Слово Божие есть духовное млеко, от которого мы возрастаем во спасение ( Иак.1:21 ). 1–3. Кто уже вкусил, сколь благ Господь, тот не пренебрегай благости, кротости и долготерпения Божия, но помышляй, что благость Божия ведет к покаянию ( Рим.2:4 ). 5. Молитвы святых суть духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( Откр.8:4 ; 1Кор.6:19, 20 ). 7–8. Соблазн есть камень претыкания, то есть, подобен камню, о который претыкаются и падают ( Мф.18:6 сл.). Кто ищет оправдания не в вере во Христа, а в делах закона: для того Христос есть камень претыкания или соблазн ( Рим.9:32 ; 1Кор.1:23 ). 9. Верующие во Иисуса Христа – род избранный, царственное (Божие) священство, народ святый, люди, взятые в удел (усыновленные) Откр.5:10 ). Богом мы призваны из небытия в бытие, и Богом дано нам лучшее, благодатное бытие: посему мы должны покланяться Богу, как Существу Высочайшему; прославлять Бога, как Всесовершенного; благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя ( 2Кор.4:6 ). 11. Всякий странник, доколе он на пути, должен быть чист и телом, и духом; а всякий грех есть тяжелое бремя и делает препятствие к достижению предположенной цели ( Евр.12:1 ). 12. Так да светит свет ваш пред человеками, говорит Спаситель верующим, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). 13–14. Верховная власть на земли дана Богом царю, а правители суть слуги царя и вместе слуги Божии: и так, во-первых, должно повиноваться царю, а потом посылаемым от него правителям ( Рим.13:1, 1 ). Есть суд Божий, и есть суд человеческий. Бог управляет человеками (миром) невидимо, а через царей земных и прочие власти – видимо ( Рим.13:1 ). 15. Кто делает другому добро, тот заграждает ему против себя уста и отклоняет от всякого злоречия. 16. Рабы Божии свободны от греха; посему никто не должен употреблять сей свободы для прикрытия порока или в угождение плоти ( Гал.5:13 ; Рим.6:15, 16 ). 19–20. Кто, страдая не для Бога страдает, но за преступление ( 1Пет.4:14, 15 ), или кто страдает, не помышляя о страданиях И. Христа, тот страдает не по воле Божией ( 1Пет.4:19 сл.) и без пользы для своей души ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Рим.4:3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2 ; Еф.5:9–11 . Рим.5:1–2 . «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией». Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23 ; Иак.2:14–26 . Рим.10:8–9 . «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем ( Втор.30:14 ), Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься». Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46 ; Рим.2:13 ; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21 . Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23 ; 2Тим.4:7 . 1Кор.9:27 . «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Это Он и совершил именно тем, что освободил ветхозаветный закон от тех временных форм, не могущих уже иметь места в духовно-благодатном царстве Христовом ( Мф.9: 13 ; Лк.16: 16 ), в которых заключено было его вечное содержание, разоблачил сокровенную, внутреннюю славу его, раскрыл духовную сущность его, заключающуюся в любви к Богу и к ближним ( Мф.22: 36–40; 5: 38 и дал.; Рим.8: 9 ) 567 . Потому-то Иисус Христос, хотя и называет Себя «Господином и субботы» ( Мф.12: 8 ), считая как бы необязательным для Себя и Своих последователей исполнение закона Моисея; однако ж в то же время признает заповеди, данные на Синае, неизменным руководством и условием спасения ( Мф.19: 17–19 ). Равным образом и ап. Павел, хотя и утверждает, что «человек оправдывается верой независимо от дел закона» ( Рим.3: 28 ), что «мы не под законом, а под благодатью» ( Рим.6: 14 ), что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал. 5: 6 ), однако ж, вместе с тем учит, что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7: 12 ). Совершенное Господом касалось, главным образом, обрядового и гражданского ветхозаветного закона, имевшего прообразовательный смысл и потому, естественно, потерявшего с крестной смертью Спасителя свое временное значение ( Мф.12: 8; 22: 20 ; Ин.7: 21–23 ; Гал. 2, 21 ; Деян.15 гл.), но это же должно сказать отчасти и о стороне его нравственной ( Рим.3: 20; 4: 15; 5: 20 ). Иисус Христос отрешил нравственный закон Моисея от той непосредственной связи его с обрядовым, законническим институтом, в какой выражалась его приспособленность к временным и местным условиям теократического строя жизни еврейского народа. Спаситель потребовал от людей не внешних только дел закона, но прежде всего чистоты внутренних помыслов, нравственного настроения, сердечного расположения. Он запрещает не только убийство, но и напрасный гнев и бранное слово против ближнего, не только разврат, но и похотливые пожелания, не только не дозволяет воздавать врагу око за око, зуб за зуб, но и заповедует любить врагов ( Мф.5: 21–22, 27–28, 36, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Бытие свободы – новый существенный признаки духовного начала в человеке. Душа человека свободна, т. е. имеет способность добровольно направлять свою деятельность на те или друге предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности (т. н. формальная или психологическая свобода). Бытие такой свободы в человеке св. Писание предполагает общеизвестным. Многочисленные заповеди, требующие от человека повиновение закону Божию, обещание наград за исполнение и наказаний за нарушение их были бы неуместны, если бы человек не был свободен. Утверждается бытие этой свободы в человеке и во многих частных изречениях Писания: Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, говорить Моисей от лица Божия в прощальном наставлении евреям, избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое ( Втор.30:15, 19 ). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят ( Ис.1:19–20 ). Спаситель учит: Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. ( Мф.19:17 ; сп. 23:37; Ин.7:17 ). Апостол свидетельствует, что человек властен в своей воле ( 1Кор.7:37 : сн. Рим.1:21 ; Кол.5:21 ; Еф.5:10, 15–17 ). Но не в этой свободе особенно высокое достоинство разумной души человеческой, а в той свободе, которая делает человека существом нравственным. Об этой свободе души и говорится преимущественно в св. Писании. Эта свобода (т. н. нравственная свобода или свобода духа) состоит в добровольном стремление человека к указанному ему Богом назначению или к добру; ею исключается грех . И. Христос уверовавшим в Него говорил: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ), а неверовавшим говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха.... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:34, 36 ст; сн. Рим.6:17 ). Ап. Павел учит: где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ), а о себе говорит: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ; сн. Иак.1:25; 2:12 ; Рим.8:20 ). 218

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1Пет.1:24 . «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал». Объяснение. Здесь об обрядах, соединённых с Богопоклонением, решительно ничего не говорится. Как видно из текста, апостол говорит о ничтожности и непрочности славы человеческой. Господь дал человеку тело: Быт.2:7 , и Сам воплотился: Лк.24:39 ; так что, по апостолу, во Христе обитает полнота Божества телесно: Кол.2:9 ; следовательно, тело вместе с душою должно одинаково прославлять Бога: 1Кор.6:20 ; Деян.7:60:20:36 . Рим.8:5:8 . «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Объяснение. Слово «плоть» употреблено здесь не в собственном смысле, а в переносном, т.е. плотью названо здесь не тело человеческое, а греховная склонность человека, жизнь грубая, плотская. Об обрядах Богопоклонения здесь ничего не говорится. Напротив, из апостола Павла: Рим.12:1 ; 1Тим.2:8 – видно, что не только дух, но и тело человек должен посвятить разумному служению Богу. Гал.5:16–18 . «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». Объяснение. Здесь также разумеется не самая плоть или тело человеческое, а живущая в земной плоти человека греховная склонность и самый грех; такое влечение ко греху составляет вражду против Бога, препятствуя человеку наследовать Царствие Божие: Рим.7:23–24 . Поэтому надо тело поработить духу и вместе с духом представить его в жертву святую, богоугодную Господу: Рим.12:1 ; 1Кор.6:20 . Еф.3:14 . «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Здесь пример телесного поклонения Богу, подтверждаемый и многими другими местами Священного Писания: Лк.22:41 ; Деян.9:40:20:36 . Еф.6:18 . «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю ( Рим.7:14–15 ). Эти последние слова и о том и о другом, потому что один – это тот, кто хочет, другой – кто ненавидит, другой – кто делает. Затем апостол прибавляет: Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим.7:16–17 ). И еще более выразительно: Вижу... закон плоти моей, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного ( Рим.7:23 ). И он, провозгласив, что в человеке борются двое: то есть внутренний человек борется с внешним, – предпочел встать на сторону души, а не тела, потому что его душа-пленница влекома ко греху, а он предпочел бы пребывать в ней и в ней, по собственному утверждению, пребывает, когда говорит: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим.7:24 ) – словно он желает освободиться от внешнего врага. 4 . Следовательно, душа не кровь, ибо кровь принадлежит телу, и душа не гармония 41 , ибо и такого рода гармония присуща телу, и душа не воздух, ибо одно дело – струя дуновения, а другое дело – душа, и душа – не огонь, и душа не энтелехия 42 , но душа – живая, потому что Адам стал душою живою ( Быт.2:7 ), поэтому душа животворит бесчувственное и бездушное тело и управляет им 43 . Существует и лучший человек, о нем говорит апостол: Человек духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:15 ). Это тот, кто превосходит прочих. Поэтому и Давид говорит: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? ( Пс.8:5 ). Человек суете уподобился ( Пс.143:4 ). Не является человеком суеты тот, который был создан по образу Божию, но лишь тот, кто этого лишился, и впал в грех , и соскользнул в вещественное, – тот становится человеком суеты. 5 . Следовательно, по своей природе душа – лучшая часть человека, но по большей части из-за своей неразумности становится подвластной тлению, так что склоняется к удовольствиям тела и к своеволию 44 и не соблюдает меру вещей, или ошибается во мнении, или, склонившись к вещественному, прилепляется к телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Слово 3. О вкушении пищи О вкушении пищи так говорит Приточник 18 : Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе, и налагай руку твою, ведый, яко сицевая тебе подобает уготовити: аще же несытнейший еси, не желай брашен его ( Притч. 