49. Лк.24:45. 50. 1Кор.2:10. 51. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52. Иак.3:17. 53. τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54. Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55. «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56. περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58. αμιγως — неслиянно, без смешения. 59. η ενργεια — деятельность, энергия. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61. Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63. η οικονομας — икономия, домостроительство. 64. Лк.1:26. 65. Ис.6:6–7. 66. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69. Мф.28:20. 70. Мф.5:19. 71. Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72. Ис.66:1. 73. Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75. 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76. Мф.5:6. 77. Прем.13:5. 78. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80. Быт.2:15. 81. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82. Ин.17:20–21. 83. Ин.14:3. 84. Лк.23:43. 85. Ин.14:3.

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете [Мф. 21, 22], и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять [Мф. 21, 21]. Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит Апостол Иаков... да не мнит сумняйся, яко приимет что от Бога. - Муж двоедушен неустроен во всех путех своих [Иак. 1, 6 - 8]. Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение - хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, - что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [ср. Мф. 9, 28] И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее - от Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже быстъ, еже бысть [Иоан. 1, 3], и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, - и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Он нарицает и не сущая, яко сущая [Рим. 4, 17]; значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное - возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера - средство сообщения духа с духом, а рассудок - духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та - дух, а этот - плоть. Запись 22

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Если хочешь молитвой испросить себе какое-либо благо у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся. Потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих. Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве верующе, приймете ( Мф.21:22 ) и значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не примете. Аще имате веру и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять (Ср.: Мф.21:21 ); значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же верой, ничтоже сумняся, говорит апостол Иаков, да не мнит сумняйся, яко приимешь, что от Бога. Муж двоедушен неустроен во всех путех своих ( Иак.1:6–8 ). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может сделать просимое, наказывается за сомнение, оно болезненно томится и стесняется от сомнения. – Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тенью сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение, – хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи или нет, что я говорю: пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. – Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренно Им тебе предлагаемый: веруешь ли, яко могу сие сотворити? ( Мф.9:28 .) Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! ( Мк.9:24 .) И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога: 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее, – от Бога получило бытие: потому что без Него ничтоже быстъ, еже бысть ( Ин.1:3 ) и значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, и по Его воле, или допущением бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей. И во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того, Он нарицает не сущая яко сущая (Ср.: Рим.4:17 ), значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворивши его: 2) я прошу невозможного, но для Бога и наше невозможное, – возможно; значит и с этой стороны, нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям, невозможно. – Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок околицами доходит до истины; вера, – средство сообщения духа с духом, а рассудок, – духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та, – дух, а этот, – плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вечная слава, небесные венцы, несказанно великие почести уготованы последователям Христовым, Христовым крестоносцам, шедшим путем крестоношения, путем «узким и прискорбным». – Утешительные обетования! Блаженны непорочные, ходящие этим путем! О них пророчески возвещено: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всяких лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая» ( Откр.21:7–8 ). § 4. Чем и кем возбуждаются в нас страсти? Страсти, гнездящиеся в нашем естестве, сильнее борют нас, будучи возбуждаемы, вспомоществуемы и усиливаемы греховным миром и бесами. Под миром (греч. «космос») разумеется все страстное, суетное, греховное, вошедшее в окружающую нас жизнь, жизнь частную, семейную и общественную, и ставшее там обычаем и правилом ( Ин.14:17, 15:19 ; 1Ин.2:17. 5:4, 18 ; Рим.4:12 ) 63 . По разъяснению преп. Исаака Сирина , «слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти. Мир есть плотское житие и мудрование плоти» 64 . Мир – это совокупность обычаев и нравов, пропитанных греховным, страстным началом. «Мир есть осуществленный мир страстей или «ходячие страсти», в лицах, обычаях, делах» 65 . Мир – это арена действий человеческого самолюбия и его порождений – троякой похоти – похоти очей (страсть к обладанию), похоти плотской (чувственность) и гордости житейской ( 1Ин.2:16 ). Вокруг человека окружающая жизнь руководится обычно началом самозамкнутого эгоизма и расчетливого практицизма. «Мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Отличительная черта миролюбцев – «забота об одном временном, без внимания к другой жизни, забота единственно об устроении счастья на земле, без внимания к требованиям нравственного закона и внушением страха Божия» 66 . В отношении этого мира, мира греховного, апостол заповедует: «Не любите мира, ни того, что в мире», ибо «дружба с миром есть вражда против Бога» ( 1Ин.2:15 ; Иак.4:4 ; ср.: Ин.15:19 ). Соприкасаясь с греховным миром, нельзя не растревожить в себе ту или иную страсть по сходству их и подобонастроению. В мире человек встречает много поводов и соблазнов к оживлению страстей. И кто стал на путь борьбы со страстями, на путь христианской жизни, на того мир воздействует часто и непосредственно: прельщает видимой успешностью мирского, греховного образа жизни, прельщает разного рода соблазнами и своими приманками удовольствий и суетных развлечений, действует угнетающе чувством оставленности и одиночества среди многих, преследует всякого рода презрением, насмешками, колкостями, лишениями, скорбями, притеснениями, гонениями и т. п. 67

