Намного трагичнее была холодность и черствость со стороны некоторых представителей РПЦЗ к беженцам с советских территорий. Старая эмиграция нередко относилась к изгнанникам военного времени как к людям, «испорченным» жизнью при коммунистической диктатуре. Некоторые русские эмигрантские общины по этой причине были фактически разделены. 390 Весьма печально, что жертвами такого отношения становились и священнослужители, например епископ Павел (Мелетьев). Исповедник, 10 лет проведший в сталинских лагерях и ссылках, в годы войны находился в лоне Белорусской Церкви. Вместе с немцами он ушел в Европу и долгое время скитался, не имея жилья и ночуя под открытым небом. Епископ Павел не получил помощи от Синода и впоследствии писал, что встретился с жестокостью и непониманием со стороны правителя дел Ю. П. Граббе. Более того, архипастырь опасался выдачи большевикам, которые развернули охоту за «предателями». В результате епископ попросил защиты у римо-католиков и получил у них приют. 391 Через некоторое время епископ Павел перешел в Римско-Католическую Церковь , а Архиерейский Синод РПЦЗ запретил его в священнослужении и отлучил от причастия. 392 Присоединение к Московскому Патриархату клириков в Китае, Болгарии, Германии и Чехословакии Несмотря на присоединение к РПЦЗ некоторых иерархов и бежавших из СССР священников, положение Зарубежного Синода в конце Второй мировой войны было весьма непростым. Стоя на грани гибели, нацистское государство по-прежнему препятствовало контактам между архиереями Русской Зарубежной Церкви. Линии фронтов, боевые действия, разрушение коммуникаций, опасность гибели и советского плена – все это не способствовало нормальной деятельности Архиерейского Синода, а также создавало вокруг него информационный вакуум. Вне связи с Синодом в 1945 г. были епархии в Америке и Китае. Весной и летом 1945 г. многие не имели представления, действует ли Зарубежный Синод. По свидетельству архиепископа Димитрия (Вознесенского), служившего в Маньчжурии, местные архиереи с самого начала войны и спустя год после ее окончания не имели сведений ни о митрополите Анастасии, ни о деятельности Синода. 393 Митрополит Серафим (Лукьянов) также свидетельствовал, что с конца 1943 г. не имел связи с митрополитом Анастасием. 394 Разрозненные приходы Зарубежной Церкви переписывались друг с другом, часто не имея представления, какой церковной власти теперь предстоит подчиняться. Сориентироваться в условиях военного беспорядка было нелегко, и отсутствие сведений о Синоде стало одной из главных причин перехода части клириков Русской Зарубежной Церкви под омофор Патриарха Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православное богословие рассматривает жизнь человека как призвание к совершенству и весь этот процесс объясняет как путь синергизма человека с Богом, завершением которого является теосис, обожение. С этой точки зрения учение римо-католиков об удовлетворении, об индульгенциях и о существовании чистилища для православного богословия неприемлемо. Из истории нам известно, что именно продажа индульгенций в Германии «дала старт» реформатскому движению на Западе. В учении об удовлетворении, индульгенциях и чистилище римско-католическое богословие применяет принцип юридического подхода. С православной точки зрения в отношении к Своему созданию и особенно к человеку Бог всегда предстает как Любовь и хочет, чтобы каждый человек достиг спасения. Римско-Католическая Церковь в случае необходимости допускает совершение общественной исповеди со всеобщим разрешением от греха. Этот принцип можно применить в случае смертельной опасности. Елеопомазание больных до II Ватиканского собора понималось на Западе как последнее помазание перед смертью для исхода из этого мира. Лишь II Ватиканский собор исправил предшествующее учение и определил это Таинство как помазание больных (п. 1499). Церковь исцеляет немощных, потому что Христос приходит на помощь каждому человеку, который страдает и нуждается в помощи. Такова исходная мысль в учении и обосновании этого Таинства. Исцеление больных – одна из обязанностей Церкви, полученных ею от Христа (пп. 1506–1509). Библейским основанием совершения этого Таинства, согласно римско-католическому учению, является текст из Послания святого апостола Иакова (5:14–15). Апостольская конституция «Sacram unctionem infirmorum» от 30 ноября 1972 года в духе II Ватиканского собора установила следующий способ совершения Таинства Елеопомазания больных: «Таинство Елеопомазания