Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель НЕОКЕСАРИЯ [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря НЕРЕЗИ муж. мон-рь во имя вмч. Пантелеимона Скопской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_45.html

При этом в могиле отсутствовал скелет. Была обнаружена лишь одна локтевая кость. Специальный антропологический анализ этой кости, насколько нам известно, не проводился. Также здесь было найдено несколько предметов, интерпретация которых вызвала дискуссию. Упомянутая локтевая кость лежала на железном предмете длиной в 91 см, который традиционно интерпретируют как меч. Однако в целом он имеет форму нехарактерную для мечей, найденных в великоморавских поселениях. Также у этого предмета не сохранилась верхняя часть, что оставляет возможность для других интерпретаций. В захоронении также были найдены: золотой бубенчик византийского типа, остатки кожаного ремня с серебряными пряжкой и наконечником, остатки медной позолоченной пластины с коваными украшениями (возможно деталь книжного оклада), металлический предмет, условно обозначенный как кинжал, остатки нескольких видов тканей (в том числе шелковой). То что гроб был окован железом, а также наличие в могиле шелковой ткани однозначно свидетельствует о принадлежности погребенного к высшему слою общества. Зденек Кланица обращает особое внимание на то, что на целом ряде найденных в захоронении 580 предметов присутствует сходная символика. Главным элементом этой символики является лилиевидный крест (крест с окончаниями, подобными цветам лилии). Исследователь пытается увязать эту символику с личностью святого Мефодия. В частности он указывает на фреску X-XI веков в римском храме святого Климента, на которой изображен перенос солунскими братьями в Рим мощей этого святого. На фреске Мефодий изображен в епископском облачении. В процессии вслед за ним несут крест, верхнее окончание которого имеет лилиевидную форму. Кланица также указывает на икону святых братьев из Рильского монастыря (Болгария). На ней святитель Мефодий изображен в епископском облачении, украшенном крестами со все теми же лилиевидными окончаниями. Впрочем, судя по репродукции, опубликованной Кланицей, это довольно поздняя икона (не древнее XVII Особое внимание исследователь уделяет согласованию археологических находок с данными письменных источников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В 1914 г. поступил в Софийскую духовную семинарию, к-рую окончил в 1920 г. В 1920-1923 гг. студент Богословского фак-та Белградского ун-та. 30 дек. 1923 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии пострижен в монашество с именем Кирилл, на следующий день рукоположен во диакона. Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февр. по 18 сент. 1924 г. воспитатель в Софийской семинарии. В 1924 г. поступил на философский фак-т Загребского ун-та, в 1925 г.- на богословский фак-т Черновицкого ун-та, где в 1927 г. получил степень доктора богословия. С 1 апр. по 15 сент. 1926 г. секретарь канцелярии Рильского монастыря, затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии. В 1928-1929 гг. изучал философию в Вене и Берлине. 22 июня 1930 г. в домовом храме Софийской семинарии рукоположен во иерея. С 5 дек. 1931 по 1 сент. 1932 г. протосинкелл Софийской митрополии. 9 янв. 1932 г. возведен в сан архимандрита. С сент. 1932 по март 1935 г. начальник Культурно-просветительского отдела Синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ), до мая 1938 г., секретарь Синода. 12 июля 1936 г. в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Стобийский». 15 мая 1938 г. избран, 29 мая канонически утвержден митрополитом Пловдивским. С 1939 по 1945 г. управлял Маронийской епархией. В 1939 г. назначен начальником военного болг. духовенства. В начале второй мировой войны обещал, что если фашисты начнут вывозить болг. евреев в концлагеря, то он ляжет на рельсы под поезд. Благодаря его протестам тысячи болг. евреев избежали смерти, за что в 2002 г. израильский мемориал Яд Вашем присвоил ему звание «Праведник народов мира». 