Кто же в других хранит свободу, тот, конечно, знает ее значение и сам обладает ею. В области же нравственных существ, по учению откровения, яснее всего открывается и другое свойство воли Божией, – ее святость, которая является здесь, как обязательное и ответственное требование святости от других, или что то же, как правда законодательная и мздовоздаятельная. «Един есть,– говорит апостол о Боге,– законоположник и Судия, могий спасти и погубити» ( Иак.4:12 ). Как законоположник, Он дает людям закон естественный ( Рим.2:14,15 ) и откровенный и требует от них, как способных и призванных к тому ( Еф.2:10 ), чтобы они не нарушали ни одной йоты его ( Мф.5:18,19 ), а напротив свято и неприкосновенно хранили его и через это приближались к той святости и к тому совершенству, какими обладает Он Сам ( Лев.19:2 ; Мф.5:48 ). Как судия же, Он имеет воздать «коемуждо по делом его» ( Рим.2:6 ; Мф.16:27 ), «да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор.5:10 ), вследствие чего тогда как праведники имеют наследовать уготованное им царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ), грешники имеют быть осуждены на мучение в огне вечном, уготованном дьяволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Могущество, наконец, воли Божией, по изображению Писания, сперва открылось в творческом произведении всего того, что было ей угодно создать, потому что «вся елика восхоте Господь, сотвори» ( Пс.134:6 ) и сотворил, как всемогущий творец, ибо «Той рече и быша, Той повеле и создашася» ( Пс.32:9 ). Оно затем непрерывно продолжает открываться, как в обычном, никогда не престающем промыслительном делании Божием в мире ( Ин.5:17 ), так и в особеннейших, чрезвычайных действиях, совершаемых иногда Богом для особенных Своих нравственных целей и о которых Псалмопевец говорит: «Благословен Господь Бог израилев, творяй чудеса един» ( Пс.71:18 ). В частности же, в области нравственного порядка оно проявляет себя тем, что здесь, без нарушения свободы людей, все волей Божией направляется к споспешествованию добру ( Рим.8:28 ) и ослаблению зла ( Быт.50:20 ; Ис.10:5–7; 37:29 ; Деян.3:14–18 ; Мф.2:13 ), пока не будет достигнуто окончательное и полное торжество первого над последним. Подобает бо Ему, говорит апостол о Владыке духовнонравственного царства, «царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама своима» ( 1Кор.15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  с упомянутым выше значением этого для веры). Имевшая ближайшее к этому отношению вера и по законе так же процветала между праведниками Ветхого Закона, как до закона ( Евр. 11 срав. блаж. Феодорита на ст. 2) и питалась надеждой получить обетование вечного наследия в царстве Христовом ( Евр. 11 , сн. 4, 9, срав. Мф. 5:5) в прямое, историческое подтверждение мысли св. Апостола, что Моисеев закон не уничтожил ни веры ( Рим. 3:31  сн. 4 гл.) ни тесно связанных с этой верой обетований ( Гал. 3:17,21–24, 29 ). 2. Заповеди закона и исполнение их, как условие к получению обетования: Новозаветный закон, как «πλρωσεις» ветхозаветного Один из фарисеев «законник» (νομικς – сведущий в законе), искушая Господа Спасителя нашего и не ведая того, что Он Сам есть Законодатель Ветхого, как и Нового Завета, спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей крепостью твоей, вот первая заповедь! ( Втор. 6:4,5 ). Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). Иной больше сих заповедей нет! А на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (сн. Мф. 22:34–35; Мар. 12:29–31 ; Мф. 22:40; срав. Мф. 22:36–39; Мар. 12:32–34 ; Лука 10:27–28). В этих изречениях Господа в связи с вопросом законника выражены следующие мысли: а) что иудейские книжники различали в законе большие и меньшие заповеди, хотя и не все было согласны в том, какая наибольшая. Одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие заповедь об обрезании, иные заповедь об очищениях 422 , некоторые (срав. Луки 10:27 ; Марк. 12:32–33 ) заповедь: возлюби Господа Бога твоего 423 ; б) что основоположением закона и пророков служит прежде всего заповедь о религиозно-нравственном отношении человека к Богу, проникнутом любовью 424 к Нему ( Марк. 12:29–30 ) и затем подобная первой заповедь о нравственном отношении к ближним, в духе той же любви ( Мар. 12:31  и пар. срав. толкователей на это); в) вторая заповедь подобна первой не только по важности (о. А. Михаил), но и потому, «что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается оного» 425 . «Ибо любящий Бога любит и создание Его; а ближайшее к Богу из созданий есть человек; следовательно, любящий Бога возлюбит и всех человеков. И наоборот, кто любит ближнего, тот тем более любит Бога; ибо, если он любит людей, которые часто бывают виной соблазна и ненависти, то тем более любит Бога, всегда благодеющего». (Блаж. Феофилакт, Благов. ч. 2, стр. 184). Таким образом, заповедь об отношении к ближним получает в толковании Господа не только нравственный, но даже и в известной степени религиозно-нравственный характер, подобно заповеди об отношении к Богу;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   Чтобы описать действенное присутствие Бога в мире и в действиях разумных существ, требуется дополнить вышеизложенное некоторыми примерами. Скажем, человек предпринимает действия, событие вызвано естественными причинами, сатана вершит козни, но всем этим управляет Бог. Далее: люди могут идти наперекор воле Божьей, как она выражена в заповедях, и тем не менее они выполняют Его волю, согласно которой вершатся все мировые события. Мотивы людей могут быть злыми, но Бог обращает их действия во благо (Быт 50:20, Деян 2:23). Но! Хотя грехи человеческие в Божьем ведении, Бог не является инициатором греха (Иак 1:13—17).    Бог присутствует во всем, что происходит в Его мире, не повреждая природу вещей, не нарушая естественных процессов и не подавляя свободную волю людей.    О зле (нравственном, духовном и физическом), заразившем мир Божий, Библия говорит: Бог допускает зло (Деян 14:16); Он использует зло в качестве наказания (Пс 80:12—13, Рим 1:26—32); Он извлекает из зла добро (Быт 50:20, Деян 2:23, Деян 4:27—28, Деян 13:27, 1 Кор 2:7—8); Он использует зло для испытания и воспитания тех, кого Он любит (Мф 4:1—11, Евр 12:4—14), и, наконец, однажды Он полностью избавит Свой народ от силы и присутствия зла (Откр 21:27, Откр 22:14—15).    Учение о божественном провидении убеждает христиан, что они не находятся во власти слепых сил (судьбы, случая, удачи, рока); все, что происходит с ними, заранее предусмотрено Богом, и каждое очередное событие является новым призывом верить, повиноваться и радоваться в сознании того, что все в мире служит нашему духовному и вечному благу (Рим 8:28). Один и три: троичность Бога     Ветхий Завет постоянно напоминает о том, что есть только один Бог, Бог Творец, давший людям откровение о Себе, и что поклонение и любовь должны предназначаться исключительно Ему (Втор 6:4—5, Ис 44:6—45:25). Новый Завет соглашается с этим (Мк 12:29—30, 1 Кор 8:4, Еф 4:6, 1 Тим 2:5), но говорит о трех божественных лицах: Отце, Сыне и Святом Духе (Рим 8, Еф 1:3—14, 2 Фес 2:13—14, 1 Пет 1:2). Историческая формулировка догмата о Троице стремится обозначить и охранить эту тайну, а не объяснить (поскольку ее объяснение лежит за пределами нашего понимания), и это ставит нас перед, возможно, самой трудной проблемой из тех, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться человеческому разуму. Однако эта формулировка истинна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

