В лит-ре эллинистическо-рим. эпохи (напр., в «Письме Аристея» - Epistula pseudo-Aristeae. 46-50//OTP. 1985. Vol. 2. P. 16), в позднейшей евр. традиции, в НЗ (Мф 19. 28; Лк 22. 30; Деян 26. 7; Иак 1. 1; Откр 21. 12) народ Израиля мыслится как единение 12 К. И., несмотря на то что в реальности большая часть К. И. к этому времени уже прекратила свое существование. Следует отметить, что мотив разделения народа (или страны) на 12 племен (или областей) встречается в Библии не только по отношению к народу Израиля: 12 сыновей Измаила становятся родоначальниками 12 племен измаильтян (Быт 17. 20, 25. 13-16); 12 сыновей Нахора становятся прародителями арамеев (Быт 22. 20-24). Соломон делит Израиль на 12 округов и ставит над ними 12 «приставников» (3 Цар 4. 7-19). В Нав 15 города Иудеи распределены по 12 спискам (в МТ - 11, т. к. один из списков случайно пропущен); каждому списку соответствует один из 12 районов Иудеи. Уже со времен Филона Александрийского ( Philo. De spec. leg. 1. 87) и Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. III 186) 12 камней на нагруднике первосвященника (а тем самым и 12 К. И.) сопоставлялись с 12 месяцами и 12 знаками зодиака. Это соотнесение получает широкое распространение в позднейшей еврейской мистике. В библеистике XIX-XX вв. высказывалось мнение, что соотнесение К. И. со знаками зодиака не является домыслом позднейших интерпретаторов, оно реально существовало уже в глубокой древности и, в частности, повлияло на образность Быт 49 ( Zimmern. 1892; Jeremias. 1906. S. 395-400). Эта гипотеза не получила поддержки в совр. библейской науке. Ф. Кросс и Д. Фридман ( Cross, Freedman. 1975. P. 81-82, not. 26) указывают, в частности, на анахронистичность такого предположения, поскольку развитая концепция зодиака с его 12 знаками появляется на Ближ. Востоке не ранее персид. периода. Списки К. И. в Библии Праотец Иосиф. Икона. XXI в. Худож. М. Коваль (частное собрание) Праотец Иосиф. Икона. XXI в. Худож. М. Коваль (частное собрание) В ветхозаветных исторических повествованиях часто фигурируют 13 К.

http://pravenc.ru/text/1841734.html

В Священном Писании слово «смерть» употребляется в отношении людей и животных, и никогда – в отношении растений. Причем в отношении как человека, так и животных (Ср. напр.: Исх.21:35 ) употреблено одно и то же слово – (мавет/мот) 10 /θνατος (в LXX). В отношении же растений даже в русском языке никто не скажет, что «растение умерло», скорее всего мы скажем «погибло» или «пропало». А судя по классическому определению отцами смерти как разлучения души и тела, приведенному выше – мы также не можем отнести понятие смерти к растительному миру, поскольку растения не обладают душой (если же говорить о том, что в некоторых святоотеческих текстах упоминается так называемая «растительная душа», то нужно отметить, что там речь не идёт о душе в собственном смысле (как некой отдельной субстанции), но этим термином там означается всего лишь жизненная сила растений, а именно: способность к росту и размножению. В собственном смысле «душой» в Библии называется «душа живая» — – нефеш хайа ( Быт.1:20 ), которая принадлежит только животным (и людям). Причем только высшим животным, у которых есть кровь (Ср.: Лев.17:14 ). Причина, почему именно смерти высших животных быть не могло в раю, думается понятно – именно высшие животные обладают высокоразвитой нервной системой, т.е. способны чувствовать боль и страдание. Но было бы крайне нелепо и богохульно представлять Бога сотворившим страдание. Преподобный Исаак Сирин говорит, что даже в нынешнем веке для святых невыносимо зрение страдания твари: «От великого терпения умаляется сердце [человека], и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью… и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу» 11 . Как можно представить, что первозданный Адам мог в раю радоваться, видя «стенание твари» ( Рим.8:22 )? И как мог Бог назвать этот страдающий мир, имеющий смерть и боль, «добрым зело» ( Быт.1:31 )? Итак, мы видим, что в Священном Писании понятие смерти применяется только к высшим животным, обладающих «душой живой» – нефеш хайа ( Быт.1:20 ), т. е. к тем, кто обладает чувствами. Этот термин не применяется в отношении растений и низших существ, не обладающих кровеносной системой. Причина смерти телесной – духовная смерть

http://azbyka.ru/ponjatija-smerti-i-tlen...

" Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его, и заповеди Его, и законы Его, и слушать гласа Его. И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его " (Втор.26:17-18) Ветхозаветная идея Завета отражает и самую границу авторитета Божия - внешней власти, часто выражавшейся в антропоморфических категориях монархии, абсолютной и внушающей страх. И мы знаем, что апостол Павел именно с этой идеи начинает разъяснять в Послании к Римлянам содержание христианской проповеди: " Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает... А ты кто, человек, что споришь с Богом? " (Рим.9:18-20) Однако в Евангелии и Посланиях апостолов содержится также и возвещение о Новом Завете, радикально изменяющем характер проявления власти Божией над человеком. Одно из самых разительных различий в том, что " ...ветхозаветные повествования есть история общины; хотя интерпретация дается через индивидуальное прозрение. Новый Завет повествует уже главным образом не об общине, а о личности " (Ч. Додд) Личностный Мессия принимает на Себя судьбы Израиля и становится - от лица всего человечества - участником Нового Завета с Богом. Моисей, собравший Израиль у подножия Синая, окропил его кровью тельцов, как " кровью Завета " (Исх.24:8); а Новый Завет Христа - " в Его Крови " (1Кор.11:25; Лк.22:20), или, по Матфею и Марку, кровь Самого Христа становится " кровью Завета " (Мф.26:28; Мк.14:24). Если, как отметил Додд в Новом Завете тема народа Божия и является лишь " второстепенной и производной " , то это потому, что Израиль становится в Новом Завете " Телом " Мессии и, таким образом, утрачивает свою автономию, перестает быть просто " одной из сторон " - хотя бы даже и подчиненной - соглашения с Богом. Павлова концепция Церкви как Тела Христова есть фактически усвоение из Второзакония и Книги пророка Исайи мессианской темы страждущего раба. Мессия для Павла, безусловно, - Иисус, но в то же время " во Иисусе " заключен весь Новый Израиль; точно так же, как, по Второзаконию и пророку Исайе, образ раба подразумевает и Личность, и Израиль как нацию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1168...

е. знает самую сущность Божию, тогда как люди не могут видеть Бога, т. е. не могут постигнуть Его природы. Но если даже и для христианина Бог невидим и непостижим, то тем менее Он дог быть видим для людей ветхозаветных И, действительно, даже величайшему из ветхозаветных мужей Моисею Бог сказал: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх. 33:20 ). И если Бог, по особенному благоволению к Моисею ( Исх. 33:17 ), позволил ему видеть Себя сзади ( Исх. 33:23 ), то это и значит, что Моисей, не могши созерцать самое существо Божие, созерцал какое-то отображение или отблеск его, оставшийся после того, как прошла слава Бога ( Исх. 33:22–23 ) A что для человека в Боге остаётся невидимым и следовательно непостижимым именно существо Божие с его свойствами, об этом прямо учит апостол Павел, говоря о Боге, что вечная сила Его и Божество суть то, что в Нем невидимо ( Рим. 1:20 ); что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Kop. 2:11), какова, напр., премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую Бог открывает нам Духом Своим (ст. 7 10), – открывает, впрочем, не самую сущность её, а только смысл её действий в отношении к человеческому роду, смысл домостроительства спасения людей (ст. 8). Точно так же отцы Церкви, начиная с Иустина Мученика , единогласно признавали Бога непостижимым по существу. В особенности отцы 4-го века с силой и настойчиво доказывали мысль о непостижимости Божества вопреки арианам, один из которых, Евномий, хвалился, что он знает самую сущность Божию. Так, напр., Св. Кирилл Иерусалимский , сказавши, что и бесплотные духи не знают, как Бог родил Сына, продолжает: «дивился я всегда пытливости дерзновенных (ариан), из мнимого благоговения впадающих в нечестие. Ибо, не ведая Престолов, Господств, Начал и Властей, сих созданий Христовых, предприемлют пытливо доведываться о Самом Творце их. Скажи мне прежде, дерзновеннейший, чем отличается Престол от Господства? – И потом уже пытливо доведывайся о Христе. Скажи мне, что такое – Начало? Что – Власть? Что – Сила? Что – Ангел? И тогда пытливо доведывайся о Творце» 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

