Сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор.15:44 ). Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор.15:53 ). В. Как воскреснет тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся? О. Поскольку Бог из земли сотворил тело вначале, то также может рассыпавшееся в землю возобновить. Апостол Павел изъясняет сие подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже сееши, не оживеет, аще не умрет ( 1Кор.15:36 ). В. Точно ли все воскреснут? О. Точно все воскреснут умершие; а у тех, которые до времени всеобщего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. Вси бо не успнем, вси же изменимся вскоре, во мгновении ока, в последней трубе; вострубит бо и мертвии востанут, нетлении, и мы изменимся ( 1Кор.15:5152 ). В. Когда будет воскресение мертвых? О. При конце сего видимого мира. В. Поэтому и мир кончится? О. Сей тленный мир кончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет ( 2Пет.3:13 ). В. Каким образом преобразится мир? О. Посредством огня. Нынешняя небеса и земля темже словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома на день Суда и погибели нечестивых человек ( 2Пет.3:7 ). В. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? О. Души праведных – в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных – в противоположенном сему состоянии. В. Почему душам праведных не приписывается тотчас по смерти полного блаженства? О. Потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку по воскресении тела на последнем суде Божием. Апостол Павел говорит: Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия; не токмо же мне, но и всем возлюблшим явление Его ( 2Тим.4:8 ). И еще. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Но человек не перестал бы «возделывать и хранить» свой рай. Верный своему предназначению – соединять духовное с вещественным, возводить последнее к высшему, разумному бытию, – он продолжал бы своё усовершительное воздействие и на землю, и на весь чувственный мир, пока всё вещество не сделалось бы послушным орудием его, не «покорилось бы под ноги его» ( Пс.8:7 ). Преобразование чувственного мира произойдёт во всяком случае, несмотря на падение человека, потому что оно, очевидно, предустановлено Богом при самом создании его. «Нового небесе и новыя земли чаем, в них же правда живет» ( 2Пет.3:13 ; Апок.21:1 ). Но образ его будет иной сравнительно с тем, как оно, вероятно, совершилось бы без временного вторжения зла в мир. «Солнце померкнет, луна не даст света и звёзды спадут с небесе» ( Мф.24:29 ). «Небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся. Земля же и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ). Это будущее преобразование мира через разрушение его, через огненную смерть обусловилось тем, что человек сошёл с прямого предназначенного ему пути, расстроил свою природу, почему и достижение конечного своего предназначения сделал возможным для себя только через смерть. Падение человека отразилось расстройством во всей видимой природе ( Рим.8:19–20 ), а потому и обновление неба и земли стало возможно только через временное разрушение их, через процесс, подобный смерти человеческой. Если бы первозданный человек с самого начала не сделался причастным злу, он свободно воцарился бы над землей и небом, т. е., над вселенной, и постепенно возвёл бы их в то состояние, какое нужно, чтобы в них «жила правда», та духовная, божественная красота, которую предначертал для мира Создатель. Возвращаясь к первоначальному состоянию рая и к жизни первозданных людей в нём, нам остаётся сказать в заключение, что здесь мы имеем первообраз церкви Божией на земле. «Бог, говорит св. Ефрем Сирин , насадил прекрасный сад и создал чистую церковь » 370 . «Иде же еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ), сказал Спаситель мира, определяя общий состав и внутреннее основание церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Когда решится судьба грешников, обитателей этого мира, тогда будет произнесен Богом приговор и над самым миром: се нова вся творю (ст. 5). – И видех, говорит Ев. Иоанн, небо ново и землю нову. Другой ученик Христов предузнавал этот же переворот: нова же небеси и новы земли по обетованию Его (т. е. Господа Иисуса Христа) чаем, в нихже правда живет ( 2Пет.3:13 ). Это же самое предсказано древним пророком: будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их: но радость и веселие обрящут на ней ( Ис.65:17 и 18). Что же будет с настоящим нашим миром? Ап. Петр говорит: приидет же день Господень яко тат в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела, сгорят ( 2Пет.3:9 ). Опираясь на сии слова многие из древних писателей (между прочими бл. Ириней) и новых полагали, что мир совсем будет истреблен, и что Господь Бог создаст новый. Но мы не находим таких мыслей в следующих изречениях Ап. Павла: чаяние бо твари откровения сынов Божиих часть. