Cp. J. A. Dοrner. Entwickelungsgeschichte der Lehre von der Person Christi von den ältesten Zeiten bis auf die neueste. 2 Aufl. Th. II. Berlin 1853, 168. A. Б. 97 По вопросу о человеческом знании Христа см. в особенности Ch. Gore, Dissertations on subjects connected with the incarnation. (1895) 1907 3 London, p. 71–225: The conciousness of our Lord in His mortal life. H. C. Powell, The principle of the incarnation with especial reference to the relation between our Lord’s divine omniscience and His human consciousness. Loudon 1896. Ср. также J. Lebremon, Les origines du dogme de la Trinité. Paris 1910, p. 447–469. М. Скабалланович , в статье „Communicatio idiomatum“, в Богословской Энциклопедии, т. XII 609–617. А. Б. 98 ) Первый выступил у монофиситов с тритеитским учением некто Иоанн Аскоснагис. О тритеитских спорах см. у А. П. Дьяконова, Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. Спб. 1908, 125–143. А. Б. 99 Современные нам монофиситы — яковиты, копты, абиссинцы и армяне, все принадлежат к севирианской — феодосианской ветви. — В исторических памятниках встречается название севириан „диакриноменами“. ο διακρινμενοι. Смысл этого слова: „сомневающиеся, нерешительные“, а в лучшем смысле: „разборчивые“. Ср. Римл. XIV, 23 („ а кто сомневается, δ διακρινμενος, если ест, осуждается, κατακρνεται, потому что не по вере, а все, что не по вере, грех“); 1 Кор. XI, 31 (ε γρ αοτος διεκρνομεν, οκ ν κρινμεθα). В этом названии сказывается взгляд православных полемистов на севириан, несколько напоминающий отзыв Афанасия В. об омиусианах. Полемическое изучение произведений Севира приводило православных к заключению, что в этом учении больше внутренних противоречий и непоследовательности, чем осязательных заблуждений; и так как не усматривали прямо и последовательно отрицательного отношения к православному догмату по его содержанию, то и пытались устроять унии с „диакриноменами“. В этом отношении любопытен отзыв полемиста VI в. Евстафия. Он вовсе не симпатизирует ни „двуголовой лисице“ — Севиру, ни „двуязычным змеям“ — севирианам; однако свое суждение об этой системе выражает так: «они придумали „одно естество“ и употребляют его в подрыв „двум“ (естествам); а потому и предают анафеме тех, которые говорят о двух естествах по соединении. И однакоже логика фактов вынуждает их самих (κα τογε τη χολουθα τν πραγμτων συνελαυνμενοι) часто говорить о двух естествах, как это нами выше доказано. Кто говорит: „одно естество Бога Слова воплощенное и одушевленное разумною душою“, и не исповедует „два естества“, тот походит на человека, который сказал: „полтора да три шестых (1 1/2–3/6)“, и не хочет сказать, что эти цифры в сумме составят два». 100

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Римл. гл. XII, 4 – 5; 1 Кор. XII, 13, ср. ст. 27 – 28; Еф. V:23 – 27; Кол. I:24 и др.    Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь иерусалимская (Деян. VIII:1), антиохийская (Деян. XIII, 1), лаодикийская (Кол. IV:16), солунская (1 Сол. I:1; 2 Сол. I:1), домашняя церковь Акилы и Прискиллы (1 Кор. XVI:19), церковь Нимфана (Кол. 15) и др.    Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово „церковь“ употреблено, напр,, в гл. XX „Деян. Апостольских “ (ст. 28), где ап. Павел увещевает ефесских епископов быть внимательными в деле спасения „церкви Господа Бога“ (Ср. 1 Тим. III:4 – 5).    Со вторым значением слово „церковь“ употреблено в XVIII гл. Ев. Мф. (ст. 17), в словах: „повеждь церкви: аще же и церковь преслушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь». „Повеждь церкви», сиречь – повеждь ее председящим, толкует слова Спасителя св. Златоуст (Бес. 50 на Ев. от Матф. ср. „Благовестник» зач. 75). У св. отцов церковию именуются иногда только не— которые свойства, принадлежащие церкви, как собранию верующих. В этом смысле св. Златоуст, напр., говорит: „церковь не стены и по— кров: но вера и житие“... „Церковь – не стены церковные, но законы церковные“ (Маргар. сл. 5, л. 519; Кн. о вере, л. 19). Словом „церковь“ определяется иногда богослужебное или молитвенное собрание верующих, как в Деян. XI:26; XIV, 27; 1 Кор. XI:22 ср. ст. 20 и др.    