3. Свидетелями этих слов те, которые похваляются мирской мудростью и тщеславятся отпущенной бородой, истертым плащом и палкой. Они, после длинных и многих рассуждений, не видели камней, лежащих перед их глазами, потому что если бы они взирали на них, как на камни, то не стали бы почитать их богами. Они восставали и друг против друга, и низвергались в самую глубокую бездну нечестия не от чего иного, как от того, что доверялись во всем собственным своим рассуждениям. Выражая и это, Павел сказал: «Осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» ( Рим.1:21, 22 ). Далее, приводя доказательство их помрачения и безумия, он прибавил: «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:23 ). Но весь этот мрак вера, пришедши, изгоняет из души принявшего ее; и как спущенный якорь удерживает корабль, со всех сторон обуреваемый напором ветров и заливаемый поднимающимися волнами, и укрепляет его среди моря, так точно, когда приходящие отвне помыслы обуревают наш ум, пришедшая вера надежнее якоря избавляет его от кораблекрушения, приводя его к полному убеждению, как корабль в тихую пристань. Выражая это самое, Павел сказал, что Бог «поставил одних Апостолами... к совершению святых, ...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, ...дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром» ( Еф.4:11–14 ). Видишь ли действие веры, как она, как бы некоторый надежный якорь, устраняет колебание? Об этом он же пишет в Послании к Евреям, выражаясь о вере так: «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» ( Евр.6:19 ). Дабы ты, услышав об якоре, не подумал, что он влечет вниз, апостол показывает, что необыкновенное свойство этого якоря то, что он влечет не вниз, но возносит ум вверх, поднимает к небу и вводит «во внутреннейшее за завесу». Завесой он назвал здесь небо. Почему и для чего? Потому, что как завеса отделяла Святое Святых от внешней части скинии, так точно и это небо, подобно завесе распростертое среди создания, отделяет от внешней части скинии, т.е. от этого видимого мира, Святое Святых, т.е. горнее и высшее, «куда предтечею за нас вошел Иисус» ( Евр.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом, неизбежности нет, человек действительно свободен в определённых пределах, и эти пределы очень широки – от бесконечно грешной жизни до бесконечно праведной. Мы можем обретать всё большую свободу через причастность к Богу, Его благодати, через обожение, соединение с Богом. Как Бог влияет на сотворённый Им мир? Бог влияет на события в мире многообразно, Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл: Священное Писание о предопределении Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил . ( Рим. 8:29-30 ) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном . ( Еф.1:3-6 ) В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа . ( Еф.1:11-12 ) «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». ( Притч.19:21 ) См.: Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 8:29 ( Рим.8:29 ). А. Секацкий Бихевиоризм — подход к изучению животного и человека, в соответствии с которым оно полностью определяется внешними факторами. В современном бихевиоризме свобода предстает неким оста­точным незнанием или неве­жеством. Мы можем рассмот­реть весь мир с точки зрения причинно-следственных рамок, как некий агрегат, и по мере того как наши знания будут расширяться, мы в конце кон­цов сможем устранить все про­белы, установим единственно возможное соединение причины и следствия, и тогда наше поня­тие свободы станет излишним, остаточное незнание будет устранено. До сих пор эта кон­цепция достаточно активно от­стаивается, но понятно, что это некоторая трансцендентальная иллюзия, которая со временем должна исчезнуть.

http://azbyka.ru/predvidenie-i-predopred...