е) настрояет сердца царей: Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Притч.21:1 ). Бог побуждает царей а) содействовать благу Церкви: Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее ( 1Ездр.1:2 ). Пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия пусть возвратятся. И сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, чтоб они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его. И Бог да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал оное повеление; да будет оно в точности исполняемо ( 1Ездр.6:3–12 ); б) питать Церковь : И будут цари питателями Твоими, Сион, и царицы их кормилицами твоими ( Ис.49:23 ). Богопомазанные цари а) веруют в Бога, как в свою силу: Царь уповает на Господа, и по благости Вышнего не поколеблется ( Пс.20:8 ). Давид сказал: Твое, Господи, царство, и в руке Твоей могущество и сила ( 1Пар.29:11–12 ); б) утверждают трон свой правдою: Мерзость для царей дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол ( Притч.16:12 ); в) занимаются религиозным обучением всего народа: Иосафат, в третий год царствования своего, послал князей своих.., чтоб учили по городам Иудиным народ, и с ними левитов… и священников.., и они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня, и обходили все города Иудеи, и учили народ ( 2Пар.17:7–9 ); г) являют правду бедным: Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Притч.29:14 ); д) говорят праведно: В устах царя слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде ( Притч.16:10 ); е) любят уста праведные: Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит ( Притч.16:13 ); ж) наказывают нечестивых: Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо ( Притч.20:26 ). Начальник [от царя] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим.13:4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если победишь их — мы все перейдем в греческий закон и обычай; если же они тебя, то и все люди земли моей греческого закона перейдут в латинский». В 1417 г., как говорит наша летопись, Витовт отправил Григория не в Рим, а на Констанцский собор, куда он и прибыл вместе с послами греческого императора Мануила в феврале 1418 г. Здесь он заявил, что прибыл единственно по повелению своего князя и подчиняться папе не желает. Не потерпев никаких притеснений относительно веры, Григорий безопасно, но без всяких последствий, возвратился с этого собора, который приобрел известность сожжением Иоанна Гуса, и основал в Вильне свою кафедру при Богородицкой церкви. Рвение свое к православию Григорий в особенности обнаружил, ведя борьбу с иудеями и католиками, для чего и написал несколько «Слов». Вообще известны следующие труды Григория Цамблака: 1) «Слово, приготовительное к празднованию Рождества Христова, сказанное 20-го дек. на память Св. Филагония»; 2) «Слово об усопших в родительскую»; 3) «Слово об иноческом житии»; 4) «Слово, похвальное отцам преподобным в субботу сыропустную»; 5) «О божественных тайнах»; 6) «Слово в неделю вербную»; 7) «Слово в Великий Четверг»; 8) «Слово в Великую Пятницу»; 9) «Слово на Вознесение»; 10) «Слово на рождение Иоанна Предтечи»; 11) «Похвальное слово Апостолам Петру и Павлу»; 12) «Похвальное слово пророку Илии»; 13) «Слово на Преображение»; 14) «Слово на успение Богородицы»; 15) «Слово на усекновение главы Предтечи»; 16) «Слово на рождение Богородицы»; 17) «Слово на воздвижение креста Господня»; 18) (Слово похвальное великомученику Димитрию Солунскому»; 19) «Слово похвальное великомученику и победоносцу Георгию» составлено Г. Ц. в двух редакциях; первая — анонимная во всех списках, написана была в 1397 г. и являлась первым литературным трудом Цамблака; вторая редакция была составлена им через 6—9 лет; до нас дошел лишь единственный список этой редакции, значительно разнящейся от первой; 20) «Мучение святого и славного мученика Иоанна Нового, иже в Белограде мучившегося», написано в 1402 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kievs...