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

И этой несравнимой со всеми древними-ветхими законами чертой закон Христов стал способен остаться вечно-юным, никогда не ветшающим и непреходящим, чего не способны иметь все местные, национальные, законы и требования, не способны по самой своей преходящей природе. Потому плохую услугу делу оказывают те апологеты христианства, которые усиливаются доказывать и настаивать на вечном значении преходящего, устраняя тем вечное и непреходящее и затемняя его, мешая таким своим отношением к вечно-ценному и себе и другим почувствовать всем сердцем его смысл и цену, его вечно-юное и вечно-спасительное достоинство. «Закон Христов» всем своим содержанием, всецело покоящимся в личности Искупителя, всегда живой и единожды навсегда за всех пострадавший, способен всегда и указать всем и каждому пределу, до которого каждый может дойти и за порог которого он не в праве переступать, а в то же время и предложить всегда готовое врачевство в случае уклонений от указанного пути-предела, в случае даже самых тяжких падений и нравственных крушений, предложит прощение и совершит его для каждого. Тут, стало быть, в одном и том же всё порядок-закон, а не в разных и особых, лежит и сложен весь путь совершенствования человека со всеми его неизбежными ошибками, – путь и более и менее здорового, путь и всякого выздоравливающего и все средства к выздоровлению получающего, то сильные, то слабые, смотря по надобности. И этот единый для всех и каждого путь спасения, этот единый закон жизни раздроблять и разлагать на какие-то противоречивые пути-законы жизни-спасения запрещается, запрещается искать двух спасителей и два спасения: одно с одним характером, а другое с другим ( Деян.4:12 ); ( Иак.1:8 ); ( 1Ин.5:4–5 ); ( Рим.3:28, 11:6 ); ( Гал.2:16–21 и пр.). И в этом едином законе жизни, в этом «воздаянии по милости и благодати», находят себе место как милость, так и правда, «милость и истина сретаются, правда и мир лобызаются» (ср. Рим.3:26 ), не юридически только и дипломатически, а искренне, по существу. Без того или другого этот закон не полон и лишён своего характера; он уже в таком виде и не «Христов, не закон веры и благодати, не закон истины и свободы», а или непосильный человеку, невыносимый для него и от того делающий его забитым рабом «закон дел», или не требующий никакой правды, не признающий никакой «созданности человека во Христе Иисусе на добрые дела» аномизм, чуждое всяких стремлений к добру беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

   Вечная слава, небесные венцы, несказанно великие почести уготованы последователям Христовым, Христовым крестоносцам, шедшим путем крестоношения, путем «узким и прискорбным». — Утешительные обетования! Блаженны непорочные, ходящие этим путем! О них пророчески возвещено:    «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.    Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всяких лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая» (Откр.21:7—8). § 4. Чем и кем возбуждаются в нас страсти?    Страсти, гнездящиеся в нашем естестве, сильнее борют нас, будучи возбуждаемы, вспомоществуемы и усиливаемы греховным миром и бесами.    Под миром (греч. «космос») разумеется все страстное, суетное, греховное, вошедшее в окружающую нас жизнь, жизнь частную, семейную и общественную, и ставшее там обычаем и правилом (Ин.14:17, 15:19; 1Ин.2:17. 5:4, 18; Рим.4:12).    По разъяснению преп. Исаака Сирина, «слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти. Мир есть плотское житие и мудрование плоти». Мир — это совокупность обычаев и нравов, пропитанных греховным, страстным началом. «Мир есть осуществленный мир страстей или «ходячие страсти», в лицах, обычаях, делах». Мир — это арена действий человеческого самолюбия и его порождений — троякой похоти — похоти очей (страсть к обладанию), похоти плотской (чувственность) и гордости житейской (1Ин.2:16). Вокруг человека окружающая жизнь руководится обычно началом самозамкнутого эгоизма и расчетливого практицизма. «Мир лежит во зле» (1Ин.5:19).    Отличительная черта миролюбцев — «забота об одном временном, без внимания к другой жизни, забота единственно об устроении счастья на земле, без внимания к требованиям нравственного закона и внушением страха Божия».    В отношении этого мира, мира греховного, апостол заповедует: «Не любите мира, ни того, что в мире», ибо «дружба с миром есть вражда против Бога» (1Ин.2:15; Иак.4:4; ср.: Ин.15:19).    Соприкасаясь с греховным миром, нельзя не растревожить в себе ту или иную страсть по сходству их и подобонастроению. В мире человек встречает много поводов и соблазнов к оживлению страстей. И кто стал на путь борьбы со страстями, на путь христианской жизни, на того мир воздействует часто и непосредственно: прельщает видимой успешностью мирского, греховного образа жизни, прельщает разного рода соблазнами и своими приманками удовольствий и суетных развлечений, действует угнетающе чувством оставленности и одиночества среди многих, преследует всякого рода презрением, насмешками, колкостями, лишениями, скорбями, притеснениями, гонениями и т. п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

