3) Сектант: Под крещением нужно разуметь страдания: « Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» ( Лк. 12:50 ). «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» ( Мф. 20:22–23 ). Объяснения православного: Да, здесь действительно под «крещением» и «чашею» разумеются страдания Христа и Его учеников; но это не значит, что везде в Писании это слово означает страдания или мучения: «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там много было оды: и приходили туда и крестились» ( Ин. 3:23 ). Если под словом «крещение» везде нужно разуметь страдания и мучения, то выйдет, что Иоанн везде мучил людей: и в пустыне (Map. 1:4), и в Иордане (ст. 5), и в Еноне; выйдет, что и Спаситель мучил людей в Иудее, где Он, сказано, с Апостолами «жил и крестил» ( Ин. 3:22 ) и велел св. Апостолам мучить все народы, когда сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их». Для всякого здравомыслящего понятно, что не везде в Св: Писании под словом «крещение» можно разуметь страдание, или мучение. 4) Сектант (молокане, духоборы и «духовные христиане»): Для очищения от Адамова греха не нужно никакого крещения: «Если мы ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( Ин. 1:7 . Евр. 9:13–14 ), ибо «мы имеем искупление Кровию Его» ( Еф. 1:7 . Мф. 26:28 ). Объяснения православного: Совершенно справедливо, что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, что мы искуплены Кровию Его, но нужно помнить, что мы усваиваем это искупление и получаем очищение от грехов чрез приобщение к благодати Божией, нак об этом говорится и в недочитываемых сектантами словах приводимого ими места из послания к Ефесянам, где читаем, что мы получаем «прощение грехов, по богатству благодати Его» (ст. 7). Все люди искуплены Кровию Христа, но получает прощение грехов только тот, кто соединится с Ним, кто облечется в Него, кто возродится, омоется от них, освятится и оправдается благодатию Св. Духа, для получения которой и установлено Христом таинство св. Крещения: только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.., дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха» ( Рим. 6:4–7 ). Необходимо для прощения грехов получить чрез крещение водою Духа Святаго: «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9–11 ),. почему и сказал Христос: «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Объяснение. «Великую пропасть» для прощения грехов готовят себе хулители на Духа Святого: Мф.12:31 ; Церковь молится не за таких умерших хульников, а за скончавшихся с верою и покаянием, но не успевших принести плоды, достойные покаяния: Мф.22:32 ; Рим.14:8 ; Вар.3:4–5 ; Иер.16:6–7 . Лк.23:43 . «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Объяснение. Разбойнику была явлена Господом особая милость, как принёсшему плоды, достойные покаяния: Лк.23:41 , Много ли найдётся таких людей, которые, подобно разбойнику, в последний час принесут плод, достойный покаяния? Святая Церковь и вспомоществует своими молитвами тем, которые умерли с покаянием, но не успели принести достойных плодов, помня завет Спасителя: Лк.11:9–10 ; Мф.22:32 . 1Пет.1:17 . «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Объяснение. Справедливо, что Бог нелицеприятно судит каждого по делам, но молитвами об умерших Церковь Православная не нарушает суда Божия по делам человека так же, как этот суд не был нарушен молитвою Авраама об Авимелехе: Быт.20:1:17 ; или молитвою Иова о друзьях: Иов.42:8–10 . Примеры молитвенного ходатайства за умерших нам даёт само Священное Писание: 2Мак.12:43–45 и друг. 1Пет.3:18–19 . «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал». Объяснение. Как тогда, пред восстанием из гроба, Христос проповедовал, благовествовал пленникам ада: 1Пет.4:6 , так и теперь может Он оживить благой вестью о помиловании всякой души умершего человека по молитвам Церкви Христовой: Мф.7:7 ; Ин.11:40 ; Тов.4:17 . Рим.2:5–6 . «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Объяснение. Эти слова относятся к будущему Пришествию Господа и страшному суду, когда моление не приносит умершим пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рим.8:26–27 ), любовью Божиею и живою надеждою на милость Господа Иисуса Христа и жизнь вечную. Иуд.1:22–23 .  