Христиане, не имеющие епископского или священнического посвящения, не могут совершать это величайшее таинство, какую бы богоугодную жизнь они ни проводили и какие бы чудеса ни творили. Это ясно прообразовано в Ветхом Завете. Ибо Бог поставил священниками Аарона и сыновей сынов его из рода в род, доколе не придет Мессия; того же, кто дерзал совершать священнодействия, не принадлежа к роду Аарона, постигала тяжкая кара (см.: Числ. 3:10; 16:1–50; 1 Цар. 13:1–14; 2 Пар. 26:16–21; Иак. 4:3; Иуд. 1:11; Рим. 15:4; 1 Кор. 10:1–12). Господь наш Иисус Христос учредил новое священство (см.: Евр. 7:12), которому и даровал власть совершать таинство Его Тела и Крови и прощать грехи, как прощает Он Сам все кающимся (см.: Ин. 20:19–23; 1 Кор. 4:1; 2 Кор. 5:18–20; Откр. 1:6; 5:10). Итак, дивная пища, каковую являют собой Тело и Кровь Спасителя, обретается лишь у Его священников. Посему хотящие спасения идут в дом Божий, где она преподается безмездно (Ис. 55:1–13; Мал. 1:11; Рим. 5:14–16; Откр. 21:6). Приступающие к таинству Причащения должны знать, что получают в нем Тело и Кровь Господа и что вкушать хлеб и вино, над которыми священнодействовали служители Божии, — то же, что вкушать от Плоти Его, пригвожденной на кресте, и испивать от Крови Его, излитой на месте страдания. Подтверждением сему служат слова святого апостола Павла: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16). Тело и Кровь Господа могут вкушать те, кто хранит себя от грехов и соблюдает совесть свою непорочной. Святые апостолы причащали христиан каждое воскресенье, ибо все уверовавшие проводили тогда святую жизнь и, как известно из новозаветного Писания, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). Впоследствии Церковь установила, чтобы христиане причащались не реже четырех раз в год, в каждый из четырех постов. Конечно, некоторые ревнители благочестия причащались чаще, подобно тому как и сегодня многие ревнуют о более частом причащении, и обычай сей следует признать похвальным при должном приготовлении к таинству. Ибо, — напоминает апостол, — всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет (1 Кор. 11:26).

http://pravmir.ru/o-tainstvax-ispovedi-i...

ЦВ 13-14 (290-291) июль 2004 /  12 июля 2004 г. Государство и Церковь: парадигмы востока и запада Различие между Востоком и Западом в формах духовной жизни определило и основные различия в формах богословского мышления, так что, по выражению священника Павла Флоренского, «удивительно не то, что произошло отпадение, а то, что оно так долго, таинственной помощью, не обнаруживалось». На стыке церковной истории, экклезиологии и канонического права находится и проблема взаимоотношений Церкви и государства. Пространство Евангелия и пространство Империи Русский писатель первой половины XVI в., инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря старец Филофей в своем «Послании зело полезном» (ок. 1530 г.) писал: «Ромейское (Римское) Царство неразрушимо, яко Господь в Римскую Власть написася». Автор имел в виду свидетельство Евангелия о том, что Христос родился в царствование первого римского императора Августа и был «вписан» при нем в римское подданство (перепись в Вифлееме). В Евангелии нет случайных слов, нет лишних указаний. Рассказ евангелиста в историософском плане может быть осмыслен единственным образом: Господь Иисус Христос не родился бы в Вифлееме, не родился бы (как Христос) вовсе (ибо Христу надлежало родиться в этом городе) — если бы... Если бы император Август не повелел «сделать перепись по всей земле», если бы не было вообще императора Августа, если бы он не был провозглашен за 27 лет до этого императором и посвятительные надписи по всей империи не приветствовали бы этого события как «пришествия спасителя мира»... Словом, если бы не было вообще Империи. Церковь подчеркивает связь этих двух эпохальных событий — Рождества Спасителя в Вифлееме и рождения империи в Риме — в самом рождественском богослужении. В знаменитой стихире инокини Кассии поется: «Августу единоначальствующу на земли...» В современном русском переводе: «Когда Август один властительствовал на земле, прекратилось у людей многоначалие, и когда Христос воплотился от Девы Марии, исчезло языческое многобожие. Государства подчинились единому Всемирному Царству, народы уверовали в единого Владыку Бога». Рождество Христово как бы «санкционирует», сообщает сакральный смысл сформировавшейся к тому времени империи. И наоборот, Рим, от самого основания, от Ромула и его Волчицы, для того лишь как будто и нужен был Божественному Промыслу, чтобы, обняв собой мир («Рим — весь мир»), сделать всемирным рождение Богочеловека.

