16–18. Льстец иное говорит, а иное мыслит; от уст его каплет мед, но в сердце готовит он глубокий ров. Кто имеет от Бога мудрость, тот спасется от сетей его ( Притч.20:5 ). 21. Бога бойтесь, царя почитайте, и отдавайте всякому начальнику, правоверному и неправоверному ( Иер.29:7 ), что должно: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх (покорность), страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ). 32. Душа наша из данного ей Богом бытия не приходит в небытие и не уничтожается, но и по разлучении с телом живет вечно. Ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Лк.20:38 ). 37–39. По закону Божию мы должны любить Бога и ближнего: но любовь к ближнему должна заимствовать свет свой от любви к Богу; ибо можно любить ближнего и не по воле Божией ( Гал.1:10 ). Бога должны мы любить для Него Самого, как всесовершеннейшего, как Создателя и Промыслителя, а ближнего для Бога. Посему и сказано: Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Гл.23. Ст. 2–3. От кого ни услышишь Слово Божие, наблюдай и делай: но кто сам не исполняет, чему учит; того не бери в пример для жизни ( Мк.3:14 и 19 сл). 4. Бесполезен тот наставник, который, совершенное имея в законе познание, и знал истину, других поучает, а себя самого не учит, и примером своим не руководит ( Рим.2:20–21 ). Поучение закону Божию без руководства к оному собственным примером служит только соблазном, и есть тяжелое и неудобоносимое бремя. 8–10. Поучающие закону Божию берегитесь названий от людей ( Мф.23:7 ), обольщающих сердце, – названий учителя, отца, наставника; один у нас и отец, и учитель, и наставник – Христос: не называйте также сами себя учителями; ибо говорящий сам от себя, ищет славы себе, а не Пославшему его ( Ин.7:18 ). Аще кто глаголет (словеса Божия), яко словеса Божия (глаголи). 1Пет.4:11 . 12. Кто сам себя возвышает, тем пренебрегают; а кто сердечно пред всеми унижает себя, того любят. Смирение есть первая добродетель, а гордость первый порок; добродетельный возвысится, а порочный унижен будет (Богом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И это же начало любви и теперь всякого побеждает, обновляет и возрождает – и будет возрождать и обновлять: потому что ничем иным, никаким учением нельзя покорить человека, кроме любви (как показывает опыт), отвлечь от зла и направить на добро: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Вот здесь-то, в Церкви Христовой, и только в ней одной, и зарождается та «огненная» любовь, непобедимая и несокрушимая никем и ничем привязанность к Богу, о которой и сказал Апостол, что от ней не в состояние отвергнуть человека «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» ( Рим. 8:38–39 ); а от любви к Богу – любовь и ко всем людям, почтительная, нежная, предупредительная ( Рим. 12:10, 21 ), благотворящая и врагам и уподобляющая человека в любви Самому Отцу Небесному ( Мф. 5:44–45 ). Эта любовь простирается даже на весь Божий мир, на всю Божью тварь, становясь как бы всеобъемлющей, Божественной, беспредельной; она делается так сильна, что сердце человека бывает «расширено» и ему становится уже «тесно» в сердцах людей ( 2Кор. 6:11–12 ): любовь настолько «объемлет» человека ( 2Кор. 5:14 ), что он, в свою очередь, бывает готов обнять весь мир своею любовью. – Так здесь, в Церкви, любовь находить свое завершение. Но любовь, как величайшая христианская добродетель, или, лучше сказать, как настроение человека, захватывающее все его высшие стремления ума, чувства и воли к истине, добру и красоте величайшей – Богу, свое особенное превосходство выражает в том, что окончательное – то свое завершение имеет уже не здесь, на земле, а там, на небе, где она откроется в безграничной степени и силе (ведь наша земная жизнь – лишь приготовление к небесной), где сердце человека успокоится в блаженном общении со своим идеалом любви – Богом, и тогда исполнится в возможном для человека совершенстве обетование Христово: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они (т.е. все удостоившиеся спасения) да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ), – тогда любовь уже никогда не прекратится, но будет продолжаться вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   В познание этой истины не может прийти некрещенный или неправоверный. Познание истины тайно подается при Крещении только верным и живет в человеке скрыто. И в зависимости от делания заповедей и умной надежды истина открывается верующим в Господа, сказавшего: »Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него»« (Ин 7:38-39).    