р) обитает в верных: Дух истины с вами пребывает, и в вас будет ( Ин.14:17 ). Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 ); с) утешает: Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии… при утешении от Святого Духа умножались ( Деян.9:31 ); т) сообщает любовь Божию: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ); у) дает правду, мир, радость: Царствие Божие не пища и питье, но праведность, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Плод духа: любовь, радость, мир ( Гал.5:22 ); ф) производит надежду: Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ); х) облегчает и помогает верным в молитвах: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствуем за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ); ц) свидетельствует духу верных об их усыновлении: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим.8:15–16 ); ч) запечатлевает верных для искупления: Уверовавши во Христа, вы запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего для искупления удела 14 в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). 14 «Для искупления удела». Под уделом можно разуметь: 1) Божий удел и 2) наш. 1) Удел Божий – все верующие из иудеев и язычников. Сколько их должно поступить в удел Божий, предопределено свыше. Апостолы, преисполненные Духа, ходили по миру и набирали достойных поступить в него. Всякий верующий печатлелся Духом и вступал в удел Божий с сим знамением. Тут то же происходило и происходит доселе, что бывает, когда какой хозяин полагает собрать себе стадо овец; поверенные его ходят и закупают, на всякую купленную овцу полагая хозяйскую печать. Когда исполнится число, полагается конец закупкам: стадо считается полным, соответственным намерению хозяина. Так и в отношении к царству Христову благодатному. Оно удел Его, – и состоит, по Его слову, из овец. Апостолы посланы были приобретать их; после их то же дело продолжают преемники их. Когда исполнится все, – и те, о коих сказал Господь: И тыя Мне подобает привести… будут приведены, и стадо духовное станет полно по предначертанию; тогда конец всему. Цель настоящего порядка вещей исполнится. Все же совершает благодать Духа, пребывающего на земле в Церкви, – и пребывает она для искупления удела Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово Божие есть духовное млеко, от которого мы возрастаем во спасение ( Иак.1:21 ). 1–3. Кто уже вкусил, сколь благ Господь, тот не пренебрегай благости, кротости и долготерпения Божия, но помышляй, что благость Божия ведет к покаянию ( Рим.2:4 ). 5. Молитвы святых суть духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( Откр.8:4 ; 1Кор.6:19, 20 ). 7–8. Соблазн есть камень претыкания, то есть, подобен камню, о который претыкаются и падают ( Мф.18:6 сл.). Кто ищет оправдания не в вере во Христа, а в делах закона: для того Христос есть камень претыкания или соблазн ( Рим.9:32 ; 1Кор.1:23 ). 9. Верующие во Иисуса Христа – род избранный, царственное (Божие) священство, народ святый, люди, взятые в удел (усыновленные) Откр.5:10 ). Богом мы призваны из небытия в бытие, и Богом дано нам лучшее, благодатное бытие: посему мы должны покланяться Богу, как Существу Высочайшему; прославлять Бога, как Всесовершенного; благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя ( 2Кор.4:6 ). 11. Всякий странник, доколе он на пути, должен быть чист и телом, и духом; а всякий грех есть тяжелое бремя и делает препятствие к достижению предположенной цели ( Евр.12:1 ). 12. Так да светит свет ваш пред человеками, говорит Спаситель верующим, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). 13–14. Верховная власть на земли дана Богом царю, а правители суть слуги царя и вместе слуги Божии: и так, во-первых, должно повиноваться царю, а потом посылаемым от него правителям ( Рим.13:1, 1 ). Есть суд Божий, и есть суд человеческий. Бог управляет человеками (миром) невидимо, а через царей земных и прочие власти – видимо ( Рим.13:1 ). 15. Кто делает другому добро, тот заграждает ему против себя уста и отклоняет от всякого злоречия. 16. Рабы Божии свободны от греха; посему никто не должен употреблять сей свободы для прикрытия порока или в угождение плоти ( Гал.5:13 ; Рим.6:15, 16 ). 19–20. Кто, страдая не для Бога страдает, но за преступление ( 1Пет.4:14, 15 ), или кто страдает, не помышляя о страданиях И. Христа, тот страдает не по воле Божией ( 1Пет.4:19 сл.) и без пользы для своей души ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

