Итак, предвечный Сын «во дни своей плоти» исполняет Свое безоговорочное послушание Отцу, которое открывает людям путь ко Спасению. Послушание это ведет Его к смерти. В Послании к Евреям, на языке ветхозаветного жертвенного богослужения, поразительно описывается сыновнее послушание воле Отца: «Посему Христос, входя в мир, говорит: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою, Боже»... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:5–7, 10 ). Смерть не была для Иисуса Христа концом пути послушания. Христос вошел в царство смерти как Господь, чтобы из него выйти по Своему изволению, «имея ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Все проповеди апостола Петра выражают эту очевидность, вдохновленную псалмами и пророчествами, «что Он не мог быть удержан смертью » (см. Деян.2:27, 31 ), так как Давид уже говорил, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:24–31 ; ср. Пс.15:8–11 ). Став Сам жертвою за грех и сделавшись за нас клятвою ( 2Кор.5:21 ), Иисус Христос взял на Себя грех мира ( Ин.1:29 ) и возмездие, которое последовало за этот грех. Но смерть Его была «смертью для греха» ( Рим.6:10 ) и для самой смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ), Бог освободил Его из ада ( Деян.2:24 ). Победа Христа над смертью предвосхищает окончательную победу в конце времен, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). «Поглощена смерть победою. Смерть! где же твое жало? Ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). В период преследований и испытаний, окружённый ненавистью, апостол Павел исповедует свою веру в победу Божественной любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Согласно апостолу Павлу, мысль которого движется от Воскресения из мертвых к восхождению одесную Отца, очевидно, что возвеличение Христа является необходимым завершением вольной смерти Сына, Его совершенного послушания, отдачи Своего тела. Своей жизни за жизнь мира. В Новом Завете Воскресение Христа определенно связано с «действием» Бога, Отца Иисуса Христа: выражение «Бог воскресил Христа из мертвых» дошло до нас со времён первой апостольской общины. Уже апостол Петр говорит, что Бог (то есть Отец) воскресил Его ( Деян.2:24 ): «Сего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В еврейском языке существует 50 корней слов, означающих уничтожение живых существ. 38 Petavel-Olliff составил целую синоптическую таблицу различных выражений в Библии , еврейских, греческих, для выражения notion dune destruction complète (1, 349–356), тоже 546, 552). Кроме этой общей сводки, 39 оба автора приводят обширные сопоставления ветхозаветных и новозаветных текстов, в которых говорится о конечной погибели грешников и вообще противящихся воле Божьей. Более всего таких текстов имеется, конечно, в Ветхом Завете, в псалмах и пророчествах. Однако даже и поверхностное знакомство с ними убеждает, что при всей щедрости псалмопевцев и пророков на эти угрозы, чаще всего они носят относительный и, так сказать, образный характер 40 и с трудом поддаются эсхатологическому истолкованию (ср. White, 158–162). 41 Гораздо важнее тексты новозаветных писателей. 42 Вот общий список новозаветных выражений об участи грешников (White, 324–5). Умереть: «если живете по плоти, то умрете» ( Рим. 8, 13 ). Смерть: «ибо возмездие за грех смерть» ( Рим. 6, 23 ). Погибель: «широки врата и пространен путь, ведущий в погибель» (Мф. 7, 13). Вечная погибель: «подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества его» (2 Фес., 1, 9). Тление: «Сеющий в плоть свою пожнет тление» ( Гал. 6, 8 ). «Они как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся» ( 2Петр. 2, 12 ). Истребление: «и будет, что всякая душа... истребится от народа своего» ( Деян. 3, 35 ). Смерть: «И детей ее (Иезавели) поражу смертью» ( Откр. 2, 23 ) и т. д. 43 В 12 местах Нового Завета место нераскаянных грешников называется геенной. В ста местах Ветхого и Нового Завета Писание учит, что злые будут совершенно уничтожены. Сторонники условного бессмертия собирают все тексты, где только упоминается смерть и жизнь в их взаимоотношениях. 44 Ограничимся некоторыми, наиболее трудными, текстами. 