Наконец, церковию называется в слове Божием собрание и нечестивых людей: „Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду“, свидетельствует о себе псалмопевец, св. прор. Давид (Пс. XXV:5).    Кроме κκλησα, греческое νς (храм) часто переводится на славянский язык также словом „церковь». В этом, смысле церковию называется храм, т. е. дом молитвы и общественного богослужения, известным образом устроенный (Деян. III:2 – 3; XXII, 17; XXIV, 11 – 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XXII 18), Исаака (XXVI, 28. и Иакова 14), излагают родословие Его, первый в линии нисходящей, начиная с Авраама, а второй – в восходящей до Адама (Матф. I:1 – 17; Лук. III:23 – 38). А евангелист Иоанн, изобразив Божество И. Христа, как Слова Божия, говорит: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Иоан. I:14), и в своем послании замечает: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть, и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть и сей есть антихристов (1 Иоан. IV:2, 1. Излагая земную жизнь I. Христа, евангелисты замечают, что Он проходил по городам и селениям, благодетельствуя и исцеляя вся (Деян. X:38) , и повсюду был признаваем за истинного человека, так что, по выражению отечественного богослова, «ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине Своего человечества» („Правосл. догмат. богосл.“ преосвящ. Макария. Спб. 1851 г., т. 3., стр. 74). Сам Господь называл Себя человеком (Иоан. VIII:40), и особенно часто – Сыном человеческим (Иоан. III:13, 14; I, 51; V, 27; VI, 27, 62; Матф. VIII:20, XI, 19; XI 32, 40; 11; XX, 28; Марк. VI 31; IX, 12; Лук. XXII:48). Св. апостолы также называли Его потомком Давида по плоти (Римл. I:3; IX, 5), мужем (Деян. XVII:31), другим Адамом (1 Кор. XV:45 – 49), и вообще человеком; един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тимоф, II, 5; Puмл:V, 15; I Кор. XV:21, 47).    2) Св. церковь выражала свою веру в вочеловечение Сына Божия как в символах, бывших в употребления у древних христиан, и определения соборов поместных и вселенских, составлявшихся для опровержения заблуждений еретиков относительно лица Богочеловека, так г в изречениях св. отцов и учителей, излагавших православное учение. Вопреки лжеучению еретиков, св. отца утверждали, что человеческое тело, воспринятое Господом, было истинное, а не кажущееся или только призрачное. Почитать человеческое естество во Христе мнимым, а не действительным, значит, по мысли св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Второй признак. Св. ап. Павел говорит, что древние патриархи, угодившие Богу верою, исповедали о себе, что они „странни и пришельцы суть, на земли» (Евр. XI:13). Истинный христианин смотрит на этот мир, как на временное пристанище. Мысли его обращены к вечности и он живет надеждою на будущее мздовоздаяние. Поэтому он чист от всякого пристрастия к земным благам, и лишения удобств для жизни не считает несчастием. Служит он ближним бескорыстно и честно, и преданность его воле Божией, при всех превратностях жизни, самая глубокая.    Третий, самый знаменательный, признак указан Самим Иисусом Христом. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, сказал Он Своим ученикам при прощальной беседе с ними (Иоанн. XIII, 35). Истинный христианин любит Бога и ближнего своего, поэтому и можно узнать, кто любит Бога. Любит Бога тот, кто любит брата своего, ибо: не любяй брата своего, его же виде, Бога Его же не виде, како может любити? (1 Иоан. IV:20). Действия любви неисчислимы, потому что она неисчерпаема, как и самый источник ее Бог. Чистая любовь не ищет своих си (1 Кор. XIII, 5), не ищет своей пользы, а угождает ближнему, во благо, к назиданию (Римл. XV:2). Истинный христианин, если видит брата, впадающего в прегрешение, то молится, чтобы Господь вразумил его, и исправляет его в духе кротости (1 Иоан. V:16). Чужой грех заставляет его только смотреть за собою, чтобы и самому не впасть в искушение (Гал. VI:1), но не злословит брата и не издеваться над ним. Высшая степень любви к ближним состоит в том, чтобы за них положить и душу свою (Иоан. XV:13).    Итак, вера во Христа Искупителя, соединенная со смирением, надежда на будущую жизнь, соединяющаяся с без пристрастием к земным благам и бескорыстием, и любовь к ближним, простирающаяся до самопожертвования, – вот добродетели, отличающия истинного христианина. („Воскр. Чт.» 1891 г.).   18. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь    I. Однажды св. Ефрем, патриарх антиохийский, узнал, что один, находившийся в Иерапольской стране, столпник, вдался в ересь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

