«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (т.е. объединились с Ним – ср. 1Кор.6:17 ; 2Кор.13:5 ; Гал.3:26–27 ; ср. Рим.8:14–15 ; Гал.4:5 ). «Определяя, каким образом мы сыны Божии», – замечает блаженный Феофилакт , – « говорит, что через крещение. Но не сказал: вы, которые крестились, детьми Божиими стали, как бы и требовала последовательность, а гораздо выразительнее: «во Христа облеклись». Α если мы облеклись «во Христа Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству” 155 – «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:1 ). «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). «Но для чего евангелист не сказал: соделал их чадами Божиими, а говорит: дал власть быть чадами Божиими? Чтобы показать», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «как много нужно заботливости для сохранения во всю жизнь в чистоте и неповреждении того образа усыновления, который напечатлен в нас при крещении; а вместе, чтобы показать и то, что такой власти никто не может отнять у нас, если наперед сами себя не лишим ее... Евангелист напоминает нам и о самом способе духовного возрождения (крещении) и, через сравнение его с рождением плотским, показывает его превосходство». 156 – «Ибо все мы одним духом крестились в одно тело» ( 1Кор.12:13 ). «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось (к Церкви) в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:41–47 ). г) Избавление от вечного осуждения «Κто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). «Если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ). «Оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» ( Тит.3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ибо в Нем не осталось ни одной частицы любви, которой бы Он не явил нам, не осталось ни одной капли Крови, которую бы Он не пролил за нас. Он столь возлюбил нас, что истощил для нас Себя всего, возлюбил нас не только больше всего создания, видимого и невидимого, более Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, всех Сил Небесных и всего земного царствия, но и более пресвятой души Своей, ибо душу Свою положил за нас на Кресте. Пишется же, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). И было бы не столь дивно, если бы Сын Божий «положил душу Свою за друзей Своих», то есть за праведных, за святых, которым Он говорит: «Вы друзья Мои, Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:14–15 ), – но дивно то, что Он положил душу Свою не за друзей, а за врагов Своих, за нас, говорю, грешных, и в том величайшая любовь Его к нам, недостойным, как говорит апостол: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). Уязвляет нас Бог Дух Святой стрелой любви Своей Божественной, исполняя любовью наши сердца, по слову апостольскому: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). О если бы мы поставляли сердца наши навстречу этим стрелам Божественным и сладким их ударениям, если бы мы с усердием принимали их и уязвлялись ими, мы были бы изрядными носителями язв Христовых! Но обратим мысленные очи наши к ныне празднуемому истинному носителю язв Христовых, святому великомученику Димитрию. В юности своей он носил духовные язвы любви Божественной в сердце своем, любя Господа своего всей душой своей, всем сердцем своим и всеми помышлениями своими, и, будучи уязвлен этими язвами, был мертв для греха и жив для Бога. Сладость же Господа своего, имя Иисуса Сладчайшего, имел в себе, как соты медовые, веруя сердцем и исповедуя устами (см. Рим. 10:10 ). Придя в совершенный возраст, он носил язвы Господа Иисуса на теле своем вторым образом, то есть умерщвлением, умерщвляя себя по-апостольски и говоря: «Я бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор. 9:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так, ап. Павел пишет: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:6-8). В той же главе ап. Павел цитирует прор. Исаию, противопоставлявшего сынов Израилевых и остаток, который спасется (Рим. 9:27, Ис. 10:22). Поэтому слова о том, что весь Израиль спасется (Рим. 11:26), надо понимать именно как избранных, остаток из еврейского народа. В Откр. 7 описывается видение 144 тысяч запечатленных из 12 колен сынов Израилевых — не всех иудеев, но лишь того самого остатка. А мы знаем, что в Церкви всегда были иудеи по плоти, начиная с Божией Матери и апостолов, среди них были и святые и христиане последующих времен, как свт. Епифаний Кипрский и прп. Роман Сладкопевец, и даже до сего дня в Церкви есть евреи. Все они, вместе с уверовавшими последних времен, и составляют названное в Откр. 7 символическое число . При таком понимании места Церкви в истории домостроительства спасения и истории человечества нет необходимости и возможности вновь пытаться ввести особые отношения для Бога и Израиля, тем более говорить о восстановлении храмового богослужения и жертвоприношений, а значит, с ними и остального закона, который есть лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1). Более того, Писание ясно говорит об отмене жертв (Евр. 10:8-9). Как же можно учить об их восстановлении? В одной из премилленаристских работ задается вопрос: «Почему, упоминая об осуществлении нового завета, новозаветные священнописатели умалчивают об обетовании возвращения Израиля в его землю?» Ответ авторов сводится к следующему: «Богословие завета с готовностью относит обетования нового завета к сфере духовного и считает, что в Церкви они исполняются не в буквальном смысле» . Тем самым Бога они представляют лживым (1 Ин. 5:10), не способным ясно сказать о Его собственной Церкви, т.е. внятного ответа на собственный вопрос не дают.

