1. Общение свойств Божественного и человеческого естеств в Господе Иисусе Христе осуществляется единством Лица, единством Христовой Ипостаси. Поскольку одна и та же Ипостась Бога Слова в Господе Иисусе Христе есть всецело, нераздельно и совершенно Ипостась как Его Божеского, так и Его человеческого естества, то в силу единства Ипостаси свойства одного естества переносятся на другое: Божественные на человеческое и человеческие на Божественное; они общаются между собой, и происходит их взаимообмен. Вследствие единства Ипостаси как носителя обоих естеств Господу Иисусу Христу как Богу усваиваются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по человечеству; и наоборот, как к Нему как к человеку прилагаются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по Божеству. В этом причина того, что в Священном Писании Его Божественному естеству зачастую приписываются свойства человеческого естества, как и, с другой стороны, Его человеческому естеству иногда вменяются свойства естества Божественного. Так, в Священном Писании Господь Иисус Христос именуется: «Господом славы» распятым ( 1Кор.2:8 ); о Нем говорится: Господь Бог «приобрел Себе Церковь Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); Его, «Начальника жизни убили» ( Деян.3:15 ); «второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «мы примирились с Богом смертью Сына Его» ( Рим.5:10 ; ср.: 2Кор.5:18–19 ); Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ; ср.: Ин.3:16 ; Гал.2:20 ); «хотя Он и Сын» (Божий), «однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр.5:8–9 ; ср.: Евр.2:10 ). Точно так же в Священном Писании Господу Иисусу Христу как Сыну Человеческому и человеку часто приписываются свойства, принадлежащие Его Божественному естеству, например: вездесущие ( «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» – Ин.3:13 ); власть отпускать грехи ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ); вечное, Божественное Сыновство ( Мф.16:13, 16 ); суд над миром на Страшном Суде ( Ин.5:27 ; Мф.19:28 ); Божественная слава ( Ин.17:3–5 ); Божественное всемогущество ( Мф.26:64 ); Божественное поклонение ( Флп.2:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

При З. обновляется облик г. Рима: были проведены работы по перестройке Латеранского комплекса, отреставрированы нек-рые рим. церкви. Из Хроники кард. Льва Остийского известно, что З. вернул в мон-рь Монте-Кассино, восстановленный при Григории II (715-731) аббатом Петронаксом, церковное имущество, некогда укрытое в Риме от лангобардов, а также сделал мон-рю ряд пожалований (PL. 173. Col. 494). В Liber Pontificalis о папе говорится как о человеке милостивом и отзывчивом, популярном среди рим. духовенства и простого народа. З. вдвое увеличил размер пресвитерия (ежегодных выплат из папской казны) для рим. духовенства, а также оказывал материальную помощь беднейшим жителям Рима и паломникам. З. скончался в Риме и был похоронен в соборе св. Петра. З. не оставил оригинальных богословских сочинений. Однако, согласно Liber Pontificalis, он перевел на греческий язык «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» (Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 кн.) папы Римского Григория I Великого , чем немало способствовал распространению этого сочинения в вост. областях христ. мира (BHG, N 1445y - 1448b). По нек-рым свидетельствам им были переведены и др. сочинения Григория Великого. Также сохранилось неск. писем З. Согласно Liber Pontificalis, понтификат З. длился 10 лет, 3 месяца и 15 дней. Впервые память З. была включена в Мартиролог Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) под 15 марта. В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (1589) эта дата сохранена. День памяти был перенесен на 22 марта лишь в поздней редакции Римского мартиролога папы Бенедикта XIV (1749). Соч.: PL. 89. Col. 917-960; Conte P. Regesto delle lettere dei papi del sec. VIII. Mil., 1984. P. 207-219. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 406-411; LP. T. 1. P. 426-439; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. 11. 6//PL. 135. Col. 797-800; Jaff é . RPR. Vol. 1. P. 262-270. Лит.: Bartolini D. Di S. Zaccaria papa e degli anni del suo pontificato. Ratisbona, 1879; Mann H.

