По направлению к северу (начиная с 34°), напротив, страна принимает вид довольно волнообразной равнины, которая в своей северной части становится даже гористой, потому что до этого места простираются отроги Курдистанской цепи. В то же время водные источники здесь умножаются. Кроме Тигра и Евфрата следует отметить левые притоки Тигра – Дияла, Малый и Большой Заб, причём последний почти ничем не уступает Тигру. По этой причине климат здесь далеко не так зноен как на вавилонской равнине. Известно, что ни южная, ни северная Месопотамия не были идеально приспособлены для земледелия, но очевидно и другое: этот край был поистине райским уголком для охоты. Нимрод не мог выбрать лучшей страны для своих охотничьих набегов. «Нимрод... был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар». Так Нимрод ассоциируется с основанием Месопотамской цивилизации. «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» ( Быт.10:8–12 ). Это самое первое библейское известие о начале государственной жизни на земле. Все четыре перечисленных здесь города лежали в долине Сеннаар. Север Междуречья был довольно выгодно расположен в географическом отношении, поэтому через Ассирию пролегали богатые торговые пути, что вели и на юг – к Вавилону, и на запад – к Египту. По свидетельству геологов климат Месопотамии с самых давних времён не претерпел сколь-нибудь заметных перемен: в южной части он тропический (в Басре средняя температура января 11°С, августа 34°С, но нередко повышается до 50–60°С), в северной – средиземноморский, континентального типа с жарким, сухим летом и тёплой, относительно дождливой зимой (средняя температура июля в Мосуле 34°С, января 7°С. Зимой в горах лежит снег и минимальная температура достигает – 18°С). Когда на севере, в горах Армении, весной начинает таять снег, вода в реках прибывает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Поясняя слова п оставили меня стеречь виноградники , Мидраш говорит: «Сделали меня, говорит Моисей, судьей споров дочерей Иофора, а моего собственного виноградника я не стерег , то есть не имел возможность принять на себя дело моих братьев в Египте» Иерусалимская Библия видит здесь указание на времена вавилонского плена. Сыновья матери моей – халдеи, разрушившие Иерусалим и пленившие иудеев ( разгневались на меня , или сваряхуся о мне). Халдеи – братья Израиля, так как они потомки того родства, которое оставил в свое время в Уре Халдейском праотец Авраам. Халдеи поставили иудеев стеречь виноградники на «земле чуждей», подвергли их рабству в плену на реках вавилонских – собственного виноградника Святой Обетованной Земли я не стерегла. Как Адам и Ева не уберегли, не устерегли от змия рай, так Израиль не уберег виноградник своей истинной веры, постоянно впадая в идолопоклонство. А не устерегши свой виноградник, Израиль и вовсе лишился его, и теперь уже должен был в земле чужой возделывать чужие виноградники. Но хотя и очернился Израиль идолопоклонством, хотя и очернился, весьма пострадав в плену вавилонском, опалился солнцем – Навуходоносором, но красив мужем желаний Даниилом, красив бесстрашными тремя отроками, украшен Ездрою и Неемией, красив пробудившимся желанием народа к Богу отцов своих, к Ягве возлюбленному. 1:6 Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где пасеши? где почиваеши в полудне? да не когда буду яко облагающаяся над стады другов твоих. 1:6 Скажи мне, Ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Ягве – Пастырь Израиля ( Пс. 22:1 ), которого любит душа моя , то есть лучшие из народа израильского, а где-то в глубине души и каждый из них, оказавшихся у шатров и пастбищ чужих. И вот дщерь Сиона вопрошает Ягве: Где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? Скажи мне, Возлюбленный, где и как будешь пасти меня? Среди ли чужих людей в Вавилоне? Или в полдень , среди зноя? Здесь следует разуметь страдания, которые евреи должны были переносить в Вавилоне. Словами к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей Твоих? Израиль как бы с негодованием вопрошает о причине своего оставления и как бы так говорит: ведь другие пастыри не покидают своих овец; зачем же Ты, Ягве, оставляешь избранное стадо свое?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пророк Иеремия говорит жителям Иерусалима: «Учите дочерей ваших плачу и одна другую — плачевным песням» (Иер. 9, 20). Плач пророка Иеремии «На реках Вавилонских» над разоренным и опустошенным Иерусалимом — это, по учению св. отцов, символ плача христианина над своей поруганной грехом душой, над своим сердцем, порабощенным страстями, над своими добродетелями и духовными дарованиями, отведенными в плен и обессиленными царем Вавилонским — лукавым духом. Такой плач необходим каждому христианину. Один святой отец говорил, что надо считать тот день потерянным, в который не лились слезы покаяния. Этому плачу необходимо научиться еще в этой жизни, еще на земле. Может быть и слишком поздний плач. Это будет тот безнадежный плач в ином мире, о котором Господь сказал: «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12).  