[Болг. Петър Черноризец] (Х в.), древнеболг. писатель. Сохранились, в основном в древнерус. списках, 4 произведения, атрибутируемые П. Ч.: «Сказание о посте и о молитве устава и чина церковного» (старший список кон. XII - нач. XIII в.; РГБ. Ф. 304.I. 12), «Слово о душевной пользе» (XIV в.; ГИМ. Хлуд. 30д), «Слово о временном сем житии» (XIV в.; РГБ. Ф. 304.I. 11), «Слово Петра некоего о супротивье въсяцем» (XIV в.; РНБ. СПбДА. A.I.264; его название чаще переводят как «Слово о всякой неправде», но, в силу слов автора «супротиви ся в сердци злых неправда правде», ему более соответствует перевод «Слово о противостоянии всяческой неправде»). Тексты П. Ч. впервые выделил в рукописях А. И. Соболевский , отождествивший автора с болг. царем Петром ; эту т. зр. продолжают разделять нек-рые исследователи. О бытовании сочинений П. Ч. у юж. славян свидетельствует наличие текстов 1-го, 2-го и 4-го Слов в серб. сборнике сер. XIV в. (ГИМ. Воскр. 115-бум.; Турилов А. А. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры юж. славян и Древней Руси: Межслав. культ. связи эпохи Средневековья. М., 2010. С. 106), фрагментов сочинений П. Ч. в Берлинском сборнике (XIV в.) и неполный список «Слова о временном сем житии» в сборнике Рильского монастыря (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 2/25). Известны краткие редакции Слов (напр., «Слово о богатом и бедном») и компиляции, вошедшие в разные четьи сборники (Измарагды, Прологи и проч.). С именем П. Ч. в заглавии в рукописях XIII-XVIII вв. (старший фрагментарный (только начало) список - сербский, 2-й пол. XIII в. (Sinait. slav. 28/N. Л. 8 об.), в составе отрывка Служебника (?), приурочена к павечернице) встречается Молитва Пресв. Богородице («Пресвятая Владычице Богородице, веде, яко сквернен и нечист есть»), включенная, в частности, и в печатный сербский Молитвослов (Венеция, 1547), но рукописная традиция и текстология памятника и его взаимоотношение с другими словами и поучениями этого автора остаются неисследованными. И. Марчевски считает П. Ч. автором «Слова Петра монаха об умном трезвении сиречь молитве» (на 29 июля) и «Слова монаха Петра» (на 19 июля), включенных вместе с др. его произведениями в издание Пролога (1689). П. Ч. обличал пороки, прежде всего забвение заповедей Божиих и отказ от братолюбия, и указывал путь к спасению через покаяние, молитву, пост, противостояние злу и неправде в самом себе.

http://pravenc.ru/text/2580430.html

Наиболее известными в слав. письменности К. являются следующие толковые тексты: I. Катена на Книги Царств - коллекция кратких толкований, заимствованных в основном из вопросоответов Феодорита Кирского (гл. обр. на 1-ю Книгу Царств, в меньшем количестве на 2-ю, единичными случаями на 3-ю, почти отсутствуют на 4-ю). Среди имен толкователей ошибочно упоминаются авторы греч. переводов, вошедших в Гекзаплы (Акила, Симмах, Феодотион), а также Иосиф Флавий. Катена была переведена с греч. языка в 1416 г. (судя по титулу заказчика, не ранее 1402) по заказу серб. деспота Стефана Лазаревича, ее оригинал не установлен. Слав. версия известна в 2 южнослав. (серб. ресавских) списках: ОГНБ. 6, 1418 г., и РГБ. Григор. 1, XVI в. Две серб. рукописи XVI в. погибли во время второй мировой войны ( Николова. 1995. С. 61-62). II. Катена Никиты Ираклийского на Книгу Иова сохранилась в 2 переводах: 1-й был выполнен на Афоне мон. Гавриилом в 1411-1412 гг. с греч. рукописи монастыря Эсфигмен (представлен 2 списками: сербским (ГИМ. Син. 202, вероятно, беловой оригинал перевода) и молдавским среднеболг. извода (Bucur. Acad. Romana. 