С какою целью было написано евангелие от Марка? Что именно имел в виду сообщить своим читателям автор? В самом его евангелии не дается прямого ответа на этот вопрос, как он дан, например, в ев. от Луки (1:1–4) и в ев. от Иоанна (20:31). Поэтому о нем можно лишь догадываться на основании различных косвенных данных. Прежде всего, в ев. от Марка обращает на себя внимание простота и безыскусственность рассказа, при отсутствии каких бы то ни было выводов и заключений. Уже из этого можно заключить, что цель повествования автора – чисто практическая и состоит она в самой передаче сообщаемых им фактов. Поскольку, однако, в первом стихе 1-ой гл. евангелия можно усмотреть некую, как бы, тему рассказа («благая весть об Иисусе Мессии, Сыне Божием») и некоторый художественный замысел, можно добавить к сказанному еще и то, что автор стремится начертать в своем евангелии образ Иисуса, как Мессии, Сына Божия, пользуясь для этого вполне достоверными и засвидетельствованными очевидцами фактами. г) Образ Христа в евангелии от Марка Если в ев. от Матфея Христос – Израильский Мессия, «Сын Давидов, сын Авраамов» (1:1), в котором нашли исполнение все ветхозаветная пророчества; если у Луки Христос – истинный Спаситель мира, в котором явлена божественная любовь к «незнатному мира и униженному и ничего незначащему» ( 1Кор.1:28 ); если у Иоанна Христос – предвечное слово, ставшее плотью, в котором явлена «вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ); то у Марка Христос – «Сын Божий в силе» ( Рим.1:4 ), «Бог Израилев, един творящий чудеса» ( Пс.71:18 ), которому повинуются все силы природы. В кратком повествовании ев. от Марка сравнительно много места уделено описанию чудес Христа, рисующих Его божественное величие и силу 10 . Однако, этим нисколько не умаляется и подлинная человечность Христа. Рисуя образ Христа в полноте Его Божественной силы и власти, евангелист не скрывает и тех фактов, которые, на первый взгляд могут казаться несовместимыми с наличием этой полноты. Так, он говорит о том, что Христос не мог совершить» в Назарете «никакого чуда» (6:5). Живо и подробно он повествует о чудесах, которые Христос совершил не в один момент и не только словом, но при которых были употреблены и некоторые внешние средства (7:32–35, 8:22–28). Говоря о самом Христе, евангелист передает много таких черт, которые говорят о тождестве человеческой природы Христа нашей; он отмечает не только такие Его чувства, состояния и свойства, как сострадание (6:34, 8:2), любовь (9:36, 10:16–21) и Его светлое спокойствие (4:36–40), но и Его строгость (1:43), Его гнев и негодование (3:5, 10:14), удивление (6:6), Его вздохи (7:34, 8:12) и скорбь (3:5), томление и переживание ужаса (14:33–34), Его нужду в отдыхе (4:38), чувство голода (11:12) и потребность в уединении (1:35, 6:31–32–46) и в поддержке (14:34–37–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Ис.41:25; 42:6 – 1; 45:23; 56:7; 2:2–4 ; Мк.11:17 ; Еф.4:13 ; Рим.11:17,29 ; К. с. Откр.15:4,11:1,2 . На Соловецкий остров 478 , с Баранчи или от Синей горы ( Дан.2:34 ), лежащей прямо на восток от Соловецкого, Егова – это предвечно-дивное и спасительное, Иоил.2:32 (3–5), имя Ему открыто в 1-й раз только Моисею 2 Моис. 6–3; 15 – 3; Ос.12:6 ; иудеям же сатана страшно запретил, никогда не произносить это имя, а другим народам он велел произносить вместо Егова человеческий деспотический титул – господин или барин (господь), пан, доминус, герр, лорд и т. д., а лютеру внушил написать, вместо Егова, выражение собачьей злости герр герр: Ам.3:7 . И так, слепые, глухие, с медными лбами или заживо мёртвые 479 сатанисты, что вы противитесь и гоните Меня? Ведь вы заколетесь на всю нескончаемую вечность, напирая на сей мой рожон 480 , но так как Я не желаю смерти никакому человеку 481 , то посему Я советую вам помазать очи ваши Моим коллурием из к. с. 482 , чтоб вы прозрели и увидели-б, что это животворящее благовестие не мог выдумать без Меня, не только никакой человек, но и Ангел, да, и как вас не считать меднолобными 483 и заживо-мёртвыми, если я говорю, что сего-то мужа Я сделал светом всем