Ты беспечный и ленивый и не хочешь работать, как другие. Поэтому, чтобы избежать труда, ты нашел себе способ и ремесло самое необременительное, дабы получать деньги и так жить. Но я знаю еще и то, что неправедные деньги и богатство, сколоченные предательством, лжесвидетельством и кровью нищих, сирот и вдов, ты скоро изблюешь. Как говорит Иов, «богатство неправедно собираемое изблюется» ( Иов.20:15 ). «Потому что ты либо еще при жизни потеряешь его, либо, когда умрешь, лишатся его твоя жена и дети. Как говорит Соломон, обижающий бедного много себе зла творит, дает же богатому во оскудение [себе]» ( Притч.22:16 ). И в конце концов, если ты несчастен, болен и не можешь работать, ищи милости и помощи на пропитание у других христиан, потому что в тысячу раз лучше тебе стать попрошайкой, чем предателем, клеветником и лжесвидетелем. Ибо если ты попрошайка, то не получишь наказания, более того, спасешься. Если же станешь предателем и лжесвидетелем, непременно будешь наказан. А тем, кто предают других, потому что сами были преданы, мы ответим: христианам не подобает ни мстить, ни воздавать злом за зло, но делать добро вместо зла и оставить суд Богу, и Он вскоре совершит воздаяние. Как говорит божественный апостол, никому не воздавайте злом за зло... Немстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:17–19 ). Господь призывает нас любить своих врагов и благодетельствовать им и не делать зла: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» ( Мф.5:44 ). Да что там я говорю? Сам Соломон, который был под сенью закона, уделяет этому особое внимание и призывает иудеев не лжесвидетельствовать и не предавать никого, даже предавшего тебя, и не лжесвидетельствовать на него, но терпеть и не мстить. «Не будь лжесвидетелем на гражданина твоего», – сказал он, «и не распространяйся устами твоими. Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступаю с ним, воздам ему тем, чем он меня обидел» ( Притч.24:28–29 ); ...не говори: «отомщу врагу», но предоставь Господу и поможет тебе» ( Притч.20:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Изложенное по записям, после его смерти, Константином, пресвитером антиохийским. Беседа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34     Предисловие 1. В послании к Римлянам блаженный Павел говорит: «как Апостол язычников, я прославляю служение мое, не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти» ( Рим. 11:13–14 ); и в другом месте также (говорит): «содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» ( Гал. 2:8 ). Итак, если (Павел) был апостолом язычников, – как и в деяниях Бог гово­рит ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян. 22:21 ), – то какое было ему дело до евреев? Для чего он написал к ним послание? При том же (евреи) питали к нему вражду, и это можно видеть из многих мест. Так, послушай, что го­ворит ему Иаков: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев... А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея» ( Деян. 21:20–21 ); и много искушений часто было ему по этому поводу.Почему же, спросит кто-нибудь, (мужа) сведущего в законе, – а он изучал закон при ногах Гамалиила и имел к этому делу великую ревность, – и потому имевшего возмож­ность с особенною силою опровергать (противников), Бог не послал к иудеям? Потому, что они из-за этого особенно и стали бы противиться ему. Поэтому Бог , предвидя, что не примут его, говорит ему: «иди к язычникам, ибо (иудеи) не примут свидетельства твоего о Мне 2 " , и он отвечает: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его»( Деян. 22:19–20 ). Это самое, (говорит), служит знаком и доказательством, что они не поверят ему. И действительно, так обыкновенно бывает: когда кто отступает от какого-нибудь народа, то, если он из людей низших и ничего не значащих, это не очень оскорбляет тех, от которых он отступает; если же он из людей значительных, весьма ревностных и единомышленных с ними, это весьма огорчает и крайне раздражает их, так как отступивший от них своим присоединением к другим весьма сильно ниспровергает их учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Любовь и терпение в трудах неусыпных Апостол являл неистощимые. Свободен бо сый от всех, всем себе поработих, да множайшыя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор. 9:9–22 ). Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или ногота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся яко овцы заколения. Но во всех сих прееобеждаем за Возлюбльшего ны ( Рим.8:36–37 ). За свои труды Апостол перенёс неисчислимые скорби: «был я, говорит он, в ранах, в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза били меня палками; однажды камнями побивали; три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был я в опасностях от разбойников, от единоплеменников и от других народов, в опасностях в городе, в пустыне, в море, между лже-братьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в ноготе. Кроме посторонних приключений, ежедневное было ко мне стечение людей, забота лежала на мне о всех Церквах. Кто немощен, с которым бы и я не чувствовал немощи? Кто соблазняется, за которого бы и я не воспламенялся» ( 2Кор.10:23–29 ). Обращая в христианство Иудеев и язычников могущественною проповедью Евангелия, знамениями и чудесами, которые Господь творил руками Апостола Павла во свидетельство слову благодати Своея, он, подобно другим Апостолам, вёл жизнь святейшую. Все свои нужды и озлобления верховный Апостол переносил с