СТАВРОФИЛА. Это прекрасное сравнение! Но умоляю тебя, вразуми меня: если так необходима молитва крестоносцу, то о чем особенно должно мне молиться?    АНГЕЛ. Будешь ли молиться об избавлении от креста, или облегчения его, молись не иным каким-либо образом, а так, как молился в вертограде Гефсиманском Сам Господь, поучая вас и словом и делом. Взывай: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). И еще: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс.61:2). «А какая, Господи, будет воля на небе, так да сотворит!» (1Мак. 3:60). Те, кои желают собирать изобильные плоды креста, должны иметь сердце мужественное и на все готовое, и за все благодарить и прославлять Господа, как заповедует Апостол: «о всем благодарите» (1Сол.5:18); и опять «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римл. 8:18). Глава 14. Должно радоваться о кресте («Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (1Петр. 4:13)).    Ставрофила, думая, что слышала от Ангела уже последнее поучение, ничего более не опрашивала. Но он сказал ей: «ты еще не достигла конца, Ставрофила, прежде я говорил тебе, чтобы ты имела крест как бы лук; а теперь буду поучать тебя, чтобы ты имела крест, как бы гусли или псалтирь, да научишься «петь имени Господа Вышнего на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях» (Пс.91:2, 4)».    СТАВРОФИЛА. И здесь опять принуждена я сознаться в своем неведении. Не разумею сказанного тобою.    АНГЕЛ. Слушай! Петь, значит быть в благодушии и радоваться. Когда ты страдаешь от скорбей, искушений и соблазнов на земле, то страдаешь от того, что ты грешная и смертная, и поэтому самому в жизни своей должна понести назначенную тебе долю скорбей. Если ты их терпеливо и благодушно переносишь, то как бы поешь, бряцая на гуслях. Звук этот пресладкий; ибо всякое терпение приятно Богу. А если в скорбях изнемогаешь, то ты сокрушаешь гусли. Опять, когда ты испытываешь недоуменения, душевную тугу и мрачность, видя себя как бы оставленною от Бога, и однако стараешься с благодушием переносить это, и в этом кресте хвалишь и благословляешь Бога: то ты поешь Господу в Псалтири десятоструннем, движешь струнами в сердце твоем и доброгласным звуком их услаждаешь слух Божий. А если истязуешь дела Божии, говоря: зачем то, зачем другое; не следовало так быть, это не хорошо сделано; где же промысл Божий; то ты нарушаешь свое «аллилуиа», и сокрушаешь свою Псалтирь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   Хочет чего-либо Отец? Такова же воля и Сына и Святого Духа. Хочет чего-либо Сын? Такова же воля Отца и Духа. Хочет чего-либо Дух? Такова же воля Отца и Сына. Отец воскрешает мертвых? Воскрешает и Сын. «Ибо, как Отец, — говорит Спаситель, — воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21). Вот совместная воля. Где же воля Духа? Слушай. «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Едино царство Отца, Сына и Святого Духа. Бог порицает тех, которые пытаются что-либо делать без воли Божией. «Горе, — говорит Он чрез пророка, — непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис.30:1). Пророк Захария, ясно указывая на святую Тро­ицу, говорил: «да укрепляются руки Зоровавеля, говорит Гос­подь; и да укрепляются руки Иоседека священника, и руки на­рода, ибо Я с вами есмь, говорит Господь, и Слово мое благое, и Дух мой среди вас» (Агг.2:4—6). Затем, братие, наше возрождение свидетельствует об участии Духа Святого в творении. Если бы Дух в творении не имел участия вместе с Отцом и Сыном, то не был бы соучастником и в возрождении. Как мы крещаемся? «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Какое рождение больше: рождение ли через творение, или рождение через таинство? Там — начало жизни в смерть, здесь — начало смерти в жизнь. Как же, поэтому, можно до­пустить участие Духа Святого со Отцом и Сыном в большем деле, а в творении телесном отлучать Его от общей славы? Мы не были бы и созданы, если бы не были образованы Свя­тым Духом. Как в первом творении Дух был сообщни­ком Отца и Сына, так является сообщником и деятелем в крещении. Тоже опять следует сказать о воскресении: мы не можем воскреснуть иначе, как по воле Отца, действием Сына и силою Святого Духа. Слушай, что говорит Господь; хорошо я сказал: «Господь», потому что, хотя говорит и Павел, но это слова Господа, как можно слышать об этом от самого Павла: или «вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» (2Кор. 13:3)? Итак Господь говорит в Павле: «но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римл.8:9—11). Вне Отца и Сына и Свя­того Духа нет ни первого творения, ни второго рождения, ни последнего воскресения. «Сотворим человека».