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании: яко и сама тварь свободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:19–21 ). Согласно с сим учением, мы понимаем, что с переменою судьбы человеческой изменится и мир, в котором обитали и обитают люди, но не истребится. И что же? Не противоречит ли это учение вышеприведенным словам Ап. Петра? Нимало. Святый Ап., сравнивая будущее сожжение мира с бывшим некогда его потоплением, давал разуметь, что мир обезображенный и оскверненный делами человеческими, очистится огнем, который пожжет все следы и памятники беззакония людей, даже и самое небо и воздух, как бы зараженный дыханием нечестивцев, – подобно как прежний мир очищен был всемирным потопом, – и таким образом, освободясь от рабства нетления, сделается обновленным. Если люди не истребятся, а изменятся, то не истребится и природа, так тесно с ними соединенная. Исаия передает слова Божии: якоже бо небо ново, и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь: тако станет семя ваше и имя ваше ( Ис.66:22 ). Св. истолкователь Апокалипсиса Андрей Кесарийский и заключает: «темже нас ради бывшая тварь с нами изменение на лучшее исследование приимет, не отходящи в небытие, якоже ниже мы по смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Отсюда πιϑυμα – сильное требование чего-либо, вожделение, направленное на какой-либо предмет; само в себе оно является нравственно безразличным и часто употребляется даже в хорошем смысле (Мф.13:17; Лк.15:16, 16:21, 17:22, 22:15 ; Флп.1:26 ; 1Фес.2:17 ; Евр.6:11 ; 1Пет.1:12 ). Нравственный характер πιϑυμα определяется поставленным при нем именем; и если в классической греческой литературе таким определяющим нравственный характер пожелания является объект, то в Новом Завете – субъект (ср. Ин.8:44 ; Рим.1:24, 6:12 ; Гал.5:16, 24 ; Еф.2:3 ; 2Пет.2:18 ; Мф.5:29; 1Пет.4:2 и друг.). Весьма часто πιϑυμα и без определяющего слова употребляется в смысле греховного пожелания, именно в тех местах, где нравственно греховное состояние человека само собою предполагается ( Рим.8:14 ; Тит.3:3 ; 1Пет.1:14, 4:3 ; Рим.7:7–8 ; 1Фес.4:5 ; Гал.5:24 и друг.) 649 . А так как в рассматриваемом месте речь идет о боговраждебном космосе, который весь ν τ πονηρ κεται, то и помимо определений можно с уверенностью сказать, что Апостол разумеет греховные вожделения. Даже более того: здесь в πιϑυμα главным образом и лежит момент, определяющий нравственный характер пожелания. Если относительно выражения πιϑυμια τς σαρκς может быть сомнение, то πιϑυμα τν φϑαλμν решительно говорит в пользу этого. Genitiv, τς σαρκς есть genitiv. subjectivus, а не objectivus. Основание для такого понимания лежит в параллелизме πιϑυμα τς σαρκς с πιϑυμα τν φϑαλμν; само собою очевидно, что в последнем выражении genitiv. может быть принят только как subjectivus: похоть, возбуждающим началом и органом которой служит чувственное видение. Точно также по аналогии и в первом выражении разумеется похоть, которая исходит от плоти. Кроме того, в Новом Завете нельзя указать ни одного места, где бы при πιϑυμα стоял genitiv objectivus ( Ин.8:44 : πιϑυμα το πατρς μν, τ. . το διαβλου; ср. Откр.18:14 ; Рим.1:24 ; 1Пет.4:2 ; Гал.5:16 ; Еф.2:3 ). Несомненно, что σρξ у Апостола Иоанна часто означает собственно человеческое бытие в противоположность божественному, или человека при настоящих условиях бытия ( Ин.1:14, 6:51–55, 16:2 ; 1Ин.4:2 ; 2Ин.1:7 ; cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Посему-то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением Св. Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям Церкви ( Деян.8:27–35 ). Девятый член. Церковь есть общество истинно-верующих в Иисуса Христа, установленное Самим Господом Христом ( Мф.16:18 ). Церковь Христова есть хранительница истины ( 1Тим.3:15 ), почему и называется «православной», т.