http://pravenc.ru/text/182669.html

Это и естественно при тех препятствиях к познанию, какие зависят от краткости жизни, от ограниченности и испорченности ума, от множества обязанностей, трудности исполнения их и многих других причин. Падший человек без помощи благодати не может исполнить всего закона, как по трудности сего, так и по прирожденной своей немощи. Прощение обид, любовь к врагам, воздержание и другие требования закона так трудны, что человек собственными силами никак не может исполнить их. О себе Апостол Павел говорит: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе не обретаю ( Рим.7:18 ). Во всей 7-й главе послания к Римлянам Апостол Павел в сильных выражениях показывает невозможность для человека без помощи благодати исполнить закон. Только при помощи благодати человек может победить сильные искушения как внутренние от похоти, живущей в падшем человеке, о которой Апостол Павел говорит: плоть похотствует на духа, дух же на плоть ( Гал.5:17 ), и передает вопль падшей и немощной природы: вижду ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих ( Рим.7:23 ), – так и внешния от диавола ( Еф.6:16 ), от прельщений, угроз и гонений мира ( 1Ин.5:4 ). Высокие духовные совершенства человека суть плод благодати Святаго Духа. Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ) и молитва ( Рим.8:26 ; сл. 1Кор.12:3 ). Великие подвиги самоотвержения и самопожертвования, каковы, например, подвиги проповедников Евангелия, совершаются только при помощи благодати Божией. Св. Апостол Павел свидетельствует о себе Духом Святым: паче всех их потрудихся: не аз, но благодать Божия яже со мною ( 1Кор.15:10 ). «Подвиг, – говорит Св. Григорий Великий , – зависит от дара благодати, а не благодать от подвига, иначе благодать не будет благодатью, ибо всякому подвигу предшествует дар благодати, хотя после и дары благодати возрастают по той мере, как увеличиваются подвиги» (Святитель Григорий Великий (Двоеслов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Христос, рожденный в среде богоизбранного народа, должен был исполнить весь закон, то есть реализовать в Себе весь Закон: «Ибо конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Не имея на Себе ни одного греха, Господь берет на Себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути. Христос принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах, но Он уподобился грешникам и совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Его жизнь после крещения, исполненная страданий и безграничного терпения, также является для нас примером. Что таинство Крещения значит для нас, дорогие братья и сестры? В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую, духовную жизнь, о чем говорится в апостольском послании к Римлянам: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…» (Рим. 6:3-10). Вода – один из древнейших религиозных символов. В Писании вода символизирует собою жизнь (Ис. 35:6-7), благодать Божию (Ин. 4:10-14), нравственную чистоту человека (Ис. 1:16). У древних евреев были в обычае частые омовения, поэтому крещение Иоанново внешне похоже было по форме на эти ритуальные омовения, но по смыслу это было подготовительной встречей со Христом: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Заповедь Христа о крещении включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение (оглашение), без которого вера не будет сознательной, троекратное погружение в воду с крещальной формулой: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Затем следует помазание миром, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением. Чин крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковлением. В эпоху Константина Великого было принято крестить по преимуществу взрослых людей, поскольку придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Эти два главных таинства – крещение и евхаристия, символизируют собою купель и чашу, как вхождение в Церковь Божию и принятие Св.Даров на Евхаристии. Когда воин Лонгин пробил бок Господа копием своим, то истекла кровь и вода. Именно они и символизируют эти два наиболее значимых таинства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

