(Пот. что и обременение словом неприязненно для слуха, как сказано 17 ), и за сказанное уже воздавая по долгу величайшую благодарность Богу, и на продолжение также испрашивая Его помощи и благодати. Пот. что без Него совсем ничего не можем делать, но слову Христову ( Ин. 15:5 ); и всякое даяние доброе, по священному Богословию, нисходит свыше, от Отца светов ( Иак. 1:17 ). Слово второе 1. То, что по необходимости надлежало сказать о священных символах и приточной речи, и о самой мудрости, которую так возвышенно и необычными словами восхваляет премудрый Соломон, как несравненно превосходнейшую всякой мудрости, сказано так вот, и сказано не по нашему измышлению и не нашими словами, но по заимствованию силы, если какая есть, и достоверности во всем от ней самой. Потому что не в убедительных словах человеческой мудрости, как выражается премудрый учитель Павел ( 1Кор. 2:4 ), сказано все, но в явлении Духа, согласно глаголавшего в апостолах и пророках, благовестниках и учителях, как уже заметило предшествующее слово. Нужно же повторить и предоставленные уже речения и к ним приложить по возможности объяснение, как сама она опять подаст помощь свыше и откроет и стези свои и самый дом свой. 2. Премудрость, говорит, построила себе дом и на семи столпах утвердила его. Место же и дом естественной премудрости Божией есть только сам Бог , имеющий ее 18 естественно. Ибо как, скажем опять с великим Павлом, пути Его неизследимы и судьбы непостижимы ( Рим. 11:33 ), и мир Его превыше всякаго ума ( Флп. 4:7 ), и притом величию Его нет предела ( Пс. 144:3 ), и разум Его неизмерим ( Пс. 146:5 ), так совсем никому невозможно проникнуть в глубину премудрости и ведения Божия ( Рим. 11:33 ), неограниченного и безпредельного по естеству, так что и сам восхищенный до третьего неба и удостоившийся слышать неизреченные слова ( 2Кор. 12:2–4 ) крайне смутился и отступил, попытавшись только проникнуть в беспредельную ту бездну ( Рим. 11:33–36 ). Ибо говорит: о глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! И сама та премудрость по неизреченному человеколюбию Имеющего ее и Сообщающего ( Притч. 8:22–35 ) устрояет Себе дом и живое обиталище – душу каждого желающего (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей – Иов.7:11 ; сн. Прем.16:14 ). В частности, в учении ап. Павла душа и дух, усвояемые им каждому человеку ( Рим.8:16 : 1Кор.2:11 ; 2Кор.7:1 ), различаются не как две раздельно-самостоятельные части духовной природы человека, но как только два направления или силы единой неделимой души. Душа – ψυχ в учении ап. Павла есть низшая сторона единого духовного начала в человеке, обращенная к земле и миру чувственному; область ее проявлений – или жизнь, происходящая в связи души с телом, или та внутренняя деятельность в человеке, в которой он является искателем всего услаждающего нашу чувственность и избегающим всего неприятного нашей плоти. Дух – πνεμα – не особое подле души начало, – та же душа, но только на высшей ступени ее жизни, на которой человек является существом нравственным и познающим Бога. По учению апостола: духом человек служит Богу ( Рим.1:9 ), дух живет для праведности (8:10), дух есть орган свидетельства Духа Божия (8:16). В настоящем естественном состоянии душа человеческая есть более ψυχ, чем πνεμα; она делается πνεμα или духом в состоянии благодатного возрождения ( 1Кор.2:10–16 ). Такое понимание учения апостола о душе и духе подтверждается и делаемым им различением между душевным и духовным человеком, – различением их не по самой природе, а по их нравственному состоянию. Душевный человек – человек, занятый одними плотскими или житейскими расчетами, поставивший задачею своей жизни достижение временных целей, покоя и счастья земного, потому что высшее земной жизни ему недоступно, не считается им и существенно важным: душевеный человек (ψυχικς νθρωπος) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить (νακρνεται – обсуждать) духовно ( 1Кор.2:14 ). Духовный человек (πνευματικς