11, 25). Он учит об Отце, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16); молится о том, чтобы ученики познали Единого Истинного Бога (Отца) и посланного Им Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Апостол также возвещает, что у нас один Бог Отец, из Которого все… (1 Кор. 8, 6) Почти каждое свое послание он начинает словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1, 7). Он проповедует благословенного Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа — Отца милосердия и Бога всякого утешения (2 Кор. 1, 3). Таким образом, Божество Первой Ипостаси — несомненная истина Откровения. Догмат о Божестве Отца прямо не отвергался даже еретиками, хотя искажался всякий раз, когда искажалось учение о Святой Троице. 2. Божество Сына и Его равенство с Отцом 1. Христос как Сын Божий и Сын Человеческий соединил в Себе две совершенные природы: Божественную и человеческую. О Христе как Воплощенном Боге возвещает Евангелие, взятое в целом. Например, Апостол пишет, что в Воплощении Сына Божия открылась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Именование Спасителя Богом уже само по себе свидетельствует о полноте Его Божества. С точки зрения логики, Бог не может быть «второй степени» или «низшего разряда», так как Божественная Природа не подлежит умалению или ограничению. Бог может быть только один и всесовершен. Так, Апостол учит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Евангелист Иоанн также возвещает о Божественности Сына: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Истинность того, что Христос — сущий над всем Бог, благословенный вовеки (Рим. 9, 5), познает и святой Апостол Фома, когда восклицает Воскресшему: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). По словам Апостола Павла, Христова Церковь — Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), и т. д. Господь Иисус Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство. На слова Симона Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого…» — Он ответил: «Блажен ты, Симон… потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь — Сын не только исцеляет болезни людей (ст. 1–9), Он также обладает Божественной властью и силой возвращать мёртвых к жизни. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет — воскрешение из мёртвых рассматривалась как прерогатива Самого Бога, см. риторический вопрос Иорама, царя Израильского: Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? (4 Цар 5:7). В позднейшей раввинистической литературе (Таанит, 2а, мнение равви Иоханана) говорится, что Бог удерживает при Себе три “ключа”, которые не вручаются никакому “представителю” или “посланнику” ключ от дождя (Втор 28:12), ключ от чрева женщины (Быт 30:22) и ключ воскресения мёртвых (Иез 37:13). Иногда считалось, что Илия здесь — единственное исключение, но ни в каких иудейских источниках (кроме поздних) не говорится, что Мессия может воскрешать мёртвых. Более того, в нынешнем веке Сам Бог не воскрешает мертвых (кроме нескольких особых случаев), воскресение относится к будущему веку. Сын оживляет, кого хочет — Сыну дана власть и свобода, немыслимая для человека; ср. выбор одного из огромного множества больных (5:6). В этих словах тройной смысл: 1) человечество воскреснет в Иисусе Христе в последний день, ср. ст. 28–29 и 1 Фес 4:16; 2) Иисус избавляет людей от греха, то есть духовной смерти, ср. ст. 25 и Рим 6:4; 3) речь также идёт о воскресении Лазаря, о котором рассказано в этом Евангелии (11:43–44) как о прообразе общего воскресения. Истинно, истинно говорю вам — слова здесь, как обычно, предваряют особо важное речение, подводящее итог сказанному прежде на взаимосвязанные эсхатологические темы Воскресения и Суда. Слушающий слово Мое — вера имеет источником слышание, ср. Рим 10:17; о слышании, вере и сохранении слов Иисуса см. 2:22; 5:24; 7:40; 8:43,51–52,55; 14:23–24; 15:20; 17:6, причём особое значение имеет 12:48 (Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день) и 8:47 (Кто от Бога, тот слушает слова Божии).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Об оправдании I. Православное учение об оправдании Православная Церковь , на основании свящ. Писания, утверждает, что человеку, для оправдания и спасения, совершенно необходимо, при истинной вере, совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Все св. Евангелие подтверждает это. Спаситель учит: Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 7:21 ); ходите тесными вратами (ст. 13), т. е. трудами и подвигами. