41) О бодрствовании 1Ин.3:6 . «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его». Объясн. Кто согрешает, т.е. пребывает, коснеет во грехе, тот не видел и не познал Его (Христа). Под видением разумеется здесь созерцание очами веры, которая при этом находит опору и помощь в чувственном созерцании священных изображений Христа. Но это не значит, чтобы христианин, даже истинный, не мог согрешать, совершать отдельные грехи: 1Ин.1:8 ; Еккл.7:20 . Посему вся жизнь христианина протекает в борьбе с грехом, в падениях и восстаниях, и благодатное очищение ( 1Ин.1:9 ) и утверждение требуется для него постоянно: 1Пет.5:8 ; Мк.13:37 . 1Фес.4:10–11 .«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам». Объясн. Здесь обличение для тех, которые, вообразивши, что наступило царство антихриста или что приблизилось славное пришествие (второе) Христово, сами не хотят заниматься житейскими делами, бросают дома, предаются бездействию и других соблазняют к тому же: 2Фес.2:1–3 ; Мф.24:4–5 . Не в праздности, но в труде, какой указан кому Господом, должен застать нас день Господень: Мф.25:13–14 ; Мк.13:33–34 . 1Фес.5:8–10 . «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним». Объясн. Напоминание о бдении и трезвенном внимании привело на мысль для сравнения военную стражу – вооружение; такое сравнение особенно любил часто употреблять апостол: 2Кор.10:4 ; Рим.6:13:13:12 ; Еф.6:11 . Да и Сам Господь нередко призывал к бодрствованию: Мк.13:33 ; Мф.24:42 . Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Егда прострете руки (ваша) ко мне, глаголет Господь, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове. Ис.1:15 . 9. Сокрушение, плач и рыдание о грехах, лучше услаждения грехом и мирского веселия; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль. 11. Если мы преступаем закон ( Иак.2:8 ) не по слабости нашей, но по привычке ко греху, то сим самым отвергаем закон и говорим, что он не хорош. 12. Обличай того, кого можешь спасти, а не того, кого можешь только погубить. Если же ты не святой, а грешник, то никого не можешь судить и по закону Божию ( Рим.2:1, 3, 17–23 ). 13, 16, 17. Богатый по надменности тщеславится ( 1Тим.6:17 ) и тем, чего еще не имеет, но всякое таковое тщеславие есть грех: кто это знает, и не делает, тот от Бога будет наказан много ( Лк.12:47 ). 17. Кто может делать добро, и не делает, тот грешит более того, кто не может делать, или не разумеет ( Лк.12:48 ). Гл. 5. Ст. 2–3. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет, и где воры подкапывают и крадут: но собирайте себе сокровища на небеси, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф.6:19–20 ). 3. Действие обличающей нас совести подобно ржавчине и огню; от неё повреждается и сохнет плоть наша. 4. Не удерживай платы у работника, но в тот же день отдавай дневную его пищу, чтобы он не вознес души своей на тебя ко Господу. ( Втор.24:14–15 ). 9. Когда один молится, а другой проклинает молящегося, то Бог осуждает обоих. И так не ропщите в обиде друг на друга, чтобы не быть осужденными. 13. Никто ни в какое время не должен противиться внутреннему своему чувству, расположеному к добру: посему если кто печален, ради Бога, тот плачь о грехах своих и молись; если кто весел в Боге, тот назидай себя внутренно песнями и пением духовным ( Еф.5:19 ). Страдающий молится, а благоденствующий благодарит Бога. 14–15. Совершаемое священнослужителями Церкви, по преданию Апостольскому, Елеосвящение, есть молитва , призывающая на больного, при помазании тела его елеем, благодать Божию, исцеляющую немощи душевные и телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