Нужно знать, что мы не наследуем преступление Адама, потому что он согрешил не по необходимости, но по собственной воле. А вот последствие преступления, смерть, которая есть отчуждение от Бога, мы восприняли вынужденно, потому что она неизбежно овладела и Адамом. Если первый человек умер, то есть испытал отчуждение от Бога, то и мы не могли жить в Боге, »«однако же смерть царствовала (от Адама до Моисея) и над несогрешившими подобно преступлению Адама»«. (Рим 5:14). Господь и пришел для того, чтобы оживотворить нас в «бане пакибытия» и примирить с Богом, что Он и совершил.    Три события произошло в жизни Адама: искушение по домостроительству Божию, преступление заповеди по собственному безверию и смерть по праведному суду Божию. Смерть следствие не предусмотренного искушения, но преступления, вызванного только безверием. Мы, как уже было сказано, из этих трех вещей унаследовали только смерть, потому что мы сами не можем стать из мертвых живыми. Для этого должен был прийти Господь, чтобы оживотворить всех верующих в Него.    Первоначальное состояние ума у нас такое же, как у Адама, и в этом убеждает нас то, что мы не согрешали «подобно преступлению Адама»« (Рим 5:14), но помысел на нас воздействует точно так же принудительно, как и на него, хотя мы можем и должны избегать общения с помыслом и пристрастия к нему.    Сатана вторгается в нас, односложно представляя нам порочное дело, которое однако может войти в наш ум только по нашему маловерию. Мы получили заповедь ни о чем не заботиться, но со всяческим старанием хранить свое сердце и искать внутри себя сущее Царство небесное. А когда ум отойдет от сердца и от этого поиска, то сразу же откроет доступ вторжению дьявола и воспримет его лукавые намерения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пусть будет отверсто око веры и непрестанно созерцает величие в трех Лицах прославляемого Бога и беспредельные благодеяния Божии к человеку. Пусть душа видит, как милосерден к нам Господь, и силою крепкой надежды принимает эти блага Божии. И может ли тогда душа не гореть любовью к Богу и Господу Спасителю? Пусть она взирает на Господа и на неисчислимые благодеяния Его и, взирая, говорит о том, что внушают ей чувства благоговения и любви: «Благ и милосерд Ты, Господи, и нет меры благости Твоей! Велико и беспредельно человеколюбие Твое. Могу ли достойно любить Тебя? О, беспредельная Любовь ! О, сладчайший Спаситель мой! Люблю Тебя и хочу любить всем сердцем и всею душою во все дни и часы моей жизни! Ибо Ты мой Бог, Ты мой Творец, Ты мой Спаситель, Ты мой Свет во дни и в ночи, Ты моя Радость и в радости и в скорби, Ты моя Надежда и в жизни, и в смерти и по смерти. Восклицай с апостолом: Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует о нас. Кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч? ( Рим. 8:34–35 ). Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:38–39 ). Молитва Вера, надежда и любовь суть корни молитвы. Если корни эти в силе, то молитва сама собою возбуждается внутри и раскрывается вовне; ибо как свежие корни, питаемые теплотою и влагою, сами естественно дают росток, так и душа, увлажняемая этими добродетелями, необходимо молится. Только давай свободу и направление ее молитвенным движениям. Когда рассматриваешь великие дела Божии, не располагается ли дух твой к удивлению и благоговению пред величием Божиим? Поддержи эти расположения, удивляйся дивным делам Божиим, прославляй всемогущего Господа, «все премудростью сотворившего» ( Пс. 103, 24 ) и «носящего все словом силы Своей». Когда исчисляешь бесконечные благодеяния Божии, являемые всему роду человеческому и тебе, не возбуждается ли в сердце твоем чувство признательности и благодарности к небесному Благодетелю? И благодари Господа сердцем и устами, и поклоняйся Ему духом и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Конечно, и живущий на помойке бомж – грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, – тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным – обычное состояние и образ жизни, а для другого – досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить. Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:24–27 ). Таково великое значение исполнения заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и даже признание Христа Господом, не спасают, как Он Сам сказал – «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ) Воля же Отца Небесного не сокрыта от нас, она выражена в данных Им заповедях. Если мы творим их, то «ни смерть, ни жизнь…, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определённое время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии. Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен» ( Рим.3:4 ), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Исх.20:16 ), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен» ( Ин.3:33 ), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