народам, то следовательно, кто осветится сим светом, тот должен воздать благодарность за оный только Мне; а не человеку и ни ангелу, и если кто скажет, «что этот свет не от Еговы, а бредни какого-то полковника» 484 , тот низрыгнёт хулу на Меня, а не на полковника и будет ввергнут в огненный провал и если вы верите сатане, что будто нет в нашей солнечной мириаде такого предвечно-бессмертного человека (еврея), который знает все таинства природы, не только земной, но и других солнцев и планет и может исцелять от всяких болезней и оживлять мёртвых 485 ; то отчего же вы не верите, что в таком случае и всякая умерщвляющая религия бесполезна? 1Кор.15:29,32,16,17 ; Ис.65:15,1:2–15 ; Наум.1:2 ; Иез.20:38 ; 1Ин.3:15 ; 1Кор.13:1–3 ; Мф.25:41–46 . VI. А из сего неопровержимо следует, что проклят от Бога бессмертия, мира и всемирно-братской любви, и от всех миротворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После седьмого помазания «ектения и отпуст». По содержанию чин елеосвящения также примыкает к другим чинам елеосвящения. Круг апостольских и евангельских чтений и молитв на них был следующий: 1) Апостол – Евр. 2: 2–10 ; евангелие – Лк. 10: 16–21 ; молитва – Буди, Господи, елей сей елей радования. 2) Апостол – Деян. 13: 25–32 ; евангелие – Ин. 1: 29–34 ; молитва – Боже великий и дивный, от всея твари поклоняемый. 3) Апостол – Флп. 2: 5–11 ; евангелие – Лк. 10: 38–42; 11: 27–28 ; молитва – Господи Боже наш, единый, щедрый и милостивый. 4) Апостол – 1Кор. 4: 9–16 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 ; молитва – Господи Боже наш, седяй на херувимех. 5) Апостол – 1Кор. 12: 27 ; .13: 8; евангелие – Ин. 4: 46–54 ; молитва – Призываем Тя, Владыко, истинного Бога нашего, мы грешнии. 6) Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 ; молитва – Боже великий и дивный, храняй завет Твой. 7) Апостол – Рим. 6: 18–23 ; евангелие – Лк. 19: 1–10 ; молитва – Боже, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй ниспадающих. Отмеченный чин елеосвящения был предназначен для нарочитого совершения над императором, а между тем изменений в нем, кроме отмеченного выше, не наблюдается. В других же случаях над здоровыми просто выполнялись обычные чины елеосвящения. Но в греко-восточной церкви существует еще и общее маслоосвящение. Что же касается литургической стороны общего маслоосвящения, то о ней наши сведения ограничиваются исключительно славянскими рукописями. Но если принять во внимание, что указания рукописей об общем маслоосвящении в великий четверток и в великую субботу являются отражением греческих оригиналов, то можно будет полагать, что как у православных восточных, так и у русских общее маслоосвящение в указанные дни совершалось так же, как и елеосвящение над больными, по тому же тактикону. Отсюда можно заключать, что чин общего маслоосвящения в каждом периоде своего существования находился в том же состоянии, что и чин елеосвящения над больными. И лишь применительно к случаю совершения его над всеми верующими и в более или менее торжественной обстановке вносились дополнения и делались изменения в тактикой елеосвящения над больными.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Как Посланник Божий, как пришедший в мир спасти Человека и дать ему мир и все блага, Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обременённых и обещает покой душам их в кротости и смирении, чему они должны научиться у Него. Эти же кротость и смирение сделают благим и данное Им иго, и лёгким накладываемое Им бремя. Труждающиеся и обременённые – это прежде всего: 1) Вообще трудящиеся до пота лица для пропитания себя и поддержания своей жизни; затем, 2) Изнывающие от труда и обременённые тяжестью жизни по своей ли вине или по воле людей, возлагающих на близких своих бремена неудобоносимые; это – частнее 3) Работающие под игом закона и обременённые тягостью законных предписаний, угроз и судов, ещё более усиливаемой преданиями старцев и измышлениями книжников и фарисеев; общее же и лучше, это 4) Утруждённые и обременённые тяжестью греховного ига над человеком, работающие под властью диавола и несущие