д. 2:15–21. Евангелие от Павла. По мнению некоторых исследователей (ТОВ.), этот параграф является продолжением предыдущего, где апостол Павел обращается к апостолу Петру; мы уже разделяем трактовку BJ и Seg. Апостол Павел излагает здесь свое убеждение в том, что христиане оправдываются верой, а не делами Закона; эти же мысли он уже излагал в первых главах Рим., которое мы рассматривали выше. По мнению апостола, оправдание верой есть Божественная милость, которую нельзя считать бесполезной, так как «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (2:21). Вторая часть (3:1 – 4:31) Богословская аргументация а. 3:1–5. Вера и Дух Апостол упрекает галатов в недостатке веры: «О, несмысленные Галаты!... Через дела ли Закона вы получили Духа или через наставление в вере?» (3:1–2). б. 3:6–14. Свидетельства Писания Как и в Рим, апостол цитирует Быт. 15:6: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (3:6). Значит, оправдание происходит по вере. В Гал. апостол Павел приводит и другой библейский текст, не упоминаемый в Рим.: «…в тебе (Аврааме) благословятся все народы» (Быт.12:3). Это означает, что истинными потомками Авраама станут все верующие, а не иудействующие, которые утверждают, что оправдаются Законом (3:6–9). «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (3:10), так как написано: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона» (3:10). Только «Христос искупил нас от клятвы Закона…» (3:13). с. 3:15–25. «Семя» Авраамово Апостол продолжает свое рассуждение, основываясь на Писании: прежние обетования были даны Аврааму и «семени его» (Быт.12:7 и др.). Однако, это «семя» (в ед. ч.!) не кто иной как Христос (3:15–16). Закон же, «явившийся спустя четыреста тридцать лет», не может отменить обетование (3:17). Закон, говорит апостол Павел, «дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени» (3:19). Далее следует рассуждение в том же духе, что и в Рим. Закон не способен даровать нам жизнь; праведность исходит не от Закона (3:21). Закон был лишь «детоводителем» до пришествия Христа (в то время «детоводителем» назывался слуга, который отводил ребенка к учителю). И апостол делает вывод: «По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (3:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

«Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания». Глаголет бо писание: вола молотяща не обротиши: и: достоин делатель мзды своея. ( 1Тим.5:18 ). «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей». Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу ( Рим.4:4 ). «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Значит, и в данном блаженстве, когда речь идет, с одной стороны, о переносимых учениками Христа гонениях, а с другой стороны, о гонениях именно за Христа, по вере во Христа (Мене ради), – то и награда обещается за перенесение гонений, как за дело, служение, а не за веру. Вера – не заслуга, но вменяется христианину в правду и без дел закона – независимо от дел ( Рим.4:3, 5-6 ). Что бо писание глаголет? верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу: а не делающему, верующему же во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду. Якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона ( Рим.4:3, 5-6 ). «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. .. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Преосвященный Феофан говорит: «Делу дается воздаяние, как плата, и дается в меру дела… Против дел стоит мзда и воздаяние по долгу, а против веры помилование и вменение правды по благодати» (Епископ Феофан, т. I, стр. 258). Если же оправдание – дар Божией благодати, то и «спасение» и «жизнь вечная» – «дар Божий во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:22-23 ), Который и есть, «жизнь вечная для нас» ( 1Ин.5:20 ). Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню, кончину же жизнь вечную. Оброцы бо греха, смерть: дарование же Божие живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. ( Рим.6:22-23 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

О Церкви Христовой В каком состоянии находятся все люди после грехопадения прародителей — Адама и Евы?   В состоянии греховности и душевной погибели. Слово Божие так говорит об этом: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.» (Рим 5:12); «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23); «всем же отступникам и грешникам — погибель» (Ис. 1:28). От кого же людям нужно ожидать и где искать спасения?   От Гнева Бога, Которого оскорбили — и стали поэтому «чадами гнева» (Еф. 2:3). Обещал ли Господь людям примирение с Собою?   Обещал (Ис. 27:4, 5) и совершил его. Апостол пишет христианам: «мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10). Значит, спасение кающихся людей возможно чрез Единородного Сына Божия и только чрез Него, «ибо, — говорит Апостол Петр, нет другого имени под небом, данного человекам, которым нам надлежало бы спастись» (Деян. 4:12). Что же сделал Господь Иисус Христос для спасения людей?   Он, во-первых, открыл истину Божию о том, как должно людям жить, чтобы прийти к Богу Отцу (Ин. 14:6, 8:24, 25, 8:31, 32, 14:15, 16, 21).    Во-вторых, Он пострадал за нас и умер на кресте за «грехи наши и воскрес для нашего оправдания» (Рим. 4:25).    В-третьих, Господь дал людям Божественную благодать, то есть силу, помогающую людям спасаться (Рим 5:1, 2). Как люди могут усвоять все потребное для жизни и благочестия, дарованное нам от Божественной силы Иисуса Христа?   О Своем служении грешному роду человеческому Господь Спаситель ни в какой книге не написал Сам; Он не вверял Своих даров какому-либо одному человеку. Христос Спаситель «приобрел Себе кровию Своею» (Деян. 20:28) общество исповедников Его Евангелия, назвал это общество Церковью, что по-гречески означает собрание, и этой Церкви Своей, этому обществу вверил Свое научение, Свои милости и Свою благодать. Каким же образом люди могут наследовать спасение?   Всякий, кто бы пожелал воспользоваться дарами Божиими, тот необходимо должен уверовать во Христа Спасителя (Ин. 14:1), познать Его истину и присоединиться к обществу истинных исповедников Христовых (Деян. 2:47).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

