См. послание церквей лионской и венской у Евсевия (Церк. Ист. V, 1). Пример того же встречается в апостольской истории – . 8 Из Смирны в Рим было два пути – один морской чрез Архипелаг и Средиземное море, другой сухопутный – чрез Македонию, известный под именем via Egnatia и упоминается еще Страбоном. Игнатий был веден последним путем, по каким причинам, – мы не знаем: это зависело от сопровождавших его воинов. Но ефесские христиане могли отправиться на корабле и доставить послание Игнатия в Рим ранее его прибытия. Да и сухим путем им естественно было прибыть в Рим ранее Игнатия, удрученного старостью и замедлившего в Смирне. Таким образом устраняется возражение Баура против путешествия Игнатия в Рим и подлинности его послания, которое будто бы не могло прийти ранее его. См. Tafel, de via militari Romanorum Egnatia – dissertationes II. Tubing. 1837 и 1841. 9 Порто portus Romanus портовый город, основанный императором Клавдием на правом рукаве р. Тибра, недалеко от Остии, и после распространенный императором Траяном. В настоящее время от этого города, где епископствовал знаменитый Ипполит, остается среди болота средневековый дворец с именем подгородного епископства Порто. – Дресс. 10 Эти игры были так называемые Сатурналии (Saturnalia), продолжением и заключением коих служили они продолжались семь дней, начиная с 17 декабря, в память золотого века, бывшего в царствовании Сатурна. 12 Акты мученические относят кончину св. Игнатия к 9 году царствования Траяна при консулах Суре и Сенеционе: действительно в 107 году по Р. X., т.-е. в 9 год Траяна Сура и Сенецион были вместе консулами, тот в третий раз а последний – в четвертый. – Впрочем, некоторые ученые (Персон, Пажи и др.) год смерти его полагают в позднейшее время, именно в 116 году, основываясь на том, что Траян, по случаю похода против парфян, зимовал в Антиохии в 115 году, когда он едва не погиб от бывшего землетрясения. |
Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Исторический маяк 4 ноября 1721 года Россия была провозглашена империей 03.11.2023 174 Время на чтение 4 минуты Источник: ЗАВТРА 10 сентября 1721 г. Россия подписала Ништадтский мирный договор со Швецией. Победа в Северной войне закрепила наш выход в Балтийское море и вернула Россию в Европу. Вернула - фактически на правах империи. По факту победы русский царь стал именоваться императором, что было без возражения, пусть и не сразу, признано Европой. Факт этот крайне важен для нас. Но почему-то обходится стороной и нашей историографией, и текущей политикой. Конечно, русские цари всегда считали себя императорами: слово «царь» происходит от слова «цесарь». Иван Грозный всерьез называл себя наследником императора Августа. Третий Рим был фактом русского самосознания. Что имело под собой серьёзные основания. Дело не только в царевне Софье Палеолог, привезшей в Москву византийский герб. Кому быть восприемником Византии – спор был совсем не праздный. Двуглавого византийского орла ревниво примеряли к своей империи Габсбурги. Но, конечно, духовной восприемницей почившей Империи ко времени Ивана III могла стать только православная Москва. Третий Рим – это не об игре имперских амбиций входящей в силу Москвы. Это, в первую очередь, - осознание своей великой судьбы. Своего служения. Империя - понятие не только геополитическое, но, прежде всего, мистическое, духовное. Первый Рим осознал сакральный смысл своего бытия, когда на пространстве Империи разыгралась драма Богочеловека, а император Константин принял христианство. «Один Бог на небе, один император на земле» - формула высшей идеи, единственно для настоящей Империи возможная. И Рим Второй - Константинополь честно нес свою духовную миссию, даже когда физические границы Империи сжимались, подобно шагреневой коже, вплоть до XV века. Затерянная в северных лесах Москва, почти неизвестная Европе, принимала на себя миссию Третьего Рима - миссию, конечно, прежде всего духовную, хранительницы истинной веры - в момент катастрофы традиционного мира в целом. |
