Владыка Викентий напомнил, что традиция празднования этого дня зародилась еще в 1914 году. Общественно-государственное Движение «Попечительство о народной трезвости» возродило эту благую традицию на Урале. Проведение Дней трезвости приурочено к дате, когда Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 11 сентября – это дата трагическая и поучительная: в этот день на пьяном пиршестве было совершено злодеяние – пророк был предан смерти за обличение царя Ирода в разврате. В этот день во всех храмах епархии пройдут Божественные литургии. Во время литургии на ектеньи «Рцем вси…» будут включены сугубые прошения о страждущих от винопития. После литургии от Иоанно-Предтеченского собора к часовне во имя великомученицы Екатерины пройдет Крестный ход. Затем у часовни будет совершен чин принятия обета трезвости. Обет трезвости может давать тот человек, который имеет опыт церковной жизни, понимает ту меру ответственности, которую он на себя принимает, кто готов жить трезвой жизнью и намерен служить своим трудом делу ее утверждения. Некоторые, сами не имея алкогольной зависимости, будут принимать обет ради своих близких и родных, по слову апостола Павла: «…будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию… Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14, 19-21). Впервые Общества трезвости из разных городов Урала проведут Актовый день. Члены обществ трезвости при церковных приходах поделятся опытом, как утверждаться в трезвости. Во время Актового дня будут организованы консультации, просмотры фильмов и выставки, прозвучат духовные песнопения в исполнении хоров. 12 сентября в день памяти святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, созидавших Россию на основе трезвения, много сделавших для славы родины, будет проходить II Областной День трезвости, цель которого показать преимущества трезвого образа жизни, пробудить гражданскую инициативу и объединить общество в противостоянии зависимостям. Заместитель председателя Правительства Свердловской области В.А. Власов подчеркнул, что праздник, ранее отмечавшийся только в церковных приходах, получил статус областного и информационную поддержку. Сама идея и концепция Дня трезвости как никогда своевременна: президент РФ Д.А.Медведев заявил, что «алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия» и призвал принять решительные меры по исправлению ситуации. На заседании Совета Попечительства представители министерств, ведомств, общественных организаций, представители управленческих округов докладывали о ходе подготовки II областного Дня трезвости.

http://pravoslavie.ru/31788.html

Вместе с тем у христианских авторов есть высказывания, подразумевающие обратное. Примером здесь могут стать следующие размышления над словами св. апостола Павла (Рим. 8: 20–21) свт. Феофана Затворника: «Вседержитель понуждён был поставить её (тварь — прот. О. М. ) в сие состояние (тленности — прот. О. М. ) падением главы её — человека. Поелику произошло сие последнее; то Он нашёл необходимым подчинить и тварь, созданную для человека, тому же, чему подпал человек произволением. Но как? — Так ли, что, провидя падение человека, Он и создал тварь так, как прилично быть ей при падшем главе, — с тем однако же, чтоб когда восстановлен будет падший, приподнять её в меру его восстановленного состояния (курсив наш — прот. О. М. ); или она создана была в лучшем состоянии, в каком был и первозданный, а потом низведена в худшее, когда пал человек Св. Апостол не решает этого. Он смотрит на то, что есть, и предрекает, что будет, не поднимая завесы, скрывающей от нас первоначалия твари. Так поступают и наши толковники; и только мимоходом выражаются так, что их мысль подходит будто то к первому, то ко второму» . Ссылка свт. Феофана на особое предведение Божие по отношению ко грехопадению прародителей весьма интересна. Однако она требует восполнения, которое мы можем найти у свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, в одной из его пасхальных гомилий: «Воистину, день Воскресения Христова есть царь дней, ибо как от благотворной власти царя приемлют подданные безопасность, мир, достоинство, так от благотворной силы дня воскресения Христова приемлют все прочии дни (курсив наш — прот. О. М. ) безопасность и мир, ибо иначе мы были бы страхом смерти чрез все житие повинни работе (Евр. 2: 15)». Согласно мысли свт. Филарета, Воскресение Христово — День, «чудесным образом освещающий как всё грядущие, так и все прошедшие веки. И прошедшие, говорю (курсив наш — прот. О. М. ), ибо Авраам за столь многие веки до дня воскресения Христова наслаждался светом не тех дней, которые тогда видел, но сего дня, которого по вере ожидал, как сказует сам Иисус Христос Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде и возрадовася (Ин. 8: 56), видел же он сей вожделенный день особенно тогда, когда Исаака, в течение трёх дней приносимого в жертву в сердце намерением, наконец действительно на жертвеннике, на дровах всесожжения, под жертвенным ножом, под смертоносною рукою лежащего, по выражению Апостола, в притчи прият (Евр. 11: 19), то есть вновь получил живого, в предзнаменование будущего из мёртвых воскресения Христова, тридневного, после видимого на кресте заклания и внутреннего всесожжения» .