14 окт. 1944 г. после гос. переворота 9 сент. был арестован, но в марте 1945 г. отпущен. С 3 янв. 1951 по 10 мая 1953 г. наместник-председатель Синода БПЦ. После восстановления на III Церковно-народном Соборе БПЦ Патриаршества 10 мая 1953 г. из 3 кандидатов большинством голосов (104 голоса из 107) К. был избран патриархом. Мн. исследователи полагают, что его избрание произошло при поддержке коммунистических властей Болгарии и по протекции Москвы.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Большинство исследователей склоняются к выводу, что почитание И. Р. началось в Рильском мон-ре вскоре после его смерти, в крайнем случае - после перенесения мощей в Средец и в тот период носило местный характер. Важную роль для оформления общенационального почитания И. Р. сыграли Житие и гимнографический цикл в его честь, написанные Георгием Скилицей в средецкий период. По значению для истории культа рильского отшельника это сопоставимо с созданием в Охриде на протяжении 2-й пол. XI - 1-й трети XIII вв. греч. Житий и служб, посвященных святым Клименту и Науму Охридским (см. статьи Димитрий II Хоматиан; Феофилакт Болгарский ), к-рые, вероятно, уже на рубеже XII и XIII вв. были переведены на слав. язык и 200 лет служили агио- и гимнографической основой почитания И. Р. Масштаб национальное почитание И. Р. приобрело на рубеже XII и XIII вв., в период становления Второго Болгарского царства, когда святыня оказалась в Тырнове. Об этом свидетельствует и распространение из 3 дней памяти святого именно празднование 19 окт. принесения мощей в болгарскую столицу; хотя эта дата не фигурирует в Житиях, она включается в «новые» тырновские месяцесловы уже с кон. XII в. (в т. н. Евангельские листы из Сибиу XII (?) - нач. XIII в. (Румыния. Б-ка Правосл. митрополии в Сибиу, 217); в кириллическую часть Зографского Евангелия кон. XII (?) - 1-й пол. XIII в. (РНБ. Глаг. 1); в Црколезский Апостол 1-й пол. (?) XIII в. (НБС. Б-ка монастыря Високи-Дечани. Собр. Црколез. 2); в Тырновское Евангелие 1273 г. (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa30); в Струмицкий (Шафарика) Апостол-апракос кон. XIII в. (Прага. Народный музей. E 25); в Дечанское Евангелие-тетр 2-й пол. XIII в. (РНБ. Гильф. 4); в Шоповскую (Карадимову) Псалтирь кон. XIII - нач. XIV в. (София. НБКМ. 1138); в Банишкое (попа Иоанна) Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (Там же. 847) и др.). Не позднее сер. XIV в. память И. Р. вместе с Житием вошла в тырновскую редакцию стишного Пролога и (с тропарем и кондаком) в минейную часть тропарника Псалтири с восследованием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Большинство научных работ Д. связаны с изданием и комментированием ранее неизвестных или недостаточно изученных средневек. текстов. Ему принадлежит честь открытия и публикации мн. источников: фрагмента (Vat. gr. 2014. Fol. 119-122) об избиении в 811 г. болг. правителем Крумом христ. пленных (т. н. Ватиканский рассказ, или «Хроника Дуйчева» - Нови житийни данни за похода на имп. Никифора в България през 811 г.//Списание на БАН. София, 1937. Т. 54. С. 147-188), новых греч. списков краткого Жития св. Климента Охридского, составленного архиеп. Охридским Димитрием II Хоматианом (Краткото Климентово житие от Димитър Хоматиан//Климент Охридски. София, 1966. С. 161-164), Жития и службы св. Науму Охридскому (Un manuscript grec inconnu avec l " acolouthie et la Vie de St. Naoum d " Ochrid//Studia hist.-philol. serdicensia. Serdicae, 1938. N 1. P. 121-124) и составленного на основе неустановленных источников позднего Жития святых Кирилла и Мефодия из рукописи греч. мон-ря Гроттаферрата в Италии (Due scritti del P. Antonio Rocchi in onore dei SS. Cirillo e Metodio//BollGrott. 