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк. 8:34 ); т. е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Одному юному еврею на вопрос его, как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться – соблюдать заповеди Божии ( Мф. 19:16–18 ). Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. То же самое подтверждают и св. апостолы. Например ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: Авраам, отец наш, не от дел ли оправдался – и делами вера достигла совершенства? ( Иак. 2:22 ). Видите ли, что человек оправдывается делами, а не только верою? (ст. 24). И св. апостол Павел также учит: который (Бог) воздаст каждому по де лам его: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим. 2:6–13 ). Каждый получит свою награду по своему труду. ( 1Кор. 3:8 ). II. Для миссионерской полемики об оправдании Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Рим. 3:28 . Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Примеч . Этими словами сектанты силятся доказать, что оправдаться пред Богом можнотолько одной верой. Но почему тот же апостол говорит далее об исполнении евангельского закона: Рим. 12:1–9:11 . Очевидно, что в приведенном сектантами месте апостол считает ненужными для уверовавшого во Христа – дела обрядового закона Моисеева, что не трудно уразуметь из контекста речи апостола, приведенной во всей 3 главе и после дующей 4й, а потому, на одну веру, без совершенствования ее добрыми делами, полагаться опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иудеи были избранным народом Божьим: «Ты народ святой у Господа Бога Твоего, и Тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на Земле» (Втор. 14, 2). Этот избранный ветхозаветный народ Бог образовал для себя: «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Исайя, 43, 20–21). Бог дал обещание народу Своему: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников (в LXX «βασλειον ερτευμα») и народом святым» (Исх. 19, 5–6). В Новом Завете таким родом и народом (ε vos ε κε κτν, ε νοζ αγιον), избранным и образованным Господом для Себя, стали христиане, которые раньше вообще не были народом, а в Церкви соделались народом Божьим — λαs Θε ου. Перед лицом древнего мира в послании в Рим ап. Павел повторил древнее пророчество: «Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную–возлюбленной» (Рим. 9, 25; Осия, 2, 23). Церковь есть народ Божий, и каждый верный в ней принадлежит к этому народу, какое бы место он в ней ни занимал и какое бы служение он в ней ни исполнял. Быть членом народа Божьего означает иметь высшее звание на земле, т. к. нет ничего высшего, как принадлежать к народу, который сам Бог избрал «во Христе» и поставил служить Ему. Этнический принцип, по которому был избран ветхий Израиль, заменен принципом принадлежности к Церкви, в которой этот этнический принцип оказался превзойденным: «Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского: ибо вы одно («eis» — один) во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). «Дары и призвание Божье непреложно» (Рим. 11, 29), и потому нельзя быть в Церкви и не быть членом народа Божьего, «λακs» — лаиком  . Каждый, кто в Церкви, — лаик, а все вместе — народ Божий (λαs Θεο), и каждый призван, как священник Бога, приносить Ему Иисусом Христом духовные жертвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Бога ищет человек не потому, что создал в себе идею Бога, а потому, что идея Бога, открываясь в содержании человеческого духа, предваряет сознание человека о Боге, и человек интуитивно, по природному расположению в себе имеет как бы презумпцию знания Бога, а вместе стремится к союзу и единению с Ним. И в этом случае Св. Писание за всем человеческим родом оставляет «знание Бога». «Что можно знать о Боге, – говорит Апостол Павел о язычниках, живших и руководствовавшихся только естественным откровением, явно для них, потому что Бог явил им» ( Рим.1:19 ); «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем... мы Его и род» ( Деян.17:27–28 ). При этом нужно заметить, что знание Бога, получаемое через веру интуитивно по содержанию идеи Бога, не остается у человека в виде одной неясной перцепции, а достигает большей или меньшей ясности, несомненности и как бы очевидности через рассматривание внешней природы, как откровения Бога вовне: «невидимая бо Его,– говорит Апостол Павел, – от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» ( Рим.1:20 ). Однако, при всей несомненности и положительности знания Бога через естественное откровение Божие, знание это, лишенное сверхъестественного откровения Божия, давало собой, главным образом, это одно, что «Бог есть и взыскающим Его мздовоздатель бывает» ( Евр.11:6 ); в остальном, т.