Глава 25. СОЗЕРЦАНИЕ И ПОСТИЖЕНИЕ НЕВИДИМОГО Мы ходим верою, а не видением. 2 Кор. 5, 7 Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. 2 Кор. 4, 18 Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий, Только отзвук искаженный Торжествующих созвучий? Вл. Соловьев Как пишет пастырь о. Иоанн С: «Невидимое играет первую роль во всем мире, во всех существах, и когда невидимое оставляет известное существо, это последнее теряет жизнь и разрушается, так что видимое в существах составляет без невидимого одну массу земли. Я и все люди живем невидимым началом». Бог, создавший невидимую душу человеческую, одарил ее способностью отрываться от окружающей ее действительности и жить воспоминаниями или воображаемыми образами. Как пишет проф. прот. В. Зеньковский: «Воображение есть огромная творческая, но и жуткая и страшная сила души. Но нет другого способа овладеть им, как только давая верное движение ему. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно — его нужно лишь правильно развивать. Надо дать воображению чистое и светлое движение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Пророк именует истукана лжеучителем, или пустым учителем (в пере­воде архим. Макария). И «песел», и «масеха» – пусты и лживы. Лживы не сами по себе, а той ложью, которую художник в них вложил. Вытесанные из дерева и камня, литые из металла, они лгут ложью человеческой. Через идола человек возвращается к самому себе, к своим порокам и заблуждениям и поклоняется им. И самое горько-смешное, что ваятель, делая немые кумиры, бессловес­ные по сравнению с ним же, существом словесным, полагается на свое про­изведение. Таков отпавший от Бога человек, лауреат премий и конкурсов, не в Боге полагающий свое основание, а в собственных произведениях. То, что для своего появления нуждалось в художнике и для своего бытия нуждается в уходе и реставраторах, становится опорой потерявшего опору человека. Таков был и Навуходоносор, надменный человек. Таков был Вавилон и царство его. Таково царство, несущее миру горе и несчастье. Где живой и вечный Бог, где Творец, если в мире царствуют идолы?!... Вселенский Пантеон, а где же Ты, Единый? Немые кумиры посылают своих всадников, несущих ложь и смерть, где же твои ангелы-вестники, Бог Живой? Так стонали на раз­валинах Иерусалима и на реках Вавилонских перед немыми идолами халдеев иудеи, имевшие Слово Божие. Так стонут словесные пред немыми и сегодня. И вот, звучит уже пятое горе: Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. В тот день много народа собралось у горы Кармил. С утра четыреста пять­десят жрецов Бааловых взывают: Ваале, услышь нас! Уже полдень, но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень пророк Божий Илья стал смеяться над ними: Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется. Бедные, жалкие жрецы – стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкнове­нию, ножами и кольями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, жрецы еще долго бесновались до времени вечернего жертвоприношения. Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пространство между жертвенником и храмом имело еще больше святости, так как в него не мог входить даже и священник с каким-либо телесным недостатком, или в разорванной одежде, или вкусивший вина. Сам храм стоял отдельно, и прежде чем войти в него, каждый священник должен был омыть руки и ноги. Но наконец, и в самом храме был наивысший центр святости, именно отделение, известное под названием «Святая святых», куда мог входить один только первосвященник, и то только однажды в году, в великий день умилостивления. Такой город, с его великой святыней, не мог пе быть предметом самого восторженного благоговения для иудеев. Любовь их к своей национальной святыне особенно возросла со времени их тягостного изгнания в Вавилоне. Об их чувстве в этом отношении ясно свидетельствует один псалом, в котором рассказывается, как пленники сидели и плакали на реках вавилонских, когда им приходилось вспоминать о Сионе 106 , и то же самое чувство благоговения к священному городу сказывается в известном веровании таргума, что тела праведных иудеев, умерших в чужих странах, подземным путем соберутся к горе Елеонской, чтобы там, на священной почве, принять участие в воскресении праведных. Где бы ни находился иудей, – а они были рассеяны по всем странам известного тогда мира, – взоры ото отовсюду обращались к храму и находили себе успокоение при виде своего национального святилища. В его пределах для них как бы заключалось их небесное и земное отечество. Со всех концов земли раздавался все тот же восторженно благоговейный вопль, который так торжественно выражен боговдохновенным псалмопевцем: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь перед лицо Божие? Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день, где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» 107 . Для иудеев всякой страны посещение храма было главной целью и славой всей их религиозной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.9 из  5) Прослушать стихотворение 1:31 В дни плена, полные печали, На Вавилонских берегах, Среди врагов мы восседали В молчаньи горьком и слезах; Там вопрошали нас тираны, Почто мы плачем и грустим: “Возьмите гусли и тимпаны И пойте ваш Ерусалим”. Нет! Свято нам воспоминанье О славной родине своей; Мы не дадим на посмеянье Высоких песен прошлых дней! Твои, Сион, они прекрасны! В них ум и звук любимых стран! Порвитесь струны сладкогласны, Разбейся звонкий мой тимпан! Окаменей язык лукавый, Когда забуду грусть мою И песнь отечественной славы Ее губителям спою. А ты, среди огней и грома Нам даровавший свой закон, Напомяни сынам Эдома День, опозоривший Сион, Когда они в веселье диком, Убийства шумные вином, Нас оглушали грозным криком: “Все истребим, всех поженем!” Блажен, кто смелою десницей Оковы плена сокрушит, Кто плач Израиля сторицей На притеснителях отмстит! Кто в дом тирана меч и пламень И смерть ужасную внесет! И с ярким хохотом о камень Его младенцев разобьет! 1830 год Псалом 136 Давида, через Иеремию 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; 2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. 3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». 4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой? 5. Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; 6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. 7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». 8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! 9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! Давиду Иеремием 1. На рекáх Вавилóнских, тáмо седóхом и плáкахом, внегдá помянýти нáм Сиóна: 2. на вéрбиих посреде егó обесихом оргáны нáшя. 3. Яко тáмо вопросиша ны пленшии нáс о словесех песней, и вéдшии нáс о пении: воспóйте нáм от­ песней Сиóнских.

http://azbyka.ru/fiction/podrazhanie-psa...

Рассмотрим теперь постановления касающиеся прелюбодеяния. В законах Ур-Намму мы встречаем несколько статей такого характера: «Если жена человека завлекла другого человека, и он спал о ней, он (т.е. муж) убьет эту женщину. В прелюбодеянии этом он (т.е. прелюбодей) будет свободен (от наказания). Если человек злонамеренно лишит невинности девственную рабыню другого человека, этот человек должен уплатить пять сиклей серебра». 166 В законах Хаммурапи говорится, что прелюбодеяние наказывается смертью обоих участников прелюбодеяния: «Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба». 167 Средне-ассирийские законы также устанавливают смертную казнь для прелюбодеев: «Если жена человека выйдет из своего дома и отправится к какому-либо человеку туда, где он живет, и он овладеет ею, то если он знал, что она жена человека, то этого человека, а также и женщину должно убить». 168 Согласно израильскому закону: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» ( Лев. 20:10 ). Мы видим, что во всех законодательствах прелюбодеяние карается смертной казнью. Разница только та, что если по закону Моисея впавших в прелюбодеяние побивали камнями, то по вавилонским законам участников прелюбодеяния бросали в воду. Несомненно, что эта разница не очень важна, если мы примем во внимание местные условия: вавилонянам, жившим при судоходных реках и многочисленных каналах конечно, удобно и вполне естественно было бросать преступников в воду, между тем как у евреев, живших в местах безводных, где каждый колодец был, как говорится на счету, наказание подобного рода не могло применяться. Что касается другого постановления даря Хаммурапи о прелюбодеянии, гласящего, что девица, подвергшаяся насилию, без собственного согласия, считается невинной (§ 130), то оно вполне совпадает с Моисеевым постановлением по тому же вопросу ( Втор. 22:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

«Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами, — так настраивает нас отец Кирилл на великопостный подвиг. — Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. Оплакивание грехов Церковь с оединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста — дело святое и весьма древнее. Пост — не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно». Одна из самых пронзительных проповедей была сказана отцом Кириллом после службы Пассии. Подробно описывает пастырь страдания Господа, заставляет нас всмотреться в Его раны, разделить Его душевную боль, но для чего? Для того чтобы вспомнили мы слова Господа, сказанные Им еврейским женщинам: Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 28–31). Отец Кирилл переводит фокус нашего внимания от созерцания Страстей Господних к нашему внутреннему миру. Чем наполнен он? Чем мы отличаемся от израильтян, о чьей участи сокрушается Господь, идя на крестную смерть? «Дорогие братия и сестры, эти слова непосредственно были сказаны народу иудейскому, но они имеют силу и в наши времена и для нас, христиан.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/13/slova_...