22 Внезапное, как озарение, осознание, что Бог ответил, полно драматического накала. Страдалец произносит слова молитвы, прося избавления «от пасти льва и от рогов единорогов», и ответ приходит. Молитва услышана. 23–32 Обращение к Богу всех народов земли. Внезапно наступает время славословий, праздничное время для Израиля (23–27) и для всего мира (28–32): ответ на молитву получен (25), бедные приглашены на пир (27), все позваны (30) и слово Его будет возвещаться будущим поколениям (31, 32). В Евр. 2:12 ст. 23 цитируется как мессианский, и действительно, что, кроме смерти Иисуса, может привести к таким результатам? Израиль и весь мир приглашаются к «трапезе» Мессии ( Ис. 25:6 – 10а; Отк. 19:9 ), Иисусу дана власть над всей Вселенной ( Мф. 28:18 ; Флп. 2:9–11 ), Его правда будет возвещена всему миру (32; Рим. 1:16–17 ). 26–29 О Тебе – Господь есть источник и объект прославления. Обеты… пред боящимися – исполнение обета сопровождалось принесением мирных жертв и праздничным обедом, на который приглашались бедные ( Лев. 7:11, 16 ; Втор. 16:10–12 ). 30 Смысл стиха заключается в том, что все равны перед Богом, как бы ни разнились между собой богатые (тучные земли) и неимущие. Возникает вопрос, что отражает метафора персть (т. е. прах). Относится ли она к бедности ( Пс. 112:7 ; ср.: 1Цар. 2:8 ) или к смерти ( Пс. 29:10 ; ср.: Иов. 7:21 )? Логика стиха позволяет высказаться в пользу первого предположения; упоминание персти смертной (16) говорит в пользу второго. 31–32 Что сотворил Господь – и в конце ст. 22 говорится о том, что Господь – избавитель. Именно поэтому звучит хвала Давида в ст. 26. И именно поэтому звучит обращенная к потомкам весть «о великих делах Божиих»( Деян.2:11 ). Псалом 22. Пастырь, спутник и хозяин В псалме звучит тройное свидетельство: Я ни в чем не буду нуждаться (1), не убоюсь зла (4) и я пребуду в доме Господнем (6). Соответственно этому псалом делится на три части, где сначала пасомый обращается к Пастырю (1–3), потом путник к своему Спутнику (4), затем гость к Хозяину (5, 6), и наше внимание переводится с провидения Божьего, которое обеспечивает все наши нужды, на покровительство и защиту Господа на нашем жизненном пути и на Его постоянную милость в настоящей и грядущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

19 Футон — традиционный японский тюфяк, который вечером стелится на татами и используется как постель, а утром убирается в стенной шкаф. 20 Котацу — комнатная жаровня, вделанная в пол и накрываемая сверху одеялом. 21 Амадзакэ — сладкий напиток из выброженного риса. 22 Хитоми — в переводе с японского языка буквально означает «зрачок», «глаза». 23 О-фуро — японская ванна с очень горячей водой. 24 Синтоизм (Синто — «Путь Богов») — национальная религия японцев, основанная на культе предков и вере в одухотворенность природы. 25 Рим. 14.1; 14.6. 26 Мф. 15.14; 13.30; 8.22; 6.34; 5.39; 5.44; Лк. 6.37, 38; Рим. 12.19; Мф. 10.28. 27 Рим. 8.35; 9.3. 28 Отк. 2.4. 29 «Повесть о принце Гэндзи» («Гэндзи моногатари») — классический японский роман XI b. писательницы Мурасаки Сикибу. 30 Есивара («равнина радости») — один из известнейших «веселых кварталов» в Эдо-Токио. Решетка отделяла женщин от клиентов, которые могли их рассматривать со стороны улицы. 31 Имя Каё буквально означает «прекрасные времена». 32 Имя Ханако буквально означает «цветок». 33 В грамматике японского языка отсутствует обозначение рода. 34 Бог Инари (буквально «Божество, приносящее рис») — Бог урожая риса, который, согласно мифу, научил японцев рисосеянию. 35 Цубо — мера площади, равная 3,3 кв. м. 36 Катакана — японская слоговая азбука, используется главным образом для записи иностранных слов. В данном случае это японизированная форма английского имени «Джун». 37 Нигиридзуси, тирасидзуси — виды суси, приправленный уксусом рис, покрытый сверху кусочками рыбы, овощей и т. д. 38 Камигата — южная часть о. Хонсю: район Киото и Осака. 39 Великое землетрясение в Канто, в районе Токио-Йокогама, во время которого погибло более 150 000 человек, произошло 1 сентября 1923 г. 40 В 1719 г. в княжестве Хаги глава клана Тёсю, Мори открыл для воинского сословия школу Мэйринкан. В основе образовательной программы школы лежала неоконфуцианская доктрина. 41 Дайкон — вид редьки, произрастающий на Дальнем Востоке и в странах Восточной Азии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