45 Рим. 1, 3 2: «язычники знают праведный (суд) Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А чтобы ты не испугался, услышав про смерть и крест, добавил, что крест – это смерть греха. Ты увидел, каким образом Крещение есть крест 41 ? Узнай, что и Христос назвал крест Крещением, предлагая тебе на выбор и заменяя эти слова. Твое Крещение Он назвал крестом: «Мой крест, – говорит, – Я называю крещением». Где Он говорит об этом? «Крещением должен Я креститься ( Лк.12:50 ), которое вы не знаете». Откуда же ясно, что Он говорит о Крещении? Пришли к Нему сыновья Зеведеевы (Ср. Мк.10:35 ), а вернее, мать сыновей Зеведеевых ( Мф.20:20 ), говоря: «Скажи, чтобы сии... сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» ( Мф.20:21 ). Просьба матери, хоть и безрассудна! Что же Христос? «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я крестился» ( Мф.20:22 ; Мк.10:38 )? Ты видишь, что Он назвал Крест крещением. Откуда это ясно? " Можете ли, – говорит, – пить чашу, которую Я буду пить?» Чашей Он называет Свое страдание и поэтому говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ). Ты увидел, как Он назвал Крест и страдание крещением? Он назвал их так не потому, что Сам очистился – ибо как [это возможно для] Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 )? – но потому, что Сам очистил Кровью, истекшей оттуда, всю вселенную. Поэтому и Павел говорит: " Если мы крещением соединены с Ним подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ). Он не сказал: «смертью», но «подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ). И в том, и в другом случае говорится о смерти, но имеется в виду разное: в одном случае – смерть тела, а в другом – греха, поэтому [сказано]: «подобие смерти» 42 . Крещение – погребение и воскресение   5 . Так что же? Только ли умираем мы с Владыкой и приобщаемся Ему только в печали? Поистине, нет ничего печального в том, чтобы приобщиться Владычней смерти. Впрочем, подожди немного, и ты увидишь, как ты сам приобщаешься Ему в радости, ибо сказано: «Если... мы умерли с Ним, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И что я говорю о горестях настоящей жизни? Любовь Христова так одушевила его, что если бы ему предстояло терпеть для Христа и вечныя наказания, он никогда не отказался бы и от этого, потому что он служил Христу не так, как (служим) мы, наемники, страшась геенны и желая царствия. Быв объят какою-то другою, несравненно лучшею и блаженнейшею любовно, он и терпел и делал все не для чего иного, как для того, чтобы только удовлетворить любви, которую питал ко Христу и которая так овладела умом его, что он охотно разстался бы и с тем, что для него было дороже всего, — т. е. пребыванием со Христом, — для чего он пренебрегал и геенной и царством небесным, решившись для Христа встретить и с великою готовностью принять, как одно из вожделеннейших благ, даже и это невыразимое отлучение (от Христа за израильтян. — Римл. IX:3 .). 8. Сказанное мною теперь, может быть, многим покажется неясным; а когда я скажу то же яснее, тогда опять покажется невероятным для тех, кому прежде было неясно. И это нисколько не удивительно; сам блаженный (Павел), ожидая, что ему неповерят в этом, предварительно сказал: «истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым» (Рим. IX:1). Однако, несмотря на то, что он присовокупил в своему изречению такия слова и призвал таких свидетелей своей совести, и ему теперь еще не верят. Что же именно говорит он? Послушай. После речи о бедствиях в этом мире, сказав: «кто ны разлучит от любве» Христовой? «скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. VIII:35), и перечислив все, что — на земле, он восходит на небо, и желая показать, что пренебрегать для Христа здешними наказаниями не великое дело, прибавил: «яко ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.8:38—39). Смысл слов его такой: не только люди не будут в состояния отвлечь меня от этой любви, но и ангелы, и даже если соберутся вместе все небесныя силы, и оне не будут в состоянии сделать этого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3355...