96, 1503 г.)); писец 2-го списка (мон. Виссарион Хиландарский) в 1516 г. принимал участие в переписке Толкового Апостола (см. ниже). 2-й перевод содержится в рукописи Владислава Грамматика 1456 г. (РГБ. Григор. 4/14) и в списке б-ки Рильского мон-ря 2-й пол. XV в. (Болгария, б-ка Рильского мон-ря. N 1/4 (18)). Структурной особенностью греч. оригинала является деление текста на 33 главы, что отразилось в слав. переводе. Катена Никиты Ираклийского в 2 указанных переводах основана гл. обр. на толкованиях Олимпиодора Александрийского, ее следует отличать от перевода полного толкования Олимпиодора на Книгу Иова (древнейший рус. список: ГИМ. Чуд. 6, 1394 г.; изд. по списку Владислава Грамматика: Христова-Шомова. 2007; подробнее об особенностях перевода и рукописной традиции см.: Она же. 2006). III. Катена Никиты Ираклийского на Псалтирь. На слав. язык было переведено предисловие к этой катене, известное в неск. рус. списках XVI в.: РНБ. Соф. 1464. Л. 200-217; РНБ. Соф. 1465. Л. 89-96; РГАДА. Ф. 181. 478. Л. 97 об.- 116; РГБ. Унд. 53. Это предисловие, содержащее сведения о библейских переводчиках, цитирует архиеп. Геннадий Новгородский в своем послании архиеп. Иоасафу Ростовскому 1489 г. ( Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 319). В болгарской рукописи 2-й пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. Собр. МДА. 18) содержатся толкования на Пс 1-54 из катены Никиты Ираклийского (см.: Леонид (Кавелин), архим. Сведение о славянских пергаменных рукописях. М., 1887. С. 17-19).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕХРОВУНИУ [греч. Ιερ Μον Κεχροβουνου], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен примерно в 8 км от г. Тинос, на о-ве Тинос (Киклады, Греция). История Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) По преданию, К. был основан 3 сестрами из сел. Трипотамос, которым во сне Пресв. Богородица велела построить на соседней горе 3 кельи рядом с 3 древними церквами. Ими оказались храмы св. Иоанна Предтечи, св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) и Св. Троицы на вершине горы Кехровуни. На указанном месте было много змей, поэтому сестры решили устроить мон-рь ниже по склону, но каждую ночь орудия строителей чудесным образом переносились на старое место, поэтому кельи в конце концов были построены на вершине. Точное время основания К. неизвестно. Впервые в письменных источниках мон-рь упоминается в документе 1614 г., в котором лат. еп. Тиноса Георгий Перпиньян сообщал наместнику острова Микеле, что с эпохи правления на острове итал. династии Гизи (1207-1390) игумения и эконом К. избирались латинским епископом. Однако обитель могла существовать и ранее. По мнению Д. З. Софианоса, К. возник в XI-XII вв., более ранние датировки (напр., легенда об основании мон-ря в IX в.) он считает необоснованными, т. к. до этого времени на Тиносе не было организованного монашества. С т. зр. Н. Армаколаса, разрозненные исихастирии на горе Кехровуни объединились в централизованный мон-рь примерно в сер. XV в. В сигиллии К-польского патриарха Кирилла V 1749 г. содержатся важные сведения об истории мон-ря. Этот документ подтверждал несохранившийся сигиллий патриарха Паисия II о ставропигиальном статусе К. Ктитором монастыря назван иером. Макарий (Халвадзис). Видимо, он восстановил заброшенный монастырь в 1-й пол. XVIII в., в т. ч. отстроил кельи и провел воду. В сигиллии также упоминается о пожаре, погубившем монастырский собор, книги и церковную утварь. Из уцелевших реликвий названа икона «Успение Пресв. Богородицы», от к-рой происходили чудеса. Если в 1749 г. К. был мужским монастырем, то в сигиллии 1755 г. он упоминается как женский.