глубоким смирением и со многими слезами среди искушений ( Деян.20:19 ). «Меня ожидают узы и бедствия, но я, пишет он, ни на что не взираю и жертвую своей жизнью, только бы совершить с радостью свой путь и служение, которое принял я от Господа Иисуса ( Деян.20:23–24 ); я всегда готов быть не только узником, но и умереть за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Служа другим, Апостол ни у кого не ел хлеба даром, но занимался трудом и работой ночь и день, дабы не бременить кого и для верующих быть примером добродетели ( 2Фес.3:8 ). «Сами вы знаете, говорил Апостол Павел, что нуждам моим и бывшим при мне служили сии руки мои. Во всём показывал я вам, что так надобно, трудясь, поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян.20:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Покаяние не означает лишь слова сожаления о том, что произошло. У нас в чине исповеди указывается, что если кто-то украл, и приходит к священнику каяться, то этот грех воровства ему отпускается только после того, как он вернул украденное. Поэтому ошибаются те люди, которые думают, что можно погрешить, а потом, наворовавшись, прийти к Богу и сказать: «я каюсь», и таким образом и ворованное у себя оставить, и дурных последствий от собственного греха избежать. Так не получится, ты должен исправить то, что совершил. Притч. 1:20–23 С двадцатого стиха начинается речь Премудрости, которая противопоставляется предшествующей речи злодеев: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» ( Притч. 1:20–23 ). Как вы помните, апостол говорит, что «Христос есть Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). Так что Премудрость – это одно из имён Христа. И святые отцы многие стихи из Книги Притч, где говорится о Премудрости, объясняли как относящиеся ко Христу. Но также в Книге Притч «премудрость» может быть названием олицетворённого учения Божия, истинного наставления, исходящего от Бога. Итак, говорится, что премудрость «возглашает на улице, на площадях, в главных местах собраний проповедует». Во-первых, это принципиальное отличие от поведения людей грешных, которые ночью, в тайне призывают на путь греха. Во-вторых это означает, что путь премудрости доступен для всех. Истина Божия доступна для всякого человека как через голос совести, так и через наблюдения за миром. Как об этом говорил апостол, что язычники могут прийти к познанию о том, что есть Творец у этого мира (см. Рим. 1:19–20 ), а если есть Творец – значит может у человека возникнуть желание с этим Творцом вступить в общение. Поскольку путь премудрости открыт для каждого, то никто не сможет сказать: «я стал злым просто потому, что не слышал доброго учения, доброго голоса». Каждый слышит голос совести. Притч. 1:22

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Наконец, Церковь Свята по своему устройству. Глава ее есть Всесвятой Господь Иисус ( Евр.7:26 ); в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами ( Рим.8:14–27 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые приняли от Него силу «к совершению святых» ( Еф.4:12 ); преподает святое и «освящающее» людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ); совершает святые и освящающие нас таинства ( Еф.5:26 ; Ин.6:48–58 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением ( Гал.1:6–9 ; 1Кор.11:20–22 ); состоит из членов, омытых банею водною, и освященных ( 1Кор.6:11 ; Евр.10:10 ; Деян.20:32 ). «В чем же непогрешимость Церкви?» спрашивает митрополит Елевферий, и отвечает: «Обещая Своим апостолам послать Духа Святого, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо, заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их.., уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять); срав. ( Мф.23:3 ; 2Пет.2:4,9,3:7 ; Иуд.1:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19,20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами Премудрости Божией, через которые она сообщалась миру, верующим, были святые апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святого; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», то есть точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез апостолов, и состоит непогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Флп. 2:14–18 . Разъяснив высочайший пример смирения и терпения в лице Господа нашего Иисуса Христа, и указав нам основание для сих добродетелей в том, что нет у нас ничего собственного, что бы возвышало нас, а все принадлежит содействующей благодати Божией, Апостол заповедует вся творить без роптания (на людей) и размышления (т. е. без сомнений и колебаний веры в промысел Божий), как прилично «чадам Божиим непорочным посреде рода строптива и развращена». Указывая и на собственный пример, Апостол извещает Филиппийских своих учеников, что хотя он в Риме и соделывается теперь «жертвою за жертву и служение веры их», но не только не ропщет, а напротив, «радуется и сорадуется всем им». Так и от них желает и ожидает, вместо печали и уныния о своей судьбе, радости радостных приветствий себе в Рим. Б) Извещения Св. Павла о его намерениях д) Послать к Филиппийцам Св. Тимофея Флп. 2:19 . Цель сего посольства объясняет сам Апостол: «дабы, – говорит, – и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом». Флп. 2:20–22 . Утешение же Апостол надеется получить от того, что Св. Тимофей, как по своей распорядительности и попечительности о Филиппийцах, так и из преданности Св. Павлу, устранит в их обществе все то нежелательное, что так огорчало