Но историки, как известно, для согласования римского летоисчисления (с 1-го января) с греческим нередко относят концы олимпиад то к началу то к концу римского года 8 . Ирод нашел в Риме Цезаря и Антония пребывающими в мире и согласии: Цезарь, как выразительно замечает Иосиф, в угоду Антонию согласился оказать содействие Ироду. Мир между Антонием и Цезарем был заключен, по Диону Кассию 9 , после смерти Фульвии, скончавшейся в начале 714-го года. Визелер заключает отсюда, что Ирод прибыл в Рим в начале (весною), а не в конце (зимою) 714-го года 10 . Но полный и формальный мир между триумвирами был заключен не немедленно по смерти Фульвии, и Ирод мог прибыть в Рим не тотчас по заключении мира. На осень или зиму 714-го года указывает известие Иосифа, что Ирод имел остановку в Брундузие, – следовательно Брундузийская война была уже кончена и Антоний находился в Риме. По Диону 11 , Брундузийский мир и прибытие Антония в Рим падают на вторую половину (конец) 714-го года. То же следует из заметки Иосифа, что во время путешествия Ирода уже начинались (осенние) непогоды. Таким образом Ирод был в Риме осенью или зимою 714-го года 12 . Каспари относит возведете Ирода в царское достоинство на весну 715-го года в виду того, что описываемое Иосифом путешествие Ирода в Рим и его хлопоты там не могли окончиться в одну зиму 13 . Но осенние непогоды на Средиземном море начинаются иногда уже в конце июля, так что до конца 714-го года оставалось 4–5 месяцев. Свое путешествие, как это неоднократно и выразительно отмечает Иосиф, Ирод совершал с возможною поспешностью. По известиям древних географов обычный дневной путь корабля равнялся 500–700 стадий. |
Ветхий Завет в Новом Завете Нет оснований считать, что граница, проведенная в предраввинистическом иудаизме между «Писаниями» как 3-й частью канона и книгами, не вошедшими в канон, была значима для раннехрист. общин. Возможно, она даже не была им известна либо проходила у них по-другому. С первых веков христианства богословы составляли списки параллельных мест ВЗ и НЗ; определенным авторитетом у специалистов по НЗ пользуются, напр., индексы, прилагаемые к изданиям Объединенных библейских об-в Novum Testamentum Graece и The Greek New Testament. Для исследования канона важно, что наличие в 2 текстах параллельных выражений не обязательно означает прямое заимствование - возможно, напр., в обоих случаях цитируется какая-то древняя поговорка, используется распространенный риторический оборот. В НЗ подавляющее большинство цитат из ВЗ и аллюзий на ВЗ заимствованы из Пятикнижия, Псалтири и Книги прор. Исаии (именно эти книги были самыми распространенными и в кумран. б-ке). Из книг «Первых пророков» евр. Библии в НЗ, бесспорно, цитируются, причем именно как богословски авторитетные тексты, 1-3-я Книги Царств (=1-2-я Книги Самуила и 1-я Книга Царей евр. Библии). Ср.: 1 Цар 13. 14 и Деян 13. 22; 2 Цар 7. 14 и 2 Кор 6. 18; 2 Цар 7. 14 и Евр 1. 5; 2 Цар 22. 50 и Рим 15. 9; 3 Цар 19. 10, 14 и Рим 11. 3; 3 Цар 19. 18 и Рим 11. 4. Что касается остальных книг «Первых пророков», то такие сопоставления как 4 Цар 1. 10 с Лк 9. 54 и Откр 11. 5; 20. 9 выглядят весьма натянутыми. Но поскольку «Первые пророки» (т. е. «девтерономическая история») с глубокой древности представляли собой единый корпус, нет оснований сомневаться, что те авторы НЗ, к-рые цитируют 1-3-ю Книги Царств, знали и чтили как Писание весь этот корпус. |