http://e-vestnik.ru/history/gosudarstvo_...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

архим. Антоний К читателю Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю Его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ) Из приведенных слов Господа нашего Иисуса Христа следует, что кто преимущественно успевает и возвышается в деятельной любви ко Христу, тот преимущественно приближается к Нему и делается преимущественно способным к созерцанию Его и к принятию от Него благодатных откровений. Учение деятельного христианства, или жизни истинно Богоугодной, всегда неугодное миру, потому оно требует отвержения мира, брани с плотью, препобеждения страстей и непрестанного бдения над самим собою – в настоящее время далеко ушло от той чистоты, в которую облек ее Спаситель наш Иисус Христос . Предлагая вам, благочестивые читатели, нашу маленькую книжку, думаем, что она, написанная на основании Св. Отцов, будет полезным и достаточным свидетельством истины, выраженной словами Апостола Павла «любяй... закон исполни... исполнение закона любы есть» ( Рим.13:8–10 ). Любовь к Богу есть главное, высшее, руководительное начало деятельности христианина. Святой Апостол Павел говоря, что «ныне пребывают вера, надежда, любовь, три сие», присовокупляет, «больше же сих любовь» ( 1Кор.13:13 ). Следовательно, любовь есть высшее из трех главных христианских добродетелей, на которых зиждется духовное совершенство христианина. Вот об этой-то высшей добродетели мы и предлагаем вам, благосклонные читатели, мысли, извлеченные из священных книг и творений Св. Отцов. Обширно изложенные мысли, относящиеся к нашему предмету, приведены нами в краткие положения, дабы не так трудно было обнять их взорам и тем лучше удержать в памяти. Может быть, они и не всякому покажутся вразумительными, но многие из них потребуют глубокого размышления, хотя, по-видимому, и просто предложены. Быть может, по внимательном прочтении нашей книжки, благочестивый читатель и найдет что-либо для себя полезное, примет это к сердцу и тем вознаградит нас за наши труды. Часть I Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя,

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАСТЬ [греч. ξουσα; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом . В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27). Представление о В. в Ветхом Завете В. Бога Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей , соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Мобильное приложение 03:45 08.04.2024 Илья Сергеевич Вевюрко Персональные сведения Публикации Радиоэфир Кандидат философских наук, ст. преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и богословского факультета ПСТГУ. Автор книги «Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли». Лауреат научной Шуваловской премии МГУ. 11.04.2024 23:00 Раскол Русской Церкви 17 веке - второй кризис идеи Москвы как " Третьего Рима " Автор и ведущий кандидат философских наук И.С. Вевю 09.04.2024 20:01 Чти и разумей. Сокровища русской словесности Волоколамский патерик, кандидат философских наук И.С. Вевюрко 02.04.2024 23:00 Развитие идеи " Москва - Третий Рим " в российской истории. Передача 4. Автор и ведущий кандидат философских наук И. С. Вевюрко 26.03.2024 20:02 " Чти и разумей. Сокровища древнерусской словесности " Послание архиепископа Вассиана на Угру, ч 2. Автор и ведущий кандидат философских наук И.С. Вевюрко 21.03.2024 20:34 Чти и разумей. Сокровища древнерусской словесности. Послание архиепископа Вассиана на Угру. Автор и ведущий кандидат философских наук И.С. Вевюрко 14.03.2024 20:13 Чти и разумей. Сокровища древнерусской словесности - радиоцикл бесед кандидата философских наук И.С. Вевюрко, " Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемая " Державная " , передача 19 22.02.2024 20:02 Чти и разумей. Сокровища древнерусской словесности - радиоцикл бесед кандидата философских наук И.С. Вевюрко, Слово душеполезное прп Максима Грека, передача 18 13.02.2024 20:13 Чти и разумей Духовное завещание святителя Киприана, передача 17. И.С.Вевюрко, кандидат философских наук (МГУ, ПСТГУ) 06.02.2024 22:05 Чти и разумей. Сокровища древнерусской словесности - радиоцикл бесед кандидата философских наук И.С. Вевюрко, служба св блж Ксении Петербургской 01.02.2024 22:02 " Чти и разумей. Сокровища древнерусской словесности " - радиоцикл бесед кандидата философских наук И.С. Вевюрко, " Сказание о Мамаевом побоище " ч 2, передача 16 25.01.2024 20:29 Чти и разумей.

