104 Как священник ветхозаветныи повелено было прилежно рассматривать между проказою и проказою: Левит. гл.13. Так новозаветные пресвитеры со всяким прилежанием долженствуют рассуждать между грехом и грехом: коль опасная есть сия душевная проказа. Глубоко ли прошла во внутренность души; широко ли по силам ее и чувствам разлилась; изменила ли образ Христов, которому в истинном христианине должно быть; Галат.4:19 ., лишила ли соков жизненных, сиречь, благодати Духа пресвятого, коею душа живет. Суть бо одни грехи большие, другие меньшие, одни простительные, которые благодати Духа не лишают, 1Ин.на.1:8, и проч.: Римл.8:1 , другие смертоносные, Римл. 8:13 . 1Кор.6:9 и Галат.5:19–21 . 96 До первых надлежит неведением и неволею содеянные, до других, волею и по разуму, и нарядным делом как бы возвышению против Бога рукою сделанные, Числ.15:30 ., которые если покаянием истинным не истребляются, и день со дня умножаются: то возрастают во ужасный оный противу Духа Святого грех непростительный ни в сей век, ни в будущий. Мф.12:31–32 . Евреем.6:4; и 10:26,29; 1Ин.н.5:16. К тому одни суть царствующие, и грешником действительно обладающие. Римл.6:12,16 . Между коими первейшее место держать грехи заобыклые: другие нецарствующие, с коими еще человек борется, и сии до простительных надлежат. Римл.7:14 и проч. 105 Сие рассмотрение пресвитеру потому необходимо нужно, дабы ведал, что с грешником делать, и как его врачевать: яко же ветхозаветный священники, по повелению Божию, болезнующих струпами, одних, коих струп не опасен был, и не все тело заразил, чистыми судили, и свободно отпущали: других, у коих вред сомнителен явился, заключали на особенном месте, и по седминам опять рассматривали: третьих, кои проказою настоящей повреждены были, нечистыми объявляли, и вне стана изгоняли. Так точно и пресвитеры, которых грешников грех небольшой, по неведению и неволею сделан, или и тяжкий и смертоносный, но истинным покаянием исцелятися начал, тех разрешать, и достойными причащения святых тайн объявлять: коих же и грех большой, да еще привычкою глубоко в душе вкорененный, и покаяние сомнительно, таковых до времени лучше не разрешать, к вящему их страху и прилежанию о покаянии: а буде разрешить, то конечно от пресвятых тайн удержать 97 , и после часто испытывать: ужель привычке своей злой помощью благодати Божия воспротивился, и от работы ее свободился. Наконец, коих грехи большие и покаяние без сумнительства лицемерное 98 , тех, яко неисцельно болезнующих, не разрешать 99 , но точию страшным судом Божиим устрашить, (о чем выше под числом 102 написано), и представить им то, что если они истинно и правильно не покаются, то из сообщения христианского. Как древле прокажении из стана Иилева отлучением извержении будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

а) Грешник должен отказаться от своих старых грехов, как бы они ни были любимы им (2 Парал. 7:14 ). Наше духовное воскресение должно происходить быстро. Кто может долго оставаться в смердящем гробе? Подумайте о жене Лота (Быт. 19:26 ), о совете Сираха (Сирах. 21:2 ). Здесь Содом, здесь змеи и гады, здесь язва. б) Новая жизнь воскресшего грешника заключается в том, что он отныне стремится к святости без лицемерия. Те, которые много говорят о своем обращении, очень подозрительны (Лук. 18:9–14 ). Христос редко являлся ученикам по своем воскресении. Так и обратившиеся; они живут в тиши, не обращают на себя внимания мира, проводят благочестивую жизнь. в) Но могу ли я вести такую святую жизнь? — спрашиваешь ты. Не бойся. Бог оживляет. (2 Кор. 3:6 ; Филип. 4:13 ). Положись на Его помощь. “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор. 15:55)? 1. Христиане, которые могут так торжествовать. а) Вообще каждый человек имеет на это право. Не ангел (2 Петр. 2:4; Псал. 48:15; 1Кор. 15:22 ). б) Но особенно те, которые доселе страшились ада и смерти. Мария Магдалина — образ тех, которые приходят к сознанию своего жалкого состояния. (Пс. 115:3; 2 Цар. 22:6; Евр. 2:15 ). Те, которые сильно чают своего искупления (Римл. 8:22 ). Те, которые с верою взирают на Иисуса Христа, как на своего Искупителя (Иоан. 20:28; Римл. 4:25 ). 