е. право-славящей Господа. Те св. храмы, в которые собирается церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви, и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Христа ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборцами, пашковцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, – в Слове Божием написано: они отделяются от единства веры ( Иуд.1:17–21 ), от призвавшего благодатью Христовою священника переходят к иному благовествованию вследствие людей, смущающих ( Гал.1:6–8 ), отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников ( 1Тим.4:1–3 ); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (Тим.1:3–7), извращающие апостольские Писания ( 2Пет.3:15–17 ); будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды ( 2Кор.2:13–15 ), эти льстивые лжеучители дерзко злословят высших ( 2Пет.2:1–11 ). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные святой Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них ( Рим.16:17–18 ), ибо споры с ними могут быть не только бесполезны, но даже вредны ( Тит.3:9–11 ; 1Тим.6:3–5 ). Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечере Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя… сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.2:23–29; 10–16 ). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:51–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. Об этом именно сказал Господь Иисус Христос: « Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могии (кто может) вместити, да вместит » ( Мф.19:11-12 ). И Апостол говорит: « Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак)… Не оженивыися печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыися печется о мирских, како угодити жене… Вдаяи браку (выдающии замуж ) свою деву, добре творит: и не вдаяи, лучше творит » ( 1Кор.7:8-9, 32-33,38 ). О Елеосвящении « мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху » ( Мк.6:13 ). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: болит ли кто ввас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему ( Иак.5:14-15 ). Об одиннадцатом члене Символа веры  Чаю воскресения мертвых. Воскресение мертвых: « Сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор.15:44 ). Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися в безсмертие » ( 1Кор.15:53 ). « Ты еже сееши (то, что ты сеешь), не оживет, аще не умрет » ( 1Кор.15:36 ). « Вси бо не успнем ( не все мы умрём ), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последнеи трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изме- нимся» ( 1Кор.15:51-52 ). Этот тленныи мир окончится тем, что преобразится в нетленныи. « Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает)» ( 2Пет.3:13 .) Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек ( 2Пет.3:7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

15–17. Не довольно исполнять один закон по страху наказания ( Евр.2:2 ), или по любви; надобно подражать Христу скорбями и терпением (терпением скорбей ( Мф.19:20, 21 ). 18. Всякое временное страдание, как бы оно велико ни было, облегчается и делается нечувствительным – когда мы живо представляем то блаженство, которое уготовано Богом, любящим Его ( 2Кор.4:17, 18 – 1Кор.2:9 ). Постоянное обновление жизни в природе в известные времена года служит указанием на будущее всех воскресение; и изменение всего тленного в нетленное ( 2Пет.3:13 ). 20–21. Все создано для человека, и все изменилось от него, и опять переменится для него ( Откр.21:5 – 22:1–5 ) в Господе Иисусе Христе ( Рим.5:12, 21 ). 21–22. Природа находясь в беспрестанной изменяемости или в борении жизни со смертью, как бы совоздыхает с нами, ожидая будущего обновления или воскресения ( Рим.8:21 сл. с 1Кор.15:41–42 ) сынов Адамовых. 23–24. В ком есть начаток Духа Христова (Духа Божия), тот, имея надежду на будущее усыновление ( Мф.25:34 ), и сам желает скорее разрешиться от уз греховного тела, чтобы быть со Христом в другом мире ( Флп.1:23 ; 1Кор.15:19 ). Среди разных скорбей мы не знаем, о чем и как нам должно молиться, но Дух Святый, подкрепляя нас в скорбях, Сам производит в нас молитву с неизреченными воздыханиями ( Лк.22:43–44 сл.). 28–29. Страдания, уподобляющие нас Иисусу Христу ( Рим.6:5 ), предназначены только любящим Бога ( Евр.12:6 ); а кого Бог любит, тому все содействует ко благу. Благая благим создана быша изначала, такожде и грешным злая. Сир.39:31 . 