больных преподается лицам, опасно больным» посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем – оливковым маслом или маслом других растений – и произнесения один раз слов: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»» (п. 1513). Далее констатируется, что помазание больных преподается не только тем, чья жизнь находится в крайней опасности, но и каждому человеку в случае любой болезни. Совершителем Таинства может быть епископ или священник. Оно совершается путем возложения на больного рук епископа или священника, которые молятся над ним и помазуют его елеем» который, если это возможно, должен быть освящен епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Результаты вскоре сказались. В начале 16-го столетия родился в Германии Протестантизм – протест против злоупотреблений Римского епископа, и, в частности, – преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект. Рим и Россия Для нас, русских, важно рассмотреть, каковы были взаимоотношения между Россией и Римом на протяжении истории. Уже на заре крещения Руси (в конце 10-го столетия) Римский папа послал в Корсунь посольство, чтобы отклонить князя Владимира от союза с православной Византией. С той же целью посылались посольства в Киев. Папа пытался влиять через королей Польши и Чехии, а также старался использовать княжеские междоусобицы. При нашествии татар на Россию папы направляют на нее оружие шведов, меченосцев и венгров. Потерпев неудачи на поле брани при кн. Александре Невском, папа предлагает свою помощь против татар. Получив ответ: «Не в силе Бог , а в правде», – папа отвечает вооруженными наступлениями в 13-ом веке, и снова – в Смутное время в 1605–1612 гг. Наступательная позиция Рима в отношении Православия не прерывалась на всем протяжении истории России. Польша была объявлена папой «миссионерской территорией», где основным методом миссионерства явилось насилие. В нашем столетии с 1919 г. до 1929 г. римо-католики отняли у православных 43 процента храмов. С первой четверти нашего столетия новым органом обращения православных в католичество явился «Восточный обряд». Сколько раз католические прелаты с ожесточением утверждали, что «Господь выметает железной метлой православный Восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь . В 1926 и 1928 годах восточно-католический представитель ездил в Москву, чтобы налаживать унию с обновленческой церковью и связь с марксистским интернационалом. Иезуит Швайгель утверждал, что большевики прекрасно подготовили почву католическим миссионерам, а благочестие и страдания русского народа служат залогом успеха проповеди унии. Факты свидетельствуют о том, что агрессивное отношение Ватикана к Православию им не оставлено и по сей день. Основные различия между Православием и Католицизмом

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Мы видим, как травят сегодня Лукашенко. Травля, откровенное сатанинское нападение на Белоруссию и её лидера представляются всему населению земного шара, как «борьба за справедливость», «борьба с диктатором». Кто устраивает травлю? Те, кому просто не нужны не только национальные лидеры, но вообще какие-либо, претендующие на самостоятельность политические фигуры. Мировым силам нужна серость, слизь и мразь. Послушная, угодливая мразь, готовая озвучивать своим подчиненным любые античеловеческие требования. Вот такие, как, например, Макрон. СМИ сообщают: «Президент Франции Эммануэль Макарон поддержал протестующих в Белоруссии. Об этом он написал в Twitter . По мнению французского лидера, Европейский союз (ЕС) должен «продолжать мобилизоваться вместе с сотнями тысяч белорусов, которые мирно демонстрируют уважение своих прав, свободы и суверенитета». С какой стати Макрон лезет в дела другого, независимого государства? Макрон призвал поддержать врагов Белоруссии, которые сегодня пытаются на деньги мировых сил разрушить республику. Он, по сути, поддерживает агрессию в отношении Белоруссии, объявляет ей войну. Еще новости из Евросодома: «Главы МИД Евросоюза на прошедшем неформальном заседании Совета Европы не признали итогов выборов в Белоруссии, осудили задержания и нападения на белорусских граждан и журналистов. ЕС намерен начать проработку расширения санкций в отношении республики… Канцлер Германии Ангела Меркель осудила жестокое обращение с протестующими, а официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт призвал освободить всех задержанных». Против Белоруссии и её национального лидера уже даже выступила