Оставив в Риме гарнизон в 4000 человек, сам он отступил к Равенне в намерении подготовить военные операции на будущий год и укрепить собственное положение среди итальянцев и готов. Нужно признать весьма важным в политическом смысле шагом его брак на дочери королевы Амаласунфы, т.е. на внучке Феодориха, Матасунфе, ибо этим браком он сближал себя с королевским родом Амалов и получал законное право на королевскую власть. Но первым и крупным несчастьем для Витигеса было то, что он не удержал в своей власти Рима, иначе говоря, обманулся в расположениях римского населения. Епископ Рима Сильверий послал навстречу приближавшемуся Велисарию послов, обещая сдать город. Гарнизон был не в состоянии защитить Рим против внутреннего и внешнего врага, так что с 9 на 10 декабря 536 г. в одни ворота входили в Рим войска Велисария, а в другие выходил готский гарнизон. Это случилось 60 лет спустя после падения Западной Римской империи. По ближайшим распоряжениям Велисария в зиму 53637 г. можно было заключать, что он рассматривает Рим и Италию как составную часть империи. Считая себя обеспеченным со стороны юга, Велисарий начал приготовлять в Риме центральный пункт для будущих военных предприятий в Италии и с этой целью озаботился укреплением городских стен и подвозом съестных припасов из Сицилии и из окрестностей. Но и Витигес, с своей стороны, занят был деятельными приготовлениями к походу. Прежде всего он принял меры к тому, чтобы поставить на военное положение готский народ и снабдить способных носить оружие военным снаряжением и конями. Перед Витигесом была сложная задача: с одной стороны, предстояло выставить наблюдательный отряд на севере, чтобы не допускать враждебного вторжения имперского отряда из Далмации; с другой стороны, необходимо было озаботиться мерами, чтобы франки не воспользовались затруднительным положением готского королевства и не ворвались в Италию с северо-запада. |
Даже если подходить к Д. с. а. со строгими критериями исторической достоверности, становится очевиден документальный реализм работы ап. Луки. В Д. с. а. упоминаются 32 страны, 54 города, 9 островов, 95 чел. названы по имени, детально описываются рим. и евр. институты власти, даются точные топографические и хронологические привязки событий и т. п. Так, описание путешествия ап. Павла из Троады в Милет (Деян 20. 13-15) содержит указание основных населенных пунктов на этом пути, хотя происшествий там не случалось. Такие точные описания пути встречаются неоднократно (13. 4; 19. 21-23; 20. 36-38; проблемы выбора дороги - 20. 2-3, 13-15; продолжительность путешествия - 20. 6, 15). В 27-й гл. Д. с. а., несмотря на обилие приемов художественного повествования, содержится детальное описание морского путешествия с использованием специальной терминологии. Точность в описании адм. устройства и институтов власти проявляется в том, что, напр., Филиппы названы «колонией» (16. 12), администрацию к-рой возглавляют преторы (16. 20; в синодальном переводе - воеводы). Во главе Фессалоники верно указаны (17. 6; в рус. переводе - городские начальники). Дееписатель использует точную терминологию для передачи названий рим. должностей, напр. проконсул называется (13. 7-8; 18. 12). Описание первых лет жизни Иерусалимской церкви (прежде всего царившего в ней единодушия и обобществления имущества) (2. 42-47; 4. 32-35; 5. 12-16) после открытия и изучения жизни кумранитов более не может считаться идиллическим. К числу проблем, требующих экзегетических усилий, относятся хронологическая непоследовательность в речи Гамалиила (5. 33-39), расхождения в 3 повествованиях об обращении ап. Павла (9; 22; 26), нек-рые несоответствия в описании жизни и содержании проповеди ап. Павла в его Посланиях и в Д. с. а. Так, неск. отличаются оценка закона Моисеева (ср.: Рим 7. 5, 12, 14 и Деян 15. 10; но ср.: 1 Кор 9. 19-33 и Деян 16. 3; 18. 18; 21. 20-26; 24. 14), решение вопроса об оправдании делами закона (ср.: Рим 3. 28 и Деян 13. 38-39; но ср.: Гал 3. 19-21), естественное богословие (ср.: Рим 1. 18-25 и Деян 17. 22-31), отношение к ветхозаветным праздникам (ср.: Гал 4. 10 и Деян 20. 16) и к обрезанию (ср.: Гал 6. 15 и Деян 16. 3). |