галилеянин поднял мятеж против римлян во время переписи народа ( Деян. 5:37 ). Это была не та перепись, о которой упоминалось в Лк. 2:2 , а вторая, проводившаяся после того, как Иудея стала рим. провинцией (6 г. по Р.Х.) (⇒ Квириний ). Иосиф Флавий пишет, что И., книжник из Гамалы, поднял иудеев на борьбу против римлян. И. объяснял, что уплата налогов захватчикам ведет к порабощению евреев. Его отряд был разбит, а сам он погиб. И. галилеянин вместе с фарисеем Саддуком организовал партию ⇒ зилотов ; 8) И. Искариот, сын Симона ( Ин. 6:71 ), упоминается во всех апостольских списках ( Мф. 10:4 ; Мк. 3:19 ; Лк. 6:16 ). Это прозвище, означающее, по-видимому, «человек из Кариота», ему дали, вероятно, для того, чтобы отличать от другого ученика по имени Иуда. Т.к. Кариот находился в Иудее, то, вероятно, И. принадлежал к колену Иуды и был единств. учеником Иисуса из этого колена. О его призвании нам ничего не известно, но, вероятно, оно, как и его деятельность, мало чем отличалось от призвания других учеников. И. внимал словам Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса. Уже в самом начале Господь предупредил учеников, что в их кругу есть предатель, но имени его Он не назвал ( Ин. 6:70–71 ). Только одно отличало И. от остальных учеников: он был казначеем и при этом, вероятно, иногда крал деньги ( Ин. 12:6 ). В Вифании, когда женщина возлила на голову Иисуса драгоценное миро, И. сказал, что лучше было бы это миро продать, а деньги раздать бедным ( Мк. 14:3–11 ). Во время последней вечери Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Его ( Лк. 22:21 ). Позже И., предложивший до этого свои услуги первосвященникам, в Гефсиманском саду подал условный знак воинам, поцеловав Учителя ( Лк. 22:47–54 ; Ин. 18:1–11 ). За свое предательство И. получил награду – 30 сребреников (⇒ Деньги ). На след. день, узнав, что Иисус приговорен к смерти, И. жестоко раскаялся. Бросив сребреники в храме, он покончил жизнь самоубийством ( Мф. 27:3–10 ; Деян. 1:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

4) В силу этого после апостолов, право церковного учительства, по преемству, перешло к епископам и пресвитерам. 5) Предметом церковного учительства должны служить: а) Изъяснение Св. Писания, б) истины догматические и нравственные, в) истины библейско-исторические Ветхого и Нового Завета, г) истины церковно-литургические и обрядовые. 6) Источником церковного учительства служит Священное Писание и Священное Предание, а руководством голос Церкви, выраженный в творениях св. отцев и учителей Церкви, и в определениях вселенских и поместных соборов. 7) Учительство, не руководствуемое голосом Церкви, есть самопроизвольное могущее производить только ереси и расколы. II. Для миссионерской полемики о церковном учительстве Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Мф. 23:7 . А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель–Христосъ, все же вы братья. Примеч. На основании сего текста сектанты отвергают всяких земных учителей и руководителей в деле веры и спасения душ. Мф. 28:19 . Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Еф. 4:11 . И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. 1 Кор. 12:28 . И иных Бог поставил в Церкви, во-первых –апостолами, во-вторых– пророками, в третьих – учителями. 2. Тим1:11. Я поставлен проповедником, и апостолом и учителем язычников... Евр. 8:11 . И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа. Потому что все, от малого до большого будут знать Меня Ин. 6:45 . У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Исаии 54:13). Примеч. Этими местами свящ. Писания сектанты силятся доказывать, что теперь, в новозаветное время, уже упразднено человеческое учительство в Церкви. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество того же Иеремии: Евр. 8:10 . А об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: 21:1 – 3. Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «познают Мя от малого» даже и до великого их; вот время, когда исполнится и то пророчество, что «не научит кийждо ближнего своего». Из приведенных слов Откров. видно, что только в свят. гор. Иерусалиме новом не нужны будут для нас учителя. А теперь, в земной жизни, как и ап. Павел поучает нас, вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует и «ин закон, – противувоюющ закону ума моего, и пленяют мя законом греховным» ( Рим. 7:22–23 ). Таким образом благодатное научение не исключает человеческого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

с следующими 29–30 ст.: «неужели Бог есть (Бог) Иудеев только, а не и язычников? конечно и язычников; потому что один Бог , Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру», – видно, что закон дел составляет преимущество одного лишь иудейского народа, так что если бы средством оправданий был этот закон, или дела, требуемые им, то Бог оказался бы Богом только Иудеев, но не и язычников. Законом же, составляющим преимущество Иудеев, может быть лишь закон Моисеев. Из того, что в следующем 31 стихе, предупреждая возможный неправильный вывод из учения о законе веры и о вере, как единственных средствах оправдания, апостол спрашивает: «итак мы уничтожаем закон верою?», – легко видеть, что закон дел отожествляется апостолом с законом вообще. Это отожествление предполагается у апостола везде, где говорится о законе без особых определений, так как в таком случае он характеризуется всегда, как закон дел, и потому противополагается вере. Однако полного отожествления терминов νμος τν ργων и νμος или νμος признать нельзя. В то время как первый имеет вполне определенный смысл, обозначая положительный данный чрез Моисея закон, νμος (или νμος) имеет у апостола довольно разнообразные значения, разности которых простираются впрочем лишь на объем понятия. a) Законом апостол называет все священные книги Ветхого Завета. Так – в 1Кор. 14:21 , где приводится цитата из пророка Исаии ( Ис. 28:11–12 ), и в Рим. 3:10–19 , где словами закона названы извлечения из книг: притчей и псалмов, и из пр. Исаии. Такое расширение слова «закон» у апостола покоится на современном ему употреблении этого слова. Евреи, признавая за всеми книгами Св. Писания божественное происхождение и авторитет, называли их общим именем «тора», т.