И в тех случаях, когда ближний не хочет мириться, показывает себя врагом, ненавидит и всячески вредит нам, мы не должны отворачиваться от него. Мы должны любить и врагов своих. Любите врагов ваших, говорит Господь, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Матф. 5:44 ). Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его, – пишет апостол ( Рим. 12:20;14:17 ). Любя врагов, мы хотим добром победить зло. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим.12:21 ). Любовь все покрывает, всему верит, всегда надеется ( 1Кор. 13:7 ); потому и мы надеемся, что враг может сделаться нашим другом. Внешняя форма выражения любви к ближним есть учтивость, или вежливость. Она выражается в приветствиях, рукопожатиях, поцелуях и других формах любезного обращения с людьми. Посылая апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос дал им такое наставление: В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему ( Лук. 10:5 ). И апостолы нередко посылают в посланиях своих целование христианам ( 1Пет. 5:14 , Рим. 16:16 , 1Кор. 16и д.). Мы, конечно, часто здороваемся совершенно механически; однако и в приветствиях должна сказываться наша любовь и расположение. Вежливости сродни услужливость. Мы услужливы, когда, напр., ссужаем ближнего деньгами в финансовых затруднениях его, когда выполняем за него какую-либо работу и т.п. Утверждение ближних в доброй нравственности Мы должны быть готовы служить ближнему, передавая ему от души свои знания, в особенности – наставлением его в религии и доброй жизни. Слово Христово да вселится в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга ( Кол. 3:16 ). Заботясь о доброй нравственности ближних, мы сами должны показывать добрый пример, остерегаясь, как бы не послужить ближнему соблазном. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Матф. 5:16 ). Горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Матф. 18:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Так и св. апостол Павел поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим. 13:7 ). «Всякая душа да будет покорна высшим властям... противляющийся власти противится Божию установлению... Всякий начальник, а тем паче царь есть Божий слуга, тебе же на добро... Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13:1, 2, 4, 5 ). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа», – поучает св. ап. Петр; – «всякому» начальству, а царю наипаче: «царю... как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия... Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:13–15, 17 ). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедию ап. Петра? – Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на церковь Божию? Не он ли убил апостола Иакова мечем? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что такова есть воля Божия, так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветх. Завете: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч. 24:21 ). «Кто раздражает... царя, тот грешит против самого себя» ( Притч. 20:2 ). «Слово царское храни» ( Еккл. 8:2 ). «Тайны царевой не нарушай» ( Тов. 12:7 ). 19. О повиновении властям О повиновении властям предержащим св. Иоанн Златоустый в одной из бесед своих (23 бес. на посл. к Рим.) так учит: «Хотя бы ты был апостол, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто, повинуйся»... «Уничтожь судилища, и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчего, и потопишь судно; отними вождя у войска, и предашь воинов в плен неприятелям»... «Итак должно возсылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что судии. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили безсмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления колесницею и кормило для управления кораблем» (Беседа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В чем состоит перемена и упразднение закона заповедей? Содержание закона свято ( Рим.7:12 ), сущность его – любовь ( Мф.22:37–40 ) – обязательна на все времена ( 1Ин.2:7–8 ). Отменен путь оправдания ветхозаветным законом ( Гал.2:21 ) т. е. путь спасения делами помимо внутреннего возрождения человека; несомненно отменено и ветхозаветное рабство пред буквой закона (2Kop.3:6–8). По содержанию же и существу данное в древнем законе заповедей только в новом завете и получило возможность утверждения и исполнения ( Рим.3:31 ). В этом смысле Господь и пришел не нарушить закон, a исполнить. Он – исполнение (τλος) закона и праведность