http://radonezh.ru/author/ilya-sergeevic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царский русский марш пройдет в Москве Акция приурочена к Дню народного единства и 400-летию династии Романовых 31.10.2013 2204 Время на чтение 4 минуты Марш в честь 400-летия династии Романовых пройдет в Москве , говорится в поступившем в редакцию РНЛ пресс-релизе. Акция согласована с Правительством Москвы. Гражданское и молитвенное шествие право-консервативных сил в честь 400-летия Дома Романовых именуется организаторами «Царский русский марш». Марш пройдёт 4 ноября в 13 часов по маршруту - метро «Октябрьское поле» до метро «Щукинская», где состоится митинг-концерт с участием известных исполнителей патриотический песен. В 1612 году – подлинные авторы Царского русского марша – Минин и Пожарский освободили Третий Рим. Благодаря их верности и чести 400 лет тому назад в 1613 году на Руси умолкла смута и воцарилась Правда. Минин и Пожарский исполнили свой долг. Народное ополчение восстановило монархическую форму правления, и традиция русской государственности утвердилась вновь. «Отдадим дань памяти нашим великим предкам восстановившим государство и Дому Романовых в год его 400-летия!» - пишут организаторы. Место сбора: метро «Октябрьское поле» в 12:00 Шествие: с 13:00 до 14:30 от метро Октябрьское поле по улицам Маршала Бирюзова и Маршала Василевского до метро Щукинская (протяженность маршрута 2,5 км) Митинг-концерт: с 14-30 до 16:00 Основные лозунги мероприятия: За будущую Царскую Россию! Против либерально-богоборческой экспансии! За крепкую семью и за традиционные семейные ценности! Против убийства детей во чреве матери! За монархическую форму правления! Против этнопреступности и за государствообразующий статус русского народа! За Россию как за Империю – большую, неделимую и богоугодное Русское Царство! Координатор Штаба Ю.Е.Горский: +7 917 5146020, goragor@bk.ru. Страничка ВКонтакте . Живой Журнал . Есть глубокий промысел в том, что Царский русский марш (ЦРМ) проводится в окрестностях бывшего Ходынского поля, пишет в поступившей в редакцию РНЛ статье «Камо грядеши, Царю Славы?» Олег Фомин-Шахов . «Те, кто выдали нам " рекомендацию " провести Царский марш не в центре Москвы, а на окраине, на Ходынке, чье имя связано с кровавой катастрофой, якобы очерняющей имя последнего Государя, видимо, хотели посмеяться над нами. Надеемся, не пожелали нам передавить друг друга, как это было в день празднований по поводу восхождения на престол Государя Императора Николая Александровича. Но Бог поругаем не бывает. А насмешка над радеющими за православное русское Царство патриотами превратилась в грозный символ», - отмечает автор статьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/31/ca...

