– Таким образом в основе предопределения Божия лежит Божие же благое предвидение , а не какая-то слепая и жестокая судьба, беспричинно карающая одних и милующая других. Верность православного толкования подтверждает сам Апостол Павел. В начале посл. к Римл. он усиленно проповедует, что спасутся только верующие во Христа ( Рим.1,16 ; Рим.3:22,25,27 ; Рим.4:5,16 ; Рим.5:1 и др.). Если бы спасение зависело исключительно от произволения Божия, – как думают сектанты, – то к чему бы Апостолу было требовать от людей веры? – Она была бы для них совершенно бесполезна: предопределенные ко спасению оправдались бы, в силу Божьего избрания, и без веры, а назначенным к вечной погибели не помогла бы самая пламенная вера... Ясно, что никакого предопределения в сектантском смысле нет , и Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ). С другой стороны, познавшие истину евангельскую и оправданные Богом во Христе, на основании сказанного, должны помнить, что от них самих, от их доброй воли, весьма много зависит или возрастить в себе плоды оправдания, или окончательно утратить их. Эту мысль Апостол Павел неоднократно напоминает христианам. Он пишет им, что они примирены с Богом смертью Христа» , – стали «святыми и непорочными» , но под тем условием, если «только пребудут тверды и непоколебимы в вере и не отпадут от надежды благовествования» , слышанного от Апостолов ( Кол. 1, 22–23 ; ср.: Евр. 3, 12–14 ; Гал. 6, 9 ). Подобным образом и другие Апостолы проповедуют, что христиане «искуплены от суетной жизни... драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца»( 1Петр. 1, 18–19 ); поэтому они должны «провождать добродетельную жизнь между язычниками» ( 1Петр.2:12 ); должны «трезвиться и бодрствовать, потому что противник их диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Петр.5:8 ). – Но не все христиане окажутся мужественными воинами Христовыми. Среди них будут «лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясъ искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Теперь пришла очередь людей. Теперь Господь приходит, чтобы судить и нас, которым явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога ( Тит.3:4 ). Но теперь уже человеколюбие уступает место справедливому суду и окончательному приговору. В конце концов, Бог предупреждал нас об этом событии через пророка Исаию. Он сказал: «Я видел воровство стяжателя; Я слышал непрестанное суесловие болтуна; Я видел нож убийцы и несправедливого судью; Я наблюдал нечистоту безнравственного; Я терпел возношение гордого; Я видел множество беззаконий; но Я хранил молчание. Как роженица с великим терпением переносит родовые схватки, так сдерживал Себя и Я. Хотя Я испытал сильную и тяжкую боль (Бог говорит здесь, конечно, как человек) от заблуждения и развращения людей, но Я все же вынес ее, Я проявил огромное терпение. Теперь пришло время говорить. Теперь Я зло искореню и иссушу одновременно. Теперь Я сделаю тайное явным, сокрушу гордость и возношение, открою и рассмотрю скрытое!» ( Ис.42:14  и след., в пересказе). О, какой ужасный тогда будет час и день! День скорби и наказания и посрамления – день сей ( 4Цар.19:3 ). Горе всем, кто своей нераскаянностью навлек на себя сокровища гнева в этот великий день гнева Агнца Христа ( Рим.1:18 ; Откр.6:16–17 ). Судия потребует ответа от всех людей; Он будет вершить Суд справедливый и нелицеприятный. И воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ). Тогда пред Ним откроются все тайные дела человеков ( Рим.2:16 ), ибо нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет ( Евр.4:13 ). Он бросит яркий свет на скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:5 ). Он будет судить тайные дела человеков ( Рим.2:16 ). Он потребует ответа не только за большие грехи, но и за всякое праздное слово , то есть лишнее, бесполезное, что мы сказали ( Мф.12:36 ), Он потребует ответа и за все пренебрежения нашими обязанностями, также как и за все дары, дарованные каждому из нас Его благодатью. Священное Писание, чтобы изобразить скрупулезность, с которой будет происходить Суд, говорит о книгах, что тогда откроются.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Закон Моисеев вместе с толкованиями на него иудейских раввинов представлял собой гигантский свод религиозных, ритуальных и нравственных правил, исполнение которых должно было привести человека к Богу. В античном мире были созданы свои своды законов, ставивших целью изменение человека и общества к лучшему. Классическим и наиболее ярким примером может служить трактат Платона «Законы», регламентирующий различные стороны жизни человека в том идеальном обществе, которое философ рисовал в своем воображении. Но проблема заключалась в том, что это было именно воображаемое общество: в реальном мире все обстояло иначе. И даже самые совершенные законы, создававшиеся самыми мудрыми людьми, разбивались о человеческую неспособность или нежелание их исполнять. Христианство реалистично оценило природу человека. С самого начала