4) Да и теологически, повторим, уравнение познания человеческого, хотя бы и будущего, и совершенного, с по- —306— знанием Божиим может возбуждать недоумение, ибо ни по содержанию, ни по объёму, ни по качеству – человек никогда не в состоянии иметь такое же познание, какое имеет Бог о человеке, – во всех отношениях и о всех предметах познание человеческое всегда должно оставаться ниже знания божественного, – быть именно познанием, а не знанием, если даже „Ангелы и Сам Сын“ по человеческой природе Своей не обладают таким знанием (ср. выше). 5) Судя по 1Кор.8:3 и Гал.4:9 при страдательном πεγνσθην Апостол поставил бы υπ θεο, если бы говорил о познании Божеском. Если же он, вопреки своему обычаю, не делает этого, то очевидно при том только единственном условии, что субъект, действующий при страдательном „я=человек“ дан уже в самом глаголе πεγνσθην и сам собой ясен для каждого читателя. А это возможно только тогда, когда действие глагола обращено на сам же субъект действующий, т.е. при возвратном значении глагола, – в данном случае: „я“ – „от себя“. Поэтому перевод и смысл изречения будут: „теперь отчасти узнаю, тогда ж познаю так, как и (я сам) познался (познал себя) – познаюсь (познаю себя)“, – а в славян: „ныне знаю отчасти тогда же познаю, якоже и познахся“. Теперешнее знание отчасти перейдёт в тогдашнее самопознание. 6) В пояснение к такому переводу заметим: а. Уже в греческом классическом языке страдательное и среднее значения глаголов для своего выражения имеют большинство общих форм, не различающихся этимологически. Наиболее резко это различие дано в прошедшем совершенном и аористе, но и здесь страдательное и возвратное значения часто не различаются. б. В диалекте κοιν такое смешение было ещё обычнее, как надо думать на основании новогреческого языка, многими и глубокими корнями своими, по новейшим исследованиям, сидящего в почве эпохи κοιν. в. В частности для новозаветного языка можно указать: γεννθη – γεννηθν Мф.1:16,20 , – (προς) κολληθσεται Мф.19:5 и Еф.5:31 из Быт.2:24 , – προσεκλθη Деян.5:36 , – φθην Деян.26:16 , – ταπεινθητε Иак.4:10 и 1Пет.5:6 , γπη φανερθη 1Ин.4:9 , – и у Ап. Павла Рим.4:20 ο διεκρθη τ πιστ, λλ νεδυναμθη τ πστει, – 21