  8. Что нужно разуметь под понятием „благодать Божия?“    Слово „благодать» весьма часто встречается в Св. Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах: а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. VI:8; Еккл. IX:11; Есф. II:15; VIII, 5); б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1 Петр. V:10; Рим. XI:6; Зах. XII:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс. LXXXIII, 12; 8 – 9; Деян. XIV:15 – 17, XVII, 25; Иак. I:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1 Кор. XII, 4 – 11; Рим. XII:6... Ефес. IV:7 – 8); в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатию Господа нашего И. Христа. „Явися благодать Божия, спасительная всем человекам. Егда (же) благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святого» (Тит. II:11; III, 4 – 5); г) но собственно благодатию называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам И. Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая и совершенствуя в ней, совершает наше освящение и спасение.   9. Библейские тексты о благодати Божией    Бог есть податель всякия благодати: Господь дает благодать и славу (Пс. LXXXIII, 12). – Всякое даяние доброе нисходит свыше, от Отца светов (Иак. VI:1) – Бог всякия благодати да совершит вас (1 Петр. V:10).    Св. Дух есть Дух благодати: на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати (Зах. XII, 10). – Сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто Духа благодатн оскорбляет? (Евр. X:29).    Благодать пришла и дарована чрез Иисуса Христа: благодать и истина произошла чрез И. Христа (Иоан. 1:17) . – Благодать Божия и дар по благодати Иисуса Христа преизбыточествует для многих (Римл. V:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   По творениям свт. Иоанна Златоуста, преп. Иоанна Кассиана, Варсонофия Великого, свт. Тихона Задонского, Оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия, Иакова, архиеп. Новгородского, еп. Феофана Затворника, Петра, еп. Томского, старицы Матрены Задонской и мн. др.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 42. С. 83.    Прот. Петр Миртов. Источник утешения. Слово в память погибших при Цусиме//Прибавл. к церковн. Ведомостям. 1912, 20. С. 820.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, §§ 427 и 428.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, гл. 125//Добротолюбие. Т. III. С. 261—262.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 10 на посл. Римл. С. 590—591.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293—294.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 289. С. 470.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. С. 79.    Он же. Беседа 6 на послан. к Титу.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами. С. 47.    Там же. § 56.    Еп. Феофан. Письма//Духовный Вестник. 1896, 43—44. С. 682.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 159. С. 165.    См.: Пролог на 21 июля.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Евангелие от Матфея.    Иаков, архиеп. Нижегородский//Прот. Гр. Дьяченко. Практическая симфония. С. 474.    Еп. Гермоген. Минуты пастырского досуга. T. I. М., 1882 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Беседа 28 на Евангелие от Матфея. С. 268.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, §§ 168 и 141.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 156.    Свт. Василий Великий//Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. С. 485.    Преп. Нил Синайский. Мысли, отводящие от тленного, § 36//Добротолюбие. T. II. С. 282.    Там же, § 9. С. 280.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 411. С. 691; п. 53. С. 115; п. 336. С. 598.    Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Листок издания Троице-Сергиевой Лавры, 135. М., 1882. С. 1—2.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111.    Игум. Антоний. Письма, п. 21 и 255. С. 24 и 323.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