1965. Vol. 19. P. 25-38), фрагмента греч. Жития св. Ромила Видинского (Un fragment grec de la Vie de St. Romile//Bsl. 1938. Vol. 7. P. 124-127). В 1940-1944 гг. Д. составил хрестоматию текстов по средневек. истории Болгарии (Из старата бълг. книжнина. София, 1940, 1943-19442. Т. 1-2) и продолжал работу над ее расширенным и дополненным изданием (пока не издано, т. к. по завещанию Д. неопубл. источники, хранящиеся в его архиве, могут быть изданы только через 30 лет после его смерти). При участии Д. вышли в свет 6 т. текстов греч. источников по болг. истории с переводами на болг. язык (Гръцки извори на бълг. история. София, 1954-1965. Т. 1-6), комментированные издания Монемвасийской хроники (Cronaca di Monemvasia: Ed., testo crit. e note a cura di I. Duicev. Palermo, 1976) и Рильской грамоты болг. царя Иоанна Шишмана 1378 г. (Рилската грамота на цар Иван Шишман от 1378 г. София, 1986). Фототипическим способом Д. издал ватиканскую рукопись Хроники Константина Манасси (Летописа на Константин Манаси : Фототипно изд. на среднобълг. первод. София, 1963) и Болонскую Псалтирь (Болонски псалтир: Бълг. книжовен паметник от XIII в. София, 1968). Им были написаны предисловия и комментарии к факсимильным изданиям слав. перевода Хроники Симеона Логофета, Бдинского сборника (см.: Видинская епархия//ПЭ. Т. 8. С. 121), картулярия монастыря св. Иоанна Предтечи в К-поле, сочинений св. Евфимия , патриарха Тырновского, и др. изданиям лондонской сер. «Variorum Reprint».

http://pravenc.ru/text/180550.html

Н. П. Игнатьев как церковно-политический деятель на Православном Востоке. СПб., 1909. Дометиан, архим. Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям//ЖМП. 1974. 9. Дылевский Николай, преп. Софийского Университета. Рыльский монастырь и Россия в XVI и XVII веке. София: Изд. Министерства информации и искусств, 1946. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия-Украина в XVI -XVII веках. Научно-популярный очерк. С.: Синодальное изд-во, 1974. Дымша Стефан, свящ. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви//ЖМП. 1972. 10, Желязков Е., прот. День памяти героев Шипки//ЖМП. 1969. 12. Захаров Н. Братский визит (Патриарха Болгарского Максима)//ЖМП. 1972. 6. Игнатьев А. Академик И. И. Снегаров (некролог)//ЖМП. 1971. 4. Игнатьев А. Бачковский монастырь//ЖМП. 1967. 11; 1968. Игнатьев А. В Рильском монастыре//ЖМП. 1969. 5. Игнатьев А. 20-летие Болгарского церковного подворья в Москве//ЖМП. 1968. 7. Игнатьев А. Засадка болгарского Гложенского монастыря//ЖМП. 1973. 1. Игнатьев А. Знаменательное столетие в жизни Болгарской Церкви//ЖМП. 1971. 5. Игнатьев А. Избрание нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1971. 10. Игнатьев А. К 90-летию освобождения Болгарии//ЖМП. 1968. 5. Игнатьев А. Кончина и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 5. Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского//ЖМП. 1966. 8. Игнатьев А. Переход Болгарской Православной Церкви на исправленный юлианский календарь//ЖМП. 1969. 3. Игнатьев А. Посещение Болгарской Православной Церкви Архиепископом Кентерберийским//ЖМП. 1972. 11. Игнатьев А. Празднование в Болгарии 1100-й годовщины блаженной кончины святого Кирилла-Константина Философа//ЖМП. 1969. 8. Игнатьев А. Празднование 1100-летнего юбилея Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. 8. Игнатьев А. Преп. Иоанн Рыльский и его обитель//ЖМП. 1959. 9. Игнатьев А. Преподобный Паисий Хилендарский//ЖМП. 1973. 1. Игнатьев А. Протопресвитер Стефан Цанков (некролог)//ЖМП. 1965. 6. Игнатьев А. 50-летие Болгарской высшей духовной школы//ЖМП.