Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ( Гал. 3:10 ); и еще, в том же послании: закон дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника ( Гал. 3:19 ); и опять итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (там же, ст. 24–26). Законом также называет апостол историю, которая заповедей не содержит, но повествует о том, что было сделано. Скажите мне вы, говорит он, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию ( Гал. 4:21–23 ). Законом называются и псалмы: но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно ( Ин. 15:25 ; сн. Пс. 68:5 ). Апостол называет также законом пророчество Исаии: в законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь ( 1Кор. 14:21 ; сн. Ис. 28:11–12 ). Так я нашел написанным у Исаии по еврейскому подлиннику и по переводу Акилы. Называется законом даже таинственный смысл писаний: ибо мы знаем, что закон духовен ( Рим. 7:14 ). Но кроме всего этого тот же апостол учит, что в наших сердцах написан закон естественный. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их ( Рим. 2:14–15 ). Тот закон, что написан на сердце, обязателен для всех народов, и нет человека, который бы не знал этого закона. Потому весь мир под грехом, и все люди суть преступники закона; а следовательно и праведен суд Бога, Который пишет на сердце человеческого рода: чего себе не желаешь, не делай другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2). Так был велик, но вместо и прямо прообразователен, указывал на нечто лучшее для достижения предположенной в нем цели, тот день, единственный в году день, когда в самое таинственное место присутствия Иеговы – Святое Святых входил «один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (9:7). Он прообразовал тот величайший, единственный не в году, а во все века времен День, когда «Христос – Первосвященник будущих благ (сн. 10:1), пришедший через (δι τς) большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, т. е. не такого (как ветхозаветная, раньше описанная у Апостола) устроения (сн. 8:2) и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью однажды вышел во святилище (т. е. в самое небо, сн. ст. 24 сн. «во внутреннейшее за завесу» 6:19–20) и приобрел вечное искупление (αωναν λτρωσιν). Ибо, если кровь козлов и тельцов освящает оскверненных: то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного (μωμον) Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть Ходатай (μεστης) нового завета, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления (πολτρωσιν) от преступлений, сделанных в первом завете (сн. Рим. 3:25 ), призванные к вечному наследию (сн. 11:40 с 3 также Рим. 4:13 ; 1Петр. 1:4 ) получили обетованное» ( Евр. 9:11–15 ). Вот когда поистине достигнута цель великого прообразовательного, Божественного учреждения Ветхого Завета – дня очищения. Вот на какого Архиерея указывал в этот день ветхозаветный Первосвященник, но нарочитому повелению Господню ( Лев. 16:4 ) перед входом своим в святейшее место обитания Иеговы, долженствовавший снимать все свои драгоценные одежды, что бы простым льняным одеянием в этот величайший момент своего служения предуказать в величайшем уничижении имевший очистить грех мира Свой Первообраз – Христа 554 . На сего-то Архиерея он указывал, как на имеющего не с чужой кровью ( Евр. 9:25 ), как делал он, да и не мог иначе сделать, а с Собственной кровью войти в Святое Святых, да и не в рукотворенное уже, какова была ветхозаветная скиния, место обитания Иеговы, а в истинное место пребывания Его, о котором сказал Он Сам через пророка: «небо – престол Мой, – (Исаии 66:1 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

(Сам.) 7 гл. В этом откровении Господь сообщил ему, что сын его Соломон, царство которого в потомстве будет упрочено на век, построит дом имени Иеговы, а не он – Давид, выразивши было Нафану свое желание на то ( 2Сам. 7, 2 ). Иегова говорит ему на это чрез пророка: Ты ли построишь мне дом для Моего обитания? Я восставлю после тебя семя твое и упрочу царство его. Он построить дом имени Моему. Он устроит Тебе дом (ст. 5, 12, сн. 16, 13). Умиленный и вдохновенный этим обетованием, имевшим в виду не Соломона только, а и Того, Кто более Соломона ( Луки 11, 31 ), как первообраз последнего, – великого потомка Давидова по плоти Христа ( Рим. 1, 3 ), как именно толкуют это обетование апостолы ( Деян. 2, 30; 13, 23 , сн. Евр. 1 , 5b), Давид изливает свою душу в возвышеннейшей благодарности (ст. 18–29) и между прочим говорит: «Так как Ты Господи, Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: устрою тебе дом; то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою» (ст. 27) т. е. «ободрен» к столь возвышеннейшему благодарению 44 . Итак, именно это откровение прежде всего побудило Давида к благодарению, которым начинается псалом 39, и вершинным пунктом выражения которого можно считать следующие изречения, получающие свое объяснение только в той (т. е. 2Сам. 7, 18–29 ) благодарственной молитве: Иегова «вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему ( Псал. 39, 4 ). Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою... Много Ты сделал, Господи Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! (сн. 2Сам. 7, 22 ) – хотел бы я проповедывать и говорить; но они превышают число. Жертвы и приношения Ты не восхотел. Ты открыл мне уши» и пр. (ст. 5, 6–7). Теперь понятною становится благодарность певца и именно – хвала новая его; но еще пока не ясно, почему бы Иегове не желать принять от Давида жертв и приношений и пр. в знак благодарности. Разрешение этого нового недоумения мы находим, в связи с 2Цар. 7 гл., в упомянутом выше сродном псалме 50, где ход мыслей совершенно такой же, какой и в псалме 39 (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему? Потому что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильсктй не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх. 19:12–16; 20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх. 20 ст.12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср.-ст.7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1ст. ср. 1Ин. 2:13 и 1Кор. 7:14 ). Это во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол. 2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт, гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно осьмодневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещенные благодатию Божией, должны крестить своих новорожденных младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служит внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без нее Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужескаго пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, – истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, – говорит Господь Никодиму, – не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные не были в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещеные не входят в единение с Господом ( Гал. 3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим. 8:9 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

4–5), как это подтверждается и свидетельством Давида ( Псал. 31:1–2 , Рим. 6–8 ), б) из того обстоятельства, что вменение Аврааму его веры в праведность совершилось еще до обрезания его (см. Быт. 15:6  с 17 и Рим. 4 . ст. 10–11), следовательно, до того времени, когда он мог бы хотя обрезанием заслужить, как делом, оправдание, и стало быть по долгу, а не по вере; но с другой стороны в этом событии вменения открывалось и особое тайное намерение Божие, именно, – чтобы через то указать не только принявшим после того обрезание, но еще и необрезанным по подобию бывшего в то время необрезанным Авраама, как на необходимое условие к оправданию – веру (ст. 12), вследствие и в силу чего Авраам является отцом всех верующих и в обрезании и не в обрезании (ст. 12 си. 16) 191 . в) в связи с этой верой даются Аврааму и все обетования, средоточие которых – быть наследником мира (ст. 13. срав. Мф. 5:5 , сн. Гал. 8 и раньше изложенное по поводу ст. 16) 192 . Вследствие чего же вера Авраама вменена ему в праведность? –Вследствие своей чрезвычайности. Ибо он поверил Богу при самых неблагоприятных естественных условиях: «он сверх надежды поверил с надеждой» ( Рим. 4:18  сн. 17:18–22 срав. Евр. 11:11–12 ), так, как эта вера Авраама, о которой Писание говорит, что она вменилась ему в праведность, ближе всего состояла в безусловном доверии к обетованию Божию о рождении от него и Сарры именно сына, от которого имело произойти бесчисленное потомство, хотя они оба уже устарели для естественного рождения ( Рим. 4:18–21 сн. Евр. 11:11–12 . В этом проявляется, таким образом, чрезвычайность веры Авраама, но вместе с тем и духовность ее, в силу чего она именно и служит прообразом новозаветной веры. Поэтому-то св. апостол делает такой оборот речи: «потому и вменилось ему в праведность. А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Римляне и совсем поработили, а после – разрушили. Потому, под Иерусалимом здесь должно разуметь Церковь Христову, распространенную