е. в представлении Самого Бога, в понимании Его воли и в определении служения Ему, человек сам по себе, под руководством одного естественного откровения, в своих уже человеческих домыслах и умозаключениях мог заблуждаться до крайних пределов, и действительно, «они, – говорит Апостол Павел о язычниках, – познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:21, 23, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Святитель Георгий был из числа тех епископов, которые в 815 го­ду не согласились на определение беззаконного собора уничтожать иконы; император Лев Армянин сослал его в Херсонес Таврический, где он и скончался. День восьмой. Память святых апостолов от 70-ти Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия Приветствуйте Иродиона, сродника моего, – пишет святой апо­стол Павел в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 2 ). Иродион был родом из города Тарса Киликийского; он был рукоположен святым апостолом Петром в епископы городу Патре, в нынешней Ливадии, называвшейся тогда Ахайской областью. Много потерпел он преследований от иудеев и язычников. Однажды был замучен ими до полусмерти, но по благо­дати Божией оправился и последовал за апостолом Петром в Рим для проповедования Евангелия. В день распятия апостола Петра был взят вместе с апостолом Олимпом и многими другими христианами и осуж­ден на казнь. Всем им отсекли головы мечом. Тела их были с честью погребены святым Климентом, учеником святого апостола Петра, кото­рый был взят и присужден к смерти вместе с другими христианами, но был помилован, отпущен с места казни живым, потому что приходился родственником императору. Между тем как мы пребывали у них многие дни (у диакона Филип­па – в Кесарии, четыре дочери которого пророчествовали), – пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки языч­ников... ( Деян. 21, 10–11 ). В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян. 11, 27–28 ). Из исполнившихся в свое время предсказаний видно, что апостол Агав, проповедовавший Евангелие в странах вокруг Иудеи, был одарен свы­ше пророческим даром. Апостола Руфа, бывшего епископом в Фивах, так воспоминает святой апостол Павел в своем послании к Римлянам: Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою ( Рим. 16, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О, как тяжело, как печально было состояние всего человечества до пришествия Христа Спасителя: «весь мир во зле лежал» ( Ин.5:19 )! С глубокой скорбью сердца восклицает царь и пророк Давид о народе своём, избранном народе Божием: «нет праведного ни одного, нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны, нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим.3:10–12 ; Пс.13 )! Ещё хуже были язычники, которые, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, они, говорит св. апостол, заменили Божию истину ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца... и предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» ( Рим.1:23, 28–31 ); «дошедши до бесчувствия, они предались распутству так, что делали всякую нечистоту с ненасытимостью» ( Еф.4:19 ). – Бедные люди! Какая непроглядная тьма заблуждений, какой мрак всеобщего греха покрывал весь погибавший человеческий род! Но явился Спаситель мира, и ночь прошла, а день приблизился ( Рим.13:12 ); явился Христос предвечный Сын Божий и «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий; и сидящим в стране и Сени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). Всему миру воссиял этот чудный, великий свет, всему миру явил Христос своё божественное учение, весь мир, обременённый грехами и страданиями, услыхал евангельскую весть, услыхал радостный призыв к спасительному покою: «приидите, взывал Спаситель мира к людям, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 )! Но все ли, увидевшие этот свет великий, поспешили из тьмы к нему навстречу, все ли уверовали в Избавителя своего, все ли пошли на зов Христа к желанному покою? О, человек, несчастный