http://pravenc.ru/text/1684291.html

В церковном богослужении есть много красивых песнопений о Рождестве Христовом. Там природа олицетворяется, она будто оживает рождением воплощенного Бога. Небо посылает Ему звезду, земля преподносит Ему пещеру, в которой Он найдет приют. Люди преподносят Богу свое поклонение и славословия. Это поэтично. Но это не только поэзия. Земля, сама по себе, не живая, но она реагирует по Божьему допущению на наши действия. Чистой Деве и Богомладенцу 2004 года тому назад природа дала мир, спокойствие и тишину в Рождественскую ночь. А нам сейчас, в 2004 году? Стремимся ли мы к святости и чистоте? Исполняем ли мы Божьи заповеди? Ищем ли мы Божью волю? И если мы не делаем все это, почему удивляемся, что Бог посылает нам наводнения, землетрясения, пожары? В Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит своим ученикам: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13:4-5). Люди всегда знали, что природные катаклизмы являются проявлением Божьего гнева. Это не мифология, а реальность, и даже не отрицается современной наукой. Научные законы – это Божьи заповеди о природе, но там, где есть вера, происходят чудеса, потому что Бог изменяет природные законы, и наука молчит. Катаклизмы являются естественными последствиями человеческих грехов. На фоне природных бедствий человек чувствует себя маленьким и слабым, какой он и есть, и смиряется перед Божьей волей. Поэтому нам необходимо осознать свою человеческую немощь, каяться за свои грехи и молить Бога о лучших днях. - Как Вы считаете, насколько усилилась или ослабела вера болгар за последние годы? По сравнению с недавним прошлым, если вернуться лет на 20-30 тому назад, возможно, болгары сейчас окрепли в вере, но в общем – нет, Болгария сейчас менее верующая по сравнению с прошлым. Откройте книгу чудес св. Иоанна Рильского и посмотрите, сколько исцелений, свидетельствующих о вере тех людей, случались в 20-тые, 30-тые, 40-ые годы ХХ века. А сейчас? Посмотрите, как велик сам Рильский монастырь – там было так много монахов. А сейчас? Посмотрите на величественный храм монастыря – в самые тяжелые и бедные годы наш народ отрывал от себя последнее и построил этот храм. А сейчас? При всех наших технологиях и деньгах мы строим дома, отели и замки... Сколько у нас храмов? Мы даже не можем поддерживать унаследованное. Посмотрите на мощи св. Иоанна Рильского, о каком величии его духа они свидетельствуют. А сейчас? Возможно, это только внешняя сторона вещей, но разве в душах людей есть отличия? Над благочестием насмехаются, его не понимают, его отбрасывают. Болгары идут в храм только на крестины и свадьбы, на Пасху и на Рождество. Наши дети уходят в протестантские секты. В прошлом общественная и семейная жизнь следовали церковной. А сейчас мы их как-то совмещаем, но чаще всего в ущерб церковной жизни. Очень часто люди говорят, что они хотят веровать, но не знают, как.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Профессор Любен Пражков: " Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо " / ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБЕНОМ ПРАЖКОВЫМ, ОСНОВАТЕЛЕМ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В БОЛГАРИИ В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: " Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная! " Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел - нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет. За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли несколько уникальных средневековых памятников на территории современной Болгарии. В научный обиход были введены ротонда св. Георгия в Софии вв.), церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница в.), св. Иоанна Богослова Земенского монастыря в.), в Колуше в.), базилика свт. Николая в Мелнике в.), раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви (1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря (1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского (1493 г) и Илиянского (1550 г., в.) монастырей, храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба в.). Михаило-Архангельская кладбищенская церковь в Риле Самым потрясающим открытием последнего десятилетия стала живопись кладбищенской церкви арх. Михаила в г. Риле, в 20 км юго-западнее Рильского монастыря. В плане это крестово-купольный храм типа вписанного креста, типичный для Балкан в в. В вв. церковь перестраивалась (тогда уничтожили западную стену, а интерьер покрыли изображениями в стиле эпохи Возрождения). При обследовании и зондаже выяснилось - на северной стене под поздней живописью скрывается слой более ранних фресок. Это открытие посчастливилось сделать профессору Любену Пражкову - основателю школы реставрации в Болгарии.

