Апостол Павел не считал ущербностью принадлежность к Израильскому народу. Свое новое членство в теле Христовом он приписывает Богу, Который открыл ему Сына Своего, «чтобы я благовествовал Его среди язычников» ( Гал.1:16 ). Он говорит об «откровении» воскресшего Христа, подчеркивая внешний характер этого явления ( Гал.1:12 ) 142 . Слава, которую увидел Павел по дороге в Дамаск, была славой грядущего века, которую Павел испытал уже в этом веке. И благодаря этому опыту апостол полагал «все ущербом ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, ради Которого я во всем потерпел ущерб и все считаю сором, чтобы приобрести Христа и быть найденным в Нем не со своей праведностью, которая от Закона, но с той, которая чрез веру во Христа, с праведностью, которая от Бога по вере» ( Флп.3:8–9 ). Некоторые толкователи указывают на отрывок Рим.7:7–25 , который они считают автобиографичным, как показатель внутреннего напряжения. Испытанного Павлом накануне его общения. «Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти» ( Рим.7:9–10 ). Это место толковалось как намек на то, как жил Павел до принятия заповеди жить по-иудейски 143 . Также автобиографичным, относящимся к жизни Павла в фарисействе или, возможно, к его христианскому опыту, считается отрывок «Ибо я творю не то доброе, которое хочу, но злое, которого не хочу, это делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, то уже не я это совершаю, но живущий во мен грех» ( Рим.7:19–20 ) 144 . Эти отрывки представляются не соответствующими уже цитированным нами отрывкам из Посланий к Галатам и Филиппийцам, в которых описывается безмятежность и определенность Павла в его бытность фарисеем. Тем не менее, большинство современных толкователей отказывается от теорий о том, что эти отрывки автобиографичны, и не берется на их основании сделать из Павла «молодого Лютера» 145 . Мысль, заключенная в Рим.7:9–10 , является не итогом пребывания Павла под законом, а скорее толкованием Быт.2:4–3:24 , рассказа об отношениях Адама к Богу и его грехопадении. «Заповедь к жизни» ( Рим.7:10 ), которую имел в виду апостол, когда писал эту главу, была заповедью, данной Адаму: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Змей, приблизившийся к жене с вопросом: «Подлинно ли сказал Бог “не ешьте ни от какого дерева в раю”»? ( Быт.3:1 ), вовлек Еву в разговор о заповеди Божией, которую змей представляет искаженно, вызывая таким образом грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая. Также и в Рим.7:19–20 «я» не является автобиографичным, а обобщенным «я», под которым подразумевается все человечество. Используя термин «я», Павел в краткой форме представляет то, что случилось с человечеством без Христа. Поэтому в Рим.7 мы видим не автобиографический комментарий, а перспективу истории спасения. Явление и видения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

1Ин.4:7–8 . «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18 ; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8 . Рим.15:13 . «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой». Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14 ; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18 ; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4 , и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18 . Рим.15:33 . «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27 ; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6 . Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16 . 1Кор.2:15 . «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5 . Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23 ; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4 , и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рим.11:4 .  Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. «Семь тысяч» – т. е. очень много (число семь означает большое количество, ср. 1Цap II,5 ). – «Пред Ваалом». Замечательно, что здесь, как и в некоторых других местах ( Соф 1:4 ; Ос 2:8 ), пред именем Ваал у LXX поставлен член женского рода. По всей вероятности, LXX, как евреи, не хотели произносить имени Ваала и заменяли его словом стыд, позор (boschet – αισχνη). Таким образом, получилось странное обозначение мужского божества – Βααλ. Рим.11:5 .  Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. «По избранию благодати». Апостол имеет в виду новое, недавно совершившееся благодатное избрание или призвание ко Христу части иудейского народа 34 . Рим.11:6 .  Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Выражение: «а если по делам» и т. д. не читается в лучших кодексах. Рим.11:7 .  Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, Апостол делает заключение к сказанному о судьбе народа израильского. «Чего искал» – точнее с греч.: чего ищет. Израиль не оставил своего намерения и продолжает стремиться к праведности, – к той праведности, которая будто бы может быть заслужена собственными подвигами человека ( Рим.10:3 ). – «Ожесточились» ( πωρθησαν) – точнее: были ожесточены (от Бога). Они стали в известное враждебное отношение ко Христу и предлагавшейся Им праведности, и за это Господь попустил им дойти до крайней степени ожесточения в своем неверии (см. Гал 1:23 ). В этом ожесточении Апостол видит суд Божий над упорным еврейским народом. Рим.11:8 .  как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. «Дух усыпления» – точнее, с евр. текста, дух опьянения, состояние полной бесчувственности, невосприимчивости. Рим.11:9 .  И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