http://bogoslov.ru/article/6174086

Во власти есть нечто демоническое, она в существе своем «от дьявола»: «и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее». Условие получения власти – поклонение дьяволу ( Лк.4:5–8 , Мф.4:8–9 ). Это пожалуй самое сильное, что когда-либо было сказано против принципа власти, против этатизма, порой даже кажется, не слишком ли сильно. Но, Апокалипсис подтверждает и усиливает: демонизм власти будет возрастать в истории, «зверю» и Антихристу будет дана великая власть над всеми народами земли и он получит ее из рук дракона (дьявола), как раз в силу выполнения условия власти: вся земля поклонится дьяволу ( Апок.12 ) 2 . Пожалуй, нет книги, более беспощадной к царям и властителям, нежели Апокалипсис, выбрасывающий хищным птицам «трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников», чтобы приготовить путь второму пришествию Логоса ( Апок.19:11–21 ). Такая тема анархизма проходит через всю библию, как она проходит и через всю историю, и мысль человечества. Однако утверждать отсюда «христианский анархизм» было бы преждевременным. Существует наивный анархизм, который игнорирует антиномию власти, который утверждает антитезис безвластия и не понимает смысла тезиса власти. Власть существенно антиномична: она есть позитивная и негативная ценность, она «от дьявола» – и она же «от Бога». «Нет власти, аще не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (К Рим.13 ). Кто не цитировал этой замечательной главы Ап. Павла? История попеременно то восхищалась, то возмущалась ее словами. Порой они вызывают изумление и кажется, не слишком ли сильно это сказано – совершенно так же, как слишком сильным казалось утверждение, что вся власть принадлежит дьяволу . Но библия все свои темы утверждает с предельной силой. «Нет власти аще не от Бога» – это совсем не измышление Павла, как утверждали иногда те, кого это возмущало. Нет, под каждый тезис, Апостола и первого философа христианства, можно подставить изречение Христа. «Не имел бы власти надо мной, если бы не было дано тебе свыше» – так Он говорит Пилату. «Кесарево – кесарю, Божье – Богови» говорит Он, предписывая исполнение законных требований власти и напоминая, что Он пришел не нарушить закон, а восполнить. Во всей библии, в истории, в человеческой мысли, с не меньшей силой, звучит тема ценности, святости и божественности власти, тема противоположная анархизму 3 . Власть есть действительное «благодеяние» для народов, существуют такие цари, как Давид и Соломон. Ветхозаветная и Новозаветная Церковь дает помазание на царство. Существуют цари и князья благочестивые, благоверные и даже святые, которые крестили народы. И в будущем власть может совершить великие дела. Апокалипсис предвидит «тысячелетнее царство святых», которые будут царствовать со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Вот теперь покупаем воду. И на ней делают бизнес. А она из того же крана. Из того же крана, а мы платим деньги. Кто всё это творит? Вот это творит человек после своего падения, он потерял ориентир, и в первую очередь у него нет чувства благодарности. Люди должны благодарить: за всё благодарите ( 1Фес. 5:18 ), сказано, и поскольку они не возблагодарили, то осуетились в умствованиях своих ( Рим. 1:21 ). Как они осуетились в умствованиях своих? Стали, вот, свой разум превозносить и обожествили свой разум, а от обожествлений своих – перешли к обожествлению самих себя. Вот это уже крайний предел безумия. Крайний предел безумия. И пока люди не обратятся, природа, образно говоря, вот она не выдерживает этой хулы, этой неблагодарности. А ведь как надеялись пророки, что с приходом на землю Мессии восстановится Райская жизнь! Откройте пожалуйста Исаию и найдите мне 11-ю главу. У пророка Исаии : «И произойдет отрасль от корня Иессеева [отрасль от корня Иессеева, скажем, Давид, а вот], ветвь произрастет от корня его [это Христос, сын Давидов] и почиет на Нем Дух Господень [это что дальше идут? а дальше идут дары Святаго Духа. Что это за Дух Господень? это], дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух и страхом Господним исполнится ». Переходим к 6-му : «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе [то есть, что было в Раю], и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида [ядовитой змеи], и дитя протянет руку свою на гнездо змеи [и змея его не тронет] . Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земл я будет наполнена Господа, как воды наполняют море». Вот что ожидал пророк. Почему же этого не произошло? Не потому что это невозможно, и он ошибся, а потому что опять Господь встретился с тем же упорством, с тем же богоборчеством, с тем же противлением бесовским. Вот бесы веруют и трепещут (см. Иак. 2:19 ), а люди не веруют. Значит, они что ? Хуже демона выходит, в этом отношении. Хуже демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Историкам христ. богослужения известно большое количество А., многие из них сохранились лишь в рукописях и в наст. время не употребляются. В состав А. (в общем) входят вступительный диалог предстоятеля и народа; общее благодарение; повествование о сотворении мира Богом; повествование о домостроительстве спасения человечества, совершенного Христом; описание богослужения ангелов и ангельского славословия «Свят, Свят, Свят»; повествование о Тайной вечере ; воспоминание (по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19); приношение хлеба и вина; молитва о ниспослании Св. Духа на Церковь и на предложенные хлеб и вино с тем, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми; поминовение святых; ходатайственные молитвы о живых (и об их нуждах) и об усопших; заключительное прославление Бога и Его имени и возглас народа: « Аминь ». Далеко не всегда в конкретной А. присутствует каждый из названных разделов, их порядок зависит от принадлежности А. к той или иной литургической семье , различна и степень подробности изложения текста в А. Части А. В литургической науке XVII-XIX вв., исследовавшей в первую очередь богослужение визант. и рим. обрядов, части А. получили следующие названия: вступительный диалог (его текст: «Благодать Господа(?)» (2 Кор 13. 13) или «Господь с вами» - «И со духом твоим», «Ввысь [устремим] сердца» - «Имеем ко Господу», «Возблагодарим Господа» - «Достойно и праведно»; см. Диалоги литургические ); praefatio (лат.- вступление), к-рое чаще всего состоит из благодарения, повествований о сотворении мира и о домостроительстве спасения; Sanctus (лат.- Свят, т. е. песнь «Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей» (Ис 6. 3; ср.: Откр 4. 8, Иер 23. 24, Авв 3. 3); в развернутой форме Sanctus дополняется словами: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!» (Пс 117. 26; Мф 21. 9; Мк 11. 9-10; Ин 12. 13)) и примыкающие к нему фразы; institutio (установление, т. е. рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии) с чтением установительных слов («Приимите, ядите» и «Пейте из нее все»); анамнесис (лат.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Как говорил французский философ и поэта Шарль Бодлер, «величайшая уловка диавола состоит в том, чтобы убедить вас, что его не существует». Если мы будем плыть по течению, то половые извращения поразят и наше общество. Жанна Д’Арк говорила: «Бог помогает тому, кто помогает сам себе. Сыны Франции будут сражаться, а Господь дарует им победу!». А не будем сражаться – проиграем. За что боритесь – на то и напоритесь. Теперь что касается самого исследования. Во-первых, неизвестно, как проводился опрос общественного мнения – кого и как опрашивали? Какие были вопросы? Бабушка не то что надвое сказала, а на десять разных направлений. Во-вторых, так называемая средняя температура по больнице мало что значит. Каждый человек – неповторимая личность. Как известно, «один человек с Богом – это уже большинство». В Послании Апостола Павла говорится: «Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом» (Рим. 11:4). Опасно судить общество по средней температуре в больнице. Вспомним, что в Вербное воскресенье все единогласно приветствовали Христа: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк.19:38). Но не прошло и недели, как все также единогласно кричали: «Распни, распни Его!» (Лк.23:21). Представьте, что в Вербное воскресенье проводили бы опрос общественного мнения, так не сомневаюсь, что 100% была бы поддержка Учителя из Назарета. А через неделю наоборот: 100% уже иное отношение. Вот, пожалуйста, что такое общественное мнение. К сожалению, люди становятся управляемыми червяками, повторяют, что видят и слышат вокруг себя. Если кругом сплошь половые извращения, то, де, «нормально». Если бы тридцать лет тому назад мне кто-то сказал, что буду разговаривать по сотовому телефону, то ответил бы: это немыслимо и невозможно! Бабкины сказки и выдумки! В этом примере нет нравственной компоненты, но присутствует элемент примитивного сознания и примитивной оценки ситуации. Задача отфильтровать от нравственных принципов такие явления как сотовый телефон, искусственный интеллект, консервирование бобов и так далее. Если человек теряет возможность выделять нравственные принципы от всего того, что его окружает – тогда начинается процесс расчеловечивания. Если я отношусь к сотовому телефону как к заповедям Господа нашего Иисуса Христа и к Его святой Церкви, тогда я погиб. А если отличаю, то хорошо. На том и стоим. Как говорил Лютер: «На том стою. Не могу иначе». Вот это человеческая позиция.