16 В оньже – в который (день). 17 Комуждо – каждому. 18 Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем – в греческом оригинале молитвы: ... в делание обрящемся, и готови в радость... В этом случае перевод указанного фрагмента следующий: да будем найдены (Господом) не лежащими и сонными, но бодрствующими, и (букв. поднявшимися в делании заповедей Его) усердно исполняющими заповеди Его, и готовыми (подготовленными) войти с Ним в радость и божественный чертог славы Его. Ср. Мф. 24, 42: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Рим. 13, 11–12: Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Еф. 5, 14: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Ср. также тропарь 8-го гласа из Полунощницы (кроме этого он поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы): Се Жени€х гряде€т в полу€нощи, и блаже€н раб, его€же обря€щет бдя€ща, недосто€ин же па€ки, его€же обря€щет уныва€юща... 19 Идеже празднующих – где торжествующих. 20 Неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную – невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица. 21 Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая – ибо ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий; ср. Ин. 1, 9: Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Молитва 6-я, того же святого Тя благослови€м 1 , вы€шний 2 Бо€же и Го€споди ми€лости, творя€щаго при€сно с на€ми вели€кая же и неизсле€дованная, сла€вная же и ужа€сная, и€хже несть числа€ 3 , пода€вшаго нам сон во упокое€ние не€мощи на€шея 4 , и ослабле€ние трудо€в многотру€дныя пло€ти 5 . Благодари€м Тя, я€ко не погуби€л еси€ нас со беззако€ньми на€шими, но человеколю€бствовал еси€ обы€чно 6 , и в неча€янии лежа€щия ны воздви€гл еси€ 7 , во е€же славосло€вити держа€ву Твою€ 8 . Те€мже 9 мо€лим безме€рную Твою€ бла€гость, просвети€ на€ша мы€сли, очеса€ 10 , и ум наш от тя€жкаго сна ле€ности возста€ви 11 : отве€рзи на€ша уста€, и испо€лни я Твоего€ хвале€ния 12 , я€ко да возмо€жем непоколе€блемо пе€ти же и испове€датися Тебе€ 13 , во всех, и от всех 14 сла€вимому Бо€гу, Безнача€льному Отцу€, со Единоро€дным Твои€м Сы€ном, и Всесвяты€м и Благи€м и Животворя€щим Твои€м Ду€хом, ны€не и при€сно и во ве€ки веко€в. Ами€нь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Объяснение. Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдёт он утешения в горе. Причиной отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа: ст.10–21, а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах Слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов.4:17 ; Сир.7:36 . О молитве и благотворении за умерших и о вознаграждении за требы 2Мак.12:39–45 . «На другой день бывшие с Иудою пошли... перенести тела падших... и нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые... идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». Объяснение. Это свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви в возможность облегчать загробную участь умерших делами благотворения и молитвами не единственное: Втор.26:14 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 . То обстоятельство, что свидетельство находится в книге неканонической, ничуть не ослабляет исторического значения этого свидетельства об этом веровании ветхозаветной Церкви, и верование это не только не отменено в новозаветной Церкви Христом и апостолами, но подтверждено и усилено свидетельствами о пользе молитв и благотворении за умерших: Мф.12:31–32 ; Откр.1:18:3:7 . Из этих мест видно, что власть Спасителя не ограничивается одной областью живущих на земле: Мф.16:19:12:19 ; Рим.14:9 . Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования: 1Пет.3:19–20:4:6 ; Лк.23:42–43 . Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». Объяснение. Здесь говорится о том, что человек не может «искупить» брата своего от греха первородного («чтобы не увидел могилы»): ст.9–10, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Понятие «христианская надежда» ее основание и средства  Надежда христианская: « Господь Иисус Христос есть упование наше , или основание надежды нашеи ( 1Тим.1:1 ). Совершенно уповаите на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым (в явлении Иисуса Христа).» ( 1Пет.1:13 .) О молитве « еже аще что (если чего) просите от Отца о имене Моем, то сотворю, да прославится Отец в Сыне » ( Ин.14:13 ). Одна наружная молитва, без внутреннеи, прогневляет Бога: « приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе (тщетно) же чтут Мя » ( Мф.15:8-9 ). О Молитве Господнеи  Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения. « Елицы (тем, которые) же прияша Его, даде им область (власть) чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския (не от хотения плоти), ни от похоти мужеския, но от Бога родишася » ( Ин.1:12-13 ). Имя Божие свято: « Свято имя Его » ( Лк.1:49 ). Оно может святиться в людях: « Тако да просветится (так да светит) свет ваш пред человеки , яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех ( Мф.5:16 ). О Царствии Божием, то есть о Царстве благодатном, которое, по Апостолу, есть правда, и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Оно приходит сокровенно и внутренно. « Не приидет Царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Се бо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20-21 ). Желание имыи (имею) разрешитися и со Христом быти » ( Флп.1:23 ). Прошение да будет воля Твоя означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу: « Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим (сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе, деиствуемои в нас, Тому слава в Церкви » ( Еф.3:20-21 ). Чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога: « Не пецытеся убо на утреи (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрении бо собою печется: довлеет дневи злоба его (довольно для каждого дня своеи заботы). ( Мф.6:34 .) Весть бо Отец ваш Небесныи, яко требуете сих всех (что вы имеете нужду во всем этом)» ( Мф.6:32 )

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Мф.25:41 .  Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: В 41-м стихе обращает на себя особенное внимание слово κατηραμνοι – «проклятые». Оно происходит от ρ или ρ – молитва , просьба; в греческом эпосе и у поэтов употребляется в смысле «несчастье», «бедствие», «кара», «наказание от богов». У греков была даже богиня проклятия и смерти, которая так и называлась. В Новом Завете слово κατρα и καταρσθαι употреблено несколько раз, и всегда, по-видимому, как противоположное ελογα – благословение ( Мф.5:44 ; Мк.11:21 ; Лк.6:28 ; Иак.3:9–10 ; 2Пет.2:14 ; Рим.12:14 ; Гал.3:10, 13 ; Евр.6:8 ), как и в настоящем месте (подробности см. у Кремера под ρ и κατρα). Таким образом, словом «проклятые» здесь обозначаются такие люди, которым сказано было слово, навлекающее на них бедствия, гибель, смерть и «огонь вечный». Проклятие следует понимать здесь в смысле осуждения. Но обращают внимание, что формально проклятие здесь не приписывается Богу Отцу и «проклятие произносится как бы в безличной форме». Под выражением «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам», как и в других местах Нового Завета, может быть, подразумевается не вещественный огонь, а просто мучения, которые будут вечными (ср. Иуд.1:7 ). Мф.25:42 .  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Мф.25:43 .  был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Мф.25:44 .  Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? В стихе 44 повторение речи стихов 37–39, но с сильными сокращениями. Как праведники, так и грешники обнаруживают неведение того, о чем говорит Царь. Если бы грешники видели Его когда-нибудь таким, каким Он Себя изображает, т.е. голодным, жаждущим и пр., то – о, конечно! – послужили бы Ему. Но если ошибка, или, лучше, наивное и скромное неведение праведников истолковывается в их пользу, то здесь наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Видя такое долготерпение Милосердного нашего Отца, должны и мы быть терпеливыми к нашей согрешающей братии, не гневаться, не озлобляться на них, не мстить им за обиды, нам ими причиненные, но с терпением и кротостью ожидать их исправления, да так приобретем их Христу и себе истинными братиями сделаем, по подобию Небесного Отца, Который столько грешников Своим долготерпением приобрел и приобретает, как апостол написал: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» ( 2Пет.3:15 ). Ибо «благость Божия всякого грешника ведет к покаянию» ( Рим. 2:4 ). Там же нам открывается, что «Бог есть Дух» ( Ин 4:24 ). И мы, хотя и не можем быть