по всему миру, которую защищает Сам Господь Бог , так что и врата адовы одолеть Ее не могут. Он Сам есть ее слава и украшение. Тем более, так должно понимать, что и последующие стихи (ст. 10–12), очевидно, говорят о духовном Иерусалиме, или о славе церкви Божией, христианской. Ст. 6, 7. О, о, бежите от земли северныя, глаголет Господь, зане от четырех ветров небесных соберу вы, глаголет Господь: (ст. 7) в Сион спасайтеся живущие во дщери Вавилонстей. С евр.: Эй! эй! бегите из северной страны, говорит Господь; ибо по четырем ветрам небесным я рассеял вас, говорит Господь; (ст. 7) спасайся Сион, обитающий у дочери Вавилона. Пророк видит Самого Господа, призывающего Иудеев и Израильтян на Сион из земли северной 26 , т. е. Халдейской, или из Вавилона. Ст. 7 (сн. Иер. 1:14; 6:22; 10:22; 16:15 и др.), не идти, а поспешно бежать они должны потому, что назначено собрать 27 всех чад Израиля со всех ветров небесных. т. е с четырех стран света, где дуют ветры воздушные, и потому, что только на Сионе найдут себе спасение. Это видение подтверждает и развивает предыдущую мысль, что новый Иерусалим ( Церковь Христова) будет весьма многолюден и славен. В буквальном смысле, только частью можно относить это место к Иудеям. Действительно, несмотря на то, что цари Кир и Дарий освободили Иудеев из плена, и дозволили им возвратиться в свое отечество, многие из Иудеев оставались в Вавилонии, как это видно из истории Мардохея, Есфири и Неемии. Израильтяне, 10 колен, также были рассеяны по разным частям света. Потому, в буквальном смысле, можно разуметь тех и других, – и Иудеи, и Израильтяне собрались вместе со всех стран мира и составили одно Иудейское государство. Но мы уже заметили, что видение св. пророка Захарии относится, более, к новозаветным временам. Пророк, призывание всех сынов Израиля в Иерусалим, делает образом призывания всех язычников в Церковь Христову, потому что все дороги – в очах Божиих, все любезны Господу; Бог есть Бог не Иудеев только, но и язычников. ( Рим. 3:29 ). Эй, бежите, говорит Господь, как можно скорее спешите из Вавилона – сей страны греха и смерти, или из страны северной, т. е. из земли нечистой и Богопротивной, спешите на духовный Сион, в церковь Божию. Здесь, и только здесь, вы найдете себе спасение. Ст. 8, 9. Зане сице глаголет Господь Вседержитель: в след славы посла мя на языки пленившыя вас, зане касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока Его (ст. 9). Зане се Аз наношу руку Мою на ня, и будут корысть работающим им, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вознесшись на небо и воссевши одесную Бога Отца, Хисус Христос, однако, еще раз самолично придет на землю судить живых и мертвых. Этому, второму, пришествию Его будут предшествовать невыносимо тяжелая скорбь (Мф. 24:21) и бедствия: войны, голод, эпидемические болезни и т. п. (– ст.ст. 6,7); Лк. 21:11 ; Мк. 13:8 ); придет антихрист, последний, жесточайший враг Христа и Его Церкви, который всеми силами и способами будет стараться разрушить дело Христово, выдавать себя за Бога и Христа и требовать божеского поклонения и служения ( 2Фес. 2:3–4, 8–9 ) и которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (–ст.8). В довершение бедствий солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), нынешние «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Явится на небе знамение Сына Человеческого ( Мф. 24:30 ). Его святый крест, и так как к тому времени Евангелие будет уже проповедано всему миру, то все люди поймут его значение, причем верующие во Христа будут радоваться этому знамению как символу скорого пришествия Спасителя и избавления от невыносимо тяжелой скорби и бедствий последнего времени, а неверующие восплачутся о своем неверии ( Мф. 24:30 : сн. Откр. 1:7 ). Придет Христос на облаках во славе Отца Своего, окруженный ангелами, с силой и славой великой (Me. 24:27,30), причем «пошлет ангелов Своих с трубой громогласной» (–31); «вострубить, и мертвые воскреснут нетлеынными» ( 1Кор. 15:52 ), а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес 4:17 ). «Тогда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–32), «избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их» (–24:31) и «делающие беззаконие» (–13:41) предстанут на суд Христов ( Рим. 14:10 ), и в назначенный ден Он «будет праведно судить вселенную» ( Деян. 17:31 ), воздавая каждому по делам его ( Рим. 1:6–8 ; 2Кор. 5:10 ). Поэтому скопцы совершенно напрасно говорят, что Христос пришел уже вторично на землю в виде императора Петра