23:1–3 ). И другой говорит: Сел ли еси при трапезе велицей, не разверзи на ней гортани твоего и не рцы: много на ней есть. Помяни, яко зло есть око лукаво. Лукавнее ока что есть создано? Сего ради о коей-либо вещи слезит. Идеже аще узриши, не простирай руки и не гнетися с ним в солило. Рассуждай, иже суть искренняго, от Тебе самого, и от всяцей вещи размышляй. Яждь яко человек предлежащее ти и не пресыщайся, да не возненавиден будеши. Престани первый ради наказания и не пресыщайся, да не преткнешися. И аще сядеши посреде многих, первее их не простри руки твоея. Коль довольно человеку наказанному малое ( Сир. 31:12–16 ). И Моисей: Внемли себе, вкушая, да не принесеши всесожжений твоих на всяком месте ( Втор. 12:13 ). И Павел: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ); и: принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи ( Рим. 14:1–2 ). И продолжает: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест… Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает ( Рим. 14:3–4 ). И опять-таки: Кто ест, [Col. 1441] для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога ( Рим. 14:6 ); Ради пищи не разрушай дела Божия, и продолжает: Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн ( Рим. 14:20 ); и:Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере ( Рим. 14:22–23 );Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ( 1Кор. 8:8 ). И Приточник:не прельщайся насыщением чрева ( Притч. 24:15 ), ибо душа в сытости сущи сотам ругается, души же нищетней и горькая сладким являются ( Притч. 27:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

3:5), тогда у него явилось сознание личного греха. Общее понятие о греховности превратилось у него в сознание своей личной греховности. Я не иначе узнал грех , говорит он, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и желания, если бы закон не говорил: не пожелай ( Рим. 7:7 ). Самое исполнение закона приводило его не к нравственным, а только к законным, легальным, внешним (в нравственном смысле), но и мертвым поступкам, потому что он теперь ясно стал сознавать, что делает то, к чему в душе нет искреннего расположения, что исполняет он закон только рабски, из страха перед наказанием (см.: Рим. 8:15 ). Это не то значит, чтобы совесть Савла не одобряла закона, напротив, он находит в нем удовлетворение, удовольствие, сонаслаждается закону Божию по внутреннему человеку (см.: Рим. 7:15–22 ). Но дело в том, что жившие в глубине его духа наклонности были прямо противоположны требованиям закона; прежде не сознаваемые им, они, благодаря именно ревности и точности, с какими он старался исполнять закон, выступили теперь в его сознании с большею силой и ясностью, так что он увидел в себе только грех, понял, что в нем живет не добро, а зло, что он нравственно бессилен, крайне грешен, мертв. Ибо без закона грех мертв... Но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти ( Рим. 7:8–10 ). Однако только благодать Христова могла спасти его от этой мертвенности. Таким образом, подзаконный человек, по изображению апостола Павла, сознавал себя личным грешником, исполняя требования закона только внешне (легально), при этом признавая себя рабом закона, который он исполнял не по сознанию его безусловного достоинства, а из рабского страха перед последствиями его неисполнения, признавая себя рабом греха, от которого он, к ужасу своему, не мог освободиться. Сознавая также бедственное состояние свое, апостол некогда говорил: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7:24 ). И выход из этого бедственного положения апостол видел только во Христе: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим...

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Осуждаемое положение: «Когда Бог сопровождает Свое повеление и Свое внешнее слово помазанием Своего Духа и внутренней силой Своей благодати: то совершает в сердце требуемое Им повиновение». Таким образом, Рим отвергает то, чтобы Бог совершал в сердце человеческом повиновение, когда сопровождает свое повеление внутренней силой Своей благодати. Это значит отвергать ту действенную благодать, которая всегда была догматом Церкви и которая в собственном смысле есть благодать, то есть, божественная помощь, сопровождающаяся своей действенностью, при посредстве добровольного соглашения человека с произведенным в нем движением Божиим. Положение осужденное: «Семя слова, орошаемое рукой Божией, всегда приносит свой плод». Рим видит ересь в этом положении; таким образом, в его глазах истинное учение состоит в признании того, что семя слова, орошаемое Богом, не приносит своего плода. Если это так, то как необходимо понимать следующее учение св. Писания: «Слово, исходящее из Моих уст, не возвращается ко Мне без плода; но совершает все, что Я желаю и производит действие, ради которого Я его посылаю» ( Ис.55:11 ). «И насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (Кор.3:7). Положение осужденное: «Вера есть первая благодать и источник всех других». Итак, Рим проповедует, будто существует благодать, предшествующая вере? Что же это за благодать? Как согласовать римское учение с учением св. Павла, который положительно говорит: «Необходимо, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). «Иисус Христос верою даровал нам доступ к благодати» ( Рим.5:1,2 ). Осужденное положение очевидно есть то же, что и положение св. Павла. Римское же положение противоположно ему. Итак, оно есть еретическое и совершенно противоречит откровенному учению. Положение осужденное: «Все, кого Бог желает спасти во Христе Иисусе, непременно спасутся». Так как это положение осуждено, то необходимо признать истинным следующее другое: «Все, кого Бог желает спасти во Христе Иисусе, не непременно спасутся, то есть, решительная воля Божия не осуществляет своего действия». Но в св. Писании мы читаем: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин.6:39 ). «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010