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Возлюбленный брат мой! Если ты православный христианин, осени себя крестным знамением и возблагодари милостивого Бога за то, что ты имеешь великое счастие принадлежать к истинной вере и спасающей Церкви Христовой; моли Господа, чтобы Он укрепил тебя пребывать в ней до конца жизни, ибо так говорит Господь: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 )! Если же ты – заблудший сектант, отпавший от Церкви Христовой, то подумай наедине о рассказанных случаях милосердия Божия к людям и спроси свою совесть, она скажет тебе: не звала ли не раз и тебя благодать Божия к покаянию после отпадения твоего, но ты ее не слушал; не стоит ли и теперь опечаленный Христос у дверей твоего сердца, и не стучит ли любящею рукою, призывая тебя к Своей Церкви? Но ты не отворяешь Ему дверей и погибаешь в упорстве своем для вечной жизни. Вспомни и подумай, что никто не знает для своей кончины, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но правосудный и грозный Судья, могущий сегодня же призвать тебя на строгий Свой суд. Что ты ответишь Ему, чем оправдаешься? Спеши же, пока не поздно, сбросить с себя путы сектантства, скорее иди к матери твоей – святой Церкви, припади ко Христу и скажи с покаянием: «Отче, я согрешил против неба и перед Тобою и уже не достоин называться сыном Твоим. Прими меня в число наемников Твоих» ( Лук.15:18–19 ), и милосердный Господь все простит тебе, даже великий твой грех отступления, как простил отрекшегося было от Него Петра апостола. Спешите же к святой православной Церкви все отпавшие! Спешите молодые, ибо не знаете, доживете ли до старости и до дня покаяния; спешите старики, ибо уже скоро нужно предстать вам пред судом Христовым и дать ответ за вашу измену вере православной! Так «говорит Дух Святой: когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне»! ( Евр. 3:7–8 ). «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долголетия Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Римл. 2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вопрос 165. Как узнать человеку, ревностью ли Божиею подвигнут он против согрешающего брата, или гневается на него? Ответ. Если при всяком грехе ощущает в себе написанное: «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои» (Псал.118, 139); то явно—это ревность Божия. Впрочем и здесь к созиданию веры нужна благоразумная осторожность. А если наперед в душе не появится это расположение и не приведет ее в движение; то и самое движение беспорядочно, и цель богочестия ни мало не сохраняется. Вопрос 177. Как «сильные» должны «носить немощи немощных» (Римл.15, 1)? Ответ. Ежели «носить» значит взять и уврачевать, по написанному, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Матф.8, 17, Ис.53, 4), не в том смысле, что возлагает Он это Сам на Себя, но в том, что врачует страждующих: то и здесь прилично будет разуметь тот способ и закон покаяния, которым врачуются немощные, при попечительности сильнейших. Вопрос 178. Что значит: «друг друга тяготы носите»? и какой исполним «закон» (Гал.6, 2), поступая так? Ответ. То же, что и сказанное пред сим. Ибо грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его–то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращение. А слово: «носить» вместо слова: «взять», в обычае употреблять и у здешних жителей, как сам я неоднократно слыхал от многих. А «закон» исполним Христа, сказавшего: «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лук. 5, 32), и нам вменившего в закон: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф.18, 15). Вопрос 182. По каким плодам должно дознавать того, кто согрешающего брата обличает из сострадания? Ответ. Во–первых, по преимущественным признакам сострадания, согласно сказанному