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/28/ne...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о спасении Мф.19:26 . «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу». Объяснение. «Всё возможно Богу» сделать не для тех, которые говорят Ему: «отойди от нас – не хотим знать путей твоих»: Иов.21:13–14 , а для тех, которые хотя сколько-нибудь могут веровать: Мк.16:16 , и которые послушны Церкви: Мф.18:17 . Лк.13:24 . «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Объяснение. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14 , открыты пред нами, пока не настал последний час втор. пришествия Господня: Лк.13:25–28 ; а в частности, для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27 ; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39:28:5–6 . Ин.14:6 . «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Объясн. Христос есть Искупитель, и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51:53 ; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17 ; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11 ; Деян.14:23 ; кто не будет их слушать, то не слушает Самого Господа: Лк.10:16 , а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27 . Ин.17:2–3 . «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Объяснение. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотью: Быт.6:3 , но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их спасение и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служит познание Бога Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасён: Мк.16:16 , а неуверовавший осуждён: Ин.12:48 ; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Над составлением новой книги трудились: Михаил Григорьевич Талалай – кандидат исторических наук, видный исследователь русского зарубежья, сотрудник Института всеобщей истории РАН, и Маргарита Анатольевна Бирюкова – библиограф, краевед, член Союза писателей России. Публикация новых ценных материалов в настоящем, наиболее полном виде стала возможна, в том числе, благодаря содействию ряда исследователей из США, Италии, Сербии и Германии. Так, рукопись 3-го тома воспоминаний М.Г. Талалай получил из стен Джорданвилльского монастыря, где хранятся архивы Русской Православной Церкви заграницей, при поддержке о. Владимира Цурикова. «Краткая объяснительная записка» Н.Д. Жевахова, рассказывающая об истории Барградского подворья до 1932 года и раскрывающая хозяйственно-финансовую сторону его жизни, предоставлена для публикации директором Свято-Николаевского исследовательского центра (Centro Studi Nicolaiani) при Базилике св. Николая о. Джерардо Чоффари. Никола Страдиоти (Бари) предоставил архивные фотографии Н.Д. Жевахова. Алексей Борисович Арсеньев (Новый Сад, Сербия) снабдил текст Н.Д. Жевахова некоторыми важными примечаниями. Михаэль Хагемейстер (Бохум, Германия) указал ценные сведения из биографии князя Жевахова и предоставил для публикации открытку с его последним известным автографом (от 29 июля 1944 г.). Составители выражают им сердечную благодарность! СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: ЧАСТЬ I. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода. Третий том. Публикация М.Г. Талалая. Предисловие автора. С. 7; Гл. 1. По пути в Сербию. С. 12; Гл. 2. Белград. С. 22; Гл. 3. Российский посланник В.Н. фон Штрандтман. С. 25; Гл. 4. Поиски выхода. С. 27; Гл. 5. Положение епископов. С. 29; Гл. 6. Первые впечатления. С. 32; Гл. 7. Сербский язык. С. 38. Гл. 8. Земун. С. 41; Гл. 9. Рука промысла Божия. С. 47; Гл. 10. Вршац. С. 51; Гл. 11. «Русско-сербское общество». С. 57; Гл. 12. Обращение Польской Церкви. С. 62; Гл. 13. Заря новой жизни. С. 66; Гл. 14. В западне. С. 74; Гл. 15. Новый Сад. С. 79; Гл. 16. Мытарства. С. 82; Гл. 17. Итоги. С. 93; Гл. 18. Отъезд в Италию. Венеция. С. 95; Гл. 19. Рим. С. 98; Гл. 20. Прибытие в Бари. С. 104; Гл. 21. Вдова Кулакова и ее дочь. С. 110; Гл. 22. Псаломщик Каменский. С. 120; Гл. 23. Монахиня Матрена Зайцева. С. 139.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