2. Великое значение их торжества. а)  Смерть, где твое жало? Так может говорить христианин в отношении любви к миру и жизни. Нужно оставить мир, дом, свои привязанности и друзей, свою жизнь (Деян. 3:8; Галат. 6:14; Псал. 119:5–6 ). В отношении горечи смерти (Евр. 2:14 ). Пчела, утратившая свое жало. Смерть — сон (Апок. 20:13 ), тихое пристанище после бурь (Исаии 5:2 ). В отношении гроба (Иов. 19:25; 1Кор. 15:42–44 ). б)  Ад, где твоя победа? Конечно, тут не обходится без тяжкой борьбы (Ефес. 6:12; ), но победа над адом несомненна (1 Фесс. 1:10; Римл. 8:33–34 ). Пасха — праздников праздник А именно: 1. Праздник самой торжественной радости:“Христос воскресе из мертвых!”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Б10 Евагелие и Апосто по церковным чтениям, хранящ. В ризнице Троице-Сергиевой Лавры, под 2, пис. на тонком пергамине, в квадратный лист, в два столбца, на 266 л., широким и прямым уставом XIV в. Правописание русское. Рукопись обложена по доскам серебряным позолоченным окладом – от в.к. Симеона Иоанновича в 1344 г., о чем свидетельствует надпись, вычеканенная уставом и вязью на серебренной с чернью рамке верхнего оклада: в л. нв. (6852–1344) мца декабр. н на днь на памть стго мника савастиана создано се блговрнымъ кнзьмь сем(е)номь Месяцеслов – очень полный, с соавянскими названиями месяцев. 24 июля: оубьенье бориса и глба. – Из посл. к Римл. недостает только 1, 1–7 и 8, 28–39. За исключением трех чтений: Римл. 6, 3–11; 13, 11–14, 4 и 14, 19–26, представляющих текст первой редакции, этот список содержит апостольский текст, совершенно сходный с основным списком 2-й редакции, Толстовским Апостолом XIV в. По выдержанности текста, это – лучший после Толстовского список Апостола второй редакции. – Леонид, архим. Слав. рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. 1880, стр. 1–15. Здесь вполне напечатаны из этой рукописи месяцеслов, как древнейший и полнейший месяцеслов московского письма. Б11 Апостол Синод. типогр. библ. в Москве, 46–26, пис. на ровном гладком пергамине, в лист, в два столбца, четким полууставом XIV в. Всего сохранилось 80 листов. Недостает многих листов в начале, середине и конце рукописи. Начинается с половины чтения в вторн. 7-й нед. по пасхе и прерывается на чтении в вторн. 34 нед. Правописание русское. И после пятидесятницы чтения следуют на все дни недели. Месяцеслова нет. На переплетной доске рукою Скиады написано: videtur scriptus seculo 14. Из посл. к Римл. недостает: 1, 1–7; 6, 3–11; 8, 28–39; 12, 1–3; 13, 1–10, 11–14; 14, 1–4, 19–26; 15, 1–7. В чтениях субботних и недельных этот список представляет текст апостольский первой редакции, а в будничных чтениях – второй редакции. Так, согласно с списками первой редакции читается . по спискам второй редакции . В своем исследовании об Апостоле (М. 1879) я поместил эту рукопись между списками Апостола первой редакции. Теперь нахожу более удобным перенести этот список во вторую редакцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделят нуждающемуся ( Ефес. 4:28 ). Здесь вполне ясно высказан христианский взгляд на труд: всякий имеет право лишь на то, что сам заслужил своим трудом; затем, трудящийся может оказывать помощь и ближнему. Ап. Павел занимался приготовлением палаток (ср. 1Кор. 4:12 ); св. Иосиф. муж Богоматери (Мф. 1:19), занимался плотничьим ремеслом и т.п. Сам Бог повелел Адаму, а в его лице и всему человечеству, в поте лица добывать себе хлеб ( Быт. 3:19 ). Мы, – говорит Ап. Павел, – ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фессал. 