христианская аскетика говорила о присутствии в человеке греховного начала. Источник этого греха – не в сотворении человека Богом, а в грехопадении Адама, преступление которого принесло осуждение всем людям ( Рим. 5:12–19 ). Промежуточным этапом во взаимоотношениях между Богом и людьми после грехопадения Адама было дарование закона. Но закон имел обратный эффект: по его причине «умножилось преступление» ( Рим. 5:20 ). Как говорится в рассматриваемом тексте, «ослабленный плотью» закон «был бессилен» спасти человека от всевластия греха и смерти. И тогда «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех». Иными словами, Сын Божий воспринял на Себя плоть, подобную той, какой плоть Адама стала после грехопадения. Христос, говорит далее Павел, «осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас». О каком исполнении здесь идет речь? По мнению блаженного Августина , «исполнение закона – любовь. А любовь относится к тем, кто живет по духу. Ибо любовь связана с благодатью Святого Духа». 169 С этим толкованием согласны и некоторые современные комментаторы, 170 подтверждающие такое понимание ссылкой на Гал. 5:14 («Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»). О любви Божией речь пойдет в Рим. 8:35–39 («Кто нас отлучит от любви Божией...»), а о любви к другому как исполнении закона в Рим. 13:8–10 («ибо любящий другого исполнил закон», «итак любовь есть исполнение закона»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отсюда грех, по талмуду, есть ничто иное, как отдельные действия и поступки, а не свойство природы. Поэтому же за человеком признается безусловная нравственная свобода и способность не грешить. «Одним из краеугольных камней учения Моисея и всех его последователей есть воззрение, что человек обладает неограниченною свободою воли. Против этого принципа как в массе, так и в ученой части народа нашего, нет решительно никаких противников». Так говорить ученый раввин (Море-Невухим ч. III, гл. 17). См. мировоззрение талмудистов, Сост. Фин и Каценелеббоген. Приложения к 1-му тому, стр. 15. Из всего сказанного понятно, почему апостол связывает познание греха чрез закон с заповедью «не пожелай» и с познанием пожелания. «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил; не пожелай» Рим. 7:7 ). 42 При таком понимании приведенных текстов: «где нет закона, там нет преступлений» и «до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона», – устраняется их видимое противоречие о учением об ответственности язычников за личные преступления ( Рим. 2:12–16; 1:32; 2:9 ) и со историческими фактами вменения грехов до явления закона Моисея. Это противоречие стараются примирить тем, что под законом в Рим. 7 . разумеют всякий: и откровенный и естественный закон, а под приходом заповеди или закона вступление его в сознание. При таком понимании, действительно, до закона нет личных преступлений и личного вменения. Однако, при всей своей естественности, это объяснение не может быть принято. Слова: «где нет закона, нет и преступления» сказаны в применении к закону, явившемуся после обетования, данного Аврааму, как видно из контекста и из сравнения: Гал. 3:17–18 : Я говорю то, что завета о Христе – закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование теряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию, но Аврааму Бог доровал оное по обетованию. с Рим. 4:14–15 : Если утверждающиеся на законе суть наследники: то тщетна вера, бездейственно обетование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Святой Тайнозритель Иоанн видит – далее – мучеников, которые «не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти»... ( Откр.20:4–6 ). Остановим наше внимание на том: что такое первое воскресение и второе воскресение, первая смерть и вторая смерть? Известно, что живущие на земле люди, преданные животной, плотской жизни называются, конечно, в уподобительном смысле «мертвецами»: так Сам Господь называет некоторых живущих людей «мертвецами» ( Лк.9:60 ); тоже выражение употребил Ангел, бывший у гроба Воскресшего Спасителя ( Лк.24:5 ). Слово Божие невозрожденных во Христе людей называет «мертвыми во грехах» и во Христе они чрез веру благодатию Божиею «оживляются» ( Кол.2:12–13 ), совоскресают со Христом. Жизнь христианина на земле есть постоянное умирание для греха ( 1Кор.15:31 ) и жизнь ( Рим.6:11 ) для Бога. Эта борьба верующего со грехом заканчивается последней данью греху – смертью ( Рим.6:23 ; Рим.8:23 ). Только – в Боге и в союзе с Ним возможна истинная жизнь и вне этого союза в области греха человека ожидает мертвенность и мучение. Руководясь указанием слова Божия, мы находим, что первое воскресение и оживание есть обращение «от мертвых дел» ( Евр.6:1 ) и предоставление себя Богу ( Рим.6:13 ); это и есть воскресение – первое – из мертвых ( Еф.5:14 ). В тексте Откровения 20, 4 сказано, что праведники, замученные за веру Христову, не поклонились зверю и образу его, не приняли начертания на чело и руку. Речь Апостола здесь символическая, таинственная. Святой Иоанн в языческой римской власти Нерона, Домициана. видел прообраз антихриста и в рассматриваемом тексте он разумеет мучеников, не захотевших кланяться, как божеству, статуе римского императора и выполнить языческие обряды. Замученные праведники царствовали со Христом 1000 лет в им «дано было судить»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Итак, Крещение есть одновременно и погребение, и рождение со Христом. Но что, по мнению апостола Павла, позволяет нам отождествить себя со смертью и воскресением Иисуса Христа (см.: Рим.6:5 )? