Плотское влечет к сребролюбию и миролюбию, а духовное – к любви Божией. Плотское привлекает сердце к ссоре и вражде, а духовное – к миру, согласию и к благочестивому единомыслию. Плотское побуждает к пьянству, невоздержанию, нечистоте, а духовное – к трезвости, воздержанию и целомудрию. Плотское ведет ко лжи, лести, лицемерию, а духовное – к истине и простосердечию. Коротко говоря, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению своей воли и угождению самому себе, а духовное – к боголюбию, к послушанию Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно. Такая брань происходит в одном и том же христианине. Это есть всегдашнее сражение между плотью и духом, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. В этом состоит христианский подвиг, в котором должно нам до конца жизни нашей подвизаться, плоть духу покорять, и делать не то, что хотели бы (Гал. 5:17), но что воля Божия, закон Божий и новое рождение от нас требует. Это и означает распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24), удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11), попечения о плоти не превращать в похоти (Рим. 13:14), отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24). Это и означает духом умерщвлять дела плотские (Рим. 8:13), не исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16), жить не по плоти, но по духу (Рим. 8:1, 4), не для себя жить, но для умершего и воскресшего Христа (2 Кор. 5:15). Ибо в возрожденном христианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются, то есть ветхий и новый. Ветхий свое злое свойство показывает и склоняет христианина ко злу и всякому греху, как выше сказано, новый также свое доброе свойство являет и побуждает человека-христианина к добру. Христианин, если хочет новое рождение сохранить и быть истинным христианином, то должен ветхого человека не слушать, деяний его не творить, и так от всякого зла уклоняться, а следовать свойствам нового рождения, нового человека, и так ко всякому доброму делу прилежать. К этому подвигу святые апостолы везде в своих святых посланиях нас поощряют. То же и Христос в святом Евангелии Своем предлагает нам, когда велит входить тесными вратами (Мф. 7:13), отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать Ему (Мф. 16:24), взять иго Свое, и учиться от Него (см. Мф. 11:29). И Отец Небесный говорит с небес: Его слушайте (Мф. 17:5). К тому и Святые Отцы, пастыри и учителя наши нас увещевают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Божественная же благодать делает всякого человека, с верою прибегающего ко Спасителю, новым (см.: Еф.2:14, 4:24 ; Гал.6:15 ; Кол.3:10 ), свободным (см.: 2Кор.3:17 ) творением: Итак, кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ), мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10, 4:21–24 ). Она преображает людей (см.: 2Кор.3:18 ), сообщает им чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога (см.: Гал.5:22–23 ; Еф.4:29–32 ), научает, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. ( Тит. 2:12–14 ). «Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни» 146 . В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает ход отпадения человека от Бога, от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству и (в результате умножения чувственности) в грех блуда и телесную нечистоту (см.: Рим.1:21–31 ): – Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим.1:21 ). «Первая степень нисподения, по толкованию святителя Феофана Затворника , есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, – и помышление о Нём редко вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестаёт заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения» 147 ; – ...но осуетились в умствованиях своих ( Рим.1:21 ). Вторая степень – когда все помышления, все планы и все цели жизни заключены в одном: «...как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для чего же потребовалось Осипову это противопоставление в Боге любви и справедливости? Для того, чтобы привести своих читателей к мысли о том, что на Страшном испытании человеческую личность ждет одна только всепокрывающая, всепрощающая, всепримиряющая снисходительность Создателя, чуждая «законнической» справедливости. «Христос и на Последнем суде, – пишет богослов, – останется неизменной Божественной любовью и не нарушит свободы человеческой воли» 28 . В том, что Бог останется Любовью и на Страшном суде, сомневаться не приходится. Только вот действия Божественной любви в этот великий и единственный день всемирной истории можно понимать по-разному. Осипов, например, считает, что и на Последнем суде божественная любовь не нарушит свободы человеческой воли, предоставив каждому «последнюю возможность обращения к Богу». «Отсюда и страшность Последнего суда, – пишет Алексей Ильич, – человек навсегда решает свою вечную участь» 29 . Мнение же святых апостолов на этот счет совершенно противоположное: не человек, но Сам Бог вершит Свой последний суд над всеми и каждым. У апостола Петра читаем: «Они (т. е. беззаконники – и. Н.) дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» ( 1Пет.4:5 ). «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» ( 2Пет.3:7 ). У апостола Павла: «По упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:5–6 ). «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ). «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим.14:12 ). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово…» ( 2Тим.4:1–2 ). «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» ( Евр.4:13 ). Как видим, у святых апостолов нет ни единого слова о возможности самоопределения личности в день Судный. Напротив, человек предстанет со своим жизненным багажом пред Богом, от Которого и выйдет окончательное решение о его вечной участи.