3:8)... (см. подробности в моих статьях: а., «Христианское самолюбие» – «Христ. Чтение», 1897 г., авг. – сент. и б.. «Социалистическая клевета на христианство» – «Церк. Вестник», 1910 г., 48 от 2 дек., – а также и в других моих же: напр. «Христианство о труде» – «Новое Время», 11869 за 28-е марта 1909 г...). Заботясь о теле, христианин, однако, ни на минуту не забывает, что душа выше тела (она не из праха земли, как тело: Быт. 2:7 ; вдунута Богом, дыхание Его: ib.; если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит, то какая польза ему, какой выкуп даст человек за душу свою: Марк. 8:36 и 37...). А потому о ней он прежде всего и преимущественно и заботится, к соблазну Геккеля и подобных ему атеистов-материалистов, но в интересах нормального положения вещей... «Suum cuique!» Но, если язычники сами сквернили тела свои ( Римл. 1:24 ), – если они предоставляли тела свои для блуда и противо-естественных пороков(1 Корф. 4:13. Римл. 1:26–27, 29 ), – если они возводили заботы о теле в своего рода «summum bonum», то христиане, наоборот, стоя на единственно правильной точке зрения, приносят свои тела, по Апостолу, в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Римл. 12:1 ), предназначают свои тела не для блуда, но для Господа (1 Корф. 4:13), и воздержанием, целомудрием... делают из своих тел достойное вместилище для души... В действительной жизни встречаем, конечно, массу и нерях, которые, как говорит Геккель, быть может, «ни разу не умоются и не оденутся, как следует, никогда не переменят своей провонявшей рясы...», – хотя все же едва ли таких именно нерях...; но из того, что подобные люди бывают, могут быть среди христиан, нельзя, конечно, ничего заключать против христианства самого по себе, нигде и никак не думающего освящать подобного рода неряшества и, напротив, относящегося к нему лишь отрицательно, как мы уже видели выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Дух, который все знает ( 1Кор. 2:11 ), всему учит ( Иоан. 14:26 ), дышит, идеже хощет и сколько хочет ( Иоан. 3:8 ); Дух наставляющий ( Иоан. 16:3 ), говорящий ( Матф. 10:20 ), посылающий ( Деян. 13:4 ), отделяющий ( Деян. 13:2 )... Он – податель откровений ( 1Кор. 2:10 ), просвещения ( Евр. 5:4 ), жизни ( Римл. 8:11 ), или, лучше, сам свет и сама жизнь. Он делает меня храмом ( 1Кор. 6:19 ) и богом. Он совершает все, что совершает Бог; раздается в огненных языках ( Деян. 2:3 ), разделяет дарования ( 1Кор. 12:11 ), поставляет апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей ( Ефес. 4:11 ) ... Он – Дух всесильный, всевидящий, испытующий всех разумных духов» и т. д. Этого мало. Дух Святой называется истинным Утешителем ( Иоан. 14:16 ), как-бы иным Богом; известно также, что только хула на Духа не простительна ( Матф. 12:13 ). Об Анании же и Сапфире, солгавших Духу Святому, говорится, что они солгали Богу, а не человеку ( Деян. 5:4 ). «О чем же другом все это свидетельствует», заключает Богослов, «как не о том, что Дух Святой есть Бог?» 763 . Что же касается унизительных выражений, встречающихся в св. Писании в отношении к Духу Святому, – напр., что Он подается ( Деян. 8:18 ), посылается ( Иоан. 14:26 ), разделяется ( Деян. 2:3 ), ходатайствует ( Римл. 8:26 ) и т. п., – то о них св. Григорий замечает, что «их надо возводить к первой Причине, чтобы видеть, от кого Дух, а не признавать, подобно многобожникам, трех начал» 764 . Не довольствуясь столь многочисленными и ясными свидетельствами св. Писания о божеском достоинстве Духа Святого, еретики спрашивали православных: «кто покланялся Духу из древних или новых? Кто молился Ему? Где написано, что Ему нужно поклоняться?». В ответ на это возражение, св. Григорий указывает на слова Спасителя: Дух есть Бог ( πνεμα στ Θες, Иоан. 4:24 ), понимая их не « οσιωδς» (не в отношении к божескому существу), а « ποστατικς» (в отношении к Лицу Духа Святого), как будто бы сказано было: « τ Πνεμα στ Θες» – потом также на слова: духом и истиной достоит кланятися ( προσκυνεν ν πνεματι κα ληθεα), объясняя их в том смысле, что Дух обращается с молитвой и поклонением к Духу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Също така и патриарх Енох чрез вярата си се издигнал не само по-високо от окръжаващия го свят, но израсъл духом