384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Кто же есть этот камень? – Это ни есть кто-либо из царей иудейских; так как ни из современных пророку, ни из последующих царей Сиона никто не послужил ко спасению его даже от внешних врагов: напротив, при неоднократном нападении неприятелей, цари Сиона делались пленниками своих победителей. При том, пророк не только не учит надеяться на царя, а, напротив, запрещает, говоря: «перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (гл.3:22). Нет, прежде всего этот камень, полагаемый на Сионе, служит основанием для спасения верующего и притом вообще всякого верующего. Потом, в противоположность ложной надежде на «союз с адом и договор со смертью», камень веры послужит действительным основанием спасения от ада и от смерти (ср. Ис.8:14 ; Зах.3:9 ). Наконец, пророк не определяет времени спасения; следовательно, камень веры имеет послужить основанием спасения для всего царства верующих всех времен. Итак, под образом камня пророк говорит о Христе, Спасителе мира. Христа и Его жизнетворное учение таинственно предызобразила скала, из которой чудодейственно проистекла вода в пустыне ( Чис.20:1–13 ). Под образом камня предвидел Христа пророк Давид, этот завоеватель Сиона и основатель Иерусалима ( Пс.117:22 ). Подобный этому камень созерцал в своем таинственном сновидении пророк Даниил и предвидел в нём всемирное и вечное царство Христово ( Дан.2:44–45 ). По исполнении времен, Сам Спаситель учил о Себе, как о незыблемом основании вечного царства и спасения, под образом камня ( Матф.21:42 ; Лук.2:34 ). Подобно тому учили о Нем и Его Апостолы ( Деян.4:11–12 ; Тит.2:4 ; Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11–13 ; Ефес.2:20 ). Подобно краеугольному камню, Христос многоценен, ибо пресвятая кровь пречистого тела Его послужила ценой вечной жизни и потому стала бесконечно драгоценнее всякой жертвы в очах Бога и мира ( Иоан.6:54–56 ; Деян.20:28 ; 1Пет.1:18–19 ; 1Иоан.1:7 ; Рим.3:25 ; Евр.9:12–14 ; Откр.5;3;18;24 ). Подобно камню, Он был избран из ряда других вестников божественного откровения и из числа всех сынов Божиих, как Единородный Сын Божий ( Ис.42:1–6; 44:1–2; 49:1–3 ; 1Пет.1:20 ; Евр.1:2–4 ). Христос подобен именно краеугольному камню: ибо как этот камень соединяет две стены одного здания, так Христос соединил два мира, прежде разделенные – иудейский и языческий в одно здание всемирной церкви и на едином основании ( Ефес.2:13–22 ). Он честен, потому что Его никто не может заменить, ибо Он совершил дело спасения мира, чего никто не может совершить, так как только Он единый мог быть ходатаем между Богом и человеком, и поэтому Ему только единому принадлежат всякая честь и слава, и поклонение ( Ис.53:4–6,12; 63:1,3,9 ; Деян.4:12 ; Ефес.1:21 ; Фил.2:9 ; 1Пет.4:11 ; 1Тим.6:16 ; Откр.5:13 ; Рим.14:11 ; Фил.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но позднейшее значение не есть, очевидно, значение новое: оно представляет лишь специализацию древнейшего, сужение его, понимание слова в одном только из прежних многих смыслов. И в древнейший период времени слово παρκλητος могло употребляться и в том смысле, в каком исключительно оно стало употребляться в позднейшем. Поэтому, и в отношении Господа (по вознесении) и Духа Св. – оно могло иметь различные значения, в каких в нашем славянском и русском текстах они и передаются: значение и Утешителя и – Ходатая. Как живущий в самом человеке ( 1Кор. 3:16; 6:19 ), в теснейшем, следовательно, единении с ним, как укрепляющий, согласно ещё раннее данному обетованию Господа, последователей Его в борьбе их с миром ( Мк. 13:11 ; Лк. 12:12 ср. Деян. 4:8 ), как помощник верующим в немощи вообще ( Рим. 8:26 , Гал. 4:6 ), подающий им сверхъестественные дары Свои ( 1Кор. 12: 4–11 ) и благодатные силы в таинствах, – Дух Св. поистине является Утешителем, т.е. ближайшим руководителем и помощником для верующих, каким был Христос на земле для Апостолов. Господь-же пребывает ныне на небесах, именно как Ходатай, Предстатель пред Отцом за искупленное Им человечество ( Рим. 8:34 ; Евр. 7:25 ), как «Первосвященник во веки ( Евр. 6:20 ), Иже единою Себе принес (7:27) и совершився бысть всем послушающим Его виновен спасения вечнаго, наречен от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову» (5:9–10), как «святым Служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек» (8:2). – Начало такой деятельности Своей Господь указывает и в настоящих Своих словах: и Аз умолю (ρωτσω) Отца, – говорит Он. В этих словах иногда прямо даже усматривают общее обозначение наступающей деятельности Сына Божия без отношения к частному следствию её, т.е. ниспосланию Духа Св. от Отца 251 , но и признавая, что непосредственно они относятся лишь к последующему: и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, – в этом частном примере нельзя не видеть, действительно, и общего указания на новые отношения Христа к людям, как небесного Ходатая за них пред Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