е. «закон», и тем отличали их от простых произведений человеческого ума, называвшихся обыкновенно «словами писателей» 1 . b) Законом, далее, Апостол называет пятокнижие Моисеево во всем его объема, а не законодательную лишь часть его. Так – в Гал. 4:21–22 , где история рождения двух сыновей Авраама ( Быт. 16:15, 21:3 ) входит в содержание закона, и в 1Кор. 14:34 , где приводится цитата из Быт. 3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

2. Они также желают, чтобы естество их, восседающее на херувимском престоле в лоне Отца, было поклоняемо и прославляемо нами, как поклоняется наше естество во Христе от них и от всякой зримой и незримой твари. Ещё они желают иметь ключи Царства Небесного (Мф 16:19) и сесть на двенадцати престолах (Мф 19:28), творя суд, как Христос, в День Судный и как будут судить рыбари. 3. Итак, я говорю: Херувимы и Серафимы желают иметь такую же близость ко Христу, какую имел [ученик], приклонившийся к груди Его (см. Ин 21:20), и какую женщины грешницы, возлившие миро [на главу Его], и умащать этим миром [ноги Его] (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37–38). Я говорю тебе о том, что величием своим превышает всё; ведь Христос сказал, что когда [Сын Человеческий] придёт в День Судный, то силы небесные поколеблются (Мф 24:29) от страха и трепета перед Ним. Праведников же Он посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк 12:37) 11 — Он, Который сотворил их. 4. Таковы столь великие блага, дарованные нам Христом, в которые Ангелы желают проникнуть, то есть войти. Вопрос 5 Вопрос. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Ответ. 1. Некоторые желали [найти ответ на этот вопрос] в словах [Апостола]: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). На это можно возразить, что тогда было бы куда больше спасённых бесов. Ведь в них более, чем в нас, преизобилует грех. 2. Поэтому послушай [апостола] Павла, поучающего тебя о способе Вочеловечивания Христа и о Его великой благости к нам. Ведь [Апостол] говорит, что [это есть] тайна, которую предназначил Бог прежде веков (1 Кор 2:7), то есть Пришествие и благость [Господа] к людям. 3. [Следует знать], что Бог расположен к человечеству паче всякой твари в двух отношениях: во-первых потому, что [чело­век] есть произведение Его собственных рук 12 и предызображение Его Домостроительства 13 , будучи, как и Христос, незримым и зримым, смертным и бессмертным живым существом; а во-вторых, потому что [Христос] стал человеком, сродным и единосущным, единоплеменным и единовидным с нами 14 .

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

17 В переводе Соловьева известны два сонета Данте: в его Стихотворения, 7-е изд., 1921, С. 195 и f. (Сонет 8, «Vita Nuova» (9), XV, 4—6, и Сонет 6, «Vita Nuova», XIII, 8—9). 18 Edward Moore, Studies in Dante . Первая серия: Scripture and Classical Authors in Dante (Oxford, 1896), 26. Курсив мой; см. также книгу — Nancy Lenkeith, Dante and the Legend of Rome («Medieval and Renaissance Studies», ред. Richard Hunt и Raymond Klibansky, Приложение II, The Warburg Institute) (London, 1952), 89: «Данте, по сути, создал из римлян избранный народ, обладающий местом и значением в провиденциальной истории, сходной в этом с Иудейской». 19 Английский перевод W.W. Jackson (Oxford, 1909). Курсив мой [Русский перевод прозы А.Г. Габричевского, канцон И.Н. Голенищева-Кутузова: Данте Алигьери. Пир//Данте Алигьери. Малые произведения. — М.: Наука, 1968. — С.  211]. 20 Монархия , II, 11 и 12: Перевод на английский с предисловием Donald Nicholl, «Library of Ideas» (New York, б.г.), 56—59. «Признал ее законность» является скорее «вольным» переводом латинского выражения « quodfuitilludprosequi » [а это и значило соблюсти повеление]. Gustavo Vinay также помещает « lavalidità » [действительность, законность, сила] в свой итальянский перевод (Firenze, s.d.) [Русский перевод В.П. Зубова: Данте Алигьери. Монархия//Данте Алигьери. Малые произведения. — М.: Наука, 1968. — С.  339—341. Здесь и далее, все цитаты из этого произведения даются в его переводе по этому изданию. — Прим. перев. ]. 21 Жених Христос коррелятивен Невесте Церкви , а Рим есть Престол Невесты (Письма VIII, в другом месте XI, «Итальянским кардиналам», 11). 22 См. Письма , III, 148, 150 — Отцу  Пирлингу, 20 июня и 14 июля 1887, письма 7 и 8 [ Loc. cit . 1911. — Т. III. — C. 148, 150]. 23 Loc. cit . С.  311—319.Прим. перев . 24 A. P. d’Entreves, Dante as a Political Thinker (Oxford, 1952), 34. 25 James Viscount Bryce, The Holy Roman Empire , новое издание (1904) (New York: Macmillan, 1928), 343. 26 George Every, An Essay on Charles Williams , процитировано по «Комментариям» Dorothy L. Sayers к переводу Чистилища (Penguin Classics, 1955), 194, ad XVI, 106.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3038...

