Обличение пренебрежения внутренним ради внешнего (ст. 25–28); «гробы окрашенные» (ст. 27) – наиболее обидное для фарисеев уподобление при их ревности к ритуальной чистоте (ср. с реакцией законника в Лк. 11:45 ) Итог обличения; фарисеи – продолжатели дел пророкоубийц и даже хуже их (ст. 29–36); «Вы сыновья тех, которые избили пророков» (ст. 31); «Дополняйте же меру отцов ваших» (ст. 32); На фарисеев возлагается вина за «всю кровь праведную, пролитую на земле, от Авеля до Захарии» (ст. 35) Кто такой Захария? Отец Иоанна Предтечи (свят. Василий Великий , свят. Иоанн Златоуст ); блж. Иероним это мнение отвергает как основанное на апокрифах Священник Захария, убитый при царе Иоасе ( 2Пар 24:21 ); Иоас – 7–й царь Иудеи (8–й век до Р.Х.), но он – сын Иодая, а не Варахии Малый пророк Захария; он действительно сын Варахии ( Зах 1:1 ) но о его насильственной смерти Священное Писание ничего не говорит. Плач по Иерусалиму ( Мф. 23:37–39 ; Лк. 13:34–35; 19:41–44; 23:28–31 ). Связь с предыдущим: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков... сколько раз хотел Я собрать детей твоих» ( Мф. 23:37 ); Исторический приговор иудаизму: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ); Что значит «не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне»? в Лк. 13:35 – пророчество о Входе; Мф. 23:39 – намек на грядущее обращение евреев ко Христу (аналогично Рим И). Лепта вдовицы ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ) (точнее 2 лепты – кодрант) с. 115–116; 16, с. 89–90; 15, с. 227]. Пример бедной вдовицы – заключение обличения фарисеев «от противного». Еп. Кассиан: «Любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближним,... явила бедная вдова в своем жертвенном подвиге» Блаж. Феофилакт: «Итак, Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько дается, а на то, сколько оставляется». II. Эсхатологическая 7 речь (Мф. 24:1–41; Мк. 13:1–32; Лк. 17:22–37; 21:5–36). («Малый синоптический Апокалипсис») Повод, место и слушатели эсхатологической речи на Страстной седмице Повод к речи:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

2. Деян.2:3. 3. 1Пет.2:6. 4. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С.3. 5. Слово 2-е. О думающих оправдаться делами. §§61-63//Там же. С.33-34. 6. Слово 4-е. О крещении//Там же. С.92. 7. Там же. С.94. 8. Слова подвижнические. Слово 1-е//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.16. 9. Марк Подвижник. Цит. соч. С.94. 10. Рим.7:14. 11. Иак.1:25; 2:12. 12. Там же. С.74. 13. Беседа 12//Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1904. С.96. 14. Гал.3:27. 15. Макарий Египетский. Цит. соч. С.102. 16. Там же. С.102. 17. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.1. СПб., 1855. С.56. 18. Николая Кавасилы, архиепископа Фессалоникского семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С.48. 19. Там же. С.51. 20. Там же. С.55. 21. Марк Подвижник. О крещении. Цит. соч. С.92. 22. Николай Кавасила. Цит. соч. С.27. 23. Слово 83. О покаянии//Исаак Сирин. Цит. соч. С.390. 