2. На все грехи. Это подтверждает слово Божие, когда говорит, что Христос избавил нас: а) вообще от всякого греха: Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония ( Тит. 2:14 ); кровь Иисуса Христа Сына Его (Бога) очищает нас от всякаго греха ( 1Ин. 1:7 ), – и, в частности, б) от греха первородного: якоже бо ослушанием единаго человека грешни быша мнози, аще и послушанием единаго праведни будут мнози ( Рим. 5:19 ; снес. 1Кор. 15:45 ); в) от всех грехов прежних: егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов ( Рим. 3:25 ); г) от всех грехов будущих: чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира ( 1Ин. 2:1, 2 ). 3. На все времена, т.е. от самого начала падения человеческого до кончины мира. Посему-то – а) Христос называется, с одной стороны, агнцем, заколенным в очах Божиих от сложения мира ( Ап. 13:8 ); а с другой – первосвященником вечным ( Евр. 7:21 ), который не имел нужды множицею страдати от сложения мира, но единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися ( 9:26 ); и единем приношением совершил есть во веки освящаемых ( 10:14 ). Равным образом б) и искупление, Им совершенное, называется вечным: Христос пришед архиерей грядущих благ,... ни кровию козлею ниже тельчею, но Своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( 9:11, 12 ); и в) священство Его – непреходящим: Сей, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство; темже и спасти до конца может приходящих через Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовити о них ( Евр.7:24, 25 ; снес. Рим. 8:34 ). Примеч. Хотя Христос Спаситель умер собственно за падший род человеческий, почему и называется Ходатаем Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ); но так как целью Его искупительной жертвы было потребить не только грех, но и все следствия греха, а следствия грехопадения простирались на весь мир; то и следствия искупления простерлись на весь мир, как духовный, так и вещественный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

б) Посему Иисус Христос называется вечным Священником: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову. И Его ходатайство пред Богом Отцом – вечно, как учит Аностол: «Кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, ижс и ходатайствует ο нас ( Рим.8:34 ). – Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них» ( Евр.7:25 ). Это ходатайство Иисуса Христа состоит в предстательстве Его пред Богом Отцом силою искупительных заслуг Своих, как учат Св. Отцы и Учители Церкви. Так: Св. Григории Богослов : «Всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас ( Евр.7:25 ) ... – Весьма таинственно и человеколюбиво! И Ибо ходатайствовать значит здесь, не отмщения искать, по обычаю многих ходатаев, – что было бы некоторым образом унизительно, – но предстательствовать (πρεσβεειν) за нас в качестве посредника, как и о Духе говорится, что Он ходатайствует о нас ( Рим.8:26 ). Един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Ибо Он, как человек, – потому что ещё с телом, какое воспринял, – и ныне предстательствует (πρεσβεει) о моем спасении, пока не соделает меня богом, силою Своего человечества, – хотя ктому не разумеваем Его по плоти ( 2Кор.5:16 ), – понимаю под сим плотские немощи и всё наше, кроме греха. Так и Ходатая имамы Иисуса ( 1Ин.2:1 ), не в том смысле, что Он унижается за нае пред Отцом, и рабски припадает, – да будет далека от нас такая подлинно рабская я недостойная Духа мысль! – Не свойственно Отцу сего требовать и Сыну терпеть сие, да и несправедливо думать так о Боге» 60 . Феофилакт 61 : «Некоторые: под изречением: ходатайствовать о нас, понимали то, что Он (Иисус Христос) имеет тело, а не отложил его, как пустословят Манихеи, – это самое и есть ходатайство и предстательство пред Отцом. Ибо, взирая на сие Отец воспоминает о той любви к человекам, ради которой Сын Его принял тело, – и склоняется к милосердию и милости.» Решение недоумений Слепотствующий во тьме неверия или лжемудрования разум породил много недоумений и возражений против высочайшего и непостижимого таинства искупления. Здесь предложим мы только три недоумения, более обыкновенные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