9 Киликия — римская провинция на юго-востоке Малой Азии. Максимиан Геркулий покончил жизнь самоубийством не в Тарсе киликийском, а в Массилии coup. Марсель в 310 г. после неудачного заговора против своего зятя Константина Великого. 10 Офлавий Север был в то время уже августом. После неудачной осады Рима, захваченного Максенцием, он был осажден в Равенне Максимианом Геркулием, который хитростью заставил его капитулировать он убедил Севера и том, что против него созрел заговор . Флавия Севера привезли в Рим и принудили его к самоубийству в апреле 307 г. 11 Галерий возвел Валерия Лициниана Лициния в сан августа в Карнунте 11 ноября 308 г., а умер спустя два с половиной года в мае 311г. 12 Дакия — область на территории совр. Румынии. 13 Константин Великий был призван оппозиционно настроенной по отношению к Максенцию римской аристократией. 14 Констанций Хлор, хотя и относился к христианам снисходительно, тем не менее христианином не был. 15 Битва у Мульвийского моста или у Красных камней состоялась 28 октября 312 г. Конница Константина одержала верх над конницей Максенция, сосредоточенной на флангах, после чего пехота Максенция, кроме отчаянно защищавшихся преторианцев, бежала с поля боя. Максенцию удалось выбраться, однако, переходя через Тибр по Мульвийскому мосту, он был сброшен толпой бегущих и утонул. 16 Констанция была сводной сестрой Константина Великого, дочерью Констанция Хлора и Феодоры, падчерицы Максимиана Геркулия. 17 Речь идет о Медиоланском эдикте 313 г., который был издан Константином Великим совместно с «нечестивым» Лицинием, и о некоторых последующих указах. 18 Салона — совр. Сплит. Далмация — область на территории совр. Югославии. Действительно, Диоклетиан умер в 313 г., в год издания Медиоланского эдикта. Есть версия, что он покончил с собой. 19 Война Лициния и Константина Великого имела место в 323—324 гг. 20 Битва у Адрианополя 3 июля 323 г., морская битва в проливе Геллеспонт Дарданеллы , осада Византия совр. Стамбул . 21 Вифиния — римская провинция на северо-западном побережье Малой Азии. Битва у Хрисополя, последняя битва этой войны, произошла в сентябре 324 г. В ней была разгромлена шестидссятитысячная армия Лициния потери — 25 тыс. убитыми . Лициний, бежавший в Никомидию, сдался Константину 18 сентября 324 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Возникают вопросы и относительно детей Осии. Их имена, подобно имени ребенка, рожденного от Исаии и пророчицы ( Ис. 8,1–4 ), должны были иметь символическое значение (ср. Ис. 7,3 ; Иез. 23 ). Имена, данные детям Осии (Изреель, Лорухама, Лоамми; 1,4 и ком.; 1,6 и ком.; 1,9 и ком.), изначально имели двойственный смысл: в них отражалось не только пророчество Осии о нарастающем гневе Господа на неверный Израиль, но также весть о надежде, обновлении, любви и возрождении (2,21–23 и ком.). Еще одна проблема истолкования как соотнести между собой гл. 1, в которой от третьего лица рассказывается о женитьбе Осии на Гомери и последовавшем затем рождении троих детей, и гл. 3, в которой говорится о повелении Бога Осии полюбить прелюбодействующую женщину. Хотя эти две главы чаще всего рассматривались как составляющие хронологически последовательное повествование о супружеских отношениях Осии с Гомерью, некоторые комментаторы утверждали, что речь идет о двух разных женщинах и разных брачных союзах. Другие полагали, что эти две главы являются не последовательными, а скорее, параллельными между собой. Такие расхождения во взглядах обусловлены трудностями понимания еврейского текста и различными возможными вариантами его перевода. Характерные особенности и темы Книга пророка Осии рассказывает не о самом