νθρωπος) – человек, преследующий цели высшие: уподобление себя Богу и прославление Его, и сродства для достижения этих целей употребляет также духовные: веру, таинства и благодать Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Исх. 24:28 ). Наконец, на суде у Пилата Он прямо и ясно высказал, что основанное Им царство – совсем другое, чем государство с теократическим или с иным устройством: царство Мое не от мира сего ( Иоан. 18:36 ). Учили о преходящем значении закона Моисеева и апостолы, хотя в отменении его действовали с мудрою постепенностью. Чаще других говорил об этом ап. Павел. Целые отделы посланий его к Римлянам (2–11 гл.), Галатам (2:15–5:18) и все послание к Евреям имеют, между прочим, целью показать, что кончина закона – Христос ( Рим. 10:4 ), что только прежде пришествия веры, под законом стрегоми бехом (заключены были под стражею закона)..., пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы ( Гал. 3:23. 25 ); несмы под законом, но под благодатию ( Рим.6:15 ; сн. 7:6); мыслим оправдатися верою, без дел закона (3:28). Он же прямо называет ветхий завет преходящим ( 2Кор. 3:11 ). Торжественно утверждено отменение закона Моисеева на апостольском соборе в Иерусалиме ( Деян. 15:28 ). Но хотя евангелие и заступило место закона Моисеева, однако это не значит, что закон потерял совершенно значение для христианина и отменен во всем его объеме. Разделяющие закон ветхого завета на универсальную или всеобщую часть (universalia), к которой относят нравственный закон и в особенности десятословие, и партикулярную (particularis) или специальную часть, каковою признают весь обрядовой и гражданский закон, утверждают, что обрядовые и гражданские законы ветхого завета потеряли всякое значение для христиан, а сохранил обязательность только нравственный закон с десятословием. Но такое внешнее, механическое разделение ветхозаветного закона нельзя признать правильным: все ветхозаветные заповеди (нравственные, обрядовые и гражданские) составляют одно неразрывное целое. Христос Спаситель не производил такого разделения. Он обо всем ветхом завете сказал, что пришел не разрушить, а исполнить. Как не во всем объеме сохранил обязательность нравственный закон, так не во всей своей совокупности потерял значение и обрядовый и гражданский закон. Закон Моисея приспособлен преимущественно к духовным потребностям и условиям жизни одного народа и дан в период подготовления человеческого рода к духовному возрождению и обновлению чрез Иисуса Христа, в благодатном общении с Ним. Отсюда вообще в законе много временного, преходящего. Все это временное, имевшее условное значение, конечно, упразднено И. Христом. Но религиозно-нравственная сторона закона во всем его объеме имеет вечное значение, хотя она и нуждалась в восполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Писании ветхого и нового завета. Так, пр. Осия (6:7) преданных греху израильтян сравнивает с Адамом , оказавшим непослушание пред Богом, когда говорит: «они подобно Адаму (евр. keadam) преступили завет. Под заветом, который преступил Адам, здесь разумеется, конечно, первая заповедь о невкушении запрещенных плодов. В книге Премудрости Соломона (2:23–24) с ясным указанием на Быт.3:1 говорится, что завистью диавола вошла в мир смерть. Иисус, сын Сирахов, имея в виду рассказ об искушении Евы ( Быт.3:1–5 ), говорит, что от жены начало греха и чрез нее все мы умираем (25:27). Точно также и в новом завете рассказ о грехопадении первых людей признается за истинную и действительную историю. Ап. Павел, напр., указывает на то, что жена первая нарушила заповедь ( 1Тим.2:14 ), упоминает о змие-искусителе ( 2Кор.11:3 ), учит, что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим.5:12 ; сн. 14–21), очевидно, имея в виду грехопадение Адама. 