http://pravoslavie.ru/40536.html

Иллюстрированные житийные циклы формируются обычно в главном культовом центре, т. е. там, где возникает почитание святого, или там, где его культ получает особую значимость из-за перенесения мощей н превращения его в святого покровителя данного короля, города или государства. «Классическим» можем назвать путь, по которому развевается культ болгарского отшельника св. Ивана Рильского (876–964). Именно в Рильском монастыре, образовавшемся на месте подвига и погребения аскета, там, где сохранялись его мощи, начинается формирование культа. Здесь еще в X–XII вв. возникает агиографическая литература о святом, гимны в его честь, названные Ст. Кожухаровым «гимнографическим циклом об Иоанне Рильском»; здесь появляется его икона-портрет, разрабатывается иконография его житийного цикла, который представлен в сокращенном варианте в росписи часовни оборонительной башни монастыря, воздвигнутой в XIV в., по подобию Афонских монастырей, протосевастом Хрельо и называемой Хрелевой башней 87 . Эта последняя фаза в оформлении культа святого связана с обновлением монастыря в XIV в. (т. е. два века спустя после возникновения самого раннего жития) и осуществляется век спустя после получения святым общегосударственного значения через перенесение его мощей в столицу болгарского государства Тырново. Итак, здесь я уделяю специальное внимание тем святым, чей культ, первоначально имевший ограниченное локальное значение, позднее приобретает народный или общегосударственный характер (каким является культ св. Ивана Рильского) или распространяется на новые регионы православной ойкумены. Не меняя своей сакральной эклессиологической сущности, культ этих святых развивается, расширяется, даже переживает особую актуализацию (по сравнению с другими культами) при определенных исторических обстоятельствах. Именно эти обстоятельства вызывают вполне заметные изменения в оформлении данного культа. В некоторых случаях они стимулируют обогащение агиографической и гимнографической литературы, в других же – создание изобразительных житийных циклов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем сегодняшнем виде Рильская святая обитель дошла до нас с XIX века. Только новая часть восточного крыла была сделана в ХХ в. Старейшее здание во дворе рядом с церковью это Хрельова башня, воздвигнутая в XIV веке (1335 г.). Она играла роль цитадели для монастыря, где монахи скрывались в смутные времена. На последнем пятом этаже высокой 24-метровой башни находится часовня Преображения Господня. В наши дни Хрельова башня открыта для посещений в летний сезон, причем часть фресок, сохранившихся с XIV века, посетители могут видеть через ниши в окнах часовни. Вся площадь Святой обители, охватывающая церковные, жилищные и хозяйственные здания, равна 8800 кв. м. Каменные стены высотой 22 метра окружают просторный монастырский двор, храм Рождества Богородицы, Хрельову башню, музей, жилые и хозяйственные постройки. Помещений здесь почти 300, из которых 100 это кельи монахов. На месте старого храма в 1834-1837 гг., была построена главная монастырская крестокупольная церковь Рождество Богородицы. Она имеет пять куполов, две боковые часовни и три алтарные ниши. Впечатляют чудесные резные иконостасы и стенописи, сделанные известными мастерами из Самокова и Банско. В храме работало много мастеров кисти и долота, но только прославленный изограф Захарий Димитров (Зограф) оставил свой автограф. В церкви находятся гроб с мощами основателя монастыря Св. Иоанна Рильского, чудотворная икона Св. Богородицы Осеновицы (XII в.), чудотворная икона Св.Иоанна Рильского (XVIII в.), много иконостасных и целовальных икон с XIX в. С конца XIX века в Рильской святой обители существует музей, в котором выставлены экспонаты, связанные с его историей на протяжении веков. Музейная коллекция включает ценные образцы болгарского и зарубежного искусства в период XIV-XIX веков. Наиболее ценный экспонат это деревянный крест с изящной миниатюрной резьбой, сделанный отцом Рафаилом. Долгие годы трудился над ним этот виртуоз резьбы по дереву, используя самые тонкие долотца и инструменты. Окончил он свое детище в 1802 г., когда окончательно ослеп после тяжелой работы над таким шедевром. На нем изображено 36 библейских сюжетов – по 18 на каждой стороне креста и свыше 600 миниатюрных фигурок.