Ты говоришь: Христос учил делать в субботы добро и отсюда заключаешь, что нужно праздновать субботу. Но я спрошу: а разве Христос учил в остальные дни недели делать зло? Конечно, и ты ответишь: нет. А тогда-то, по твоему размышлению, и выйдет, что нужно праздновать не только субботу, но и всю неделю. Очевидно, приведенное тобою из Ев. Матфея (12:12) место имеет целью не узаконит празднование субботы для христиан, а только обличить понимание субботнего покоя, как полной бездеятельности. То же должно сказать и о твоей, Петр, ссылке на Ев. Мф.24:20 . И здесь нет никакого намека на необходимость празднования субботы для христиан. Ведь тогда пришлось бы чествовать и «зиму»!.. Христос же данными словами выразил только ту мысль, чтобы бегство не случилось в тяжелую зимнюю пору, или в скором времени, когда еще не настал конец субботы, как и всего еврейского закона. Так оно и случилось, ибо Иерусалим был разорен после смерти Христа, т. е. когда произошла уже кончина закона, а с ним и субботы ( Рим.7:4–6, 10:4 ). Но если Христос, как «подзаконный», соблюдал субботу, то Он же в тех случаях, когда желал показать наступающий уже конец субботы, резко нарушал ее и совершенно отменял законную субботу. В самом деле, хотя суббота и была дана для евреев ( Исх.16:29 ), но так, что не еврей господствовал над субботою, а суббота была господином еврея и давила его непосильным бременем. Всякий, кто стал бы делать в субботу какое-нибудь дело, подлежал смерти ( Исх.20:10, 31:14–15 ; Иер.17:21–27 ). И выходило, что человек для субботы, а не суббота для человека. Когда Христос сказал: «можно в субботу делать добро» ( Мф.12:12 ), то это было уже нарушением законного обычая чествовать субботу полной безработицей. И если можно было в субботу Христу исцелить сухорукого, слепорожденного, расслабленного 7) и др., то еврею, на основании требований закона, ни под каким предлогом нельзя было сделать какого-либо дела, хотя бы и доброго, на пользу себе или ближнему (сравн. Исх.20:10, 31:14–15 ; Иер.17:21–27 ; Числ.15:32–33 ; Неем.10:31, 13:15–22 ). Но еще сильнее сказалось отвержение Христом законной субботы, когда Он оправдал нарушение её Своими учениками ( Мф.12:1–7 ) и затем прямо заявил: «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мк.2:27–28 ). Здесь уже ясно указана Христом власть Его над субботою, как Господина над рабом, и в этой власти кроется разъяснение безнаказанности для учеников Христовых нарушения субботы. Да и как было наказывать за нарушение субботы по закону, когда приближалась полная кончина и самого закона! И только слепые враги Христа, иудеи, искали убить Его за то, что Он « нарушал субботу» ( Ин.5:16–18 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

62 Христианин не должен гневаться. I. Библейские изречения о гневе: «Гнев... мужа правды Божия не соделывает» ( Иак.1:20 ). – «Лучше муж долготерпелив паче крепкаго... удержаваяй же гнев паче вземлющаго град» ( Притч.16:32 ). – «Муж гневливый воздвигает свар, муж же ярый открывает грехи» ( Притч.29:22 ). – «Тяжко камень и неудобоносно песок, гнев же безумнаго тяжший обоего. Безмилостивна ярость и остр гнев» ( Притч.27:3–4 ). – «Гнев и ярость, и сия суть мерзость, и муж грешник одержан ими будет» ( Сир.27:33 ) – «Муж ярый устрояет брани, долготерпеливый же и будущую укрощает» ( Притч.15:18 ). – «Помяни заповеди и не гневайся на ближняго» ( Сир.28:7 ). – «Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем» ( Еф.4:26 ). – «Темже, братия моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати, косен во гневе» ( Иак.1:19 ) – «Не бывай друг мужу гневливу и со другом жестокосердым не соводворяйся» ( Притч.22:24 ). – «Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возмется