5 . Наконец, подтверждением исторического характера библейского сказания могут служить существующие у многих языческих народов сказания о начале зла в мире, сходные с библейским. Это сходство состоит не в общей или основной только мысли, но и в подробностях. В них упоминается о жене, как первой виновнице несчастий человека, о божественной заповеди, о каком-то особенном растении, от вкушения которого произошло зло на земле, о злом существе, в образе змия или другого какого-либо чудовища, искушавшего жену и т. п. Такое поразительное сходство усматривается в преданиях между народами разного происхождения, отделенных друг от друга по месту жительства, когда никаким образом не могло быть никакой соприкосновенности между ними, различных по религиозным верованиям и своему развитию, условиям внешней жизни и пр. Чем объяснить такое явление, признаваемое неоспоримым всеми учеными филологами и мифологами? Нельзя допустить, чтобы эти сказания составляли плод одной фантазии каждого народа в отдельности. Против этого решительно свидетельствует согласие преданий в подробностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ме. 6, 20). Тому же учили и апостолы, когда царство Христово, в котором будут находиться праведники, всегда пребывая с Господом ( 1Сол. 4, 17 ), называли вечным ( 2Петр. 1, 11 ), а то, что они получают по заслугам своим и чем будут наслаждаться, называли животом вечным ( 1Иоан. 2, 25 ; Тит. 1, 2 ), вечною славою ( 1Петр. 5, 10 ; 2Кор. 4, 17. 18 ), наследием нетленным и неувядаемым, ( 1Петр. 1, 4 ), – имением, на небесах пребывающим, или непреходящим ( Евр. 10, 34 ), а также – неувядаемым венцем славы ( 1Петр. 5, 4 ). § 205. Состояние осужденных. Степени мучений грешников I. Участь нераскаянных грешников после всеобщего суда противоположна состоянию праведных. Их ожидает величайшее горе ( Мф. 11, 21; 23, 13–16; 23, 29 ; Лук. 11, 43–47 и др.); они идут в муку вечную ( Мф. 25, 46 ). На сколько будет мучительно их состояние, об этом мы не в состоянии и составить себе точного понятия, – так оно страшно, мучительно. Св. Писание мучения осужденных на последнем суде изображает преимущественно с отрицательной стороны, указывая те блага, которых лишает человека грех, и часто в образах, применительно к нынешнему разумению нашему. Грешники, по изображениям Писания, лишены будут всех тех благ, какие возвратила и умножила для людей искупительная деятельность Спасителя, и наследниками которых являются праведные. Все эти блага объединяются в одном представлении о царствии Божием, в которое войдут праведники. Грешники же не наследуют царства небесного, но будут находиться в удалении от Бога и Его царствия и под действием гнева или осуждения Божия. Идите от Мене проклятии ( Мф. 25, 41 ), – услышат они приговор Верховного Судии, не вем вас,... отступите от Мене вси делателие неправды ( Лук. 13, 27 ; сн. Мф. 7, 21 ). Кто не верует в Сына Божия, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Иоан. 3, 36 ; Рим. 2, 5–10 ). Вследствие такого определенья правды Божьей недостойнии сынове царствия изгнани будут во тьму кромешную (τ ξτερον – внешнюю; Мф. 8, 11–12 ), и находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его ( Лук. 16, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Какой христианин не признает в словах Давида пророчества о страдании Христа, но еврей относит все это к самому Давиду, говоря, что он переносил подобные страдания, то от Саула, то от собственного сына. Не отрицаем, что Давиду в жизни приходилось много страдать, тем не менее к нему не может быть приложимо выше сказанное: разве об одежде Давида метали воины жребий и поили ли его уксусом во время страданий? Все это происходило только при крестном страдании Господа Иисуса. Евангелист Матфей свидетельствует об этом так: и пришедши·на место, называемое Голгофа, дали ему пить уксуса, смешаннаго с желчью; затем сказано: распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий ( Мф.27:33–34 ). Давид предъизображал собою не одни страдания Христовы, но и царскую, и пророческую должность. Так, Давид является, как царь, и основатель Богом избранной чрез него царственной династии из рода Иудина (срав. родослов. в Еванг. от Матвея 1 и Луки 3 ; Посл. к евр. 7. 