Апостолом: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26); и; «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор.11, 29). А потом, если одинаково сокрушается о всяком грехе и одинаково скорбит и плачет о всех согрешающих, против него или против другого, если, обличая, не искажает способа, преданного Господом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 16. От чего душа иногда сокрушается и не употребляя о сем старания, и скорбь приходит на нее почти как бы сама собою, а иногда до того бесчувственна, что и принуждаемая не может прийти в сокрушение? Ответ. Таковое сокрушение есть дар Божий, подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить сию скорбь, или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении, и что ни мало не извинительны отвергшие его по нерадению. А если кто и принуждаемый не может прийти в сокрушение, это служит обличением его небрежения в другое какое–нибудь время, (потому что без размышления, без многого и непрерывного упражнения не возможно приступить к чему–нибудь вдруг, и превозмочь сие), а вместе показывает, что душа обладает другими страстями, которые не дозволяют ей свободно действовать в том, чего она хочет, по началу, изложенному Апостолом, сказавшим: «а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 14. 15), и еще: «потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. « (17); причем Бог, нам же во благо, попускаете и сему быть, чтобы душа тем, что терпит невольно, доводима была до сознания, кто ею обладает, и познав о самой себе, в чем она невольно служит греху, освободилась из дьявольских сетей, обретая Божие милосердие готовым к принятию истинно кающихся. Вопрос 194. Какой плачь наложить нам на себя, чтобы удостоиться блаженства (Матф.5, 4)? Ответ. Вопрос этот заключается в вопросе о печали «по Бозе»: т. е. когда плачем о грехах, или по причине оскорбления Божьей чести, потому что человек преступлением закона Бога бесчествует (Римл.2, 23), — или по причине опасного положения находящихся во грехе; ибо сказано: «душа согрешающая, та умрет» (Иезек.18, 4); в чем и подражаем сказавшему: «оплакивать мне многих, которые согрешили прежде» (2 Кор. 12, 21). Вопрос 287. Какие достойные плоды покаяния (Лук. 3, 8)? Ответ. Это дела правды, противоположные греху, которые должен плодоносить кающийся, исполняя сказанное: «принося плод во всяком деле благом» (Кол. 1, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вска неправда грхъ есть, и есть грхъ не къ смерти. (3, 4). 17 . Чтобы верующие, узнав о грехах не смертных, не стали относиться к ним равнодушно и не ослабевали бы в строгом следовании предписаниям закона Божия, Апостол прибавляет, что все несогласное с правдою, все противное долгу есть преступление закона, оскорбляющее Бога, – грех, или вина пред Богом, достойная наказания. Только по влиянию своему на духовные силы человека грехи не одинаковы. – есть грехи не причиняющие человеку смерти духовной. Вмы, к вскъ рожденный Бга, не согршаетъ: но рожденный Бга, блюдетъ себ, и лкавый не прикасаетс ем. (2, 13. 3. 9. 12. 21. 2Сол. 3, 3 ). Вмы к Бга есмы, и весь во зл лежитъ. (4, 4 и д. Гал. 1, 4 ). к. Вмы же, к Снъ и далъ есть намъ [свтъ и] размъ, да познаемъ Бга истиннаго, и да бдемъ во истиннмъ Сн ег Хрт. сей есть истинный Бгъ и животъ вчный. (1, 2. 5, 26. 17, 3. 20. 28. Апок. 3, 7 . Римл. 9, 5 ). 18. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19. Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле. 20. Знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 18–20. Эти три стиха, начинающиеся словами мы знаем, составляют заключение послания. Апостол начертывает в памяти читателя три главные положения. раскрытые им в послании: а) о высоком нравственном достоинстве рожденных от Бога (18), в) о совершенной противоположности мира людям не от мира сего (19) и с) о таинственном обращении с Богом верующих во И. Христа – истинного Сына Божия (20) К 18-му ст. см. примеч 3, 6. 9. К 19-му примеч. 2, 15–17. 3, 8. 10. К 20-му ст. прим. 2, 23. 24. 4. 9–12. 14–16. – Свет и разум: в подл, (δινοιαν) – слово, означающее не самое разумение, а способность и силу разумения. – Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, т. е. И. Христос. Которого Иоанн Богослов в самом начале послания своего назвал Вечною Жизнию – 1, 2–3. (Ср. Вас. Вел.) (32).