19). Г., вошедший в мир «одним человеком» (т. е. первым Адамом), «царствовал к смерти» до того времени, пока не пришел второй Адам, т. е. Христос, благодаря Которому «благодать воцарилась через праведность к жизни вечной» (Рим 5. 12, 21). И, хотя благодать «стала преизобиловать» тогда, «когда умножился грех», это не значит, что можно «оставаться… в грехе, чтобы умножилась благодать» (Рим 5. 20; 6. 1). Г. нужно преодолеть, т. е., по апостолу, не «жить в нем» (Рим 6. 2), сделать «себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6. 11). Для того чтобы не быть «рабами греху», ап. Павел призывает распять в себе «ветхого человека», «чтобы упразднено было тело греховное» (Рим 6. 6). Наряду с общими положениями, касающимися Г. как такового, апостол часто останавливается на конкретных проявлениях Г., как в окружающем мире, так и среди самих христиан. Обращаясь к миру языческому, он обличает его в «умствованиях», к-рые мешают ему познать Бога, потому что являются выражениями «превратного ума» (Рим 1. 21, 28). Для ап. Павла это - «философия и пустое обольщение, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2. 8). Апостол обличает язычников не в невежестве, препятствующем богопознанию, а в непонимании «праведности Божией», показывая тем самым коварство Г., к-рый может скрываться под личиной благочестия. Под такой же личиной может скрываться и «ревность по Боге», в результате чего, напр., иудеи, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность... не покорились праведности Божией...» (Рим 10. 2-3). Развивая эту тему с целью обучения христиан «различению духов» (1 Кор 12. 10), ап. Павел отмечает, что на такие подмены идут и сами носители Г. Так, «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света...» (2 Кор 11. 13-14). В тесной связи с этой темой у апостола стоит вопрос об общении с грешниками. В принципе такое общение он не запрещает, «ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1 Кор 5.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

В таком же смысле приводит Апостол и пророчества Осии о призвании ко спасению язычников ( Рим.9:25–26 ): язычники, не будучи народом Божиим, не возлюбленные по обетованию, стали Божиим народом, возлюбленным после того, как по свободному произволению приняли благовестие Христа, а иудеи, отвергнув Его, «оязычились», утратили свое избрание. Из многочисленного Израиля спасется только «остаток», только уверовавшие во Христа: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» ( Рим.9:21 , по Ис.10:22 ). Таким образом, Израиль, искавший спасения от «закона праведности», т. е. на путях внешнего выполнения закона, не обрел спасения; язычники же, не искавшие, обрели его, уверовав во Христа. Христос стал камнем преткновения для одних (иудеев) и спасением для других (язычников). Его и нужно было принять верой, о чем пророчествовал Исаия: «полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдится» ( Рим.9:33 , по Ис.8:14; 28, 16 ). б) Вина Израиля (10 гл.) В 10 главе Апостол подробно разбирает, в чем была вина Израиля, приведшая его к отпадению от обетования спасения. Он признает, что иудеи имели ревность, но не по разуму ( Рим.10:2 ), т. е. имели достаточно религиозного рвения, но не понимали, что нужно искать оправдания от Бога, а не уповать на собственную праведность. Они не поняли, что предсказанный пророками Мессия явится единственным путем спасения – через Его смерть на кресте, где будет удовлетворена правда и исполнен закон. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона – Христос» ( Рим.10:3–4 ). «Конец закона – Христос», потому что закон вел к необходимости признания Христа. Кто искал праведности от закона, мог бы получить ее, если бы исполнил весь закон. Но никто не мог этого сделать, потому что силу исполнить закон дает Христос в благодати Своей верующим в Него. Приняв Христа верой, человек делается оправданным во всей широте и глубине закона. Свт. И. Златоуст по этому поводу говорит: «Итак, не бойся, что, приступив к вере, ты оставил закон. Ты тогда приступаешь закон, когда для закона не веруешь во Христа. Когда же веруешь в Него, тогда исполняешь и закон» (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. св. ап. Павла к Рим.282 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

е. она совершенно недостижима, все равно как бы находилась на небе или за морем. Оправдание же через веру совершается гораздо проще и легче. Хотя праведности в себе мы тоже не имеем, хотя она должна быть усвоена от Спасителя, который видимо с нами не пребывает, однако никто не должен говорить: где мне взять праведности? Идти ли на небо, где должен быть Спаситель, или в ад, куда Он нисходил? Для приобретения Его праведности не необходимо Его видимое присутствие с нами, и отсутствие Его не затруднит дело оправдания. В самом деле, «что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, т. е. слово веры, которое проповедуем ( Втор. 30:14 ). Ибо если устами твоим будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 9:8–10 ). Апостол продолжает этими словами объяснять, как легко и удобно стало спасение в новом завете. Хотя и нет с нами Спасителя видимым образом, тем не менее мы постоянно можем находиться с ним в самом крепком с Ним общении: средством к этому общению служит вера – а она далеко ли? Можно сказать, на устах наших! Апостол из Писания же приводит свидетельство, что оправдание и спасение верой обещано всем, без различия между иудеем и эллином, – всем, кто только услышит и поверит благовестию об Иисусе Христе Мессии, хотя тоже