Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.), наиболее почитаемый святой в Болгарии и Республике Македонии, болг. отшельник, чудотворец, считается основателем Рильского монастыря . Исторические сведения об И. Р. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития И. Р. болг. происхождения - с правлением болг. царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство - в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы. Происходил из богатого серб. рудничного центра Ново-Брдо. Сведения о В. Г. содержатся лишь в выходных записях переписанных им рукописей. Национальное происхождение В. Г. не установлено: он мог быть сербом, выходцем из Македонии или эмигрантом-болгарином. В болг. лит-ре приводятся аргументы в пользу болг. происхождения В. Г.: проживание в конце жизни в Рильском мон-ре , почти полное отсутствие житий серб. святых в Рильском Торжественнике 1479 г. Но последний аргумент не может иметь решающее значение, т. к. пространные жития серб. святых, за исключением Житий прп. Петра Коришского, иером. Феодосия и св. Стефана Дечанского Григория Цамблака, к-рые переписал В. Г., не включались в календарные сборники, в т. ч. и серб., из-за их объема, а используемая при переписке рукописей ресавская, серб. по происхождению, орфография отличается у В. Г. высокой степенью нормированности и не дает оснований судить о его происхождении. Следует также признать неубедительными попытки Г. Данчева отождествить В. Г. с соименными ему лицами, упомянутыми в источниках: «попом Владиславом», фигурирующим в Новобрдоском акте 1434 г., и дьяком Владиславом, служившим в канцелярии боснийского герц. Влатко Вуковича в 1466 г. ( Данчев. Владислав. С. 16-28). Против 1-го отождествления свидетельствует то обстоятельство, что «попу Владиславу» в тот момент было бы не больше 20 лет, т. к. самыми ранними годами рождения В. Г. считаются 20-е гг. XV в.; не согласуется с ним и молчание В. Г. о своей принадлежности к числу священнослужителей. Во 2-м случае заметно явное несоответствие почерков боснийского канцеляриста и В. Г. (Там же. С. 22, фиг. 1). Судя по памятникам, В. Г. получил хорошую каллиграфическую и лит. подготовку либо на Афоне, либо в одном из серб. культурных центров - при дворе деспота или Патриарха или в мон-ре, служившем центром епархии. Более вероятным является 2-й вариант, т. к. В. Г. нигде не упоминает о жизни на Св. Горе. В 50-70-х гг. XV в. В. Г. работал в слав. мон-рях Македонии, сначала в Младо-Нагоричине, затем в Матейче, находившемся под покровительством вдовы султана Мурада II Мары Бранкович , а под конец жизни, вероятно, в Рильском. Последнее известие о В. Г. относится к сент. 1480 г., когда он, проживавший в то время в Жеглигове, оплатил работу для Рильского мон-ря, возможно, своего ученика мон. Мардария - Беседы на книгу Бытия («Шестоднева») Иоанна Златоуста (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/2; лист с послесловием - РГБ. Григор. 52.3/М. 1734.3).