Вся совокупность внутренних факторов свидетельствует о том, что книга Деяний написана при жизни Павла – что называется, no свежим следам. Более того, автор книги, апостол и евангелист Лука, вопреки мнению многих ученых, был очевидцем описываемых в ней событий – если не всех, то по крайней мере некоторых. На это указывают так называемые мы-отрывки, в которых Лука, до того повествовавший о событиях в третьем лице, неожиданно вводит первое лицо множественного числа, что говорит о его участии в событиях. Таких отрывков в тексте книги четыре: Деян. 16:10–17 (путешествие от Троады до Филипп), Деян. 20:5–15 (путь от Филипп до Троады и от Милета до Иерусалима), Деян. 21:1–18 (путь от Милета до Иерусалима через Кесарию), Деян. 27:1–28:16 (путь от Кесарии до Рима). Очевидно, что по крайней мере в этих путешествиях Лука сопровождал Павла. Участие Луки в жизни Павла подтверждается и другим, не менее важным источником биографических сведений о Павле: его посланиями. В Послании к Колоссянам Павел пишет: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол. 4:14 ). В Послании к Филимону он включает Луку наряду с Марком в список из четырех своих сотрудников ( Флм. 24 ). Во Втором послании к Тимофею, жалуясь на то, что его сотрудники разошлись по разным странам, Павел отмечает: «Один Лука со мною» ( 2Тим. 4:10 ). 13 Книга Деяний содержит 11 речей Павла, отличающихся одна от другой по длине и по структуре: 1 . Речь в Аитиохии Писидийской (13:16 41:46–47). 2 . Речь в Листре (14:15–17). 3 . Речь в Афинском ареоиаге (17:22–31). 4 . Речь перед эфесскими пресвитерами в Милете (20:18–35). 5 . Речь перед иудеями в Иерусалиме (22:1:3–21). 6 . Ответы на допросе сннедриона (23:1, 3, 5:6). 7 . Оправдательная речь перед Феликсом (24:10–21). 8 . Оправдательная речь перед Фестом (25:8:10–11). 9 . Оправдательная речь перед царем Агриппой (26:223, 25–27:29). 10 . Обращения во время морского путешествия в Рим (27:10, 21–26, 31:33–34). 11 . Обращение к римским иудеям (28:17–20:25–28). 14 Ученые спорят о том, являются ли речи персонажей книги Деяний (в общей сложности составляющие около трети общего объема ее текста 15 буквальным воспроизведением того, что тот или иной из них (Петр, Стефан, Иаков, Павел) говорил в каждом конкретном случае, или конспективным изложением, передающим лишь суть того, что он говорил, или вообще литературной продукцией автора книги. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Если ветхозаветный закон «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24), а «конец закона – Христос»(Рим. 10:4), то в чем для христианина выражается полнота возраста Христова? – На признание богатого юноши относительно соблюдения заповедей: «…все это сохранил я от юности моей»(Мк. 10:20), – Христос отвечает: «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест»(Мк. 10:21). В Евангелии от Матфея Христос предваряет Свои слова обетованием: «если хочешь быть совершенным»(Мф. 19:21), – Господь оберегает свободу человека: предлагает ему возможность, оставляя выбор за ним самим. В Евангелии от Марка за признанием юноши следует уточнение: «Христос, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21). – А юноша отошел c печалью… Как в Евангелии взаимосвязаны свобода и любовь? – Любить может только свободный. Если человек не способен любить, значит, он не свободен. Ему нужен Некто, Кто освободит его. Но освободит только в том случае, если в нем еще хотя бы только тлеет способность любить. Помните притчу о званных на брачный пир в Евангелии от Матфея? Божию человеколюбию можно только удивляться, ибо сказано, что позвали «всех, кого только нашли, и злых и добрых»(Мф. 22:10), и привели на пир. Но нашелся некто, кто был не в брачной одежде, кто молчал на вопрос к нему Царя, то есть не отвечал на любовь и милость. Тогда сказано, что Владыка повелел: «…связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»(Мф. 22:13). Именно в любви – смысл и исполнение свободы. Господь по этой причине никого и не привлекает к Себе насильно. Даже когда Он совершает чудеса, а люди не принимают Его, Он разворачивается и уходит, ничего не говоря и не объясняя им (Мф. 8:34). Он и с учениками общается, как с друзьями, постоянно предлагая им выбор: следовать за Ним или уйти. В беседе о хлебе жизни Господь ясно противопоставляет множеству дел богоугождения по закону Моисееву – одно только дело: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал»(Ин. 6:29), – и в качестве осуществления этой веры предуказывает Таинство Причащения: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»(Ин. 6:53–54). Эти слова принять можно только верою. Иначе мы окажемся в числе тех многих, кстати, учеников, которые Тайной Христовой – «Я есмь хлеб жизни»(Ин. 6:35) – соблазнились: «…какие странные слова! кто может это слушать?»(Ин. 6:60) – и отошли от Него.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/svobod...