(3, 27) Итак, где же похвала? Исключена 37 (V, B) Ведь кто вообще и о чём будет хвалиться, если все стали негодными и совратились с правого пути и совсем нет никого, кто делал бы добро? (ср. Рим.3, 12 ). Поэтому похвала,говорит он, исключена,то есть отвергнута и упразднена, не имея у нас никакого места. Каким же образом она исключена?Мы обогатились прощением бывших прежде грехов, по милости и благодати получая оправдание даром( Рим.3, 24 ) во Христе. (3, 31) Итак, мы уничтожаем закон верою? (V, B) Бог всех сказал божественному Моисею: «Я воздвигну им Пророка из братьев их, такого, как ты, и дам слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им так, как Я повелю Ему; и человек, который не послушает слов Его 38 , которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»( Втор.18, 18–19 ). Так разве мы не утверждаем закон верою, принимая слово от Него? И Пророком, по причине человеческого, наименован Еммануил, Который, как бы в чине Моисея, является посредником междуБогом и человеками( 1Тим.2, 5 ) 39 . И ещё, хотя закон был в тенях, однако видно, что он мучительно рождает изображение истины 40 и истина не упраздняет прообразы, но делает их яснее. (4, 2) Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (V, B) «Я предполагаю, – сказал некто, – что тщательно исследующие это рассуждение о праотце Аврааме должны заметить следующее. Изречено было негде одним из святых учеников, что без дел вера мертва (ср. Иак.2, 17 ), и он прибавил к этому: »Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» ( Иак.2, 20–21 ). Так неужели эти духоносные мужи утверждают проти- воположное друг другу?» Итак, что нам ответить на это? Тому, кто достиг старости, Бог всех против всякого ожидания обещал сына и утверждал, что семя, которое произойдёт от него, будет соперничать по числу с неизмеримым множеством звёзд. Он же, поскольку чтил Обещавшего, Который способен совершить всё, свидетельствуя об этом Богу, был Им оправдан и приобрёл в качестве равноценной награды за столь боголюбивый образ мысли забвение древних грехов. Однако спустя какое-то время Бог дал этому праведнику в качестве испытания прорицание об Исааке. Но он даже при этом был верным и боголюбивым, поскольку ничего не ставил выше любви к Богу. Впрочем, как пишет ученик Спасителя, вера содействовала делам его, и делами вера была подтверждена ( Иак.2, 22 ) 41 . Но и сам чудный Павел сказал негде о праотце Аврааме, что он верою, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречётся тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить ( Евр.11, 17–19 ). Поэтому если даже скажут, что он оправдался делами благодаря тому, что, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, однако это было у него ясным доказательством прочнейшей веры 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так часто поступаем мы с своими детьми: если невольно сделаем им какое–либо зло, то мучим себя и наказываем; тоже и относительно друзей. Если же оскорбить друзей или детей для нас гораздо тяжелее, чем вытерпеть наказание, то тем более нужно питать такие чувствования по отношению к Богу, неугодное Ему дело считать ужаснее всякой геенны. Таков был блаженный Павел: он говорил: « Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 8:38, 39). И мы, когда ублажаем святых мучеников, то ублажаем их прежде за раны, а потом — за награды, прежде — за страдания, а потом — за уготованные им венцы, потому что награды от ран, а не раны от наград получают свое начало и основание. 3. Так и блаженный Павел радовался прежде не о благах, уготованных (ему), но о скорбях, постигших его ради Христа, и восклицал: « Радуюсь в страданиях моих за вас » (Кол. 1:24); и в другом месте: « Не сим только, но хвалимся и скорбями » (Рим. 5:3); и еще: « Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него » (Флп. 1:29). И подлинно, удостоиться претерпеть что либо ради Христа — величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния! Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа. Такова была и эта жена, имевшая горячее расположение и пламенную любовь к Богу, почему и говорила: « Радуюсь о спасении Твоем ». Не было у нее ничего общего с землею; нет, она презрела всякую человеческую помощь, окрылялась благодатью Духа, носилась горе, во всем обращала взор к Богу и у Него искала избавления от постигших ее бед. Знала она, твердо знала, что все человеческое, каково бы оно ни было, подобно природе дающих (людей), и что, если мы хотим стать на крепком якоре, то нам нужна во всем помощь свыше. Поэтому она и прибегала во всем к Богу, и, получив от Него благодать, радовалась более о Подателе, и с благодарностью говорила: « Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш » (1 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010