до необходимостта да разбере какво точно иска Господ, за да постъпва именно така. Очевидно е, че на Енох и мисъл не му е идвала в главата да извлича ползата от двата свята – земния и небесния, както това правят някои наши съвременници. За него реално съществувал само един свят – небесният. Ходенето пред Бога не означава живот, съгласно определени догми и изповед на буквата на закона. Ходенето пред Бога е да се извършва безконечно повече, отколкото обикновен живот по правила. Ходенето пред лицето на всесилния Бог довежда човека до истинско, реално могъщество в духовния свят, до победа над всякакви козни и вражии набези. За това е нужно сърцето да не е обременено с нищо друго, а да бъде водено от пълна всеотдайност на Бога. Ако духовният ни градеж се основава на плътта, то ние ще сме далече да ходим пред Бога, а подвигът ни ще е пред човеците. Ходенето пред Бога е най-старателна трезвост и предпазване от всичко, което се навява от врага на душеспасението ни ( 1Ин. 5:18 ), за да не отворим нито една пролука в своята личност – в духа, душата и тялото – за пагубните сили на греха, злото и оногова, който стои зад тях. Хозевски манастир (the monastery of Hozeva) – древен манастир в дива местност в пустинята Хузив или Хозева, между Йерусалим и Йерихон, вдясно от голям път, по който обикновено преминават поклонници от Светия град за Йордан. Възникнал през V век. През VI-VIII в. монашеството тук процъфтявало особено много. Манастирът бил вече наречен Лавра и се славил със строгия живот на подвижниците в него. През XII в. манастирът все още съществувал, но след кръстоносните походи опустял и бил разрушен. В края на XIX в. манастирът бил възстановен, в памет на св. Георги Хозевит (8 януари), и е действащ и до днес. Извън речника: св. Георги Хозевит. Хомосексуализъм – Грях, който води към вечна погибел, ако не бъде изповядан и изкоренен. Св. Писание говори за него в Бит. 18:20–22, 19:1–29; Левит 18:22, 20:13 ; Второзак. 22:5; 1Кор. 6:9 ; Римл. 1:26–28 ; 1Тим. 1:8–10 ; Божият съд над Содом и Гомора. Св. ап. Павел разглежда хомосексуализма като една от формите на идолопоклонство на душата, забравила Бога ( Римл. 1:21–27 ). Ето защо, за да помогне на своя ближен да се излекува от това тежко заболяване на душата, православният християнин е длъжен с молитва и с човешка топлота да го накара да се почувства част от новото човечество, преобразено и обновено след саможертвата и Възкресението на Спасителя. Хиляди хора в наши дни стават жертва на тази страст, затова отхвърлянето и заклеймяването не могат да бъдат достойна християнска позиция. Ако презираме тези хора и страним от тях, с това само увеличаваме страданието им, допринасяме за по-нататъшното им затъване в бездната на греха и осъждаме себе си.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Итак, мы, братие, как причастники блаженного звания небесного, призванные к усыновлению Богу и к братству, должны воздать благодарность Призвавшему нас и показать себя достойными Того, Кто водворил среди нас братство. Станем добровольно и с любовью служить Ему, будучи готовыми ко всякому исполнению правды. Будем украшаться чистотою, стремиться к нестяжательности, заниматься словом Божиим, предаваться святым молитвам и священным песнопениям во славу Божию. Станем удаляться мира сего, забудем земные и тленные страсти, станем побеждать зло добром, никому не воздавая злом за зло ( Римл. 12:21, 17 ). Не будем считать себя жителями земли, уповая быть гражданами неба, обращаться с ангелами и предстоять престолу горнего царства. Таковы заповеди святых апостолов: в них Христос положил для нас блаженный и вечный завет Свой. Да удивится мир добродетели нашей! Да постыдятся иудеи, видя новый и избранный народ и наблюдая, какою великою духовною красотою он украшен и каким блеском озаряет мир! Бог для того и поставил нас среди других народов, чтобы мы сияли, как светила в мире [Филипп. 