от вас, со всякою злобою» ( Еф.4:31 ). – «Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Рим.12:19 ). – «Да не возненавидиши брата твоего во уме твоем, обличением да обличиши ближняго твоего: и не приимеши ради его греха» ( Лев.19:17 ). – «Ни единому... зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки» ( Рим.12:17 ). – «Рвение и ярость умаляют дни, и печаль прежде времене старость наводит» ( Сир.30:26 ). – «Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду» ( Мф.5:22 ). – «Безумнаго... убивает гнев, заблудшаго же умерщвляет рвение» ( Иов.5:2 ). II. Святоотеческие свидетельства о гневе: а) «Нет ничего неприятнее, постыднее и опаснее, как человек, предающийся гневу; легче жить вместе с диким зверем, чем с таким человеком, потому что удобнее укротить свирепое животное, чем человека, находящегося в ярости» (Св. Злат. бес. 29 к народу). б) «Когда гнев преобладает над разумом и царствует в человеке, тогда человек делается свирепым животным» (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Даже безнадежные грешники могут получить Его прощение и милость. Но при этом их поведение должно свидетельствовать о том, что они действительно ждут этой милости от Бога (ср.: Мф. 6:12; 18:21–35 ). 4:25–34 Смирение и исцеление Все сбылось по слову Божьему. Спустя год, вместо того чтобы покаяться, Навуходоносор вновь начинает возвеличивать собственную персону, упиваться мыслью, что это он построил Вавилон силою своего могущества (27; ср.: Ис. 13:19 ). Его достижения в градостроительстве действительно грандиозны: он построил висячие сады – одно из семи чудес света, – чтобы они напоминали его жене Амитис, уроженке Мидии, о ее родине. Но его гордыня была непомерна, он видел себя во главе Всемирной монархии, что ему якобы было предназначено вавилонским богом Мардуком (или Мародахом). Вряд ли Навуходоносор считал своим кредо слова из Пс. 126:1 . Божественный приговор (объявленный в ст. 28–29) предусматривал полное смирение гордыни царя. Он потерял и свою власть (28), и свой разум (31). Его собственные слова о том, что разум возвратился к нему (31), подтверждают точку зрения о необычном умопомешательстве Навуходоносора: редкой душевной болезни (ныне известной как ликантропия). Такова мощная сила воздействия Слова Божьего (ср.: Иер. 25:15–16 ). Царь считал себя великим человеком (3:1–6; 4:27) и превратился в животное. Он поставил золотого истукана для поклонения себе как божеству и лишился возможности жить как человек, сотворенный по образу и подобию Божьему ( Быт. 1:26–27 ), утеряв последние следы славы (ср.: Рим. 3:23 ). И теперь, находясь в скотском состоянии в буквальном смысле этого слова, царь пожинал то, что посеял ( Гал. 6:7–8 ). Своевременное искреннее раскаяние Навуходоносора могло бы быстрее принести ему мир (24). Даже теперь Бог смирял его сердце не дольше, чем это было необходимо. Божественное доколе (29) вселяет надежду на восстановление. Но прощение не было произвольным, оно свершается лишь в контексте молитвы смирения (Я, Навуходоносор возвел глаза мои к небу, 31) и приводит к прославлению Бога. Царь восславил величие и всемогущество покаравшего его Бога (32). Впервые в словах царя прозвучало признание вечного владычества Всевышнего как Бога завета (в роды и роды, 31; ср.: Исх. 20:5–6 ; Пс. 102:7–8 ), истинного и праведного (34). Он противостоит гордым и дарует милость смиренным (34; ср.: 1Пет. 5:5 ). Слова Навуходоносора перекликаются с Пс. 17:26–28 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Что касается мнений других, и почти большой части, о Боге и Промысле, то легко видеть, как согласно друг с другом они говорили: одни совершенно отвергли бытие Бога и Промысла, другие же признавали Бога и утверждали, что всё управляется Промыслом. Поэтому, разумному читателю или слушателю должно обращать большое внимание на то, что говорит каждый из них, – как сказал Симил; «Поэты обыкновенно – хороши ли они или худы, говорят одинаково; но нам должно судить». Итак, должно тому, который критически исследует мнения философов и поэтов, тщательно внимать и обсуживать то, что ими говорится. Так же говорит Филимон: «Скучно, когда сидит бестолковый слушатель; по своей глупости он не умеет судить». 