24. Рим.7:14. 25. Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.83. 26. Слово 60-е//Слова преподобного Симеона Новаго Богослова. Вып.2. 2-е изд. М., 1890. С.86-87. 27. Там же. С.88. 28. Рим.1:21. 29. Слово 10-е//Симеон Новый Богослов. Цит. соч. Вып.1. 1-е изд. М., 1879. С.79-82. 30. Слово 61-е//Симеон Новый Богослов. Цит. соч. Вып.2. 2-е-изд.-М., 1890. С.92-93. 31. Слово 61-е//Там же. С.93. 32. Слово 60-е//Там же. С.89-90. 33. Слово 61-е//Там же. С.101. 34. Слово 82-е//Там же. С.366-367. 35. Слово 3-е. О покаянии//Марк Подвижник. Цит. соч. С.71. 36. См. прим. III,11. 37. Аквилонов Е. Новозаветное учение о Церкви. 2-е изд. 1904. С.80. 38. Служебник. М., 1977. С.562. 39. Там же. С.566. 40. Там же. С.566. 41. Там же. С.572. 42. Там же. С.576. 43. Там же. С.581. 44. Там же. С.584. 45. Там же. С.585.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Стихотворение святителя Димитрия Ростовского . Слова Сары Гримке. В сб. «Феминизм», М., 2006, с. 26. Там же, с. 52. Перевод Н. Голованова. Мк. 3:35 . Лк. 10:38-42 . Лк. 11:27 . Лев. 15:19 . Павел Патриарх Сербский. Уясним некоторые вопросы нашей веры. Минск, 2007, 222 – 223. Там же, с. 235 – 237. Мк. 10:2-12 . Мф. 19:5 . Вспомним царственное презрение А. Ахматовой, сказавшей однажды: «вы заметили, там (в тюремных очередях) их (мужчин) почти нет. Низшая раса… ». Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. М., 1997, т. 1, с. 307. Мк. 13:12 . Мк. 7:26-28 . Хейз Ричард. Этика Нового Завета. М., 2005, с. 367. Ин. 4:39 . Ин. 4:27 . Ин. 8:5 . Лев. 20:10 , Втор. 22:22 . Цитата заимствована на сайте http://www. bogoslov. ru/. Деян. 1:14 . Деян. 15:20 . 1Кор. 7:3-4 . 1Кор. 14:29-35 . Заметим, кстати, что не все апостольские рекомендации укоренились в Церкви: например, растить волосы не считается «бесчестьем для мужа» ( 1Кор. 11:14 ), епископ не является мужем одной жены ( 1Тим. 3:2 ) и т. д… Прит. 31:25-26 . Мф. 15:7,10 . Правила Православной Церкви. Киев, 2008, том I, с. 369. Гарнак А., указ. изд., с. 371. Иоанн Златоуст , святитель. Избранные творения, т. П. М., 2006, с. 261. Феодорит Киррский, блаженный. История боголюбцев. М., 1996, с. 284. Мишле Жюль. Женщина. М., 2007, с. 311. Альперн Людмила. Сон и явь женской тюрьмы. СПб, 2004, с. 223 – 259. Там же. Берсенева Т. А. Исследование значимости религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей. Вестник ПСТГУ, серия IV, М., 2008, 1 (8), с. 16 – 38. Быт. 1:28 . Ин. 20:25 . Лк. 15:8 Августин блаженный. Исповедь. М., 2007, с. 283. Перевод В. Левика. Пс. 51:7 . Рим. 5:5 . Евр. 3:17 . Вышеславцев Б. Вечное в русской философии. В сб. «Этика преображенного эроса», М., 1994, с. 273 – 275. Богин Игорь. Вечная женственность. СПб, 2003, с. 225, 274… Уилсон Дэвид. История будущего. М., 2007, с. 33. Там же, с. 132. Делюмо Ж., Фрезер Джеймс Джорж. Идентификация ужаса. М., 2009, с. 105. Все имена и термины взяты из интернета. Газеты районного масштаба, в том числе столичные, отводят под объявления подобного рода целые полосы и развороты.