писание, устами пророка Исайи, вперед возвестило, что не все примут с верой это благовестие: «Господи! кто верова слуху нашему?» ( Рим. 9:11–16 ). Пункт шестой. В окончательное обвинение неверующих иудеев, Апостол разъясняет, что не могут они в свое оправдание сказать того, что не слышали проповедников о Мессии ( Рим. 10:17–21 ). «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ), – заключает Св. Павел предыдущие свои рассуждения о легкости новозаветного способа оправдания в сравнении с ветхозаветным. «Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, по всей земле (как говорить псалмопевец) прошел голос их (т. е. провозвестников евангелия), и до пределов вселенной слова их ( Рим. 10:18 . Срав. Пс. 18:5 ). Еще спрашиваю: разве Израиль не знал?» ( Рим. 10:19 ). И опять отвечает пророчественными словами Моисея и Исайи, из коих первый предсказал о вере язычников и о том, что вера сия возбудит в иудеях ревность, которая очевидно невозможна без понимания; второй же, возвещая о вере язычников, прямо говорит о неверии иудеев, а не о том, что не поймут евангельской проповеди ( Рим. 10:19–21 ). Такие ответы прямыми словами пророков на вышепоставленные вопросы Апостол делает с той целью, дабы с большей разительностью дать почувствовать евреям опасность их нравственного состояния и богоборственного противления евангельской проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Рим.2:8 .  а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. «Упорствуют и не покоряются истине» – точнее с греч.: «тем, которые действуют из-за партийных и личных интересов ( τος δ εξ εριθας – от εριθος ­ наемник, работающий из-за денег) и являются (вследствие этого) непослушными истине». Под истиною нужно разуметь известную людям изначала истину бытия Божия и элементарные понятия о нравственности (ср. Рим.1:18 ). Но послушание этой истине было, очевидно, результатом развития в людях эгоистических стремлений. – Неправда ( αδικα) – противоположность истине (ср. Рим.1:18 ). – «Ярость» ( θμος) ­­ душевное возмущение; гнев ( οργ) обнимает собою и гневный взгляд, и гневный приговор, и наказание. Рим.2:9 .  Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Рим.2:10 .  Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Здесь повторяется мысль 7 и 8 стихов, для того, чтобы выставить на вид одинаковую ответственность пред судом Божиим как иудеев, так и язычников. – «Скорбь» ( θλψις) – несчастия, бедствия. – «Теснота» ( στενοχωρα) – положение совершенно безвыходное (ср. Рим.8:35 ; 2Кор 4:8 ). – «Всякой душе человека» – каждому отдельному человеку. – «Во-первых, иудею». «От всякого, – сказал Христос Спаситель, – кому дано много, много и потребуется» ( Лк 12:48 ). Иудеи, знавшие о том, что угрожает неисполнителям закона Божия и что ожидает его исполнителей ( Лев. 19 ; Втор. 28 ), конечно, подлежат большей ответственности за пренебрежение законом Божиим. – «И мир». Так как этот мир ставится в ряду наград вместе с славою и честью, то он не может здесь означать внутреннего спокойствия человека, а нечто внешнее – именно спасение в общем смысле этого слова, как и I гл. 7 ст. (мир от Бога). – «Во-первых, иудею». Так как иудею в законе была предначертана чрезвычайно широкая задача ( «заповедь Твоя безмерно обширна»! Пс 118:96 ), то, естественно, иудей должен был иметь преимущество пред язычником и в отношении награды, как полагается верному исполнителю воли Божией. Здесь, как и выше, Апостол, конечно, говорит об иудеях и еллинах, еще не просвещенных светом Евангелия (И. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Об этом Павел скажет далее, развивая свое учение о соотношении Божьего избрания и человеческой воли. 10. Сила любви Божией (8:31–39) «Если Бог за нас, кто против нас?» Движение мысли Павла в 8-й главе Послания к Римлянам может показаться несколько хаотичным: он быстро перескакивает с одной темы на другую как будто без ясной логической последовательности. Связующие слова ον («итак»), σατως δ («также и»), частицы γρ и δ («ибо»), призванные обеспечить логическую связь между отдельными звеньями смысловой цепи, не всегда способны это сделать. Тексты такого рода могут произвести впечатление написанных под диктовку с перерывами или даже сшитых из отдельных текстовых лоскутов. Между тем Павел очень тщательно структурировал свое послание, 220 в том числе главы 5–8, у которых есть не только свое сквозное смысловое развитие, но и своя эмоциональная динамика, достигающая апогея в словах о любви Божией в завершении этой главы ( Рим. 8:35–39 ). Им предшествует торжественное провозглашение заступничества Бога за Своих избранников: Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? ( Рим. 8:31–32 ). Вопрос «что сказать на это?» (τ ον ρομεν πρς τατα) относится κ тому типу вопросов, которые часто встречаются в речи Павла и не обязательно связаны с тем, что им непосредственно предшествовало. В данном случае это вопрос более общего плана, относящийся в целом к тематике 8-й главы. Павел начинает ее со слов о том, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим. 8:1 ). Затем он утверждает, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ), после чего напоминает о надежде ( Рим. 8:24–25 ) и о том, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим. 8:26 ). Прослеживается общая мысль: и страдания христиан, и их осуждение со стороны окружающих – ничто по сравнению с тем, что их ожидает; и их собственные немощи не имеют значения, поскольку за них ходатайствует Сам Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010