Милость Отца небесного да будет с вами. Сколь ни горьки те врачевства, которыми премудрая любовь Его врачует душу человеческю, станем принимать их от всеблагой десницы Его не только с терпением, но и с чувством благодарения, зная, что любящим Бога все содействует ко благу ( Рим.8:28 ), и что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе Господе нашем ( Рим.8:38 −39). Узнав о скорби, которою посещен всечестный дом Ваш, немедленно и мы представили Вашу печаль Вседержителю Богу, и во время совершения Божественной литургии открыли пред Ним желание сердца, да будет восстановлено здравие доброй матери. Не писал же я так долго, потому что препятствовали дела и обстоятельства службы. Все вами посланное получено посредством Михаила Петровича Неупокоева. Но чем возможем изъявить пред Вами чувство благодарения? Бог да воздаст Вам за усердие и любовь Своею благостью. Вещественные лекарства, без сомнения, все имеете, какие врач предписывает, употребляете притом и духовные врачевства по руководству Христовой Церкви. Но дабы те и другие производили вожделенное действие, надобно стараться о сохранении мира Божия, который дает Иисус Христос во имя Его ( Ин.14:27 ). И если случится смущение, то поспешим обратиться умом и сердцем к Спасителю, и таким образом сладчайший мир Его опять возвратится к нам. Но Вы знаете, что мир и преданность воле Всевышнего, неразлучны. Обратимся же опять ко Христу, чтобы учиться у Hero, как избавляться от страха и всякой тревоги. В Писании сказано, что Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Тому, Который мог спасти Его от смерти, и избавлен был от страха ( Евр.5:7 ). Какие же были молитвы и моления оные? Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, однако не как Я хочу, но как Ты. Буди воля Твоя ( Мф.24:39 −42). Сей-то воле станем учиться предавать сами себя и друг друга, и таким образом Господь будет укреплять нас на одре болезни, так что мы будем и в страданиях радоваться о Господе, и предвкушать блага небесного царствия, которое для нас заслужил и приобрел Сын Божий Иисус Христос Своими добродетелями и страданиями всечистейшими. Слава Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf 1. 1 неделя по Пятидесятнице. Всех святых. О любви и благодарении Божием (Мф. 10:32–33, 37–39; 19:27–30) «Кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным». Основной христианской добродетелью, как мы все знаем, благочестивые слушатели, является любовь: любовь к Богу и ближнему ( Лк. 10:27 ). Любовь к Богу – исходная, основная любовь, без неё невозможна, как говорит апостол Иоанн, любовь к человеку ( 1Ин. 4:20 ). Священный огонь благодатной любви к Богу зажигается в сердце человеческом лишь при крепкой и горячей вере в Него. Без такой веры невозможна любовь к Богу, ибо лишь при ней (вере) любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым ( Рим. 5:5 ), изливается как дар Божий. Сердце, согретое и освящённое любовью к Богу, переносит этот свет и теплоту и на людей. Лишь полюбив Бога, мы одновременно начинаем любить и человека. Христианская любовь – чувство двуединое и нераздельное, т. е. она есть любовь и к Богу и к человеку. Но начинается оно, повторяем, через веру и любовь к Богу. Но как мы, братия и сестры, можем проверить себя: любим ли мы по-настоящему; не на словах, а на деле Господа? Какие признаки подлинной любви к Богу? Одним из основных признаков любви, как указывает сегодняшнее евангельское чтение, является жизнь по этой любви. От избытка сердца уста глаголют, – говорит Слово Божие ( Лк. 6:45 ). Сердцем веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению ( Рим. 10:10 ). Любовь к Богу должна проверяться, прежде всего, нашим отношением к самим себе. Если душу свою, – говорит Иисус Христос, – будешь предпочитать любви к Христу, т. е. беречь и любить её будешь больше, чем Его, то ты далёк от Бога и жизни вечной. Ибо сберегающий душу свою для интересов и забот временной, земной жизни, теряет её для жизни вечной ( Мф. 10:39 ). Об этом ещё и так сказано в сегодняшнем евангельском чтении: Кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). Кого следует разуметь в этих словах Господа? Того, кто не принимает страданий и испытаний, как посылаемых для очищения души, для борьбы с засильем греха и для служения Богу и людям. Разуметь следует того, кто не следует за Христом в терпеливом, спасительном несении креста этих своих бед, скорбей и испытаний, подобно тому, как Христос понёс Свой благословенный и искупительный для нас Голгофский Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