Федоровича или Селиванова. Что же касается доказательств, приводимых ими в защиту этого учения, напр., что антихрист явился в виде Наполеона I и т. п., то они настолько натянуты и даже нелепы, что не заслуживают опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Как веровать в Того, о ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? ( Рим. 10:13–15 ). Эти проповедники Слова Божие, призывавшие людей обратиться к Богу, действительно были посылаемы Богом с древнейших времен, – не умолкли они и доселе. Это – древние пророки, в особенности Иисус Христос, затем Его апостолы и все их преемники. К ним апостол Павел применяет слова псалма, что no всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (ст. 18). И так, заключает Апостол, вера (спасающая человека) от слышания, а слышание от Слова Божия (ст. 17). Так Бог употребляет все средства, чтобы возбудить в человеке желание обратиться к Богу и уверовать в Него. Но так как от самого человека зависит – послушаться призвания, или отвергнуть его, так как Бог не может спасти человека без собственного его желания обратиться к Богу, а только может употреблять многоразличные средства для того, чтобы возбудить это желание: то отсюда становится ясным, почему Священное Писание обращение человека к Богу или начало его спасения приписывает то Богу, то человеку. Напр., говорится там: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44; сн. ст. 65); без Меня не можете делать ничего (15, 5), говорит И. Христос; Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению (Филипп. 2, 13), говорит апостол Павел. С другой стороны, Иегова говорит устами пророков: обратитесь от всех преступлений своих.... Отвергните от себя все пороки свои…, и сотворите себе новое сердце и новый дух. Обратитесь, и живите! (Иезек.18:30 – 32) 96 Обратитесь ко Мне, говорит Иегова воинств, и Я обращусь к вам ( Захар. 1:3 ). Сопоставление изречений первого и второго рода приводит нас к убеждению, что обращение человека к Богу совершается при взаимодействии Бога и человека. При этом Бог всегда желает, чтобы всякий грешник обратился к Нему и употребляет для этого многоразличные средства; но из людей, при воздействии на них Бога, один обнаруживают желание обратиться к Богу, а другие нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Высказав сначала общее положение (ст. 5), в виду которого приведены сами эти изречения Псалмиста, св. апостол разъясняет теперь частные стороны его: «когда же покорил Ему все, то не оставил ничего не покоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен предо ангелами (ст. 8–9). Очевидно, таким образом, что как в первом месте, так и здесь св. апостол толкует все приведенные слова псалма о Христе. А между тем, псалом говорит о человечестве вообще, «хотя прямее может относиться ко Христу по плоти» 125 . Не без основания также один из новых толкователей Евальд, восходя от общего, отвлеченного понятия «о человечестве» к более конкретному представлению идеала человечества в первобытном его состоянии, говорит, что этот псалом есть «молния, брошенная во мрак истории творения» 126 . В связи с толкованием св. апостола, мы теперь прямо говорим, что, по его разумению, этот псалом уже в Ветхом Завете предоткрывал тайну типического отношения между первозданным человеком и Перворожденным всея твари, Образом Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), имевшим некогда принять на Себя и видимый образ смертного естества человеческого, «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» 127 . Основную мысль этого типического соотношения составляет мысль о славе человека в его первобытном состоянии соответственно его высочайшему первообразу Христу. При этом необходимо также припомнить свойства типа в отношении его к своему прототипу, так как у св. апостола, как мы сказали, устанавливается именно типическое соотношение, а в Рим. 5:14  он и прямо называет Адама типом, или образом будущего, т. е. Христа. Согласно учению св. церкви, в смысле св. апостола, преобразовательные черты этого соотношения суть следующие: а) первый человек – Адам создан по образу Божию (κατ’εκνα Θεο сн. Быт. 1:26; 27; 5:1  с 1Кор. 11:7 ): последний Адам – Иисус Христос есть также Образ Бога (εκν το Θεο 2Кор. 4:4  ср. Кол. 1:15 ) и в Своем воплощении, как явивший в Себе «Славу Бога Отца» 128 , почему и говорит: «видевый Мене, виде Отца» ( Ин. 14:9 129 ), будучи таковым и по силе предвечного отношения Своего к Богу Отцу по естеству (1 Кол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010