http://pravenc.ru/text/155003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г. [Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь , откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам , мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V , в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813). О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Видинска епархия] Болгарской Православной Церкви; кафедра в г. Видин. Объединяет приходы и мон-ри на территории Видинской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Видинское, Кульское, Ломское, Белоградчикское и Берковицкое (г. Монтана). Правящий архиерей - митр. Дометиан (Топузлиев) . По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 195 церквей, в к-рых служат 102 священника. Кафедральный собор во имя вмч. Димитрия (г. Видин). Монастыри Действующие: Добридольский во имя Св. Троицы муж., XIX в.; Изворский в честь Успения Пресв. Богородицы жен., XII в.; Клисурский во имя святых Кирилла и Мефодия муж., XII в.; Лопушанский во имя св. Иоанна Предтечи муж., X в.; Раковицкий во имя Св. Троицы муж., X-XI вв.; Чипровский во имя св. Иоанна Рильского муж., X в. В мон-рях в сер. 2003 г. проживали 14 монахов и 1 монахиня. Недействующие: Албутинский скальный близ с. Раброва, был основан в XIII в., сейчас в нем располагается музей, и Брусарский (XI в.), действует как приход. На территории В. е. ранее действовали и др. мон-ри: напр., из жития свт. Феодосия Тырновского известно о мон-ре во имя свт. Николая в с. Акчар (совр. Арчар). История В первых веках по Р. Х. земли совр. В. е. входили в состав рим. провинции В. Мёзия, в к-рой христианство распространилось благодаря проповеди учеников ап. Андрея. В III-IV вв. на берегу Дуная возник укрепленный рим. лагерь Бонония (совр. Видин). При изменении адм. деления балканских владений Римской империи в IV в. эти земли вошли в состав диоцеза Дакия префектуры Иллирик. В IV в. существовала епископская кафедра в Кастра Мартис (совр. г. Кула), а в IV - нач. VII в. епископия Аквы (севернее Видина, совр. территория Сербии) и митрополия Ратиария (совр. Арчар, Видинская обл.). В Сардикийском Соборе (343/4) участвовали 2 епископа - Аквийский Виталис и Кастра-Мартисский Молв. При нашествии гуннов в 412 г., а затем славян Ратиария была полностью разрушена, а Бонония получила у славян новое название Бдин (или Быдин). Кафедры в этот период были упразднены.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ БРАДАТЫЙ [болг. Йосиф Брадати] († ок. 1757-1759, Рильский мон-рь), болг. иером., книжник. Биографические сведения об И. Б. скудны и спорны. Источники относят его рождение к 1690-1695 гг. или к 1714 г. Согласно одной приписке, И. Б. происходил из рода Разсукановых из г. Елена, но, судя по западноболг. особенностям языка и географии его деятельности, более вероятно, что он род. в Зап. Болгарии, в г. Разлог. Упоминаются его пребывание в детском возрасте в Пловдиве (возможно, это была учеба в греч. уч-ще) и путешествия в «чужие земли» (вероятно, в соседние, балканские регионы). И. Б. принял монашеский постриг в Рильском мон-ре. Как таксидиот (сборщик пожертвований) этой обители он объехал мн. города и села в Зап. (города Враца, Самоков, Видин, села Хрелово (ныне Релёво), Оризари близ Пловдива) и Центр. (города Стара-Загора, Габрово, Свиштов) Болгарии. В нек-рых местах задерживался на длительное время, проживая в монастырских метохах или в частных домах, что позволило ему хорошо узнать условия жизни и религ. взгляды болгар. Отсутствие упоминаний об И. Б. позже 1755 г. (последний известный датированный автограф) позволяет полагать, что он вскоре умер. Предположения об идентичности И. Б. и скевофилакса Рильского мон-ря иером. Иосифа (1770), игум. Иосифа из Разлога (после 1780) или Иосифа Хиландарского (автора сочинения о пользе чтения для человека) неубедительны. Книжная деятельность И. Б. заключалась в составлении «Дамаскинов» (см. ст. «Дамаскин» ) - сборников религ. содержания, предназначенных для домашнего чтения. Помимо традиционных для таких сборников фрагментов из сб. «Сокровище» митр. Навпактского и Артского Дамаскина Студита И. Б. включал в них тексты Свящ. Писания, творения св. отцов (в основном святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, прп. Ефрема Сирина), молитвы, жития и рассказы о чудесах святых, а также оригинальные поучения. Поучения И. Б. и подобранные им тексты не только служили духовному просвещению и защите христ. вероучения от языческих верований, но и были призваны поддержать болгар в условиях угрозы ислам. ассимиляции и содействовать сохранению их религ. и национальной идентичности в повседневной жизни. Адаптированные им для широкой болг. аудитории тексты содержат лингвистические особенности перехода от позднего церковнославянского к разговорному новоболг. языку и отражают культурно-исторические условия жизни болгар в сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/673661.html