Началу соответствует заключение Молитвы Господней. На бесконечной благости Божией к человечеству основывается необъятность прошений: на всемогуществе Божием утверждается убеждение в услышании и получении прошений. Яко Твоё есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Такими словами веры запечатлевается Молитва Господня! Ими признаётся и исповедуется единая существенная, всеобъемлющая власть: власть Бога. От исповедания её христианин делается свободным, как и Господь объявил слепотствующему Пилату, хвалившемуся своею властью над Ним: «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано Свыше» ( Ин.19:11 ). Духовная свобода есть достояние совершенных христиан. О ней сказал Апостол: «идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ). Духовная свобода не имеет никакого отношения к свободе по плоти; на духовную свободу не имеет влияния гражданское рабство, и наоборот, гражданская свобода не препятствует оставаться рабом в духовном значении ( 1Кор.7:21–23 ). Когда откроется пред взорами ума, очищенного покаянием и просвещённого благодатью, всемогущество Бога, тогда могущество и Ангелов, и человеков нисходит в ничтожество ( Рим.8:35–39 ); тогда верующий и молящийся исповедует великую истину, яко единому Богу принадлежит Царство, и сила, и слава во веки. Славословие принимают Златоуст, Постановления апостольские, Феофилакт, протестанты (в немецком переводе Лютера), английский, а также славянский и русский тексты. Но есть веские основания думать, что оно не было сказано Христом, и поэтому его не было в первоначальном евангельском тексте. На это прежде всего указывают разности в произнесении самих слов, которые можно наблюдать и в наших славянских текстах: «яко Твое есть Царствие, и сила, и слава во веки аминь», – так в Евангелии. Но священник произносит после «Отче наш»: «яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». В греческих текстах, дошедших до нас, подобные разности ещё заметнее, чего не могло бы быть, если бы славословие было заимствовано из подлинного текста.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

гер тошав), не принимавших обрезания, но прозелитизм последнего рода не считался за привитие к плодоносной маслине народа Божия диких бесплодных языческих ветвей. В последнее время Шюрер даже показал, что такие язычники, так наз. сыны Ноевы, были только пришельцами территориальными, т. е. людьми, жившими в Палестине (метеки), но не прозелитами в религиозном культовом смысле. Несмотря на стремление обращать язычников в прозелитов ( Мф. 23:15 ), фарисеи времени земной жизни Господа смотрели на них с пренебрежительною гордостью, как люди, которым вверено слово Божие ( Рим. 3:2 ); поэтому они считали себя путеводителями слепых, светом для находящихся во тьме, наставниками невежд, учителями младенцев ( Рим. 2:19–21 ). Смущаясь процветанием в античной Элладе философии, патриоты из иудеев разсеяния доходили до странной попытки вывести всю языческую умственную культуру из влияния на склад мышления язычников со стороны творений Моисея, так что в их представлении все блиставшие в языческом мире философемы являлись бледным отражением истинного света, возженного Богом во Израиле. Апостол Павел посвятил свою деятельность миру язычников, но не мог порвать связей и с иудеями. Пророчески созерцая грядущее обращение Израиля ко Христу ( Рим. 11:25–28 ), Апостол стремился содействовать осуществлению своей надежды видеть иудеев свободными от ига закона, в котором для человека лишь одно осуждение ( Рим. 7:10 ; Гал. 3:11 ), и достигшими в меру возраста совершенна, когда дух рабства и страха заменяется духом сыновства и любви, которым взываем: Авва, Отче! ( Рим. 8:15 ). Плодом Апостольской ревности и любви было и послание к евреям, каковое можно рассматривать как энциклику к синогогам Империи. Материализация Мессианских чаяний во время, следовавшее за вавилонским пленом, превратила ожидаемого Искупителя от неправды греха в более желательный по обстоятельствам трудного времени и более близкий народному пониманию образ могущественного земного царя, имеющего пасти язычников железным скипетром и изливать полноту чувственных блогодеяний на управляемый им Израиль, превращенный из угнетаемой физическою силою и презираемой нравственно народности в такой же всесветный центр политической жизни, каковым был дотоле Рим, это бьющееся сердце Империи, раскинувшейся на 3-х континентах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010