14) – династии Давида, о которой, как семени его, обетовано, что престол за нею будет упрочен на веки ( Пс.86:36–38 ); как высший представитель теократии, видимый царь царства Божия на земле. Давид прообразовал собою царя Новозаветного царства Божия, обетованного ему великого потомства по плоти ( Деян.2:30; 13:23 ; сн. Рим.1:3 ; 2Кор.7:12 ; Пс.131:11 ) и помазанного, подобно Давиду, царем над Сионом, горою св., для вечного царствования в небесном Иерусалиме ( Пс.2 и Деян.4:25–27 ). Самое царство Давида, полное внешнего и внутреннего блеска, торжества, особенно при сыне его Соломоне, прообразовало славу Мессианского царства, но, конечно, не такое, какое думали евреи, что Христос им устроит царство земное, – а царство духовное, как о сем возвещено чрез пророка Нафана Давиду: «Аз буду ему в отца, говорит Бог о наследнике Давида Христе Мессии, и той будет Мне в сына. И верен будет дом его и царство его до века предо мною; и престол его будет исправлен (т. е. будет стоять) во век ( 2Цар.7:14–16 ). Замечательно, что евреи своими молитвами как бы подтверждают пророчество об упрочении царства Давида – Мессии навек. Так, они в дни новомесячия, при появлении новолуния, как только завидят ее, тотчас выбегают на улицу и, став ближе к тому месту, где светит луна, читают с особенной торжественностью молитву, которую заключают громко: «Давид, царь израилев – «хай векаем» – живет во век века!» (Сидер). – А кто из израильтян не знает, что царь Давид давным-давно умер и погребен с отцами своими; очевидно, что речь молящегося израильтянина относится не к Давиду, а к его потомку – Христу Мессии, который действительно живет во век века и царству Его не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Глава XVIII. О послании к филиппийцам § 116. Сведения о городе Филиппах и основанной там апостолом Павлом церкви Город Филиппы находился невдалеке от Эгейского моря при реке Стримоне, в стране плодородной, между Неаполем и Амфиполем. В древности сей город назывался Крениды, от источников, около него находящихся. 203 Филипп, царь македонский, будучи приглашен на помощь против фракиян (около 358 года до Р. X.), овладел этим городом, укрепил его и назвал своим именем – Филиппами. Впоследствии времени римляне, заняв Македонию, разделили оную на две, потом на четыре части; а Октавий Август, одержав над Брутом и Кассием победу на полях филиппийских, объявил город римской колонией и главным городом одной из областей Македонии ( Деян.16:12 ). Население города состояло преимущественно из язычников; иудеев здесь было очень немного, потому они не имели здесь синагоги, а только молитвенницу, и ту за городом, куда чтущие Бога собирались в день субботний ( Деян.16:13 ). Апостол Павел, будучи призван в Македонию известным видением ( Деян.16:9, 10, 11 ), отправился туда из Троады и через Самофракию и Неаполь прибыл в Филиппы, иже есть первый град Македонии, колония, по свидетельству св. Евангелиста Луки ( Деян.16:12 ). Здесь в продолжение нескольких дней Апостол положил основание Христовой Церкви через обращение Лидии порфиропродальницы ( Деян.16:14 ). За изгнание пытливого духа из одной отроковицы, рабыни, Апостол ввержен был в темницу, крестил темничного стража с семейством и принужден был удалиться через Амфиполь и Апполонию в Фессалонику ( Деян.16:16–40 ). Во второй раз Апостол Павел посетил Филиппы на обратном пути в Троаду ( Деян.20:1, 6 ). Обратившиеся в христианство филиппийцы, как из иудеев, так, и язычников отличались особенной любовью к Апостолу и своими пожертвованиями неоднократно облегчали его нужды ( Фил.4:15,16 ; сн. 2Кор.11:8,9 ). § 117. Случай и побуждение к написанию послания Сие же усердие филиппийской Церкви послужило для Апостола случаем и побуждением к написанию послания. Узнав, что Апостол содержится в Риме под стражей на своем иждивении ( Деян.28:30 ), филиппийцы собрала добровольные пожертвования и отправили с оными Епафродита, который должен был остаться в Риме для