На могиле И. М. стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. После того как святой явился во сне одному монаху и наказал прекратить нестроения в мон-ре св. Апостолов, церковный Собор постановил открыть могилу. Мощи И. М. были обретены нетленными. Очевидно, до нач. XIII в. почитание И. М. носило местный характер, поскольку даже дни его смерти и перенесения мощей были приурочены к памяти прп. Илариона Великого ( Евтимий. 1990. С. 262). 21 окт. 1204 либо 1206 г. болгарский царь Калоян (1196-1207) перенес их в Тырново, вероятно, в храм в честь Вознесения Господня (см.: Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 103), но позже болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) поместил мощи в новый тырновский храм во имя 40 мучеников, к-рый был построен в честь победы болгар над греками в 1230 г. Однако по неустановленным причинам почитание И. М. в Болгарии, вероятно, имело ряд отличий от почитания др. болг. святых, мощи к-рых с XIII в. находились в Тырнове - прп. Иоанна Рильского , прп. Параскевы (Петки) и прп. Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям В. И. Григоровича , ссылавшегося на рассказы очевидцев, ок. 1845 г. мощи И. М. находились в гробнице в той же церкви, обращенной в мечеть ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 148; Донесения В. И. Григоровича о его путешествиях. Каз., 1915. С. 187). По др. сведениям, мощи И. М. во время тур. завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в К-поль (см.: 1965. С. 41). Однако анонимная визант. хроника 72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393) тур. султан Баязид I «нашел тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнес его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь )» ( Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 560-564; 1979. Bd. 3. S. 114-116; Док-ти за политическата история на средновек. България XII-XIV вв./Сост.: И. Лазаров, И. Тютюнджиев, П. Павлов. Вел. Търново, 1990, 19922. С. 88-89). В настоящее время местонахождение мощей неизвестно. Агиография

http://pravenc.ru/text/389221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Йордан Николов (25.12.1871 (6.01.1872), Кюстендил - 29.07.1947, София), выдающийся болг. историк, археолог, этнограф и филолог. Окончил педагогическое уч-ще в Кюстендиле (1889), затем Высшую школу в Софии по специальности «славянская филология» (1892). В 1892-1894 гг. изучал романские языки и лит-ру в ун-те Лозанны (Швейцария). По возвращении преподавал франц. язык и лит-ру в гимназии г. Сливена, а с 1899 г.- в Высшей школе в Софии (с 1904 ун-т). В 1906 г., чтобы иметь возможность путешествовать по обл. Македония и посещать Афон, входившие в то время в состав Османской империи, И. поступил на службу в болг. торговое агентство в Фессалонике. В 1909 г. в звании доцента вернулся к преподавательской деятельности в Софийском ун-те, с 1917 г. профессор, с 1925 по 1942 г. зав. кафедрой болг. лит-ры. В 1920-1923 и 1927-1930 гг. преподавал болг. язык в Национальной школе живых вост. языков в Париже, заложил основы франц. болгаристики. Член Болгарского ученого об-ва с 1909 г. (с 1911 Болгарская АН), Рус. археологического ин-та в К-поле с 1912 г., Славянского ин-та в Праге с 1932 г. Исследовательские интересы И. были в первую очередь сосредоточены на Македонии и ее церковной истории. В своей 1-й книге (Съверна Македония. София, 1906) И. описал историю и культуру населения родного ему Кюстендилского края, уделив особое внимание истории Брегальницкой и Вельбуждской епископий. В 1908 г. ученый издал том собранных им во время путешествий материалов по истории болгар в Македонии с раннего средневековья до нач. ХХ в., к-рый впосл. пополнял новыми свидетельствами, полученными в ходе дальнейших путешествий (Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р). К этому кругу работ также принадлежат исследование о св. Иоанне Рильском и об основанном им Рильском мон-ре (Св. Иван Рилски и неговият монастир. София, 1917) и работы о средневек. мон-рях и храмах в Беренде, Земене и Бачкове, об Охридской архиепископии.