Из истории Вселенских Соборов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9-10, 11, 12, 13, 14, 15 1996-1997 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9-10, 11, 12, 13, 14, 15 1996-1997 (материалы к учебному курсу “История Церкви”) Содержание статьи Справка от ред . Вселенские Соборы — это собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), которые созывали для решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания. Первый Вселенский Собор в Никее 1. В 321 г . вера Константина сделалась политическим фактором: началась война Константина против его коллеги — язычника Лициния, того самого, с которым он в 313 г. договорился о религиозной терпимости. Однако Лициний изменил свою позицию и вновь начал гонения на Церковь. Константин призвал всех христиан к поддержке и заключил союз с армянами, которые незадолго до того приняли христианство. Лициний был окружен и в 324 г . разгромлен в битве на Босфоре . Константин стал единоличным правителем громадного государства. Переезд Константина на Восток перенес туда центр тяжести Империи. Более он уже никогда не вернется на Запад. “Первый” Рим, при всем своем авторитете, все больше утрачивал значение: его богатое языческое прошлое стало тем грузом, с которым ему было весьма трудно войти в христианскую Империю, — требовалось время на переосмысление и переоценку. А пока город на Тибре неизбежно стал центром языческой оппозиции. Константин все больше входил в свою новую религию. Он мечтал съездить в Святую землю и принять крещение в Иордане, однако его надеждам не суждено было сбыться: долгожданные мир и спокойствие не приходили. На Западе продолжались донатистские раздоры, а на Востоке начались острые споры, вызванные вероучительными разногласиями между епископом Александрийским Александром и его пресвитером Арием. Начались они как чисто местное дело, но Арий заручился влиятельной поддержкой вне Египта, и вскоре у Александра появилось множество влиятельных врагов, таких как ученый историк Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, и его властный тезка Евсевий, епископ Никомидийский. Именно в этом вифинском городе тогда находилась имперская столица. Восточные епископы разделились на две партии; страсти накалялись. Константину при­шлось отложить свое паломничество и заняться этой проблемой.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Изложенное по записям, после его смерти, Константином, пресвитером антиохийским. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34     Предисловие    1. В послании к Римлянам блаженный Павел говорит: «как Апостол язычников, я прославляю служение мое, не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти» (Рим. 11:13—14); и в другом месте также (говорит): «содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2:8). Итак, если (Павел) был апостолом язычников, — как и в деяниях Бог гово­рит ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21), — то какое было ему дело до евреев? Для чего он написал к ним послание? При том же (евреи) питали к нему вражду, и это можно видеть из многих мест. Так, послушай, что го­ворит ему Иаков: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев... А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея» (Деян. 21:20—21); и много искушений часто было ему по этому поводу.Почему же, спросит кто-нибудь, (мужа) сведущего в законе, — а он изучал закон при ногах Гамалиила и имел к этому делу великую ревность, — и потому имевшего возмож­ность с особенною силою опровергать (противников), Бог не послал к иудеям? Потому, что они из-за этого особенно и стали бы противиться ему. Поэтому Бог, предвидя, что не примут его, говорит ему: «иди к язычникам, ибо (иудеи) не примут свидетельства твоего о Мне», и он отвечает: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его»(Деян. 22:19—20). Это самое, (говорит), служит знаком и доказательством, что они не поверят ему. И действительно, так обыкновенно бывает: когда кто отступает от какого-нибудь народа, то, если он из людей низших и ничего не значащих, это не очень оскорбляет тех, от которых он отступает; если же он из людей значительных, весьма ревностных и единомышленных с ними, это весьма огорчает и крайне раздражает их, так как отступивший от них своим присоединением к другим весьма сильно ниспровергает их учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3397...

Гимны в Посланиях апостола Павла Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 21 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Прошло уже не одно десятилетие с тех пор как в западной библеистике были поставлены проблемы идентификации некоторых текстовых фрагментов Нового Завета, имеющих необычную форму. Это поэтические произведения, именуемые гимнами, по своей структуре претендующие на самостоятельное существование вне новозаветного контекста. Главным образом внимание исследователей сосредоточилось на филологическом анализе этих фрагментов, на поиске автора, на определении цели их введения в основной текст книги (послания), на стилистических и содержательных аспектах. Скажем несколько слов о гимне как молитвенной форме у первых христиан. Сам апостол Павел говорит о гимнах: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями ( Ûmnoij) и песнопениями духовными (Еф 5:18–19). Есть мнение, что не следует выделять гимны из прочих молитвенных песнопений как особый вид 1 . Однако то место, которое занимают гимны в Посланиях апостола Павла, даёт возможность утверждать, что они имеют особую функцию, поскольку несут весьма значимую смыс­ловую нагрузку. Словарь даёт следующее определение раннехристианскому гимну: “Сакральная поэзия, переложенная на музыку, которую исполняли во время церковных служб, оформленная часть христианского богослужения, используемая для выражения либо вероучения, либо религиозных чувств верующих” 2 . Таким образом, гимны — это молитвенные песнопения, в которых отражены вероучительные стороны христианства. Это выражение живого чувства веры с рациональным осознанием догматических основ. Существует множество новозаветных текстов, в которых принято видеть гимны древних христиан. Это гимны, обращённые к Богу (Рим 11:33–36; Еф 1:3–14; 1 Пет 1:3–5; Кол 1:12–14). В некоторых упоминается о событиях до Воплощения и после Воскресения (Флп 2:6–11; Кол 1:15–20; 1 Тим 3:16; возможно, Еф 2:14–16). Как гимны Христу рассматривали Еф 2:14–16, Кол 2:13–15 и 1 Пет 1:20; 2:21–23, хотя нет уверенности, “что авторы Посланий тут цитируют какие-то более ранние произведения: может быть, это просто образчики их собственного высокого слога” 3 . Попробуем проанализировать те тексты Посланий апостола Павла, которые большинство исследователей считает именно гимнами и которые служат наиболее яркими примерами иллюстрации христианского вероучения. Ими преимущественно являются Флп 2:6–11, Кол 1:15–20; Евр 1:3; 1 Тим 3:16.

http://pravmir.ru/gimnyi-v-poslaniyah-ap...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010