Исполнение судейских обязанностей могло совмещаться с первосвященническим служением. Так, первосвященник Илий «был судьей Израиля 40 лет» (1 Цар 4. 18). Последним судьей той эпохи явился прор. Самуил , к-рый судействовал «во все дни жизни своей». При сравнении власти судей с властными инстанциями у др. народов находили параллели с карфагенскими «суффетами» (судьями) и даже с рим. консулами. Историк Иосиф Флавий , писавший об Израиле и Иудее для людей греко-рим. культуры, характеризует судейское правление как аристократическое ( Jos. Flav. Antiq. VI 3. 3; 36. 3) в соответствии с аристотелевской классификацией форм правления, но все эти параллели имеют относительное значение, указывают лишь на отдаленное и внешнее сходство, не устраняя совершенную уникальность подлинной теократии, к-рая заключалась в судействе. При судье и прор. Самуиле в политическом устройстве Израиля произошел переворот. Вслед. умножения грехов и беззакония израильтяне, потерпев ряд поражений от филистимлян, захотели, отказавшись от теократии, иметь, подобно иным народам, земного повелителя - царя, надеясь, что, командуя регулярным войском, он сможет надежнее защитить народ от врагов, чем это делали судьи. Господь принял выбор народа и в то же время устами прор. Самуила выразил сожаление об этом выборе: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар 8. 7, 9). Затем по повелению Божию Самуил рассказал народу о том, какими правами будет обладать царь: «...сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его... и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанья и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим» (1 Цар 8. 11, 13, 14). Из свободных людей израильтяне станут подданными царя (1 Цар 8. 18).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Как велика милость Его, так велико и обличение Его (Сир. 16:12–13). Сожаление есть мотив порицания, а спасение того, к кому относится порицание, есть цель порицания. Все же что Бог, Отец Господа нашего Иисуса, благ, об этом может сказать нам и сам Логос. Он говорит о своем Отце: Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:33). И далее: будьте милосердны как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Он говорит даже прямо: Никто не благ как только один Бог (Мф. 19:17) на небесах (5:12). Кроме того, в другой раз Он говорит: Отец Мой повелевает своему солнцу восходить над злыми и добрыми (Мф. 5:45). Здесь нужно обращать внимание на то, что своего Отца, который благ, Логос вместе с тем называет и Демиургом (создателем и украсителем мира), а что Демиург правосуден, это не отвергается. И далее: Мой Отец посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Так как Он дождь посылает, то для царства вод и облаков, значит, состоит Он Демиургом, а так как оный посылает Он на всех, то, значит, разделяет Он его на основании совершенного равенства и справедливости; а поскольку Он благ, посылает Он дождь равномерно на праведных и неправедных. Следовательно, совершенно правильно мы заключаем, что об едином по числу и по существу Боге говорится в следующих выражениях Писания: Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов (Пс. 8:4) и в этом: Живущий на небесах (Пс. 2:4). Престол Его на небесах (Пс. 10:4; 102:19), песнословит о Нем Дух Святой. А Господь и Сам говорит в молитве: Отче наш, сущий на небесах (Мф. 6:9) Небо же есть собственность Того, кто мир основал. Теперь, следовательно, неопровержимо, что Господь есть Сын Творца мира (Демиурга). Если же теперь признается, что Творец мира по Божия преимуществу правосуден, а Господь есть Сын Его (Демиурга), то, следовательно, Господь есть Сын правосудного Бога. Поэтому и Павел говорит: ныне, независимо от закона, явилась правда (Рим. 3:11). И опять, чтобы еще более поставить это дело в соотношении с Богом: правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Когда прельщают вас временные блага, старайтесь обращать внимание свое к благам вечным. Когда охватит вас греховный посыл, « противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих » (Рим. 7:23), то « почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 6:11). Вот какое самоотвержение завещает нам ныне Спаситель со своего креста. 2. Самоотвержение — дело трудное. Оно сопряженно с великими внутренними и внешними страданиями. Сам Спаситель называет подвиг самоотвержения крестом, т. е. таким болезненным страданием, как бы это было пригвождение к кресту. Апостол Павел сравнивает самоотвержение с распятием: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями » (Гал. 5:24). Поэтому без подвига, без великого внутреннего терпения, невозможно самоотвержение. A сколько еще, сверх этого, нужно терпеть поношений и огорчений со стороны! « Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы » (2 Тим. 3:12) Даже само внешнее благочестие христиан вооружает нечестивых против них. их Справедливость христиан изощряет против них меч неправедных. Трудолюбие христиан укоряет нерадивых. Люди властолюбивые назовут отвергшихся самолюбия начальников слабыми и неумеющими пользоваться своей властью. Люди корыстолюбивые назовут бескорыстных