тяжесть проклятия Божия в делах своих на Земле; это наконец 5) Те, которые даже на ложах своих утруждаются воздыханием своим ( Пс.6:7 ), ища мира духовного и не находя оного. Всем таковым Иисус Христос обещает успокоение от трудов, через принесение на Землю мира, благоволения Божия ( Лк.2:14 ) и возвращения благословения проклятой в делах человека Земле, через проповедание любви и мира между людьми дальними и близкими ( Еф.2:17 ), через примирение с Богом кровью Своей ( 2Кор.5:19 ; Кол.1:20 ) и вознесение на крест тяжести грехов, через подачу верующим Духа Святого, Который способствует (подкрепляет) им в немощах их ( Рим.8:26 ), утешает в скорбях ( Ин.14:16 ), даёт мудрость и силу ( 1Кор.12:8–11 ) и производит в сердцах верующих любовь, радость и мир ( Рим.14:17 ; Гал.5:22 ); наконец – через обещание ввести в покой в доме Отца Небесного всех уверовавших в Него ( Евр.4:1,3 ) и через обетование живота вечного ( Мф.25:34 ). Вместо бесчисленных тяжёлых бремён, лежащих на человечестве, Спаситель предлагает людям взять на себя Его иго – благое, поднять Его бремя – лёгкое. Это иго веры, освобождающей от рабства греховного; это иго послушания заповедям Христовым, приводящего к праведности ( Рим.6:16 ); это бремя креста и самоотвержения, отрешающего человека от всего временного и земного и приводящего к высшему совершенству ( Мф.16:24, 19:21 ). Средство к облегчению этого ига Христос указал в кротости и смирении, потому что эти чувства облегчают терпеливое перенесение страданий, освобождают от тяготы гнева, зависти, гордости, коварства; возвышают дух человека к единой надежде на Бога, Который, взирая на кроткого и смиренного ( Ис.56:2 ), дает ему благодать ( Иак.4:6 ), привлекает любовь и расположенность всех людей и отвращает ярость ( Притч.15:1 ). Иисус Христос в доме фарисея. Притча о двух должниках

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

( Ис. 10:512 ), ( Ис. 43:1113 ). ( Иер. 18:7 ). Слд. ( Прем. 11:21 ), ( Прем. 11:2427 ), ( Прем. 14:3 ). ( Сир. 17:124 ), ( Сир. 24 ), ( Сир. 39 ), ( Сир. 42 ). 4) Иисус Христос , воплощённое Слово Божие, Своим явлением на земле, учением, чудесами, страданиями, смертию, воскресением, вознесением на небо, ниспосланием от Отца Весесвятаго Духа, очевидно и непререкаемо показывал чудную и беспредельную Божию любовь к роду человеческому и величайшее, непостижимое попечение о нём. 5) История Апостолов, осенённых силою свыше, с их подвигами в распространении Евангельской проповеди, есть продолжение того же чрезвычайного Божественного промышления о человеке. III. Св. Писание подробно изображает действия особенного Божия промышления о человеке. По учению Писания: а) Все судьбы, обстоятельства и пределы времени человеческой жизни определяются Богом. ( Исх. 4:11 ). «Рече Господь к Моисею: кто даде уста человеку? и кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог?» ( Иов. 14:5 ). «Изочтени и месяцы его (человека) от Тебе (Бога), на время положил еси, и не преступит.» Слч. ( Иов.34:21 ), ( Деян. 17:26 ). ( Пс. 30:1516 ). «Аз же на Тя, Господи, уповах; рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребий мой.» ( Пс. 36:5 ). «Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит.» ( Иер. 18:6 ). «Рече Господь: се якоже брение в руку скудельника, тако вы есте, доме Израилев, в руку Моею.» Слч. ст. ( Иер. 18:710 ). ( Прем. 7:16 ). «В руку бо Его и мы, и словеса наша, и всякий разум, и дел художество.» Слч. ( 1Пет. 5:7 ). ( Флп. 2:27 ). ( 1Сол. 3:11 ). ( Быт. 45:5, 50:1920 ). ( Пс. 90 ); ( Пс. 103:2930 ), ( Пс. 112:78 ). ( Пс. 138:16 ). б) Действия и намерения человеческие состоят под управлением Божиим. ( Иов. 5:8 ), ( Иов. 5:1113 ). «Господа же всех Владыку призову,... возносящаго смиренныя на высоту и погибшыя воздвизающаго во спасение; расточающаго советы лукавых, да не сотворят руце их истины ( т. е. да не будут успешны дела рук их)... Уловляяй премудрых в мудрости их, совет же коварных разори.» ( Пс. 32:10 ). «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей.» ( Притч. 21:12 ). «Якоже устремление воды, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е.… управляет сердца Господь.» Слч. ( Притч.16:2 ), ( Пс. 19:21 ), ( Пс. 20:24 ). ( Иер. 10:23 ). ( Дан. 2:2023 ). ( Ис. 8:10 ). «Иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог.» ( Иак. 4:15 ). «Аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно.» Слч. ( Рим. 1:10 ), ( Рим. 15:32 ), ( 1Кор. 16:7 ). в) Бог промышляет о самых малых вещах, принадлежащих человеку, и о самых многих случаях его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