И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. После пастырских наставлений ко всем верующим ( Иуд.1:20–21 ) Апостол в последнем своем наставлении воспоминает тех, которые в большей или меньшей степени поддались обольщению лжеучителей. При этом, соответственно неодинаковой степени падения обольщенных, Апостол указывает читателям и неодинаковые способы воздействий на них. Чтение ст. 22–23 очень спорно. Придерживаясь авторитетного кодекса Синайского, следует так передать их: «и одних милуйте – сомневающихся, других же спасайте, исторгая из огня, кого же милуйте со страхом...», т. е. к сомневающимся будьте милостивы; кого зараза со стороны лжеучителей уже значительно коснулась, тех спасайте своею христианскою любовью, – спасайте скорее, как бы из огня, пока есть возможность; будьте милостивы и к самим упорным, но «со страхом», – опасайтесь, как бы в этой своей милости самим не подвергнуться нравственной порче или опасности нравственной заразы (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 259). Эта осторожность должна простираться до того, что верующий должен избегать даже прикосновения к одежде лжеучителей, как символу греховной заразы. Иуд.1:24–25 .  Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. Послание заканчивается величественным апостольским славословием Богу Отцу через Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Славословие это близко напоминает доксологию Апостола Павла в послании к Римлянам ( Рим.14:24–26 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Соборное Послание святого апостола Иуды. 406-417 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17) Кто может назваться духовным Гал.4:28–31 . «Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» ( Быт.21:10 ). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу: Рим.8:4–5 . Плод же духа: Гал.5:22–23 . Но кто повреждает слово Божие: 2Кор.2:17 , и превращает Писание: 2Пет.3:16 , тот не духовный, о котором говорит Евангелие, и, стало быть, несправедливо присваивает себе несоответствующее звание. Православные никого не притесняют в деле религии, но, по слову апостола, желают единства веры: Еф.4:3:13–14 , и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет.2:13–14 , а мнящие себя быть «духовными христианами» не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но ещё соблазняют и других простодушных людей, как бы забывая строгий приговор соблазнителям: Мф.18:6 . 18) О знании откровений Рим.8:1–2 . «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объясн. Говоря о знании об идоложертвенных яствах, апостол поясняет, что знание о них не так важно, ибо оно может надмевать, а противопоставляет этому знанию любовь, которая назидает: 1Кор.13:4 , и, в предупреждение самохвальства этим знанием, апостол говорит, что такое знание ничего не значит по сравнению с знанием, могущим открыться в будущем веке: 1Кор.13:12 . 19) Об учёности Мф.11:25 . «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Объясн. Некнижность и необразованность не были необходимым условием для веры евангельскому учению: Господь Сам посылал мудрых и книжников: Мф.23:34 ; апостол Павел и Иосиф из Аримафеи были учёные: Деян.22:3:25, 29 ; Мк.15:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2.1. Итак, увидев этого Амалика, «Валаам, сын Веоров, муж истинно видящий, слышащий слова Божии, знающий знание Всевышнего, увидевший во сне видение Бога», «произнес притчу свою» (ср. Чис.24:15–16 ), как написано и в предыдущем видении, и сказал: «Первый из народов Амалик, но семя их погибнет» ( Чис.24:20 ). Безусловно, фраза «первый из народов Амалик» ни коим образом не может относиться к тому Амалику, бывшему в то время во плоти – ибо он не был первым по древности происхождения – но лучше отнести сказанное к невидимому Амалику, названному так за то, что он отвращает людей от Бога и не позволяет язычникам поклоняться Богу. И потому он справедливо назван «первый из народов», как некая противная сила, первой давшая начало людям, ставшим язычниками, которые «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:23 ) «и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:25 ). И как написано, что Христос есть первый из народа Божьего (ср. 1Кор.11:3; 15:23 ), так и, напротив, Амалик – первый из народа, отвратившегося от Бога и ставшего языческим. 