2:15), чтобы мы были семенем спасения ( Римл. 9:26 ) и служили примером для всех, живущих с нами и находящихся в общении. Будем наблюдать, чтобы никто из внешних не похулил Бога из-за наших дел. Да прославится в нас Тот, Кто призвал, освятил и спас нас. Жестокий и дерзкий человек пусть удивится нашему милосердию и смирению: всякий злословящий, слыша в ответ от нас благословение, да устыдится; тот, кто стремится к приобретению имуществ и готов из-за сего вступить даже в спор, пусть найдет нас равнодушными к богатству, поскольку мы не стремимся иметь стяжание земное, но мним приобрести стяжание небесное; приходящий к нам с дружеским приглашением на мирские удовольствия пусть найдет нас непоколебимыми, твердыми, возлюбившими целомудрие, не прельщающимися удовольствием, умертвившими естество тела; пусть все узнают, какую силу имеет пребывание в нас Духа Святого. Всякий, кто легкомысленно допускает клятву, пусть увидит, что мы не только воздерживаемся от клятвы, но и боимся произносить имя Божие при рассуждении о предметах низких и земных. Так все мы сделаемся учителями тех, с коими имеем сношение по каким-либо делам. Если мы станем жить указанным образом, то сделаемся священным квасом, чрез нас мир заквасится во спасение, Господу уготовится великий плод во всей его целости, и Бог будет в нас прославлен, по слову Господню: о сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите, и будете Мои ученицы ( Ин. 15:8 ). Прославленный же нами Бог прославить нас вечною славою во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Это верование греков в тартар, из которого нет выхода, воспринято в Риме и переработано римскими поэтами. Виргилий, описывая в VI-oй книге Энеиды все; ужасы тартара, как вечного узилища, говорит, что там подобно другим узникам «сидит злополучный Тезей и во веки будет сидеть» (Sedet aeternumque sedebit infelix Theseus. Aeneid. VI, 615–618). Из других древних религий цивилизованных народов упомянем о религии египтян. Их Аменти, по описанию, соответствует греческому аиду, т. е. месту очистительных мучений, а Кер-Нетер – греческому тартару, т. е. месту вечных мучений (см. Rit. funéraire de Rouge, c. XVII, v. 26. 33). Справедливость этого подтверждается также следующим: по свидетельству И. Флавия иудейские секты фарисеев и ессеев веровали в вечность мучений; именно, фарисеи верили, что души порочных будут наказаны δω τιμωρα, а ессеи – τιμωραις διαλεπτοις (И. Флавий, lib. 8. Antiqu. c. 2). а Тацит утверждает, что так же точно верили и египтяне (Тацит, lib. 5, с. 5. Диодор, lib. 1). По свидетельству Страбона, вечность мучений допускали индусы (Strabon, lib. 14. Geograph. KnoII, VI, p. 796) и т. д. Наконец, учение о вечных мучениях под разными формами встречается в религиях нецивилизованных и диких народов всех известных частей мира (см. Эдда, S. 4. Ausg. v. Rask. Deutsche mylholog. v. Simbrok, S. 156). 205 Св. Златоуст, Творения, т.·3-й, стр. 345, русск. перев. 1863 г., в беседе О совершенной любви. Также 32-я беседа на послан. к Римл. 206 Злат. 2-я беседа на 2-ое посл. к Солун. Ср. Василий Вел. Твор. отц. в русск. перев. т. X, стр. 357. 207 Так же учили Кедрон и Тациан. См. у св. Иринея, Против ересей, кн. 1, гл. 27; у Феодорита, Об еретич. баснях, 1, 20. 213 Августин, De civit. Dei, I. XXI, с. 13. Преосвящ. Сильвестр, Опыт догмат. богосл. т. V, стр. 485, изд. 1891г. 215 Августин, De civ. Dei, I. XXI, c. XI Прибавл. к изд. Твор. св. oo. 1830 г… 652. Ср. перев. Библиот. твор. Отцев западн. кн. XVIII, стр. 295–297. У Златоуста 25-я бес. на посл. к Римл. Ср: 9-я бес. на 1 посл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Ободряя учеников в ожидающих их скорбях, Господь вновь напоминает о предстоящем ниспослании им Утешителя, Духа Истины, иже от Отца исходит, Который через Апостолов будет свидетельствовать миру о Христе. Утешителя пошлет Господь Иисус Христос, по праву искупительных заслуг Своих, но пошлет не от Себя, а от Отца, ибо вечное происхождение Духа Святаго не от Сына, а от Отца: «иже от Отца исходит» (ст. 26-й). Этим стихом совершенно опровергается ложное учение римо-католиков об исхождении Духа Святаго не только от Отца, но и от Сына. Далее Господь предрекает о том, что Апостолы будут свидетельствовать о Нем в мире, как видевшие славу Его и первыми восприявшие Его благодать и истину.    