Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о патриарха Константина града слово о Господе нашем Иисусе Христе. Благослови отче! (Из Сборн. Солов. библ. XVI-XVII в. 854. лист. 9–16) Страшна и велиа деяниа хощу вам поведати, яже о Спасе нашем Иисусе Христе, не пред многими паче леты и роды збышася. сиа же молчанием прейти неподобно есть. но яко же мощно есть изрещи о сих покушаюсь и своего недоумениа яко не забыв еже знамениа велегластво, се же творю повелевшаго мне и не хотя ся ослушати, бедне убо зло есть. вем убо яко ни малы тайны слово достойно. но никто же непираяся на худословие и на грубость глаголющу ми. да не похулит сице высокыя силы. сице и вещающим силы мощь. разумети лепо есть. обаче ж святых тайн сих поучение сице! Возмем начаток глаголу. идеже Владыко яко источник животу приидет, и многиа истачает струа человеколюбиа. но о сем убо превнесем слово. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа, Тиверию Кесарю единоначалствующу на земли, и обладающу всеми восточными и западными странами. сестры убо Лазоревы, Марфа и Мариа пути сотворивше шествие, и дошедше до Рима исповедавше Кесарю Тиверию о Господе нашем Иисусе Христе, сице реша. Владыко царю, мы есмы от земля Мадиамскиа, и приидохом възвестити твоей державе страшна и велиа деяниа. яже быша в наша лета. но аще послушаеши нас. слышати имаши дивная и славная дела Божиа. яко не токмо слышати имаши славу Божию, но обаче и очима узриши присно Сына Божиа съприсносущнаго рождьшагося на земли плотию. Сиа убо слышав Кесарь и ужас объят и. и кротостию глагола к ним и рече. поведите ми. что есть дело и прихождение ваше к нам. Тогда отвеща(ша) Марфа и Мариа и глаголаше Кесареви. господине Кесарю, Бог явися на земли крепок и силен делом и словом, иже мертвыя от гроба воскрешает и слепым прозрение очию подает, и прокаженыя оцыщает. и духи нечистыя прогоняет. Изыде убо на гору со ученики, прокаженым и не слышащим истачает струа. сшед оттуду и различными недуги одержимым туча исцелении проливает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Скачать epub pdf Глава 39. Христианство и национальный вопрос Христианский взгляд на национальные отношения основывается на заповеди любви и определяется повелением Иисуса Христа апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ; Лк. 24:47 ). Ученикам Христовым, апостолам, в день Пятидесятницы «огненными языками» было дано подтверждение этого повеления Господа проповедовать всем народам Евангелие Царствия Божия. В кондаке праздника Пятидесятницы говорится: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва...» «Нисшедшая сила Божественного Духа божественно совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей... вразумляя верных познанием Троицы» (1-й канон на Пятидесятницу, песнь 3). Пятидесятница утвердила равенство всех народов в деле Спасения, на языках всех народов земли должно возвещаться благовестие Божией любви и мира: «Языками инородными обновил еси, Христе, Твоя ученики, да теми Тя проповедят бессмертного Слова и Бога, подающего душам нашим велию милость» (стихира на «Господи, воззвах»). Христианское учение о национальных отношениях находит стройное выражение у апостола Павла. Человечество представляется ему в виде единого дерева, корень которого – Христос, а народы – ветви. Значит ли это, что в Новом Завете какой-либо народ вместо ветхозаветного Израиля должен стать избранным народом Божиим? – Нет, все народы равны во Христе. Если корень свят, то и ветви... не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя... ты держишься верою: не гордись, но бойся ( Рим. 11:16–20 ). Никакой народ не может считать себя выше или лучше других, ибо Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян. 10:34–36 ), Который Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени ( Откр. 5:9 ). Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Декабрь Никифор, архиеп. Константинопольский; свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской верви и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 369–378 (3-я пагин.). (Окончание.) —372— вать о беспредельно нас превышающем? Господь наш Иисус Христос предлагал некогда Никодиму учение о духовном возрождении и говорил так: аминь, аминь глаголю вам: аще кто не родится свыше, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ), потом к этому прибавил дальнейшие слова. Когда же Никодим совсем ничего не понимал, тогда Христос, показывая, что грубому человеческому уму совершенно недоступна высота заключающихся здесь мыслей, говорит: аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? И сверх того прибавил: аминь, аминь глаголю вам, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем: и свидетельства нашего никто же приемлет ( Ин.3:11–12 ). Итак, неисследимо то, что выше нас. И если истинно, что мы согласно написанному, даже яже в руках обретаем с трудом ( Прем.9:16 ), то разве не необходимо признавать, что в том, что превосходит наше понимание, совершенно необходима вера, не сопутствуемая пытливостью и не сопровождаемая пустыми вопросами? Ведь в таких предметах особенно ценится благоразумие. Его же из второй книги диалогов с Ермием . Не следует принятое верой испытывать смелыми изысканиями: вера не подлежит исследованию. Как упование видимое несть упование уже, еже бо видит кто, что и уповает ( Рим.8:24 ), так и вера, исследуемая и не имеющая неисследимого, не была бы верой, подобно приведённой в пример надежде. То, что чтится верой, свободно от всякого испытания. Святого Иоанна Златоуста из толкования послания к Римлянам. Могущему же вас утвердити по благовествованию моему, и проповеданию Иисус Христову, по —373— откровению томны, леты вечными умолчанные, явлшиеся же ныне, писанми пророческими, по повелению вечного Бога, в послушание веры во всех языцех познавшиеся. Говоря о проповеди Иисуса Христа, то есть о том, что Он проповедовал, речь показывает достоверность проповеди, ибо она, говорит Апостол, есть евангельское учение, а не наше. И никому, говорит, эта тайна прежде нас не была известна. Предопределена она была древле, а открылась ныне пророческими писаниями. Итак, не бойся отступить от закона, ибо этого хочет закон, это предсказано издревле. И не исследуй, почему явлено теперь. Это совершилось по повелению Бога, и нужно не испытывать эту тайну, а покоряться ей. Вера требует послушания, а не исследования, особенно когда повелевает Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ (следующим после послания к Ефесянам изучается не послание к Филиппийцам, что соответствовало бы порядку их в каноне новозаветных книг, а послание к Колоссянам, так как оно родственно с посланием к Ефесянам по тематике, а адресаты обоих посланий близки географически) 1. Основание Церкви в Колоссах В книге Деяний не упоминается о городе Колоссы: там говорится только, что ап. Павел проходил через Фригию, важным городом которой были Колоссы. Впервые через Фригию Апостол проходил во время второго миссионерского путешествия ( Деян.16:6 ). Вторично он был здесь в третье путешествие ( Деян.18:23 ) по пути в Ефес. Апостол, конечно, из Ефеса сносился с колоссянами, насаждая веру в их городе. Можно считать поэтому, что основателем Церкви в Колоссах был ап. Павел, но не лично, а через верных сотрудников своих: Епафраса ( Кол.1:7 ) и Филимона, у которого была своя домашняя Церковь ( Флм.1:2 ). 2. Повод к написанию и цель Послания Во время римских уз ап. Павла в Рим пришел еп. Епафрас и принес известия о состоянии церквей Фригийских. Он сообщил много утешительного о вере и любви колосских христиан ( Кол.1:1–8 ), но вместе с тем сообщил о появлении среди них лжеучителей-гностиков, старавшихся обольстить неутвердившихся еще христиан из язычников своей философией, красноречием и мистикой. Как строгие трансценденталисты, гностики отрицали учение о Боговоплощении, полагали, что между Богом и человеком существует целый ряд промежуточных духов, одним из которых они считали и Христа. Материю и земную жизнь гностики считали злом, поэтому требовали жестокого аскетизма. Их учение было некоей смесью иудейства и восточных суеверий и, конечно, могло пагубно подействовать на христиан. Целью Послания было оградить Колосскую Церковь от этого лжеучения; поэтому Апостол развивает в нем мысли, прямо противоположные воззрениям лжеучителей. 3. Время и место написания Послания Из Послания видно, что написано оно из уз ( Кол.4:3, 18 ), каковыми нужно признать первые римские. Ап. Павел просит молитв о себе, чтобы «возвещать тайну Христову», за которую он находится в узах ( Кол.4:3 ). Следовательно, Послание написано в 63 г. из Рима. Доставлено послание Тихиком и Онисимом, рабом Филимона, которому Онисим принес особое письмо от ап. Павла ( Кол.4:7–9 ). 