услуг Апостолу. По пробытии в Рим, Епафродит подвергся нечаянной жестокой болезни, причинившей Апостолу великую печаль. Как скоро Епафродит выздоровел и захотел видеть филиппийцев, Апостол отправил его обратно в Филиппы и с ним написал послание к тамошней Церкви ( Фил. 2:25–30; 4:18 ). § 118. Место и время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Но при суждении об этом должно помнить, что естественные особенности народа, выработанные им до-христианства, не истребляются благодатью, не уничтожащею вообще человеческой свободы, и они-то имеют влияние, а не благодать Божия, на полное и всестороннее или на не полное и одностороннее восприятие ими христианства; апостол говорит, что в доме Божием есть разные сосуды ( 2Тим. 2:20 ). Такое понимание требуется общим духом и смыслом учения всего Св. Писания о будущем воздаянии людям. По учению откровения, живот вечный есть достояние только тех, которые принимают и надлежащим образом пользуются теми средствами, какие дарует благодать Божия для достижения спасения, которые, т. е., несомненно веруют в Своего Искупителя ( Иоан. 3:36; 6:47 ), делаются причастниками Его таинств ( Иоан. 3:5; 6:54 ), творят волю Отца небесного ( Мф. 7:21 ). И напротив, кто не имеет веры в Сына осужден будет ( Марк. 16:16 ), кто не возродится водою и духом и не сотворит воли Отца небесного не внидет в царствие Божие ( Иоан. 3:5 ; Мф. 7:21 ). Следовательно, если Бог от вечности предопределяет известных людей к животу, то побуждается к этому не одною Своею благостью, но и собственными трудами и усилиями людей в содевании ими своего спасения, их верою и добрыми делами, равно, когда других предопределяет к осуждению, то – по причине отвержения ими благодати, закоснения во зле. Это подтверждается и словами Самого Судии, которые Он скажет в день последнего суда. Стоящие одесную Его услышат: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мене; странен бех, и введосте Мене... А сущим ошуюю Его будет сказано: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене; странен бех, и не введосте Мене... ( Мф. 25:34–44 ). Из приговора вечного Судии ясно, что если Бог одним уготовал от сложения мира царство, а другим огнь вечный, то не потому, что одних возлюбил, а других возненавидел без всякой причины, но потому, что одни оказались достойными царствия, а другие вечного осуждения по собственным своим делам, которые Бог наперед знает и видит. От свободы каждого зависит – быть ли ему в числе предопределенных ко спасению, или – на погибель. Бог воздаст коемуждо по делом его: овым убо, по терпению дела благаго (постоянством в добром деле), славы и чести и нетления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются (упорствуют и не покаряются) убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев ( Рим. 2:6–8 ). Всем явитися нам подобает пред судилищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ; сн. 1Кор. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3. Наконец непререкаемое свидетельство о подлинности Пятокнижия и косвенно о его неповрежденности мы находим в Новом Завете, именно в словах Иисуса Христа, который говорит об известных «писаниях» (γρμμασιν) Моисея (Ио.5:40–47), которые называет «законом» и которым усвояет священную важность, конечно, как подлинным писаниям Моисеевым (см. Мр.12:20 ; Лк.24:44 и др.). Ап. Иаков говорил на соборе иерусалимском об авторитете, писаний Моисеевых, чтения из которых в синагогах иудейских предлагались каждую субботу ( Деян.15:21 ). Ап. Павел также говорит о писании Моисея ( Рим.10:5 сн. Лев.18:5 ) и о «чтении Моисея» ( 2Кор.3:15 ). 21 Это количество членов было преемственно от Ездры до первосв. Симона Праведного и его современника Иисуса сына Сирахова, который называет себя «последним» в деле собирания и издания памятников свящ. письменности и мудрости Евреев ( Сирах.33:15–17 ). 22 Песнь-Песней полагается читать на празд. Пасхи; Руфь – в пр. Пятидесятницы; Плачь – в день воспоминания сожжения храма в 10 день 5 месяца; Екклезиаст – в праздник Кущей, и Есфирь – в праздник Пурим. 