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хольцман, Мэнгольд, Э. А. Эбботт и другие указывают на существование вымышленного Urmarkus; Эвальд, Майер и Вайсе считают основой трудов Матфея и Луки наше каноническое Евангелие от Марка — но с той важной поправкой, что сам Марк использовал не только устное предание Петра, но и утраченное Евангелие от Матфея на еврейском языке (или, скорее, греческий перевод последнего), которое было не просто собранием высказываний (σνταξις των λογων), но включало в себя и краткие повествования. Однако если Марк пользовался обширным собранием проповедей нашего Господа, тем труднее объяснить скудость подобного материала в его евангелии. 894 Лк. 1:2: καθς παρδοσαν (посредством живого слова) μν ο π " αρχς (то есть от начала публичного служения Христа; ср. Деян. 1:21–22; Ин. 15:27) ατπται και πηρται γενμενοι το λγου (те же люди). 895 О слушателях и слышании Евангелия говорится во многих отрывках — например, Мф. 13:14; Лк. 7:1; Ин. 12:38; Деян. 17:20; Рим. 2:13; 1 Фес. 2:13; Иак. 1:22–23,25. Чтение (ναγινσκειν) ассоциируется по большей части с Ветхим Заветом (Мф. 12:3,5; 21:16,42; 24:15; Мк. 2:25; 12:10,26; 13:14; Лк. 4:16; 6:3; 10:26; Деян. 8:28,30,32; 13:27; 15:21 и т.д.), с посланиями Павла (Еф. 3:4; Кол. 4:16; 1 Фес. 5:27) и Книгой Откровение (Отк. 1:3; 5:4). 896 Раввинским правилом было: «Verba prœceptoris sine ulla immutatione, ut prolata ab illo fuerunt, erant recitanda, ne diversa Uli affingeretur sententia» (цит. по Shabby f. 15, 1). 897 Ренан пишет: «La tradition vivante (ζσα φων και μνουσα, Папий) était le grand réservoir où tous puisaient… Le même phénomène se retrouve, du reste, dans presque toutes les littératures sacrées. Les Védas ont traversé des siècles sans être écrits; un homme qui se respectait devait les savoir par cœur. Celui qui avait besoin d " un manuscrit pour réciter ces hymnes antiques faisait un aveu d " ignorance; aussi les copies n " en ont–elles jamais été estimées. Citer de mémoire la Bible, le Coran, est encore de nos jours un point d " honneur pour les Orientaux» (Renan, Les Évangiles, p. 96) предание было великим вместилищем, в котором тонуло все… То же самое явление, кроме того, мы наблюдаем почти во всех священных книгах. Веды прожили века, не будучи записанными; человек, соблюдавший их, должен был знать их наизусть. Тот, кто нуждался в рукописи для произнесения этих древних гимнов, признавался в своем невежестве, поэтому копии не пользовались большим уважением. Цитировать по памяти Библию или Коран и в наше время считается почетным среди народов Ренан полагает, что в большинстве случаев новозаветные авторы цитируют Ветхий Завет по памяти. Мои собственные наблюдения, а также наблюдения моих друзей, живущих на Востоке, подтверждают единообразие устного предания и замечательную крепость памяти у арабов. 898

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Тема выражает ту мысль, что Правда Божия в лице Спасителя всесовершенно и всецело осуществляет весь нравственно-религиозный идеал закона 21 , а в последователях Его хотя также весь, но в несовершенной мере исполняется. Нравственный идеал, осуществленный Спасителем, один у всех людей, ибо каждая богоподобная душа человеческая есть христианка по самой своей природе. Но достижение идеала может иметь бесконечное разнообразие в несовершенных и грешных людях: тут могут быть меньший и больший в Царстве Небесном. Примеры: нельзя быть нищим духом и не кротким, чистым сердцем и не любить Бога и ближних или любить Бога и ненавидеть брата своего. Можно быть более или менее любящим Бога и ближних, более или менее кротким или миротворцем, но не быть все это вместе невозможно, ибо нравственный идеал неделим (ср. Гал. 5:14 ; Рим. 13:8–10 ; Иак. 2:10 ; 1Ин. 4:20 ; Мф. 22:35–40 ). Превращение же Слова Божия в заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного ( Ис. 28:10–13 ), т.е. обращение нравственного идеала и нравственного закона в правила и статьи внешнего действования и преданий старцев с мелочным и чисто внешним делением их значения и с определением нравственности посредством количества исполненных правил – больших или меньших, на чем основывалась лжеправда книжников-фарисеев, – есть прямая противоположность Правде Христовой, так что кто не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф. 9:11–13, 12:2–8, 35, 15:1–20, 23:4, 16–28 ), т.е. не возвысится до блаженства творить Правду Божию в самоуничижении, страдании, кротости, правдолюбии, милости, чистосердии, миротворении и страданиях за правду, тот не войдет в Царство Небесное. Эта противоположность подробно потом и раскрывается на частных примерах. Сначала берутся шесть более общих и чаще преступавшихся иудеями времен Христа заповедей закона: об убийстве ( Мф. 5:21–26 ), прелюбодеянии ( Мф. 5:27–30 ), разводе ( Мф. 5:31–32 ), клятве ( Мф. 5:33–37 ), мщении ( Мф. 5:38–42 ), любви к ближнему ( Мф. 5:43–47 ); в заключение указывается общий нравственный идеал, выражающийся в этих заповедях ( Мф. 5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

21.  Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете [Мф. 21, 22], и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять [Мф. 21, 21]. Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит Апостол Иаков… да не мнит сумняйся, яко приимет что от Бога. — Муж двоедушен неустроен во всех путех своих [Иак. 1, 6–8]. Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение — хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, — что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [ср. Мф. 9, 28] И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее — от Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже быстъ, еже бысть [Иоан. 1, 3], и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, — и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Он нарицает и не сущая, яко сущая [Рим. 4, 17]; значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное — возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера — средство сообщения духа с духом, а рассудок — духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та — дух, а этот — плоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010