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

29-30; ср.: Мф. 18. 8-9; Мк 9. 43-47) - Господь говорит об отсечении греха ( L é gasse. 1991. Col. 209). Действительная причина соблазна кроется в самом человеке: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 15. 19). Эта мысль получила свое выражение в Послании ап. Иакова: «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1. 14). Именно похоть (πιθυμα) как греховное желание служит основанием падения человека, она, «зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак 1. 15; ср.: Рим 7. 5-13). В этом же смысле о похоти говорит ап. Павел: укоренившийся в природе человека грех начинает производить нечистые желания, которые влекут к совершению все новых грехов и тем самым еще более усиливают силу похоти. Т. о. человек становится заложником греха: «...уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7. 17). Лишь по пришествии Христа верующие в Него научились отлагать «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом...» (Еф 4. 21-23). Растление похотью господствует не только в сердцах плотских людей, глухих к откровению о Боге (Рим 1. 21-24),- тот мир, к-рый Бог возлюбил настолько, что отдал за него Своего Единородного Сына (Ин 3. 16), отрекаясь от Творца, наполняется злом (1 Ин 5. 19; Ин 7. 7; др.). Христианин призван Богом, оставаясь среди мира, не жить по его похотям («Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» - 1 Ин 2. 16), но сохранять себя в праведности и благочестии (Тит 2. 12). Христиане изымаются Богом из власти мира, хотя и остаются в нем (ср.: Ин 17. 15), поэтому мир ненавидит их так же, как ненавидит Христа. «...Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» - говорит Господь (Ин 17. 14). Окружающая действительность искушает христианина не только прямым соблазном на грех.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 4:10–11, 16 ). И Павел: Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас Бога. И продолжает: любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ( Рим. 8:37, 28 ). И еще: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? И прибавляет: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:35, 38–39 ). Господь же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Итак, смотри: любовь к Богу дарует явление Его и встречу с Ним доставляет. Искренне любящий Бога ощущает себя странником и пришельцем в здешней жизни; и таковой изменяется прекрасным изменением; и все те, кто во святом Христовом имени в глубине сердца своего поучаются непрестанно, таковые некогда оказываются способны узреть и Свет Его 196 . Ибо в тесном поучении 197 удерживаемое в мыслях [имя Христово] всякую душевную грязь весьма ощутимо попаляет, потому что, говорится, Бог наш есть огнь поядающий ( Евр. 12:29 ). Поэтому Господь призывает душу ко многой любви Своей славы. Ничто же так не возгревает и не подвигает сердца к любви к Богу, как богословие. Потому что оно порождает все, что происходит от Его благодати. Первыми из всех даров душе того, кто любит Бога, даруются слезы, которые Он сеет в его сердце, словно услаждающий мед. Потому что он в душе своей вместе во владычественном начале 198 непрестанно созерцает Его через любовь. Душа же, ликующая в любви Божией, во время исхода из тела не убоится начальника воздуха сего (ср. Еф. 2:2 ), ни властей тьмы (ср. Кол. 1:13 ), но, от любви к Богу радуясь, парит вместе с мирными Ангелами, словно [возвращаясь] с чужбины к себе домой. Потому что душа, имеющая любовь – исполнение закона ( Рим. 13:10 ), в пришествие Господа будет восхищена на облаках в сретение Ему ( 1Фес. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

В период, предшествовавший воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, благодаря военным заслугам Александра Великого повсеместно устанавливается власть Римской империи (языческая монархия). Рим в это время славится достижениями в области права, искусства, образования. После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, идут на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т. е. предпочтение небесного земному, и благодаря этому они удостаиваются величайшего дара от Бога — православного царя. Обращается первый римский император — св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан, им даруются законные права. Через помазанного Духом императора — царя им открывается дорога от земного (теперь православного) царства в Небесное. Византия достигает высочайшего уровня морали. Византийская культура до сих пор остается недосягаемым образцом. В этот период истории находим бесчисленные примеры самопожертвования и милосердия, святость наблюдается во всех слоях общества, расцветает монашество. Это время славится также изобилием святых мощей и чудотворных исцелений. Все это плоды устроения Божия. Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее! «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23), — сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость. Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога» , необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1); «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2991...