2.2. «Но семя их погибнет» ( Чис.24:20 ). Семя их – убеждения и теории, посредством которых они научают людей отвращаться от Бога. Таким образом, погибнут нечестивые учения и худое семя, а не те, в ком есть это семя. Ибо когда сами скорбящие обратятся, то будут спасены (ср. Ис.45:22 ). Так рассуди, не опровергает ли такое толкование доводы тех, кто обвиняет в суровости и жестокости Бога закона, Который утверждает, что погибнет не только народ Амалика, но и семя его; и, поскольку этот народ сочетавается с духами злобы (ср. Еф.6:12 ), семя его представляет собой учение языческих суеверий, идолопоклонство и всякую секту, которые убеждают людей отойти от Бога. 3.1. После Амалика в пророчестве упоминается о Кенее, говоря: «И увидел он Кенея, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, если на камне положено гнездо твое; но если станет для тебя Веор гнездом коварства, Ассирийцы уведут тебя в плен» ( Чис.24:21–22 ). Мне кажется, что здесь о Кенее не говорится как о достойном сурового осуждения; ибо он – тот, кому выше Саул сказал: «Пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам» ( 1Цар.15:6 ). Поэтому теперь о нем сказано: «Крепко жилище твое, если на камне положено гнездо твое». Камень же есть Христос (ср. 1Кор.10:4 ). Поэтому если он укрепил гнездо свое на камне, то крепко жилище его; если же нет, то станет для него Веор гнездом коварства.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

18 Ибо если по Закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. 19 Для чего же Закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. 20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один ( Гал. 3:18–20 ). Зачем нужен Закон? Закон как педагог В самом деле, зачем же Закон? – такой законный (позволим себе каламбур) вопрос логически возникает после «противозаконных» высказываний Павла. 21 Итак Закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был Закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от Закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа ( Гал. 3:21–22 ). Роль Закона – в обнаружении греха как неправды перед Богом. Для Закона грех является преступлением, а грешник – преступником. О роли Закона Павел еще яснее скажет в Рим.: «Мы не «уничтожаем Закон верою», «но Закон утверждаем» ( Рим. 3:31 ). 23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею Закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24 Итак Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководствомдетоводителя. 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3:23–26 ). Роль Закона пополняется еще одной важной составляющей: он не только «индикатор» греха, но и тот фон, на котором еще резче и контрастнее сияет благодать, данная как дар прощения в Иисусе Христе. Здесь в самом деле напрашивается употребить слово «прощение», но следует заметить, однако, что этот ходовой термин христианского богословия, как, кстати, и «покаяние», не относится к излюбленной лексике Павла, а в Гал. эти слова ни разу не встречаются 423 . Закон обозначил грехи, чтобы тем весомее было воспринято оправдание как прощение и усыновление человека во Христе. В этом контексте у Павла появляется знаменитое определение Закона как детоводителя ко Христу (см. Гал. 3, 24 ). Детоводитель (греч. paidagwgo/j, что можно даже не переводить: педагог 424 ; по-слав. пёстунъ) – это раб или слуга, которому на время детства вверено воспитание малолетнего сына-наследника. Павел подметил удивительный парадокс, великолепно поясняющий служебную роль Закона: малолетний сын, мальчик, потенциальный наследник и даже будущий хозяин этого самого раба-педагога, пока находится в полной зависимости, в своеобразном рабстве, «под руководством [ЕК: под властью]» (ст. 25; ср. 4, 1–2) у детоводителя, ибо куда его тот поведет буквально за руку, туда он и пойдет. В древности такие детоводители обычно водили детей в школу и обратно 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24 ). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). «Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?» или «почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?» (Ст. 17). «Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.» (Ст. 18) «О повиновении родителям.» (Ст. 20) «Начало благочестия нужно полагать в юности.» (Ст. 22) «Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.» и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 7:21 ; Иак. 2:26 ; Рим. 2:13 ; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . ( Мф. 5:22–25 ; l Иоан. 3:15 ; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй ( Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй ( Ефес. 4:25 ; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. ( Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. ( Рим. 7:18–23 ; Иак. 1:14–15 ; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи « божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия » ( 2 Пет.1:3 ) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . ( Фил. 2:13 ; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — « ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен » ( 2 Кор. 12:9-10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010