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Генгстенберг под «царем», как и в гл. 5:8, разумеет Царя небесного; но как там, по сделанному нами объяснению, надобно разуметь царя земного, так и здесь нет ни малейшего намека на то, что Екклесиаст увещевает к послушанию не земным властям, а Богу. Генгстенберг ссылается на то, что «в Ветхом Завете, едва ли можно найти хоть одно место, где бы заповедовалось послушание языческим правителям, как религиозная обязанность» (s. 194). Но он выпустил из виду след. места: Притч. 16:10–15; 24:21 ; Пс.45:1 и дал.; Иер.27:12, 13; 29:7 , Иезек.17:12 и д.; из Новаго Зав.: Мат.22:21; Римл.13:1–7 ; 1Петр.2:13–17 . – Ст. 3. «Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом слове». Первый член различно понимается экзегетами. Кнобель и Вайгинг думают, что удаление от царя значит оставление службы царю, так что Екклесиаст предостерегает здесь от попыток возмущения против царя, предупреждает самовольное отпадение от него и оставление верности и послушания ему. A Гитциг относит это увещание к отношениям иудеев к языческим царям, пред которыми, как нечистыми, иудей, строго соблюдающий закон о чистоте, не мог оставаться. Но едва ли общим выражением: «не спеши уходить от лица его» Екклесиаст хочет выразить такую, частную мысль; равно как простое выражение: «отходить от лица царского» не значит еще возмущаться против царя, оставить верность ему. Мысль слов «не спеши уходить от лица его» гораздо проще: если тебе случится когда войти в столкновение с царем, если ты предстанешь пред лице его с какою-нибудь просьбою, и царь окажется не особенно благосклонным к тебе, то ты не позволяй себе приходить в раздражение и тотчас уходить с негодованием на него; но с другой стороны (второй член стиха), не настаивай упорно на своем слове, если царь обнаружит злобное расположите к тебе, если он выскажет тебе , гневное слово, потому что упорным настаиванием ты ничего не успеешь а только более раздражишь гнев царя. Гитциг второй член стиха переводить: не останавливайся, не медли при худом повелении, – что значить: если царь повелевает что-нибудь дурное, то ты не сомневайся, не упорствуй в исполнении повеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

др. 4 ст. Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! При таком вашем поведении совершенно непонятным становится, зачем же вы принимали страдания за Христа? Не напрасны ли, к чему все эти мучения за Него, если, по-вашему, необходимы дела закона? Боюсь, как бы не произошло чего-либо худшего, как бы не случилось какое-либо большее зло. 5 ст. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере? Господь Бог ниспосылает вам благодатные дары св. Духа и совершает среди вас знамения и чудеса. Скажите, ради дел закона, т. е. за дела ли закона Он подает вам все это или ради веры? Не правда-ли, что всем этим вы обязаны вере? 6 ст. Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. ( Быт. 15, 6 ). Так некогда и Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, т. е. вера Авраама сделала то, что он стал еще ближе к Господу, ценнее в очах Божиих. Чему же поверил Авраам? Он, столетний старец, доселе не имевший наследника от Сарры, поверил Богу, что от него (Авраама) произойдет великое множество народов, не поколебался в обетовании Божием неверием, но был тверд в надежде и вполне уверен, что Господь Бог , не смотря на его старческое тело и омертвелость утробы Сарриной, силен исполнить обещанное (Римл. 17–21 ст.). 7 ст. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Поймите же, обращается апостол к своим читателям – Галатам, из этого примера, что если вы хотите получить то же, что получил Авраам (т. е. оправдание, спасение), то умейте и веровать так, как он, умейте предать себя в волю Божию. Знайте и то, что только при условии веры Авраам будет вашим Отцом и вообще всех верующих. Если он спасся без дел закона, то и вы также. 8 ст. И Писание, провидя, что Бог верой оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: " в тебе благословятся все народы« ( Быт. 12:3 ). Той же верой достигнут оправдания и спасения и все язычники, как об этом говорит слово Божие, приводя нам обетование, данное Аврааму: благословятся о тебе вси языцы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