54 . Согласно Апостолу Павлу, универсальность совершенного Иисусом Христом искупления соответствует всеобщности, универсальности греха. В Послании к Римлянам Павел говорит о том, что как «Иудеи, так и Еллины, все под грехом» ( Рим.3:9 ) 741 . Никто не вправе претендовать на то, чтобы быть исключенным из этого всеобщего приговора. И Павел, конечно же, основывается на Писании: «Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим.3:10–12 – является цитатой Эккл.7:20; Пс.13:1–3 ; аналогично: Пс.52:1–4 ). С одной стороны, все люди – грешники. Каждый нуждается в освобождении посредством искупительной смерти и Воскресения Нового Адама – Иисуса Христа. Не дела закона, но только вера во Иисуса Христа может спасти человека, независимо от того, иудей он или язычник. С другой стороны, состояние нахождения человека во грехе непосредственно связано с грехом первого человека Адама. Об этой солидарности с первым человеком Адамом говорится в двух текстах Апостола Павла: Первом Послании к Коринфянам ( 1Кор.15:21 ) и, в особенности, в пятой главе Послания к Римлянам ( Рим.5:12 ): «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что [греч. “eph’h” также может быть переведено как «в силу того, что» или «в результате чего»] 742 все согрешили» 743 . В этом анаколуфе, первоначальная причинность состояния греха и смерти возводится к Адаму независимо от того, как следует понимать греческое выражение “eph’h”. Всеобщая причинность Адамова греха подразумевается и в других стихах пятой главы Послания к Римлянам ( Рим.5 :5а, 16а, 17а, 18а). Она же безоговорочно формулируется в 19м стихе: «Непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим.5 :19а). Апостол Павел не объясняет, каким образом передается грех Адама. Против Пелагия, утверждавшего, что Адам повлиял на человечество своим плохим примером, Августин возражал, что грех Адама передается через размножение или наследствование, сформулировав, таким образом, классическое определение учения о «первородном грехе» 744 . Под влиянием Августина Западная Церковь почти единодушно истолковывала 12-й стих Послания к Римлянам, как указание на наследственность Адамова греха 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

В иоанновских писаниях свидетельство о действии в нас Духа всеобъемлюще: оно касается всех уровней и способов нашего существования. В исповедании Иисуса Христа Господом в Духе обновляется весь наш ум; это исповедание исходит из пламенного сердца: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем... Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:8–9 ). Исповедание Иисуса не является только умственным, оно погружено в молитву, в призывание Имени: «Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется» ( Рим.10:13 ). В свою очередь, апостол Павел молится, чтобы отныне Духом Отца «крепко утвердиться... [нам] во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца [наши]... укорененные и утвержденные в любви» ( Еф.3:16–18 ). В Духе происходит соединение нас со Христом и вселение Христа в наши сердца. Жизнь во Христе приобретает у апостола Павла удивительную яркость. Апостол с дерзновением, присущим сынам Божьим, не колеблясь провозглашает превосходство и свободу духовного человека, который «судит о всем, а о нем никто судить не может» ( 1Кор.2:15 ). Стяжание «ума Христова» – это то, к чему апостол призывает своих учеников: «в вас должны быть те же чувствования, как во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Это есть дар Святого Духа, Который делает нас чадами Божьими, сонаследниками Христа ( Флп.2:5 ). Отныне мы «умерли со Христом для стихии мира» ( Кол.2:20 ) и «воскресли со Христом» ( Кол.3:1 ). «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:1–3 ). Итак, те, которые во Христе Иисусе, освобождены от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ), они живут в Духе. Более того, сам Божественный Дух, Дух Христа живет в них ( Рим.8 ). Дух Святой вводит нас в сыновство Отца, в наследие Христа, одним словом, в общение Пресвятой Троицы ( Рим.8:16–17 ). 4 . Приобщение в Духе. Новая жизнь в Духе Христовом неотделима в христианской общине от братской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Рим.4:3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2 ; Еф.5:9–11 . Рим.5:1–2 . «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией». Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23 ; Иак.2:14–26 . Рим.10:8–9 . «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем ( Втор.30:14 ), Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься». Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46 ; Рим.2:13 ; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21 . Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23 ; 2Тим.4:7 . 1Кор.9:27 . «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