Все это «Глаголах вам, да не соблазнитеся», т.е., чтобы вера ваша в ожидающих вас гонениях не поколебалась. Эти гонения будут доходить до того, что вас будут отлучать от синагог и даже считать богоугодным делом убивать вас. Иудейский фанатизм действительно дошел до такой степени ослепления. Иудеи были убеждены, что «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так жертвой этого фанатизма пал св. первомученик Стефан. Гонитель Савл, ставший потом ап. Павлом, тоже думал, что участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу (Деян. 8:1; 22:20; 26:9—11; Галат. 1:13-14). Видимо, от этих слов Христовых ученики были повергнуты в столь глубокую печаль, что Господь в утешение их начал объяснять им, насколько важно для них и для всего мира Его отшествие, ибо только в этом случае придет к ним Утешитель, который обличит мир о грехе, о правде и о суде. «Обличит» употреблено здесь в смысле: «выведет наружу», «доведет до сознания неправоту, преступление, грех» (ср. Иоан. 3:20; 8:9; 8:46; 1 Кор. 14:24; Тит. 1:9; Матф. 18:15; Лук. 3:19). Это обличение то же, что нравственный суд над миром. Следствием этого суда может быть одно из двух: или обращение ко Христу через покаяние, или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян. 24:25; Римл. 11:7). Это обличение мира Духом Святым должно совершиться через проповедь Апостолов и их преемников и всех вообще верующих, приявших в себя Духа Святаго, сделавшихся Его органами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

2) «Слово о смерти», по отзыву рецензента, есть богословская диссертация, написанная автором с назидательной целью. В ней можно читать о непостижимости смерти, участи тела и души по смерти, о рае, аде, разлучении души с телом, смерти праведных и грешных, душевной смерти, вечной смерти, памятовании смерти. Нельзя не признать, говорит рецензент, что еще ни одна эсхатология не входила в такое подробное решение этих вопросов, какое сделано автором. Богословие, как наука, не принимало на себя обязанности решать эти вопросы так, как разрешил их составитель «Слова о смерти», потому что относя такие и подобные вопросы к области человеческой пытливости, желающей простереться даже за пределы человеческой ограниченности, всегда сообщало о душе, рае, аде и злых духах сведения бесспорные, основанные на Св. Писании и согласном учении Вселенской Церкви. Несмотря на то, что диссертация составлена на основании аскетических преданий, в ней, по мнению рецензента, много такого, к чему мы не иначе можем отнестись, с богословской точки зрения, как отрицательно. Автор рецензии не находит возможным согласиться с учением Епископа Игнатия: а) о телесности души и духов; б) о чувственности рая; в) о нахождении ада во внутренности земли, и г) о расположении злых духов и мытарств в воздухе. Но в дальнейшем автор подробно останавливается почти только на учении Епископа Игнатия о природе духов, Изложив известное нам учение Епископа Игнатия о природе духов, о их виде, об отношении к пространству и времени и об относительности духовности их, автор делает против этого учения следующие замечания: а) Мнение Епископа Игнатия об относительности духовности души и ангелов не представляется обоснованным. б) Учение Свящ. Писания, по мнению рецензента, не дает основания к различению души и духа, потому что, по его мнению, самые ясные, по этому вопросу, свидетельства Священного Писания: различают душу-дух от тела (πνευμα и σαρξ)-Мф. 26:41; Рим.8:10 ; Гал.5:17 ; 1Кор.5:3–5; 5:7,34 ; 2Кор.7:1 ; Uak.I:26 и др.); В других местах в значении πνευμα употребляется ψυχη (Мф.10:28; 16:26; 3Цар.19:4 ; Иов.27:8 ; Деян.2:27 ; Лк.9:56; 21:19 ; Римл.2:29 и некот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010