христиан полнее, глубже, выше праведности служителей буквы ветхого закона. Относительно субботы в евангелии имеется целый ряд данных утверждающих, что Господь Спаситель с ветхозаветной точки зрения нарушал субботу: Иудеи прямо обвиняли Его в этом ( Ин. 5:18 ), говорили: «не от Бога Этот Человек, потому, что не хранит субботы» ( Ин.9:16 ). Христос не был рабом субботы подобно формалистам и буквопоклонникам ветхого завета (подобные которым попадаются ныне в новозаветное время); Он был господин субботы и учил, что суббота не есть божество, фетиш, a она должна подчиняться человеку и его добрым делам: «Суббота для человека, a не человек для субботы» ( Мк.2:27 ). Значит, тогда, когда нет, смысла праздновать ее, она может быть свободно заменена. Святый Апостол Павел писал к Римлянам: «Иной отличает день от дня, a другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» ( Рим.14:5–6 ); апостол учит здесь о свободном отношении в ветхозаветным праздникам; яснее он пишет об этом Галатам: «ныне же, познавши Бога, или, лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился y вас» ( Гал.4:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Так же называет его и св. Ап. Павел. Он называет Христа Спасителя «поручителем лучшего завета» ( Евр.7:22 ) и далее со всей выразительностью раскрывает мысль о превосходстве Нового Завета и отмене Ветхого, утверждаясь при этом на свидетельстве самого ветхозаветного писания. Говоря о Христе, как Ходатае лучшего завета, Апостол пишет: «если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после дней тех, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут Моим народом... Говоря новый, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». ( Евр.8:7–13 ). Мы видим, что в данной апостольской мысли неразрывно связывается перемена завета с отменой и ветхого закона. Это и положительно утверждается апостолом Павлом. «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, – правда Божия, через веру во Христа Иисуса» ( Рим.3:21–22 ). Вот истинная связь двух заветов, – это свидетельство самого закона о новом законе веры, когда верующие живут «не под законом, но под благодатию» ( Рим.6:15 ), а сам Христос Спаситель есть «конец закона» ( Рим.10:4 ). И далее в послании к Галатам и к Еврееям св. Апостол подробно раскрывает мысль о том, что ветхозаветный закон был только «пестун во Христа» ( Гал.3:24 ). Все это настолько известно и несомненно, что, полагаем, вовсе излишне раскрывать подробно. И Апостол прямо говорит об «упразднении» закона заповедей учением Господним ( Еф.2:15 ). Мы легко представляем себе возможным возражение нам со стороны защитников смертной казни. Мы легко предвидим и упреки в том, что усвояем единой Божией воле два различные закона, и что мы будто бы отрицаем единство внутренне-органическое обоих заветов и законов. Но мы думаем иначе и утверждаем, что это глубочайшее единство Высочайшей воли и законов, данных ею, может быть истинно понято только с указанной нами апостольской точки зрения, а вовсе не с точки зрения защитников смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Ибо такова есть воля Божия ( 1Пет.2:15 ), ибо то угодно Богу ( 1Пет. 2:19 ); сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин. 3:23 ). С другой стороны, говорится: Бога бойтесь ( 1Пет.2:17 ). Придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его ( Матф. 16:27 ). Что посеет человек, то и пожнет ( Гал. 6:7 ). В частности: ищущие удовольствие в различных постыдных делах получат возмездие за беззаконие ( 2Пет. 2:13 ). Открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков ( Рим. 1:18 ). Теснота и скорбь на всякую душу человека творящего злое ( Рим.2:9 ). Конец служащих греху – смерть ( Рим. 6:21–23;1:23 ). И наоборот: соблюдающий заповеди Божии войдет в жизнь ( Матф. 19:17 ) и великим наречется в царствии Божием ( Матф. 5:19 ). Кто не ослабеет, тот в свое время пожнет ( Гал. 6:9 ), – труд его не будет тщетен перед Господом ( 1Кор. 15:58 ). Подвизающимся добрым подвигом соблюдается венец правды ( 2Тим. 4:7–8 ). Даже напоивший жаждущего чашей воды во имя Христово не потеряет своей награды ( Мар. 9:41 ). Кратковременное легкое страдание верующего и праведного человека производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). Или кому неизвестно ублажение Господом Спасителем в нагорной беседе смиренных, сокрушенных, кротких и т.