http://pravenc.ru/text/200481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 8.10.1814, К-поль), прмч. (пам. см. ниже), мон. Род. в г. Стара-Загора и, вероятно, был болгарином по происхождению. В кон. XVIII в. его родители, Георгий и Мария, переехали в Пловдив (греч. Филиппополь). С детства Иван отличался благочестием и 6 лет прожил в Рильском мон-ре в послушании у своенравного старца. Согласно болг. версии Жития, Иван в мон-ре жил у дяди (брата отца или матери), иером. Игнатия (Калпакчиева), бывш. разбойника, к-рый раскаялся и стал монахом (Жития на бълг. светии. 1974. С. 171). Иван вернулся в Пловдив, когда турки набирали людей в армию для подавления бунта в Сербии. Его отец отказался воевать с братьями по вере, за что был жестоко убит, а мать и 2 сестер насильно обратили в мусульманство. Узнав об этих событиях, Иван спрятался у благочестивой старицы. Сестры выдали его туркам, но Ивану удалось скрыться. Нек-рое время Иван пробыл в Бухаресте, а затем направился на Св. Гору и в Шумене встретил знакомого по Бухаресту Елевферия, к-рый перешел в ислам. Отречение друга расстроило Ивана. По дороге он был схвачен турками и от страха тоже дал обещание перейти в мусульманство. На Афоне он посетил разные мон-ри, нек-рое время прожил в скиту св. прав. Анны, затем перешел в скит Иверского мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи, где его наставниками были духовник Никифор и старец Акакий. Узнав о мученической кончине в Фессалонике прмч. Давида († 1813) и друга Елевферия, принявшего монашество с именем Евфимий (см. Евфимий Новый из Димицаны; † 22 марта 1814), Иван решил пострадать за Христа и тем искупить грех малодушия. Старец Акакий постриг его в монахи с именем Игнатий (в болг. версии высказано предположение, что имя было дано в честь дяди - см.: Там же. С. 171) и благословил на мученичество. 29 сент. 1814 г. И. пришел в К-поль вместе с мон. Григорием, к-рый ранее сопровождал Евфимия. Через неск. дней, во вторник, причастившись Св. Таин, И. переоделся в тур. одежду и направился на заседание суда. Там он сорвал с головы тюрбан, бросил его на землю и сказал, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь желает забрать свои слова обратно и исповедать Христа, Истинного Бога. Судья призывал его изменить решение, но И. смело порицал религию мусульман. Его заключили в темницу, где уговорами и пытками в течение 2 дней старались заставить отречься от Христа, но мученик был непреклонен. Тогда его осудили и повесили. Через 3 дня мон. Григорий выкупил его мощи и 20 окт. доставил их на Афон, где положил вместе с мощами прмч. Евфимия в новом храме в скиту св. Иоанна Предтечи. Честная глава И. находится в рус. мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне, частицы его мощей хранятся в скиту св. Иоанна Предтечи и в Иверском мон-ре. Почитание

http://pravenc.ru/text/293433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы. Захарий Димитров (9.10.1834, Самоков - 1889, Пловдив) был связан творческой деятельностью с Вост. Македонией. Его работы: иконостас в ц. Успения Богоматери (1858-1861) в Штипе, куда ок. 1862 г. он переехал с семьей, а также икона «Св. Иоанн Креститель» (Кратово, 1868). Между 1870-1872 гг. работал в церквах св. Прохора в Пчинском мон-ре и вмч. Пантелеимона в с. Пантелей близ г. Кочани. В 1873 г. им были написаны иконы для ц. Вознесения в с. Бели, в 1874 г.