Сделать эго может лишь спасительная сила Божия или благодать, очищающая человека от грехов и подающая помощь для спасения. Поэтому слово Божие неоднократно свидетельствует, что для спасения, кроме веры и добрых дел, человеку необходима еще благодать Божия. «Мы веруем, –говорит ап. Павел,– что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», т. е. язычники ( Деян. 15:11 ), потому что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3:23 – 24 ), Который, в силу крестных Своих заслуг, дает нам «дар благодати к оправданию от многих преступлений; ибо если преступлением одного (Адама) смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим. 5:16–17 ). «Страдай с благовествием Христовым, – пишет тот же апостол,–силой Бога, спасшего нас... не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим. 1:8–9 . ср. Тит. 3:4–8 ); «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:8–9 ; Рим. 5:15 –17 ). Наглядным примером этого может служить упоминаемый в кн. Деяний апостольских Корнилий сотник. Будучи человеком благочестивым и боящимся Бога со всем домом своим, он творил много милостыни народу и всегда молился Богу, однако не мог иметь надежды на спасение до тех пор, пока не получил благодати Божией в таинстве крещения ( Деян. 10:2, 4, 47–48 ), потому что, по слову Господню, спасется только тот, кто будет веровать и креститься ( Мк. 16:16 ). Спасительная благодать Божия подается верующим в таинствах, совершаемых иерархическими лицами, законно рукоположенными, т. е. епископами и пресвитерами ( 1Кор. 4: 1; 12:28–30 ; Еф. 4:11–13 ). Поэтому где нет этих лиц – там нет таинств, а с ними благодати, а где нет благодати, нет и спасения. 529 4. О личной христианской святости Слово «святой» на языке Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

16) Крестить детей не нужно, если родители крещены, ибо от таких родителей дети рождаются без Адамова греха: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» ( Рим. 11:16 ): «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7:18 ). 16) Из всей 11–ой главы послания к Римлянам видно, что под «начатком» и «корнем» разумеются не крещенные христиане, а святые ветхозаветные патриархи, сохранившие истинную веру в Бога, от которых «некоторые из ветвей (т. е. язычники) отломились» (ст. 17). А под «деревом добрым» разумеется всякий истинный христианин, а не тот лишь, кто имеет детей; как и под «добрыми плодами» разумеются не дети крещенных христиан, а добрые их дела. Жизнь сама показывает, что у добрых родителей христиан часто бывают дети хуже язычников. Для детей, рождающихся от крещенных и не крещенных родителей – один и тот же закон: все дети рождаются с Адамовым грехом, поэтому все в свое время и умирают, ибо «грехом смерть вошла» в мир ( Рим. 5:12 ). Следовательно, если бы от крещенных родителей рождались дети без Адамова греха, то они никогда бы и не умирали. Но как «смерть царствовала от Адама и до Моисея, и над несогрешившими подобно преступлению Адама» ( Рим. 5:14 ), так и теперь она царствует над всеми рождающимися от не крещенных родителей, ибо «как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили» (ст. 12). И от этого Адамова греха каждого избавляет одно лишь крещение, почему и сказал Христос о всех рождающихся от крещенных и не крещенных родителей: «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Ин. 3:5 ). 2 Вопросы и ответы православного 1) Могут ли дети без сознательной веры получить благодать Святого Духа и освятиться от Него? 1) Могут, и даже в утробе матери своей. Так Господь говорит Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» (Иер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Рим.2:16 .  в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Этот стих имеет прямую связь с 15-м ст., и скобки, оканчивающие 15-й стих, лучше перенести в заключение 16-го. Апостол хочет сказать, что борьба «мыслей» у язычников особенно будет иметь место в день страшного суда Божия, когда Сам Бог через Иисуса Христа будет судить тайные помышления людей. Язычникам придется тогда немало рассуждать, и защищая себя, и обвиняя, сознаваясь в своих проступках, в том, что они своевременно не слушали голоса своей совести… Но Апостол все же дает понять, что суд будет происходить так, как и подобает ему происходить согласно тому, что проповедовал Апостол (по благовествованию моему) о равенстве пред Судом Божиим всех людей, будут ли они иудеи, или же язычники. При том суд будет производить Иисус Христос , а Иисус Христос, по учению Ап. Павла, есть второй Адам ( Рим 5:14 ; 1Кор 15:45 ) и, следов., стоит в отношении не только к иудеям, а и к язычникам и, несомненно, будет милостив и к язычникам, так как Бог хочет, чтобы спаслись все люди ( 1Тим 2:1–7 ). Рим.2:17 .  Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, Высказавши общее положение, что не обладание законом, а исполнение закона оправдывает человека пред Богом (13–16), Апостол прилагает это положение к иудею. Иудей чрезвычайно гордится тем, что знает закон и может даже научать ему и других. Но какая для него от этого знания польза? Ведь он не заботится об исполнении закона и этим только унижает имя Божие, так как язычники смотрят на иудеев, как на народ Божий. Если иудеи станут ссылаться на то, что они все-таки исполняют закон об обрезании, то эта ссылка не будет для них полезна. Что из того, если они обрезаны? Телесное обрезание не дает само по себе оправдания – важно внутреннее обрезание, обрезание сердца, при котором человек является исполнителем закона Божия. Апостол начинает перечислять теократические преимущества, какие выставляли на вид язычникам иудеи, как свое исключительное достояние. Прежде всего, они носят и почетное имя (иудеи от двух слов: iehudan и jah ­­ слава Иеговы) и любят так называться (ср. Omkp II,9 ). Затем они успокаивают себя сознанием того, что у них есть закон; по их мнению, это гарантирует их от всякого крушения, даже если они и не будут заботиться об исполнении закона (успокаиваешь – точнее – спокойно почиваешь). На такое заблуждение иудеев указывал еще Сам Христос ( Ин 5:45 ). Наконец, иудеи хвалятся тем, что Бог – исключительно их Бог и защитник (ср. Быт 17:7 ; Ис 45:25 ; Иер 31:33 ), но, как покажет Апостол далее ( Рим.3:29 ), сильно ошибаются в этом…

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в тех случаях, когда ближний не хочет мириться, показывает себя врагом, ненавидит и всячески вредит нам, мы не должны отворачиваться от него. Мы должны любить и врагов своих. Любите врагов ваших, говорит Господь, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Матф. 5:44 ). Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его, – пишет апостол ( Рим. 12:20;14:17 ). Любя врагов, мы хотим добром победить зло. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим.12:21 ). Любовь все покрывает, всему верит, всегда надеется ( 1Кор. 13:7 ); потому и мы надеемся, что враг может сделаться нашим другом. Внешняя форма выражения любви к ближним есть учтивость, или вежливость. Она выражается в приветствиях, рукопожатиях, поцелуях и других формах любезного обращения с людьми. Посылая апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос дал им такое наставление: В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему ( Лук. 10:5 ). И апостолы нередко посылают в посланиях своих целование христианам ( 1Пет. 5:14 , Рим. 16:16 , 1Кор. 16и д.). Мы, конечно, часто здороваемся совершенно механически; однако и в приветствиях должна сказываться наша любовь и расположение. Вежливости сродни услужливость. Мы услужливы, когда, напр., ссужаем ближнего деньгами в финансовых затруднениях его, когда выполняем за него какую-либо работу и т.п. Утверждение ближних в доброй нравственности Мы должны быть готовы служить ближнему, передавая ему от души свои знания, в особенности – наставлением его в религии и доброй жизни. Слово Христово да вселится в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга ( Кол. 3:16 ). Заботясь о доброй нравственности ближних, мы сами должны показывать добрый пример, остерегаясь, как бы не послужить ближнему соблазном. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Матф. 5:16 ). Горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Матф. 18:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Быт.17:8 . и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. Торжественное заключительное обещание, которым заканчивается ряд обязательств завета со стороны Бога. Вечность обладания Палестиной имеет точно также условный характер, простирается до конца отдельного и самостоятельного существования еврейского государства. Быт.17:9 . И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Отсюда начинается изложение обязательств завета от другой из договаривающих сторон – от Авраама и его потомства ( Быт. 17:9–14 ). Установление обрезания, как знамения завета Быт.17:10–11 . Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Вся суть этих требований сводилась к одному основному – к соблюдению обрезания, которое во внешнем символическом действии заключало сущность этого завета. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство ( Быт.17:11 ). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь . Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла ( Лев. 26:41 ; Втор. 10:16, 30:6 ; Ис. 52:1 ; Иер. 4:4, 9:25 ; Иез. 44:7–9 ; Деян. 7:51 ; Рим. 3:1, 4:11 ; Флп. 3:3 ; Кол. 2:11–12 и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, – «обрезание сердца» ( Втор. 10:16 ; Рим. 2:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.16:14 .  Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Лк.16:15 .  Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. В числе слушателей притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые посмеивались ( ξεμυκτριζον) над Христом – очевидно, потому, что им казалось совершенной нелепостью Его мнение о земном богатстве. Закон, говорили они себе, иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Притом и сами фарисеи любили деньги. Такое рассуждение фарисеев, несомненно, имеет в виду и Христос, когда обращается к ним со словами: «вы выказываете себя праведниками...» Он как бы хочет сказать им: «Да, в законе действительно есть обещания земных наград и, в частности, богатства за праведный образ жизни. Но вы-то не имеете права смотреть на свои богатства как на награду от Бога за вашу праведность. Ваша праведность – мнимая. Если вы можете найти почтение к себе со стороны людей своей лицемерной праведностью, то не найдете себе признания со стороны Бога, Который видит настоящее состояние вашего сердца. А состояние это таково, что оно должно быть признано самым ужасным». Лк.16:16 .  Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16:17 .  Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Лк.16:18 .  Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Эти три стиха содержат изречения, которые уже объяснены в комментариях к Евангелию от Матфея (см. Мф.11:12–14, 5:18, 32 ). Здесь они имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению 18-го стиха. Евангелист Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия (ср. Рим.7:1–3 ). Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает чрез это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом. Тот грешит с точки зрения непреложности закона (стих 17), а этот – как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни (стих 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

128:3) и чтобы мы стали предметом радости для них во время молитвы, будучи влекомыми и уловляемыми ими во время молитвы в чуждые помыслы. Как и Приточник научает нас: Не буди правдив вельми, ни мудрися излишше, да не когда изумишися (Еккл. 7:17); и: Иже высок творит свой дом, ищет сокрушения: остроптеваяй же учитися впадет во злая (Притч. 17:16). И опять-таки:Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). И еще: Не гордися пред лицем царевым и на месте сильных не стани: лучше бо ти есть, егда речет: взыди ко мне: нежели смириться тебе пред лицем сильнаго (Притч. 25:6-7). Не хвалитеся, и не глаголите высокая в гордыни, да не изыдет велеречие из уст ваших (1 Цар. 2:3). И Павел Тимофею говорит: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно(1 Тим. 6:17). И в другом месте: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И к римлянам: Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим. 11:19-21). Посему мы вместе с Давидом будем заниматься [добродетельным смиренномудрым] деланием, искренне вместе с Давидом воспевая: Господи, не вознесеся сердце мое… ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою(Пс. 130:1-2). Также и с тремя отроками: Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши(Дан. 3:37).     Кто похвалится чисто имети сердце; или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов? (Притч. 20:9). Ибо аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит Тебе, яко у Тебе очищение есть (Пс. 129:3-4). Таковую песнь Богу воспевая с искренним сердцем, да услышим от Него, что кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12), высокомудрствующие же обличатся, как фарисеи Спасителем, говорящим им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010