Слово «промысл» (греч. πρνοια) (и производные от него) в Септуагинте встречается редко, причем в основном в тех книгах, которые относятся к периоду эллинизма (Прем. 6:7; 14:3; 17:2; 2 Мак. 4:6). При этом учение о Боге-промыслителе, вера в промысл Божий – одна из самых важных тем в Ветхом Завете, но вера эта засвидетельствована в Св. Писании иными средствами, с минимальным использованием термина «промысл» (πρνοια), который более характерен для языческой философии и лишь в диалоге с ней был воспринят в святоотеческое богословие. Бог неизреченно присутствует в творении и наполняет его (см. Иер. 23:24; Мф. 5:34-35); содержит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3); все оживотворяет (см. 1 Тим. 6:13); печется о Своих творениях (Мф. 5:45; ср. Лк. 6:35); непрестанно действует в мире (см. Ин. 5:17); «все Им стоит» (Кол. 1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов. 12:10); все живет и движется Им (Деян. 17:28); от Него зависит время жизни всего (см. Деян. 17:26; Пс. 103:8-9, 118:90-91), Он дает жизнь, дыхание и все потребное для жизни (Мф. 6:25-34; Пс. 90:116; Деян. 17:25; Рим. 11:36; 1 Кор. 12:6); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф. 10:30); Он надзирает надо всем творением (см. Неем. 9:6; Иов. 28:24; Притч. 15:3; Пс. 32:14; Евр. 4:13). Он дает силу растениям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф 6:28-29). Не только творение, но и сохранение творения совершается по воле Божией: «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем. 11:25-26)». Одним из способов выражения веры в промысл Божий в Ветхом Завете было использование понятия «судов» (ед. число τ κρμα «суд», «приговор», «решение»), или, по-церковнославянски «судеб» Божиих. Как пишет об этом понятии свт. Игнатий (Брянчанинов): «Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определений Божиих» . Это библейское понятие чрезвычайно близко к понятию промысла Божия, как он понимался в святоотеческий период.

http://bogoslov.ru/article/6166589

1Пет.1:18–21 . «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога». Объяснение. Несомненно, что мы искуплены драгоценной Кровью Христа Спасителя. Но, получив избавление, не должны ли мы «со страхом проводить время странствования нашего»? (ст.17), Конечно, мы должны иметь светильники горящими: Лк.12:35 ; поступать достойно звания: Еф.4:1 ; совершать добрые дела и многие подвиги; к этим подвигам относятся и пожертвования на храм: Мк.12:43–44 ; и приношения в пользу священнослужителей: Лк.10:7 ; Гал.6:6 . Бог, как всеведущий, от вечности знал о падении будущего человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его искупил человечество Своей Кровью: Евр.10:5–7 . Время явления Спасителя названо последними временами в том смысле, в каком ветхозаветные пророки обыкновенно называли его, т.е. в смысле исполнения времени: Гал.4:4 . Вера и упование на Бога должны быть деятельными: 1Пет.1:13 . Рим.3:21–23 . «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией». Объяснение. Здесь под «правдой Божией» разумеется искупление Иисусом Христом, которым грешник оправдывается пред Богом и становится способным к восприятию благодати Духа Святого: Деян.10:43 ; Ис.53:5 . Рим.5:16–17 . «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Теоретической базой для учения о восхищении церкви является система диспенсаций – эпох с различным домостроительством спасения, в течение которых люди разнообразно испытываются на послушание воле Бога 3 . Общее количество диспенсаций отличается у разных авторов (от четырех до девяти 4 ). Однако отличительный признак диспенсационализма заключается не в количестве диспенсаций, а в способе удаления Церкви из мира и замены ее на плотской Израиль. Так, у Ч. Скоуфилда три последние диспенсации выглядят следующим образом: 5) закон ( Исх. 19:8 – закон Моисеев для иудеев, от Синая до Голгофы); 6) благодать ( Ин. 1:17 – Бог дает человеку праведность в Церкви); 7) царство ( Еф. 1:10 – тысячелетнее царство) 5 . По сути, в диспенсации царства возобновляется закон Моисеев для иудеев, потому что остаток Израиля ( Рим. 11:5 ) в период великой скорби обратится ко Христу и станет Его свидетелем, а церковь перед этим будет восхищена на небо ( 1Фес. 4:16–17 ) 6 . Эта схема и легла в основу диспенсационализма, породив концепцию претрибулационизма – восхищения церкви до начала великой скорби. Решающим аргументом диспенсационалисты считают исключительно буквальный метод истолкования пророчеств. Они убеждены, что обетования Аврааму и Давиду не исполнились в Церкви и только ожидают своей реализации в тысячелетнем царстве 7 . Некоторые авторы даже утверждают, что « церковь не может быть исполнением Нового Завета», потому что этот завет обращен не к язычникам, а к Израилю 8 . Завет Бога с Авраамом в такой интерпретации оказывается безусловным, не зависящим от верности Богу со стороны Израиля. Тем самым диспенсационалисты отвергают предостережение св. Иоанна Предтечи «не думайте говорить в себе: “Отец у нас Авраам”», потому что «уже и секира при корне дерев лежит» ( Мф. 3:9–10 ). В свою очередь, Сам Господь называет плотских потомков Авраама детьми не Бога, а диавола, потому что они не имели веры Авраама, не верили Христу и бесчестили Его; наказанием за это Господь обещает им смерть во грехах ( Ин. 8:21–59 ). Ап. Иоанн Богослов учит, что отвергающие Сына Божия не имеют в себе жизни и Самого Бога представляют лживым ( 1Ин. 5:10–12 ), что невозможно для истинного народа Божия. Несомненно, этих трех свидетельств достаточно, чтобы показать, что для Бога (в отличие от диспенсационалистов) духовное родство выше, чем плотское. Поэтому учение ап. Павла об остатке и тайне Израиля ( Рим. 9–11 ) означает вовсе не чудесное обращение иудеев ко Христу во время гонений антихриста, как думают диспенсационалисты, а тех евреев, которые оказались верными Богу и Христу, особенно во времена апостолов и в последние времена, когда «призваны будут и те, которые еще не уверовали» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Время начала пощения определялось разными Соборами по-разному (11, 15 нояб. или 23 сент.- осеннее равноденствие) и еще в 1-й пол. XI в. вызывало споры. Тогда же появилось запрещение совершать таинство Брака в период А. до праздника Богоявления (1-е и 3-е прав. Собора в Зелигенштадте; 1023). С XVIII в. пост считался обязательным только в 1-ю неделю А. (см. Четыре времени года ) и в рождественский сочельник (см. Навечерие ). Кодексом канонического права 1917 г. пост в указанную неделю А. был отменен, сохранилось ее значение как времени усиленной молитвы. Начало А. всегда приходится на воскресенье («1-е воскресенье А.»): в рим. обряде - ближайшее ко дню св. ап. Андрея (30 нояб.), в амвросианском и испано-мосарабском - ко дню св. Мартина. Соответственно в А. входят 4 или 6 воскресений. В рим. обряде А. делится на 2 периода: до 16 дек. (включительно) - преимущественно покаянный по характеру с преобладанием эсхатологических мотивов и с 17 дек., дня, называемого «O Sapientia» (лат.- О, Премудрость), по 24 дек. (канун Рождества) - радостный, посвященный Таинству Боговоплощения. Темы богослужебного празднования определяются особыми евангельскими чтениями для 4 воскресений А., взятыми из Мф (24. 37-44; 3. 1-12; 11. 2-11; 1. 18-24). В Novus ordo эти чтения вошли в лекционарий литургического года «А», в годы «B» и «C» используются отрывки из Мк (1. 1-8; 13. 33-37), Лк (1. 26-38, 39-48; 3. 1-6, 10-18; 21. 25-28) и Ин (1. 6-8). Особые чтения и молитвы назначены также для будней. Др. тексты Бревиария (чтения из ВЗ и НЗ, молитвы, гимны, О-антифоны к «Magnificat» ) говорят о Грядущем Искупителе, Его страданиях, Крестной смерти и конечной Славе и призывают верующих к духовному бодрствованию, радостному ожиданию Спасителя, Его достойной встрече и прославлению. Богословское содержание А. носит одновременно исторический и эсхатологический характер: ожидание Рождества Спасителя соединяется с ожиданием Второго пришествия Христова . С этим связаны и др. богословские аспекты А.- призыв к надежде, обращению и нестяжанию; возвещение Царства Божия ; понимание спасения как нового творения (Ис 45. 7-8). Такое восприятие А., по мнению католич. богословов, призвано способствовать созиданию как отдельных христиан, так и всей христ. общины, долженствующей стать душой мира (Bergamini. P. 245).

http://pravenc.ru/text/адвента.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010