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

Св. Григорий Палама, свидетельствуя о различии в Боге сущности и энергий, признается, что высказывает эту тайну лишь по необходимости, Понуждаемый невежественным вторжением в нее Варлаама (см. Деяния Собора 1350г. у Mansi, т.26,р.138.) 22 Слова и речи, II,87 (изд.1844г.) 23 Примером может служить хотя бы статья В.Н.Ильина: «София, Премудрость Божия», в «Возрождении», от 7 дек. 1935г. 24 См. «Агнец Божий», с.135–136. 25 Максим Исповедник. Ambigua. P.G., t.91,col.1088. 26 См. «Агнец Божий» с.136. 27 Ту же ошибку делает о.С.Булгаков в своей защите «антропоцентризма» на с.39–40 (примеч.). 28 P.G., t.150,col.1140. 29 Ibidum. 30 Ibid., coll.1145 et 1148. 31 См. «Агнец Божий», с.114–115. 32 «Агнец Божий», с.117. 33 О смысле выражения «сотворенный Бог» у Св. Отцов, см. §8,с.37. У о.С.Булгакова, «Агнец Божий», с.159. 34 Там же, с.117,160,161 и др. 35 Выражение о.С.Булгакова, «Агнец Божий», с.462. 36 Хотя некоторые термины («Имена») и могут иметь действенное значение в мистической жизни, например в практике умной молитвы. 37 Упрек в «антропоморфизме» особенно неожидан в устах о. С.Булгакова, который утверждает «человечность» Бога и учит о «небесном Богочеловечестве». См. «Агнец Божий», с.136. 38 Св. Василий Великий: «Тварь имеет повеление стать богом». P.G., t.36, col.560 (изречение Василия Великого, переданное Св. Григорием Богословом. 39 Contra Jacobitas, n.52. — P.G.,94.col.1464. 40 о.С.Булгаков приводит следующие тексты (стр.40): 1) 1 Петр.1:20; 2) 1 Кор.2:7; 3) Еф.1:4–10; 4) Еф.3:9–11; 5) Рим.14:24; 6) 2 Тим.1:9; 7) Откр.13:8. — Рассматривая эти тексты, имея в виду различение между предопределением, предведением и промыслом, находим: 1) Говорится об искуплении от «суетной жизни» кровью Христа, предназначенном от века (Промысл); 2) Текст (читать целиком до ст.9 вкл.) относится к обожению благодатью как цели, предназначенной к славе нашей (предопределение); 3) О домостроительстве Божием («тайна воли Его»), связавшем достижение предопределенной цели обоженья с искуплением от грехов и усыновлением через Христа, что стало необходимо вследствие падения Адама (Промысл); 4) Текст (читать до конца главы) о домостроительстве, имеющем целью явление через Церковь обожающей благодати, к которой мы, будучи искуплены, снова получили «надежный доступ» через Христа, «исполнившего предвечное определение» (Промысл); 6) О предвечном определении, связавшем для нас получение благодати с искупительным подвигом Христа, разрушившего смерть, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Осмеянный римлянами Симон сказал, что завтра улетит к богу - своему отцу (IV 31 (2)). На следующий день на Виа Сакра на Римском форуме собралась толпа. Вновь обличив Петра и его веру, Симон полетел над городом, но по молитве Петра упал и сломал ногу в 3 местах. Его побили камнями, и люди разошлись, а приверженец Симона Гемелл, обличив своего патрона, последовал за Петром. Симон нашел людей, к-рые отнесли его ночью в Арицию, оттуда его перенесли в Таррацину (ныне Террачина) к Кастору, изгнанному из Рима по обвинению в магии. Там после ампутации ноги Симон умер (IV 32 (3)). В Риме Петр обратил ко Христу 4 конкубин префекта Агриппы, которые отказались разделить ложе с префектом. Агриппа узнал, куда они ходят на собрание христиан, и пообещал уничтожить и их, и Петра (IV 33 (4)). Ксантиппа, жена Альбина, друга императора, также отдалилась от своего мужа, как и др. женщины. Альбин потребовал от Агриппы наказать Петра за колдовство (IV 34 (5)). Узнавшая об этом Ксантиппа предложила Петру бежать из Рима. Посоветовавшись с братьями, Петр решил уйти один, но у ворот встретил Господа, Который сказал, что идет в Рим на распятие. Апостол понял, что это знак ему пострадать, и вернулся в Рим (IV 35 (6)). Он рассказал братьям о видении и наставил их в вере. Четыре фрументария арестовали ап. Петра и отвели к Агриппе, и тот приказал его распять. Собравшийся народ потребовал освободить Петра, но Агриппа не внял их просьбам (IV 36 (7)). Подойдя к кресту, Петр обратился к префекту с речью о таинстве креста, затем попросил палачей распять его вниз головой (IV 37 (8)). На кресте Петр объяснял народу, что представляет собой образ первочеловека, брошенного вниз головой на землю, из-за чего перепуталось правое и левое, столб креста означает - Логос, поперечина - человеческую природу, все вместе - восстановление правильного порядка на земле (IV 38 (9)). Затем Петр воздал славу Иисусу Логосу (IV 39 (10)) и отошел в мир иной. Марцелл снял его тело с креста, омыл, умастил и положил в саркофаг. Петр ночью явился Марцеллу и сказал, что зря тот, живой, позаботился о мертвеце (IV 40 (11)).