Римо-Католическая церковь в лице епископа Витебского, Олега Буткевича, который опубликовал обращение к гражданам Белоруссии, заявив о «не совсем корректном подсчете голосов» по итогам состоявшихся президентских выборов и призвал искать правду. Редакция РНЛ пишет: «В разных местах Белоруссии католические священники выходят на улицы к протестующим, передаёт белорусское издание «Наша со ссылкой на catholic.by. Вечером 9 августа так поступили клирики кафедрального прихода в Гродно. Ксёндзы, несущие служение в приходе Матери Божьей Фатимской в Жодино, также вышли к людям, собравшимся на улицах города. Об этом на своей странице в Facebook 11 августа написал отстраненный от служения православный священник, а ныне блогер Александр Шрамко. На официальном сайте белорусских католиков данные акции описываются с явной симпатией к организаторам протеста».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/17/pr...

Имморталисты (immortalis) утверждают, что свободная от первородного греха Дева Мария не должна была умереть, и перешла без смерти в мир горний. Но это противоречит Преданию Церкви (особенно Иерусалимской церкви), которое утверждает, что Богородица умирала плотью. И святые отцы говорят это (Модест Иерусалимский, преп. Андрей Критский, св. Иоанн Дамаскин). Морталисты (mortalis), или «смертники», говорят, что есть признаки непорочного зачатия, и есть Предание о смерти Богородицы. Поэтому смерть Богоматери была реальной, но добровольной, и, следовательно, Она является соискупительницей (coredemtrix) рода человеческого. (Если это принять, как догмат, то придется менять всю догматическую систему РКЦ). Были еще явления Божией Матери на Западе. Например, в 1852 г. во Франции в Лурде являлась прекрасная дева, которую видели и слышали лишь трое детей. Дева сказала им: «Я есть непорочное зачатие». И это случилось в праздник Благовещения, что позволяет отнести слова девы к непорочному зачатию Сына Божия. Факт этих явлений, конечно, не стоит отвергать; нельзя и сказать, что над Западной Европой нет Покрова Божией Матери. Но интерпретация явлений может быть различной. Раздел II. Современное состояние католической церкви По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) - это около 15% населения Земли. Из них: — католических епископов 3500 чел. (с униатами); — пресвитеров около 400 000 чел.; — членов различных монашеских организаций, «религиозов» около 2 млн. чел.; — кардиналов около 250 чел. В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.). На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм - наиболее растущая конфессия (в 1945 г. - 15% населения католики, в 1987 г. - 20%). В США активно

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Но причиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитет папства должен сохраниться ради него самого. При Льве X проходил еще один Вселенский Католический собор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора было упорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенций вредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял. Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал по совместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатить за это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал в епархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть — императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: «Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня». Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами. Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал с борьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста), отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. чел. - большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция. Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦ может развалиться. И меры были приняты - решения Тридентского собора и образование ордена Иезуитов. Тридентский собор, XIX Католический (1545-1563 гг.) За время работы собора сменились папы: Павел III (+ 1549 г.), Юлий IX (+ 1555 г.), Марцелин (+ 1555г.), Пий IV (+ 1565 г.). Первые шаги предпринял Павел III в 1536 г., издав специальную буллу. Но были расхождения между испанско-германским императором Карлом V и Французским королем Франциском I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Римо-католики и протестанты (баптисты и пятидесятники составляют исключение) совершают крещение не через погружения, а через обливание и окропление. В пользу практики Православной