Церковь живет еще не в новом эоне, но в последние времена этого мира. Это все еще длящееся время Павел, как и все первые христиане, представлял себе, как чрезвычайно краткое. «время уже коротко» ( 1Кор.7:29 ). «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» ( Рим. 13:11 ). «Господь близко» ( Флп. 4:5 ). «терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.1:3 ) означает стойкость в ожидании скорого Христова пришествия. Апостол предполагает, что он еще будет жив, когда настанет конец века сего, «не все мы умрем» ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:51 ). Какие следствия из этого он делает? Апостол не предлагает никакой апокалиптической картины гибели «настоящего лукавого века» ( Гал. 1:4 ), никакого апокалиптического счета «времен и сроков». Напротив, он отвергает подобные спекуляции ( 1Сол.5:1–11 ). Следствия, которые он предлагает, носят этический характер: «день приблизился: итак отвергнем дела тьмы» ( Рим. 13:12 ). Эсхатология не отделена от представления от времени. Но время принимается во внимание только как время Церкви, как некое промежуточное время между Воскресением Христовым и Его парусией. Это и называется «последние времена». Этот промежуток времени определяется исключительно как время, когда Церковь возвещает смерть Господа, «доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ), то есть совершает свое «дело веры» ( 1Сол.1:3 ), заповеданную евангельскую миссию. Возвещая Евангелие Креста и Воскресения, Церковь тем самым характеризует этот мир как преходящий, быстро движущийся к своему концу, к эсхатону. В Церкви мир обретает не только свой eschaton, но и telos, данную Богом цель. Поэтому только в Церкви люди становятся teleioi, «совершенными» ( 1Кор.2:6 ). Страдания этого века ouk axia, «недостойны», «ничего не стоят», в сравнении с будущей славой ( Рим. 8:18 ). Отсюда и призыв к «терпению упования». Настоящее время – время господства или царствования Господа Иисуса Христа через Слово Евангелия Царствия . Царство присутствует уже сейчас в Церкви. Господство Христа в настоящее время означает у апостола Павла постепенное осуществление дела спасения, через постепенное «низложение» властей. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор.15:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Объяснение. Этим учением святой апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения. Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в Нагорной проповеди: Мф.5:6–7 ; и на страшном суде будет потребован отчёт в исполнении добрых дел: Мф.25:34–35 . Если сказано, что верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения: 2Тим.4:7–8 . Рим.3:30–31 . «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. И так мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Объяснение. Эти слова апостола имеют такой же смысл, как и слова Самого Господа: «не думайте, что Я пришёл нарушить закон»: Мф.5:17 . Как в Ветхом Завете, так и в Новом вместе с верой человека служат к нашему оправданию и другие средства, Самим Богом установленные: Крещение: Ин.3:5 ; Мф.28:19 (заменившее обрезание), евхаристийная жертва: Ин.6:54–56 ; 1Кор.11:24–25 (заменившая кровавые жертвы) и т.д. Рим.5:6:8–9 . «Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых... Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева». Объяснение. Господь наш Иисус Христос, доказавший Свою любовь смертью Своей за нас и оправдавший нас Кровью, повелел не чуждаться Плоти и Крови Его; напротив, Он говорил, что кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53–55 , а кто не почитает за святыню Кровь завета, тот повинен тягчайшему осуждению: Евр.10:29 . Следовательно, без таинств Крещения: Ин.3:5 ; Мк.16:16 , и Причащения ни оправдаться, ни спастись невозможно. Рим.11:5–6 . «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать: иначе дело не есть уже дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010