33 Оторви сердце от мира, и миру не за что будет держаться: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8: 10). 34 Если иногда кажется, что ничего не получается, не переживай, – получается! Только не там, где ты ждешь. 35 Если ты закрываешь сердце от людей, то закрываешь его и от Бога. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). 36 Только смирившись, человек может уверовать в Бога. 37 Чем ближе к людям, тем дальше от Бога. Чем ближе к Богу, тем ближе к людям. 38 Мысли – это не жизнь. Жизнь – это чистое сердце. 39 Не стыдись признаваться, что ничего не знаешь, тем более, что это так и есть. 40 Только глупость полагается на саму себя. 41 Чистое сердце не может быть недобрым. 42 Мир – это мир смерти, в котором тебя не ждет ничего, кроме гибели. 43 Бог – это мир безсмертия, в котором нет ничего, кроме Вечной Жизни. 44 Оставь смерть, выбери Жизнь – Христа. 45 Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

http://isihazm.ru/?id=197

Впрочем, для чего говорить о малом, умалчивая о великом? Из любви сошел к нам возлюбленный Сын Божий, стал обращаться и жить вместе с людьми, чтобы, рассеяв многобожное заблуждение и возвестив истинное познание, научить людей любви друг к другу, как свидетельствует Иоанн, когда говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Ею пламенея, Павел произнес небесные слова: «Кто отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Презрев же это, как ничтожное, он присовокупил к этому еще гораздо большее. «Ни смерть, – говорит он, – ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Поэтому ничто не могло отлучить (от любви Божьей) этого блаженного, горевшего любовью: ни небо, ни земля, ни море, ни Царство Небесное, ни адские муки; все презирал он ради Христа. Если же мы посмотрим и на остальных святых, то увидим, что все они угодили Богу любовью. 2. Любовь представляет тебе ближнего, как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастья, как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого, как говорит книга Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32, 35 ). Таким образом, есть ли какая стена, столь твердая, столь укрепленная совокупностью огромных камней и столь недоступная для нападений врагов, как общество любящих друг друга и связанных между собою единодушием? Оно отражает самые козни дьявола, и весьма естественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поэтому, если вдруг настанет какое-то страшное испытание, люди возможно, не будут понимать, что им делать. Куда идти, где искать спасения и сил. Их легко превратят в рабов. Главное, о чем всегда знали христиане, что нет ничего в этом мире сильнее и краше, величественнее и спасительнее, и важнее, чем любовь Божия в Господе нашем Иисусе Христе. Какое прекрасное апостольское чтение на день новомучеников мы слышали. И как оно созвучно тому, что испытали новомученики. Их приводили на суд, появлялись лжесвидетели, появлялись прокуроры, которые изрыгали жуткие обвинения, оскорбления. Но кто может судить Божиих людей, кто будет обвинять избранных Божиих? «Бог оправдывает их», — говорит апостол. Поэтому эти суды были не страшны исповедникам, которые хотели сохранить любовь Божию во Иисусе Христе. Их умерщвляли всякий день. Считают нас за овец, обреченных на заклание (Рим. 8, 36), — говорит апостол. Так оно и было. Но ничто не могло разлучить их от любви Божией. Если Бог за нас, то кто против нас? Если с нами Бог, то никакие блага этого мира ничего перед этим не стоят. И наши сродники, как говорится в сегодняшнем песнопении, прекрасно об этом знали. Благодаря их подвигу, вере и любви мы стоим сегодня здесь и общаемся с Небесным Отцом. И также как они, мы все знаем о том, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Аминь. MP3 (MP3 файл. Продолжительность 7:37 мин. Размер 5.5 Mb скрыть способы оплаты Комментарии Василий Правдолюбов 13 февраля 2013, 23:30 А сейчас появились такие " православные " , которые сталина превозносят и даже хотят канонизовать,и мы в этом виноваты, потом, что " простили " сатанистов и мучителей, а простили от имени Господа Бога, который таким сказал: " Уйдите от Меня проклятые во огнь вечный, который уготован диаволу и аггелам его " . Диля 12 февраля 2013, 13:52 Хочеться поклониться Им и молчать перед Ними...

http://pravoslavie.ru/59360.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010