http://pravenc.ru/text/2580438.html

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

29 ...» Авраам, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался».- Ин.:8, 56. 30 Север в своей «Хронике» рассказывает - Север Сульпиций (365—425) — пресвитер из Аквитании, написавший краткий очерк истории от сотворения мира до своего времени (Chronica libri II/CSEL. Т. 1). Он написал также биографию Мартина Турского (CSEL. Т. 1). В «Хронике» Сульпиция Севера этого рассказа нет; вероятно. Григорий ошибся. 31 ... " О брежьте себя... с сердца вашего... иных богов».. .— Иер„ 4, 4; 35. 15. 32 ... " Всякий... не входит в святилище. Мое».- Иез.:44, 9. 33 ...прибавил к имени Аврама один слог...- См.: Быт.:17, 5. Аврам, которому когда-то дали имя в честь одного из многочисленных месопотамских богов, решил изменить его в знак отказа от языческого прошлого и назвался Авраамом, что значит «отец множества народов». (См.: Косидовский З . Библейские сказания. М., 1966. С. 50). 34 Первый — Исав... продал первородство свое...- См.: Быт.:25, 29—34. Имеется в виду право наследования по старшинству. 35 Иов... прожил еще 170 лет...- Согласно книге Иова, он прожил 140 лет. (См.: Иов.. 42:16). У Григория в подсчете ошибка. 36 ... " Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел» .— Рим.. 9:13. Ср.; Мал.:1, 2. 37 ...Иаков после борьбы с ангелом был назван Израилем...- Согласно Библии, Иаков боролся не с ангелом, а с богом. Израиль — значит «боровшийся с богом». (См.; Быт.:32, 28). 38 ...другой город Вавилония...- Это старый Каир. 39 ...где Иосиф построил амбары...- Вероятно, Григорий имел в виду египетские пирамиды, которые в древности часто принимались за кладовые. В свое время были весьма популярна версия, будто пирамиды построил библейский Иосиф. Легенда о «житницах Иосифа» долго бытовала. В венецианском соборе св. Марка пирамиды так и изображены — в виде огромных амбаров с окошечками. (См.: Бабенко В., Гаков В . Четыре истории пирамид/Наука и религия. 1985. 1—0). 40 ...река Нил, беря начало на востоке, текла на запад...- Григорий путает Восток и Запад. В древности полагали, что Нил имел свои истоки в Индии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Длинный и важный трактат «Против двух писем пелагиан» состоит из четырех книг, первая из которых отвечает на письмо, отправленное в Рим, а остальные три - на письмо, отправленное в Фессалоники. После краткого вступления, в котором Августин благодарит Бонифация за его доброту и приводит причины, по которым следует отвечать на еретические писания (1–3), он сразу же начинает опровергать клевету, которую находящееся перед ним письмо выдвигает против кафоликов (4–28). ). Всего их семь: 1. Что кафолики уничтожают свободную волю; на что Августин отвечает, что никто «не принуждается ко греху по необходимости своей плоти», но все грешат по свободной воле, хотя ни один человек не может иметь праведной воли, кроме как по благодати Божией, и что на самом деле это пелагиане уничтожают свободную волю. преувеличивая ее (4–8); 2. Августин заявляет, что существующий сейчас брак не от Бога (9); 3. Что половое  влечение и половой акт сделаны уловкой дьявола, что является чистейшим манихейством (10–11); 4. Говорят, что ветхозаветные святые умерли во грехе (12); 5. Утверждается, что Павел и другие апостолы были осквернены похотью всю свою жизнь; Ответ Августина на который включает беглый комментарий к Рим.7.7, в котором (исправляя свою более раннюю экзегезу) он показывает, что Павел дает здесь стенограмму собственного  опыта типичного христианина (13–24); 6. Говорят, что Христос не был свободен от греха (25); 7. Что крещение не дает полного прощения грехов, но оставляет корни, из которых они могут снова вырасти; на что Августин отвечает, что крещение прощает все грехи, но оставляет похоть, которая, хотя и не является грехом, но является источником греха (26–28).  