д. (Матф. 5и д.). Каждому известно и изображение в Евангелии вечного мучения грешников и вечного блаженства праведников. А самое низшее побуждение к нравственной жизни состоит в принуждении себя к ней не ради духовных и вечных благ, а ради чувственных и временных – земных. Но и это побуждение не исключено совсем Свящ. Писанием. Особенно в Ветхом Завете богоизбранный народ часто побуждался Моисеем и пророками к верному служению Богу и к исполнению своих обязанностей указанием на ожидающее его в этом случае земное благополучие. И в Новом Завете говорится, что ищущим царствия Божия и правды Его все земное само собой присоединится ( Матф. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Но они говорят: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), (они), чтущие суетных и ложных ( Иона 2:9 ). О воскресении же Его и Исаия говорит: Который вывел их из моря с пастырем овец Своих ( Ис.63:11 ); присовокупил он: великого, чтобы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими пастырями. 21 . Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры касательно воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить воскресение. Ибо манихеи доныне говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (ср. Рим.1:4 ). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: не говори в сердце твоем и проч. кто сойдет в бездну? то есть Христа от мертвых возвести ( Рим.10:6–7 ). Подобным образом для утверждения негде написал: Помни Господа Иисуса Христа... воскресшего из мертвых ( 2Тим.2:8 ). И опять: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал ( 1Кор.15:14–15 ). Но потом говорит: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ); и явился Кифе, потом двенадцати ( 1Кор.15:5 ). Если не веришь этому свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову ( 1Кор.15:7 ), брату своему, первому епископу паствы сея. Итак, если этот епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе, то ты, ученик Его, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: после всех явился и мне ( 1Кор.15:8 ), – Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Апостол Павел любит нанизывать цитаты одну на другую. Иногда он просто обрушивает на своих читателей целый каскад цитат. Например, в главе 3 Послания к Римлянам, где апостол говорит о современном ему падении нравов, каждый его тезис – ветхозаветная цитата: «Ноги их быстры на пролитие крови» ( Рим.3, 15 ) – это из первой главы Книги притчей Соломоновых, стих 16: «ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови». ( Притч.1:16 ) А это Псалтирь, ( Пс.35 ): «Нет страха Божия перед глазами их» ( Рим.3:18 ), а всего там семь цитат подряд. – Но ведь и Сам Спаситель говорит на этом языке. Это мы, читая в Евангелиях Его слова, зачастую не узнаем древней цитаты, не чувствуем связи Его проповеди с Писанием. – В отличие от нас, окружение Спасителя знало Писание наизусть. Тогда не было никакой разбивки на главы, на стихи. Мы теперь говорим: глава такая-то, стих такой-то. А они просто называли два-три первых слова определенного стиха, и все понимали, что имеется в виду. И когда Господь говорил, апеллируя к Ветхому Завету, все понимали, о чем идет речь, и улавливали связи с хорошо известными книгами. Например, когда Он говорит, что Царство Небесное «подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки» ( Лк.13:21 ), мы не слышим здесь никакой аллюзии на Ветхий Завет . А окружавшие Спасителя сразу слышали: Книга Бытия, глава 18 – посещение Авраама тремя чудесными мужами. Стих 6: Авраам говорит Сарре, чтобы она взяла три сата (меры) муки и испекла пресные (без закваски!) хлебы для гостей. (см.: Быт.18:6 ) Учитывая это, слышавшие, вероятно, понимали: хлеб любви, который человек подносит Богу, отныне заквашивается Царством Небесным, то есть самой любовью Божиею. Иной пример – притча о злых виноградарях (см.: Мф.21:33–46 ). Все образы этой притчи – виноградник, точило, башня, ограда – взяты из песни, которой открывается 5 глава книги Исаии. Только если в Ветхом Завете «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис.5:7 ), то в евангельской притче остается вопрос: что же такое виноградник? Чуть ниже Сам Господь дает на него ответ: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Итак, виноградник – Царство Небесное, явленное с приходом Христа, и чтобы оставаться виноградником и приносить плоды, Израиль должен быть привит к Нему (то есть принять Его). Продолжение этой темы мы находим в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010