человек, как ты жесток, как глубоко испорчен ты грехом! Окаменело ожесточённое, твоё бедное сердце, помрачился твой ум, разбилась слабая, испорченная твоя воля! «Был свет истинный, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Около того места были поместья начальника острова Публия. Он пригласил к себе Павла, Луку и Аристарха и три дня гостеприимно угощал их. Узнав, что отец Публия болен горячкой, Павел вошел к нему, помолился в, возложив на больного руки, исцелил болезнь. После этого многие больные островитяне приходили к апостолу, и все исцелялись. Через три месяца апостол Павел и его спутники были посажены сотником Юлием на другой корабль («Диоскуры»), зимовавший на Мальте, и отправились в дальнейшее плавание, в Италию (28:11). 19. Прибытие Апостола Павла в Рим ( Деян. 28:12–31 ) Через несколько дней, сделав краткие остановки в Сиракузах и Ригии, корабль причалил в Путеолах, большом порту, где останавливались корабли дальнего плавания, везущие пассажиров и груз для столицы мира – Рима. К великой радости Павла, здесь нашлись христиане, которые упросили его, Луку и Аристарха остаться у них на несколько дней, на что сотник Юлий дал свое согласие. Затем арестованные отправились под конвоем пешком в Рим, куда христиане из Путеол уже дали знать о прибытии Павла. Тамошние братья вышли навстречу апостолу до Аппиевой площади и Трех Гостиниц. Какая радость встречи! Давнишнее желание Павла и предсказание Самого Господа Иисуса Христа, явившегося ему в Иерусалиме, теперь осуществлялись. Не зная лично римских христиан, Павел раньше писал им в послании: «...Всем находящимся в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым – благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа... Я многократно намеревался прийти к вам, но встречал препятствия, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов... Я должен и эллинам, и варварам, и мудрецам, и невеждам... Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме...» ( Рим. 1:7,13–15 ). Увидев римских христиан, Павел возблагодарил Бога и ободрился духом. Правда, он был теперь несвободным и к тому же замученным и уставшим от долгого плавания, но знал, что скоро ему предстоит великое дело проповеди Царствия Божия в центре политической и культурной жизни мира и свидетельство о Христе перед римским императором.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Данное Послание апостола Павла было написано с целью опровержения взглядов фарисейского иудейства. Стихи 16–21 указанной главы содержат рассуждения апостола о причинах отвержения Израиля и призвания язычников в Его Церковь . Павел указывает, что благодать оправдания, которой лишились иудеи, хотя они и происходили по плоти от Авраама, заключается не в плотском рождении: «ибо не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» ( Рим. 9:6–7 ), что «родство определяется не естественным рождением, а добродетелью, возводящею к Богоузрению» 26 . Апостол дает понять, что не потому достойны евреи, что сыны Авраама, но что достойны только те, которые являются истинными сынами обетования, т.е..о которых предузнал и предуведал Бог , что они имеют получить обетование, все равно, из иудеев они или из язычников. И в доказательство своего рассуждения Павел приводит пример двух братьев Исава и Иакова, которые оба произошли от семени Авраама, однако участь у них была различная. На основании слов апостола: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго и худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было: больший будет в порабощении у меньшего ( Быт. 25:23 ), как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Рим. 9:11–13 ) и последующих стихов, Кальвин выстраивает свое учение о безусловном предопределении, пытаясь доказать, что избрание происходит исключительно по воле Божьей и по «решению, которое Он принял в Самом Себе» 27 , а также, что «избрание каждого происходит помимо его самого» 28 , и что одни люди отделены от других изначально, и все не могут быть спасаемы, но не потому, что не желают, а потому, что Бог так предопределил. А прямое подтверждение своей точки зрения Кальвин находит в словах Павла: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим. 9:16 ). Далее реформатор указывает на приведенный апостолом пример о фараоне, которому Бог, по пониманию Кальвина, как будто бы насильно ожесточил сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010