13 . О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком-либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «Глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих» ( Притч.4:25 ). Евангельский голос ещё сильнее учит о чистоте, говоря: «Всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведётся с женою, кроме вины блуда, подаёт ей повод прелюбодействовать» ( Мф.5:28–32 ). И ещё говорит Соломон: «Кто привяжет огонь к одежде, не сожжёт ли свою одежду? Или, кто пройдёт по горящим угольям, не сожжёт ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным» ( Притч.6:27–29 ). 14 . И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: «Скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось в радости их» ( Ис.66:5 ). И Евангелие говорит: «Любите врагов ваших, и молитесь за оскорбляющих вас. Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? И хищники и мытари это делают» ( Мф.5:44, 46 ). Делающих же добро учит не тщеславиться, дабы не были человекоугодниками. «Ибо пусть не знает, – говорит оно, – рука твоя левая, что делает рука твоя правая» ( Мф.6:3 ). И ещё Слово Божие повелевает нам повиноваться начальствам и властям и молиться за них, чтобы «нам проводить тихую и спокойную жизнь» (Тим.2:3). И учит «воздавать всем всё: кому честь – честь; кому страх – страх; кому дань – дань, и не оставайтесь должным никому ничем, кроме только взаимной любви» ( Рим.13:7 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

О крещении О равенстве 1Кор.7:20 . Под званием апостол здесь разумеет различные положения в обществе. Этих положений он не уравнивает, различий между ними не уничтожает: ст.21–24; Еф.4:1 . Обратившись ко Христу, господин может продолжать быть таковым, раб пусть продолжает подчиняться господину, римский гражданин пусть пользуется исключительным правом неприкосновенности: Деян.16:37; 22:25–29 . О повиновении властям О браке О таинстве брака 1Кор.7:39 . Если бы в Церкви Христовой от начала не существовало таинства брака, а был бы только так называемый гражданский брак, то апостол только и сказал бы об овдовевшей женщине: «свободна выйти за кого хочешь»; но он прибавляет: «только в Господе». Священнодействие, чрез которое совершается брак о Господе, и есть таинство брака, видимым совершителем которого бывает иерей, а невидимым Сам Глава Церкви Господь, сочетающий во единого человека Свои члены, – мужа и жену: Мф.19:6 ; Еф.5:31–32 . О знании откровений 1Кор.8:1–2 . Говоря о знании об идоложертвенных яствах, апостол поясняет, что знание о них не так важно, ибо оно может надмевать, а противопоставляет этому знанию любовь, которая назидает: 1Кор.13:4 , и, в предупреждение самохвальства этим знанием, апостол говорит, что такое знание ничего не значит по сравнению с знанием, могущим открыться в будущем веке: 1Кор.13:12 . Об иконопочитании 1Кор.8:4–5 . Эти слова нельзя относить к св. иконам потому, что здесь прямо говорится об «идолах» и «богах», которые себе делали язычники, а по примеру их иногда и «дом Израилев«. Идолы, напр. Юпитер и Ваал, суть выдуманные лица и, следовательно, изображения их не действительны, а только воображаемы, между тем изображаемое нами воплощение Сына Божия, пребывание Его на земле, страдание и воскресение, все это факты совершившиеся: Ин.1:14 ; Евр.2:14 ; Деян.13:27–28 . О посте 1Кор.8:8 . Апостол Павел хотя и сказал здесь о пище, что «едим ли мы, ничего не приобретаем, и не едим ли, ничего не теряем», но в другом месте предостерегает от свободного выбора в пище: Рим.14:15, 20 , и ясно указывает на различие пищи: 15:21.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010