Спустя месяц после захвата халдеями Иерусалима (Иер.52:12), туда прибыл начальник телохранителей Навуходоносора Навузардан. Столица царства иудейского представляла тогда жилище мертвецов: все ворота ее опустели, пути к Сиону обезлюдели, священники изнывали, как в точиле истоптаны были юноши и девы Иуды (Плач Иер.1:1-15). Но город, стольный город потомков Давида, до того времени чудный и преславный, еще оставался, сохранял свое величие и красоту. Военачальники, покорившие его, не имели полномочий распорядиться его судьбой. Сам владыка халдеев колебался: с одной стороны он желал иметь в Иудейской земле опорный пункт для себя против враждебных поползновений египетского царя и Иерусалим, с его крепостною стеной мог быть полезен, а с другой стороны - не мог он не подозревать и опасности для себя, что всегда коварные и мятежные иудеи воспользуются этим крепким оплотом в своих изменнических видах. Последнее соображение пересилило: Навуходоносор послал Навузардана с поручением разрушить Иерусалим до основания его. Это окончательное, полное разрушение Иерусалима трогательно изобразил святой Иеремия, излив свою великую скорбь в стихах своего " Плача " . Гибель святого города глубоко потрясла сердца и Израиля, - начав свой искренний плач " на реках вавилонских " (Пс.136), они продолжают его и до наших дней, проводя день, посвящаемый памяти сего события, в посте и без обуви на ногах, - без сапог и башмаков в знак печали. Воевода Навузардан имел относительно святого пророка Иеремии особое повеление от своего властелина Навуходоносора - именно такое: взять его и наблюдать с нарочитым вниманием, чтобы он жил без утеснений, не делать ему ничего худого и предоставить ему во всем поступать, как он сам захочет (Иер.39:11-12). Навуходоносору известно было об Иеремии, об его предсказаниях и советах, какие давал он царю Седекии; потому он и дал Навузардану такое распоряжение о судьбе пророка. Святой Иеремия, во время осады Иерусалима содержавшийся в оковах под надзором во дворе придворной стражи, захвачен был халдеями в плен вместе с другими иудеями; по прибытии же в Иерусалим Навузардана он немедленно представлен был к этому полномочному распорядителю судьбы города и всего Иудейского царства и выслушал от последнего такую благосклонную речь: " Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие и сделал то, что сказал... Но вот тебя я освобождаю сегодня от цепей, которые на руках твоих: и если тебе угодно идти со мною в Вавилон - иди; а если не угодно тебе идти со мною - оставайся. Вся земля пред тобою, куда тебе угодно и куда нравится идти, туда и иди " (Иер.40:1-4). Иеремия выразил желание остаться в родной земле.

http://pravicon.com/info-2410

Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так истинного христианина все миролюбцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непотребного. Об этом говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин 15:19 ). Говорят, что море мертвые тела извергает вон, так и мир изгоняет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира. Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странствующему человеку хотя и скучно жить на чужой стороне, однако живет, ради нужды, по которой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отечество и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вавилонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, -» говорит Павел святой с верными ( 2Кор 5:2 ). Вот, что значит быть странником и пришельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр 13:14 ). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, – и так благодатью Божией спасешься. Спасайся. Просишь ты меня, чтобы я тебе написал что-нибудь для утверждения веры нашей христианской. – Хорошо. Это хотя и всегда, но особенно в нынешнее время нужно, когда много вымыслов человеческих возникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010