Рим.3:15.   Скоры ноги их пролияти кровь (Притч. 1:16; Ис. 59:7) . После безблагостности языка — безблагостность дел во взаимных отношениях друг к другу. Ибо ноги, руки, пути — в слове Божием означают поведение людей, обычный им образ жизни и деятельности. «Скоры ноги» — потому что сильно желание, неудержимо влекущее к делу. Как то, к чему так стремятся, есть пролитие крови; то этим выражается кровожадность. Идти это может только к разбойникам. Но и у них жажда крови не главное, а случайность, главное же — корысть. Прямо пролитие крови имеют в виду только месть и личная вражда. Общим, следовательно, этого вида безблагостности считать нельзя. Итак, если «пролитие крови» понимать в собственном смысле, то здесь указывается частное некоторых лиц злодейство. Обобщает его Пророк и за ним святой Апостол потому, что если оно является в некоторых, то, значит, доходить до такого неистовства не чуждо иудеям. Но можно под пролитием крови разуметь лишь чувствительное уязвление и у ранение другого. В таком случае здесь будет выражаться состояние гневного и рассердившегося. В гневе и сердцах, как отличительная черта, у всех является желание уязвить другого, дать ему почувствовать не словом, а делом. И тут мелькает маленькое желание пролития крови. Если так понять пролитие крови; то обобщение его не представляет ничего недоуменного. Апостол обличает в иудеях преобладание нелюбовных и враждебных чувств и дел. Рим.3:16.   Сокрушение и озлобление на путех их (Ис. 59:7) . «Сокрушение» , σντριμμα , — сотрение; «озлобление» , ταλαιπωρα , — всякого рода беды, чувствительные и болезненные. Где пройдет шайка злодеев, там домы разграблены, разорены и пожжены, жители побиты, изранены и разогнаны. Вот сокрушение и озлобление! Но выдаются такие личности, которые, живя среди других, с кем ни сойдутся, непременно озлобят его и сокрушат, — сделают чувствительное зло. Между тем уличить их бывает не всегда возможно: действует сам озлобляемый, а те будто ничего не знают. Иные, впрочем, оглашаются такими, и народный приговор предостерегает от них: с этим не связывайся, — жалеть будешь. «На путех их» — вслед за ними идет, или они оставляют по себе. Как огню нельзя пройти где, не пожегши, так им — не сделавши зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

Ин.7:11. Иудеи же искаху Его в праздник и глаголаху: где есть Он?     Отыскивают иудеи Иисуса не для того, чтобы, нашедши, уверовать, ибо, и предупреждая искание, Он являл Себя, согласно сказанному Им: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Ис.65:1; ср. Рим.10:20), но вследствие превеликого беззакония впадая в эллинскую суетность и ревнуя более о свойственном тем (эллинам), чем о том, посредством чего им подобало блистать вышнею благодатию. Ведь почитающиеся за эллинских мудрецов и ревнителей мирской и демонической мудрости тратят много острых слов, вертя круги пустых рассуждений, и «ткут основу паутины», по написанному (Ис.59:5). Они принимаются отыскивать истину или благо или правду, что такое это есть по природе, и, представляя себе одну только тень истинного знания, пребывают совершенно лишенными деятельной добродетели. Оставаясь чуждыми вышней и действительной премудрости, они никогда не упражняются ни в чем полезном, кроме слов. Так и иудеи, эти братья и соседи невежеству тех, отыскивают Иисуса не для того, чтобы, обретши, веровать, как это и показало само дело, но чтобы, уязвляя Его многими упреками, навести на головы свои пламень неугасимый.    И в другом также отношении, должно думать, они совершают суетнейшее искание, ибо они принимаются Его искать только потому, что нет Его. Ведь Чудотворец этот должен был пребывать среди совершавших праздник, говорят они, преследуя только приятное удовольствие для себя, а совсем не пользу от удивления (пред Чудотворцем). Облеченные славою законоучительства и считая себя великими знатоками Священных Писаний, они не помнят пророческого слова, гласящего так: «Взыщите Бога и, при обретении Его, призовите: когда же станет приближаться к вам, пусть оставит нечестивец путь свой и муж беззаконный намерение свое и да обратится к Господу, и помилует его» (Ис.55:6-7). Видишь, как недостаточно для спасения одного только искания, но, обретши, необходимо и обращаться, очевидно чрез послушание и веру. Так надлежало спасаться и невежественному и непослушному народу Иудейскому. Если же и в этом оказывается весьма неразумным, то справедливо уже должен услышать: «Как скажете, что мудры мы и слово Господне с нами? Всуе стала трость лживая книжникам, посрамились мудрецы, смутились, запутались, какая (же) мудрость есть в них? Потому что слово Господне отвергли» (Иер.8:8-9). И в самом деле, разве не отвергли, не приняв (Христа), или разве не бесчестят, не отказываясь безрассудно говорить о Нем это: «где есть Он»? Ведь это «Он» есть