33–34. Одни только избранные Божии, разделяющие со Христом бремя страданий, или носящие Крест Его ( Мф.11:28, 29 ), удостаиваются ходатайства Его пред Отцем Небесным ( Ин.17:9 ). 35–39. По действию Духа Святаго ( Рим.8:26 ) в страдальцах Христовых любовь к Богу так крепка, что против неё не сильны никакое гонение или бедствие, никакой страх, никакое обольщение и никакие угрозы. Два рода любви к Богу: есть любовь, которая питается в сей жизни надеждой на будущее блаженство ( 1Пет.4:13 ), и есть любовь, которая в стремлении своем к Богу забывает блаженство не смотря ни на какие для Бога страдания; последняя любовь совершенно бескорыстная, чистая, небесная, излиянная в сердца наши Духом Святым ( 1Ин.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

– Получивши откровение о тайне борьбы между семенем змия и Семенем жены, Адам видел начало этой борьбы в отношениях своих старших двух сыновей, а в лице их, как образах будущего, видел и завершение этой борьбы на Голгофе. Авель, пастырь овец, богоугодною жертвою навлекший на себя ненависть брата, первородного сына Адамова, и мученически пострадавший от него, был прообразом Христа, мученически пострадавшего от избранного Богом первенца народов – Израиля, Христа, принесшего спасительную жертву за всех на кресте и пролившего кровь Свою, которая лучше Авелевой вопиет к Богу и о помиловании кающихся, и об отмщении нераскаянным убийцам ( Евр.12:24 ). Убийца Каин был образом Израиля, убившего Христа, и как Каин, проклятый Богом, осужден был на изгнание от лица Божия и на скитание на земле, так народ Израильский, распявший своего Мессию, осужден на изгнание из Церкви Божией и скитание среди всех народов. – «Праведный» Ной, когда первый мир погибал по суду Божию в потопе, является прообразом безгрешного Христа. Еще патриарх Ламех, отец Ноя, нарекая ему это имя, означающее успокоение или утешение, провидел в нем образ Христа, обетованного Семени, который снимет проклятие с земли и упокоит верующих от дел суетных и от печали ( Быт.5:29 ). Как Ной был «проповедником правды» и покаяния среди развращенных современников, так и Христос является проповедником правды и учителем истины и Его проповедь возбуждает среди неверующих иудеев ропот и негодование. Ной устрояет ковчег: этот ковчег был образом Церкви, а Ной – образом Христа, создавшего Церковь для спасения всех верующим. Воды потопные, по учению ап. Петра ( 1Пет.3:21 ), были прообразом спасительной воды крещения: там в потопе умирал древний растленный мир и обновлялся к новой жизни: здесь ныне крещением верующие спогребаются Христу в смерть, чтобы ходить в обновлении жизни ( Рим.6:4 ); там по потопе голубь с масличною ветвью возвещает спасшимся в ковчеге, радость и мир; здесь выходящие из купели крещения принимают помазание от Св. Духа. Это – все прообразы событий первого пришествия на землю Сына Божия, Иисуса Христа, и Церкви спасаемых; но суд Божий над первым миром чрез потоп водный есть образ страшного суда Божия во второе пришествие Христа чрез потоп огненный ( 2Пет.3:6 и 7). «Как было во дни Ноя, так будет и во второе пришествие Сына человеческого», засвидетельствовал сам Иисус Христос (Мф.24:37–39): неверующие плотоугодники при Ное беспечно ели, пили и женились и не думали о приближающемся грозном суде Божием; так будет и пред вторым грозным пришествием Христа на суд, и Он, «пришедши, едва ли найдет веру на земле», ( Лк.18:8 ). Но суд потопный послужил к обновлению земли и Церкви; так после суда огненного »мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:12 и 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

По отношению к миру духовному, следствием падения нашего было то, что грех, расторгший союз наш с Богом, существом Святейшим, расторг союз наш и со св. Ангелами, и положил средостение между небом и землею. Христос разрушил Своею крестною смертью это средостение, примирил небо с землею, воссоединил Ангелов и человеков под единою главою Своею, во единую церковь . Прочти о сем ( Кол.1:19–20 . Евр.12:22–24 ). По отношению к миру вещественному, или, по крайней мере, к земной природе, грех человеческий произвел то, что земля проклята в делах человека, суете тварь повинуся не волею, и даже до ныне совоздыхает и соболезнует с нами. Вследствие искупления, совершенного Иисусом