24 Самарянская рецензия Пятокнижия, написанного древне-еврейским алфавитом, восходит не ранее IV в. до Р. Хр., когда брат первосвящ. Адуя Манасия, изгнанный на незаконное супружество из Иерусалима, убежал к тестю своему Санаваллату в Самарию и устроил для Самарян особое богослужение на г. Гаризине. Самаританское Пятокнижие имеет в себе искажения против подлинного текста в пользу Самарянских заблуждений, напр. в Вт.27:4 вместо «Гевале» стоит «Гаризине» и под. 26 В Мишне шесть отделов: 1) о посевах; 2) о женщинах; 3) о праздниках; 4) о правах собственности; 5) о священных предметах, и 6) о чистом и нечистом. Эти 6 отделов впоследствии разделены были на 61 трактат. 27 Хвольсон впрочем свидетельствует, что одна рукопись, находящаяся в Императорской публичной библиотеке, относится ко второй половине VI века. 28 Впрочем новозаветные свящ. писатели пользовались переводом LXX-mu преимущественно пред евр. подлинником не потому, чтобы считали первый более исправным, чем последний, а потому, что они писали свои книги на греческом языке. Евангелист же Матфей, первоначально написавший свое Евангелие на евр. языке, цитовал места из В. Завета по еврейскому подлиннику. 29 Митроп. Филарет принимал это выражение в значении: Пятерица пятериц, т. е. великан пятерица, закона, по подобно выражения: Песнь песней – шир гаш-ширим. 30 Митроп. Филарет принимал это выражение в значении: Пятерица пятериц, т. е. великан пятерица, закона, по подобию выражения: Песнь песней – шир гаш-ширим. Читать далее Источник: Учебное руководство по предмету Священного Писания, составленное для учеников 1-го класса духовных семинарий : (Книги законополож. Свящ. Писания Ветхого Завета)/Сост. преп. Д.П. Афанасьев. – Изд. 3-е, вновь испр. и доп. соответственно новой программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях. - Ставрополь : Изд. кн. маг. М.Т. Тимофеева, 1888. - 370, VI с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Таким образом, когда пророк, прикровенно указуя на таинство Христово, говорит, что нам явился жезл из корене Иессеова, тогда, подлинно тогда, созерцая очами ума самого Единородного – Слово Божие, – Того, чрез Которого все и в Котором все ( Кол.1:16 ; сн. Рим.11:36 ; Ин.1:3,10 ), воплощенного и вочеловечившегося, низведшего Себя до добровольного истощения ( Флп.2:7 ) и ради нас претерпевшего, по домостроительству, рождение по плоти, говорю, и от жены, вместе с (другим) пророком говорит: Господи услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся ( Авв.3:1,2 ). Итак, жезлом наименован Он по причинам, сейчас указанным. А Он есть еще цвет потому, что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Аз, говорит Он, цвет польний, и крин удольний ( Песн.2:1 ). Соделался же Он и для вас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца. Так и Божественный Павел пишет в послании и говорит: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор.2:14–16 ). На этом-то жезле, говорит, или на цвете, имевшем произойти от корня Иессеева, по времени почиет Дух Божий, имеющий многие действия; ибо именует Его Духом совета и разума, ведения и премудрости, благочестия и страха Божия. Говорим же, что проповедь пророческого благоискусства изображает нам Иисуса не как простого человека, потом соделавшегося духоносным и по свойственному нам порядку ставшего причастным дарованиям от Бога; но, напротив, показывает нам Его, как вочеловечившееся Слово Божие, исполненное всякого блага, насколько это принадлежит естеству Его, и усвояющему Себе, вместе с принадлежностями человечества, и принадлежности этого естества. Ибо человечеству свойственно в себе самом и как бы от собственного естества не иметь ничего из дарований свыше (так как что имаши, егоже неси приял? ( 1Кор.4:7 ) сказано ему), но напротив, обогащаться извне, очевидно, чрез привнесение от Бога, тем, что выше его собственного естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010