4. Разделение и краткое содержание Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи В оскресни Боже, суди земли ( Пс. 21:8 ). Давно уже – почти около двух тысяч лет, как Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых. Не смотря на то, мы и доселе продолжаем воспевать Ему сию пророческую песнь: воскресни, Боже, суди земли. Но скажут, может быть, что под словом: воскресение, в песни сей разумеется не празднуемое, ныне воскресение, а только возбуждение правды Божией против осквернителей земли насилиями и неправдами своими? – В ответ таковым совопросникам, я укажу только на последующие слова той же песни: ибо Давид далее говорит: яко Ты наследиши во всех языцех. Кому же сие наследие обещается, если не Богочеловеку Христу, к Которому в другом псалме предвечный Отец говорит: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и концы земли одержание Твое ( Псал. 2:8 ); а далее упоминает и о суде Его на непокоряющихся Ему: упасеши я жезлом железным, говорит Он, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я! И кто не знает из евангелия, что Отец не судит никомуже, но весь суда даде Сынови ( Иоан. 5:22 ). А посему по всей справедливости можем и должны воспевать сию песнь давно уже воскресшему из мертвых Сыну Божию: воскресни, Боже, суди земли, тем более, что суд Твой должен уже приближиться к нам; поелику беззакония наши непрестанно умножаются и невольно привлекают его к нам. За сим предложу вам, слушатели, две истины: во-первых, что Богочеловек Иисус воскрес для спасения рода человеческого, а во-вторых, что воскрес и для суда над теми, которые уничижают воскресение Его, почитая оное баснею, или блеск воскресения омрачают гнусными делами своими и принуждают обидимых тем громче взывать к Нему: воскресни, Боже, суди земли. Касательно первой истины: кто верует в слово Божие, тот, услышав из него одно или несколько свидетельств на сию истину, никак не может сомневаться в ней. Свидетельств же на сию истину в слове Божием слишком много. Я ограничусь приведением только некоторых. Вот оне: тако возлюби Бог мир, говорит сам Учитель истины, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). А к сему Апостол присовокупляет: составляет же свою любовь к нам Бот, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5:8:9 ). И еще: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово в день Успения Божией Матери 16 Лежит человеком единою умрети, потом же суд ( Евр. 9:27 ). Воспоминая день успения Божией Матери, воспомянем, братия, о своем будущем успении. Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти ( Пс. 88:49 )? Немногие из смертных переселились с земли на небо, не узрев обыкновенной смерти. Таковы были: Энох, который, по свидетельству Писания, был преложен с плотию на небо ( Быт. 5:24 ), и Илия, который, по свидетельству того же Писания, взят был в вихре, яко на небо ( 4Цар. 2:1 ). Немногие преставились от смерти с телом в жизнь вечную. Церковное предание ясно утверждает это только о Матери Божией, пречистое тело Которой на третий день погребения уже не было обретено во гробе: гроб и умерщвление не удержаста е. Но нам ли, братия, которые не так ходим в присутствии Бога, как ходил с Ним Энох, не так пламенеем святою ревностию по славе Бога нашего, как пламенел ею Илия, и не так живем, как жила пренепорочная Дева Мария – нам ли избежать тления и разрушения? Для нас еще не отменено грозное определение Божие: земля ecu и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ). Люди учатся науке жить; тем не менее должны учиться науке умирать. Апостол Павел называет нас в жизни и смерти Господними: никтоже бо нас себе живет, и никтоже себе умирает. Аще бо живем, Господеви живем: аще же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы. На сие бо Христос и умре, и воскресе, и оживе, да и мертвыми и живыми обладает ( Рим. 14:7–9 ). Посему смотреть на жизнь и смерть не иначе должно, как с мыслию о Господе. Кто с сею мыслию смотрит, тот не может не признать и жизнь и смерть благословением неба. Известно, что все мы умрем. Но известно ли, где умрем? дома, или на чужой земле? Известно ли, когда умрем? в юности, или в зрелости и крепости сил, или в старости? Известно ли, как умрем? естественною ли смертию от болезни, или насильственною от злобы и мщения других, чрез постепенное ли уменьшение сил, или чрез внезапное прекращение жизни? Если знать сих обстоятельств никто не может, то не каждый ли должен смотреть на свою жизнь с мыслию о смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в неделю православия 41 Молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них ( Рим.16:17 ) День православия празднуем, православные люди! Как восхитительно празднество сие для тех, которые право веруют и право ходят! И как поучительно для тех, которые неправо мыслят и неправо живут. Предмет празднества есть прославление правоверия, а цель прославления есть возбуждение в христианах вящшей ревности к соблюдению правоверия. Обряд православия отличен от прочих обрядов Церкви. В оном содержится приговор, по которому одни удостаиваются благословения, другие подвергаются осуждению; одни приемлются в недро Св. Церкви, другие отлучаются от общения с её чадами. Приговор таков, что нет ни малейшей причины сомневаться ни в его законности, ни в определении, ни в цели его обнародования. Действия преступников изложены