31 В поздних изданиях этого перевода используется слово «старшие», но только в Откровениях по отношению к 24 старцам у Божьего престола. 32 Мне поручали также большинство исторических предметов, касавшихся правителей и истории Египта, Ассирии, Вавилона (только правителей), Me до–Персии и других стран. 33 Она занимала 27 страниц (с 322 по 348), В пересмотренном издании 1988 года она уменьшилась до 20 страниц, и это было самым крупным изменением в издании. 34 «Помощь в понимании Библии», сс. 326–328, 330, 331. 35 В 1978 году согласно финансовому отчету, представленному Правлению, капитал Общества составлял 332 миллиона долларов. 36 Рим. 1:14 . 37 См. Исх. 20:16 ; Лев. 19:16 ; Пс. 14:3 ; 1Пет. 2:21–23 . 38 Пр. 17:17. 39 2Кор.5:11, 12; 7:2, 3 . 40 Мф. 12:36, 37 . 41 См. Пс. 36:5–9, 32, 33 ; Рим. 12:17–21 ; 1Пет. 2:21–23 . 42 «Сторожевая башня» от 15 августа 1982 года, рассматривая слова апостола Иуды о тех, кто «злословят высокие власти» (буквально: «злословят славных» — прим. персв.), (ст. 8), утверждает, что в число этих «славных» входят «назначенные христианские надзиратели», и предупреждает об опасной «тенденции пренебрегать властью, данной Богом» (см. также выделенную информацию на с. 29 того же номера журнала). 43 См. книгу «Все Писание богодухновенно и полезно», изданную в 1963 году, с. 341. 44 Деян. 4:5–23; 5:17–40 . 45 Мф. 5:11, 12 ; ср. Иак. 5:10, 11 . 46 См. 1Кор. 11:1 ; Еф. 5:1 ; 1Пет. 2:21 . 47 Термин «верный и благоразумный раб» взят из притчи Иисуса в Мф. 24:45–47 ; число 144000 взято из Отк. 7:4 и 14:3. 48 См. Книгу года Свидетелей Иеговы за 1983 год, с. 31. 49 В то время членами корпорации являлись Натан Норр, Фред Франц. Грант Сьютер, Томас Салливан, Мильтон Геншель, Лайман Суингл, Джон Гро (эти семь человек являлись также директорами Общества Сторожевой Башни), далее Уильям Джексон, Лео Гринлис, Джордж Гэнгас, Реймонд Франц. Салливана, Гро, Норра, Сьютера и Гринлиса сейчас нет в живых. 50 Все Правление собирается каждую среду. 51 Высшее образование обычно не одобряется, потому что считается, что оно может привести к потере веры и что атмосфера в учебных заведениях побуждает к развитию безнравственности.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

2:14,15. Духовный человек может судить обо всем, но «душевный» (т. е. человек недуховный) не может судить о делах или людях Духа. Возможно, Павел использует понятие «душевный», опираясь на толкование Быт. 2:7 , принятое тогда в кругах эллинистических евреев (эллинистов); см. коммент. к 15:44,45. (Эллинисты взяли на вооружение язык греческих философов, которые противопоставляли «естественную», или земную, часть души и разум. Павел проводит различие между теми, кем правит их земная душа, и теми, кто ходит под водительством Божьего Духа. Гностики во II в. неправомерно использовали 1Кор. 2:14,15 как текст, доказывающий, что следует разделять человеческие душу и дух и что они принадлежат к избранникам, движимым нетленным бессмертным духом.) 2:16. Павел задает риторический вопрос из Ис. 40 (ср.: Рим. 11:34 ) в свете пришествия Духа; верующие действительно познали ум Господень, поскольку знали то, что им открыл Дух. 3:1–9 Не почитайте служителей Коринфские христиане, с их склонностью поклоняться кумирам, ведут себя как «душевные» и «плотские», а не «духовные» люди. Павел и Аполлос – всего лишь служители; коринфяне должны почитать только Бога. 3:1,2. Древние писатели сравнивали людей, не искушенных в познании, с младенцами, которые должны начать с основ, с молока (Филон, Эпиктет и др.). Если Павел хочет, чтобы этот образ вызвал все связанные сним ассоциации, то он изображает себя матерью или кормилицей (ср.: 4:15; 1Фес. 2:7 ). Учителя всегда требовали, чтобы ученики начинали с основ, но затем непременно продвигались дальше. 