166. Apulee. Metam., I, 7, 8. 167. Dig., Ill, 2,4; XXIII, 2,43 § 99- 168. Tertullien. De fuga, 13. CIL, IV, 3948. Kleberg T. Op. cit., pp. 111–112. 169. См.: Kleberg T. Op. cit., pp. 89—90. 170. Ps. Virgile. Сора, 2, Horace. Ер., 1,14,21, Auscme. Mosella, 124. 171. Рим. 12,13; ι μ. 5, Ю; Ъгг. 1,8; Евр. 6,10; 13,2; 1 Пет. 4,9- 172. См., в частности, относящиеся к рассматриваемой эпохе: Hernias. Similitude, 9, 27; Ргес., 8, 10; Ps. Clem. Нот., 9 173. Краткий очерк и библиографию см.: Staehlin G. Xenos 11 ThWNT, V, pp. 16–24; прим. 2. 174. Быт. 18—19- 175. Быт. 24, 15–28. 176. Иов. 31,32. 177. Иис. Η., 2. 178. 1 Clem. 10–12. 179. Например: Лк. 10, 34; 11, 5; 14, 12. 180. Мф. 25, 10, 34,40. 181. 3 Ин. 5–8. 182. 1 Clem. 1, 1. 183. Hist, eccl., IV, 26, 2. 184. Aristide. Apologie, 15; Lukian. De peregrin, morte, 11 — 13; 16. 185. 1 TVim. 3, 2; 5, 10; Тит. 1, 8, Herm. Sim., IX, 27, 2. 186. Justin. Apologie, 67; Tertullien. Apolog., 39· 187. Например, предъявитель Третьего послания Иоанна Богослова. 188. Acta Archelai, 4. 189. Didache, 11, 1–13, 2. 190. См., например: CumontF. Les Religions orientales dans le paganisme romain. Paris, 1929, pp. 96—101. 191. Didache, 12, 5. 192. Текст этих правил см.: StrackBillerbeck, II, 183; IV, 565, 568. 193. Своего рода опознавательный знак выдавался епископом: Tertullien. De praescriptione, 20 194. Тессера, хранящаяся в музее во Вьенне, несет на себе имена двух странников, а другая, найденная в Трасакко, в Италии, снабжена двумя именами, соединенными словом («странник»). См. репродукцию в: Lecrivain Ch. Hospitium//Dictionnaire des Antiquites, III, 298. 195. Didache, 12, 1. 196. Там же, 12, 2. 197. Lecrivain Ch. Op. cit., p. 298. 198. Гомер. Одиссея, 9, 18. 199. Montagne R. La Civilisation du desert. Paris, 1940, p. 87. 200. Didache, 12, 5. 201. Didache, 11, 1. 202. Евр. 13, 2. 203. Tertullien. De praescriptione, 20. 204. См.: LeclercqH. Ostrakon; Papyrus//DACL, XIII, 70— 112; 1370—1520 (библиография); Deissmann A. Licht vom Osten. Tubingen, 1923, S. 116–213; Schneider J. Brief//RAC, II, pp. 564—585 (библиография до 1954 г.).

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

   Как Посланник Божий, как пришедший в мир спасти Человека и дать ему мир и все блага, Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных и обещает покой душам их в кротости и смирении, чему они должны научиться у Него. Эти же кротость и смирение сделают благим и данное Им иго, и лёгким накладываемое Им бремя. Труждающиеся и обремененные — это прежде всего:     1) Вообще трудящиеся до пота лица для пропитания себя и поддержания своей жизни; затем,     2) Изнывающие от труда и обременённые тяжестью жизни по своей ли вине или по воле людей, возлагающих на близких своих бремена неудобоносимыя; это — частнее     3) Работающие под игом закона и обременённые тягостью законных предписаний, угроз и судов, ещё более усиливаемой преданиями старцев и измышлениями книжников и фарисеев; общее же и лучше, это     4) Утруждённые и обременённые тяжестью греховного ига над человеком, работающие под властью диавола и несущие тяжесть проклятия Божия в делах своих на Земле; это наконец     5) Те, которые даже на ложах своих утруждаются воздыханием своим (Псал. 6:7), ища мира духовного и не находя онаго. Всем таковым Иисус Христос обещает успокоение от трудов, через принесение на Землю мира, благоволения Божия (Лк. 2:14) и возвращения благословения проклятой в делах человека Земле, через проповедание любви и мира между людьми дальними и близкими (Еф. 2:17), через примирение с Богом кровью Своей (2 Кор. 5:19; Кол. 1:20) и вознесение на крест тяжести грехов, через подачу верующим Духа Святаго, Который способствует (подкрепляет) им в немощах их (Рим. 8:26), утешает в скорбях (Ин. 14:16), даёт мудрость и силу (1 Кор. 12:8-11) и производит в сердцах верующих любовь, радость и мир (Рим. 14:17; Гал. 5:22); наконец — через обещание ввести в покой в доме Отца Небесного всех уверовавших в Него (Евр. 4:1,3) и через обетование живота вечного (Мф. 25:34).    Вместо безчисленных тяжёлых бремён, лежащих на Человечестве, Спаситель предлагает людям взять на себя Его иго — благое, поднять Его бремя — лёгкое. Это иго веры, освобождающей от рабства греховнаго; это иго послушания заповедям Христовым, приводящого к праведности (Рим. 6:16); это бремя креста и самоотвержения, отрешающого человека от всего временного и земного и приводящого к высшему совершенству (Мф. 16:24; 19:21). Средство к облегчению этого ига Христос указал в кротости и смирении, потому что эти чувства облегчают терпеливое перенесение страданий, освобождают от тяготы гнева, зависти, гордости, коварства; возвышают дух человека к единой надежде на Бога, Который, взирая на кроткого и смиренного (Ис. 56:2), дает ему благодать (Иак. 4:6), привлекает любовь и расположенность всех людей и отвращает ярость (Притч. 15:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