знак безумных (гордецов), еще не удостоивавших Его своего удивления, хотя из многих и великих дел Его они должны были иметь о Нем вполне подобающее представление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Но эту скорбную, плачевную тайну пророк покрывает откровением той всерадостной светлой тайны, что наконец «приидет Сиона ради избавляяй и отвратит нечестие от Иакова» ( Ис.59 ). «И соберет рассеянных сынов Израиля, и рассыпанных дочерей Иуды созовет от четырех краев земли; прекратится зависть Ефремова, и вражда Иуды. Ефрем не будет завидовать Иуде, Иуда не будет врагом Ефрему» ( Ис.11 ). Можно сказать, что восхищенный этою тайною спасения своего народа пророк как бы не знает, как и изобразить такую вожделенную тайну. К событию обращения и спасения Израиля он прилагает разные черты древнего чудесного водительства Израиля, во время избавления от египтян, и призывает небо и землю, горы и холмы к ликованию. Конечно, изображение сего события не везде у пророка раздельно отличается от изображения вообще благодатного царства: так как оно же самое – благодатное царство – тогда и откроется для Израиля и уже в нем самом. Имена Израиля, Иакова, Сиона также не составляют отличительного признака пророческой речи собственно о потомках Авраама и Иакова: ибо эти имена даются у Исаии и вообще Церкви. Тем не менее впрочем есть такие места, в которых резко различаются, – одно от другого, – частное обращение иудеев и всемирное благодатное спасение. Возьмите во внимание напр. ( Ис.11 ), из которой взято одно из вышеприведенных мест. Когда, при изображении царства Мессии, говорится раздельно и прямо сначала вообще об открытии и характере благодатного царства на весь мир, потом в особенности о вере во Христа языков и о спасении Им Ефрема и Иуды или вообще Израиля: то ясно, что последние имена употребляются тут в собственном смысле и след. речь идет именно о обращении иудеев, или точнее, всего Израиля. Так именно и есть в ( Ис.11 ). Наполнися , так сказано вообще о всемирном царстве благодати, «наполнися вся земля ведения Господня, яко вода покры море» ( Ис.11:9 ). И сейчас же потом говорится в особенности об обращении языков: «и будет в день оный Корень Иессеов, и возстаяй владтети языки, на Того языцы уповати будут». Но в след за сим идет такая речь уже об Израиле: «и будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою... соберет погибшыя Израилевы, и расточенные Иудины соберет от четырех криль земли» и проч. ( Ис.11:10–12 ). Когда на распространение Церкви вообще в мире и особенно в мире языческом прямо указано выше: то в следующем за тем отдельном указании на Израиля представляется уже не образ Церкви вообще (так как общее указание на неё уже сделано выше), а разумеется, видно, в собственном смысле – избранный народ, произшедший от Авраама, Исаака и Иакова. В Новом Завете ап. Павел относит прямо к обращению всего Израиля вышеприведенные нами слова Исаии: «приидет от Сиона избавляяй и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

79 Первоначально словом иврит обозначался сосбый род пророчеств, предвещавших бедствие языческим странам и народам: так у ( Ис. 13, 1 ); ( Ис. 15, 1 ); ( Ис. 17, 1 ); ( Ис. 19, 1 ) и др. (Корнил глл. 13–23 Исаии называет Buch der Massas S. 174); (Наум, 1, 1); ( Авв. 1, 1 ). Когда это слово в указанном значении вошло во всеобщее употребление, то евреи этому роду пророчеств оказывали особое предпочтение и изъявляли желание возможно чаще слышать из уст пророков иврит на язычников, забывая, что и они заслуживают изречения пророческих прещений и предвещание бедствий. Пр. Иеремия ( Иер. 23, 33–38 ) обличает своих современников в злоупотреблении этим выражениям. Можно полагать» что евреи обратили его в насмешку и обращались к пророкам с кощунственным вопросом: «какое бремя от Господа»? (Köhl. Ill, 2–3, Allioli II, 711, Anmm. 42–45; C. F. Keil, Biblischer Commentar über den Propheten Jeremia and die Klagelieder. Leipzig, 1872. Ss. 271–272). 80 В пророческих книгах встречаются нередко примеры употребления наименований символических, или искусственно затемняющих указание пророка на известное царство или народ. Пр. Иеремия, употребляя особый алфавит «Атбаш», пишет вместо иврит Вавилон – иврит ( Иер. 25,26 ); ( Иер. 51, 41 ); Keil, Jerem. Ss. 284–285; Ed. König, Stilistik, Rhetorik, Poetik in Bezug auf die biblische Litteratur komparativisch dargestellt. Leipzig. 