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть ряд воззрений апостола относительно прародителя Адама, который есть «образ будущего» ( Рим.5:14 ) – образ того, кто должен был прийти. Греческое слово «город», использованное апостолом Павлом в этом стихе, может быть переведено на русский язык и как «образ», и как «оттиск, клише», то есть зеркальное отображение оригинала. В пользу того, что апостол рассматривает Адама и Христа как «тип» и «антитип», свидетельствует их постоянное противопоставление в текстах посланий: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ), «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ), «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» ( Рим.5:18–19 ) и др. Христос и Адам противостоят друг другу в том смысле, что Адам был лишь «оттиском» того, каким задумывался человек, а Христос был его истинным образцом. История Адама понимается апостолом Павлом как рассказ обо всём роде человеческом, и сам Адам воспринимается единым со своими потомками: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ). Преподобный Ефрем Сирин так комментирует эти слова: «(Бог) соделал всех людей единым телом... в одном лице Адама грешника» 443 . Иными словами, тела всех людей, являющихся его естественными потомками, есть части тела Адама, как об этом говорит и блаженный Августин : «Ибо все мы были в нём одном, когда все были им одним, который впал в грех через женщину, созданную из него до греха. Мы ещё не имели отдельного существования и особой формы, в которой каждый из нас мог бы жить отдельно; но уже была природа семени, от которой нам надлежало произойти; а так как она была испорчена вследствие греха, связана узами смерти и праведно осуждена, то от человека не мог родиться человек с другими свойствами» 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Диспенсационалисты игнорируют новозаветные свидетельства о невозможности отождествления истинного Израиля с еврейским народом. Так, ап. Павел пишет: Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя ( Рим. 9:6–8 , ср. Рим. 9:27 , Ис. 10:22 ). Поэтому слова о том, что весь Израиль спасется ( Рим. 11:26 ), надо понимать именно как избранных, остаток из еврейского народа. Вместе с тем, плотское рождение ниже духовного. Поэтому свт. Феофан Затворник подчеркивает, что весь Израиль для апостола означает «всех верующих, кто бы они ни были, потому что собственно они-то и суть Израиль» 364 . Хотя древнему Израилю и принадлежали многочисленные обетования, но лишь по вере в грядущего Мессию ( Рим. 9:4–8 ). Отвергнув Его, они лишились и обетований. Ап. Павел перечисляет эти обетования, чтобы возбудить в Израиле раскаяние 365 , а вовсе не фиксирует их в качестве преимуществ избранного народа, как ошибочно утверждают баптисты 366 . Ветхозаветные праведники знали, что вера важнее договора. Знали они и обетование Бога расторгнуть завет, если евреи его преступят и будут служить иным богам ( Нав. 23:16 ), и нежелание Бога помогать преступникам в получении обетованной земли ( Суд. 2:20–21 ), и очевидность кары для неверных потомков Авраама ( Иер. 22:9 ). Отвержение Израиля и Иуды от лица Божия во дни Ассирии и Вавилона ( 4Цар. 17:23, 24:20 ) стало прообразом отвержения их после богоубийства. Древние евреи сумели принести Богу покаяние в идолопоклонстве, но их потомки так и не раскаялись в богоубийстве. Поэтому политическая история государства Израиль никак не связана с покаянием, которое Бог назвал условием возвращения обетованной земли ( Втор. 30:2–8 ). Чрезвычайно неприятен для диспенсационалистов факт, что в Новом Завете нет и следа учения о будущем возвращении евреев в Палестину. В Апокалипсисе имена двенадцати колен Израилевых не находятся в Палестине, а написаны на двенадцати воротах Нового Иерусалима ( Откр. 21:12 ). Поскольку на основаниях стены города написаны имена двенадцати апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ), это свидетельствует о тождестве обетований для ветхого и нового Израиля – верных евреев и Церкви. Подобно и ап. Павел говорит, что Церковь утверждена на основании апостолов и пророков ( Еф. 2:20 ). В отличие от плотского Израиля, который точно знал свои земные наказания и награды, христианские наказания и награды сплошь духовны. Так же будет и после Второго пришествия 367 . Земное мудрование диспенсационалистов показывает, как далеки они от православного понимания о Божиих дарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010