Осии, но о Боге и Его отношениях с Его народом завета Израилем. Бог возвещает о Себе, что Он един и всемогущ (12,9; 13,4;). Поскольку Он един и свят (11,9), благоговение перед Ним является единственно верным способом отношения к Нему людей (3,5), и Он не потерпит никаких посягательств на Свое достоинство. Поскольку Он всемогущ, то все находится во власти Его: будь то плодородие (2,8) или исторические судьбы Израиля (5,14.15) и других народов (10,10). Тематика Книги пророка Осии многообразна. Эти темы и сегодня сохраняют свое вероучительное значение для всех христиан (напр., 14,9 и ком.). Тема супружеской неверности и неверности завету, которую символизируют отношения Осии с его неразборчивой в связях женой и его детьми, является доминирующей (напр., 2,2–5; 3,3; 4,10–19; 5,3–7; 6,10; 8,9; 9,1). С нею тесно связана тема покаяния. Осия призывает неверный народ Израиля обратиться к Господу, Которым он пренебрег, чтобы восстановить Ним связь, существовавшую изначально (2,7.14.19.20). Обетования возрождения в 1,11 и 2,23 уже исполняются в наше время и будут исполнены согласно новому завету, данному через Иисуса ( Рим. 5,8 ; Еф. 2,4–10 ). Обличение пророком неверности Богу и призыв к покаянию служат обращению народа завета к Богу и восстановлению между ним и Господом отношений любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Писания приписывается делам и нравственным свойствам. В Ное, например, хотя восхваляется вера, воодушевлявшая его при построении ковчега, – и посему он называется наследником правды, яже по вере ( Евр.11:7 ); но в книге Бытия показывается, что еще до повеления о создании ковчега Ной обрел благодать пред Богом своею правдою и совершенством ( Быт.6:8–9 ). В примерах Авраама и Раавы св. Апостол Иаков указывает преимущественно на дела ( Иак.2:21–25 ), – а если св. Апостол Павел похваляет их за веру ( Евр.11:8 ); то так, что эта вера представляется опять в чертах, изображающих, бесспорно, нравственную их деятельность. Таковы суть, в отношении к Аврааму: оставление земли своей (послуша изыти), переселение в страну неизвестную (не ведый, камо грядет), пребывание в земле обетования, как чуждой, жизнь странническая, без постоянного жилища в шатрах, наконец принесение в жертву единородного сына, сына обетования. Вообще вера является здесь, как особенная сила духа в стремлении к своему назначению, в преданности водительству Божию, как повиновение Богу с пожертвованием собственных пожеланий и наклонностей, с полным самоотвержением. Вера есть душа души облагодатствованного человека; ибо Апостол говорит: праведный от веры жив будет ( Гал.3:11; 2:20 ). Как душа, доколе пребывает в теле, не может не обнаруживать своего присутствия в органах тела; так вера не может не заявить своего присутствия в обнаружениях души: в ее мыслях, желаниях и чувствованиях. Верный и мыслит по закону веры, и желает по внушениям веры, и действует сообразно с верою. Живя духом, он духом и ходит ( Гал.5:25 ), умерщвляя деяния плотская ( Рим.8:13 ) и принося «плод духовный во всякой благостыни и правде и истине» ( Еф.5:9 ). Вера есть победа, победившая мир ( 1Ин.5:4 ) – с его похотью тройственною ( 1Ин.2:16 ). Посему тот лжет, кто говорит, что верует, а между тем побеждается сквернами мира: он чужд веры; ибо плотоугодники, по слову Апостола, отделили себя от единства веры ( Иуд.1:19 ); корыстолюбцы – заблудиша от веры ( 1Тим. 6:10 ); о честолюбцах сам Господь говорит: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще» ( Ин.5:44 )? Все это показывает, что вера имеет самое близкое отношение к христианской деятельности, как живое ее начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010