Апостола – по известию, принесенному Епафродитом. «Ибо, – говорит Св. Павел о Тимофее, – я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, … а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании». Флп. 2:23–24 . Хотя Апостол вполне надеялся на освобождение свое из уз и рассчитывал даже «сам скоро прийти к Филиппийцам», но все же посольством Тимофея он решился подождать до тех пор, пока можно будет послать с ним что-нибудь достоверно утешительное. А потому он пишет: «я надеюсь послать его (т. е. Тимофея) тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам». е) Намерение послать Епародита Флп. 2:25 . Если посольством Тимофея Апостол решил подождать, то Епафродита, принесшего ему в Рим от Филиппийцев денежное пособие, немедленно же посылает обратно и ему вручает свое послание к ним, где называет его своим братом и сотрудником и сподвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апреля 3-го. Ходил к стоянью в К... церковь . Видел трогательный и глубоко поучительный пример материнского воспитания детей в религиозном духе. Храм Божий — первая и необходимая школа религиозного воспитания детей. Вспомни отроча Иисуса с матерью, ходивших в Иерусалимский храм. Ко всякому дитяти приложимы слова Отрока Иисуса: «Не весте ли, яко в тех, иже Отца Моего, достоит быти Ми»; потому что детям усвояется царствие Божие — «тацех бо есть царство Божие». Божий храм с его благоговейным Богослужением, с священной обстановкой, с усердно молящимися верующими — самая благотворная и могущественная мера воспитания детской души: молитвенное настроение окружающих, и прежде всего матери, сообщается и детям, склонным к подражанию; святые иконы поддерживают молитвенное настроение, а священные песнопения возгревают его («Церковное слово». 1907. 26. С. 403–405). 1891 года, ноября 30-го. Опять, Господи, Ты меня зовёшь! Опять стучишь в двери сердца моего (Апок. 3, 20)! Опять, как отрока Самуила, возбуждаешь душу мою от сна греховного! Душе моя, душе моя, востани, что спиши! (Кондак Великого канона.) Может быть, конец приближается, и навеки уснёшь сном неразумия, нерадения; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. Не утрудися встать с ложа греховных привычек и принять в храм сердца твоего Стучащего Гостя! Слышу, Пастырю Добрый, Твой взыскующий спасительный голос! Я, заблудшее горохищное овча, но беспомощен лежу; простри, как Петру, благодатную руку помощи, возложи мя на рамена Твоя и принеси на пажить избранного стада Твоего! Но увы мне, Господи! Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живёт во мне, т. е. в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне. Но чтобы сделать оное, того не нахожу. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих! Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7, 15, 18, 22–24)? Бедный я человек, не могу, как св. апостол, из глубины благодарного сердца воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!» (Рим. 6, 25). Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил его от закона греха и смерти, я же «живу ещё по плоти и о плотском помышляю». Но, Авва Отче, приими «ходатайство Духа Твоего», укрепи нас, чад Своих, умерщвлять плотского человека силою возлюбившего нас Единородного Сына Твоего Господа Иисуса!

http://bogoslov.ru/article/6172271

И так, как мы сказали, весь вопрос возник со стороны закона. Поскольку закон, строгий в правосудии, не имел милости: но всякий прелюбодей, человекоубийца, обманщик, и кратко сказать, всякий впавший в смертный грех не освобождался от греха никаким помилованием за раскаяние; повелевалось воздавать око за око, зуб за зуб, душу за душу ( Исх. 21:23–24 ). И таким образом вси уклонишася, вкупе неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единого ( Пс. 13:3 ). Идеже умножися грех , преизбыточествова благодать ( Рим. 5:20 ), посла Бог Сына Своего, рождаемого от жены ( Гал. 4:4 ), который разрушив средостение, сотворил обоя едино ( Еф. 2:13 ), и строгость закона умерил благодатью Евангелия. По сему и Павел в посланиях к церквам говорит: благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:7 ): благодать не та, которая воздается по заслугам, но та, которая дана в дар. А мир тот, которым мы примирены с Богом, имея ходатаем Господа нашего Иисуса Христа, Который отпустил нам прегрешения наши, уничтожил рукописание смерти, бывшее против нас, пригвоздив его ко кресту, и предал посмеянию начальства и власти, торжествуя над ними на древе. Какое же может быть более милосердие, как не то, что Сын Божий рождается сыном человеческим? Десять месяцев сносит унижение? Ожидает прихода родов? Повивается пеленами? Подчиняется родителям? Возрастает по всем возрастам? И после ругательств, заушений и бичеваний подвергается ради нас даже проклятию креста, чтобы освободить нас от проклятия закона, быв послушным отцу даже до смерти: и совершает на деле то, о чем прежде в качестве посредника молился, говоря: «Отче хочу, дабы, как Ты и Я едино, так и они в Нас были едино» ( Ин. 17:22 ). Следовательно, поскольку Христос пришел, чтобы неизреченным милосердием победить то, что было невозможно для закона, так как им никто не оправдывался, то и призывал к покаянию мытарей и грешников, участвуя даже на пиршествах с ними, чтобы и среди пиршеств они научились истине. Кто с заботливым вниманием читал Евангелие, тот знает, как и пища, и питие, и прогулка, и все, что Господь делал во плоти, относилось к спасению человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010