Объяснение. По божественному плану спасения рода человеческого, учению о Христе Спасителе мира надлежало быть проповедану сначала еврейскому народу: Деян.3:26 ; Рим.1:16 ; но как они в лице фарисеев и законников отвергли волю Божию: Лк.7:30 , то проповедь перенесена была к язычникам. Но эта проповедь не могла заключаться в одних писанных Евангелиях и посланиях, а была главным образом в устных наставлениях, так как в это время не было ещё ни одного послания написано, да и Евангелия не всех 4-х евангелистов существовали в первое время по вознесении Иисуса Христа. Деян.16:4 . «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Объяснение. Отсюда видно, что определениям собора апостолов и пресвитеров: Деян.15:6:22 , приписывалась общеобязательная сила, а также видно и то, что эти определения предавались для соблюдения, становились преданием церкви, так как постановления собора письменно передавались в то время в одну только Антиохийскую церковь , в прочие же церкви приходили через апостольское предание: Деян.15:27:20:31 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Деян.17:11 . «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Объяснение. Здесь и речи нет о том, – нужно, или не нужно признавать Предания, а говорится лишь о том, что Солуняне возмутились против апостола Павла и заставили его ночью покинуть город, после чего он свою проповедь перенёс в Верию (ст.1–10); жители последней оказались благомысленнее Солунян, разбирали ветхозаветные Писания (новозаветных тогда ещё мало было), сопоставляя их со случившимися евангельскими событиями. О необходимости же Предания свидетельствует тот же апостол Павел: 2Фес.2:15:3:6 ; 1Тим.6:20 . 2Пет.1:16:19 . «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поставление жертвы всесожжения перед скинией предызображало преданность воле Божией и готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий ( Евр. 10:11 ; ср.: Пс. 39:7 ). Возложение рук на главу жертвы прообразовало то, что Искупитель возьмет на Себя грехи человечества. Заклание жертвенного животного, окропление его кровью и сожжение его прообразовало Крестную смерть Христа Спасителя за грехи мира. Принесение при жертве хлебной первых плодов преобразовательно указывало на Первенца из умерших (см.: 1Кор. 15:20 ; Откр. 1:5 ), возлияние елея – на радость искупленных (см.: Пс. 44:8 ; Ис. 61:3 ; Евр. 1:9 ), присовокупление к жертве ладана – приятное благоухание Христово Богу (см.: 2Кор. 2:15 ; Еф. 5:2 ). Жертва мирная своим характером и наименованием прообразовывала грядущее примирение человечества с Богом через Иисуса Христа (см.: Рим. 5:1 ). Представление при жертве за грех тельца без порока ( Лев. 4:3 ) прообразовывало Христа – непорочного и чистого Агнца ( 1Пет. 1:19 ), заколение перед Господом, прободение ребра, сожжение вне стана (см.: Лев. 4:12, 21 ) – страдания Христовы вне стана ветхозаветной церкви – Иерусалима (см.: Евр. 13:13 ). Возможность замены жертвы повинности серебряными сиклями, по сиклю священному, в жертву повинности ( Лев. 5:15 ), даваемыми священникам храма Иерусалимского, обычно рассматривалась как прообраз тридцати сребреников, заплаченных ими же за Христа, ставшего жертвой за повинности всего человечества. Его же Воскресение на третий день было прообразовано тем, что остатки этой жертвы сжигались именно на третий день после принесения (см.: Лев. 7:17 ). Законы о священстве (Лев. 8:1 – 10:20) Этот раздел повествует о посвящении Аарона и его сыновей (см.: Лев. 8:1 – 36 ), о первых жертвах, принесенных Аароном (см.: Лев. 9:1 – 24 ), и о суде над его сыновьями (см.: Лев. 10:1 – 20 ). Ветхозаветное священство имело три степени: 1)  