http://bogoslov.ru/article/3400449

Итак, предвечный Сын «во дни своей плоти» исполняет Свое безоговорочное послушание Отцу, которое открывает людям путь ко Спасению. Послушание это ведет Его к смерти. В Послании к Евреям, на языке ветхозаветного жертвенного богослужения, поразительно описывается сыновнее послушание воле Отца: «Посему Христос, входя в мир, говорит: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою, Боже»... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:5–7, 10 ). Смерть не была для Иисуса Христа концом пути послушания. Христос вошел в царство смерти как Господь, чтобы из него выйти по Своему изволению, «имея ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Все проповеди апостола Петра выражают эту очевидность, вдохновленную псалмами и пророчествами, «что Он не мог быть удержан смертью » (см. Деян.2:27, 31 ), так как Давид уже говорил, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:24–31 ; ср. Пс.15:8–11 ). Став Сам жертвою за грех и сделавшись за нас клятвою ( 2Кор.5:21 ), Иисус Христос взял на Себя грех мира ( Ин.1:29 ) и возмездие, которое последовало за этот грех. Но смерть Его была «смертью для греха» ( Рим.6:10 ) и для самой смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ), Бог освободил Его из ада ( Деян.2:24 ). Победа Христа над смертью предвосхищает окончательную победу в конце времен, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). «Поглощена смерть победою. Смерть! где же твое жало? Ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). В период преследований и испытаний, окружённый ненавистью, апостол Павел исповедует свою веру в победу Божественной любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Согласно апостолу Павлу, мысль которого движется от Воскресения из мертвых к восхождению одесную Отца, очевидно, что возвеличение Христа является необходимым завершением вольной смерти Сына, Его совершенного послушания, отдачи Своего тела. Своей жизни за жизнь мира. В Новом Завете Воскресение Христа определенно связано с «действием» Бога, Отца Иисуса Христа: выражение «Бог воскресил Христа из мертвых» дошло до нас со времён первой апостольской общины. Уже апостол Петр говорит, что Бог (то есть Отец) воскресил Его ( Деян.2:24 ): «Сего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

«Небольшой рог вел войну со святыми и превозмогал их». До эпохи реформации папство замучило свыше 15 миллионов «святых», которые держались чистого Слова Божия и не хотели участвовать в богослужении римской церкви. «Небольшой рог возмечтает переменить времена и закон». Папство заменило Божию субботу человеческим воскресением и, таким образом, отменило 4–ую заповедь десятословия. Небольшой рог будет господствовать 1 год, 2 года и полгода, а всего 3 ½ года или 42 месяца или 1260 дней. Но один пророческий день равен одному году, следовательно, владычество пап должно продолжаться 1260 лет. После этого срока власть у папства должна быть отнята, согласно пророчеству Даниила: «затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца, царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышняго» ( Дан. 7:26–27 ). Если провозглашение римского епископа главою церкви произошло в 538 г., то лишение власти папы через 1260 лет должно последовать в 1798 году. Так именно и случилось, говорят адвентисты. В феврале месяце 1798 г. французский генерал Бертье двинулся в Рим, взял в плен папу Папия VI и тем положил конец папскому правлению в Риме. С этого момента начинается «последнее время». В Откровении Иоанна Богослова папство, по мнению адвентистов, пророчески изображается, как «зверь из моря» ( Откр.13:1–8 ), которому дракон, т. е. Императорский Рим, передал свой престол и великую власть, и которому даны, были уста, говорящие богохульно, и власть действовать 42 месяца, т. е. 1260 дней (=лет). «Одна из голов зверя как бы смертельно была ранена». В 1798 г. французский генерал Бертье взял Рим и пленил папу. «Но эта смертельная рана исцелена». Папство оправилось. Затем, в Откровении папство, по мнению адвентистов, изображается еще, как «красный дракон», преследующий «жену» (« церковь детей Божиих»), которая убежит в пустыню и будет оставаться там 1260 дней (=л.) ( Откр.12:1–17 ) и, наконец, как «великая блудница», сидящая на звере багряном и облеченная в порфиру и багряницу, а красный цвет есть цвет пап и кардиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Лк.13:26 .  Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Это вообще говорится к израильтянам. Ибо Христос от них по плоти ( Рим. 9, 5 ), и с ними ел и пил. Впрочем слова: «мы ели и пили пред Тобою» можно разуметь и в высшем смысле. Совершая законное богослужение и принося Богу кровавые жертвы, (израильтяне) ели и веселились: слушали они в синагогах и чтение книг Божественных. И чрез пророков, без сомнения, Господь же учил. Ибо пророки не свое учение предлагали, но возвещали слово Божие, почему и говорили они: «так говорит Господь» ( Ис. 56, 1 ; Иер. 2, 1, 5 ; Иез. 3, 27 ). Итак, иудеям, если они не принимали веры, оправдывающей нечестивого ( Рим. 4,5 ), кровавого богослужения недостаточно было для оправдания. А по моему мнению, это может относиться и к христианам по имени, но нерадивым к жизни. И мы не едим ли Божественное Тело? И не пьем ли Кровь Божию пред Ним, ежедневно приступая к Божественной Трапезе? И не учит ли Господь на улицах – в душах наших? Но (нам не будет) никакой пользы, если мы будем (только) слушателями Божественного Закона, а не исполнителями ( Рим. 2, 13 ). Напротив, слушание послужит для нас причиной больших мук, подобно как и причастие Божественных Тайн поставится в осуждение. Примечай же, что отвержены те на улицах, коих учит Господь. Но если будем иметь Его Учителем не в широких, но в тесных, сокрушенных и истерзанных скорбью сердцах, то не будем отвержены. Лк.13:27 .  Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Лк.13:28 .  Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова Слова сии приличны как иудеям, к которым Господь говорил оные, так и неверующим последних времен. и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Лк.13:29 .  И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и (другими) предками (их), а они будут изгнаны вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Сам Христос уподобляет церковное единство органическому единению дерева и его ветвей ( Ин. 15:1–2 ). Но особенно подробно об органическом неделимом единстве Церкви говорит ап. Павел. Сравнение Церкви с деревом есть у ап. Павла ( Puм. XI, 17–24 ), но наиболее часто ап. Павел называет Церковь «телом» 7 . Уже самое название Церкви «телом» указывает на её единство; два тела между собой связаны быть не могут. Но что значит образ «тела», прилагаемый к Церкви? Образ «тела» в приложении к Церкви прекрасно раскрывает сам же ап. Павел. Многие, т.е. все, входящие в Церковь , составляют одно тело во Христе, а порознь один для другого – члены ( Рим. 12:5 ; 1Кор. 12:27 ). «Тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело... Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели, она потому не принадлежит к телу? Если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели, оно потому не принадлежит к телу?.. Бог расположил члены, каждый в теле, как Ему было угодно ( 1Кор. 12:12–18 ). «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело» ( Рим. 12:4 ). «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее почтение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:21, 24–26, 28 . Сравн. Рим. 12:6–9 ). Духовные силы к единению Но как возможно осуществление такого единения людей в Церкви, в церковной общественности? Ведь естественное греховное состояние человека более соответствует созданию только правового общества, потому что грех и есть самоутверждение или себялюбие, которое охраняется гражданским правом. Действительно, для человека, пока он будет охранять своё греховное состояние, совершенное единение будет пустой мечтой, которой не суждено осуществиться в действительности. Но здесь всё именно и разрешается истиной Церковью. Христос не учил только о единстве, о Церкви, но создал Церковь . Христос дал заповедь: «Любите друг друга» ( Ин. 13:34 ), но одной этой заповеди совершенно недостаточно. Эта заповедь, как всякая другая заповедь, сама собою ничего создать не может, если нет у человека сил для её осуществления. И если бы христианство ограничивалось только одним учением о любви, оно было бы бесполезно, потому что в наличной человеческой природе, искажённой грехом, нет сил для проведения в жизнь этого учения. О любви говорил и Ветхий Завет , и даже язычники, но этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Скажем ли, что небесный Отец благ более земных родителей, и потому даст вся благая просящим y Него? Правда; но Он и праведен более их, и потому не может дать недостойным. И даже, по самой благости, не может дать блага на зло просящим, дабы они не осквернили самого блага. На зло, конечно, просим мы, когда без любви просим у Всеблагого и Вселюбящего. Но что еще говорит закон духовный? — Он показывает, что не только исполнение молитвы, но и сама молитва, истинная и чистая, без истинной и чистой любви невозможна. « О чем молиться » учит Апостол, « как должно, мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными … Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых .» ( Рим.8:26–27 ). И чтобы кто-либо, слыша это, не остался в недоумении о том, как можно приобрести сие высокое ходатайство, Апостол немедленно присовокупляет: « притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу » ( Рим. 8:28 ). Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству; без нее все средства не достигаюг сей цели. Не будет светить светильник без елея: и молитва не озарит духа без любви. Не будет без огня курение кадила: и молитва без любви не взойдет к Богу. Что сказать о побуждениях к добродетели, которыми заменяют любовь не познавшие силы ее, — о страхе суда и надежде воздаяния? Это опоры, необходимые для созидающих дом душевный — но не на них лежит высота и красота здания духовного. Работающий из страха есть раб: трудящийся за воздаяние есть наемник. Раб, говорит Иисус Христос, « не пребывает в доме вечно ,» — можно присовокупить — и наемник; — ибо только « сын пребывает вечно » ( Иоан. 8:35 ). « В страхе есть мучение ,» говорит возлюбленный ученик, « в любви нет страха ,» зато « совершенная любовь изгоняет страх » ( 1 Иоан. 4:18 ). Другой Апостол Христианам, в противоположении с иудеями, говорит: « вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» » ( Рим. 8:15 ).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Добродетельная, самоотверженная, подвижническая жизнь приносит в душу не только упование на спасение, но и совершенное успокоение сердца в Боге и мир с Богом, который находится в неразрывной связи с беспрерывным покаянием. «Оправдавшись верою, – говорит апостол, – мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). Бог людей примирил Себе во Христе, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой состоят теперь все истинные христиане и хвалимся надеждой славы Божией ( 2Кор. 5:19 ; Рим. 5:2 ). Этот мир свидетельствуется ощущением благоволения Божия, созерцанием в духе светлого лица Божия, сознанием отнятия и изменения гнева Его на милость, радостным воззрением на небо. Прежде, до обращения от греховной жизни, был будто меч над главою, было страшно обратиться и подумать о Нем, а теперь со святым дерзновением христианин обращает взор к Богу и возносит глас молитвы. Но это пребывание в чувстве упования спасения и мира с Богом может быть, когда ничего нет на совести. Но так как по апостолу мы никогда не бываем без греха, то необходимо постоянно очищать совесть покаянием, чтобы быть в мире с Богом ( 1Ин. 1:9 ). Малые грехи – очищать ежечасным, ежеминутным раскаянием и молитвенным воздыханием к Богу до умирения духа, а великие грехи – не откладывая, исповедать духовному отцу и принять разрешение (си. выше гл. 11, §7 – о непрерывном говении, п. «а»). В неразрывной связи с усиленной подвижнической деятельностью ради живого союза с Господом христианин должен в себе иметь и напрягаться возбудить и всегда хранить чувство любви Отчей от Бога, чувство Его любви к нам как Отца к детям, и чувства своего сыновства, близости к Нему по благодати. «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духе усыновления, Которым взываем: «Авве Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:14–16 ; ср. Гал. 3:26–27 ), получившие усыновление ( Гал. 4:5–6 ). «Смотрите, – говорит апостол любви, – какую любовь дал нам Отец, – чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Сектант Объяснение православного 1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:14 и 7:26–28). 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» 1Тим. 2:6 ), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе ( Рим. 8:34 ); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26–27 ), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей. 2) На земле все христиане равны, все и священники: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 и Откр.1:6, 5:10 ). 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левина ( Исх.28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти ( Числ.3:10 гл. 16-я и 18:7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон». ( Евр.5:4 ). Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании ( Откр.1:6 и 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»...(5:1) и апостол Павел учит, что сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–12 ). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010