3:3. Слово «плотские» здесь по смыслу несколько отличается от того же слова ст. 1; это означает, что они поступаюткак плотские, а не являются плотскими по природе. О «плоти» и Духе см. в коммент. к Рим. 8:1–11 . 3:4. В греческой культуре герои иногда обожествлялись; некоторые исследователи также утверждают, что о посвященных в мис-териальные культы говорили, будто они становились богами. В позднейших преданиях обожествлялись философы, а сами философы часто заявляли, что люди тоже могут быть обожествлены, поскольку они рассматривали душу как божественную частицу в каждом человеке. Хотя отдельные еврейские авторы в греческом мире разделяли представление об обожествлении, монотеизм иудеев и христиан удерживал их от того, чтобы заходить в этом представлении настолько далеко ( Быт. 3:5 ). Здесь Павелговорит: «Если вы поклоняетесь людям, то в вас не только нет божественного, но вы даже не следуете Божьему Духу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Этот выбор первоначально мог сделать сам Соломон и привести в настоящий вид 1–24 главы книги. Этот сборник, согласно вышеприведенному свидетельству (Пр. 25:1), был пополнен друзьями Езекии, т.е. благочестивым обществом образованных лиц, занимавшихся собиранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг 239 . Этим же обществом, по иудейскому преданию «написана», т.е. окончательно сформирована и издана и вся книга Притчей и внесена в еврейский священный канон. Друзья Езекии, согласно изложенному свидетельству книг Царств, делали «выбор» религиозно-нравственных притчей Соломона и присоединили притчи его же, невошедшие в 1–24 главы, и поместили их в 25–31 главы. Общий вывод, думаем, должен быть тот, что книга Притчей в нынешнем виде впервые издана друзьями Езекии (Baba Batra, 15a). Отцы Церкви, мало придавая значения этому вопросу, видели и прославляли в этой книге мудрость Соломона 240 . О богодухновенности и каноническом достоинстве кн. Притчей высказывались сомнения и среди Иудеев, и среди христиан. Так, Иудеев смущало взаимное несогласие и противоречие некоторых притчей (25:4 и 5), а также, якобы неуместное в священной книге, пластичное описание поведения распутной жены (7:10–27). Но эти смущения, сохранившиеся в талмуде, не поколебали общего мнения иудейских учителей, признавших всю книгу канонической (Pirke aboth. 1. Schabbat. 30b. Huetii. Demonstr. Evang. 4 prop. Carpzouii. Introd. 2, 184p. Wogue. Hist. d. i. Bible… 48p.). Для христиан канонический авторитет книги Притчей утвержден многократными цитатами ее в Новом Завете с ясным указанием на ее содержание, как на «изреченное Господом " »: Господь гордым противиться, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ; 1Петр.5:5 = Притч.3:34 ); его же либит Господь наказует, биет же раба его же преемлет ( Евр.12:6 = Притч.3:11–12 ). Также Рим.3:15–17 = Притч.1:16 и др. Апостольские мужи очень часто цитировали эту книгу, как богодухновенное ветхозаветное писание (Варнава. Посл. 5. Климент Рим. 1Кор.14:21 . Игнатий Богонос. Ефес.5 . Поликарп Смир. Филип.6 ). В Апостольских правилах (85 пр.) и во всех канонических соборных и отеческих исчислениях Православной Церкви книга Притчей всегда помещалась в числе 22-х канонических писаний 241 . Вопреки столь единогласному и непрерывному церковному учению, Феодор Мопсуетский видел в книге Притчей лишь «земную, чисто человеческую мудрость Соломона, имевшую в виду земную же пользу человека», а не Божественно – вдохновенную книгу. Но его мудрование было осуждено пятым вселенским собором (Concil. V. Constit. 2, coll. 4, n. 63). Точно также мудрование и новых ученых, видевших здесь «естественную», а не богодухновенную мудрость, например, Спинозы, Клерика и др., опровергалось своевременно Ричардом Симоном и другими учеными (Response aux sentiments etc. 13 ch. Rotterd. 1686. 138p. Cornely. Introd. spec. 2, 153–154 pp. Вигуру. Руков. 2/5. 871–872 стр.) и не поколебало общехристианского убеждения в каноничности книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