глупцами, незнающими своей пользы. Люди сластолюбивые посмеются над постящимися за их воздержание. Сами домашние, быть может, обвинят их беспристрастие к земным стяжаниям, как нерадение о своем хозяйстве (Мат. 10:36). Вот крест, который Христос заповедует всем поднять на себя! 3. Ободрение к самоотвержению. Оно заключается в том, что отвергающийся себя идет по стопам Господа: « следуй за Мною .» Если Спаситель пострадал за нас, то неужели мы откажемся от страданий для Него? Если Он не отрекся за нас от болезней смертных, то мы ли не пойдем Ему во след, по пути временных скорбей, взирая на Него, как на «Начальника веры и Совершителя, иже вместо предлежащия Бму радости претерпе крест» (Евр. 12:2)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Мф.5:5 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. «Кроткие». Кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это не слабость характера, не пренебрежение своими законными правами, не трусость, но свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности. Кроткий, перенося обиды, убежден в том, что Бог по Своему правосудию Сам отомстит за его оскорбление, если то нужно ( Рим.12:19 ). Кротость рождает мир и укрощает гневливость и свары. «Наследуют землю». Образное выражение, заимствованное, вероятно, от наследования иудеями земли обетованной. Обетование наследовать землю Ханаанскую было выражением благоволения и благословения Божия евреям. Потому выражение наследовать землю стало равнозначно выражению получить высокие благословения, высокие блага ( Пс.36:11 ; Ис.60:21 ). Таким образом, это выражение в рассматриваемом месте означает не то, что кроткие получат в наследие владения земли, но что они получат высшие благословения, высшие блага, особенно в будущей жизни. Не исключаются, впрочем, здесь и блага чувственные, в сей жизни. «Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что кроткий безопасно владеет своим имуществом, он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот лишится и наследственного имения, и даже погубит самую душу» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Потому обетование Спасителя означает, что кроткие в Царстве Его получат блага, какие оно принесет с собою и здесь на земле, и в Горней земле – в Царстве Небесном. Мф.5:6 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. «Алчущие и жаждущие правды». Алчба и жажда служат образом сильного желания получить то или другое благо духовное ( Пс.41:2–3, 62:2 ). Правда, есть правота пред Богом или оправдание пред судом Правды Божией, совершаемое Господом Иисусом и усвояемое человеком верой в Его искупительное действие (ср.: Рим.3:21–22 ). Алкать и жаждать правды означает, таким образом, сильное, подобное телесной алчбе и жажде, желание быть праведным или оправданным пред Богом верой в Господа Иисуса Христа как Искупителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой — будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. 12:36), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41). Кроме того Священное Писание — б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого (Притч. 3:33; срав. 15:25), и о братит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш (Пс. 93:23); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; Втор. 4:24), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18; срав. Исх. 32:10; Числ. 11:10; Пс. 2:5,12; 87:17; Иов. 7:14); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19; Евр. 10:80; Втор. 32:35); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя (Пс. 93:1). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкновенно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали признавать двух богов: бога верховного — благого, и бога подчиненного ему — правосудного. Против такой мысли пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его — благость праведная, и правда Его — правда благая; что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Некоторые из сектантов, пользующиеся рассматриваемыми нами песнями, как молитвенными, совершенно отрицают необходимость водного крещения, уча, что Христос умер за всех людей и этим раз и навсегда избавил их от первородного греха, утверждая, что в св. Писании под словом „вода“ нужно разуметь учение Христа или покаяние, а под словом „крещение“ – страдания человека и т. п. Совершенно верно, что Христос пострадал за всё человечество: „правдой одного (т. е. Христа) всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ), ибо „Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира“ ( 1Ин.2:2 ). Но это ещё не значит, что всякий человек, искупленный страданиями Христа, уже спасён: смертью Христа он получает только „доступ к благодати“ ( Рим.5:2 ), которая спасает, будучи подаваема человеку прежде всего в таинстве крещения; только принявший крещение, как мы видели, имеет надежду на спасение и вечную блаженную жизнь. Что же касается того ложного умствования сектантов, что под словом „вода“ везде в Писании нужно разуметь „учение“ или „покаяние“, а под словом „крещение“ – страдание, то для опровержения этого заблуждения достаточно привести хотя бы то место св. Писания, в котором говорится, напр., что Иоанн крестил в чувственной воде, когда „выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне: и крестились от него в реке Иордане“ ( Мк.1:4–5 ). В чувственной, а не духовной воде крестился Сам Спаситель, ибо сказано о Нём: „крестившись, Иисус тотчас вышел из воды“ ( Мф.3:16 ). В чувственной, обыкновенной воде крестился и евнух. Об его крещении говорится в Книге Деяний: „Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? И приказал остановить колесницу и сошли оба в воду. Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха“ ( Деян.8:36,38–39 . См. ещё: Деян.10:47,22:16 ; 1Кор.6:11 ). Если под „крещением“ должно разуметь учение или страдание, то учить и страдать можно человеку только один раз в жизни, ибо „одно крещение“ ( Еф.4:5 ); тогда, далее, выйдет, что Христос никого не учил, ибо сказано, что „Сам Иисус не крестил“ ( Ин.4:1–2 ), – выйдет, что и ап. Павел, этот великий учитель языков, говоривший, что благовествование – его „необходимая обязанность“, восклицавший: „горе мне, если не благовествую“ ( 1Кор.9:16 ), никого не учил, кроме трёх семейств, ибо он сам говорит о себе: „Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в моё имя. Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли ещё кого, не знаю“ ( 1Кор.1:14–16 ). Понимать, когда говорится в св. Писании о крещении, под словом „вода“ и „крещение“ не то, что эти слова прямо означают, это значит допускать очевидную для всех нелепость и пустой произвол в толковании св. Писания, ведущий сектантов к „собственной их погибели“ ( 2Пет.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неожиданное спасение праведных, которое, хотя в этом даре могут отчаяться неправедные, все же совершается для надеющихся праведных. Посему блаженный Давид вместо псалма воспел о надежде и спасении праведных, говоря: А праведным спасение от Господа, и Он покровитель их во время скорби (Пс. 36, 39, 40). Поэтому неправедные скажут о праведниках, сами будучи назначены на вечные муки: Это те, кого мы когда-то держали в поругании и в подобии поношения; мы по глупости считали их жизнь безумием, а их конец бесчестным. Это неожиданное спасение, так как они почитали жизнь праведника безумием; а когда они сами были безумны, то считали себя здравомыслящими и не надеялись на возмездие Божественной справедливости, а потому пренебрегали исправлением своей жизни. Действительно, они были рады роскошно пожить здесь несколько дней и не верили, что их потом будут мучить вечные муки. Поэтому, когда они видят праведников в той славе сынов Божиих, о которой говорит блаженный Павел: Которой стоим и хвалимся надеждою славы сынов Божиих (Рим. 5:2); тогда нечестивые дивятся славе праведных, то есть сынов Божиих; потому что они праведные дети Божии. Посему неправедные каются бесплодно, потому что имеют несвоевременное, и стенают от скорби духа: как могут быть причтены они к детям Божиим, и жребий их к святым? Неожиданное спасение, то есть то, на что не надеялись неправедные, непременно будет дано праведникам, а не неправедным. Ибо не тому будет дано, кто, отчаявшись в нем, живет дурно, но тем, кто, надеясь на него хорошо и воздерживаясь от плотских похотей, соблюдает целебные заповеди блаженного Петра, говоря: Возлюбленные, умоляю вас, как странников и пришельцев, воздерживаться от плотских похотей, враждующих против души; иметь доброе хождение между язычниками (1 Пет. 2:11). Самим добрым поведением праведники представляют тела свои в жертву живую, святую, угодную Богу (Рим. 12:1), потому что посредством доброго поведения они и сами являются храмом Божиим. Апостол свидетельствует об их верности, говоря:Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Об этих людях, действительно, должно сказать, что они водимы Духом Божиим, так как только Дух Божий может приводить волю человека в полное согласие с волею Бога (см. Рим.8:26–27 ; 1Кор.12:1–11 и др.). Но заключать, на основании приведенных слов, что те, которые не водятся Духом Божиим, которые не любят своих врагов, не благословляют проклинающих их и проч. , никогда не были чрез крещение привиты ко Христу и не были, таким образом, чадами Божиими по усыновлению, было бы явным извращением Св. Писания. Наконец, сыновством в самой высокой и последней степени будет то, которое окажется после Страшного Суда: «когда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца их» ( Мф.13: 43 ). Сподобившиеся достигнуть того века и воскресение из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресение» ( Лк.20: 35–36 ). Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Апок.21:7 ). Означенные степени сыновства людей Богу соединены между собою тем, что они указывают на некоторую постепенность в духовном росте человека, обозначая тем ступени духовного восхождения, которые должен пройти человек, стремящийся к Богу. Человек рождается для того, чтобы чрез благодать крещения вступить в завет благодати, т.