5:16)», — и далее: «благодатию истреблен не один первородный грех, но и все прочие грехи; даже не только истреблены грехи, но и дарована нам праведность; и Христос не только исправил все то, что повреждено Адамом, но все сие восстановил в большей мере и в высшей степени»; б) Иларий: «Он (Христос) искупил всех людей от всех их беззаконий».    3) На все времена, т. е. от самого начала падения человеческого до кончины мipa. Посему-то — а) Христос называется, с одной стороны, агнцем, заколенным в очах Божиих от сложения мipa (Апок. 13:8); а с другой — первосвященником вечным (Евр. 7:21), который не имел нужды множицею страдати от сложения мipa, но единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися (9, 26), и единем приношением совершил есть во веки освящаемых (10, 14). Равным образом — б) и искупление, Им совершенное, называется вечным: Христос пришед архиерей грядущих благ, ни кровию козлею ниже телчею, но своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый (9, 11. 12); в) и священство Его — непреходящим: сей, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство, темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них (7, 24. 25; снес Рим. 8:34).    Как понимать это ходатайство за нас Христа Спасителя на небеси, — объясняют:    Св. Григорий Богослов: «ходатайствовать значит здесь (Евр. 7:25) предстательствовать (πρεσββειν) за нас в качестве посредника, как и о Духе говорится, что Он ходатайствует у нас (Рим. 8:26)… Так и ходатая имамы Иисуса (1 Иоан. 2:1), не в том смысле, что Он унижается пред Отцом и рабски припадает: да будет далека от нас такая подлинно рабская и недостойная Духа мысль! Несвойственно и Отцу сего требовать, и Сыну терпеть сие, да и несправедливо думать так о Боге».    Бл. Феофилакт болгарский: «некоторые под изречением: ходатайствовать о нас понимали то, что И. Христос имеет на Себе тело (а не отложил его, как пустословят манихеи): это самое и есть ходатайство и предстательство Его пред Отцем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Евр. 7:19); воля Божия не была выражена здесь во всей ее «полноте» (ср. Евр. 2:1–3 ) 13 . Закон имел в виду преимущественно воспитание человека, как члена теократического общества, в наличных конкретных условиях национальной и культурно-исторической среды, и регулировал главным образом его внешнее поведение. До самых основ его внутренней личной жизни закон простираться не мог, ибо здесь требовалось коренное перерождение человеческой личности, оживление и усиление его духовного начала ( Рим. 7:14–25 ). Сущность всего ветхозаветного откровения составляли заповеди о любви к Богу и ближнему ( Мф. 22:37–40 ), но раскрыты они здесь преимущественно со своей отрицательной стороны, как запрещение «делать ближнему зло» (ср. Римл. 13:8–10 ) и предостережение – не прогневлять Господа своими грехами и нечестием. Любовь , как положительно-творческая сила, без всяких ограничений, как сила полного и безусловного самоотречения, – заповедана только Христом Спасителем, ибо только Он в бесконечном совершенстве и безусловной полноте Сам осуществил такую Божественную любовь, как «заповедь» Бога Отца ( Ин. 15:9–13 ). Заповедь о любви, будучи заповедью древней по своему существенному содержанию, является не менее и «новой» по совершенству своего раскрытия и абсолютности своего требования ( 1Иоан. 2:7,8 , ср. Ев. Ин. 13:34 ). И другие «заповеди», раскрывающие с различных сторон основную заповедь о любви, естественно должны были получить – и действительно получили – в учении Господа более углубленное и совершенное истолкование, окончательно исчерпывающее всю их энергию, с точки зрения безграничности и совершенства требования любви. Совершенная христианская любовь даже «не мыслит зла» ( ο λογζεται τ κακ ν 1Кор. 13:5 ), и с ней несовместимыми оказываются первичные и еле заметные движения мысли и чувства человека, имеющие тенденцию так или иначе нарушить благосостояние ближнего. Равным образом и чувство благоговения к Богу столь глубоко и ясно, что христианин не только не клянется ложно, но не дерзает и вообще употреблять имя Божие для клятвенного удостоверения в своих житейских делах и обыденных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010