ясно, основание к осуждению показано и намерением, которым произносится отлучение, означено. Но есть люди, кои, выслушав приговор Церкви, смущаются, ко вреду души, мыслью, не падает ли на них приговор Церкви всею своею тяжестью, есть люди, кои на суд Церкви смотрят, как на суд человеческий; есть люди, кои обряд православия считают праздным действием, безнужным и безполезным. Что должно сказать таковым людям? Говорить, что их страх напрасен, суждения неверны и мнения неосновательны? Но одни слова не убеждают ума, и не успокаивают сердца. Надобно убедить очевидною истиною, и успокоить ощутительным благом. Попытаемся сделать то и другое, к прославлению нашего правоверия. Первое, страх несправедливо смущающихся напрасен. Если что приводит нас в содрогание и трепет при совершении нынешнего обряда – это произнесение слова: анафема. Но сей страх происходит не от силы слова, но от недоразумения мысли в нерусском слове. Что значить анафема? Отлучение, отвержение, отсечение. В сем значении употребляет его ап. Павел в своём послании к Галатам: аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8 ), и далее: и ныне паки глаголю: аще кто благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет ( Гал.1:9 ). В сём значении употребляли его Св. Отцы на соборах, отлучая врагов веры; в сём значении ходит слово сие по месту своего рождения; в сём значении произносит ныне и Св. Церковь . Проклинать здесь то же, что отлучать от Церкви, а отлучать от Церкви есть то же, что проклинать; – различие в словах, а не в понятиях. Чему подвергается человек проклинаемый и человек отлучаемый? Оба равному действию: лишаются христианского имени, чести, уважения и доверия, и получают название богохульников, отступников, извергов; оба исключаются из общества верующих и не допускаются до участия в Христовых таинствах. Вот действие проклятия или отлучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в первую неделю св. Великого поста 43 Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Нет человека, который не имел бы греха; нет человека, которому не нужно было бы исправление. Есть праведники на земле, но и те, как говорит Слово Божие, падают седмирицею в день ( Притч.24:16 ). Есть избранные Божии, но и те чувствуют в себе ин закон, который воюет противу закона ума, и делает их пленниками греха ( Рим.7:23 ). Время поста есть время исправления. Кто же из нас, братие, не позаботится во дни сии о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней греховных? Но чтобы исправиться, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в себя самого, и рассмотреть все дела свои. Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Познание самого себя есть вступление в покаяние, а изменение себя в нового человека после раскаяния в прежних грехах есть истинное покаяние. Вот предмет беседы моей с вами, братия, предмет и настоящему времени приличный, и нужный для каждого, кто чувствует нужду в исправлении себя. Самопознание весьма нужно. Кто не имеет оного, или имеет, но неверное, тот никогда не исправится. В самом деле, что заставит его стараться о исправлении своих недостатков и своих слабостей, когда он не знает об них, или даже считает их совершенствами? Какая будет ему нужда заботиться о приобретении того, чем, по его мнению, он уже владеет, или о восстании из бездны, из которой, кажется ему, он давно уже вышел? Кто слеп, тот не видит чёрных пятен на своей одежде: для него всё равно, чиста ли она, или нечиста, блистательна ли, или не блистательна. Итак, кто не знает своих наклонностей, своих привычек, своих грехов, тот не переменит ни мыслей своих, ни поступков. Одно самопознание открывает, что в нём бело и что чёрно, что добро и что зло; без него что заставит нас исправиться в поведении? Испытывайте самих себя, увещевал апостол коринфян, в вере ли вы, самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Не так же ли увещевает ныне и нас св. Церковь ? Для чего учреждён пост, как не для умерщвления страстей? Для чего нужно их умерщвление, как не для лучшего испытания совести? Для чего учреждено ныне особенное богослужение, особенные молитвы с земными поклонами, с коленопреклонением, как не для возбуждения в нас чувства своей греховности? Для чего сие чувствование, как не для большего сокрушения о грехах? – Всё сие говорит нам прямо: да искушает человек себе. Спаситель наш некогда упрекал учеников Своих в недостатке самопознания, когда они не знали о себе, какою духа были ( Лк.9:55 ). Не паче ли обличит нас своим словом чрез нашу совесть, если приступим к таинствам Покаяния и св. Причащения недостойно, без приуготовления и размышления?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010