1900. S. 13; необходимо заметить, что в искусственно составленном имени соответственно изменена и вокализация). Другие примеры см. у Ружемонта, стр. 214. У пр. Захарии, как замечено выше (пр. 59), мы видим употребление имени «Сеннаар», вм. «Вавилон», или наименование Вавилона «страной северной». По толкованию Лютера, в ( Зах. 9, 7 ) пророк употребляет древнее на· именование Иерусалима «Иевус» для того, чтобы «затемнить пророчество, или показать, что во времена Христа Иерусалим справедливо было бы называть Иевусом ради неверия его жителей» (S. 288). Подобным образом и в Откровении Иоанна Богослова языческий Рим называется Вавилоном (гл. 18). О каббалистических алфавитах иврит и иврит см. Joannis Buxtorfii Lexicon chaldaicum, talmudicum et rabbinicum. Lipsiae, MDCCCLXIX. Pp. 136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства ( Флп 4:10 ). Таким образом, во всех трех примерах имеется в виду средний род местоимения и перевести можно так: «при том, что», «в данной ситуации». Эта смерть, которая была для Адама «расплатой за грех» ( Рим. 6:23 ), служит также наказанием тем, кто подобно Адаму грешит. Это предполагает космическое значение греха Адама, но не утверждает «юридической» виновности, подобной его собственной, со стороны его потомков, если только они не грешат подобно самому Адаму (ср. 59 ) . Итак, «сам грех остается виной совершившего его; по наследству могут передаваться только последствия греха, а не сама виновность» 60 . И, конечно, если между Адамом и его потомками и устанавливается некая солидарность в смерти, то между воскресшим Господом и теми, кто крещен во Имя Его, устанавливается солидарность в жизни: Поскольку свт. Кирилл более не идет далее в раскрытии состояния падшего человечества, то именно поэтому, по предположению Л. Коэна, во всей Восточной Церкви антипелагианская полемика не имела никакого заметного влияния 61 . К аналогичным выводам приходит и прот. Иоанн Мейендорф : «В византийском мире, где мысль Августина практически не имела никакого влияния, значение Адамова греха и его последствий для человеческого рода было понято совершенно по-другому, чем на Западе« 62 . Следующее изречение святителя Кирилла из его толкований на Послание к Римлянам резюмирует вышесказанное: »Адам был создан для нетления и жизни; в раю он жил святой жизнью: его разум был всецело и всегда обращен к созерцанию Бога, его тело было в безопасности и покое, не обнаруживая никакого стремления к греховным удовольствиям, ибо в нем не существовало волнения низменных наклонностей. Но после падения, когда он вследствие греха подвергся тлению, стремление к нечистым удовольствиям поразило природу плоти, и явился жестокий закон, действующий в членах наших ( Рим. 7, 5. 23 ). Вся природа сделалась больна грехом «непослушанием одного человека» ( Рим. 5, 19 ), то есть Адама. И многие сделались грешными, но не через соучастие в грехе Адама – ведь они еще не существовали – но через соучастие в его природе, подпавшей действию закона греха ( Рим. 7, 23; 8, 2 ). Подобно тому как в Адаме человеческое естество восприняло болезнь тления ( ρρστησεν τν θορν) через непослушание, потому что через непослушание страсти вошли в человеческую природу, так что во Христе оно было восстановлено и исцелено, поскольку сделалось послушным Богу и Отцу и не совершило никакого греха ( 1Петр. 2, 22 , Ис. 53, 9 )» [PG 74, 789ab].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Глава 59 1–21. Мрачная характеристика религиозно-нравственного и общественно-гражданского состояния Израиля, как истинной причины его отвержения Богом. Ис.59:1 . Вот, рука Го­с­по­да не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слы­шать. Тесная связь настоящей главы с предыдущей открывается уже из одного того, что она продолжает давать ответ на тот же самый вопрос, какой служил темой и предшествующей главы, именно – почему евреи, которые, по-видимому, так строго исполняют все предписания Моисеева закона, не получают, однако же, оправдания и спасения от Бога? Уж не лежит ли причина этого во Всевышнем, как могли думать некоторые, особенно самонадеянные в высокомнящие о себе из сынов Израиля? Как бы предупреждая самую возможность подобного безрассудного вопроса, пророк, именно, и начинает данную главу с решительного заявления, что «рука Господа не сократилась..., чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело..., чтобы слышать» (1 ст.). Следовательно, причины погибели народа Божия лежат не в Господе, а в самом народе, точнее, в его беззакониях и преступлениях, каковые пророк Исаия подробно и раскрывает дальше. Ис.59:2 . Но беззакония ваши про­извели раз­деле­ние между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слы­шать. С 2 ст. по 8 включительно идет сильная общая характеристика религиозно-нравственного развращения Израиля, удалившего его от Бога. В ней можно видеть как резкое обличение современного пророку израильского общества, так и пророчественное прозрение в такое же, или даже еще худшее состояние позднейшего Израиля, эпохи пришествия Мессии и основания христианства. Ис.59:3 . Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззако­ни­ем; уста ваши говорят ложь, язык ваш про­износит неправду. Ис.59:4 . Никто не воз­вышает голоса за правду, и никто не вступает­ся за истину; надеют­ся на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодей­с­т­во­; «Ибо руки ваши осквернены кровью... уста ваши говорят ложь... никто не возвышает голоса за правду... зачинают зло и рождают злодейство.» Как мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора (ср. Ис.1:15, 21 ст.). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу Молоху – Ср. Иер.7:31 ), или символический, в смысле, вообще полного ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие и убийство, включительно, или же наконец – прообразовательный, в качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов ( Мф.23:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды – это измена самой истины и есть ложь, по существу дела. «Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса. Ис.59:5 . высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто по­ест яиц их, – умрет, а если раз­давит, – выползет ехидна. Ис.59:6 . Паутины их для одежды негодны, и они не по­кроют­ся сво­им про­изведе­нием; дела их – дела неправедные, и насилие в руках их. Ту же самую мысль – о неправедно-насильническом характере всей деятельности Израиля – с присоединением еще и новой – о крайней непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности – пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений, сопоставляя зловредный характер деятельности – со «змеиными яйцами», а качественную негодность и непрочность ее результатов – с легкой «паутиной», готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении. Ис.59:7 . Ноги их бегут ко злу, и они спешат на про­литие невин­ной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустоше­ние и гибель на стезях их. Ис.59:8 . Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Если раньше пророк говорил о «руках», исполненных крови, но здесь, для полноты характеристики он говорит и о «ногах», спешащих идти по пути зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в ложном настроении мыслей и умов: «мысли их – мысли нечестивые». (7 ст.). Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со многими аналогичными местами из книги Псалмов ( Пс.5:6–7, 10 ; Пс.7:15 ; Пс.9:28 ; Пс.11:3 ; Пс.13:1–3 ; Пс.27:2–5 и др.). Ис.59:9 . Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озаре­ния, и ходим во мраке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.63:4–6 . – эти три стиха дают прекрасное раскрытие вышеприведенного образа из них в первом говорится, что под топтанием в точиле разумеется именно день Суда Божия над народами (4 ст.), во втором – что этот суд будет решительным единоборством Победителя с его врагами (5 ст.) и в третьем, – что результаты этой жестокой борьбы будут ужасны для побежденных (6 ст.). Ис.63:4 . ибо день мще­ния – в сердце Моем, и год Мо­их искуплен­ных настал. «Ибо день мщения – в сердце Моем и год Моих искупленных настал», или, как еще яснее в славянском тексте «день бо воздаяния прииде на них, и лето избавления приспе». Совершенно ясно определяется характер победного пришествия Мессии, которое будет днем праведного воздаяния, грозного мщения всем врагам Божиим и вместе годиной искупления, «летом... благоприятным» для всех обратившихся к Нему (ср. Ис.61:2 ; Ис.34:8 ; Ис.59:17 ). Ис.63:5 . Я смотрел, и не было по­мощника; дивил­ся, что не было поддержива­ю­щего; но по­могла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего». Настоящий стих представляет собой почти буквальное повторение одного предыдущего: «И видел (Господь), что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его» ( Ис.59:16 , см. наш коммент.). В качестве дополнительного комментария к ним обоим можно привести еще одно параллельное место из того же пророка: «Я (Господь) смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтобы Я мог спросить их, и они дали ответ» ( Ис.41:28 ). Особенностью данного – 5 ст. по сравнению с указанными параллелями, является то, что в нем говорится о суде Господа над языческими народами, тогда как в последних – о суде над Израилем. Момент этого суда, по смыслу данного образа, антропоморфически сближается с единоборством Мессии против полчищ Его врагов. Ис.63:6 . и по­прал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их». «И попрал Я народы во гневе Моем... и вылил на землю кровь их». Вот страшный, но вполне заслуженный народами финал той схватки, на которую они рискнули выступить против «Сильного» (1 ст.). Об этом наказании враждебных языческих народов пророк Исаия не раз говорил и раньше, особенно близка, напр., следующая параллель: «и притеснителей твоих накормлю собственной их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я – Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» ( Ис.49:26 ; ср. Ис.42:25 ; Ис.51:23 ; Ис.59:17–18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010