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии принял участие в торжествах в честь 20-летия возрождения Доростольской митрополии 11 октября 2021 г. 19:40 10 октября 2021 года настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария) архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению иерарха Болгарской Православной Церкви митрополита Доростольского Иакова принял участие в торжествах, посвященных 20-летию возрождения Доростольской митрополии. Божественную литургию совершил владыка Иаков в сослужении митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина ( Украинская Православная Церковь ), митрополита Старозагорского Киприана, митрополита Врачанского Григория, епископа Тульчинского Виссариона ( Румынская Православная Церковь ), наместника Троянского и Бачковского монастырей епископа Величского Сиония, игумена Рильского монастыря епископа Адрианопольского Евлогия, викарного архиерея Сливенской митрополии епископа Агатопольского Иерофея, протосингела Доростольской митрополии протопресвитера Добрия Чакова, протосингела Софийской митрополии архимандрита Василия (Савова), архимандрита Вассиана (Змеева), духовенства Доростольской митрополии. По окончании Литургии архимандрит Василий (Савов) огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Болгарского Неофита по случаю 20-летия возрождения Доростольской митрополии. Митрополит Белоцерковский Августин поздравил митрополита Доростольского Иакова с праздником и вручил ему отличительный знак Белоцерковской епархии — медаль Рудосельской иконы I степени, а также преподнес в дар копию Почаевской иконы Божией Матери и факсимильное издание Луцкого Евангелия XIV века. Затем была совершена заупокойная лития по приснопамятным Доростольским митрополитам Илариону и Амвросию. В тот же день митрополитом Доростольским Иаковом был дан официальный праздничный прием, на котором присутствовали приглашенные иерархи, представители светской власти и многочисленные гости. В память о 20-летии возрождения Доростольской епархии владыка Иаков подарил архимандриту Вассиану (Змееву) крест с украшениями. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5851715.ht...

Войдя в храм телесный. Истинная Премудрость Божия Посвящает друзей Своих, Готовит трапезу, питающую души, И растворяет питье жизни в чаше для верных. Приступим же благочестиво и будем петь: Славно прославился Христос Бог наш. 154 В XIII и XIV вв. эта же тема «Софии Премудрости» получает невиданное до того времени распространение, и притом в новой форме, как тема живописи. Во всех известных случаях этого периода живописцы вдохновляются непосредственно текстом 9-й главы книги Притчей, 155 но при этом ясно подразумевают, что ветхозаветный текст есть прообраз Тайной вечери и таинства Причащения, как его понимал Косма Маиумский в каноне Великого четверга. Фрески, изображающие эту «трапезу Премудрости», известны во всех концах восточно-христианского мира: в церкви св. Климента в Охриде (1295), в сербских и македонских церквах Грачаницы (1321), Дечан (1348), Маркова монастыря (1370); в Рильском монастыре в Болгарии (1335) и в монастыре Зарзма в Грузии. Эта же тема появляется и на Руси – среди Волотовских фресок, а также в качестве иллюстрации к тексту Псалма 45, 6 в Киевской Псалтыри 1397 г. 156 В XV и XVI вв. тема Премудрости остается популярной в искусстве Северной Руси. Отправной точкой этого развития продолжает быть иллюстрация книги Притчей в «евхаристическом» истолковании. 157 Но скоро и другой тип, так называемой «Новгородской Софии», изображенной по типу деисуса в качестве ангела, с изображениями Богоматерии Иоанна Предтечи по сторонам и бюстом Христа, как бы отождествляющего Себя с центральным образом Премудрости. Не подлежит сомнению, что все эти изображения Софии Премудрости понимались как символические (или, вернее, «типологические») изображения Христа. Текст книги Притчей читался как ветхозаветный образ грядущего вселения Бога в «телесный храм». Почти во всех случаях Премудрость изображалась в качестве крылатого ангела, по примеру иконографических изображений вообще всех ветхозаветных «теофаний», хотя в храме Преображения в «Хрелевой башне» Рильского монастыря в Болгарии Премудрость изображена как Отрок Эммануил 158 – возможно, по примеру более ранних христианских памятников, как, например, изображение Христа (V в.) в церкви монастыря «преподобного Давида» (или Христа-Латома) в Фессалониках. 159