духом, как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными. «Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, не по плоти жить, но духом умерщвлять дела плотские» ( Рим.8:12–13 ). Должны «попечения о плоти не превращать в похоти " ( Рим 13:14 ), поступать по духу, и не исполнять вожделений плоти; плоть распинать «со страстями и похотями» ( Гал.5:16, 24 ), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:11 ), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.4:2 ), – да не о нас скажет Господь то, что сказал о первом мире: «Не может Дух Мой пребывать в человеках сих, потому что они плоть» ( Быт. 6:3 ). И апостол Иуда сказал: «Это люди душевные, не имеющие духа» ( Иуд 1:19 ). «Живущие по плоти Богу угодить не могут. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим 8:7–8 ). Так и в прочем христианам подобает в Святом Писании, как в зеркале, смотреть на образ Отца Небесного, чтобы «как мы носили образ перстного, носить нам и образ Небесного» ( 1Кор.15:49 ), да так засвидетельствуют христиане свое новое духовное рождение, да покажут, что они истинно «от воды и Духа» рождены ( Ин.3:5 ), истинно «от Бога родились» ( Ин.1:13 ), истинно и нелицемерно Бога называют своим Отцом и молятся: «Отче наш! Иже еси на небесех», и прочее ( Мф.6:9 ; Лк 11:2 ), – истинно «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются своими нравами, и Его Божественный образ в себе носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В доказательство сатанинских начал. Диавол, как реальное личностное существо, имеет отчётливо различимые индивидуальные черты, в том числе ум ( 2Кор. 11:3 ; Лк. 4:1 и далее). В его описаниях он характеризуется такими чувствами, как честолюбивые желания ( 1Тим. 3:6 ; ср. Ис. 14:12 и далее), ревность ( Иов 1:8–9 ), ненависть, ярость ( Отк. 12:12 ) и злая воля. Диавол разжигает ( Лк. 4:3, 9 ) и возглавляет восстания против Бога ( Отк. 12:1–3 ). Некоторые свидетельства о личностных чертах и реальности сатаны являются прямыми. В совокупности их достаточно для того, чтобы установить существование диавола как личностного существа. Авторитет Библии. Как только установлены авторитет Библии и её божественное происхождение (см. Библия: свидетельства истинности; Новый Завет: историческая достоверность), из этого следует, что сатана существует. В Быт. 3:1 сатана описывается как личный враг Бога и людей, который стремится к обману: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю? " ». Историческая достоверность этого события подтверждается указаниями Нового Завета на историческую достоверность существования Адама и Евы (см. Адам: историческая достоверность; едемский сад) и факта их грехопадения (ср. Рим. 5:12 ; 1Тим. 2:13–14 ). В 1Пар. 21:1 и в Пс. 108:6 сатана характеризуется как противник Божьего народа. В главах Иов 1–2 сказано, что сатана может предстать перед лицом Бога и обвинять людей: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана» ( Иов 1:6 ). Сатана выступает подлинной причиной страданий Иова, иначе не имеющих объяснения. В девятнадцати из двадцати семи книг Нового Завета упоминается сатана (а ещё в четырёх – бесы). Благодаря этому мы приходим к гораздо более проникновенному пониманию всех аспектов их восстания против Бога. В силу личных встреч и разговоров Иисуса с сатаной и бесами очевидно, что Иисус знал о существовании реального, наделённого личностью сатаны. Иисусу принадлежат двадцать пять из двадцати девяти упоминаний сатаны, встречающихся в евангелиях. Действительно, ведь Иисус много спорил с ним во время Своего искушения. В Мф. 4 и Лк. 4 описывается эта личная встреча Иисуса с сатаной. Стихи Мк. 1:13 и Евр. 2:18; 4:15 ссылаются на тот же спор. Отрицать реальность наделённого личностными чертами сатаны – означает сомневаться в честности или душевном здравии Христа (см. Христос: божественная сущность). В стихе Отк. 12:9 одновременно упоминается несколько имён, относящихся к сатане: «и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». В Отк. 20:2 говорится об ангеле Божьем, который «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010