§ 302. Плотского и духовного мудрования конец Слово Божие показывает. Конец плотского мудрования: если живете по плоти, то умрете (Рим. 8:13), то есть вечной смертью, ибо временно все умирают, плотские и духовные, святые и грешные (Рим. 6:21,23; 8:6; 1 Кор. 6:10; Гал. 5:21; Флп. 3:19). Конец духовного мудрования: нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8:1). И ниже: Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:13). Итак, конец, к которому ведет плотское мудрование, есть вечная смерть и мука, ибо возмездие за грех – смерть (Рим. 6:23). Духовного же мудрования конец, к которому идут мудрствующие духовно, – вечная жизнь. Из этого видно, что неисправным христианам святое Крещение и содержание православных догматов никакой пользы не приносит, пока пребывают неисправными. Поэтому всякому христианину должно осматриваться, имеет ли он веру спасающую, как апостол увещевает: Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте (2 Кор. 13:5). Статья 3. О христианской должности к Богу     Хотя из вышенаписанного можно видеть, что мы, христиане, должники Богу нашему, помиловавшему и спасшему нас, однако же в сей статье пространнее и яснее показывается то, что христианин, по силе веры и звания своего, обязан оказывать по отношению к Богу, о чем рассуждение на своих местах будет предложено.   Глава 1. О должном послушании Богу   Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, – говорит Христос. (Ин. 10:27-28)   Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога, – говорит Христос Иудеям. (Ин. 8:47)   § 303. Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем старался покорять, и что Бог ни повелевает, ко всему тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благоугодно, как и апостол написал: Поступайте, как чада света (ибо плод духовный есть во всякой благостыни, правде и истине), испытывайте, что благоугодно Богу (Еф. 5:8-10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, то есть того Порядка, который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устроения недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой - смысл мира. Вне Закона, Грех - ничто, имеет лишь мнимое существование " (121:170). " В Библии часто, почти на каждой странице, говорится о той реальности, которую мы обычно называем грехом. Ветхозаветные выражения, относящиеся к этой реальности, многочисленны; они обыкновенно заимствованы из человеческих взаимоотношений: упущение, беззаконие, мятеж, несправедливость и так далее; иудаизм добавляет к этому " долг " (в смысле задолженности), и это выражение применяется и в Новом Завете; в еще более общем порядке грешник бывает представлен как тот, " кто делает злое пред очами Божиими " ; " праведному " (саддик) обычно противопоставляется " злой " (раша " ). Но истинная природа греха с его лукавством и во всей его широте выявляется прежде всего через библейскую историю; из нее мы узнаем также, что это откровение о человеке есть в то же время откровение о Боге, о Его любви, которой грех противится, и о Его милосердии, которое проявляется вследствие греха; ибо история спасения - не что иное, как история безустанно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности к греху " (115. См. термин " грех " ). 36. " Законом познается грех " (Рим.3:20); " где нет закона, нет и преступления " (Рим.4:15); " Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона " (Рим.5:13. См. также приложение 2); " страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших " (Рим.7:7); " без закона грех мертв " (Рим.7:8); " сила греха - закон " (1Кор.15:56). О связи греха и закона также говорится в Иак.2:9: " грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками " . 37. Именно поэтому мы и просим Бога простить прегрешения наши, совершенные, в том числе, бессознательно, невольно и неведомо для нас: " прости нам прегрешения наши, совершенные нами сознательно или бессознательно " (Молитвы утренние. Молитва 5-я св. Василия Великого); " прости вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые " (Молитвы вечерние. Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу); " Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою вольно или невольно " (Последование ко Святому Причащению. Молитва св. Иоанна Златоустого, 7-я). Приведем также слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): " Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим (человеконадеянием - П.В.) Твое проклятие! " (16:26). Заметим, что в Иер.17:5 про человеконадеяние сказано: " Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою " (16:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010