степень левитская; 2)  степень священническая; 3)  степень первосвященническая. Помазание миром и особую одежду имели только последние две степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы «исполнились ... Духа Святого» ( Деян. 2 ). С того дня, дня ⇒ Пятидесятницы, Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую ⇒ Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, которая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия ( Гал. 3:28 ). Поскольку Христос – поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа ( 2Петр. 1:11 ). Верующий в Христа введен в Его Царство ( Кол. 1:13 ), где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин. 17:15 ), но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству ( Флп. 3:20 ; Кол. 3:1–3 ); 3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО. Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта: а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис. 2:2–4 ; Ис. 11:6–9 ; Зах. 8:13.20–23 ). На основании Свящ. Писания можно говорить о ⇒ тысячелетнем царстве ( Откр. 20:1–6 ). В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство ( Мф. 25:31–46 ). Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ); б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными ( 1Кор. 15:24 ). Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них – смерть ( 1Кор. 15:26 ), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. ⇒ Приход Царства Божиего на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Апостол Павел в Ефесе, главном городе Малой Азии, в течение трех лет, день и ночь, всенародно и по домам, в синагогах и наедине проповедовал и удостоверял о царствии Божии ( Деян. 20:20, 25, 31; 19:8 ). Тот же апостол, находясь уже под арестом в Риме в течении двух лет, по словам спутника его Луки, со всяким дерзновением излагал приходившим к нему иудеям учение о царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков ( Деян. 28:23, 30, 31 ). В оставленных им посланиях он также нередко говорит о царствии Божием ( Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20; 6:9; 15:24, 50 ; Гал. 5:21 ; Еф. 5:5 ; Кол. 1:13; 4:11 ; 2Сол. 2:12 ; 2Тим. 4:1, 18 ; Евр. 1:8; 12:28 ). Говорят об этом и другие апостолы – Иаков ( Иак 2:5 ), Петр ( 2Пет. 1:11 ), особенно евангелист Иоанн в Апокалипсисе, где Царство Божие противополагается враждебным ему царствам мира сего ( Откр. 1:9; 12:10; 1:5; 17:14, 18; 19:16; 21:24 ). Вообще в священных книгах Нового Завета выражения: царство Божие, царство Христово, царство Небесное – все эти речения в существе дела однозначущи – повторяется до ста пятидесяти раз. Но как ни часто говорится в священных книгах Нового Завета, особенно же в первых трех Евангелиях, о Царстве Божием, мы нигде не встречаем здесь точного, полного и всеобъемлющего понятия об этом Царстве, – такого понятия, под которое легко и с удобностью могли бы быть подведены все изречения священных книг о Царстве Божием. Из приведенных нами текстов ясно пока лишь одно, именно, что идея Царства Божия занимает существенно важное, можно сказать, центральное место в составе новозаветного учения: это главная тема евангельской и апостольской проповеди . Но что такое Царство Божие в существе своем, – уяснить это нелегко, особенно в виду взаимно противоречащих и по-видимому исключающих друг друга изречениях о нём. По одним из этих изречений Царство Божие существовало ещё в Ветхом Завете, в среде иудейского народа, который поэтому называется уделом Божиим, царством священников и народом святым ( Исх. 19:5–6 ), а члены его называются сынами царствия ( Мф. 8:12 ; Лк. 13:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010