По слову апостольскому, веровати подобает приходящему к Богу (Евр. XI:6) . Но Бог непостижим; и Христос есть тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святыми Его (Кол. I:26), не в мерцании разума естественного, но в свете откровения благодатного. Отсюда необходимо происходит вопрос апостола: како уверуют, его же неуслышаша? како же услышат без проповедующего? (Римл. X:14).    Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных.    в) Вера, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. Ибо вера без дел мертва есть (Иак. II:26), и следственно, неспособна довести человека до жизни вечной. Чтобы жить по вере и творить добрые дела, для сего надобно знать заповеди Божии, соображать разумение и исполнение их с духом веры, верно применять оные к разнообразным обстоятельствам жизни. Только невнимательный и себе или самонадеянный может сказать, что для сего ему довольно самого себя и что он не имеет нужды в наставнике или советнике.    г) Мы непрестанно должны быть то в подвиге против греха, уже в нас более или менее живущего и действующего, то на страже против греха, готового нас искусить, прельстить, поработить и умертвить. Для сего нужно искать наставника, имущего чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла (Евр. V:14). Церковь потому и „всеобщая руководительница“ во спасении, что в ней есть всеобщие руководители спасаемых, строители здания церкви.    „Впрочем, ни с одним родом правления мирского не сходствует иерархия или священноначалие, то есть такое чиноположение, по которому некоторые лица, сообразно с их способностями и служением, разделенные на разряды и степени, на основании слова Божия, при помощи преемствуемой благодати, действуют к освящению душ так, что старейший по власти духовной делается всем слугою по обязанностям “.    II. Основа законного пастырства в церкви заключается в пастырстве Иисуса Христа, „Который называет Себя Единым Пастырем, потому что все прочие пастыри суть только Его пастырские орудия». Они „видимо представляют Его невидимое пастырство и действуют вверенною от Него властию» (1 Петр. II:25). „Якоже посла Отец Небесный Сына Своего Единородного, и, Единородный Сын Божий послал апостолов; и апостолы, или паче Дух Святой чрез апостолов, послал богоносных отцов наших, а сии паки других преемствовавших им“. Чрез непрерывное посольство пастыри Христовой церкви „присоединяются к златой, чистой и Божественной цепи посланников Господних“.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ибо крест изгладил грех, сделался очищением всего пира, примирением долговременной вражды; отверз врата небесныя, людей ненавистных (Богу) сделал друзьями, возвел наше естество на небо, и посадил одесную Престола, доставил нам и другия безчисленныя блага. Итак, из-за всего этого должно не плакать и сокрушаться, а веселиться и радоваться. Поэтому и Павел говорит: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. XI, 14). И опять: составляет же свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре (Римл. V, 8). И Иоанн вот что говорит: тако бо возлюби Бог мир (Иоан. III, 16). Как, скажи? Умолчав обо всем прочем, он указал на крест. Ибо сказав: тако бо возлюби Бог мир, прибавил: яко и Сына Своего Единороднаго дал есть на распятие, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Итак, если крест есть предмет любви и похвалы, то не будем говорить, что мы из-за него плачем: нет, мы плачем не из-за него, но из-за своих прегрешений. Вот почему мы постимся. 5. Только оглашенный никогда не совершает пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении (евхаристии); между тем как и непостящийся, но приступающий с чистою совестию, совершает пасху, сегодня ли, завтра ли, или вообще всякий раз, когда он участвует в приобщении. Ибо достойное причащение зависит не от наблюдения времени, но от чистой совести. А мы делаем напротив: сердца не очищаем, но, если только приступим в (субботний) день, то уже и думаем, что совершаем пасху, хотя бы и обременены были безчисленными грехами. Но это не так, нет; напротив, если ты приступишь и в субботу с лукавою совестью, то все-таки не получишь приобщения, и уйдешь, не совершив пасхи; и наоборот, если и сегодня приобщишься, загладив грехи свои, то в точности совершишь пасху. Итак, эту-то точность и тщательность вы должны бы показывать не в наблюдении времен, но в приступлении (к причащению). И, как вы теперь готовы лучше перенести все, нежели переменить обычай, так надлежало бы вам пренебречь этим обычаем и решиться все претерпеть и сделать, только бы не приступать (к приобщению) во грехах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Но посмотрим, как сбываются пророчества - и словами, и самым делом. Какое же это пророчество? Се Царь твой грядет тебе кроток, всед на осля и жребя юна. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит Собою страха, не имеет копьеносцев, но и здесь показывает величайшую кротость. Спроси у иудея: был ли какой-нибудь царь, который бы на осляти въезжал в Иерусалим? Он не может указать тебе никого, кроме только Христа. Но Он, как я выше сказал, делал это в предзнаменование будущего. Здесь чрез осленка означается Церковь и народ новый, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников: и иудеи, и мы призваны в новоблагодатную Церковь чрез апостолов, введены в нее тоже чрез апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность: осел идет позади осленка. И действительно, после того, как Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи, по чувству соревнования, придут к Нему, что ясно показывает Павел, говоря: яко ослепление от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет: и тако весь Израиль спасется (Римл. XI, 25, 26). Итак, из сказанного видно, что это было пророчество. В противном случае не нужно бы было говорить пророку так подробно о возрасте осла. И не это только видно из сказанного, но и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно, как здесь никто не препятствовал апостолам, когда они повели животных, так никто не мог воспрепятствовать им и в призвании язычников, когда они их уловляли. Далее: Христос садится не на нагого осленка, но на покрытого одеждою апостолов: это потому, что апостолы, взяв осленка, и свое все уже отдают, как и Павел говорит: аз же в сладость иждиву и иждивен буду по душах ваших (2 Кор. XII, 15). Но обрати внимание и на послушание осленка, на то, как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XIX:29).5. И. Христос, как Пастырь, предъявлял, что живот вечный получат все овцы, которые внимательно слуша— ют Его слово и следуют Ему в жизни. Ибо так Он сказал: овцы Моя гласа Моего слушают, и по мне грядут, и Аз живот вечный дам им (Иоан. X:27, 28). Впрочем, это надобно разуметь о таких овцах, которые последуют Ему постоянно и до конца своей жизни; ибо так говорит Он в Откровении: буди верен до смерти, и дам ти венец живота (Апок. II:10).6. И. Христос, как установитель Нового Завета, предъявлял, что живот вечный получат все достойно причащающиеся Его св. тела и крови. Ибо так Он сказал: Аз есмь хлеб животный, сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Иоан. VI:51, 54). Впрочем, ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет (1 Коринф. XI:29).7. И. Христос, как Законоположник и ветхого завета, предъявлял еще посредством святого пророка, что жизнь вечную получат приносящие истинное покаяние. Ибо так сказано: беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет и неумрет (Иезек. XVIII, 21).8. Наконец, и св. апостол объявляет, что живот вечный получат люди, делающие в жизни добрые дела; ибо так он сказал: Бог воздаст коемуждо по делом его: овым убо но терпению дела благого, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный (Римл. II:6, 7).   Вот что нам должно делать, чтобы наследовать живот вечный! Прежде всего нам должно веровать в И. Христа, внимать тому, что Он говорит, т. е. Его учению, приносить истинное покаяние в нашей греховной жизни, стараться вести жизнь по Его учению, т. е. делать добрые дела, преодолевать и истреблять в себе все худые расположения и пожелания, причащаться Св. Таин, и во всем этом оставаться верными Господу до смерти.    На вопрос: что должно делать, что бы наследовать живот вечный, можно дать и другой ответ, со стороны отрицательной; именно: 1. Вечного живота не наследуют все неверующие в И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010