- для ц. Св. Духа в с. Нивичани (обе - близ г. Кочани). За участие в Апрельском восстании 1876 г. был арестован и осужден. По пути к месту заключения в М. Азии сбежал в Яффу, затем перебрался в Иерусалим, где работал в мон-рях. После 1882 г. вернулся в Болгарию и обосновался в Пловдиве. Иван Димитров (14.02.1840, Самоков - 15.08.1889, Ихтиман), ученик и последователь брата Станислава, создал в Самокове собственную мастерскую. Сохранился ряд написанных им икон (1862, в ц. св. Илии в с. Граница близ Кюстендила; 1867, в ц. арх. Михаила в с. Косача близ Перника; 1867-1869, в ц. вмч. Димитрия в Кюстендиле; «Успение Богородицы», 1870, в ц. Успения Богородицы в Пироте (Сербия); 1873, в ц. вмч. Георгия в с. Долно-Село близ Кюстендила; «Пресв. Богородица», «Вмч. Феодор Тирон», обе 1874, в ц. вмч. Феодора Тирона в с. Конопница (Сербия); «Святые Кирилл и Мефодий», 1880, в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Ново-Село близ Видина; для ц. свт. Николая в с. Негован близ Софии; для Германовского мон-ря и Пловдивской семинарии). Творческое наследие включает портреты. Д. увлекался фотографией (открыл фотоателье в родном городе), был политическим, лит. и театральным деятелем. Никола Димитров (9.08.1828, Самоков - 1888) работал совместно с братьями Захарием и Иваном. Писал иконы для храма в Горна-Джумая (ныне Благоевград) (1854 и 1856), для церквей во имя вмч. Димитрия в Радомире (1861), свт. Николая в Самокове (1862), св. Иоанна Предтечи в Лопушанском мон-ре, вмч. Георгия в Панагюриште (1879-1888), для ц. св. Недели в Софии, для ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Софии (1883). Им также были созданы 10 икон для Рильского мон-ря, 3 для ц. арх. Михаила в с. Копиловци близ Монтаны и образ Божией Матери «Достойно есть» (в наст. время находится в одной из болг. келлий на Афоне). Станислав (Зафир) Димитров

http://pravenc.ru/text/180363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНЯЖЕВО жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы неканонической Болгарской Православной Старостильной Церкви. Расположен в одноименном р-не г. София (Болгария). В средние века здесь стоял храм во имя ап. Луки: согласно легенде, в нем хранились мощи св. апостола. В т. н. Рильской повести, рассказывающей о перенесении мощей прп. Иоанна Рильского из Тырнова в Рильский мон-рь (1469), Владислав Грамматик упоминает о том, что процессия сделала остановку в мон-ре в местности Лешница возле Софии (Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Ред.: К. Иванова. С. 389, 628-629): считается, что речь идет именно о ц. ап. Луки («Елешница» - древнее название р. Владайска, пересекающей р-н Княжево). Возможно, обитель входила в число мон-рей т. н. Софийской малой св. горы. Храм был разрушен, в общих могилах рядом с ним были обнаружены многочисленные захоронения. В память об обители здесь продолжали селиться монахи, с XVII в. местность называлась «Килии». В 20-х гг. ХХ в. началось восстановление храма, при нем возникла община из проживавших в районе рус. эмигрантов и постояльцев расположенного поблизости от рус. дома инвалидов. В кон. 40-х гг. ХХ в. управляющий рус. правосл. общинами в Болгарии архиеп. Богучарский Серафим (Соболев) основал при храме жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первой игуменией К. стала мон. Серафима (в миру кнж. Ольга Андреевна Ливен, род. в Москве в 1913), к-рая управляла обителью до смерти в 2004 г. В справке от 3 июля 1952 г. благочинный рус. приходов в Болгарии прот. Сергий Казанский сообщал, что в К. проживают игумения, 2 мантийных и 4 рясофорных монахини и 3 послушницы, из них - 5 болгарок, 4 русских и румынка (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 974. Л. 70-72); 3 насельницы имели советское гражданство, 7 - болгарское. 10 нояб. 1952 г. по решению Синода РПЦ приходы, находящиеся в Болгарии, в т. ч. К., были переданы в юрисдикцию Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ( Косик В. И. Русская Церковь в Болгарии (1940-1950-е гг.)//Славяноведение. 2003. 6. С. 92).

http://pravenc.ru/text/1841578.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010