http://sobory.ru/article/?object=27842

Новости Болгарского премьера Бойко Борисова оштрафуют за посещение церкви без маски 26.06.2020 18:20 Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и наместник Рильского монастыря епископ Евлогий. Фото: novinite.com София, 26 июня, Благовест-инфо. Премьер-министру Болгарии Бойко Борисову грозит штраф в размере 300 левов (172 доллара США) за то, что он нарушил требование об обязательном ношении защитных масок в помещении, когда посещал монастырь св. Иоанна Рильского. 22 июня Министерство здравоохранения Болгарии издало новое постановлении об обязательном ношении масок после того, как в стране был отмечен рекордный рост новых случаев коронавируса, сообщает Orthodox Christianity . На следующий день премьер Борисов поехал в Рильский монастырь, где вошел внутрь храма без маски.  Помимо Борисова, оштрафованы будут «все лица, находившиеся внутри церкви в Рильском монастыре без маски», говорится в письме, направленном болгарским Минздравом агентству Reuters. В документе сказано, что наказанию подвергнутся сопровождавшие прьемьера журналисты, фотографы и операторы, но не уточняется, будет ли взят штраф со священнослужителей. Основанный св. Иоанном Рильским в конце 10 века монастырь – крупнейшая ставропигиальная обитель Болгарской Православной Церкви и одна из главных исторических достопримечательностей страны, включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Борисов приезжал в Рильский монастырь в начале июня и пообещал выделить средства на ремонт пострадавшей от оползней дороги и на строительство очистных сооружений рядом с обителью. Второй за месяц визит в монастырь премьер совершил, чтобы отчитаться о выполненном обещании и проконтролировать ход работ. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Завещание 17 Иоанна Рильского касательно его монастыря предусматривает двоякую процедуру: второго игумена основатель монастыря назначает сам в лице некоего брата Григория, но предусматривается и утверждение его кандидатуры монахами обители (and you elect him by consensus as superior) ch. 20]. Что касается последующих игуменов, то право их назначения проедоставляется общине [г, 133, ch. 12]. Завещание 18 Христодула для монастыря Иоанна Богослова на острове Патмос 81–82], в отличии от его же Ипотипосиса, пре- дсматривает прямую передачу власти от одного игумена к другому. Согласно ему, он назначает своим преемником Арсения Скинурия и передает ему «власть в скромном монастыре Святого Иоанна Богослова на Патмосе, со всем ему принадлежащим имуществом, как оно перечислено в… хрисовуле нашего… императора (имеется в виду Алексей I Комнин –А. Б.)». В типиконе 19 весьма значимого для истории византийского монашества Евергетидского монастыря Тимофей, его второй игумен, пишет, что он получил монастырь под свое управление от Павла Евергетидского по его завещанию В свою очередь, и Тимофей назначил себе преемника, который впоследствии должен будет поступить так же (по совету с избранными братиями). Типикон 20 монастыря Иоанна Предтечи Фоберос 52.–54] во многом повторяет эти положения Евергитидского устава. В типиконе 21 прп. Афанасия Афонского автор приводит отрывок из хрисовула императора Никифора Фоки, согласно которому никакой посторонний для лавры человек не допускается к поставлению игумена, только ее монахи имеют такое право. Далее, уже от своего лица, Афанасий пишет: «Настоятель в тот момент, когда приблизится ему время ухода из жизни, должен иметь власть оставить после себя наиболее сведущего и подходящего монаха в качестве своего преемника» В некоторых уставных документах подразумевается, что игумен выбирает себе преемника, советуясь либо с верхушкой братии, либо со всей братией. Подобная практика описана не только в Евергетидском типиконе, приведенном нами в пример выше, она была предусмотрена и для монастыря Святого Филиппа во Фрагале (Сицилия). Игумен Григорий в первом завещании 21 пишет: «Итак, поскольку по причине непредсказуемого и внезапного прихода смерти, я, взяв в качестве советчиков прекрасное и наилучшее собрание моих братьев и чад, согласно традиции нашего отца, благословенной памяти Феодора Студита … выбрал на мое место наиблагоговейнейшего Власия, моего ученика и священника» 629]. Эти же распоряжения он повторил во втором завещании 22 23 632–633].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характерна деятельность живописца иеромонаха Пимена Зографского (Софийского), работавшего в конце XVI — начале XVII века в окрестностях Софии и в Западной Болгарии, где он украсил десятки храмов и монастырей. В XVII веке были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и других монастырях. Болгарские христиане рассчитывали на помощь единоверных славянских народов, особенно русских. С XVI века Россию регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и прочие духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митрополит Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение Константинопольского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в том числе игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и других монастырей, в XVI–XVII веках испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Позднее поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского монастыря (1712), архимандрит Лясковского монастыря (1718) и другие. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и церкви из России в Болгарию привозились славянские книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа. В XVIII–XIX веках с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования монастырям. В первой половине XVIII века были возобновлены и украшены многие монастырские храмы и часовни: в 1700 году возобновлен Капиновский монастырь, в 1701году — Дряновский, в 1704 году расписана часовня Святой Троицы в монастыре Пресвятой Богородицы в селе Арбанаси под Тырновом, в 1716 году в том же селе была освящена часовня монастыря святителя Николая, в 1718 году возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский монастырь, в 1732 году обновлена и украшена церковь Роженского монастыря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В монастырях создавались раки для святых мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и многое другое, что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010