Христом, снимается и с земли проклятие. И вся тварь освободится от суеты и воздыханий. Когда сие последует? Тогда, когда окончательно совершится обновление человечества, и откроется слава сынов Божиих. Прочти ( Рим.8:19–21 ). Тогда упразднится последний враг всех земнородных – смерть, тогда земля и яже дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Нова же небеса и новы земли, по обетованию его чаем, в них же правда живет ( 2Пет.3:13 ). Смерти празднуем умерщвление, воспевает св. Церковь , адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще (в восторге) поем виновного (виновника сего) единого благословенного отцев Бога и препрославленного. Письмо 132. Непрестаемость первосвященнического служения Иисуса Христа Служение Иисуса Христа, как великого Архиерея, началось самым зачатием Его от Преблагословенной Девы Марии и рождением на земле, продолжалось чрез всю земную жизнь Его до крестной смерти, и не окончилось Его смертью. Вся земная жизнь Иисуса Христа была умилостивительною жертвою Богу, потому что она всецело посвящена была Богу, для исполнения воли Его, как сказано: се прииду сотворить волю твою, Боже мой ( Пс.39:9 ). Пречистая Дева, от Которой благоволил родиться на земле Сын Божий, хотя происходила из царского рода, но жила в крайней бедности. Вифлеемская пещера, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свой скот, послужила приютом для новорождённого Богомладенца, ясли были Его колыбелью. В восьмой день от Его рождения, над Ним, по закону Моисееву, был исполнен болезненный обряд обрезания; затем страшная опасность угрожала Его жизни: царь Иудейский Ирод повелел убить всех младенцев, живших в Вифлееме. Бегством во Египет, спасенный от преследований Ирода, Он лишь по смерти этого царя, мог возвратиться в свою отечественную землю, и здесь, в продолжении тридцати лет, живя в неизвестности, разделял нищету и труды своих земных родителей. Помысли, люб. брат, каково было переносить подобные лишения и скорби Тому, Кто знал о Себе, что Он есть единородный Сын Божий, Владыка неба и земли и всея твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

И это постепенное одряхление закона («смерть законом для закона»: ( Гал.2:19 ); ( Рим.7 ) гл. и др., ( Евр.8:13 и пр.) ещё пророкам указывало всю нужду дальнейшей ступени, всю необходимость нового закона и завета, когда не нужно будет учить каждого всем частностями закона, когда он будет написан в сердце каждого ( Иер.31:31 , ср. Евр.8:8–13 ); осуществление же этих чаяний открылось только в лице Иисуса Христа и Его Апостолов. И это не только по отношению к этому сокращению всего закона, или десяти заповедям, но к закону и в других пунктах, во всём его объёме. Это открывается из того, что и вся сумма содержания посланий, – и с иудейским направлением, и со свободным, как их обзывают тюбингенцы, – нигде не ставит ни правил для всех в одной определённой форме общих, ни массы правил на каждый случай жизни, на каждое жизненное отправление. Она всё сводит или к святости, к благочестию ( Иак.1:27 ; 1Пет.1:15 ), или к ношению тяготы друг друга, чем «выполняется закон Христов» ( Гал.6:2 ), или побуждает сообразоваться с волей Божьей, которая есть наша святость, и свои дела срассуждать ею ( Рим.12:1–2 ); ( 1Фес.4:3 и мн. др. места) и христианским званием, как самым верным предупредительным средством против преткновения-греха ( 1Пет.2:21 ; 2Пет.1:10 и др.), или всё сводить к любви и вере в Сына Божия, как у Иоанна (ср. Павла) и как в этом полагается весь закон и пророки, вся полнота их, и у всех Апостолов. Вообще, указание только общего начала во всех правопредписаниях, их только так сказать принципиальность, указание главного только пункта-центра, которым уже затем одним должен определяться в сознании каждого характер всех его слов и действий, и около которого одного всё остальное должно быть группируемо этим сознанием каждого, составляет отличительную черту новозаветной морали, новозаветного «закона веры и свободы» (Ап. Павел), «закона царского, закона свободы» (Иак.). Для этого закона самый вопрос о той или иной заповеди в отдельности (о «прелюбодействе» или «убийстве» и т. д.), без мысли об общем начале (о «милости», о «любви к ближнему как к самому себе»:( Иак.2:8–13 ), и не должен иметь, и не имеет места ( Иак.2:8–13 и смысла ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010