13:2). Ужели говорит так раб? И Исаия сказал: «Господь посла мя, и Дух Его» (Ис. 48:16). И: «сниде Дух Господа, и настави их» (Ис. 63:14). А слово: наставление, принимай опять не в низком значении. Ибо Писание свидетельствует, что это есть Божие дело. Сказано: «наставил еси, яко овцы, люди Твоя» (Пс. 76:21), и: «наставляяй, яко овча, Иосифа» (Пс. 79:2), и: «настави я на упование, и не убояшася» (Пс. 77:53). Посему, когда услышишь: «егда приидет» Утешитель, «Той... воспомянет вам,... и наставит... на всяку истину» (Ин. 16:13; Ин. 14:26), тогда слово наставление разумей, как научен, и не подкапывай понятия.    Но говоришь: «и ходатайствует о нас» (Рим. 8:26). Посему сколько проситель ниже благодетеля, столько и Дух по достоинству далек от Бога». Но разве не слыхал ты об Единородном, что Он есть одесную Бога, «и ходатайствует о нас» (Рим. 8:34)? За то, что Дух в тебе (если только совершенно в тебе), и за то, что нас ослепленных учит и наставляет избранию полезного, ты не искажай благочестивого и святого о Нем верования. Ибо крайняя мера непризнательности — человеколюбие благодетеля обращать в предлог к неблагодарности.    Посему «не оскорбляйте Духа Святаго» (Еф. 4:30). Слышите, что говорит начаток мучеников — Стефан, укоряя народ непокорный и не подчиняющийся. «Вы присно Духу Святому противитеся» (Деян. 7:51), говорит он. И еще Исаия: «разгневаша Духа Святаго..., и обратися им на вражду» (Ис. 63:10). И в другом месте: «дом Иаковль разгнева Дух Господень» (Мих. 2:7). Не выражает ли это полновластного могущества? Предоставляю суду читающих, какие понятия о Духе должны иметь слышащие сие. Как об орудии ли, как о чем ли подчиненном, равночестном твари и нам сослужебном? Или благочестивым весьма тяжело и единым словом поползнуться на такую хулу? Рабом ты называешь Духа? Но сказано: «раб не весть, что творит господь его» (Ин. 15:15), а Дух так же «весть... Божия», как и «дух человека — яже в человеце» (1Кор. 2:11). Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Седение это, являясь прославлением Сына человеческого, вместе с этим является и продолжением Его служения делу спасения мира, – делу восстановления и утверждения царства Божия. В откровении это невидимое служение Искупителя, облеченного царской властью, изображается в таких чертах. 1 . Искупитель по вознесении на небо ходатайствует перед Богом за искупленное Им человечество, – является посредником и заступником людей перед Богом. Христос – Ходатай новаго завета ( Евр.9:15; 12, 24 ), – учит апостол, – не в рукотворенная святая (святилище) вниде…, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (9, 24; сн. Рим.8:34 : 1Ин.2:1–2 ). В лице Его мы имеем архиерея велика, прошедшаго небеса, архиерея милостиваго, не такого архиерея, который не может спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим, по подобию разве греха, Который посему может и искушаемым помощи ( Евр.4:14–16 ). Он спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них (7, 25). И Сам Он в прощальной беседе с учениками заповедал обращаться с молитвою о ходатайстве к Нему после Его прославления: аще что просите от Отца во имя Мое то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое; просите, и приимете ( Ин.14:13; 16, 24 ). Это ходатайство И. Христа состоит в предстательстве Его перед Богом Отцом силою искупительных заслуг Своих. 2 . Он обещал испросить у Отца и ниспослать людям Духа Святаго: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Ут е шитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин.16:7 ; сн. 14, 16). Согласно обетованию Своему, воссев одесную Отца, Он действительно ниспослал на оставшихся на земле апостолов Св. Духа, чтобы Он как с ними, так и со всеми верующими во Христа пребыл во век ( Ин.14:16 ), наставляя их на всякую истину ( Ин.16:13 ), раздавая им на пользу разные дарования ( 1Кор.12:7 и 11) и усвояя людям спасительные плоды искупления. Вообще от седящего одесную Отца Искупителя ниспосылаются нам вся божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010