е. «сила Божия» держит пророческою рукою соединенными вместе и прилепляющимися взаимно друг к другу. Но, о пророк, или о народ (от лица которого казался сомневающимся и пророк Мой) если Христос немного отдалится и покажется замедляющим, то подожди Его, ибо грядущий придет и не замедлит и проч., что мы уже изложили. А затем то, что Апостол в послании к Римлянам писал на основании перевода LXX: «Праведник будет жив от веры Моей» (Римл. 1:17),а не на основании Еврейского текста, очень понятно: он писал Римлянам, которые не знали языка еврейского, поэтому для него не было нужды заботиться о словах, когда смысл был полным и когда от этого не было вреда для его рассуждения. Заметь, что в тех местах, где смысл различен, и где иначе написано у LXX, а иначе у Евреев, он пользовался только теми свидетельствами, которые получил от Гамалиила, учителя закона.    h5 Авв.2:5—8. И как вино обманывает пьющего, так будет и человек надменный, и не будет тот украшаться, который расширил душу свою, как преисподняя; он как бы смерть, и не насытится. И соберет к себе все племена и сгонит к себе все народы. Разве же не все они будут говорит о нем притчу и загадочные слова его: „ Горе тому, кто умножает богатство не свое. До какого времени увеличивает он против себя густую грязь? Разве не восстанут внезапно те, которые будут кусать тебя; разве не поднимутся терзающие тебя и разве не будешь ты для них предметом грабежа? Так как ты разграбил многие народы, то будут грабить тебя все те из народов, которые останутся, за кровь человека и неправду земли, города и всех обитающих в нем.     LXX Тот же, кто высокомерен и презирает, и величается, ничего не доведет до конца; кто как бы ад расширил душу свою, и кто — как смерть, тот не насытится вполне. И соберет к себе все племена и примет к себе все народы. Разве все сии не примут против него притчи и слов для рассуждений относительно его, и не скажут: „Горе тому, кто умножает себе то, что не принадлежит ему! доколе он чрезмерно отягчает цепи свои? Ибо внезапно встанут кусающие его и будут бодрствовать враги твои, и ты будешь им для разграбления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

иерей Вячеслав Зыков Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим.» ( Быm. XV , Uak. II, 23 ) «Неоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» ( Лyk. XIX, 39–40 ) Введение В трех величайших религиях – иудейской, христианской и магометанской (располагаем их хронологически), – последователи которых составляют около половины населения всего мира, свято чтится имя библейского патриарха Авраама 1 . Иудеи чтут Авраама, как великого родоначальника их народа; считая его своим «отцом», они считают себя на этом основании непременными членами царства Мессии ( Лyk. III, 8 ), пришествия Которого и по сие время чают. Христиане в лице патриарха Авраама чтут праотца по плоти Господа Иисуса Христа (Мтф. 1), великого учителя вреы и покорности воле Божий, удостоившегося высоких наименований – «отца верующих» ( Римл. 4:2 ) и «друга Божия» ( Иак. 2:23 ). Наконец, священная книга магометан – Коран, изобилующая великими восхвалениями Авраама, связывает с именем последнего происхождение магометанства через Измаила, который по Корану и есть сын обетования. Несмотря на почитание патриарха Авраама многими миллионами людей и в продолжение целых тысячелетий, на западе против личности Авраама давно уже ведется дружный поход представителей, так называемой, отрицательной критики. Более скромные из критиков, допуская историческое существование Авраама, как известной личности, подвергают самому строгому разбору историю его жизни, как она изложена в книге Бытия, указывая на каждом шагу противоречия, вымыслы, преувеличения и проч. Другие критики, более решительные, просто отвергают существование Авраама, как исторической личности, считая его за очеловеченное древнее божество, или низводя его в разряд мифических национальных героев, олицетворяющих собой идеалы народного самосознания, видя в его истории олицетвореиие целой эпохи исторической жизни народа и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010