Строев, Сергей Михайлович историк, в был послан за границу с поручением обследовать и описать русские и славянские памятники в европейских архивах. Свое описание Строев издал в «Скромненко» — псевдоним С. М. Строева. 105. А. В. и Е. В. ГОГОЛЬ. Печатается по тексту первой публикации. Впервые опубликовано Шенроком в «Письмах», I, стр. 592. По объяснению Шенрока, письмо «сообщено… В. И. Танеевым, получившим подлинное письмо от своей родственницы, учившейся вместе с сестрами Гоголя и сохранившей его на память об одной из них». 106. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по тексту первой публикации. Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», V, стр. 367–369. 10 апреля М. П. Погодин с женою и С. П. Шевырев, расставшись с Гоголем, выехали из Рима во Францию через Неаполь. На пути из Неаполя в Марсель пароход, на котором ехали Погодин и Шевырев, делал остановку в Чивита-Веккии, куда Гоголь выехал проститься с ними (18 апреля). Затем Погодин и Шевырев поехали дальше, а жена Шевырева Софья Борисовна и его сын Борис направились с Гоголем в Рим. В истории сближения Гоголя с Шевыревым существенным этапом были их римские встречи До этого времени известно лишь одно полуделовое письмо Гоголя к Шевыреву от 10 марта Шевырев приехал в Рим еще осенью но, по-видимому, до приезда в Рим Погодина (в начале марта между ним и Гоголем не установились сколько-либо близкие отношения. С полной уверенностью можно утверждать, что сближению Гоголя с Шевыревым способствовал приезд Погодина — ближайшего друга и единомышленника Шевырева. К концу пребывания Шевырева в Риме они с Гоголем переходят на ты (см. ), а при отъезде Шевырева во Францию Гоголь берет на себя дружескую заботу о его жене и сыне. С этих же пор между Гоголем и Шевыревым завязывается более регулярная переписка и вообще они становятся близкими людьми до конца жизни Гоголя. Княгиня — вероятно, З. А. Волконская. 107. М. П. ПОГОДИНУ. Печатается по подлиннику ( ПД). |
В иудейской традиции развращающий совет «есть идоложертвенное и блудодействовать» понимался буквально. Но в нашем случае буквальное понимание спорно. Что касается «идоложертвенного», то есть мяса от животных, приносимых в жертву языческим божествам, то оно действительно покупалось на рынке и съедалось за праздничной трапезой. Что же касается блуда, – как считалось, главного греха язычников, – то вряд ли упрек в «любодействе» следует понимать в прямом смысле. Несколько далее, в пророческом послании Фиатирской церкви, говорится о лжепророчице под именем Иезавель. Она тоже совращает часть христиан «любодействовать и есть идоложертвенное» ( Откр.2:20 ). Однако – и это мы обсудим ниже – она не могла быть блудницей в прямом смысле слова. «Любодейство» в нашем случае – традиционное обозначение идолослужения, в частности через вкушение идоложертвенного мяса. Имеется в виду измена истинному Богу и переход к языческим божествам. Ветхозаветные пророки часто изображали неверность Израиля в образах «блудодеяния». Вот, к примеру, метафорическое описание пророка Исаии идолослужения, которому предается Израиль: 7 На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. 10 От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. 11 Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? ( Ис.57:7–11 ) В этом же смысле позднее будет названа «великой блудницей» всемирная столица Рим ( Откр.17:1 ). Рим назван «блудницей» не потому, что все жители его блудили в прямом смысле, но потому, что почти все жители его были язычниками. |