Затем рассматривается положительная часть письма Юлиана и исследуется его исповедание веры против кафоликов (29–41). Семь утверждений, которые  приводит здесь Юлиан, задуманы как оборотная сторона семи обвинений. против кафоликов. Он верил: 1. Что свободная воля присуща всем по природе и  не может погибнуть из-за греха Адама (29); 2. Тот брак, который существует сейчас,  был предопределен Богом (30); 3. Что сексуальный импульс исходит от  Бога (31–35); 4. Что люди есть дело Божие, и никого не принуждают делать добро или зло невольно, но благодать помогает им к добру, а диавол побуждает ко злу (36–38); 5. Что святые Ветхого Завета здесь усовершенствовались в праведности и таким образом перешли в жизнь вечную (39); 6. Что благодать Христова (однозначно) необходима для всех, и все дети, даже дети крещеных родителей, должны быть крещены (40); 7. И  что крещение дает полное очищение от всех грехов; об этом Августин многозначительно спрашивает: «Что же тогда это дает младенцам?» (41). Книга завершается ответом на заключение Юлиана, в котором он требует всеобщего собора и обвиняет католиков в манихействе. 

http://predanie.ru/book/221298-avgustin-...

Быт. 3:14, 15. 16 Рим. 3:19. 17 Термин «Сверхначальное Начало» из прежде бывших отцов употребляется у св. Афанасия Великого (De trinitate, PG 28,1605 (TLG)); св. Дионисия Ареопагита (О небесной иерархии, 1, 3//Сочинения, СПб, изд. Олега Абышко, 2002, С. 216, р. п.: С. 217; 11, 6, там же С. 540. р. п.:С. 541); преп. Иоанна Дамаскина (Expositio fidei, 12b// Die Schriflen des Johannes von Damaskos, vol. 2, (TLG), p. п.: Точное изложение православной веры. Творение Иоанна Дамаскина, СПб., изд. И. Л. Тузова, 1894 (репринт: М. — Ростов–на–Дону, 1992), С. 34 (106)). 18 «Πνεμα τ γιον, τ κριον» — дословная цитата из Символа веры; в славянском переводе «τ κυριον» неточно передано существительным: «Господа». 19 Иак. 1:17. 20 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 264 (р. п.: С. 265). 21 Об Изводителе и Изведении см. Григорий Богослов, Слово 29, 2, Gregor von Nazianz. Die funf theologischen, Dusseldorf, 1963. De filio 2, 15, (TLG), (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, т. 1, СПб., б. г. (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994), С. 414). 22 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2 (С. 248, р. п.: С. 249); 7, 4 (С. 468, р. п.: С. 469). О мистическом богословии, 1, 1 (С. 736, р. п.: С. 737). 23 2 Кор. 2:11. 24 Ср. «κφαντορικ θεολογα» св. Григория с «κφαντορικ γαθωνυμα» (О божественных именах, 3, 1, С. 280, р. п.: С. 281) и «κφαντορικ ονομασα» (О небесной иерархии, 8, 1, С. 122, р. п.: С. 123) у св. Дионисия Ареопагита. 25 Литургия св. Василия Великого; Иоанн Дамаскин, Точное изложение, IV (Expositio fidei, 48, 37 (TLG), р. п.: С. 130 (202). 26 Ин. 18:37. 27 Ин. 15:26. 28 Лк. 1:2. 29 Деян. 1:4. 30 Ин. 14:27. 31 Иак. 1:17. 32 Мф. 10:27. 33 О мистическом богословии, 1,1 , С. 736 (р. п.: С. 737). 34 Притч. 1:6. 35 Ин. 16:13. 36 Ин. 8:26, 38–40. 37 Ин. 18:37. 38 2 Тим. 2:15. 39 Ин. 14:28. 40 Ср. Григорий Богослов, Слово 40, 43: «Ибо не по природе [об Отце говорится] « болий», а по причине» (PG 36, 420С, р. п.: Т. 1. С. 572). 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010