е. в завет со Христом и чрез это сделаться чадом Божиим, членом Св. Церкви Христовой. И это необходимо для того, чтобы он мог быть сыном Божиим, во всем исполняющим волю Отца своего Небесного, что в свою очередь необходимо для того, чтобы впоследствии при всеобщем воскресении мертвых восстать прославленным сыном Божиим. Итак, сыновство, о котором ап. Павел говорит в Рим.8:14 («все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»), нисколько не отрицает сыновства первых двух степеней, а, следовательно, и таинства крещения, чрез которое люди делаются сынами Божиими по благодати. Мы видели, что ап. Павел признал даже низшую степень сыновства (сыновства по творению), исходя из той мысли, что душа человека, как существа сотворенного Богом, будет всегда стремиться к своему Творцу и искать Его ( Деян.17:27 ), тем более должно быть признаваемо сыновство чрез благодать крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Он во множестве мест говорит, что собственно существует Господь Бог, а все остальное – постольку, поскольку Он есть. Все прочее – как бы ничто, по сравнению с Ним. Он один – «Сый», Сущий, – как и открыл Свое имя Моисею. Все прочее, – от вселенной до последней мошки, – существует и содержится Им. Так и апостол Павел пишет к римлянам: «Все из Него, Им и к Нему» ( Рим.11:36 ). Это выражение – «все для меня Господь» повторяется в Дневнике часто. Да и без того совершенно очевидно из «Моей жизни во Христе», что о.Иоанн жил действительно Богом! Это иногда и нам, обычным людям, даруется познать, восприять, почти ощутить, что Бог – все! А прочее – почти ничто. И тогда в душу сходит действительно покой, мир! Люди, вселенная, войны, история – почти ничто! Если же мы способны это пережить, – при глубокой вере, или правильнее сказать: при откровении этой истины Самим Богом, – то во сколько раз яснее это переживалось о.Иоанном! Бог – все! И отсюда решительно невозможно даже предположить, чтобы для Батюшки, хоть что-нибудь, а тем более – дивное действие имени Божьего – было не от Бога, без Бога! Решительно невозможно! – повторяю это. И чем христианин выше, тем эта истина предстоит пред ним несомненнее, очевиднее, ярче: не как умственный вывод, даже не как свидетельство Писания, а – как самоочевидный факт, как зримое, ощущаемое бытие! И все, что делается в человеческой душе, – тоже происходит по соизволению и действию Бога... Это – Бог действует в ней. А отсюда уже очень близко до формулы: все в ней БОГ (кроме греха). Поэтому такой великий созерцатель, как св. Григорий Синаит , говорит: «Молитва есть Бог действующий» (см. Добротолюбие). И апостол Павел говорит: «Мы не знаем, о чем молиться, ...но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными», – то есть не передаваемыми на языке, неизглаголанными, а в то же время – ясно ощущаемыми. «Испытующий же сердца (Бог) знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых, по воле Божией» ( Рим.8:26–27 ). И Церковь в тайной седьмой светильничной молитве на утрене повторяет это откровение апостола Павла: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, даждь нам благодать во отверзение уст наших... и научи ны оправданием Твоим: зане помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны». И собственно Богом приемлется та молитва, которая исходит от христианина, но через Духа Святого, то есть Богом – через Бога же!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Правило 3. Вечный Бог 47. Крепче всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица, есть единый, истинный, безначальный и вечный Бог. Потому и написано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин 1:1–2). Вновь об этой вечности сообщается и в Псалме, где говорится: Боже, Царь мой от века (Пс 73:12). И в другом месте: Вечная сила Его и Божество (Рим 1:20). Правило 4. Неизменяемый Бог 48. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Святая Троица есть истинный Бог, как вечный, так и неизменяемый (incommutabilis) по природе. [Сам Бог] указывает на это, когда говорит рабу Своему Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3:14). Об этом же говорится и в Псалмах: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся (Пс 101:26–28). Правило 5. Бог Творец всего 49. Крепче всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что только Святая Троица есть истинный Бог, Творец всех вещей видимых и невидимых, о Котором в Псалмах говорится: Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них (Пс 145:5–6), о Котором также и Апостол говорит: Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки (Рим 11:36). Правило 6. Троица в единстве 50. Крепче всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что природа Отца, Сына и Святого Духа едина в трех Лицах. Одно [Лицо] — Отца, Который говорит: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). Другое [Ли­цо] — Сына, над Которым прозвучал этот глас Отца, когда в Иордане был по плоти крещен Единородный Бог, один только воспринявший плоть. И [Третье Лицо] — Дух Святой Отца и Сына 14 , Который в образе голубя спустился на Христа, крещенного и выходящего из воды. И Который на пятидесятый день после Воскресения преисполнил верующих во Христа, собравшихся в одном месте, явившись разделяющимися огненными языками (см. Деян 2:3).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010