предыдущую сноску). Ему наследовали могущественные цари, называемые Ахеменидами, почитатели Ахурамазды, начинавшие свои клинописные надписи словами: Велик бог Ахурамазда . Вот, кроме основателя, имена важнейших из них представителей: Дарий I (522-486), Ксеркс I Великий (486-465), Артаксеркс III (358-338). Персидское царство Ахеменидов прекратило существование в 330 г. до Р.Х. в результате завоевания его Александром Македонским. Александр Македонский (356-323 до Р.Х.) унаследовал от своего отца Филиппа богатое царство Македонию, в учители ему был взят сам Аристотель. Когда по смерти отца Александр в 20 лет стал царем, начались восстания, которые он подавил, до основания разрушив один из взбунтовавшихся городов, Фивы. Уже через 2 года, в 334 г., Александр выступил против самой мощной в то время державы, Персидской, и за 10 лет захватил не только ее, но и весь Восток. Он дошел до Индии и Средней Азии, ему, как освободителю от персидского рабства, поклонился Египет. В 324 г. Александр обосновался в Вавилоне и вскоре умер в возрасте 33 лет, вероятно от лихорадки или отравления. Уже к 311 г. его империя распалась на ряд государств, а в 276 г. в славной Македонии воцарилась новая династия - Антигониды. Рим был основан по преданию в 754/753 г. до Р.Х., в 64 г. до Р.Х. он разрушил царство Селевкидов, а в 30 г. завоевал царство Птолемеев, постепенно все Средиземноморье признало его власть. Империей Рим стал в 27 г. до Р.Х., когда его правитель Октавиан Август объявил себя императором. Римская империя была гигантской: в нее входили Италия, Франция, Испания, Англия, Германия до Рейна, весь Балканский полуостров, юг Крыма, Кавказское побережье, часть Армении, Малая Азия, Сирия, Палестина, вся населенная Африка, вплоть до пустыни. |
(Joel) Амасия, Азария Иеровоам Захария ок.760 Амасия Иеровоам II 14.23; 15.7; Тов 2.6; 1.38–40 (Amos) ок.760 Амасия Иеровоам II 14.23–29; Тов 14.4–8; 6.6; 1.38–40; Мф 12.39–41, 16.4; Лк 11.29–32 (Jonah) 760–722 Амасия, Азария, Иоафам, Ахаз Иерово–ам II, 14.23–37; 1.38- 40; Рим 9.25 (Hosea) Захария, Факия, Селлум, Менаим 742–687 Иофам, Факия, Факей, Осия 22.8–28; 15.32- 20.21; 18.7–27, 27.1- 32.33; Ис 7.1–8.22; Иер 26.17–19, 36.1 1–13; 1 38 10 (Micah) Езекия 740–700 Азария, Иофам, Ахаз, Езекия Факия, Факей, Осия 15.1–20.21; 26.1- 32.33; Сир 48.21–25; 1.38–40; Мф 3.3, 4.14, 8.17, 12.17, 13.14, 15.7; Мк 7.6; Лк 3.3–6, 4.17; Ин 1.23, 12.37–41; Деян 8.28–30, 28.25; Рим 10.16–20, 15.12 (Isaiah) между 664 и 612 22.1–23.30; 36.1; 1.38–40 (Nahum) Софония 22.1–23.34; 34.1- 36.4; 1.38–40 (Zphaniah) Иеремия 626–587 22.1–25.30; 34.1–36.21; Дан 9.1–2; 1.1; 2.1–9, 15.13–16; 1.28–2.1; Сир 49.8–9; 2.18; Мф 2.17–18, 16.13- 19, 27.3–10 (Jeremiah) Иохаз, Иоаким, Иехония, Седекия Аввакум ок. 605 Иоаким 23.31–24.7; Дан 14.33- 39; 1.38–40 (Habakkuk) Даниил 605–535 Иехония, Седекия Навуходоносор, Валтасар, Дарий, Кир 24.1–25.30; 36.5- 23; Иез 14.12–23, 28.1–8; 2.27–64; 6.6; Мф 24.15–19 (Daniel) Иезекииль 593–570 Навуходоносор 36.9- 21; Сир 49.10–11 (Ezekiel) до 587 (?) Навуходоносор 25; 36.11- 21; 1.38–40 (Obadiah) Езд 5.1–6.22; 6.1, 7.3; 1.38–40 (Haggai) Захария перед Дарием Езд 5.1–6.22; 6.1, 7.3; 1.38–40; Ис 8.1–4; Мф 23.34–36; Лк 11.49–52 (Zechariah) Малахия ок. 433 Артаксеркс 1 Неем 13; 1.38–40 (Malachi) Основные темы ветхозаветных пророчеств Обличение и утешение является универсальным направлением содержания любого пророчества. Однако само содержание пророческих книг этим не исчерпывается. В пророческих и других книгах Ветхого Завета, содержащих слова пророчеств, можно увидеть невероятное разнообразие обличений и утешений, относящихся к различным темам. |
|