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

ГЭС необходима для того, чтобы продавать избыток электроэнергии и использовать выручаемые средства на церковные нужды. 25 августа. ПРАВМИР. В самом известном монастыре Болгарской Православной Церкви в 2012 году будет построена своя гидроэлектростанция. ГЭС необходима для того, чтобы продавать избыток электроэнергии и использовать выручаемые средства на церковные нужды. Настоятель Рильского монастыря епископ Адрианопольский Евлогий заявил, что на проект данного строительства будет выделено порядка 5,8 миллионов евро, а будущая электростанция будет производить около 750 киловатт электроэнергии. Этот проект стал первым проектом Болгарской Церкви в области энергетики. В его финансировании принял участие международный фонд «Козлодуй». Все вырученные от продажи избыточной энергии средства будут использоваться для восстановления и поддержания монастыря. Кроме этого, денежные средства будут отправлены и на финансирование капитального ремонта детских учреждений: школ и детских садов в Риле. Отметим, что это не единственный пример, когда Православная Церковь организует на своих территориях подобные предприятия. Недавно с подобной инициативой выступила Элладская Церковь, которая предложила земли монастыря Пентели для постройки электростанции (все вырученные средства также планируется потратить на благотворительные цели). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-samom-izvestnom-bolg...

А. 18/1) Иоанна его мощи были положены в Рильском монастыре, а затем царь Петр (927-969) отправил их с почестями и похвалами в Средец (совр. София -А.Н.), где положил в новоотстроенный храм. В Хронике византийского историка Скилицы сообщается о многих исцелениях и чудесах от мощей святого. При византийском императоре Андронике Комнине, правившем Болгарией, венгерский царь Белла увез чудодейственные мощи в свою столицу Гран (совр. Естергом-А.Н.), где они находились до 1187 г., когда дипломатическим путем были заполучены обратно. В 1195 г. царь Иван-Асен (1186-1196) после восстания и образования Второго Болгарского Царства перенес мощи святого в В.Тырново. Во второй половине XIV века, когда над Балканами вновь нависла турецкая угроза, мощи укрыло тырновское духовенство от поругания мусульманами. В 1469 г. при игумене Рильского монастыря иеромонахе Давиде в обитель приехал священник из Пловдива и сказал, что видел мощи в Тырново. Тогда братия монастыря обратилась за помощью к вдове султана Мурада - Марии, она вымолила у своего сына Мухамеда распоряжение о передаче святыни монахам. По дороге процессия останавливалась в г. Средец, где пять-шесть дней мощи пребывали в ротонде св. Георгия, а 29 и 30 июня оставались в Орлице. 1 июля 1469 г. рака преподобного прибыла в монастырь. - Сохранились ли, какие-то следы почитания святого в годы его отсутствия в монастыре? - Несмотря на то, что с XI по XV век мощей в монастыре не было, память святого чтилась - именно тогда составлено т. н. Народное Житие. К времени правления царя Ивана-Асена Второго (1218-1241) относится написание нового Проложного Жития и новой Службы. 1335 г. датируется его изображение в Хрелевой Куле. В XIV в. святой почитается повсеместно - появляются его изображения в Боянской церкви (XIII в.), в Земенском монастыре (1360 г.). Таким образом, как Вы видите, церковь арх. Михаила, стоявшая на паломническом пути в Рилу, сохраняла актуальность своего назначения, т.к. прп. Иоанна почитали и во времена отсутствия его мощей в Рильском монастыре.

http://pravoslavie.ru/40536.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010