Церкви — полного троекратного погружения в воду — говорит вся христианская древность. Через погружение крестился Сам Христос; через погружение крестили первые проповедники христианства (см. Деян.8:37-38 ); о погружении свидетельствуют особые, приспособленные для этой цели крещальни, которые до сих пор сохранились при некоторых древних храмах в Риме и других местах на Западе; погружение соответствует главной идее таинства: погружаясь трижды в купель, крещающийся спогребается Христу в смерть и затем совосстает с Ним в жизнь вечную ( Рим.6:4 ). При православном крещении произносятся слова: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». В 15м веке католики изменили эту формулу и с тех пор католические священники, обливая крещаемых, говорят: «Я крещаю тебя…». Сектанты считают крещение младенцев ничем не оправданным дополнением к учению Иисуса Христа. Дух Святой, руководящий жизнью Церкви, не ошибается в Своих действиях. Так вот, именно внушением Святого Духа и установлена практика крещения младенцев. Утверждение баптистов, что первоначальная практика христианской Церкви состояла в крещении только сознательно принявших веру взрослых, является мало веским аргументом, не имеющим подтверждения в церковной истории. Если практика крещения детей была нововведением, как же она распространилась повсюду и утвердилась и на христианском Востоке и Западе, не вызвав никакого сопротивления со стороны христиан? Ведь верующие первых веков были несравнимо более ревностны и строги в отношении как религиозных вопросов, так и практики церковной, чем нынешние члены Церкви. Если бы крещение младенцев было делом новым, оно смогло бы утвердиться только после больших споров, в результате борьбы, а, быть может, и разделений. Однако история Церкви ничего нам не сообщает о спорах среди христиан по поводу крещения младенцев. Впервые возражения против крещения детей появились в Германии в 16м веке со стороны анабаптистов. Что же происходило во все эти 15 веков после Рождества Христова? Неужели можно серьезно полагать, что вся Вселенская Церковь из-за крещения детей оторвала себя от Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Получив свободу действий в Болгарии, латинские миссионеры быстро развернули наступление на греков, упирая на те моменты, в которых византийская практика расходилась с их собственной: браки духовных лиц, правила соблюдения поста и, прежде всего, Filioque. В самом Риме Filioque еще не употреблялось, но Николай оказал полную поддержку немцам, настаивавшим на его введении в Болгарии. Папство, посредничавшее между франками и греками в 808 г., больше не сохраняло нейтралитет.    Естественно, Фотий был весьма встревожен ростом германского влияния на Балканах. Но еще больше встревожил его навязанный латинянами спор о Filioque. В 867 г. Фотий приступил к активным действиям. Он направил другим восточным патриархам окружное послание, где выставил подробные опровержения Filioque и обвинил в ереси тех, кто его употреблял. Фотия часто упрекали за это послание: даже выдающийся римо-католический историк Френсис Дворник, в целом относящийся к Фотию с большой симпатией, в данном случае называет его поступок «бесполезной атакой» и заявляет, что «это ошибочное действие было непродуманным, поспешным и чреватым фатальными последствиями». Но если Фотий в самом деле считал Filioque еретическим, могли он поступить иначе? Следует также напомнить, что не Фотий первым сделал Filioque предметом раздора, а Карл Великий и его богословы семьюдесятью годами раньше. Так что изначально нападающей стороной был Запад, а не Восток. Вслед за отправкой окружного послания Фотий созвал собор в Константинополе, который принял решение об отлучении папы Николая, объявив его «еретиком, опустошающим виноградник Господа».    В этот критический момент ситуация в целом внезапно изменилась. В том же году (867) Фотий был низложен императором. Игнатий вновь взошел на патриарший престол, и общение с Римом было восстановлено. В 869—870 гг. состоялся повторный собор в Константинополе, известный под именем «антифотиева собора». На нем бывший патриарх был осужден и предан анафеме, а решения собора 867 г. пересмотрены. На открытии этого собора, известного позднее на Западе как Восьмой вселенский собор, присутствовали всего 12 епископов, хотя на последующих заседаниях количество участников доходило до 103 чел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Император и Церковь Нет в истории раннего христианства