим.8:16,17 ; 1Кор.2:11 ; 1Сол.5:23 ), дыхание ветра ( Быт.8:1 ; Ин.1:4 ; Пс.106:25; 148:7–8 ; Иез.28:26 ; Ис.7:2 ; 3Цар.18:45 ), также – смысл какого-либо места Писания ( 1Кор.3:6 ; Рим.7:14, 6, 25, 8:1–2 и др.) и, наконец, – направление или образ мысли ( Числ.14:24 ; Иез.18:31 ). Этим слоном обозначается и Дух Святый, но при этом значении слово πνεμα употребляется – или с одним из следующих и им подобных определений: το Θεο ( Быт.1:2 ; Числ.2:29 ; Суд.15:14 ; Мф.12:28 ; Рим.8:9 ; 1Кор.2:10–11, 3:16 и др.), Κυου ( Суд.3:10, 11:29, 13:24–25, 15:14 ; Ис.61:1 ; Мих.2:7 ; 2Кор.3:17 ), το Πατς ( Мф.10:20 ), το ϒο ( Гал.4:6–7 ), πα μο ( Иоил.2:28 ; Быт.6:3 ; Числ.11:29 ; Ис.30:1, 59:21 ; Зах.1:6 ), σο ( Пс.50:13, 142:10–11 ), ατο ( Ис.48:16, 63:9–10 ; Зах.7:12 ; 1Ин.4:13 ; Рим.8:9–11 ; 1Сол.4:8 ), παλητος ( Ин.15:26 ), τς ληϑεας ( Ин.15:26 ), τς χιτος ( Евр.10:29 ), το Χιστο ( 1Пет. 9:9–11 ; Рим.8:9–11 ; Фил.1:18–20 и др.), γιον ( Ин.20:22, 14:22 ; Мф.28:19 ; Деян.2:1–4,18, 21:11, 20:22 ; Еф.4:30 ; Евр.9:8, 13–14 , – или с определённым членом (τ πνεμα – Гал.3:2 ), и только в исключительных случаях Писание употребляет это слово для означения Св. Духа без всяких добавлений. Впрочем, в последнем случае всякие добавления заменяются ясностью речи Писания ( Лк.4:1 ; Мф.4:7 ; Лк.3:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010