вопроса, который бы изучался и обсуждался более дотошно, чем вопрос о роли императора, начиная с Константина, в делах Церкви. Нет сомнения, что конфессиональные или философские пристрастия историков часто влияли на их заключения. Протестантские ученые XIX века, осуждавшие цезарепапизм (понятие, согласно которому император действовал как глава Церкви), косвенно боролись против господствовавшего в Северной Европе после Реформации режима, стремившегося свести христианство к государственному департаменту (cujus regio, ejus Чья область, того и вера—принцип, установленный в 1555 г. в результате войны между императором Карлом V и протестантскими князьями Германии. — Римо–католические историки, со своей стороны, обычно принимали как норму средневековое главенство пап на Западе. Они последовательно и часто пытались применить те же критерии к истории ранней Церкви и видели в византийском Востоке жертву узурпации императорами папской власти. И наконец, историки светские часто были не согласны с религиозными мерками поздней античности: их интерпретация церковной истории как циничного самодержавия императоров была удобным низведением сложной реальности к привычным секулярным социально–политическим понятиям. Вопрос этот исследуется здесь не подробно, а лишь в свете нескольких фактов, почерпнутых из текстов и истории . Римская империя, принявшая в IV веке христианство и затем сделавшая его своей государственной религией, была империей, управлявшейся самодержавно лицом—или лицами, — которые считались божественными. Обожествление императора имеет древние корни, особенно в эллинизме. К IV веку это была уже сравнительно древняя традиция, восходящая к Юлию Цезарю и Августу. Ее поддерживали Цицерон, Овидий, Гораций и Вергилий, и она вошла составной частью в социальную ткань Империи. Христиане столкнулись с ней во время преследований, когда их библейский монотеизм, провозглашавший исключительную верность только одному Христу как единому Господу (Kyrios), понуждал их отказываться от участия в культе императора, и отказ этот был равносилен нарушению гражданской лояльности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Приход царицы Грузинской Тамары (Ахен) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Приход царицы Грузинской Тамары - приход Русской православной церкви в Ахене. Содержание История [ править править код ] Приходу в городе Ахене 14 лет, но первые Богослужения спорадически проводились с 2000-го года. Идею основания прихода в городе Ахене подал выдающийся священник русского Зарубежья протоиерей Леонид Цыпин, к сожалению ныне покойный. Он же и совершал первые богослужения для небольшой группы православных в бывшем иезуитском храме, принадлежащем ныне Константинопольской патриархии. Какое-то время совершал нерегулярные Богослужения и протоиерей Евгений Ильюшин. Однако регулярные Богослужения начались в городе Ахене с прибытием туда архимандрита Иосифа в 2002 году. Его усилиями община находила себе кров сначала в часовне, принадлежащей Римо-католической церкви в Бурдшайде, а затем в храме женского городского монастыря. Последние 8 лет приход занимает помещение бывшей городской молодёжной дискотеки по адресу Schützenstrasse 13. Приход посвящён святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. Такое посвящение объясняется простым фактом. 1/14 мая настоятель, архимандрит Иосиф, был приглашён обербургермайстером города Ахена, доктором Юргеном Линденом и ему было сообщено, что идя навстречу духовным нуждам православных жителей города, штадтрат и обербургермайстер приняли решение предоставить нам это помещение. Поскольку в этот день святая Православная Церковь празднует память святой благоверной Тамары, царицы Грузинской, не было даже и вопроса кому посвящать будущий храм. Единодушно было решено, что храм будет посвящён святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. Данное посвящение было благословлено и утверждено Высокопреосвященнейшим Феофаном, архиепископом Берлинским и Германским. Учитывая специфику зарубежных приходов, Его Высокопреосвященство посоветовал и благословил иметь престольным праздником прихода воскресенье святых Жен-мироносиц, ибо в это пасхальное воскресенье также совершается и память святой благоверной Тамары, царицы Грузинской. В условия рассеяния это очень важный момент, ибо только в воскресный день община может собраться во всей своей полноте.

http://azbyka.ru/palomnik/Приход_царицы_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010